Про галилея

В 8-й и 9-й главах Евангелия от Матфея рассказывается о десяти чудесах, которые совершил Господь. Галилея являлась основным местом проповеди Иисуса Христа и была колыбелью христианской веры. Это северная часть Земли Обетованной, а в период земной жизни Господа Иисуса Христа Галилея входила в Римскую империю. И сегодня мы прогуляемся по тем местам, где происходили эти чудеса.

Наш путь пролегал из Назарета через Кану Галилейскую, где Иисус совершил первое чудо — превращение воды в вино.
Ин 2:1-11 «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.»
Далее мы подъехали к церкви Умножения хлебов и рыб в Табхе, воздвигнутой на месте, где согласно христианской традиции произошло чудесное умножение хлебов и рыб Иисусом Христом. Современная церковь построена в 1982 г. на византийском фундаменте и является точной репродукцией церкви VI в.

Мат. 14:13-21 «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А ежих было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.»

От византийской церкви сохранился мозаичный пол, изображающий озеро, птиц, растения, хлеба и рыб, а также остатки алтаря. Алтарём церкви служит камень, на котором Иисус Христос раскладывал пять ломтей хлеба и две рыбины, чтобы накормить 5 тыс. человек.

Следующей остановкой стала необычная церковь с красными куполами, построеная на территории Капернаума, на месте исцеления расслабленного. Там, по преданию, когда-то стоял дом, где любил останавливаться Иисус. В этом городе, согласно Евангелиям проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа, и тут Иисус обрёл своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея.

Мф. IX, 1-8 «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.»

Стены внутри церкви расписаны красочными фресками, изображающими чудеса, совершённые Иисусом. Хозяйство храма содержит единственный монах, брат Иринарх из греческой Македонии.

Берег Галилейского моря (озера Кинерет) тут совсем близко. Этот водоем является основным источником питьевой воды для жителей Израиля. 2000 лет назад район этого озера был местом, где Иисус читал свои проповеди, исцелял, воскрешал, ходил по воде, а позже эта область стала центром деятельности его учеников и последователей. Первые апостолы Иисуса были местными рыбаками. Нередко Он произносил проповеди, стоя в лодке, а толпы людей слушали Его, находясь на берегу. Непосредственно на этом озере тоже было несколько чудес, которые совершил Иисус — это чудесный улов рыбы, укрощение бури и хождение по воде.

Окончив поучение, Иисус велел Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова рыбы. Опытный рыбак, проработавший всю ночь и ничего не поймавший, был уверен, что и новый лов будет так же неудачен, но он повиновался Иисусу. Необычайный лов рыбы привел в ужас Петра и всех помогавших им. Люди, всю жизнь свою занимавшиеся ловлей рыбы на этом озере, понимали, что, при тех условиях, при которых они, по повелению Иисуса, закинули сети, нельзя было ничего поймать, и если они поймали такое множество рыбы, то это было чудо, совершенное Иисусом.
Мф. VIII, 23-27: «И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»
Мф. XIV, 22-34: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.»

Почти во всех ресторанчиках на берегу озера предлагают попробовать рыбу Петра. Эта рыба дважды упомянута в Евангелии, в частности, в знаменитой притче о том, как на озере Кинерет Иисус накормил пять тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами (Евангелие от Марка, 6:32-44). И это не какая-то абстрактная рыба, а вполне конкретная галилейская теляпия. Но как определили, что именно это и есть рыба Петра?
Мтф 17:24. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: — Учитель ваш, не даст ли дидрахмы? Он говорит: — Да. И когда вошел он в дом, Иисус предупредив его, сказал: — Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины и подати, с сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит ему: — С посторонних. Иисус сказал ему: — Итак, сыны свободны. Но, чтобы нам не сооблазнить их иди пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется возьми и открыв ей рот, найдешь сатир и отдай его им за Меня и за себя».
Дидрахма – это две драхмы. Это годовая подать на храм, то есть, установленная плата, которую нужно было заплатить в год на обустройство храма, на всякие работы в нем. В сатире 2 дидрахмы. Когда ученые, зная размер этого сатира, решили определить, в рот какой рыбы, эта монета могла бы войти, обнаружили только одну такую рыбу. Это галилейская теляпия, которую и назвали рыба Петра. За ее жабрами можно заметить два тёмных пятна — якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра.
Согласно Евангелиям, в Иордане св. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, и поэтому христиане всего мира стремятся пройти здесь обряд крещения. Мы решили это сделать в обжитом туристами месте комплексе Ярденит, который находится в месте истока реки Иордан из Галилейского моря.
Согласно Евангелиям, около 2000 лет назад во время крещения в Иордане на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Сейчас эти слова, написанные на мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках, встречают паломников.
На самом деле крещение Иисуса происходило ниже по течению реки, а Ярденит просто удобен, чтобы можно было войти в воды Иордана. Тут обустроены специальные спуски, душ и переодевалка. Так что Ярденит не имеет прямого отношения к крещению Иисуса Христа, кроме того, что тоже расположен на той же реке.
Тысячи паломников каждый год приезжают сюда и совершают массовые вхождения в воды Иордана. Помимо окунания в реке, вы можете еще взять с собой воды, которую обычно продают в сувенирынх лавках (и не факт, что ее). Сами воды Иордана зеленоватого оттенка, но набранная вода на удивление была чистая. Пить ее я бы не советовал.
Я тоже не отказал себе в возможности окунуться в этой реке. Для этого нужно купить специальную рубаху, которая продается в этом же комплексе. Но советую ее купить раньше в каком-нибудь сувенирном магазине, потому что цены тут будут значительно выше. Потом эту рубаху не стоит стирать, и ее можно надевать, когда вы заболеете для излечения.
Все посты путешествия по Израилю:

ГАЛИЛЕЯ (по-еврейски — Галил, И. Нав. 20, 7; 21, 32; 1 Пар. 6, 76; у 70-ти и в Новом Завете Γαλιλαἱα) — северная область Палестины, особенно известная из Евангелия. Так как эта земля была обитаема множеством языческих племен, то пророк Исаия (9, 1) называет ее «Галилея языческая». Впоследствии это название стало прилагаться и ко всей гористой возвышенности, лежащей между Иорданом и Средиземным морем, к которому примыкала равнина Ездрилонская. В эпоху Маккавеев мы видим уже эту область отделенной от Самарии и Иудеи. Галил. составляла одну из трех главных частей Палестины к западу от Иордана (Лук. 17, 11; Деян. 9,31). Она заключала в себе земли древних колен Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара. В целом Галил. представляла собою продолжение Ливана и так связана с ним, как можно сказать, корень с деревом. Этой зависимости отчасти она обязана своим плодородием, ставящим ее даже и теперь много выше Самарии и Иудеи. И действительно, Ливан, скопляя в себе влагу, приносимую западными ветрами, насыщенными морскими испарениями, изобилует зимними снегами и орошает корни лесов сокровищами скопленной им в своих недрах влаги. Благодаря этому, при более обильных дождях образуются многочисленные потоки, орошающие страну. Поэтому мягкая температура на берегах, жаркая в долине Иордана и всегда свежая в горах. Воздух там живителен. Особенно в прежнее время: леса, луга, обработанные земли, поля, покрытые рожью и пшеницей, сады, огороды, виноградники, источники, озера и реки, многочисленные цветущие города придавали этой стране разнообразный и пленительный характер. В благословении Иакова и Моисея, относящемся к северным коленам (Быт. 49, 13, 14, 20, 21; Втор. 33, 18, 19, 23, 24) есть указание на эти богатства. В первый век нашей эры это был дивный уголок Палестины. Описание, оставленное нам Иосифом Флавием (В. Иуд. 3, 3, 2; 10, 8), рисует нам поистине чудную картину. Мягкость климата, красота природы, неистощимое плодородие почвы — все это было здесь. Особенно Тивериадское озеро было гордостью страны. Постоянно оживляемое лодками рыбаков, оно отличалось по берегам роскошной растительностью, изобиловало деревьями всех пород. Плодородие Галилеи не менее прославляется Талмудом. «Страна Нефеалимова, говорит Талмуд Вавилонский, всюду покрыта плодородными полями и виноградниками. Фрукты в этой стране считаются чрезвычайно приятными на вкус». Особенно масло здесь производилось в изобилии. Вот почему, как говорит Св. Писание (Втор. 33, 24), Асир «окунал в елей ногу свою». Вино было более редко и вследствие этого более ценилось. Не было недостатка и в льне. Женщины изготовляли одежды из льняной пряжи, чрезвычайной тонкости. Несмотря на упадок, страна сохраняет еще остатки своей былой красоты. Леса уже более редки, но все же, кроме кустарников и ароматических растений, находятся еще многочисленные породы растительного царства: маслина, смоковница, дуб, теревинф, орешник, пальма, кедр, кипарис, сосна, дикая смоковница, тутовое дерево, апельсинное дерево и роскошный розовый лавр. В числе главных продуктов, кроме ржи и пшеницы, можно считать: индиго, рис, сахарный тростник, апельсины, груши, абрикосы и т. д. Рыба в Тивериадском озере превосходная. Ездрилонская равнина — это изобильная житница. Нет ничего красивее и свежее Иорданских источников близ Телль-эль-Кади и Баньи. Наконец, меловой известняк, образующий Галилею, пробуравлен вулканическими скалами в окрестностях Сафеда и по берегам Генисаретского озера; отсюда теплые источники, находящееся на западном берегу озера. Отсюда землетрясения, несколько раз разрушавшие страну. В 1759 и в 1837 годах Сафед был превращен в развалины. Последнее землетрясение погубило 5000 человек в этом злополучном городе.

Население и города. Исиф Флавий (В. иуд. 3, 4, 2) представляет нам Галилею заселенною до последних уголков, усеянною городами с многочисленным населением, число которого он, впрочем, преувеличивает. В своем сочинении «Жизнь», § 45, он насчитывает 204 селения и 15 укрепленных городов. Эта густота населения будет понятной, если принять во внимание благоприятные условия климата, богатство почвы, доходы с промышленности и торговли. В Хананейскую эпоху, когда эта северная область была поделена между четырьмя коленами Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара, уже насчитывалось 69 важных городов, которые Библия перечисляет поименно (И. Нав. 19, 10—39). Колено Нефеалимово имело 16 укрепленных городов — «еремибзор» (И. Нав. 19, 35—38). В книгах, относящихся к каждому из этих колен, можно найти названия этих древних городов. Мы приведем наиболее известные из Нового Завета, те, о которых говорят И. Флавий и Талмуды, чтобы дать представление о Галил. в наиболее важную эпоху ее истории. Главным образом жизнь сосредоточивалась на берегах Тивериадского озера. Теперь в одних только полуразрушенных стенах Табарье сохранилось движение, в прежние времена оживлявшее эти восхитительные берега. Во времена Спасителя по направленно к северу лежали города: Магдала, город Марии Магдалины, Капернаум, где по преимуществу жил Спаситель; Хоразин, подвергшийся от Христа проклятию; Вифсаида, родина апостолов Петра, Андрея и Филиппа. По направлению к южной конечности озера — Тарихея, одно из укрепленных И. Флавием и взятых Титом мест (см. И. Флав., В. иуд. 2, 20, 6; 3, 10,1, 5). В этом же округе, на некотором расстоянии от берегов, находились Бефмаон (теперь Маун) и Арбелла (Ирбит), упоминаемая в Талмуде, вследствие производства там широко распространенных тканей, укрепленная И. Флавием (Ж. 37). В верхней Галилеи можно отметить: Кефар-Генания, жители которой были в большинстве продавцами горшков из черной глины; Акабара (теперь Акбара), где разводились фазаны и которую укреплял И. Флавий (В. иуд. 2, 20, 6; Ж. 37); Сефат или Сафед, один из наиболее важных в настоящее время городов, расположенный на возвышенности, с которой открывается чудный вид. Мерон (Мейрон, почти всегда упоминаемый в Талмудах вместе с Гуш-Галабой) славился своим изобилием масла. Эта последняя — древняя Гискала, укрепленная И. Флавием и дольше всех державшаяся против римлян (В. иуд. 2, 20, 6; 4, 2, 1, 5, называется теперь Эль-Джиш). Древние библейские города, Кадес и Кана существуют теперь под теми же названиями. В нижней Галил.: Гобара (Кербет Кабра), бывшие, по И. Флавию (Ж. 25, 46), с Сенфоридой и Тивериадой одним из трех больших городов Галил.; древняя Иотапата, знаменитая обороной против Веспасиана и где И. Флавий был взят в плен (В. иуд. 3, 4, 7—36; 8), в настоящее время Кербет; Джефат (Шефарам), куда синедрион перенес свои заседания, после того как покинул Ушу; Сиппри, очень важный город, о котором говорят Талмуд и И. Флавий (Древн. 14, 5, 3; 17, 10, 9; В. иуд. I, 7, 5 и т. д.), взятый Иродом Великим, сожженный Варом, восстановленный Иродом Агриппою, сделавшийся самым важным городом, командующим всей Галилеей; в настоящее время имеет еще 3500 жителей и называется Сефурье; Вифлеем (Несерье) «Вифлеем близ Назарета», в отличие от Вифлеема Иудейского; Самария (И. Флав., Жизнь, 24), сохранившая до конца II века иудейское население, существует под названием Семунея.

Это краткое обозрение, обнимающее только главнейшие города Галил., показывает нам как повсюду, куда бы ни бросили мы взор, на возвышенностях и равнинах, были большие скопления многочисленного, богатого и деятельного населения.

Дороги. Галилея имела важные преимущества над другими областями не только благодаря богатству почвы, многочисленности жителей, но и по своему географическому положению и путям сообщения, связывавшим ее с соседними странами. В то время, как Иудея оставалась замкнутой страной, Галил. была широко открыта. Ее пересекали дороги, тянувшиеся по финикийским берегам в Самарию, к Галааду, в Авран, Дамаск, равно как в Египет и Ассирию. Они пролегали не только по равнине Ездрилонской, долине Иордана и по широким плоскогорьям нижней Галил., но пересекали и лабиринт гор верхней. Галил. На них указывают известные торговые пути, несколько разрушенных ханов (гостиниц), следы римских дорог. С древнейших времен до наших дней Дамаск имел выходы к морю, хотя они и изменялись с веками и в зависимости от политических обстоятельств. Портами, служившими этому великому городу складочным местом, были: то Триполи, Бейрут, Сидон, то Тир, Акра или Каифа. Три последние были наиболее удобными и потому предпочитались другим. Одна дорога, пролегая у подножья Ермона, проходила Банью, пересекала Иордан у Телль-эль-Кади и через Абрику шла прямой линией к Тиру. Чтобы достичь Акки или Каифы, другая шла в юго-западном направлении близ Джизр-Бешат-Вакуб, к югу от озера Мером, пересекала границу обеих Галил. или тянулась по берегу Тивериадского озера, чтобы сойти в Ездрилонскую равнину. Третья, со своими разветвлениями переходила Иордан, на юге от Генисаретского озера и соединялась с сетью дорог великой равнины, служившей местом встречи древних народов. Дорога, проходившая по столь часто посещаемым берегам Тивериадского озера, пересекала колена Нефеалимово и Завулоново и была именно тем «приморским путем», о котором говорит Исаия (9, 1), возвещая о божественном свете, который Мессия должен пролить на эти страны. Галил. была, таким образом, изрезана массой дорог, пересекавших ее с востока на запад и сходившихся к важнейшим пунктам на побережьях Средиземного моря и Иордана. Другие дороги испещряли ее в обратном направлении, пролегая по приморской равнине с юга на север или извиваясь по холмам в том же направлении, напр. через Сафат и другие важные пункты.

История. Израильтяне, поселясь в Палестине, сохранили в своей среде много покорённых хананеян (Суд. 1, 30 — 33; 4, 2). Эта слабость послужила для них источником частых затруднений. С другой стороны, благодаря соседству языческих народов, языческий элемент всегда оставался довольно сильным в этой области (И. Нав. 9, 1). Он сделался господствующим когда Феглавфелассар, царь Ассирии, увел в плен обитателей верхней Галилеи и земли Нефеалимовой (4 Цар. 15, 29; И. Флав., Древн. 9, 11, 11, 1). По возвращении из плена, в эпоху асмонеев, иудеи были очень малочисленны среди этих народностей, которые вследствие этого притесняли их. Однажды они послали просить защиты у Иуды Маккавея, говоря, что жители Птолемаиды, Тира и Сидона и все галилейские народы соединились против них, с целью их погубить. Иуда поручил защиту их своему брату Симеону, который отправился с трех тысячным войском и нанес ряд поражений язычникам, около трех тысяч которых пало под его ударами, затем привел с собою в Иудею, к радости всего народа, галилейских иудеев с их женами, детьми и всем имуществом (1 Мак. 5, 14 — 23, 55; И. Флав., Древн. 12, 8, 2). При Иоанафане Маккавее могущество Асмонеев быстро возросло и распространилось на Галил. (Древн. 13, 2, 3; 4, 9; 5, 6). Иоанафан нанес поражение полководцу Дмитрию в Кадесе (1 Мак. 11, 63—74; Древн. 13, 5, 6); но кончил тем, что сам попал в ловушку, устроенную ему Трифоном, хотя две тысячи человек, посланных им в Галил., успели благополучно возвратиться в Галил. (1 Мак. 12, 47—52; Древн. 13, 6, 2). Галил. сделалась частью царства Асмонеев и, без сомнения, пользовалась общим благоденствием в правление Иоанна Гиркана. Может быть, именно в эту эпоху иудеи начали поселяться в этой области. Понятно, что плодородие почвы и удобства для торговли должны были привлекать массу переселенцев с менее богатых холмов Иудеи. В 47 году до P. X. Антипатр, будучи правителем Иудеи, доверил управление Галил. своему 25-летнему сыну Ироду (Древн. 14, 9, 2), который позже сделался царем. По его смерти Ирод Антипа сделался четвертовластником в Галилеи и Переи (Древн. 17, 8, 1), каковую должность исполнял до своего изгнания, в 39 г. после P. X., т. е. в течение периода, совпадавшего со временем земной жизни Спасителя (Лук. 3, 1; 23, 7). Затем страна досталась Ироду Агриппе I, после которого перешла к римскому прокуратору Иудеи, за исключением маленького округа, отданного Ироду Агриппе II. В таком положении она оставалась до окончательного крушения всего народа. Галилея, главным образом, Евангелию обязана тем местом, которое она занимает в мировой истории. Именно там, в «Галилейском городе Назарете» воплотился Сын Божий, провел свои детство и юность. Там раздалась Его первая проповедь, с которой Он выступил на путь своего служения (См. Лук. 1, 26; 2, 4, 39; 4, 14, 16; Матф. 2, 22, 23; 4 12, 13; 21, 11; Марк. 1, 9, 14). «Кана Галилейская» была местом совершения Его первого чуда (Иоан. 2, 1, 11; 4, 46); «Капернаум Галилейский» служил Ему местом пребывания, когда Он покинул Назарет, и видел многочисленные знамения Его могущества и Его божественного учения (Матф. 4, 13; 9, 1; 11, 20; Лук. 4, 31). «Море Галилейское» было свидетелем многих важнейших событий Его общественной жизни, как призвание апостолов, укрощение бури, чудесный улов рыб и т. д. (Матф. 4, 18; 1.5, 29; Марк. |и, 16; 7, 31). Иисус Христос ходил по Галилее, щедро изливая повсюду по городам и деревням знамения своей благости. Толпы приходили из самых захолустных деревушек, чтобы видеть и слышать Его (Матф. 4, 23, 25; Марк. 1, 14, 28, 39; 3, 7; Лук. 4, 44; 5, 17; 23, 5). Там именно Он преобразился на горе (Матф. 17, 1; Марк. 9, 2; Лук. 9, 28); и, наконец, являлся своим апостолам, тоже галилеянам, по воскресении (Матф. 26, 32; 28, 7, 10, 16; Марк. 14, 28; 16, 7). Таким образом, Галилея была колыбелью христианской веры, местом деятельности и проповеди Спасителя в продолжение значительного периода Его служения. Удивительно ли, что столько страниц Евангелия отражают физический и нравственный облик этой страны. Чудеса, проповеди, притчи Спасителя, события Его повседневной жизни, всё это картина, воскрешающая перед нашими глазами богатства и красоты природы, а также и нравы этой страны. Припомним отдельно нагорную проповедь (Матф. 5 — 8); воскрешение сына наинской вдовы (Лук. 7, 11 — 16); умножение хлебов (Матф. 14, 13—21; Марк. 6, 31—44); брак в Кане Галилейской (Иoaн. 2, 1—11); призвание Левия и пир у него (Лук. 5, 27 — 39); притчи о сеятеле, о горчичном зерне (Матф. 13), и т. д. Ничто не ускользнуло от взгляда и внимания Господа Христа. Небо, земля, море, хлебные поля, цветы, трава лугов, рыбы, птицы всё служило Ему основой для Его дивных поучений. Будучи родиной Спасителя и апостолов, Галилея после разрушения Иерусалима сделалась религиозным центром иудеев, местом их самых блестящих школ и резиденцией их наиболее знаменитых раввинов. В некоторых местах находятся прекрасные остатки их синагог. Тивериада особенно сделалась их святым городом. Там утвердились устные законы и предания, на которые так часто делал намеки Спаситель и из которых в начале III-го века образовался обширный сборник под названием Мишна и «повторение» или «второй закон», дополненный позже Гемарой. Вместе эти два сборника образовали Талмуд Иерусалимский. Там же появилась Масора или критический труд на еврейский текст Библии, плод долгого и добросовестного изыскания. О характере и диалекте жителей Галилеи — см. под словом Галилеянин.

Р. Л.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стр. 43. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.

Галилея — это историческая область на севере Израиля, на границе с Ливаном. В Галилее заседал Верховный суд — Санедрин, здесь было множество синагог и ешив. В Галилее похоронены многие еврейские праведники. Как и вся Земля Израиля, Галилея много веков стояла в запустении, а за последнее столетие превратилась в цветущий, зеленый край.

Название и суть

Название «Галилея» образовано от ивритского корня гимел-ламед-ламед (גלל), который означает «катиться», «волна». То ли это связано с горами, похожими на волны, то ли всего лишь указывает на галиль (גליל) — «округ», «окрестность». А возможно, название происходит от слова гола́ (גולה), которое, как и галут, означает удаление, рассеяние.

У пророкаЙешаяу (8:23) эта область называется глиль а-гоим — «округ народов» или «место, где рассеяны разные народы» — так как после разрушения Храма евреи были изгнаны с этих земель, и Галилея была заселена иноземцами. Даже после возвращения евреев из Вавилонского пленения немногие из них поселились в Галилее.

В Галилее находятся два из четырех «святых городов Израиля» — это Тверия и Цфат (два других святых города — Иерусалим и Хеврон). И действительно, Галилея полна еврейскими святыми местами.

Иосиф Флавий описывает, как выглядела Галилея в его время, перед самым разрушением Храма: «Вся она — земля тучная и земля пастбищ, и также различные деревья растут на ней, и богатство урожая земли привлекает даже людей, далеких от любви к земледелию, и вся земля засеяна обитателями, нет ни одного пустого участка, и из-за благословения земли города Галилеи многочисленны, и множество деревень, полных людей, а число жителей самой маленькой деревни — пятнадцать тысяч» (Иудейская война, 3. 3. 2).

Период после разрушения римлянами Второго Храма в 3828 году (68 г. н.э.), а в особенности после подавления восстания Бар Кохбы в 3895 году (135 г. н.э.), был эпохой жестоких гонений, когда тысячи евреев были изгнаны из страны, а соблюдение заповедей, изучение и преподавание Торы каралось смертной казнью.

Северная часть Земли Израиля меньше пострадала от гонений; сюда — в Галилею — переместился духовный и культурный центр еврейской жизни. Галилейские города — Уша, Циппори, Тверия — стали местом заседания Верховного суда — Санедрина (Синедриона), игравшего особо важную роль после разрушения Храма.

География, природа, климат

Галилея досталась в удел коленам Ашера (северо-запад), Звулуна (юго-запад), Нафтали (северо-восток) и Иссахара (юго-восток).

Галилея входила в царство Шауля, но стала его органичной частью лишь при царе Давиде, который разбил филистимлян, отрезавших Галилею захватом Изреельской долины, и покорил ханаанеев, все еще владевших в долине рядом городов. После смерти царя Шломо и раскола государства на Иудею и Израиль Галилея оказалась в составе Израильского царства.

На севере Галилея ограничивается границей с Ливаном, на юге — Изреельской долиной, рекой Эйн-Харод и Бейт-Шеаном, на западе — городом Акко и горой Кармель, на востоке — Иорданией и озером Кинерет, которое также известно под названием «Галилейское море». Западная граница Галлеи постоянно менялась, в зависимости от того, какую её часть завоевывали финикияне при своем движении на восток.

Долина Бейт а-Керем делит Галилею на Южную (Нижнюю) Галилею и Верхнюю, к которой примыкает Западная (узкое средиземноморское побережье от Рош а-Никра до Акко).

Разделение Галилеи на две части впервые упоминается во время иудейского восстания против Рима. В Мишне сказано, что в Галилее есть три части: верхняя, нижняя и долина. Мишна говорит так: «от деревни Ханания и выше, все кто не выращивает сикомор («библейскую смоковницу”) — верхняя Галилея, от деревни Ханания и ниже, все кто выращивает сикомор — нижняя Галилея и район Тверии».

Верхняя Галилея и массив Кармель — зоны умеренно жаркого и сравнительно влажного климата; прибрежная равнина — жаркого и полувлажного. Нижняя Галилея находится на территории, богатой осадками, но из-за малого количества родников, восточную ее часть в свое время даже называли «Северный Негев».

Почвы Галилеи каменисты и с трудом поддаются обработке. Реки, обмелев, превращались в цепь водоемов со стоячей водой, а впоследствии — в болота. Такие природные условия требовали от людей, поселившихся в Галилее, немалых усилий, но благодаря их упорству и помощи Свыше Галилея превратилась в благодатный край.

Горная Галилея и гора Кармель — районы наиболее обширных лесонасаждений в Израиле. В этих лесах преобладает иерусалимская сосна, а в дубравах на западных склонах Нижней Галилеи — таворский дуб. В рощах Верхней Галилеи и Кармеля произрастает дикая маслина.

В Галилее выращивают табак, хлопок, маслины, яблоки, груши, авокадо, виноград. На горных пастбищах пасутся козы и коровы. На месте осушенных в 50-е годы болот создана сеть рыбных прудов и водоемов.

Нижняя Галилея

Нижняя Галилея — это холмы и долины. Здесь растут дубы, оливковые деревья, рожковое дерево и невысокий кустарник. Самый крупный город этой области — Нацерет — населен арабами, в том числе, арабами-христианами. А ведь когда-то Нижняя Галилея была пристанищем Верховного еврейского суда, Санедрина. Скрываясь от преследований римлян, Санедрин несколько раз переезжал: был в Явне, в Уша, в Шфарам, в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, прибыл в Тверию (Талмуд, Рош а-Шана, 31Б), где прекратил свое существование в IV в. н.э.

Бейт Шеарим в своё время был очень важным религиозным центром. Сюда переехал Санедрин после восстания Бар Кохбы в 132-135 г. В то время во главе его стоял раби Йеуда а-Наси, воспитавший не одно поколение учеников и ставший редактором Мишны. И хотя позже Санедрин переместился в Ципори, похоронить себя раби Йеуда а-Наси завещал именно в Бейт Шеарим. Постепенно там стали хоронить многих великих еврейских мудрецов того времени, и на этом месте вырос целый подземный город-некрополь.

На некоторое время духовным центром стал Ципори, про который составители Талмуда сказали, что этот город «сидит на вершине горы, как Птица». Ципори не раз упоминается как город, в котором подавляющее большинство было иудеи. Один из источников даже упоминает, что в Ципори было 18 синагог, среди которых Вавилонская синагога, синагога Ткачей, синагога раби Бнаяху и самая большая синагога — Каништа рабта де Ципорин. В Ципори жили раби Йоси бен Халафта, раби Мана де Ципорин, раби Элазар бен Азария, раби Йоханан бар Нафха.

После смерти раби Йеуды а-Наси Санедрин переместился в Тверию, и Ципори остался в стороне от власти, хотя все еще продолжал быть городом на одном из центральных торговых путей.

В районе нижней Галилеи ранее проходили главные международные пути. Например, дорога из Дамаска, ведущая в сторону средиземного моря, в район Акко проходила по долине «Бейт а-Керем» и называлась «Виа Марис» (дорога к морю). Через долины двигались не только торговые караваны, но и армии. Так по долине «Бейт Нетуфа» шли легионы Веспасиана для завоевания городов Галилеи, по ней же в последний свой бой шли крестоносцы.

Плоскогорье Арбель знаменито своим обрывом, в чреве которого находится масса пещер, связанных с рассказом Иосифа Флавия о наведении порядка Иродом Великим в Галилее. В «Иудейской войне» описывается, как Ирод выступил против разбойников в пещерах, отправив к Арбелю три отряда пехоты и один эскадрон конницы.

В другой раз в этой местности происходили и более ужасные события: «И поднимется смятение в народе твоем, и разграблены будут все укрепленные (города) твои, подобно тому, как разграбил Шалман Бэйт-Арвэйл в день битвы; мать с детьми была рассечена» — говорится у Пророка Ошея (10:14). Историкам еще только предстоит выяснить, кто таков был этот Шалман-разграбитель…

В III-V веках н.э. Тверия была одним из главных духовных центров еврейского народа: кроме Санхедрина, здесь были открыты важные ешивы, где учились большие мудрецы Торы. Например, здесь действовала ешивараби Йоханана — выдающегося мудреца, записавшего Иерусалимский Талмуд. Совместно с раби Йохананом ешивой руководил Рейш Лакиш, а наиболее известными учениками были р.Элазар бен Педат, приехавшие из Вавилона рав Ами и рав Аси и другие.

Тысячи евреев приезжают в Тверию помолиться на могилах праведников и мудрецов, таких как раби Меир Бааль аНес, раби Акива, Рамбам, Рамхаль и другие.

Верхняя Галилея

Верхняя Галилея — это, в первую очередь, горный массив Мирон с вершинами гор Мирон, Илель и а-Ари, город каббалистов Цфат, могила Рашби и любимое знающими туристами селение Пкиин.

Верхняя Галилея дышит историей. Здесь находился один из городов-убежищ Кадеш, а также города левитов Авдон, Рехов и Мишаль.

После изгнания из Испании в Цфате собралось множество еврейских мудрецов. Хотя в Иерусалиме существовала большая еврейская община, испанские изгнанники предпочли поселиться подальше от христиан. Здесь жил и написал свой главный труд Шульхан Арух («Накрытый стол») раби Йосеф Каро. Здесь жил самый знаменитый кабалист последних столетий раби Ицхак Лурия (Ари). Здесь жили раби Моше Кордоверо (Рамак), ученик Ари раби Хаим Виталь и еще многие другие, подобных которым не было нигде в то время.

В верхней Галилее было множество синагог, и стены некоторых из них были обнаружены в ходе археологических раскопок: известная туристам синагога в Мироне, красивейшая (и малоизвестная) базальтовая синагога с резьбой по камню в Коразим, большая древняя синагога в Барам, синагога в Пкиине, построенная на месте Бейт Мидраша раби Йеошуа Бен-Ханании, учителя рабби Акивы.

В друзской деревне Пкиин с эпохи Хашмонаим и до наших дней не прерывалось еврейское присутствие. Там до сих пор живет семья Зинати, которая не относит себя ни к сефардскому, ни к ашкеназскому, ни какому-либо другому направлению — по той простой причине, что ее предки никогда не покидали Земли Израиля.

Рабби Шимон Бар Йохай (Рашби) — один из самых известных каббалистов еврейского народа. По преданию, он и его сын Элазар были похоронены у подножия горы Мирон. Сейчас на гору Мирон приезжают паломники не только из Израиля, но и со всего мира. В особенности здесь много посетителей в Лаг ба-Омер, в день, когда, по преданию, ушел из жизни великий Рашби.

В Верхней Галилее похоронено множество мудрецов и праведников. По могилам праведников в этом районе составлены целые путеводители. Одно из самых известных и особых захоронений называется Амука (глубокая). Здесь похоронен раби Йонатан бен Узиэль, ближайший ученик Гилель-а-Закена. Он полностью отдался изучению Торы и не создал собственную семью. Но обещал, что поможет тем, кто ищет свою вторую половину …

Возрождение Галилеи

К концу XIX-го века в Галилее было две еврейские общины — в Цфате и в Пкиине. Основание в 1882 г. еврейского сельскохозяйственного поселения Рош-Пина (одного из первых в Эрец-Исраэль) положило начало созданию ряда таких поселений в восточной части Верхней Галилеи и в долине Хула.

В 1891 году российские евреи основали Эйн Зейтим к северу от Цфата. В начале XX-го века Еврейское Колонизационное Общество стало приобретать земли в восточной части Нижней Галилеи для построения там сельскохозяйственных деревень. Так возникли поселения Кфар-Тавор, Явнеэль, Илания и другие. В середине 1930-х гг. был основан город Наария, а также многочисленные кибуцы, стратегически выстроенные близ ливанской границы.

В ходе Войны за Независимость значительная часть мусульманского населения Галилеи покинула область, но большинство арабов-христиан и почти все друзы и черкесы Верхней Галилеи остались в своих поселениях. Друзы живут в деревнях в западной Галилее, между Акко и горой Мерон, и в одной деревне аль-Магхар, к юго-востоку. Вокруг Нацерета и в западной Галилее есть греческие ортодоксальные и католические деревни.

Уже в Государстве Израиль были основаны, помимо многочисленных киббуцев и мошавов, города Шломи, Маалот, Кирьят-Шмона, Хацор а-Глилит, Нацрат-Илит, Кармиэль.

В Кармиэле есть большая русскоязычная община, существует Институт Изучения Иудаизма Керен Ора, при котором действует ешива для русскоговорящих студентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *