Притча про таланти

Евангелие. Притча о талантах

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Гал. 6, 9

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

По прошествии веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавшее некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.

Талант – дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника – все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Вот так в евангельской притче господин вручает своим рабам таланты: одному – пять, другому – два, третьему – один, каждому по его силе (Мф. 25, 14). Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние и удостоились похвалы: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Не таков оказался третий раб: получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: …я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24–25).

Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30). Постигшим смысл этой притчи ясно: так же поступит Господь господствующих и Царь царствующих с теми из нас, кто зароет в землю данные ему от Бога таланты.

Что значит зарыть талант в землю? Земля – это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству – только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Небесный Отец – строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют – и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом. «Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов – низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 13–27).

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них – это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

«Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает», – говорит святитель Тихон Задонский. И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, – и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие – от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, – словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд – радостью, а служение Господу и ближним – сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_______________

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – Официальный сайт Омской и Таврической епархии РПЦ. http://omsk-eparhiya.ru/slovo-v-nedelyu-16-yu-po-pyatidesyatnitse-o-vsekh-svyatykh

Версия для печати: Неделя 16 по Пятидесятнице.doc

Притча о талантах в детском толковании

Притча о талантах

По материалам ответа Роберта Киосаки

Очередное сомнение относительно отношения Бога к деньгам возникло у меня еще в детстве, когда мама одного из моих приятелей, которая была достаточно богата, но постоянно напоминала нам о том, что деньги являются злом, и по этому поводу я был очень удивлен тем фактом, что она до сих пор не отнесла свои деньги в церковь.

Тогда я еще не знал о том, что говорит Бог о желании стать богатым, и я начал разбираться в том, что можно ли из Божиих заповедей сделать вывод, что только бедные попадут в рай, а богатые пойдут в ад. Противопоставление денег и Бога меня просто преследовало.

Я долго искал ответ на этот вопрос, а нашел его в детском христианском лагере, куда к нам на летний сезон приехал молодой священник. У меня перед глазами до сих пор стоит тот момент, когда он приехал к нам в лагерь с гитарой в руках, голубых джинсах и ковбойских сапогах. Своим внешним видом он изрядно смутил пожилых священников, находившихся в лагере.

Я хочу вам напомнить, что все это происходило в начале 1960-х годов на Гавайях и одетых таким образом людей мы раньше видели разве что в кино и вполне естественно, что детская часть церковного лагеря его сразу же полюбила.

В отличие от остальных священников, которые занимались только тем, что читали нам нотации и проповеди, он пел вместе с нами песни и танцевал: вместо постоянного внушения нам чувства вины он так поставил общение с нами, что мы были рады и вес

Вместо проповедей и нотаций, он предложил нам песни и танцы. Вместо внушения нам чувства вины, он сумел добиться, чтобы мы были радостными и веселыми. Самым главным у нас был начальник лагеря, который в своих живописных одеяниях напоминал нам изрядно высохший фасолевый стручок и у меня в ушах до сих пор стоит его ворчливый голос, которым он нас постоянно предостерегал от плотских жизненных радостей.

И только незрячий не смог бы увидеть ту напряженность, которая не могла не возникнуть между ним и веселым и довольным жизнью приехавшим священником.

И вот однажды, когда мы вечером сидели у костра, я опять поднял не дающую мне покоя тему денег. Пожилой священник тут же включил свою обычную шарманку про те всем известные факты , что

«удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие»

и что

«корень всех зол есть сребролюбие»,

после чего я совсем пал духом и ощутил непомерную тяжесть вины из-за своего желания стать богатым.

А вот молодой священник решил подойти к этому спорному вопросу с другой стороны: он не стал осуждать любовь к деньгам, а решил рассказать нам притчу о талантах из Евангелия от Матфея, в которой рассказывается о богатом хозяине и трех его слугах.

Однажды богатый хозяин, отправляясь в путешествие , выдал своим слугам деньги в виде талантов. Первому он дал пять талантов, второму – два таланта, а третьему – один талант.

Слуга, который получил пять талантов, сразу же вложил их в дело и получил прибыль в десять талантов. Другому, которому дали два таланта, удалось заработать с их помощью еще два. А тот слуга, который получил один талант, не мудрствуя лукаво, просто закопал его в землю, вот откуда пошла сентенция «закопать талант в землю», правда, уже с другим смыслом.

И вот пришло время хозяину вернуться с далекой стороны и выслушать от слуг отчет об использовании выданных им денег. Тем слугам, которые вложили с прибылью данные им деньги, он сказал:

«Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина своего» (от Матфея, 25:21).

После этих слов молодой священник прервал свой рассказ и спросил нас:

— Возможно, что вы обратили внимание на фразу: «войди в радость господина своего?» Как, по-вашему, следует понимать эти слова?

Мы задумались в поисках ответа на этот вопрос. И вот одна маленькая девочка ответила:

— Этот хозяин хочет, чтобы мы имели достаточное количество денег и всякой всячины, он был бы рад, если бы мы были богатыми.

Молодой священник едва заметно улыбнулся, но ничего не сказал. Вместо ответа он продолжил свое повествование:

— А теперь послушайте, что сказал хозяину третий слуга, который решил закопать свой талант.

Он убрал свою гитару в сторону, достал Библию, открыл ее и прочел:

«Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (от Матфея, 25: 24-25).

После этого священник посмотрел на нас, чтобы удостовериться, что мы его слушаем, и сказал:

— Третий слуга сказал, что его хозяин жестокий человек и таким образом объяснил свою нерадивость.

-Так что же получается, выходит, что он обвинил своего хозяина? – опять спросила та же девочка.

Священник опять улыбнулся и прочел ответ господина нерадивому слуге:

«Лукавый раб и ленивый!» (от Матфея, 25:26).

— Почему хозяин назвал своего слугу лукавым и ленивым? –спросил кто-то из находящихся у костра, -Наверное это потому, что он ничего не заработал. Выходит так, что тот человек, который не хочет зарабатывать деньги, является лукавым и ленивым?

И снова молодой священник лишь улыбнулся, ничего не ответил, а вместо ответа продолжил читать притчу:

«Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал: Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я придя, получил бы мое с прибылью: Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов (от Матфея, 25: 26-28)

— Получается, что господин наградил работника, который принес ему наибольшую прибыль? –поинтересовался я.

-Ага, ты понял эти слова таким образом? – уточнил священник.

— По всей видимости, дело обстоит именно таким образом, — сказал я, — Естественно, что чем больше я могу заработать денег, тем больше мне будет даваться.

Молодой священник снова улыбнулся, промолчал и начал потихоньку играть на гитаре.

— А кто господин и хозяин в этой притче – наверное, Бог? – предположила одна девочка, — А мы, получается , его рабы и слуги?

— Из этой истории напрашивается вывод, что Господь Бог награждает богатых людей щедрее, чем людей бедных? – раздался еще чей-то голос.

— Если Бог – это хозяин из притчи, то выходит, что Господь Бог награждает богатых людей и наказывает бедных людей? – спросила моя соседка.

Увидев, какие выводы мы делаем из этой притчи, пожилой священник неодобрительно начал качать головой, а молодой священник продолжал что-то ненавязчиво наигрывать на гитаре, тем самым предоставляя нам возможность самим порассуждать, о чем повествует данная притча. Наконец, я услышал его голос, доносившийся до нас сквозь потрескивание костра и дым, столбом поднимавшийся в ночное, звездное небо:

— Какой, на ваш взгляд, можно сделать вывод из этой притчи о людях, которые имеют деньги, и о людях, которые их не имеют?

— Если человек не имеет денег, получается, что он ленивый? – предположил сидевший рядом со мной мальчик.

— Нет, так думать нельзя, — ответили ему, — Это не соответствует реальным положениям вещей . В нашем мире очень много бедных людей и не все они ленивые.

— Интересно, а что тогда могут означать слова: «войди в радость господина твоего»? Не означает ли это, что богатство должно приносить радость?

— Отнюдь, — возразил ему кто-то из детей. – Мои родители утверждают, что богатые лишены счастья. Папа говорит, что только бедный и хороший человек попадет в небесное царство, а мама говорит, что все зло от денег.

-Тише, тише, — послушав нас, наконец вступил в разговор молодой священник, чтобы загасить начавший было спор между нами. – Послушайте, о чем дальше говорится в этой притче.

Он отставил гитару в сторону и начал читать Библию:

«Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (от Матфея, 25 : 29).

В наступившей тишине особенно явственно было слышно, как потрескивал костер. Все сразу замолчали, даже оба священника, старый и молодой.

— Мда, получается, что богатые будут богатеть, а бедные — беднеть? – уточнил какай – то мальчик.

Оба священника ничего не ответили на этот вопрос.

Да где же она эта справедливость, — не унималась правдолюбивая девочка. – Ведь Господь должен помогать тем, у кого нет ничего. Где же Его милость к бедным людям.

— Да, что-то тут справедливостью и не пахнет, — сказал еще кто-то. – Как же так получается, что у имеющего человека и еще приумножится, а у не имеющих людей отнимется даже то, что есть. Ну, это уже совсем чересчур, как говорится, ни в какие ворота…

-Это что же получается, что бедные люди очень плохие? – послышался чей-то негромкий голос. В наступившей темноте я уже не смог разглядеть лица говорившего.

Мы вели неспешный разговор до тех пор, пока костер полностью не выгорел, после чего молодой священник, заливая оставшиеся угольки водой сказал нам:

— Пора идти спать. А вы перед сном подумайте над этой притчей и найдите свой ответ на нее: Одни из вас утвердятся в своей идее о том, что деньги в его жизни не имеют никакого значения. Кто-то будет думать, что все зло в этом мире происходит от богатых людей, а вот у бедного человека гораздо больше шансов попасть в небесное царство. Отнеситесь к этому очень серьезно, потому что какой бы ответ из этой притчи вы для себя ни нашли, возможно, что он определит всю вашу оставшуюся жизнь.

Правда, тогда, у костра, я не до конца понял сокровенный смысл этой библейской притчи, но все-таки для меня дошло, что господин дает деньги тому, кто умеет их приумножать и получать дополнительную прибыль. Мне показалось, что этот хозяин и господин может делать деньги буквально из ничего. Выходит, что он обладает изобретательным умом, а его творчество просто бесконечно, и, следовательно, и денег он сможет создать бесконечное множество, причем в таком количестве, что их хватит на всех.

Радость хозяина и кроется в этом его творчестве и изобилии. Жаль, что я так до сих пор и не разобрался, что же произойдет с теми людьми, которые не умеют или не хотят приумножать деньги. Конечно, кое-какие соображения у меня на этот счет имеются, а вот слова молодого священника, сказанные нам на сон грядущий, оправдались в полной мере.

Я для себя в ту ночь нашел ответ, который определил всю мою последующую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *