Про антихриста

Скачать эту статью

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».

Святой Кирилл Иерусалимский.

Кто такой антихрист

Слово антихрист греческого происхождения (ό αντί-χριςτος). В широком смысле, имя нарицательное, означает противника или врага Христа, обманом выдающего себя за него.

Иоанн Богослов называет антихристом всякого отвергающего то, что Иисус есть Христос, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. При этом Иоанн отмечает, что антихристов появилось много.

В Священном Писании Апостол Павел говорит о человеке греха:

«Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божиим сядет он как Бог, выдавая себя за Бога».

Антихрист будет обычным человеком и родится на Земле так же, как рождаются все люди. По одной из версий, он будет сыном земной женщины и Сатаны.

«Кто же он будет?»- спрашивает Иоанн об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу» (Беседа 3-я. Послание к Фессалоникийцам).

Существует множество предположений, кем будет, где родится и от кого произойдет антихрист. По различным версиям он выйдет из иудеев, из язычников, даже из христиан. Местом его рождения называют: Вавилон, Рим, Сирию, Африку.

Одно известно точно – явление антихриста произойдет незадолго до второго пришествия Христа, перед кончиной мира. Об этом написано в пророчествах Даниила, в «Откровениях» Иоанна Богослова, в Книгах Нового завета, во Втором послании апостола Павла.

Никому не известно, в каком году состоится второе пришествие Иисуса Христа, и никому, кроме Бога, неизвестен момент пришествия антихриста.

На изображение второе пришествие Христа

Признаки и предзнаменования пришествия антихриста

«Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро.»

Святой. Кирилл Иерусалимский.

Иллюстрации к книге Беляева А.Д., профессора Московской духовной академии, «Антихрист»

Иллюстрации к книге Беляева А.Д., профессора Московской духовной академии, «Антихрист».В Священном Писании указаны предвестники пришествия антихриста. В Библии о приходе антихриста говорится, что его пришествие будет готовиться в течение долгого времени. Подготовителями пришествия антихриста являются люди нечестивые и боговраждебные, в широком смысле слова-антихристы.

Круги ада по Библии

О таких людях писал Иоанн Богослов:

«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время». Так же он пишет, что «дух антихриста… и теперь есть уже в мире».

В наше время становится много зла, безбожия, налицо упадок религии и нравственности, распространение всевозможных и немыслимых пороков. Дух антихриста чувствуется во всем. Иисус Христос в речи о кончине мира сказал, что «в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет, любовь охладеет». (Апостол Павел в посланиях к Тимофею.)

Предвестники пришествия антихриста,упомянутые в Библии:

  • продолжительные, кровопролитные войны и природные катаклизмы;
  • проповедь Евангелия повсеместно;
  • отступление в последние дни мира. Духовная слепота людей.

Люди много раз принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков истинно верующие узнают его, несмотря на то, что вначале он покажет себя добродетельным икротким. Он привлечет к себе большое количество сторонников, станет еще сильнее, и вот тогда он обнаружит свою злобу во всей силе. Антихрист является противоположностью Христа. Как Христос пришел на землю, чтобы исполнить Божью волю, антихрист придёт, чтобы исполнить волю сатаны.

Главное намерение сатаны стать равным Богу в силе и мощи. И его инструментом будет антихрист.

Пророчества, касающиеся пришествия антихриста

Пророчеств и умозаключений относительно пришествия антихриста множество, ниже приведены некоторые из них.

Старец Глинской пустыни иеромонах ПОРФИРИЙ «Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное”
Архиепископ ФЕОФАН (Быстров) «Пришествие антихриста приближается и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, пред избранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого»
Мелани Матье
(Melanie Mattheu)
После его рождения, все времена года поменяют ход. На земле более не будет хорошего урожая. В Солнечной системе все объекты сойдут со своих орбит. Случатся разрушительные землетрясения, обширные пожары. Кругом начнутся необычные явления. Огонь с небес уничтожит три города. Все это произойдет, потому что человек стал отвратительно относиться к природе
Джин Диксон
(Jeane Dixon)
Антихрист родится 05.02.1962 года на Среднем Востоке. Мир станет иным, поддавшись его учениям. Антихрист станет властвовать абсолютно над всем. Получит репутацию миротворца. В четвертой декаде двадцать первого века втянет мир в войну между Западом и Китаем

Толкование пророчеств нострадамуса

В своих пророчествах Нострадамус также говорил о пришествии в мир антихриста. В целом он предсказал появление трех антихристов в мировой истории. Пророком названы известные всем антихристы в истории человечества. Первый из них – Наполеон, который на протяжении 15 лет вел завоевательные войны, унесшие миллионы человеческих жизней. Второй антихрист – Гитлер. Обладая одурманивающим воздействием на умы людей, используя фашизм, как идеологию, дьявольски истребил около 50 миллионов живых душ.

А если посмотреть на личности: Сталина, Мао Цзе Дуна, Ленина, Маркса, то о каждом из них однозначно можно сказать, что и они антихристы.

И все-таки, третий антихрист-кто он? Каково его имя? В каком году придет к мировому господству? На эти вопросы пророк не дает определенных ответов. Из пророчеств Нострадамуса видно, что этот третий, последний антихрист не из числа европейских политических деятелей. Это человек, которого Нострадамус назвал именем «Мабус», террорист, развязавший третью мировую войну.

В 62-м катрене 2-й центурии Нострадамус пишет:

О люди и звери! Вас ждет катастрофа, Мабус к вам идет, чтоб средь вас умереть.

Комета с возмездья срывает покровы, Разбои, кровь, жажду неся на хвосте.

Нострадамус предупреждал потомков о мировом разгуле международного терроризма, базирующемся на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Джон Хоуг, изучавший труды Ностардамуса, предполагал, что антихрист уже пришел на Землю и называл имена людей, подходивших, по его мнению, на роль третьего антихриста. Среди них Абу Аббас (умер 08.04.2004 г.), Абу Нидаль (умер 16.0.2002 г.), в свое время имеющие возможность осуществить акт ядерного терроризма.

Ложные толкования являются неизбежными в истории изучения пророчеств.

Мишель Нострадамус

Антихрист в мусульманстве

Предсказания об антихристе и Иисусе Христе есть также и в исламе.

«В истории человечества, начиная со времен Адама и заканчивая моментом наступления Конца Света, нет ничего более страшного, чем появление и властвование Антихриста» – сказал арабский проповдник пророк Мухаммед более 1400 лет назад.

Антихрист в исламе носит имя Даджаль. По-арабски это означает «обманщик, шарлатан». В Коране также подчеркивается, что антихрист будет человеком.

Даджаль будет оживлять мертвых, будет иметь несметные богатства, сможет управлять природными явлениями, по его повелению земля даст богатый урожай. Его блеск и роскошь ослепит людей и вознесет в их глазах до уровня Бога. Он внушит большинству, что он пророк, а может и сам Бог.

Грех будет нормой и формой проявления набожности, эти времена станут серьезным испытанием для человечества. Внешне антихрист будет крупным, широкотелым, кудрявым, краснолицым и одноглазым. По этому физическому изъяну люди смогут узнать Даджаля. На лбу у него буква каф или всё слово кафир («неверующий»)

Арабские буквы каф-фа-ра, означающие «неверный»

По словам пророка, антихрист будет уничтожен Иисусом, сыном Марии. Иисус Христос спустится с небес восточнее Дамаска, опираясь на крылья двух ангелов, и уничтожит Даджаля.

Слова молитвы пророка: «о, Господи! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений ада, мук в загробной жизни, от искушений жизни и смерти и от соблазна антихриста».

Каким будет царствование антихриста

Некоторые исследователи Библии полагают, что антихрист-это будущий диктатор, мировой правитель, который уже появился на земле, и ждет своего часа. Само слово «антихрист» в Библии не встречается. Однако, при изучении Библии становится понятно, что антихрист многократно упоминается под разными именами. Антихрист представляет собой полную антитезу личности Христа.

Он именуется: «человеком греха», «беззакоником», «зверем», «сыном погибели». В Писании антихристу даны и другие названия. Он – «нечестивый», «опустошитель», «человек беззакония», «малый рог», «зверь багряный», выходящий из бездны. Все эти названия нарицательные, описывающие его сущность.

Когда состоится явление антихриста людям, он начнет воевать со святыми, выдавая себя за Бога. Безграничная власть ему будет дана над людьми и даже над стихиями.

Иоанн говорит, что в мире много антихристов, но в качестве правителя, придет во имя Сатаны всего лишь один, и присвоит себе место Христа. Библия говорит о десяти рогах зверя, которые символизируют десять царей, поддерживающих антихриста. Он выйдет из союза десяти правителей, и уничтожит троих из них.

Существует пророчество Даниила относительно мирового правительства, объединения десяти царей, которые будут поддерживать антихриста накануне второго пришествия Христа: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое ни во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу». То есть Иисус сокрушит все мировое человеческое правительство и станет царствовать сам.

13 глава книги Иоанна «Откровение» разделена на три части. Первые 8 стихов рассказывают об антихристе и его всемирном правительстве. Следующие 5 стихов описывают его религиозного партнера – лжепророка, а три последние стиха описывают всемирную экономическую систему.

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва».

«Откровения»

Как считают многие исследователи Библии, царство зверя будет состоять из объединения правительств нескольких стран. Некий альянс десяти наций в результате глобализации превратится в Мировое правительство, которое будет возглавлять антихрист на протяжении трех с половиной лет.

«И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца».

«Откровения»

Самый влиятельный религиозный лидер на Земле будет всячески поддерживать антихриста и убеждать человечество следовать за ним. Этого человека Библия называет лжепророком. В Библии написано, что посредством великих чудес и огня с небес, он будет внушать миру следовать за антихристом.

С 11 по 15 стих «Откровения» описывается религиозный партнер антихриста. При помощи своего влияния и авторитета, лжепророк будет называть антихриста Божьим посланником и превозносить его в глазах людей. Лжепророк заставит всех людей на земле поклоняться зверю.

Одно из множества изображений зверя антихриста.

Число зверя

В 13 главе книги Иоанна Богослова «Откровение» описывается число зверя. Это, так называемый, знак антихриста, иными словами – знак покорности зверю.

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его… Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

«Откровения»

На изображении знак антихриста.

FFF- завуалированный вариант числа зверя, поскольку буква F – шестая по порядку буква английского алфавита. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, буквы алфавита означают так же и числа.

Это число имени антихриста. Каким-то образом сумма знаков в имени его составит 666, и это будет одним из признаков, по которому его узнают.

Новый завет

Пророчества сбываются

Хотелось бы определить личность антихриста, каким он будет. Как будет выглядеть? В каком году появится? Знает ли кто-нибудь его имя. Кто будет третьим антихристом? Можем ли мы найти в интернете фото антихриста? Каким будет явление антихриста? Возможно он уже пришел в наш мир? В свое время мы обязательно сможем его узнать.

Ученые, изучающие религиозную литературу, говорят примерно о 53 пророчествах, касающихся прихода антихриста. Некоторые люди полагают, что это не человек, а глобальная система. В библии о приходе антихриста говорится, что он царь, правитель и человек. Антихрист уже в пути, вскоре он будет явлен миру.

По словам Феофилакта Болгарского:

«антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие».

Предсказания, описанные на страницах Библии, начинают сбываться.

Израиль-это земля обетованная. Земля, данная иудеям на основании Завета Бога. Сейчас она является предметом самых раскаленных споров. Когда между Израилем, Палестиной и мировым сообществом будет подписан мирный договор, по мнению ученых библеистиков, начнутся последние семь лет, ведущие к Армагеддону.

Антихрист будет явлен через три с половиной года после подписания мирного соглашения. В описании сказано, что мир будет оружием в его руках, посредством мира он уничтожит многих. Антихрист будет миротворцем.

История полна примеров, когда во имя мира начинались страшные кровопролития. По описанию «Царь с безжалостным и мрачным выражением лица, по виду больше и плотнее других», антихрист возомнит себя Богом. Это произойдет за три с половиной года до армагеддонского сражения. Именно с этого и начнутся времена великой скорби.

Изначально его будут воспринимать, как выдающуюся личность. Пророк Даниил говорил, что вначале антихрист будет говорить о великих вещах, что он будет умным и будет понимать загадки.

В Библии также говорится и о том, что управляя миром, он столкнется с серьезным сопротивлением. А также о том, что Иордания не будет оккупирована антихристом. Он не будет контролировать весь мир, но будет доминировать и иметь безграничную власть.

Второе послание св. Ап. Павла к Фессалоникийцам

Иоанн Богослов писал, что

«схвачен был зверь и с ним лжепророк…; оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою…, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

Дух антихриста присутствует в мире людей. Если мы будем внимательно изучать пророчества и следить за происходящими событиями, то мы сразу узнаем его.

Саманта и Зак недавно поженились и решили провести медовый месяц в Доминиканской республике. Парень снимает все на камеру, чтобы в старости было что вспомнить. После отличного отдыха, в самый последний день в Санта Доминго, молодожены натыкаются на дом гадалки. Решив, что будет весело послушать пророчество, они заходят внутрь. Однако взяв ладошку девушки в свою руку, старуха будто сходит с ума, из приветливой бабушки превратившись в злую ведьму. Она начинает бормотать что-то невнятное о смерти, детях дьявола и третьем пришествии.

Еле вырвавшись из цепких лап ведуньи, Саманта и Зак ловят такси, собираясь ехать в отель, но веселый парень за рулем советует им отправиться в бар. Они соглашаются и попадают на вечеринку. После обильного возлияния, камера снимает несколько странных кадров из комнаты со светящимися символами на полу.

Приехав домой, Саманта обнаруживает, что беременна, хотя регулярно пила таблетки. Это очень радует Зака, он просто счастлив от предвкушения и начинает снимать кино для малыша. Доктора говорят, что все хорошо, и даже тогда, когда девушка начинает ощущать странные симптомы, вроде жутких болей, припадков неконтролируемой ярости и тяги к сырому мясу, не выказывают беспокойство.

Тогда супруг сам решает выяснить, в чем дело, и понимает, что за всем стоит секта сатанистов, а сам ребенок – антихрист, один из многих. Сколько бы Зак ни старался, помочь он ничем не может. Когда приходит срок, Саманта вырезает малыша ножницами прямиком из своего чрева. Сектанты забирают его, а парня хватает полиция, обвиняя в убийстве и похищении ребенка, который так и не был найден. В финале показывают Париж и другую пару молодоженов, ловящих машину. Понятно, что приезжает тот же таксист.

Сама приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны — тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Свщ. Писании само это наименование употребляется двояким образом…

Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

В широком смысле слово «антихрист» — это всякий, «отвергающий Отца и Сына» (1Ин.2:22), «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…» (1Ин.4:3), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «…появилось много антихристов…» (1Ин.2:18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «…вы слышали, что придет антихрист…» (1Ин.2:18).

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение… кн. 4, гл. 26) пишет: «Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира». Свщ. Писание учит об антихристе, как о конкретной личности. Господь говорит иудеям:

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!» (Быт.49:17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» (Иер.8:16-17).

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие «от среды удерживающего теперь» (2Фес.2:7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: «ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время». Слову «что» в синодальном переводе соответствует греческое «to katechon», что буквально значит «держащее или удерживающее», в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: «не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)». Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под «удерживающим» и «держащим» можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение… кн. 4, гл. 26), «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится». Он будет бороться против всех религий и «придет во имя свое» (Ин.5:43). An. Павел говорит, что антихрист есть «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею…» (2Фес.2:4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования.

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.13:5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.

В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые «…дадут великие знамения и чудеса…» (Мф.24:24); явление антихриста «…по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9).

Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему «…силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк.4:6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая.

Царствование антихриста будет всемирным: «…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр.13:7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан.7-8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, «…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: «И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16—17).

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако «…врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1Кор.11:26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто «…не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес.2:10).

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф.24:22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их…» (Откр.13:7).

Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан.7:25) — три с половиной года. Апок. называет 42 месяца (Откр.11:2; 13:5) или 1260 дней (Откр.12:6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «…Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8). В Апок. сказано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр.19:20-21).

Второе пришествие Христово

Греческое название Второго пришествия — «parousia»; соответствующее латинское название «adventus». Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием — «…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…» (Мф.16:27). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать как «окруженный особым сиянием». И «… сядет не престоле славы Своей» (Мф 25 31).

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф.24:30). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: «…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф.16:27; Иуд. 14).

An. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1Фес.4:16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27).

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно.

«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому «…восплачутся все племена земные…» (Мф.24:30).

Воскресение мертвых, его действительность

Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: «… действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны». Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов.19:25—27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (3Цар.17:19), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме (4Цар.4:29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4Цар.13:21).

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» (Ис.26:19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2); в Иез.37:1-10 дается образное изображение воскресения; в 2Мак.7:9 сказано: «…Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной».

Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «…знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин.11:24).

В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: «…наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25); «… Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6:54 относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.

У ап. Павла говорится: «ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1Кор.15:16—17), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1) Всеобщность воскресения умерших.

2) Одновременность воскресения умерших. Хилиазм (учение о 1000-летнем Царстве Христовом на земле), его ложность. Благодатное царство Христово. Царство славы.

3) Изменение живых при воскресении умерших.

4) Тело воскресения и его свойство. Отличительные свойства тела воскресения — нетленность, сильность, духовность, славность.

5) Кончина мира.

6) Всеобщий суд. Его действительность и образ совершения всеобщего суда.

7) Блаженное состояние праведников после последнего суда.

8) Степени блаженства; вечность блаженства.

9) Состояние осуждения.

10) Степени мучений, их вечность.

См.: Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие

Когда придет антихрист?

Точное время его пришествия нам неизвестно, ибо Господь сказал:

(Деян. 1, 7). Тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан, так как (1 Пет. 5, 5). Гордые и высокомерные, желающие проникнуть в тайны, которые Господь запретил нам исследовать, становятся врагами Божиими.

Мы знаем, что вслед за приходом антихриста наступит второе славное пришествие Господа Иисуса Христа (2 Фес. 2, 8). Священномученик Ипполит Римский († 236 г.), один из самых ранних учителей Церкви, писал, что история человечества завершится мировым господством антихриста. Но Господь не оставит нас и по Своей любви будет о нас заботиться и помогать нам, сократив время пребывания на земле антихриста до одной седмины, как говорит святой пророк Даниил:

(9, 27).

Согласно толкованию святого Ипполита, слово «седмина» имеет символическое значение и его следует понимать не как нашу семидневную неделю, а как семь лет; за это время и произойдет то, о чем писали пророки относительно последних времен («О кончине мира»). Семь лет разделяются, по мнению святого Ипполита, на два равных периода, что следует из Откровения святого Иоанна Богослова, где говорится: И дам двум свидетелям Моим (Илии и Еноху), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (Откр. 11, 3). 1260 дней равняются трем с половиной годам. Знание об этих двух периодах весьма важно для уяснения последующего.

Святой Ипполит учит, что в первый период, завершающий мировую историю, явятся два пророка, Илия и Енох, чтобы возвестить всему миру скорое пришествие антихриста и грядущего за ним Судии Христа. Они будут в течение 1260 дней проповедовать, что Один Господь Иисус Христос есть Спаситель и Бог, говоря: «Не верьте врагу, который придет и явится вам, так как он противник, завидующий Христу, сын погибели, пришедший обольщать и прельщать вас». Пророки не сотворят знамений и чудес, потому что будут посланы на проповедь покаяния; они будут одеваться во вретище, чтобы уже своим видом призывать людей к покаянию.

За эти три с половиной года антихрист постарается завоевать популярность, подкупая людей своей мнимой добротой, справедливостью и благочестием. Мир поверит его добродетели, но Илия и Енох обличат истинные намерения антихриста, которые обнаружатся позже. Цель антихриста одна — обольстить людей, чтобы они поверили в него как в истинного Бога и поклонились ему, то есть добровольно отдали себя ему в послушание. Его стремление — помрачить ум человеческий. И дабы преуспеть в деле обольщения, он призовет своего единомышленника-лжепророка, который сотворит великие чудеса именем антихриста, чтобы люди поклонились ему (Откр. 13, 13). Эти двое как бы уподобятся Христу и Илии. Лжепророку будет дана сила низводить огонь с неба на землю — известно, что пророк Илия взят на огненной колеснице с земли на небо (4 Цар. 2, 11). Не менее «чудесными» будут их слова. В первый период антихрист покажет миру свою поддельную добродетель, и почти все человечество примет его как нравственно совершенную личность.

Святой Ипполит отмечает основные признаки антихриста: во-первых, он совершит неслыханные чудеса силой диавола, но они окажутся ложными, мнимыми. Он будет исцелять прокаженных, парализованных, изгонять бесов, предсказывать будущее, воскрешать мертвых для прельщения как своих приверженцев, так и по возможности избранных, чтобы они забыли Христа и тем самым сделались отступниками и изменниками. Во-вторых, он на время наденет на себя личину кроткого, смиренного, любящего и миролюбивого человека, будет примирять враждующих словами апостола Павла:

(Еф. 4, 26). Он завоюет популярность борьбой с ложью, коррупцией, идолослужением; явится прилежным в изучении Священного Писания; будет уважать священнослужителей, почитать старших, отвращаться блуда, порицать прелюбодейство, не потерпит клятвопреступлений и предательства. В-третьих, антихрист покажет себя гостеприимным, щедрым, сострадательным, будет помогать вдовам, сиротам, с любовью относиться к каждому. Особенно он постарается выглядеть добрым по отношению к христианам, окажет им покровительство, причем нарочито внимательным и благоговейным будет его отношение к духовенству и монашествующим.

В результате такой хитроумной политики в первый период антихрист добьется значительных успехов: народы земли, прельщенные его мнимыми добродетелями, талантами и заслугами, станут предлагать ему мировое господство, но он притворится смиренным и откажется от этого предложения, однако потом примет его «под давлением просьб большинства».

В самом конце этого периода некоторые фанатичные приверженцы антихриста, одержимые страстной любовью к своему кумиру, осудят Илию и Еноха за их якобы противодействие всемирной стабилизации и благоденствию и публично казнят их. Это произойдет не без участия самого вождя эпохи. Время убиения пророков святой Ипполит называет показыванием малого рога, современники же, напротив, будут считать его золотым веком, харизматической эрой обновления и возрождения культуры и всех сфер человеческой деятельности.

Во второй же период, сразу после воцарения антихриста, произойдет его внезапное изменение. Теперь он покажет себя совсем другим, чем прежде, то есть гордым, безжалостным, жестоким, мстительным и богохульным тираном, и вскоре начнет претендовать на вечное владычество над миром. Вместе с тем коренным образом изменится и его политика. Он прогонит избравших его на царство — так закончится эпоха демократии — и возьмет в состав мирового правительства бесов в человеческом облике. Тогда осквернятся души многих людей, то есть большинство здравомыслящих и добропорядочных людей согласятся с новым положением вещей и станут служить новому мировому порядку.

Тогда некоторые начнут прозревать — ведь тот, кого они привыкли видеть добрым и справедливым, на деле окажется лютым, грубым, бессердечным и злым, возненавидит все человечество и захочет его уничтожить. Однако антихрист будет продолжать заниматься благотворительностью, совершать чудеса, дабы все его признавали и служили ему как царю и богу. Он станет передвигать горы, ходить по морю, низводить огонь с неба, день превращать в ночь, повелевать солнцем, и все решат, что ему подвластна природа. Цель всего этого — отвратить людей от веры в истинного Бога, заставить их забыть о поисках пути в Царство Небесное. И люди прославят его и сделают богом, будут превозносить его и поклоняться ему, как творящему великое и славное. Это будет апогеем его успеха. «Кто господин, больший меня? Кто Бог великий, кроме меня?»

Своими действиями и словами антихрист постарается копировать евангельские события и церковное учение, и как Христос запечатлевает Духом Святым Своих рабов в таинстве Миропомазания, так и антихрист даст своим рабам, тем, кто уверует в него как в бога, некое помазание, печать — видимый знак своего покровительства, свидетельство того, что он доволен своим слугой. Эта печать будет охранять от насилия и нужды, явится своего рода пропуском. Единственным условием ее получения станет добровольное признание всемирного властителя богом. Того же, кто не признает его богом и не захочет его слушаться, он предаст на лютые и невиданные пытки и мучения.

Таким образом, прежде чем антихрист объявит себя богом, никакой печати не будет. Она появится только после того, как его правление превратится в «теократию». Поэтому сегодня, когда антихрист еще не явился и не объявил себя богом, нельзя говорить о наложении его печати. Те же, кто поднимают шум по поводу числа 666, заблуждаются и вводят в заблуждение других.

Итак, из писаний святого Ипполита Римского следует, что главным событием последних времен, переломным моментом царствования антихриста будет его «обожение».

Но и после того, как большинство людей признают антихриста богом, многие христиане не примут его религии. Это вызовет тотальное преследование инаковерующих, намного более жестокое и страшное, чем все бывшие в истории Церкви гонения. Те из христиан, которые засвидетельствуют свою веру и не отрекутся от нее, будут прославлены более мучеников первых веков и получат венцы в Царствии Божием. Но многие связанные делами житейскими и похотью мира сего не выдержат и отступят от веры из-за крайней жестокости истязаний и лишений. Будучи неокрепшими духовно, привязанными к земному, они придут к антихристу и попросят его печати, причем сделают это по своему личному желанию и свободному выбору.

Цель преследований — окончательно отвратить остаток верующих от истинного богопочитания и вместо знамения Честного Креста навязать христианам печать антихриста, то есть заставить их всем сердцем, всей душой и всем разумением исповедать нового бога, а истинного отвергнуть и забыть. Тогда все полностью извратится, и хотя религия и ее атрибутика останутся, но изменится их сущность — это будет служение иному богу. Само имя Христа станет запретным, и память о Нем будет искореняться. Настанет мерзость запустения, предсказанная пророком Даниилом, когда храмы Божии начнут использоваться для «иных нужд». «В то время Христос будет представлять для людей ту же ценность, что мусор на обочине дороги», — говорит преподобный Нил Мироточивый.

Возникает вопрос: значит, епископы и священники — духовные руководители народа Божия — допустят все это и пойдут за антихристом? Да не будет этого! Очевидно, некоторые соблазнятся, но не все, и те, кто останутся верными Христу, будут мужественно совершать свое служение, приносить бескровную жертву, за что подвергнутся пыткам и истязаниям. На них обратится вся ярость антихриста, который подвергнет их небывалым в истории мучениям.

Немногих оставшихся верных Христу постигнет страшная скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Христиане будут изнемогать от тяжких гонений, скрываться от преследований, и милосердный Господь ради избранных сократит дни мучений до 1260. Окончание второго периода властвования антихриста совпадет с концом мировой истории.

Разочарование же некоторых приверженцев антихриста в достоинствах своего кумира не будет покаянием в христианском смысле. Они попытаются скрыться от него, но не смогут этого сделать, так как по начертанию его имени их легко будет отыскать.

Антихрист будет верить в свое божественное бессмертие и в бесконечность своего царства и радоваться своему могуществу, но

(Мф. 24, 27) — так явится в небе знамение Честного Креста, сияющее светлее солнца, в предзнаменование второго славного пришествия Судии и Господа Иисуса Христа. И Господь, пришедший во славе Своей, уничтожит царство антихриста Своим явлением, а самого его (2 Фес. 2, 8).

Таким образом, антихрист будет выступать в качестве политического деятеля и харизматического, религиозного лидера. Само по себе такое сочетание не ново — например, римский император Нерон провозгласил себя богом и потребовал приносить жертвы своей статуе. И хотя апостол Павел именует императора высшей властью, но он тем самым воздает лишь кесарю кесарево. Священномученик Поликарп Смирнский категорически отказался воздать божественные почести императору, за что был усечен мечом. Признавать существование верховной власти и соблюдать установленные ею законы — это одно, но совсем иное — принимать ее сердцем и верить ее религиозным доктринам.

Подобно святому Поликарпу, в Римской империи пострадали многие тысячи христианских мучеников. Например, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор, Андрей и Савва Стратилаты были воинами, оказывали подчинение своим военачальникам и при этом были замучены за отказ почтить статую императора. Они храбро сражались под римскими знаменами с изображенным на них орлом, однако никто из них, воюя под языческим флагом, никогда не отрекался от Христа.

То же мы видим и во времена исламского владычества над христианскими народами. Святые патриархи Софроний Иерусалимский и Геннадий II Схоларий Константинопольский получали от мусульманских властей фирманы — грамоты, удостоверявшие их легитимность и признание государством. Эти документы выдавались во имя Аллаха, в них приводился текст из Корана, а летоисчисление велось по мусульманскому календарю. И эти святые, хотя вовсе не собирались отрекаться от Христа, относились к фирманам как к официальным государственным документам, регламентирующим права Церкви в исламском обществе. Они воспринимали написанные в этих грамотах цитаты из Корана и имя Аллаха лишь как выражение веры султана или халифа, правящих государством.

Святой Косьма Этолийский говорил, что тот, кого мы имеем во главе нас, то есть султан, есть антихрист. И в то же время он поклонился до земли турецким чиновникам, предоставившим ему возможность законно проповедовать Христа.

Все это свидетельствует о том, что во властителе следует отличать государя от насадителя враждебной Христу религиозной идеи. Отдавайте

(Мф. 22, 21). В этом отношении актуален и важен опыт православных в Советском Союзе. Они имели паспорта с символикой отнюдь не христианской, подчинялись советским законам, служили в армии, были послушны представителям власти, однако никогда никоим образом не принимали коммунистической идеологии: атеизма, антихристианства и т. п. — словом, не отрекались от Христа.

Так же поступим мы и когда придет антихрист. Нам не удастся изолировать себя от мира сего, но придется жить его реалиями, поэтому нужно уяснить, что государство и все его институты, включая паспорта, документы, ценные бумаги, деньги, — это одно, но совершенно другое — Христос и наше исповедание веры в истинного Бога. И когда наступит время антихриста, надо будет следовать тем же принципам, которыми руководствовалась Церковь в условиях враждебного ей государства.

Но пока эти времена не наступили, миром не правит «владыка вселенной» и от нас никто не требует, чтобы мы служили ему как богу — логично сделать вывод, что ни первый, ни второй периоды конца света еще не наступили.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *