Про армянский народ

Древняя самобытная нация, которая верна своей культуре, обычаям и ценностям. Даже в чужой земле армяне не ассимилируются с местными, стараются жить согласно уставам формировавшимся веками.

Содержание

Происхождение народа

Знаете ли вы, что история зарождения Армении описана в Библейских преданиях. Родоначальника звали Гайк, он являлся праправнуком знаменитого Ноя. Юноша был красив и силен, вместе со своими людьми принимал участие в возведении Вавилонской башни. После, ушел в родные, завещанные отцом земли.

Защищая право на основание собственного государства, он вступил в войну с Беллом и победил. На месте сражения, построили город, названный в честь победителя.

Гайк жил до 2026 г до н.э, после страну возглавил его сын по имени Арменак. За время правления он расширил границы, присоединил ряд племен и подарил государству название – Армения.

Вероисповедание

Начиная с 301 г. Христианство официально является государственной религией. А первые общины, ее исповедовавшие, появились в 1 столетии нашей эры. Церковь у Армян не похожа на католическую и православную, и отличается:

  • Единством.
  • Архитектурой (присущи восточные оттенки)
  • Обрядами, постами, религиозными праздниками.
  • Отношение к Иисусу Христу. В православии его личности приписывают 2 начала: божественное и людское. У Армян он един.

Присутствуют на территории страны так же католики, православные, мусульмане, но их общее количество не превышает 5% от всех верующих.

Традиционное армянское жилье

Старинные дома этого народа удивят любого европейца. Представляете, крышу они делали из земли, насыпаемой на деревянные столбы. Стены возводили из камня, а окна располагали вверху, на потолке.

В центре квадратного дома, на возвышении находился очаг. Вдоль стен располагались тахты, служившие хозяевам вместо кроватей. А ниши закрывались деревянными дверцами, выполняли роль шкафов. На открытых полках красовалась глиняная посуда, кухонная утварь.

Семейные армянские традиции

Дерево крепкое, если у него сильные корни. Потомки Гайка берегут свои корни. Армянские традиции и обычаи в семье основываются на законах, переходящих из поколения в поколение.

Уважение к старшим

Особое отношение к дедам прививается с молоком матери. В поведении это проявляется соблюдением правил:

  • Не шуметь в присутствии старших.
  • Не пререкаться.
  • Вставать, когда пожилой человек входит в комнату.
  • Уступать место.
  • Оказывать внимание за столом (наполнять бокал, подавать блюдо и пр.)

Армянское гостеприимство

Щедрые люди, готовые принять у себя любого, даже не званого гостя. Богатый стол, радушные хозяева, удобная постель – не заменимые атрибуты гостеприимства армян, прославившего их на весь мир.

Делясь кровом, угощениями, они делятся счастьем. А счастье, подаренное другим, возвращается втройне. Отказаться от приглашения за стол, значит обидеть хозяина.

Традиции, связанные с рождением ребенка

В стране многодетные семьи – норма. Каждому маленькому человечку радуются, оберегают и балуют подарками. К появлению чада на свет готовятся заранее. Несмотря на счастье, малыша скрывают от чужих глаз 40 дней со дня рождения. Примечательно, что после родов, перед тем как войти с ребеночком в храм, мать должна очиститься.

Интересные обряды, связанные с появлением малыша:

  • Беременной нельзя общаться с не рожавшими женщинами.
  • Запрещалось во время вынашивания навещать родителей жены.
  • Если роды были сложными, мужчины, жившие в доме, стреляли из ружья в окно, отпугивая злых сил.
  • После родов, крошку посыпали солью.
  • Если до 40 дней в дом приходили чужие люди, новорожденного брали на руки и выносили во двор.
  • Крещение проводили на 8 день. Мать не допускали. После церемонии возвращал ребенка женщине крестный отец. Она ему целовала сначала руки, потом ноги.

Армянская кухня

Знаете ли вы, что армянская кухня одна из древнейших в мире, сохранившая многие рецепты и традиции по сей день. Отличительные черты блюд:

  • Обилие зелени, специй.
  • Высокое содержание соли.
  • Сложный процесс приготовления. Комбинирование разных способов готовки в одном блюде.
  • Широкое применение мяса. Необычное сочетание ингредиентов.
  • Предпочтение топленого масла растительному.

Так же употребляют в пищу овощи, бобовые, злаки.

Армянская свадьба

Раньше торжество праздновали не меньше 7 дней. Гуляли всем селом. Процесс подготовки к данному событию мог занимать до 2 лет. Сейчас многие традиции ушли, часть упростились. Но есть места, где соблюдают большую долю обрядов, о которых расскажем ниже.

Церемония

Все начинается со сговора. Мужчины, представители жениха идут к родителям девушки. Если родственники договорились, через время в дом невесты посылаются сваты. Интересно, что раньше будущую жену для сына выбирала свекровь, и уже потом обговаривала кандидатуру с отцом, дедом.

Девушке разрешалось выходить замуж в 12 лет. Юноша же должен был встать на ноги, обеспечить семью. Поэтому мужчины не вступали в брак до 23 – 24 лет.

Учитывая религиозность народа, основной церемонией являлось венчание. Гражданская регистрация, порой проводилась через годы, и то если была такая необходимость (рождение ребенка, юридические вопросы).

Застолье

Современные армяне отмечают свадьбы скромнее, нежели их предки. Но гуляние по-прежнему отличается размахом. Праздновать начинают порознь. В доме жениха накрывается стол, друзья, родственники желают счастья. Потом, процессия направляется в дом девушки. После откупа невесты ее передавали мужу. При этом играла грустная музыка, мать, подруги причитали, пели народные прощальные песни.

Завершив венчание, гости ехали к жениху, где продолжали пиршество. В наше время молодые отправляются в ресторан.

Благословение

Благословляет молодоженов мать жениха. В старину, она не допускалась на таинство, и ждала детей у входа в дом. Сейчас свекровь может посетить церемонию, но до начала застолья, женщина встречает молодых у порога с лавашем и медом (так же как у русских с хлебом и солью). Она желает счастья, говорит напутственные слова.

Послесвадебные обычаи и традиции

После гуляний, соблюдались обряды:

  • Подтверждение невинности невесты. На утро к молодым приходили гонцы. Если девушка сохранила непорочность до свадьбы, жених давал гонцам красное яблоко. Его показывали всем желающим.
  • Обмывание головы. Целую неделю, теща не допускается к молодым. Через 7 дней она несет девушке повседневную одежду, предметы личной гигиены, помогает вымыть волосы.
  • Отправление приданого.
  • Дарц – возвращение молодой жены в отчий дом, погостить. Допустимый срок от 2 недель до месяца.

Традиционные армянские праздники

Праздники в Армении, удивительны, эмоциональны. Попасть на гуляние в эти дни – незабываемый опыт для европейцев.

Вардавар

В основе праздника лежит красивая языческая легенда о том, как бог подземного царства похитил богиню любви Астхик и запер у себя. Мир погрузился во тьму, из людских сердец исчезла любовь. Но бог грозы Ваагн освободил возлюбленную. Вернувшись на землю, Астхик брызгала на все водой, и лепестками роз. Так любовь снова поселилась в сердцах.

С приходом христианства, народ перестал верить в языческие божества, но отменять красивый и веселый праздник не хотелось. Тогда его приурочили ко дню Преображения Господня и стали отмечать в 14 воскресенье после Пасхи.

На Вардавар люди с раннего утра дарят розы тем, к кому испытывают привязанность и обливают всех водой. Причем не важно, кто перед вами, бедняк или человек в богатом костюме. Лить воду можно на всех, была бы посуда в руках.

Меци Пагк (Великий Пост)

Воздержание от мяса, молока, рыбы длится 40 дней. Это похоже на пост, которого православные придерживаются перед пасхой. Послабление у армян допускалось по воскресеньям. А праздник Цахказард, схож с вербным воскресеньем. Кстати армяне тоже красят яйца, и обмениваются ими на Пасху.

Святой крест

Всего в Армении 4 праздника, связанных с крестом. Главным является Хачверац. Отмечается он в воскресенье, в период с 14 по 17 сентября и приурочен возвращению Животворящего креста Христова в 614 г. в Иерусалим. Среди войск, отбившим святыню у персов был армянский полк, поэтому праздник является национальной гордостью народа.

Армянское рождество Сурб Саргис

Празднование Рождества проводится с 5 на 6 января и совпадает с Крещением. Армянская церковь верна традициям и претерпевала минимум изменений, по сравнению с Католической, православной. В древности все христиане отмечали рождение Иисуса с 5 на 6.

Почему в этот день празднуют и Крещение. В Библии сказано, что Христос крестился и начал проповедовать в 30 лет. Логично предположить, что обряд был проведен в день его юбилея.

Праздник Барекедан

Время шуток, веселья. Начинается за две недели до Меци Пагк. Все 14 дней проходят со смехом.

Пятидесятница

Праздник перекликается с православным. Через 50 дней после Пасхи, Дух святой сошел на апостолов. В результате чего ученики Христовы смогли разговаривать на разных языках, и проповедовать в любом уголке мира. Пятидесятница не имеет фиксированной даты, время празднования зависит от Пасхи. Следом начинается Ильинский пост длиною в 5 суток.

Армянский праздник Амбарцум

Отмечают на 40 день после Великого Воскресенья. В России это торжество называют Вознесение Господне. В небо выпускают голубей, провожая их взглядом, пока птицы не скроются из виду. А еще, накануне вечером девушки плетут венки, собирают в кувшины воду из 7 родников. Наутро, жидкость в сосудах благословенна.

Матах- жертвоприношение

Традиция принесения в жертву животных описана в Ветхом Завете. Армяне сохранили ее до наших дней, хоть и с изменениями.

В честь преданности Всевышнему, как благодарность за помощь или просьба в содействии проводится Матах. Домашнее животное мужского пола (только не свинью), пускали на убой. Мясо варили, добавляя священную соль. После раздавали бедным. Не убивают только голубя. Его достаточно выпустить в небо.

Матах – не символ живодерства, язычества. Так народ показывает, что готов жертвовать во славу Бога.

День святого Варданавца

Праздник имеет исторические, религиозные корни. Это дата, когда в борьбе за свободу, за христианскую веру объединились все: старики, дети, женщины, те, кто мог стоять и держать оружие. Многие погибли, не счесть, но народ выжил, и вера сохранилась.

Произошло событие в V веке, а отмечают его за 8 недель до Пасхи. Во главе сильного, единого полка стал Вардананц. Он пал в бою, но сохранил память о себе на века. В его честь и назвали праздник.

День Святого Григория, просветителя Армении

В начале III века в Армении существовали как христиане, так и язычники. Св. Григорий был христианином. А вот царь Трдат III, правивший в те годы, — язычником. Григорий просидел в царской тюрьме около 13 лет, т. к. его считали предателем и шпионом. Но однажды, Трдат III заболел.

Вылечить никто не мог, и только заключенный в темнице «предатель», обращаясь к Богу, исцелил правителя. Царь поверил в Господа, и христианство официально стало государственной религией страны.

Святого почитают 30 сентября.

Армянская Пасха «Затик»

Пасха, великий праздник для всех Христиан, армянский народ не исключение. Интересные Пасхальные традиции в Армении:

  • За 40 дней, в начале поста из соломы делают кукол. У одной из них в руках 40 ниток с камушками на конце. Каждый день хозяева отвязывали по одному, что помогало считать время до праздника.
  • Перед Пасхой, наряжают дерево. Это значит, что оно несет удачу.
  • Яйца красят только в красный цвет, в воскресенье ими стукаются, меняются, как и Русские.
  • Армяне так же пекут куличи.

Тырындез

Праздник молодых и влюбленных. Корни уходят во времена язычества. Христианская церковь, преобразовала его, совместив со Стретением Господним. День, когда Иисуса впервые принесли в храм. Отмечают 13 февраля. В церквях проходят службы. А вечерами молодые пары прыгают через костер.

Если одежда загорится — хороший знак, сгорят неудачи. Завершается день застольем и поеданием сладостей.

Празднование нового года

Если вы обожаете этот праздник, приезжайте в Армению, их там целых 3:

  1. Официальный — с 31 декабря на 1января. Введен в XVIII в, по велению церкви. Интересно, что подарки малышам кладут не под елку, а в чулки.
  2. 21 марта.
  3. Летом, 11 августа.

2 и 3 новый год связан с язычеством, не признается церковью. Но разве это остановит людей? Так что если вы думали, что русский «старый новый год» круче всех, то ошиблись. У Армян на 1 праздник больше.

Культура традиционного костюма

Мужская и женская одежда делились на праздничную и каждодневную. Для мужчин отдельно шили военное облачение. Одежда у западных и восточных Армян отличалась. На западе носили жилеты из козьего меха, а на востоке шубы. Мужчины носили шаровары и пеструю рубаху. Поверх жилет или архалук.

Женщины одевали халав (длинная рубашка), под низ — красные штаны. В прохладную погоду накидывали архалук, но не застегивали его, а лишь завязывали на талии пояс.

Виноделие и производство коньяка

Именно в Армении, после всемирного потопа, библейский персона Ной посадил виноградную лозу. С тех пор земля стала столицей виноделия. Раньше ягоды давили ногами в специальном каменном сооружении. Сейчас технология усовершенствовалась. Но до сих пор производством вина занимаются многие семьи, а так же промышленные предприятия. Делают из винограда, фруктов, ягод.

Знаменитые марки:

  • Зорах.
  • Араме.
  • Воскераз.
  • Арени.

Коньяк стали производить позднее. Качество армянского напитка славилось не только в СССР, но и на западе. Большой популярностью пользуются:

  • Арвест.
  • Армения.
  • Баграт.
  • Ереван.
  • Арарат.

Весь коньяк делится на :

  • Марочный. Напиток хранят годами (от 6 и выше). Качество объясняет высокую цену. Чем больше выдержка, тем дороже.
  • Коллекционный.
  • Ординарный. Его часто продают в магазинах.

Знаете ли вы, что количество звездочек на бутылках ординарного коньяка говорит о том, сколько лет выдерживались спирты в бочках.

Погребальные традиции

Похороны в Армении имеют много общего с Русскими обычаями. Обряды, специфические для армянского народа:

  • В день похорон в дверь дома, где лежит покойник, трижды стучат, а гроб поднимают и опускают 3 раза. Это нужно для того, чтобы смерть не забирала больше никого из дома.
  • Перед процессией разбрасывают красные гвоздики.
  • На кладбище, первыми прощаются женщины.
  • Поминки организовывают после похорон, а так же через 7 и 40 дней.

На поминки родственники и друзья надевают черную траурную одежду.

Армения удивительная страна, с добрыми открытыми жителями. Красивые пейзажи, обычаи армянского народа, архитектура и, конечно же, незабываемая кухня, вино. Посетив страну один раз, вы захотите приезжать туда снова и снова.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы с вами узнаем, как армян именуют народы соседнего Кавказа.

Сразу хочется отметить: в большинстве современных языков народов мира армяне называются собственно словами, производными от «армяне». Даже если это сразу не видно, основа та же. Как например, у украинцев вiрмени и Вiрмения на украинском языке, на венгерском, соотвественно, örmények и Örményország.

Слова армяне и Армения очень древние. Первое их упоминание — это Бехистунская надпись могущественного царя Персии Дария I Великого (примерно V век до нашей эры). В современном фарси армяне так и называются — ارامنه • (arâmane).

Популярным же это название армян сделали еще вездесущие античные греки, передавшие его от персов многим другим народам мира. Современные эллины тоже именуют армян — Αρμένιοι — Arménioi.

Сами армяне называются себя — Հայեր, hayer — Ай (Айер во множественном числе), а свою страну Айястан или Айк (поэтично). Происхождение этого названия совершенно неизвестно. Возможно, от царства Хайаса, существовавшего на Армянском нагорье за тысячу лет до н.э. Возможно, от легендарного патриарха армян Айка.

Впрочем, сами армяне особого дискомфорта по поводу того, что их весь мир называет не так как они сами себя, не чувствуют. В отличие от соседей-грузин, настоятельного желающего переименования Грузии в Сакартвело на всех языках мира.

Соседние древние кавказские народы, соседствующие с армянами еще с далекой дохристианской эпохи, предшествовавшей любым древним грекам, называют этот народ по-другому.

Грузины именуют армян — სომხები — cомхеби (в ед.ч — сомхи), а государство Армению — სომხეთი — Сомхети. Осетины, кстати, называют армян похоже — Сомихыстон и сомихæгтæ. Судя по всему, предки осетин познакомились с армянами именно через грузин.

Точное происхождение этого самого сомхети неизвестно. То ли, «Сомхети» от грузинского слова «юг». То ли, от названия первопредков армян — древнего племени мушков, жившего на Армянском горе еще за пару тысяч лет до н.э.

Самый крупный дагестанский народ, аварцы, чаще всего именуют армян и Армению — эрмениял и Эрменистан (воспринято из русского). Однако есть у аварцев и более старинные названия армян и армянского государства — ЦIамухъ и цIамгIалал.

На чеченском языке Армения — Эрмалойчо, армяне — эрмалой. Примерно также — у братских чеченцам ингушей. У адыгов — Ермэлые и ермэлыбзе. А абхазы скажут совсем уже сложно и труднопроизносимо — Шәaмaхьтәылa и ашәамахьцәа.

Азербайджанцы, как довольно поздно появившийся на Кавказе тюркский народ, особого хитрого названия для армян и Армении не имеют. Именуют страну стандартно — Ermenistan, народ — Ermənilər.

Упомяну еще одно любопытное название армян — на курдском языке. Это — file (армянин) и Filestan (Армения). Точно также курды (мусульмане или езиды) порой именуют вообще всех христиан.

Армянский костюм Основу традиционного мужского и женского армянского костюма составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин, и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин.

Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). Поверх надевались различные типы верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

Армянский мужской костюм Основными элементами армянского мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы. Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов.

Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля.

Армянский женский костюм Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров.

Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения.

Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани.

Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной убор.

Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

Армянский традиционный костюм. Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Не случайно коллекции одежды, собранные в музеях нашей страны, постоянно привлекают внимание исследователей — историков, этнографов, искусствоведов. Тем более что в сегодняшней жизни традиционная одежда почти исчезла и уже не сохранилось той сложной и пестрой картины, того разнообразия локальных вариантов, которое наблюдалось прежде.

Кавказ — горный по преимуществу регион — объединяет самые разные климатические зоны. Исключительно пестрым предстает Кавказ и в этнографическом отношении. Здесь проживает свыше пятидесяти народов и народностей. Несмотря на всю эту многокрасочную картину, кавказский регион представляет собой несомненное культурно-историческое единство.

В материальной и духовной жизни народов Кавказа много общего, что объясняется многовековым соседством, длительными экономическими, культурными связями, общностью исторических судеб. Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта и природы сформировалась мужская одежда так называемого общекавказского типа. Каждый мужчина на Кавказе — это воин-всадник, он же землепашец или пастух.

Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы.

Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали aрмяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода.

А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кофтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша.

Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядны нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем.

Важнейшую роль в художественном строе национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани.

Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом.

Сложным был головной убор. Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

Все знают, что такое традиционная армянская семья: отец – глава семьи, жена – верный помощник, а дети – кроткие и послушные ангелы. Но современные семьи отличаются от традиционных. Чем? PEOPLETALK разобрался.

Армянская семья – это государство в государстве. На территории квартиры, в которой живут армяне, царят свои законы, а вертикаль власти на 50 квадратных метрах не зависит от правящей партии и действующего президента страны. В такой семье есть свой царь и бог – армянский отец.

По негласным законам гор мнение и желание главы семьи – закон и обсуждению не подлежит. Захотелось ему в три часа ночи горячих хачапури по-аджарски – вставай к плите и не пререкайся, грязная рубашка – в стирку немедленно, поехать на выходные к дальним родственникам – уже собираем вещи! Все так, но есть один момент: в армянских семьях царит так называемый «скрытый матриархат» − ничего не произойдет без согласия и одобрения жены. Но гордые мужчины никогда не признают это вслух.

Женщина в такой семье – помощник, опора и друг. Если у мужчины проблемы на работе, жена не выпытывает подробности, а терпеливо ждет, если муж сам захочет об этом рассказать. Именно «если», а не «когда» − для кавказского мужчины рассказать своей женщине о проблемах все равно что расписаться в своей несостоятельности. Так что ждать подробностей можно очень долго, и не факт, что дождешься.

Кстати, в последнее время стало «модным» любить кавказцев. По улицам Москвы в поисках состоятельных армян, грузин и других представителей «народов гор» ходят толпы пергидрольных блондинок в мини-юбках с мечтами о семье и безделье. Но такие союзы или не случаются совсем, или длятся пару недель: женщина для армянина должна быть не только понимающей подругой, но и хорошей хозяйкой. Готовка, стирка, уборка – от этого не убежишь.

Прогрессивные армяне считают, что женщина может работать, только если она находит в этом отдушину. А зарабатыванием денег должен заниматься исключительно мужчина. Удел женщины – следить за домашним очагом и заниматься воспитанием детей.

Дети, кстати, отдельная история. Девочек, своих «принцесс», «красавиц» и «куколок», армянские отцы обожают до дрожи в коленях и сделают для них все. А вот мальчикам придется не так уж сладко. Обязанность отца – вырастить настоящего мужика, защитника, а постоянной опекой этого не добиться. Так что стандартное детство парня-армянина: угол, наказания, физический труд, учеба и длинные монологи из серии «я для чего тебя растил?»

Но зато в подростковом возрасте девочки и мальчики меняются ролями. Парень влюбился – «Красавчик! Что за девочка? Держи деньги, своди ее на свидание, в кино, кафе. Да еще бери, не стесняйся. Удачи». У девочки появился ухажер? Пиши пропало. «Кто это? А кто его родители? А как он учится? Нам неучи не нужны. А вообще, тебе не рано еще? Ты об учебе думать должна. Так, домой в семь вечера, и ни минутой позже». И только подумай опоздать – карманных денег ты больше не получишь, а ухажера своего не увидишь.

Очевидно, что ни о каком сексе до свадьбы говорить не приходится. Так уж заведено: неважно, 18 тебе, 25, 38 или 56 – до свадьбы ты просто обязана хранить невинность. Иначе добро пожаловать в «проститутки» и «кто тебя теперь замуж такую возьмет». Повезло встретить свою любовь и выйти замуж? Рано радуешься, армянская дочь. Будь готова с пониманием отнестись к тому, что твой благоверный уйдет налево, направо и вообще в разнос. И здесь объяснение вполне себе логичное – он же мужик, ему положено. Но при этом мужчина все равно будет сердцем и душой верен своей жене до конца жизни и порвет за нее любого.

Жить в армянской семье в Москве намного проще, чем в том же Ереване, – достаточно либеральные взгляды молодежи и ритм жизни сказываются на твоем маленьком 50-метровом двухкомнатном государстве. В каждой семье, конечно, остаются свои обязательные правила, которые не обсуждаются и не нарушаются. Но уйти на вечеринку и вернуться под утро уже не так смертельно, а если не говорить о своих поклонниках, так вообще можно жить спокойно. Самое главное, что армянские семьи – самые крепкие (и это не я, это статистика) и дружные (а это уже я). «Армянская семья – это больше чем семья», − сказал как-то Леонид Рошаль, имея в виду взаимную преданность, любовь и уважение. И он абсолютно прав.

Саркис Балоян (57), глава армянской семьи

В традиционной армянской семье отец – самый главный, и все должны слушать его. Следующая по старшинству, конечно, мама. Но в семьях, где есть бабушки и дедушки, самые главные они. Раньше в армянских семьях было принято рано жениться и выходить замуж, в 18−20 лет. Сейчас ситуация другая, приближенная к европейским нормам. Но традиционный обряд сватовства все равно остался: семья жениха должна прийти в дом к невесте, принести подарки и официально попросить ее руки. Потом обручение, то есть обмен кольцами, а затем свадьба.

Людмила Заварзаева (57), жена главы армянской семьи

Для любой армянской свекрови главный в семье сначала муж, а потом сыновья. А армянские мамы всегда трясутся над своими сыновьями. Когда я приехала с мужем знакомиться с его семьей, его отец принял меня сразу, а вот мама долго приглядывалась. Когда она приезжает к нам в гости из Армении, она не старается помогать с домашними делами и действовать из принципа женской солидарности, но все равно видно, что она до сих пор считает своего сына самым лучшим на свете.

Анна Балоян (24), дочь главы армянской семьи

Я горжусь тем, что родилась в армянской семье. И несмотря на то что моя мама русская, а папа – армянин, я называю себя армянкой. Мою семью никак нельзя назвать традиционной – папа уже примерно 30 лет живет в Москве, я родилась здесь. Поэтому, как бы отцу ни хотелось иного, я – европейский человек. На этой почве часто возникают скандалы из серии «в 11 быть дома», а возвращаешься ты в три часа ночи. Раньше с этим было сложно: я не понимала, почему должна беспрекословно подчиняться старшим, если у меня есть свое мнение (неправильное, по словам папы) по любому вопросу, а папа никак не мог понять, как я в принципе смею ему перечить. В последнее время он смирился (со словами «подрастешь, поймешь», конечно) с моим «бунтарством» и перестал требовать от меня невозможного. А я стараюсь устраивать ночные загулы не чаще раза в две недели. Пока живем в дружбе и согласии.

Анна Нубарян (27), санкт-петербуржская армянка

Моя мама русская, а папа – армянин. До восьми лет мы жили в Пятигорске, а потом переехали в Санкт-Петербург. Возможно, это повлияло на нашу семью. Если в Пятигорске, в котором еще сохранились отголоски традиционности, мы ощущали себя практически как в Ереване (беспрекословно слушались отца и старались не высказывать свое мнение), то европейский Питер сделал нас свободнее. Поэтому можно сказать, что я выросла в современной армянской семье. Папа сначала постоянно злился и бухтел, что его авторитет падает, а потом смирился. Так что уже с 16 лет я спокойно гуляла с парнями, приходила домой поздно и сама принимала решения по поводу своей жизни. Конечно, когда я закурила, папа был не очень рад, но сделать уже ничего не мог. Я считаю, что обрусевшие армянские семьи – самые классные семьи в мире. Они живут по европейским порядкам со свободными нравами, но при этом до сих пор хранят фундамент – глубокое и искреннее уважение к старшим и взаимовыручку.

Роберт Карапетян (19), московский армянин

Быть армянином в Москве очень интересно. Если русский встретит русского на улице – ничего особенного, а если армянин встретит армянина − «О, брат, привет, как жизнь?» Через пару минут выяснится, что у вас есть общие знакомые или даже родственники, не здесь, так в Ереване (или любом другом городе, где только армян нет). А расстанетесь вы лучшими друзьями. Когда окунаешься в свободную московскую жизнь, сначала тебе все кажется идеальным – никакой чрезмерной родительское опеки, сам принимаешь решения. Но потом ты начинаешь скучать – не хватает как раз этой армянской «традиционности», когда ты не закрываешь двери дома, чтобы в любой момент могли зайти соседи, знаешь, что в любой момент тебя поддержат родные. Так что на первых же каникулах я лечу домой!

Мадлен Антонян (22), ереванская армянка

Недавно я обручилась с возлюбленным. В разных семьях на такое событие реагируют по-разному. Но вообще, мы не отличаемся от русских и грузин. Есть, конечно, старомодные семьи, которые держатся гордо и не хотят устраивать из этого какое-то большое событие. А есть и такие, которые отмечают обручение почти так же, как свадьбу, разве что без платья и церкви. А потом еще и настоящую свадьбу закатывают. Но лично я этого не понимаю: зачем два раза собирать родственников? Когда я встречалась с Ашотом, все спрашивали: «А когда вы обручитесь?» Доставали этим вопросом постоянно. Когда мы все-таки обручились, мама сказала: «Наконец-то. Давно пора». Но легче не становится: начинается второй этап из разряда «А когда вы уже поженитесь?» Потом, естественно, третий: «Ты не беременна?»

Армянские традиции погребения

Ни для кого не секрет, что основное количество армян — христиане. Согласно полученным данным больше 90% армян, проживающих в Армении, присоединены к Армянской Апостольской Церкви, то есть являются членами этой церкви. Несомненно, армянские традиции погребения имеют какие-то похожие черты с православными похоронными обрядами. Поскольку к православному вероисповеданию придерживается основная часть армян.

Тем временем, у армян есть свои древние армянские традиции и обычаи, которые сохранились и передаются из поколения в поколение.

Таким образом, один из таких обычаи, а именно армянские похороны традиции, которые существенно изменились. Согласно современным армянским традициям, которые сформировались на основе древних, традиции погребения состоят из нескольких действий и обычаев, далее рассмотрим это более детально.

Необычные традиции

Все часы, находящиеся в доме покойного, должны быть остановлены сразу после его смерти. Родные покойного по дому завешивают зеркала. Согласно древним обычаям, у зеркала есть способность забрать собой весь накопленный негатив, который может отрицательно повлиять на остальных, кто проживает в доме покойного.

Каковы же похоронные традиции у других народов? Все о китайских традициях — , а о еврейских — .

Погребение

Далее, покойного омывают, облачают в новую ритуальную одежду, затем осторожно укладывают в гроб.

Кстати, допускается только деревянный гроб.

Затем сам гроб ставят на стол, при этом есть условия, что обязательно голова покойного должна быть направлена в сторону запада, а нога, в сторону востока, и лицо должно быть обращено на восток. К тому же крышка гроба не должны заносить домой, ее нужно оставить снаружи. Все морально ценные вещи, которыми пользовался покойный, кладут рядом с ним, позже эти вещи должны быть захоронены вместе с покойным. Ночью покойный не должен оставаться один, с ним рядом должны быть двое мужчин, они возле гроба зажигают свечи и находятся рядом с ним до утра, это делается с целью сохранения покоя покойного.

Родственники приходят для прощания с покойным на следующий день. Они обходят гроб против часовой стрелке, затем целуют руку покойного. Во двор родные выносят гроб с покойным в день похорон. Все родственники и родные во второй раз прощаются с покойным.

По традиции похорон у армян, перед вынесением гроба со двора, необходимо три раза постучать по закрытым дверям, это делается, чтобы смерть не забрала очередную жертву из этого дома. Так же, по обычаям родные покойного 3 раза поднимают, затем опускают гроб, либо три раза крутят гроб вокруг оси.

По всей похоронной дороге специальным человеком посыпаются гвоздики, а в начале похоронной процессии один человек будет нести портрет покойного, за ним будут нести венки и крышку гроба, а затем сам гроб.

Чаще всего родные несут гроб до кладбища пешком, то есть несут на руках, в крайних случаях пользуются катафалком, когда идти приходится слишком долго.

Однако в самом кладбище, они до могилы должны донести гроб на руках, даже если это находится очень далеко.

Церковные традиции

Несомненно, похороны проходят в присутствии священника, он читает молитву у изголовья. После того, как гроб опускают в могилу, родные по очереди должны кидать на крышку гроба горсть земли. По традиции родные должны класть нечетное количество цветов. После похорон, при возращении домой, в котором жил покойный, они у двери перед входом в дом должны помыть руки. Поэтому у двери ставят ведро водой и полотенце.

Поминки

Поминки проходят два дня подряд, и основное блюдо, которое готовят во время поминок, это хашлама. С полным стаканом в руках, произносят прощальные слова.

Согласно традициям, повторные поминки родные устраивают через неделю после похорон, то есть, на седьмой день, а затем через 40 дней. Во время этих поминок, они также вспоминают других умерших людей, а также тех, кто умер во время праздника Хачверац, и во время других праздников.
Армяне выделяются своим умением чтить память усопших, а на кладбищах они устанавливают памятники и создают ритуальные комплексы. Армяне, когда навещают захоронения, с собой приносят ладан и цветы.

В некоторых городах Армении, по сей день существует обычай, по которому 40 дней длится траур у армян после похорон.

Какие традиции еще связаны с этим 40 дневным трауром, возможно, не всем известно. Согласно этой традиции, в течение этих 40 дней, мужчины не бреются, а женщины носят черную одежду. В некоторых случаях, эти традиции соблюдают не только родные, но и родственники, и просто верные друзья тоже.

Согласно еще одному обычаю, родные и родственники спустя год после похорон, ставят надгробный памятник и отдельно они вспоминают усопшего по церковному календарю.

Во все поминальные дни родственники, друзья и родные приходят на кладбище с фруктами, сладостями, мясными, цветами и водкой. Также и другие вещи в память покойного. Прибывшие собираются возле могилы и в память покойного выпивают водки и закусывают мясом и овощами. Уходя, они оставляют за собой нечетное количество фруктов и сладостей, а также немного водки. После этого организовывается трапеза в память покойного. Во время этой трапезы, все гости собираются в доме покойного, собравшись, они садятся за стол, по очереди, сначала мужчины, затем женщины. По окончанию трапезы, гостям раздают пай. Говоря проще, пай – это фрукты или сладкая булка, либо другие сладости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *