Притчи Иисуса Христа с толкованием

Господь Иисус часто рассказывал занимательные истории своим ученикам, чтобы в доступной форме донести мудрость до простых сердец. Их принято называть притчами, «земными историями с небесным значением». Они помогают нам понять Бога и самих себя. Поэтому и дети очень любят притчи, ведь в них сочетаются простота повествования и глубина смысла.

399 р Журналист и писатель, автор-составитель более десятка популярных сборников притч Клюкина Ольга написала такую книгу, которую дети будут с удовольствием читать и много раз перечитывать, а замечательные картинки помогут создать атмосферу игры.

***

Назидательные истории отличаются и простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, Иисус рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле.

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Причина, по которой Христос выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-13)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими притчами Иисуса Христа и их толкованием в пересказе для детей:

1. Притча о пшенице и сорняках (о добром семени и плевелах)

Мф. 13:24-30, 36-43

«С чем можно сравнить Царство Божие? Допустим, человек посеял на своем поле семена пшеницы, а ночью, когда все спали, его враг посеял на том же поле сорняки. Спустя некоторое время пшеница взошла вместе с сорняками, и удивленные слуги стали спрашивать хозяина поля: «Господин, ведь ты сеял пшеницу – откуда же взялись сорняки? » Хозяин ответил, что это сделал его враг.

Тогда слуги предложили выполоть сорняки, но хозяин запретил это делать: вместе с сорняками они могли выдернуть и пшеничные колосья: «Пусть это все растет, пока не начнется жатва. Тогда я и скажу жнецам: соберите сорняки в пучки и сожгите их, а пшеницу уберите в закрома»».

Потом, по просьбе учеников, Иисус разъяснил смысл притчи: сеющий пшеницу – это Он Сам, поле – это мир, в котором мы все живем, семена пшеницы – это дети Царства Божия, сорняки же – это приспешники зла, их посеял дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы Божии.

Точно так же, как собирают и сжигают сорняки, в конце мира Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они отыщут всех, творивших зло и соблазнявших людей на плохие поступки. И будут они брошены в огненную печь, где их ждут великие мучения. А праведники будут сиять, как солнце, в Царстве Божием!

Толкование священника Константина Пархоменко:

«Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами.

Слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам».

2. Притча о богаче и нищем Лазаре

Лк. 16:13-31

Иисус убеждал фарисеев, что нельзя одновременно служить Богу и гоняться за богатством – одно всегда будет мешать другому. Фарисеи же, которые любили деньги, лишь смеялись над словами Иисуса. Тогда Он предупредил их:

«Вы хотите выглядеть праведниками перед людьми, но Бог знает, кто вы есть на самом деле. Что ценят люди, то ненавистно Богу».

И рассказал притчу:

«Жил один очень богатый человек – он носил дорогие одежды, каждый день устраивал роскошные пиры. У ворот же его дома лежал нищий по имени Лазарь. Лазарь питался объедками, которые бросали ему; тело нищего было покрыто язвами, которые облизывали собаки.

И вот пришел день, когда Лазарь умер. Ангелы подхватили его и усадили на почетное место близ Авраама. Потом умер и богач, но он попал в ад. Корчась в муках, богач вдруг увидел вдали Лазаря рядом с Авраамом и закричал: «Отец мой Авраам! Смилуйся надо мной и вели Лазарю дать мне глоток воды – мои мучения ужасны».

Но Авраам ответил ему: «Вспомни – тебе довелось испытать в жизни удовольствия, а Лазарю доставались одни несчастья. Пусть же теперь он утешится, а ты пострадай. Кроме того, вас все равно разделяет бездна, которую невозможно перейти». Тогда богач попросил: «Прошу тебя, пошли Лазаря в дом моего отца, и пусть он все расскажет моим пятерым братьям – я не хочу, чтобы они мучились, как я».

«У них есть Закон Моисеев и писания пророков – пусть их слушают». «Да это что! Вот если бы кто из умерших явился к ним, тогда бы они раскаялись в грехах! » – воскликнул богач.

«Если они Моисея и пророков не слушают, – возразил Авраам, – то пусть даже кто и воскреснет – они все равно не поверят»».

Толкование:

В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах.

Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.

3. Притча о десяти девах

Мф. 25:1-13

Объясняя ученикам, что такое Царство Божие, Иисус рассказал им притчу о десяти девах:

«Десять девушек встречали жениха. У каждой из них был в руках светильник. Но пять девушек были неразумны и не захватили кувшинчиков с маслом, чтобы поддерживать огонь. Другие же пять были умными и не забыли взять масло. Вышло так, что жених задержался в дороге, и девушки в ожидании его задремали. Когда уже наступила полночь, кто-то крикнул: «Жених появился! Идите, встречайте его! »

Девушки проснулись; светильники уже их догорали. Умные снова разожгли их, а неразумные начали просить: «Дайте нам масла – а то наши светильники погасли». Умные же им ответили: «Чтобы хватило масла и нам, и вам, сходите лучше и купите».

Неразумные побежали покупать масло, а умные тем временем встретили жениха, прошли с ним в комнату, где должен был начаться свадебный пир, и дверь за ними захлопнулась. В этот момент вернулись неразумные девушки и начали просить: «Господин, господин! Открой нам дверь! » Он же сказал им в ответ: «Нет, я вас не знаю»».

«Так что будьте все время начеку, — закончил Иисус, — потому что неизвестен день и час, когда придет Сын Человеческий».

Толкование:

Брачный пир в сюжете был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю, жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы — это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».

Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».

Зачем нужны притчи про жизнь?

Каждый из нас с младых ногтей, пусть и неосознанно, начал своё знакомство с притчами – короткие рассказики о вымышленных героях, которые несли в себе поучение и мораль, обязательно рассказывала каждая мама. И если в детстве это воспринималось как часть воспитания, родительского наставления, то во взрослой жизни притчи открываются совсем с другой стороны. Помимо очевидного смысла, который таит в себе произведение, появляются всё новые и новые грани, подтексты, способные показать всю глубину морали.

Главной особенностью притч, помимо осмысленного содержания и маленького объёма, служит их своеобразная бесконечность – если рассказы или повести интересны только при первом прочтении, то философские притчи про жизнь можно перечитывать неограниченное количество раз, и с каждым прочтением они будут становиться всё интереснее. Они ненавязчиво, метафорично открывают читателям глаза на то единственно важное, что есть в мире – добро, взаимопонимание и духовность. Причём абсолютно не важно, сколько лет назад была создана притча – пять лет или пять столетий назад, – она не теряет своей актуальности, как не становятся ненужными или неважными моральные ценности, передающиеся из поколения в поколение.

Притчи о жизни и мудрости: с чего начать знакомство?

В контексте современности литература перестала играть первостепенную роль – на смену печатным изданиям пришёл интернет, мобильные телефоны, электронные книги и прочие гаджеты. Конечно, и эта техника при разумном использовании способна принести много благого – в считанные секунды отыскать нужную информацию, рассказать абсолютно любое произведение, какого бы года и происхождения оно ни было. С другой стороны, ни один девайс не способен создать волшебную ауру, которая появляется в тот момент, когда открываешь книгу. Именно поэтому читать притчи о жизнилучше в печатном варианте – это поможет прочувствовать всю силу слова, тактильно ощутить мягкость страничек, вдохнуть особый типографский аромат и впитать каждое слово, сказанное в притче.

Впрочем, нет ничего крамольного, чтобы черпать мудрость веков онлайн – как бы ни парадоксально это звучало, в сети есть множество действительно ценных и глубоких сборников притч, которые позволят окунуться в мир нравственности и духовности, сделать шаг навстречу более осознанному восприятию самого себя и приблизиться к познанию истинных ценностей.

Красивые притчи о жизни очень нравятся маленьким слушателям и читателям – детская душа особенно тонка и чувствительна, поэтому такие произведения не могут не найти в ней отклика. Поэтому заботливые родители, стремящиеся воспитать свое чадо полноценной и духовно развитой личностью, должны начать знакомство с таким жанром с первых лет жизни крохи. Такое воспитание будет полезно не только малышу, но и самим родителям – лёгкие, добрые и поучительные притчи объяснят ребёнку то, что не получится донести напрямую, а взрослому напомнят о том, как важна душа.

5 причин читать притчи о жизни

  1. Такие произведения позволяют взглянуть на жизнь под другим углом, направить сознание в нужном русле, сделать шаг на пути к саморазвитию и пересмотреть собственные ценности.
  2. В моменты особых душевных переживаний нет ничего лучше, чем притчи о жизни и мудрости. Они подскажут, как поступить в той или иной ситуации, поделятся мудростью веков, помогут открыть глаза на происходящие события.
  3. От этих мини-рассказов так и веет добром и светом. Здесь вы не найдёте серости, уныния, жестокости и брани – рассказы преподнесены таким образом, что выглядят скорее позитивными историями о чужом опыте, нежели наставлениями.
  4. Такой сборник станет отличным антидепрессантом от стрессов и тоски, грусти и немотивированной тревожности. Вечер, проведённый с книгой притч, снимет напряжение прошедшего дня, наполнит душу светом и какой-то непередаваемой верой в прекрасное, поможет самому стать терпимее к окружающим и понять то, что до этого момента было скрыто.
  5. Притчи должны стать настольной книгой любого родителя – эти мини-рассказы смогут объяснить то, что не под силу преподнести своими словами. Как объяснить, что такое Бог? Как донести до ребёнка, что ранить словом можно больнее, чем делом, а помощь ближнему должна быть в порядке вещей? Только с помощью мудрых притч!

Красивые притчи о жизни: урок нравственности или познавательная литература?

Каждая притча – это своего ода маленький ларчик, в котором хранится мораль. И хотя их разнообразие безгранично, как безграничны и духовные материи, наиболее популярные повествования затрагивают следующие аспекты:

  1. Счастье. В чём действительно заключается настоящее счастье, не лощёно-поддельное, показное, а маленькое и трогающее душу до слез? В чём-то далёком, недостижимом или же в простых мелочах? Ответы на эти вопросы можно найти в притчах.
  2. Об отношениях. Конечно же, ни одно повествование не обходится без описания взаимоотношений между людьми. Дружеское плечо, подставленное в нужный момент, поддержка постороннего человека, добрый поступок по отношению к незнакомцу – именно это действительно ценно.
  3. Мечты. Не спутать желание и мечту, не отказаться от мечты во имя сиюминутного блага – значит сделать первый шаг на пути к успеху.
  4. Правильно расставленные приоритеты. В суете современных мегаполисов так сложно заметить то, что действительно важно – любящий взгляд близкого, улыбку на лице прохожего, первый цветок, распустившийся по весне. Обращайте внимание на прекрасное, чтобы сделать свою жизнь чуточку счастливее!
  5. Отношение к деньгам и карьере. Так ли важны финансы, как мы привыкли считать. Неужели покупка 101 сумочки важнее пары часов, проведённых в кругу семьи? Неужели стоит работать без передышки ради отдыха на заморском побережье вместо того, чтобы проводить выходные рядом с теми, кто так сильно этого ждёт? Работать, чтобы жить или жить, чтобы работать? Не ошибитесь в выборе, чтобы не упустить действительно важное!

Этот список можно продолжать бесконечно – народная мудрость, собранная в притчах воедино, не имеет границ.

Мудрые притчи о смысле жизни

Ради чего каждое утро вы встаёте по утрам, идёте на нелюбимую работу, просиживаете в офисе с 9 до 18, слушаете недовольные замечания босса, стоите в пробках, а потом срываетесь на близких из-за усталости и опустошения? Неужели в этом и есть ваше истинное предназначение? Притчи помогут найти ответы на эти непростые вопросы.

Притчи о жизни созданы, чтобы напомнить человеку о том, что действительно важно. Недаром многие сборники открывает фраза, которая уже давно потеряла своего автора и стала народной: «Притчи — настоящее искусство слов попадать прямо в сердце». Поиски смысла жизни считаются одной из важнейших задач человека в самопознании. Чтобы не растеряться на этом нелёгком пути, время от времени берите в руки сборник этих мудрых рассказов, чтобы не забыть о чём-то важном.

IV городская научно-практическая конференция

Магнитогорского научного общества учащихся

«Первые открытия»

Направление (секция): гуманитарные науки (литература)

Тема: Долгая жизнь короткого рассказа, или

особенности жанра притчи

Учреждение:

МОУ «СОШ № 63», 5 класс

Автор работы:

Яковлева Полина

Научный руководитель:

Красильникова Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Магнитогорск

Введение……………………………………………………………….………..…3

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16

Введение

Уроки литературы, на мой взгляд, могут называться уроками жизни. Здесь, каждый обретает опыт чужих проступков, ошибок. Мы получаем право здесь не только наблюдать, делать выводы, но и анализировать дошедшие до нас сюжеты. Мы поняли, что литература – это не замкнутая сфера деятельности избранных авторов, это открытое пространство, отображающее всё, волнующее общество. Подобно живому организму литературный мир взрослел, креп, переживал кризисные ситуации и обязательно побеждал, чтобы каждый имел возможность с ним встретиться.

Однако, существуют жанры, оставившие нас, ушедшие, возможно навсегда. Среди них мы назовем былины, исторические песни, думы, баллады, предания. Но наряду с ними существуют жанры, оставшиеся популярными и сегодня. Это: романы, рассказы, повести, драмы. Но я хотела бы посвятить свою работу особому жанру литературы – притче. На мой взгляд, именно этот жанр может стать символом сквозь века тянущейся связующей нити.

Вбирая в себя опыт самых разных людей, притча объединяет всех нас своим вневременным смыслом. И позволяют ей добиться такого долгожительства (это гипотеза нашей работы) именно изобразительно-выразительные средства речи.

Мое внимание привлекла притча еще и потому, что в современное время она становится еще более востребованной и нужной. Короткий, наполненный глубоким смыслом рассказ, пережил века, чтобы донести до нас человеческую мудрость.

Долгая жизнь короткого рассказа – так, мы сформулировали тему представленного исследования, заложив уже в само название противоречие, волнующее нас. В чем причина такого долгожительства жанра? Почему статичные, лишенные развития каноны жанра не погубили его, а напротив упрочили его положение. В чем секрет того, что лаконичные истории прошлого звучат актуально в современное время – так, мы сформулировали ведущую проблему нашего исследования.

Цель работы: раскрыть жанровые особенности притчи.

Для реализации цели мы ставим следующие задачи:

— познакомить со строением сюжета притчи;

— раскрыть своеобразие средств художественной выразительности в речи притчи;

— проанализировать выбранную притчу с точки зрения ее структуры, образных средств языка.

Актуальность работы мы видим в активном обращении современного общества к притчам, отыскивая в них зерно истины.

Новизна нашего исследования заключается в том, что мы постараемся раскрыть смысл отдельной притчи через выразительные средства языка.

Объектом исследования является сама притча как жанр.

Предметом исследования является анализ изобразительно-выразительных средств языка притч.

Практическая значимость исследования: подготовленный материал может быть применен для докладов на уроке литературы, русского языка, мировой художественной культуры, истории, проведения факультативов, внеклассных мероприятий, классных часов.

Основными методами исследования стали:

— Метод сбора и обработки информации.

— Анализ справочных и литературных источников.

-Проблемное изложение материала.

Глава I. Притча: особенности жанра

Современные словари литературных терминов не имеют одного четко-закрепленного определения понятию притча. Поэтому за основу наших рассуждений мы обратились к определению жанра притча, взятого из литературной энциклопедии под редакцией Н. Бродско: ПРИТЧА — короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. Поясним, что иносказание мы понимаем, как выражение, заключающее в себе скрытый смысл, намек. Нравоучение понимается нами, как поучение, внушение нравственных правил.

Школьный этимологический словарь русского языка предлагает нам следующую историю возникновения термина. «Притча» образовалась от общеславянского слова притъка, что значит: нежданный случай, происшествие, произведенного от глагола притъкнутися – «произойти». Восходит к той же основе, что и глагол ткнуть. Поэтому первоначальным значением слова притча – является рассказ о случившемся.

Есть еще одна версия образования этого термина. Она встретилась нам в статье Трубиной Е.С. «Жанровые особенности притчи». В ней мы прочитали о том, что церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей: «при» и «тча». Корень слова «притча» — «тча» — «теча» — «теку» (бегу, поспешаю) — тот же самый, что и в слове «предтеча».

В греческой Библии притчи имели название: паремия. («паре» переводилась как приставка при, а «мия» в переводе означало слово – путь). Так, слово это означало «припутие», «при пути». То есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на жизненном пути.

Таким образом, в любой версии, изложенной выше, термин «притча» изначально имел смысл рассказа о случившемся происшествии поучительного содержания.

Об истории возникновения притчи как жанра ходят легенды и многие повествуют о том, что эти истории первыми стали рассказывать путешественники. Они считали своим долгом запечатлеть в своих рассказах все самое важное, что встречали по пути, чтобы расширить кругозор тех, кто не имел возможности путешествовать. Однако вскоре странники обнаружили, что все люди переживают примерно одни и те невзгоды и человечество волнуют общие проблемы и объединяют единые радости. Таким образом, возникло понимание того, что путешествие физическое может передавать ощущения, волнения и переживания, которые уходят вместе с их источником. Если это рассказ, то он волнует лишь то время, пока его читаешь, если песня, то и она впечатляет лишь ровно столько, сколько звучит. Эти эмоции легко достигнуть, но также легко и утратить. Они не приносят опыт душе, не дают духовного очищения. Душа через них не возрождается и лучше от них человек не становится. Люди поняли, что по-настоящему человека волнует лишь то, что связано именно с его переживаниями души, а не тела.

Но как эти переживания описать? Как передать опыт, полученный от них? Для этого язык любого из народов оказывается несовершенен. Потребовалась новая форма изложения: эмоциональная, гибкая, образная. Потребовался язык понятный людям любой нации. Это и был язык получения опыта, язык мудрости. На этом языке и создавались притчи (небольшие поучительные истории о произошедших неожиданных случаях). Ведь только случаи, борьба за жизнь, доброе имя, честь и тяжелая победа остаются в памяти, в то время как радость и легкая удача уходят без возврата.

В древности эти живые слова о мудрости передавались из уст в уста, от духовного учителя к его ученику. И люди верили, что эти знания уберегут от многих бед и ошибок всех тех, кто к ним притронулся. А также верили, что большей силой и удачей будет окрылен тот, кто будет не только внимать всем этим мудростям, но и не жалеть эти знания, а щедро делиться ими. Именно таких знающих людей называли мудрецами, старцами.

Проходили века и тысячелетия, исчезали народы, сменяли друг друга государства. Цветущие некогда земли оказывались пустынями и только потребность человека в знаниях не остывала. Важным отличием этих историй является их анонимность, безымянность.

Я думаю, что этот важный факт не случаен. Смысл притчи всегда должен оставаться объективным, не зависимым от личного мнения создателя. Понять ее истинный смысл возможно лишь полностью освободившись от личных правил и норм, освободившись от обычной логики и шаблонов поведения.

Притча всегда строится на диалоге ее истинного смысла, заложенного создателем и мнения самого читателя или слушателя. Поэтому, читая притчу, каждый проходит этот путь внутреннего «Я». Каждый сам корректирует свое поведение и свои мысли, совершенствует себя. Но, на мой взгляд, необходимо учитывать, что этот путь коррекции каждый проводит в соответствии со своими представлениями о том, что хорошо и что плохо.

«Каждая притча понимается слушателем по его сознанию. Мышление человека тройственно: ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг разумен, сердце чувствительно, сознание мудро. В соединении этих трёх составляющих таится красота и радость познания».

Притчи могут распределяться по национальному признаку. Например, существуют притчи греческие, индийские, казахские, татарские. Притчи могут различаться по религиозному признаку: христианские, индуистские, буддийские притчи. Притчи могут отличаться друг от друга по региону их создания: западные и восточные притчи. Но их всегда будут объединять общие жанровые правила, касаемые объема, сюжета, темы, героев, средств выразительности языка.

Тема притч должна быть злободневной, актуальной и иметь простую формулировку. Она должна волновать и вызывать переживания в душе каждого человека. Так, прочитав притчи, я могу выделить такие часто поднимаемые темы, как: любовь к ближнему, возрождение, милосердие, сочувствие, разумная жизнь, честность, трудолюбие, осуждение порока. Важно отметить, что в притче нет осуждения самого человека, осуждается порок, который искажает мысли и поступки человека.

Герой притчи – это о человек, животное или какой-либо неодушевленный предмет. Он оказался в сложной ситуации и в том пути, который он избирает для выхода и заключен моральный смысл притчи. В этом решении герой раскрывает все ему присущие качества характера и модель поведения, которую он принимает из опыта жизни всего общества.

В силу того, что притчи передавались из уст в уста, размер ее не мог быть большим. Поэтому ее важной жанровой особенностью является небольшой объем. Сюжетная линия притчи строится по традиционному типу: завязка, действие (развитие сюжета), кульминация и развязка.

Завязка – это событие, которое начинает все действие. Здесь раскрываются причины всех последующих событий. Так как притча – небольшое по объему произведение, поэтому действие, составляющее сюжет в ней очень немногословно. Это не отдельные сцены, а могут быть жесты, слова, конкретный поступок. Кульминация, которую мы понимаем, как – момент наивысшего эмоционального переживания в тексте. Это момент столкновения героев, или момент прояснения истины, или момент раскрытия тайны, ведущий к завершению всей истории. Развязка, традиционно заканчивает притчи и имеет всегда моральный подтекст. Это обязательно нравоучительное завершение, ради которого и была создана вся история.

Сделаем анализ одной из наиболее понравившихся мне притч, проследив в ней все этапы создания текста.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Завязка в этом тексте происходит в самом начале. Мы сразу оказываемся в центре событий. Уже в первом предложении нам становится известен главный герой, и дана его наиболее важная для последующего содержания характеристика: «вспыльчивы и несдержанный молодой человек». Обратим внимание на то, что автор использует синонимы для характеристики героя. Я думаю, что это неслучайно, так как важно было акцентировать внимание на недостатке, удвоить его. Из завязки мы узнаем о проблеме и видим предложенный путь ее решения отцом героя. Итак, завязка дает нам точное представление о том, кто будет принимать участие в сюжете притчи. Именно в зачине возникает и центральный образ притчи — гвозди.

Развитие действия предполагает последовательное изображение последующих событий. Мы видим, что совет отца мальчик выполняет точно и по ходу действия происходят перемены в его характере. Второй совет отца вновь выполняется сыном в точном соответствии.

Развязка притчи является и ее кульминацией, потому что именно в конце произведения звучит основная мысль всего текста. Звучит назидательное, глубоко философское рассуждение о цели всех действий мальчика, выполняющего советы своего отца.

Итак, традиционное членение текста на составляющие видимы и понятны. Однако, чтобы осознать мораль всей притчи этого недостаточно. Важной, отличительной особенностью притчи как самостоятельного жанра является обязательный назидательный смысл всей истории. Причем, в отличие от басни, поучение в притче не выражено конкретно, его надо осознать самостоятельно. Если басня дает точное представление о том, кто виноват. Если басня осуждает конкретный образ (а вернее его прототип), то притча не навязывает нам точную мысль. Заложенный, в ней смысл раскрывается постепенно и предполагает моральный вывод, но не формулирует его конкретно.

Мораль притчи раскрывается не путем анализа структуры текста, а рассмотрением смысловой содержательности каждого слова. Для этого необходимо обратиться к анализу изобразительно-выразительных приемов языка притчи.

Глава II. Особенности изобразительно-выразительных средств языка притчи

Лексический состав языка — постоянно меняющаяся, сложная система. В нее постоянно вливаются новые слова и выражения, а отдельные слова и выражения, напротив, устаревают и покидают язык. Поэтому и приемы речевой выразительности на примере текстов разных эпох необходимо раскрывать аккуратно. Изобразительно выразительные возможности слова воспринимаются через ассоциации самого читателя. И его представления, его воображение предлагает такие образы, которые заимствованы из его личной жизни, из его личного опыта. Поэтому то, что трогает душу одного человека, может оказаться нелепым с точки зрения другого.

Речь любого литературно произведения призвана быть выразительной, потому что ее задача привлечь внимание читателя, раскрасить его воображение, наполнить красками, яркими образами, остаться в памяти надолго.

Мы знаем целый ряд средств выразительности речи: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, олицетворения, ирония. Большими возможностями усиливать выразительность речи обладает синтаксис. И мы также знаем о существовании анафоры, антитезы, бессоюзия, многосоюзия, риторического вопроса, умолчания.

Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называются научным языком тропами (от греч. tropos — слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Эти изобразительно- выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя, помогают ему обрести индивидуальность стиля.

Но как раньше мы указали, притчи, пришедшие к нам из древности, не имеют автора. Они все – работа над ошибками, предостереджение. В каждой историей мы можем обнаружить свое личное присутствие. Поэтому средства выразительности в притче требуется не для выражения авторской индивидуальности, а для более яркой образности, чтобы историю легче было представить и запомнить каждому, кто ее слышал.

Зная о существовании большого количества приемов выразительной речи, мы обратились к их выявлению в текстах притч. Однако, все имеющиеся средства изобразительно-выразительной речи сводились к созданию единой метафоры. На ее яркое выражение оказались нацелены все другие приемы образной речи. Эпитеты, сравнения, гипербола, литота, олицетворение, ирония, риторические вопросы или восклицания – все эти средства яркой образности работают в унисон на одну общую задачу – создать метафору из всего содержания притчи. Раскроем эти составляющие более подробно.

Эпитеты (от греч. epitheton — приложение — слепая любовь, туманная луна) художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным и наречием. В прочитанных нами притчах эпитетов очень много и все они очень яркие, но отметить нам бы хотелось эпитеты, использованные в тексте «Притчи о гвоздях»: «вспыльчивый и несдержанный молодой человек». Эпитеты эти очень точно передают характеристику юноши в самом начале истории. Это именно те пороки, которые в итоге и предстоит ему в себе победить. Но первый шаг к их победе юношей уже сделан – он их осознал в себе.

Сравнение — это сопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм) двух предметов по одному или нескольким общим признакам. Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. В притче, которую мы избрали для показательного анализа сравнение также ярко представлено. Дыры, оставленные в столбе от гвоздей, сравниваются со шрамами на душе. Яркое, образное и понятное сравнение, которое можно ощутить в прямом значении.

Часто используемым приемом создания текста притчи является контраст, антитеза (противопоставление). Этот прием ярко демонстрирует противоположную суть героев, их поступков, результаты их поступков, помыслов. Чаще всего контраст в притче не прикрыт, а напротив представлен открыто. Так, в притче «О гвоздях» контрастным представляется образ молодого несдержанного человека и уравновешенного мудрого отца. Контрастен образ столба в начале текста и в конце. Контрастным является и образ главного героя. Дерзкий вначале и смиренный в конце притчи. Этот контраст особенно заметен на фоне статичного образа отца. Притча в обязательном порядке предложит слушателю два варианта, чтобы каждый сделал свой собственный выбор.

Символ – это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Символ, наверное, самый понятный и легко выделяемый в тексте прием. Он для авторской литературы как ассоциация художника. В любом художественном тесте мы читаем символы и пытаемся их раскрыть, опираясь на позицию самого автора. Так романтики вкладывали в образ корабля – символический смысл об одиночестве. Образ моря раскрывали через его понимание как стихии свободы. Буря для них — это мятеж, восстание, активные перемены в жизни общества. Литература накопила огромное количество ярких, прозрачных образов – символов: кольцо, береза, младенец, зеркало, лебедь.

Символы притчи отличаются в своем понимании. Их понимание не так просто и наглядно выражено. Их смысл нельзя сформулировать в одном предложении. Символ в притче – это рассуждение. Так в уже известной нам притче «О гвоздях» мы встречаем гвозди. Совершенно понятный каждому предмет, и его жизненный смысл также ясен. Если не читать притчу, то возникнет ассоциация с тем, как с помощью гвоздей мы сколачиваем доски. Гвозди требуются для объединения, и символический смысл этого образа можно было бы прочесть как символ объединения и очень крепкой связи. Но притча задает символ не для того, чтобы так легко его раскрыть. Символ в притче дает повод для рассуждения. И поэтому гвозди для нас здесь это все то, неприятное, колкое и очень болезненное, что допускает человек в отношениях друг с другом. Гвозди здесь не скрепляют дружбу, а напротив раскрывают глубину ран, оставленных от холодного отношения. В притче не указано точное количество гвоздей, мы лишь узнаем о том, что их было несколько десятков вбито в самый первый столб. Гвозди здесь мы читаем как символ обиды.

Еще более ярким приемом выразительности является Метафора– это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой. При этом возникает невольное сравнение обоих предметов, которое способствует более полному пониманию сути высказывания.

Понятие «метафора» было введено в речь древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что искусство должно подражать реальной жизни. Современное литературоведение выделяет метафору простую и развернутую. Простая метафора построена на сближении предметов и явлений по одному какому-либо общему признаку — «заря пылает», «говор волн», «закат жизни». Развернутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству.

Если простую метафору мы читаем и переводим для себя легко. Часто ее смысл укладывается в одно слово, то развернуая метафора опоясывает собой весь текст. Так, притча как жанр представляет собой развернутую метафору, которую каждый читает по-своему. Метафора в притче пронизывает все содержание.

В притче «О гвоздях» метафора порождает целую внутреннюю беседу с самим собой. Это причина подумать о правильности своего личного поведения. Это возможность понять и принять мудрые наставления взрослого человека. Это размышления о том, насколько легко мы наносим обиду ближнему человеку.

Метафора в притче – это, на мой взгляд, и есть вся притча целиком. Прочесть притчу – это тоже, что и прочесть развернутую метафору. А понять ее смысл также непросто, как и создать особенную метафору.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить, что выразительные приемы речи, делают ее разнообразной, красивой, образной и богатой. Знать их, понимать и уметь применять, на мой взгляд, необходимо каждому думающему человеку. И школьные уроки литературы в этом вопросе – необходимы. Здесь на каждом уроке нам встречается масса примеров образной речи. А для самостоятельного обретения этого умения, я считаю, является доступное каждому простое действие: чтение и размышление над метафорическим смыслом любой понравившейся притчи.

В данной работе мы постарались раскрыть именно наше, самостоятельное понимание причин такого противоречивого названия: «долгая жизнь короткой истории». Мы раскрыли особенности строения сюжета, своеобразие героя и яркую образную речь притчи. Причина такой продолжительной судьбы жанра нам видится в ее оторванности от конкретной действительности. Она не привязана к конкретной эпохе и конкретным героям, странам. В каждой притче речь идет о человеке, а не о гражданине определенной страны, конкретной нации. Это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек. И мы их и читаем как добрый совет друга.

Список литературы:

  1. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн., 2006. 156 с.
  1. Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В.И.Максимова. – М., 2000, 452 с.
  1. Электронный ресурс: http://enc-dic.com/enc_lit/Inoskazanie-2069.html
  1. Электронный ресурс: http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-metafora/

Электронный ресурс: http://enc-dic.com/enc_lit/Inoskazanie-2069.html

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М.: Дрофа, 2004, С. 305.

Электронный ресурс. http://pritchi.ru/id_820

Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. В.И.Максимова — М.:2000 стр. 67.

Горкина А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006. С. 208.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *