Притчи о доме

Притча про настоящий дом

Однажды один преуспевающий бизнесмен, находясь проездом в одном городе, решил навестить известного мудреца, о котором рассказывали легенды. Он пошел по названному жителями адресу и пришел к ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:

– Где живет старец?

– Наверное, это вы меня ищете, – объяснил ему старик. – Что вас так удивило?

– Я не понимаю. Вы – великий мудрец, у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.

– А где живете вы? – спросил старик.

– Я живу в особняке, большом, богатом доме. Но в вашем городке я проездом.

– И где вы остановились в нашем городке? – поинтересовался старик.

– В маленьком номере гостиницы, – сообщил бизнесмен.

– А что бы вы ответили, если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере и задал вопрос: «Почему вы, состоятельный человек, живете в такой маленькой, скромной комнате?» – спросил старец.

– Я бы ему ответил, что я здесь проездом и ненадолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой, – сказал бизнесмен.

– То же самое справедливо и для моего пристанища, – сказал старец и продолжил: – Я в этом мире тоже только проездом, приходите в мое духовное жилище, и вы увидите, в каком дворце живу я.

21 краеугольный камень и дом на песке

Ðàçìûøëåíèÿ
21
КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ И ДОМ НА ПЕСКЕ
КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КОНСТРУКТОВ ЧЕТВЕРТОГО ПОРЯДКА
Владимир Сергеев
Социологический научно-исследовательский центр (СНИЦ)
Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в ос-
Социологическое (впрочем как и любое другое) теоре-
нование на Сионе камень, — камень испытанный, кра-
тизирование является познавательной практикой, а осно-
еугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верую-
вания этой практики находятся за пределами социологи-
щий в него не постыдится.
ческой рефлексии. Социология располагает специфичес-
Книга пророка Исаии. 28.16
ким объектом своего исследования и теоретизирования,
24. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и испол-
но она теоретизирует так же, как и ученые других поз-
няет их, уподоблю мужу благоразумному, который пос-
троил дом свой на камне;
навательных практик. Социолог смотрит на результаты
25. и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
опроса так же, как и микробиолог в микроскопе наблю-
и устремились на дом тот, и он не упал, потому что
дает одноклеточных в чашечке Петри. Проблемы соци-
основан был на камне.
ологической эпистемологии оказываются за пределами
26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не испол-
социологического исследования, несмотря на такие на-
няет их, уподобится человеку безрассудному, который
правления социологической экспансии, как социология
построил дом свой на песке;
27. и пошел дождь, и разлились реки, и подули вет-
познания и социология науки.
ры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение
К чему стремится наука в своей деятельности, направ-
его великое.
ленной на понимание и объяснение действительности,
ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ 7.24-27
Мира, Космоса, Вселенной, Общества, Человека? К тому,
чтобы объяснить действительность с помощью простых
Введение
исходных допущений и аксиом. Философы такой подход
называют редукционизмом. Так вот, об этой попытке ре-
Нет смысла говорить о кризисе социологического
дукционизма мы и попробуем порассуждать и, по возмож-
теоретизирования, так как об этом написано достаточ-
ности, осмыслить перспективы и ценность эпистемоло-
но много. Периодически происходят всплески теорети-
зирования. Последний всплеск наблюдался в окрестнос-
гии, в том числе и для гуманитарных наук.
тях миллениума. После бурных обсуждений, обличений,
Но оставим пока социологию. Давайте посмотрим на
развенчаний наступает период затишья. Справедливости
состояние теоретизирования в основных науках, если та-
ради, следует сказать, что есть социологи, которые не раз-
ковыми считать математику, физику и биологию, и как к
деляют такой точки зрения, как, например, П.Штомпка
этому относится ЭПИТКОЧ. Даже у царицы наук матема-
или Р.Коллинз, можно и еще перечислять. Тем не ме-
тики, все обстоит не так благополучно, как нам — гумани-
нее, кризис обнаруживается даже в том, что сообщество
тариям — кажется. Что такое конструкты четвертого по-
не продуцирует работ, которые бы вызывали живой от-
рядка будет проясняться по мере нашего продвижения.
клик. Не наблюдаются признаки активности обсуждения
ни оснований науки, ни методических проблем. Да, мы
Математика
проводим исследования, пишем статьи, даем рекоменда-
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
ции, но разве мы достигли лучшего понимания социаль-
— Э т о в о м н о г о м з а в и с и т о т т о г о , к у д а
ной действительности, разве мы вообще обладаем каким-
т ы х о ч е ш ь п р и й т и , — о т в е т и л К о т .
то профессиональным пониманием, которое можно бы
— Д а м н е п о ч т и в с е р а в н о , — н а ч а л а А л и с а .
было донести людям? Так сказать, «обогатить человечест-
— Т о г д а в с е р а в н о , к у д а и д т и , — с к а з а л К о т .
во», помочь ему избавиться от аномии и скатывания в де-
— Лишь бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
зинтеграцию? Если это не так, тогда где это благодарное
— Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попа-
человечество, радостно жмущее нам руку? Да, мы пишем,
дешь, — сказал Кот, — конечно, если не остановишь-
читаем лекции, но, как говорили о плохих литераторах
ся на полпути.
в XIX веке — писатель пописывает, читатель почитывает.
Льюис Кэрролл. Алиса в стране Чудес
Одних устраивает мультипарадигмальность, других нет. Но
Математика всегда для гуманитариев была образцом
о какой мультипарадигмальности может идти речь, когда
науки, еще К. Маркс говорил, что наука является таковой
все эти парадигмы и теории просто ворох плохо связан-
в той мере, в какой она владеет математикой. Что и го-
ных и обоснованных соображений? Или это не так?
ворить, но значительная часть гуманитариев приходит в
В резолюции научно-теоретической конференции
трепет, когда слышит слово корреляция, не говоря уже
«Социология в Сибири: состояние и перспективы разви-
о факторном анализе. Сейчас бы хотелось остановить-
тия» (15-16 ноября 2002) в частности отмечается: «В на-
ся на статье Брайна Дэвиса (Brian Davies) «Куда движет-
шей стране и за рубежом за последние годы опублико-
ся математика» (далее цитируется по интернет публи-
вано довольно много интересных работ, претендующих
кации). Она не требует выдающихся знаний математики
на ранг общей социологической теории, но ни одна из
и вполне доступна любому гуманитарию. Брайн Дэвис
них не признается в качестве таковой, поскольку каждая
обозначает три кризиса математики «три кризиса, раз-
из них описывает лишь отдельные аспекты, стороны со-
разившиеся в ХХ веке, заставляют нас пересмотреть ста-
циальной реальности, не отделяя существенное от несу-
тус лавинообразно нарастающих объемов современных
щественного, без различения причинных и формально
математических изысканий».
корреляционных связей в изучаемых объектах. Предлагае-
мые теории оказываются не сопрягаемыми друг с другом,
Три кризиса математики
а потому не могут использоваться для построения интег-
ративных моделей изучаемых предметов, и, тем более, в
«Поразительные прозрения Курта Гёделя в 1930-е го-
целях социального прогнозирования и проектирования.
ды привели к первому из трех кризисов, о которых идет
Научная значимость результатов эмпирических исследо-
речь. … При всём огромном объеме литературы, подчер-
ваний в концептуальном вакууме часто оказывается весь-
кивающей важность работы Гёделя для понимания осно-
ма неопределенной, а за термином ваний и философии математики, на самих математиков
ность> скрывается теоретическая бесплодность»..
(кроме специалистов в области логики, рассматриваемой
© Òåëåñêîï: æóðíàë ñîöèîëîãè÷åñêèõ è ìàðêåòèíãîâûõ èññëåäîâàíèé
2008 ¹5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *