Про сектантов

Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

КСТАТИ

Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

Бытует мнение, что эпатажная реклама — это оптимальный вариант при минимальном бюджете и больших амбициях. Эта реклама не знает ограничений в средствах. Она насыщена таким зарядом суггестии, который только может вместить. Кровь, человеческие органы, насилие, порнографические элементы, мат, пошлые двусмысленности, нарушение табу, черный юмор – эпатажная реклама не гнушается ничем ради привлечения внимания клиентов. Даже религиозными сюжетами.

Эпатаж: за и против

В современном мире уже не существует и не может существовать единой «культурной матрицы» для принятия решений. В культуре постмодерна человек вступает во взаимодействие с различными культурами прошлого и настоящего. Происходит постоянное столкновение культурных норм. Так что, строго говоря, рекламное сообщение в контексте постмодерна в определенном смысле, вообще, явление внекачественное. Оно находится вне координатной сетки традиционных критериев. Для него не существует никаких жестких приоритетов в вопросах культуры, веры, эстетических пристрастий. Как писал Эко, «произведение постмодерниста должно находиться на грани «реализма с ирреализмом, формализма с содержанием». Эпатажная реклама в этом отношении в большинстве случаев — истинно постмодернистское произведение, символ нашего времени. Времени жесткой конкуренции и эпохи оглушительных провокаций.

Эпатаж в рекламе направлен на запланированное, экстраординарное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, его главной целью является привлечение внимания аудитории к рекламируемому продукту/услуге даже ценой шока или скандала.

«Потребитель устал от рекламы и становится всё более равнодушным к традиционным рекламным средствам, в ответ на это индустрия рекламы делает ставку на более сильные раздражители, в числе которых — целенаправленный эпатаж.» И. Имшинецкая

С точки зрения многих компаний эпатаж в рекламе — это «ультрамодно и суперэффективно» при малых рекламных бюджетах. Однако следует помнить, что для формирования имиджа эпатаж является не самым гибким инструментом. Эпатажная реклама уместна при выводе на рынок нового бренда особенно в условиях роста предложения и конкуренции: скандал делает его заметным, помогает выделиться на фоне уже существующих брендов. Эпатаж активно воздействует на психику потребителя, поэтому подобное сообщение прочно «застревает» у него в памяти.




С точки зрения психологии, эффективность провокации и эпатажа обусловлена подсознательной защитой человека в ответ на атаку общепринятых норм. Нарушая моральные принципы и общественные устои, рекламисты нередко доводят внимание аудитории до психологического шока… Примером могут служить Dolce&Gabbana, в рекламе которой активно эксплуатируется секс, насилие, групповой секс, садизм, мазохизм, зоофилия. Насилие и секс присутствуют в рекламах DIESEL, SMIRNOFF, VAIO и других всемирно известных брендов.

Психологи поясняют жесткое нарушение табу в рекламе следующим образом: «Аморальные поступки и асоциальное поведение, черный юмор и похотливые желания — все это есть в каждом из нас. И таким качествам человеческой натуры реклама подыгрывает весьма часто. С точки зрения психологии эффективность таких акций заключается в том, что, когда атаке подвергаются культурные нормы, человек подсознательно защищается, отстаивая свои представления. В этот момент он, сам того не желая, максимально активно воспринимает сообщение».

Хотя эпатажный сюжет значительно увеличивает аудиторию сообщения, однако это еще не значит, что она автоматически становится реальной. Если эпатажная реклама является самоцелью, она запомнится зрителям только сюжетом и слоганом, но не будет ассоциироваться с торговой маркой. Поэтому важно верно подобрать целевую аудиторию – людей, которые смогут оценить ваши «выходки, нарушающие общественное поведение». При этом нужно помнить, что «…скандал требует и чувства меры: он должен оживить действо, но не испортить его …эпатаж востребован в рекламе в той степени, в какой раскованно и состоятельно общество, точнее, та его часть, которой он адресован».

Скандал получили точно. А продажи?

Эпатажная реклама, основанная на религиозных сюжетах и религиозной атрибутике, вызывает бурную реакцию и возмущение представителей разных религий и конфессий. Такая реклама запоминается, обсуждается. В неё «плюют», её запрещают. Как говорится шуму много, а на выходе (продажи) – выхлоп. Попытки использовать в рекламе религиозные мотивы были у таких брендов, как Benetton, Nintendo, McDonald’s, ERICKSON, PlayStation, Rambler, Lee, DIESEL, DHL и др.

Чаще всего обыгрываются следующие образы и сюжеты: образ Иисуса Христа, путь на Голгофу, стигматы, терновый венец, образ Папы Римского, монахи и монахини, церковная жизнь.

Используются религиозные сюжеты и образы в рекламе чего угодно: водки, монтажного клея, грузоперевозок, одежды, продуктов питания, новейших технологий, поисковых систем, автомобилей и пр. Ограничений для фантазии рекламистов нет.





Справедливости ради нужно отметить, что такие бренды, как Benetton, Sisley, Calvin Clein, Diesel, Gucci получили всемирную известность как раз после использования скандальных рекламных проектов. Особенно это касается Benetton, который с 80-х годов был участником серии скандалов. Бренд «гремел» на весь мир и это — заслуга креатора Оливьеро Тоскани. Рекламу запрещали, на Benetton писали жалобы в советы по рекламе, от ее размещения отказывались многие журналы. Итог – запредельный интерес к бренду, миллиардные продажи на европейских рынках. Но при этом — разрыв многомиллионных контрактов с американскими торговыми сетями Sears и Roebuck & Co, потеря азиатского рынка и устойчивое падение финансовых показателей по обороту и прибыли в последние годы. Успех, замешанный на эпатаже, оказался временным. Последние годы Benetton продолжает терять позиции. В результате Оливьеро Тоскани был уволен. Кстати, после увольнения он принял предложение занять должность креативного директора в компании Тинькофф. Однако сотрудничество не заладилось. Тиньков, также известный эпатажной коммуникацией с потребителем, не одобрил ни одну из идей Тоскани. Зарубежный креатор, считая все свои идеи гениальными, отказался что-либо менять. И покинул компанию Тинькофф.

Эпатажная акция может быть специально спланированным мероприятием. Но также может обернуться непозволительно шокирующим скандалом, от которого в долгосрочной перспективе бренду сплошные убытки.

И хотя в каждой стране свои культурные нормы, есть ряд позиций, которые гарантированно вызовут раздражение или значительной категории потребителей, либо всего населения целиком. К таким позициям как раз и относятся насмешки над религиозной символикой и шуточки над религиозными святынями. Демонстрация неуважения к религиозным чувствам, является наиболее болезненной.

В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками:

1. Религиозная реклама (маркетинг)
Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» – секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» – мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» – рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» – секта Муна, «психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения» – секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» – секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» – секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление
Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» – два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев,» угрозам и шантажу.

3. Двойное учение
Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя – «христом», то есть с точки зрения христианства – антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

4. Иерархия
Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

5. Непогрешимость секты и ее основателя
Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения,» видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался «Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения,» объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина – именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину – безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу.») Основатели сект – люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т.Ф. Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное,» мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

6. Программирование сознания
Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7. Духовный элитизм (избранничество)
Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта,» обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

8. Контроль жизнедеятельности
Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

9. Политические цели
Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями,» стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты «Церковь Объединения», прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *