Притча про трудолюбие

ТРИ ТОВАРИЩА
Курдская сказка
Трех товарищей в дороге застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймет, кто же из них за старшего.
Спросил одного:
— Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
— Эти двое — ослы, — ответил гость, — им со мной рядом сидеть не положено.
Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:
— Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.
— След моей ноги дороже их голов, — ответил гость, — они — собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего:
— Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.
— Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.
Хозяину понравился этот ответ:
— Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:
— Накройте три стола. На один положите сена, на другой — костей, а на третий — все, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит:
— Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано…
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
• Как вы думаете, изменятся ли двое товарищей после «угощения» хозяина?
• Если вы сталкиваетесь с неуважительным отношением людей друг к другу, что вы предпринимаете?
• Докажите примерами из жизни, что умение уважать — основа дружбы.
КТО ДОБРЕЕ?
Курдская притча
Однажды падишах спросил у своего везира:
— Везир, как ты думаешь, — кто добрее — богач или бедняк?
— Будь в здравии, падишах. Когда человек богат, тогда он и добр. А бедному с чего быть добрым? Падишах возразил ему:
— Нет, ты не прав. Доброта — от сердца, если человек не обладает таким сердцем, пусть он хоть, утопает в богатстве, никому добра не сделает.
Везир промолчал, но остался при своем мнении. А падишах решил испытать его.
Вечером переоделся он в одежду дервиша, закинул за плечо суму, взял в руки посох и пошел прямо к дому везира. Постучался и дверь. Дверь открыл везир:
— Хозяин, бога ради, пусти переночевать, негде мне голову приклонить, да и голод терзает меня.
Взглянул везир на лохмотья нищего и оттолкнул его.
Отошел падишах от дома везира, огляделся. Видит-недалеко огонек светится. Подошел поближе, заглянул в окно. А в дома старуха с сыном сидят за столом. Постучался падишах. Открыла старуха дверь, а дервиш и просит:
— Матушка, не приютишь ли ты меня?
— С радостью, сынок. Правда, тесновато у нас, но место и тебе найдется.
Помогла старушка гостю снять обувь с ног, усадила поудобнее и спрашивает:
— Сынок, скажи мне, чего бы ты хотел поесть?
— Матушка, я ем только бараньи почки и ничего больше. А сын хозяйки был пастухом и в этот год за работу получил ягненка. Отозвала она сына в сторонку и шепнула ему на ухо:
— Сынок, нам придется зарезать ягненка. Пусть гость наш поест досыта. Угостили они дервиша бараньими почками. Утром нищий попрощался с гостеприимными хозяевами, запомнил их дом и ушел.
На следующее утро падишах призвал в свой диван всех приближенных. Пришел и везир. Падишах обратился к нему:
— Ну, везир, помнишь наш вчерашний разговор, кто же все-таки добрее?
— Падишах, да будет Всевышний доволен тобой, я не изменил мнения: только богатый человек способен сделать добро, бедняку оно не по карману.
Тут велел падишах привести во дворец старуху и ее сына. Старуха испугалась, подумала: «Наверное, с нашим вчерашним гостем что-то случилось. Может быть, видели, как он к нам заходил, вот и донесли падишаху».
Вошли мать с сыном во дворец, поклонились падишаху, он предложил им сесть. Падишах попросил всех присутствующих внимательно прислушиваться к его беседе.
— Везир, так что значит добро?
— Будь в здравии, падишах. Я ведь уже говорил тебе, что добро можно сделать, если есть богатство, нет его — как оказать добро? Тут падишах и промолвил:
— Везир, добра у тебя достаточно. Почему же ты не пустил ночевать бедного дервиша? Падишах не стал ждать ответа и повернулся к старушке:
— Матушка, ты бедна, не так ли?
— Да, сынок.
— И ягненок был всем твоим имуществом?
— Да, сынок.
— Люди добрые, — обратился падишах к присутствующим, — вчера я был гостем этой старушки и сказал, что ем только бараньи почки. Ради гостя эта женщина и ее сын зарезали своего барашка. Теперь, везир, ответь, кто богаче — она или ты? И кто добрее?
Не нашелся везир, что сказать.
Велел тут падишах переодеть сына старухи в одежду везира,— а везира — в одежду бедняка и отправил его жить в дом старухи. На прощание падишах сказал везиру:
— Добро делает человек с добрым сердцем, будь он богат или беден.
Вопросы и задания к сказке:
• Смогли бы вы поделиться последним с каким-либо человеком? Делился ли с вами кто-либо чем-то последним? Что вы испытывали в этот момент?
• Как вы думаете, почему падишаха так интересовал вопрос о том, кто добрее: бедный человек или богатый?
• Если бы все правители были подобны падишаху, как это отразилось бы на жизни людей?
• Согласны ли вы с мнением падишаха, что «добро делает человек с добрым сердцем, будь он богат или беден»? Приведите примеры из жизни, подтверждающие это.
• Как вы думаете, если бы старуха приняла бедного дервиша, но накормила его более скромно, оценил бы он ее поступок?
• Как вы думаете, изменит ли богатство и власть сына старухи?
• Как вы думаете, изменится ли везир, после того как поживет в бедности?
• Как вы думаете, нужно ли человеку, долгие годы жившему в бедности, учиться жить в богатстве и, наоборот, богатому учиться жить в бедности? Чему научиться труднее?

О работе и отношении к деньгам

Один торговец ежедневно давал своему сыну один аббаси (персидская серебряная монета) и говорил: — Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги. Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца. Однажды торговец сказал своим родственникам: — Если мой сын придет к вам и попросит денег, не давайте. Затем он позвал сына и обратился к нему со словами: — Иди сам зарабатывай деньги, принесешь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой. Сын пошел к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив один аббаси, принес эти деньги отцу. Отец сказал: — Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги. Сын ответил: — Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется. Отец ответил: — Сколько раз я давал тебе по одному аббаси, а ты уносил его и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.

Как волка уму-разуму учили

Косил мужик сено. Утомился и присел под куст отдохнуть. Достал кошелку и решил закусить. А тут волк поблизости случился. Почуял волк запах пищи и вышел из леса. Видит волк — косарь под кустом сидит, закусывает. Подошел к нему, спрашивает:

— Что ты ешь?

— Хлеб.

— А он вкусный?

— Очень.

— Дай мне попробовать.

— Ну, пожалуйста.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

— Никогда такого вкусного да еще с тмином хлеба не ел. Всю Беларусь вдоль и поперек прошел, а не ел такого. Наверно, у тебя какой-то он особенный.

— Ты угадал, — сказал косарь, — этот хлеб минским зовут.

— Хотел бы и я минский хлеб каждый день есть, — вздохнул волк. — Посоветуй, добрый человек, где его доставать.

— Добро! — говорит косарь. -Так и быть, научу тебя, как этот хлеб доставать. И стал он учить волка:

— Перво-наперво землю вспаши…

— Тогда и будет хлеб?

— Экой ты быстрый! — засмеялся косарь. — Подожди еще! Землю надо забороновать…

— И можно хлеб есть? — торопился волк, виляя хвостом.

— Да что ты, подожди еще! Надо еще рожь посеять…

— Тогда и будет хлеб? — опять переспросил волк, облизываясь.

— Да что ты! Дождись, пока рожь взойдет, зиму перезимует, в весну зазеленеет, летом зацветет, колос нальется — только тогда созревать будет…

— Ох, — вздохнул волк, — очень уж долго… А тогда уж я вволю наемся хлеба?

— И можно будет есть?

— Ох, какой ты нетерпеливый! Снопы надо обмолотить, зерна в мешки ссыпать да на мельницу свезти, потом смолоть…

— И все?

— Нет еще, не все! Муку надо замесить, дождаться, когда тесто подойдет. Потом хлебы сделать да в горячую печку посадить.

— И будет хлеб?

— Вот когда испечется, тогда и будет хлеб. Задумался волк. Почесал лапой в загривке и говорит:

— Нет, эта работа не по мне. Посоветуй лучше, как легче хлеб добывать.

— Ну коли не желаешь трудного хлеба есть, ешь легкий… Иди в луга. Там конь пасется.

Пришел волк в луга. Увидел коня, поднял шерсть на спине, оскалился и говорит ему:

— Конь, а конь! Я тебя съем!

— Что ж, — отвечает конь, — ешь. Только сперва с задних ног подковы отдери, а то зубы обломаешь…

— Твоя правда, — согласился волк.

Нагнулся он подковы отдирать, а конь как даст ему копытом в зубы…

— Гуси, а гуси, я вас съем!

— Ну что ж, — загоготали гуси, — ешь! Но сперва сослужи нам перед смертью одну службу.

— Какую!

— Спой нам, мы потанцуем.

— Только-то?! Это можно. Петь я мастер!.. Сел волк на бугорок, задрал голову и давай выть. Тем временем гуси улетели. Слез волк с бугра, проводил гусей взглядом и не солоно хлебавши пошел в свою берлогу. Тем временем косарь закончил косьбу и возвращался домой. Идет и вдруг слышит: где-то поблизости волк плачет и про себя говорит:

— Хватит, попробовал легкого хлеба! От него и помереть недолго…

Притчи – как зеркало: помогают нам увидеть себя настоящих. Правда, нужно быть искренним, чтобы посмотреть на себя со стороны и признать свои слабости. Зато на горизонте – бесконечный путь к совершенству. Кстати, о совершенстве тоже есть притча. С нее и начнем.

О перфекционизме

Однажды гончар разделил учеников на две группы и дал им такие задания. Ученики из первой группы должны были слепить один горшок, но приближенный к совершенству, очень высокого качества.

Ученики второй группы должны были вылепить по 50 горшков, и качество было неважно – главным было количество.

Когда эксперимент завершился, обнаружилась любопытная закономерность: горшки студентов, которые «халтурили», оказались более высокого качества.

Почему?

Потому что они получали опыт с каждым новым горшком, учились на ошибках и совершенствовались.

О системном подходе к решению проблемы

Решил один царь посмотреть, каковы по натуре его подданные. Взял и положил на дорожной развязке огромный камень.

Поданные проезжают развязку с повозками и телегами и чертыхаются. Ворчат и царя ругают: почему он не уберет камень с дороги?

А царь спрятался в кустарнике за дорогой и наблюдает.

Вот подъехал к перекрестку человек с повозкой, запряженной мулами. Посмотрел на камень, вздохнул. Распряг мулов.

Насобирал веток, подложил под камень, накинул на камень ремни и с помощью мулов стащил препятствие с дороги. Смотрит, а под камнем лежит кошелек с золотом. И в кошельке записка: «Награда тому, кто умеет преодолевать препятствия». А про системный подход в решению задач мы уже от себя добавили – нам кажется, это тоже важно.

О том, что нужно внятно ставить задачи

У женщины прохудился сосуд, в котором она готовила еду в печи. Сосуд был из металла, и женщина принесла его кузнецу. «Почини сосуд, в нем дыра», – сказала женщина.

Кузнец повертел сосуд в руках, замазал дырку глиной, сверху закрасил и вернул женщине.

Она начала варить в сосуде суп. Краска слезла, глина отлетела, суп вылился из сосуда.

Женщина пришла к кузнецу с претензиями.

– Женщина, я думал, ты в сосуде будешь хранить крупу или горох, поэтому починил его глиной. Если бы ты сразу сказала, что будешь использовать его для воды, я бы поступил по-другому.

О том, что не надо радоваться, когда коллеги перегружены работой, потому что проблемы – общие

Шел с базара человек, и была с ним лошадь и осел.

Всю поклажу человек возложил на осла. Идет осел, кряхтит, потеет, просит лошадь, чтобы она ему помогла, взяла часть поклажи на себя. Лошадь подсмеивается: «Еще чего».

Через полчаса осел совсем взмолился: «Лошадь, помоги, я скоро совсем упаду».А лошадь веселится: «Давай, давай, осел! Тащи!»

Осел прошел еще сто шагов и упал, обессиленный. Человек покачал головой – и переложил поклажу на лошадь. А осел поднялся и пошел дальше уже налегке.

О том, что при постановке целей важно быть информированным

Одним холодным весенним днем ползла улитка на вишневое дерево.

Ползет-ползет, несмотря на холод и ветер, не останавливается.

Над ней смеются птицы: куда она ползет, дерево-то пустое!

Один воробей подлетел к улитке поближе и спрашивает:

– Слушай, ты куда ползешь?

– Я ползу за вишнями.

– Глупая улитка. Какие вишни? Посмотри на дерево – нет на нем вишен!

– Когда я доползу, будут, – буркнула улитка и продолжила путь.

О креативном подходе

Однажды вечером инженер дома делал сложный чертеж. А рядом играл его маленький сын. Играл и мешал: то вопрос задаст, то смеется громко, то под ногами крутится.

Инженер решил ребенка занять. Взял старый журнал, вырвал оттуда страницу с картой мира, порвал ее на кусочки и отдал сыну.

– Вот, собери из обрывков карту. Сделаешь – куплю тебе мороженое.

По правде говоря, инженер думал, что задание отвлечет сына на несколько часов. Поэтому он очень удивился, когда сын через полчаса принес ему склеенную страницу.

– Как тебе это удалось?!

– С обратной стороны страницы была большая картинка человека, которую собрать было легче, чем карту. Я собрал человека, потом перевернул страницу, и получилась карта.

Мороженое ребенок съел с удовольствием.

О том, что проблемы нужно решать, а не сокрушаться по поводу их наличия

Один профессор так учил своих студентов.

Он взял в руки стакан, наполненный водой, и стал его держать на вытянутой руке.

– Как вы думаете, что будет, если я так простою минуту?

– Вам будет неприятно.

– А если я так простою час?

– Рука затечет и удерживать стакан будет тяжело.

– А если я так день простою?

– Наверное, рука так занемеет, что может начаться паралич.

– А вес стакана меняется в зависимости от времени, сколько я его держу?

– Нет, не меняется.

– И что мне нужно сделать, чтобы у меня не случился паралич?

– Поставить стакан на стол!

Профессор с облегчением поставил стакан на стол и сказал:

– Вот так и с решением проблем. Чем дольше вы думаете о проблеме, тем тяжелее вам становится. Единственное, что может вас избавить от напряжения – это действие.

О том, что у каждого – свои способы схалтурить, и не надо думать, что ваши способы – лучшие 🙂

У крестьянина с бакалейщиком сложилось сотрудничество. Крестьянин делал для бакалейщика масло, а взамен получал другие продукты, чтобы кормить семью. Масло он отдавал бакалейщику в виде больших кругов весом ровно в 1 килограмм.

Бакалейщик принимал-принимал масло, а потом вдруг решил проверить, действительно ли каждый круг весит кило. Взвесил – и обнаружил, что круг весит 900 граммов.

Взбешенный, он примчался в хижину крестьянина и стал кричать на него.

– Ты обманывал меня все это время! Твое масло весит меньше нормы! Ты – мошенник!

На что крестьянин ответил:

– Я – бедный человек, у меня нет весов. В качестве эталона я использовал килограмм сахара, который ты мне дал однажды.

О здоровой конкуренции

У одного фермера однажды спросили, как ему удается выращивать кукурузу такого высокого качества, что она все время побеждает в конкурсах на лучший продукт.

– Я беру лучшие початки из прошлогоднего урожая и раздаю соседям на посев.

– Зачем?! Они же тоже участвуют в конкурсе!

– Если у соседей будет плохая кукуруза, пыльца с их полей попадет на мои посевы, и их качество станет хуже. Если я хочу получить хороший урожай, я должен заботиться и о соседях тоже. А как каждый из нас будет ухаживать за урожаем – это другой вопрос.

О секрете успеха

Одного миллионера спросили, как ему удалось добиться успеха.

– Просто я был очень терпелив.

– Но я могу назвать массу областей, в которых этот принцип не работает! – воскликнул один журналист.

– Например?

– Например, можно сколько угодно носить воду в решете – но результата не будет.

– Вы не правы, молодой человек, – ответил миллионер. – Просто дождитесь зимы.

О том, что ценность навыков определяется ситуацией

Один философ плыл на корабле. Однажды ему довелось побеседовать с матросом.

– Что ты знаешь о философии? – спросил философ матроса?

– Ничего.

– Тогда ты полжизни прожил напрасно, – сказал философ со снисходительной улыбкой.

В один из дней началась буря. Философ сидел в каюте, съежившись от страха. Когда к философу заглянул матрос, бодрый и спокойный, он увидел, что от уверенности философа не осталось и следа.

– Не бойся, – сказал матрос, – буря не такая страшная, и берег уже на горизонте.

– Я не умею плавать, – дрожащим голосом сказал философ.

– Ты мне сказал, что я потерял полжизни, ничего не познав о философии. Не умея плавать, ты рискуешь потерять свою собственную жизнь.

И совсем коротко.

***

Одному ученику, который активно критиковал всех вокруг, наставник сказал:

– Если ты стремишься к совершенству, начни с себя. Проще самому надеть сандалии, чем устилать коврами весь мир.

***

Когда бог слепил человека из глины, у него остался один комок лишнего материала. Бог спросил человека: «Что тебе слепить из оставшейся глины?». «Счастье», – ответил человек. Тогда бог взял комок и вложил его человеку в руки.

***

Птица, сидящая на ветке, не боится, что ветка сломается – потому что знает, что у нее есть крылья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *