Продал первородство за чечевичную похлебку

Поделиться

Веласкес. «Исав продает Иакову право первородства за чечевичную похлебку». 1800 г.

«Продать за чечевичную похлебку» — значит променять что-то значительное, по-настоящему важное на что-то сиюминутное, не имеющее подлинной ценности.

Иначе говоря, сильно продешевить. Например, так можно сказать, когда человек бросает семью ради кратковременной связи на стороне. Или когда алкоголик отдает свою квартиру за ящик водки.

В общем-то, смысл выражения ясен.

Чечевичная похлебка — это действительно что-то малоценное. Но почему именно о ней говорится в этом крылатом выражении?

Дело в том, что фраза о похлебке происходит от одной библейской истории, которая рассказывает как раз о подобном неравноценном обмене.

В Ветхом завете в книге Бытия рассказывается, что у Исаака, одного из еврейских патриархов, было два сына близнеца — Исав и Иаков. Исав появился на свет первым, а Иаков следом, держась за пятку брата. Это обстоятельство определило судьбу братьев. Исав по древнему закону считался первородным. А это значило, что он получал право на наследство отца, почет и уважение в обществе, а также отцовское благословение, которое в те времена не было просто словами, а ценилось чуть ли не более наследуемого богатства.

Исав стал искусным охотником и все время проводил в полях на охоте. Однажды он вернулся домой очень уставший и голодный. Иаков в это время приготовил чечевичную похлебку. Исав попросил у брата это кушанье, на что Иаков предложил обмен: он отдаст похлебку, а брат уступит ему право первородства. Исав был так голоден, что, не задумываясь, сказал: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову». Отсюда и пошло это выражение – «продать за чечевичную похлебку».

ИСАВ И ИАКОВ

Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что значит «хитрый».

С возрастом Исав стал искусным охотником, вечно скитался в полях, а Иаков был кроток, никуда не ходил, жил в шатре.

Исаак любил больше Исава, потому что по вкусу была ему дичь, а Ревекка больше любила Иакова.

Раз вернулся Исав с охоты усталый, видит: Иаков варит в горшке красную похлебку из чечевицы.

— Дай мне поесть красного, красного этого. Я устал.

— Я тебя покормлю, если продашь мне свое первородство. После кончины отца я хочу быть главой семьи! — сказал Иаков.

— Что мне толку в первородстве, если я сейчас умру от голода?! — закричал Исав.

— Ну тогда поклянись! — сверкнул глазами Иаков.

— Клянусь!

Так за чечевичную похлебку было продано первородство.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Постарел Исаак, и притупилось зрение глаз его. Позвал он своего старшего сына Исава и сказал:

— Сын мой, стар я стал и вот-вот умру. Сходи-ка на охоту, принеси дичи и приготовь мне еду. Пусть душа моя благословит тебя, прежде нежели я умру.

Эти слова услышала Ревекка и, когда Исав ушел на охоту, сказала Иакову:

— Сынок, отец хочет благословить Исава. Ну-ка сбегай в стадо, притащи сюда двух козлят, я приготовлю, а ты ему отнесешь, и отец благословит тебя, а не Исава.

— Если отец ощупает меня, он поймет, что я не Исав. Исав — весь в волосах, а я гладок. Как бы проклятие мне не досталось вместо благословения! — испугался Иаков.

— Проклятие я возьму на себя, сынок.

Принес Иаков козлят, приготовила их Ревекка, а шкурой козлиной обложила руки и шею Иакова. Взяла она богатую одежду старшего сына и одела в нее младшего. С хлебом и кушаньем Иаков пошел к отцу.

— Кто ты, сын мой? — спросил отец.

— Я — Исав, первенец твой, — произнес Иаков. — Все я сделал, как ты велел. Встань и поешь, чтобы благословила меня твоя душа.

— Что-то скоро ты управился, сын мой! — удивился Исаак.

— Бог мне помог, — ответил Иаков. — Он послал мне зверя навстречу.

— Подойди ближе, сын мой, я ощупаю тебя, в самом ли деле ты — Исав.

Подошел Иаков к Исааку, и ощупал его Исаак.

— Голос, голос Иакова, а руки, руки Исавовы. Ты ли — сын мой Исав?

— Я, — молвил Иаков.

— Ну подай мне дичь, я поем, чтобы благословила тебя моя душа.

Поел Исаак и выпил вина, а потом сказал:

— Подойди ко мне, сын мой, поцелуй меня.

Подошел Иаков и поцеловал отца. И ощутил Исаак запах одежды.

— Вот запах чую, запах поля, которое благословил Господь, это запах сына моего. Пусть даст тебе Бог небесных рос и земель тучных, пусть много хлеба будет у тебя и вина, пусть народы тебе служат и поклоняются племена, пусть покорятся тебе сыны матери твоей. Проклинающие тебя да прокляты будут, благословляющие — благословенны!

Исаак благословляет Иакова

Вышел Иаков от Исаака, и вскоре вернулся с охоты брат его. Приготовил он кушанье и понес отцу.

— Встань, отец, поешь, что я тебе принес, пусть душа твоя меня благословит.

— Кто ты? — спросил Исаак.

— Я первенец твой, Исав.

Задрожал Исаак и сказал:

— Кто же тогда кормил меня и кого я благословил? Мое благословение — кому оно досталось?

Сказал Исав, услышав эти слова:

— Отец мой, благослови и меня!

— Поздно! Брат твой обманом взял мое благословение.

— Недаром назвали его Иаков. Он два раза меня провел. Первый раз лишил первородства, а теперь и благословения мне не оставил. Но неужто нечем тебе благословить меня, отец?

— Я поставил его господином над тобой, и всех его братьев отдал ему в рабы, я хлебом одарил его и вином, а для тебя что могу сделать, сын мой?

— Неужто, отец, одно только у тебя благословение? — заплакал Исав.

Помолчал Исаак и промолвил:

— Далеко от тучных полей будешь ты обитать, вдалеке от росы, что падает с неба. Мечом будешь добывать свой хлеб и служить будешь брату своему. Но придет время — восстанешь и свергнешь иго его со своей шеи.

Возненавидел Исав Иакова за это благословение.

— Близки уже дни плача по моем отце. А потом… убью Иакова, — решил Исав.

Ревекке донесли об этих его словах. Позвала она Иакова и сказала:

— Исав хочет тебя убить. Собирайся и уходи в Харран, к брату моему Лавану. Поживи у него, пока Исав не успокоится. Зачем мне лишаться обоих вас в один день?

СОН ИАКОВА

Пошел Иаков в Харран. Ночевать ему пришлось под открытым небом. Положил он себе под голову камень и крепко уснул.

Увидел Иаков во сне ступени от земли до неба, ходят по этим ступеням ангелы вверх и вниз, и стоит на них Бог.

— Я Бог Авраама, деда твоего, и Бог Исаака — отца твоего. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему, — сказал Бог. Так Иаков стал Божьим избранником.

ИАКОВ И ЛАВАН

Пошел Иаков дальше и пришел к колодцу, у которого поили скот, но камень, закрывающий воду, отваливали, только когда собирались все пастухи. Три стада мелкого скота были у колодца, ждали, когда подойдут другие.

— Откуда вы, братья? — спросил пастухов Иаков.

— Из Харрана.

— А Лавана знаете?

— Знаем.

— И как он?

— Жив-здоров. А вот и дочка его, Рахиль, идет с овцами. Спроси-ка лучше ее.

Иаков у Лавана

Когда приблизилась Рахиль, Иаков столкнул камень с колодца и напоил ее овец. Узнав, кто он и откуда, Рахиль побежала к отцу. Лаван тут же явился, обнял Иакова, поцеловал и повел в дом. И жил Иаков у Лавана целый месяц.

— Хоть ты и родня, не задаром же тебе у меня трудиться, — сказал Лаван. — Назначь себе цену сам.

Две дочери были у Лавана: старшая — Лия и младшая — Рахиль. Лия была подслеповата, а Рахиль — и станом ладна, и лицом красива. Очень полюбилась Рахиль Иакову.

— Если отдашь мне Рахиль, семь лет тебе отслужу.

— И правда, лучше тебе ее отдать, чем куда на сторону. Живи у меня, — разрешил Лаван.

Семь лет пролетели, как семь дней, и сказал Иаков Лавану:

— Отдавай свою дочь мне в жены!

Собрал Лаван людей, сделал пир, а вечером вместо Рахили ввел к Иакову Лию. И в темноте не заметил Иаков подмену.

— Зачем ты меня обманул, Лаван? — спросил поутру Иаков.

— Не годится выдавать младшую дочь раньше старшей. Поживи с Лией неделю, а потом и Рахиль себе бери, только за нее еще семь лет отслужишь.

Делать нечего, согласился Иаков.

Лию Иаков не любил, а Рахиль любил. Однако бесплодна была Рахиль, а Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду.

Рахиль завидовала сестре, и немало времени прошло, прежде чем родила она сына.

— Снял Бог позор мой, — молвила Рахиль и назвала сына Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

— Отпусти меня, я пойду в свою землю вместе с детьми и женами.

— За службу свою назначь награду себе.

— Хорошо, — согласился Иаков. — Сам знаешь, сколько у тебя при мне прибавилось скота.

— Ну и чего ты хочешь?

— Ничего мне не надо, — сказал Иаков. — Если сделаешь то, что скажу, я по-прежнему буду пасти твои стада. Пусть мне принадлежит весь пестрый и пятнистый скот, который появится в стаде.

— Будь по-твоему, — кивнул Лаван.

Взял Иаков свежих прутьев и вырезал в их коре белые полосы. Когда скот приходил на водопой, он клал перед ним эти прутья, и рождался скот пестрый, с крапинами и в пятнах. Отдельно от Лавановых держал Иаков свои стада.

Вскоре сделался Иаков очень богат, и сыновья Лавана ворчали, что Иаков обобрал Лавана.

По лицу Лавана было видно, что не так он уж добр к Иакову, как когда-то.

И однажды отлучился Лаван на стрижку овец, а Иаков тем временем посадил своих детей и жен на верблюдов, собрал стада, и двинулись они домой, в землю Ханаанскую. А Рахиль прихватила с собой идолов из шатра Лавана.

На третий день донесли Лавану, что Иаков ушел. Бросился Лаван в погоню. Семь дней гнался он за Иаковом и сказал, когда догнал:

— Безрассудно ты поступил. Я даже внуков своих не поцеловал. И богов моих, идолов, ты зачем-то унес.

— Я боялся, что ты отнимешь у меня своих дочерей, — оправдывался Иаков. — А идолы… У кого их найдешь, тот умрет.

Не знал Иаков, что Рахиль их украла.

Все обыскал Лаван, но идолов не нашел, потому что Рахиль сунула их под верблюжье седло, села на них и сказалась больной, чтобы ее не трогали.

Рассердился Иаков:

— Двадцать лет я честно служил тебе, Лаван, а ты десять раз переменял награду мою.

— Заключим союз, — мирно предложил Лаван.

Сделали они холм из камней и заключили на нем союз.

Рано утром вернулся Лаван к себе, а Иаков продолжал свой путь.

ИЗРАИЛЬ

Послал Иаков вестников в землю Сеир, в область Едом.

— Передайте брату моему Исаву, что много у меня слуг и скота и что хочу милости от него.

Вернулись вестники и сказали:

— Как только услышал Исав о твоем приближении, взял четыреста человек и вышел тебе навстречу.

Испугался Иаков и разделил свои стада на два стана. «Если Исав нападет на один, то второй стан может спастись», — думал он. И взмолился Иаков:

— Спаси меня, Бог. Ничего, кроме палки, не было в моих руках, когда двадцать лет назад переходил я Иордан, а теперь у меня два стана. Пусть не стою я милости твоей, но избавь меня от руки Исава.

Ночь прошла в молитвах, а утром Иаков послал брату в подарок двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, а также верблюдиц, коров, волов и ослов. Вручил он своим рабам каждое стадо особо.

— Иди вперед, — сказал первому рабу Иаков. — Как увидишь Исава, скажи, что это стадо ему в подарок от слуги его Иакова, который идет следом.

То же приказал он второму рабу, и третьему, и всем остальным.

«Умилостивлю брата дарами, — думал Иаков. — Авось и примет меня Исав». Дары пошли вперед, а Иаков расположился станом. Ночью перевел он через речку жен своих и сыновей и остался в одиночестве. И боролся с ним Некто до появления зари. Когда Некто понял, что не перемочь ему Иакова, он коснулся бедра Иакова и повредил сустав.

— Отпусти меня, — сказал Некто.

— Не отпущу, пока не благословишь.

— Как тебя зовут?

— Иаков.

— Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей будешь одолевать.

— А тебя как зовут? — спросил Иаков-Израиль.

— Что тебе в моем имени?

Назвал Иаков-Израиль это место Пенуэл, потому что видел там Бога лицом к лицу и остался жив.

МИР С ИСАВОМ

Поднял Израиль глаза и увидел — приближается Исав с четырьмя сотнями человек.

Поставил Израиль служанок с их детьми впереди, Лию с детьми — за ними, а совсем сзади стояла Рахиль с Иосифом.

Вышел вперед Израиль и семь раз поклонился до земли своему брату.

Подошел Исав, обнял его, поцеловал, заплакал и спрашивает:

— А это кто?

— Дети мои, — ответил Израиль.

Подошли служанки с детьми и поклонились, Лия с детьми отвесила низкий поклон, а потом и Рахиль с Иосифом предстали с поклоном.

— Для чего ты послал стада мне навстречу? Свое оставь себе, я и так богат.

— Нет, если ты ко мне расположен, прими мой дар, — настаивал Израиль.

Согласился Исав и сказал:

— Пошли дальше вместе.

— Ты же знаешь, мой господин, — ответил Израиль, — что дети мои малы, а скот дойный. Если гнать его целый день, скот падет. Иди вперед, а я следом приду в Сеир.

— Я оставлю у тебя несколько человек из своих, — сказал Исав.

— К чему это? — удивился Израиль.

В тот же день вернулся Исав в Сеир, а Израиль несколько позже прибыл в город Сихем в земле Ханаанской и купил там поле для своих шатров.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Велел Бог Израилю идти в Вефиль.

И сказал Израиль дому своему:

— Бросьте богов чужих, очиститесь и перемените одежды.

Отдали Израилю всех чужих богов, и закопал он их под дубом близ Сихема.

В Вефиле Израиль поставил памятник Богу. А когда они вышли из Вефиля, чтобы идти в Хеврон к Исааку, Рахиль родила мальчика и в тот же миг умерла. Назвали мальчика Вениамином, а мать погребли у дороги в Вифлеем.

Пришел Израиль к Исааку, отцу своему. Было Исааку сто восемьдесят лет. И вскоре испустил Исаак дух, будучи стар и насыщен днями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Продать за чечевичную похлёбку
Всё то, что есть. Чем только дорожить —
Отдать, не сомневаясь, не под плёткой,
Чтоб плоть свою минутой усладить.
Продать бездумно. После — ужаснуться. —
Ведь лишь одна в созвездиях звезда.
И месть свою задумать, повернуться.
Но поздно. Совершилось. Навсегда.
Продать что мог. Имел. То, чем гордился.
О чём в ночах с улыбкою не спал —
И вот, похлёбкой супа насладился.
А что взамен? Себя ты потерял.
Ты потерял своё благословенье,
И солнца луч, и первую зарю. —
Всё, для чего родился в то мгновенье,
За миску супа мелкую свою…
_________________
Библейская история про то, как Исав (Эсав) продал своё первородство Иакову за миску чечевичной похлёбки. Устал Эсав от бремени своего права. Сиюминутня выгода застила глаза, перевесила все духовные ценности. Но только оказалось, что с первородством он отдал заодно и право на родительское благословение. Горько пожалел тогда Эсав (да и похлёбка уже давно съедена) и решил отомстить и убить брата (логичное развитие предательства). Узнав про это, Иаков бежал в Месопотамию. И там, ночью под открытым небом, повторил Бог уже ему те обещания, которые он до этого дал Аврааму и Исааку — его деду и отцу.
Интересен и другой план этой истории. Иаков, хитрый и корыстолюбивый (предложить голодному брату сделку!), через борьбу с самим собой (ночью на берегу реки — О, сколько сюжетов потом будет в литературе на эту тему!), в момент величайшего просветления находит в себе силы повернуться к Богу и стать другим человеком. После чего, имя его стало — Израиль. Не каждому это дано. Не каждому.
Что же касается Эсава, то он тоже нашёл в себе силы простить Иакова и придти к нему. Но только не захотел Иаков быть с ним. Повернулся и ушёл. Именно от Иакова пошли двенадцать колен Израилевых.
Так написано в Библии.
А вообще, не про Эсава и Иакова это.
Каждый может узнать себя — и в Эсаке и в Иакове.
Каждый. Даже тот, кто чист, пушист и в белых одеждах. Где-то в глубине памяти, свербит то, что так хотим забыть — миска с чечевичной похлёбкой, либо предложенная, либо принятая. Человеки…

«И помолился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревека, жена его. Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Бытие 25: 21-23).
Так начинается повествование о двух братьях, братьях – близнецах, Исаве и Иакове. Читая историю жизни патриархов задаешься вопросом: почему Бог избирает одного и отделяет его от другого? Почему отделяет Авраама от Лота, Исаака от Измаила, Иакова от Исава, Иосифа от братьев его? Ответ кроется в самом названии книги Бытия, которое на иврите звучит «Берешит» (что означает «В начале»).
Как вы, наверное, знаете, каждой букве Еврейского алфавита соответствует определённое число. Так вот, числовое значение буквы «бет» — два.И, традиционно, название этой книги читается как «Бет-Решит» и истолковывается как «Два начала» или «двумя началами».
О каких двух началах повествует нам книга Бытия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначен. И все же попробуем рассмотреть один из ответов на примере конфликта между двумя братьями – Исавом и Иаковом.
Этот конфликт не был издержками человеческой греховности . Противостояние Исава и Иакова начинается с материнской утробы, уходит корнями в самый исток жизни. Из чего хорошо видно, что этот конфликт был замыслен самим Богом .
В Бытие 25:21 ясно сказано, что как Иаков, так и Исав были зачаты Ревеккой после молитвы Исаака. Они имели общий «источник» происхождения и, поэтому, символизируют собой два типа верующих, т.е., два типа Христиан.
Если Господь решил столкнуть братьев до рождения, в самом акте рождения, то значит на их соперничестве Он сосредоточил какое-то Свое, особое,внимание. Согласно преданию, они уже в утробе оспаривали друг у друга право на первородство, которое давало возможность получить благословения Авраама и Исаака. Исав пригрозил Иакову, что если тот не уступит первородство, он, Исав, убьет мать во время родов. И Иаков согласился, чтобы первородным был Исав…
Предания эти далеко не полностью сказочны. Сыновья, Исав и Иаков, были единственными детьми Ревекки и Исаака. Ревекка рожала лишь однажды. Да и Господь Сам сказал ей, что дети в утробе её «толкались» потому, что «два народа произойдут из утробы» её: один — к тому, чтобы господствовать, другой -чтобы подчиняться.
«И настало время родить ей; и вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков…» (Бытие 25:24-26)
Имя Исав означает «волосатый», «косматый». Имя Иаков (от глагола акав) – «запинать», в смысле «преодолевать», «одерживать победу», «оставлять след», «следовать». Интересный комментарий к рассказу о братьях-близнецах есть в книге «Введение в Ветхий Завет» Д.В. Щедровицкого:
«Иаков держался рукой за пяту Исава – это великий символ. Ибо там, где кончается плотский человек, символизируемый Исавом (a человек «кончается» там, где пята его; и наиболее значима в этом образе именно пята, которая касается земли и поэтому обозначает самую низменную, непосредственно примыкающую к праху, часть человеческой сущности), там начинается человек «духовный», Иаков.»
В девтеро-канонической Третьей книге Ездры содержится следующий комментарий к рассматриваемому нами эпизоду:
«…Рука Иакова держала от начала пяту Исава. Конец сего века – Исав, а начало следующего – Иаков. Рука человека – начало его, а конец – пята его…»
(3-Ездры 6: 8 — 10)
Та же тема развивается в Послании к Римлянам:
«… И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется (будет названо – совр. перевод) тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя…»
И не одно это; но так было и с Ревеккою. Когда она зачала в одно время двух сынов от Исаака, отца нашего.
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». (Римл. 9: 7-13)
Таким образом, родившиеся братья, согласно свидетельству Писания, означают соответственно: Исав – человека плотского (плотского верующего), а Иаков – духовного. Кроме того, они символы того избрания, которое совершается от «утробы матери». Мы не будем касаться более глубоких и таинственных причин этого избрания, а скажем только, что Бог провидел дела Исава, и дела Иакова, и поэтому, сообразно строю их душ, одного возлюбил, а другого отверг.
Во-первых, в судьбе Иакова представлена история его потомков, народа Израильского; во-вторых, Иаков прообразует Мессию – Иисуса Христа; и, наконец, Иаков изображает «внутреннего человека». С перечисленными значениями и связано такое толкование имени Иакова, как «одерживающий победу».
» Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков – человеком кротким, живущим в шатрах». (Бытие 25:27)
Очень, казалось бы лаконично сказано, но смысл этих слов неисчерпаем. Вот, например: Исав стал» человеком,искусным в звероловстве, человеком полей». Кто, собственно, являлся первым звероловом?
В 10-й главе книги Бытия (стихи 8,9), мы читаем, что таковым был Нимрод- великий деспот, восставший против Бога и возглавивший строительство Вавилонской башни. Таким образом, Исав – духовный потомок Нимрода. Что означает характеристика » искусный в звероловстве» в духовном смысле? Очевидно, это человек хищный; человек, ставящий ловушки, капканы, тенета; человек, любящий проливать кровь. Кроме того, Исав – «человек полей», т.е. не привязанный к дому, к шатру, предпочитающий обитать в открытом пространстве.
…Что же означает, что Иаков жил в шатрах? Тут имеется два значения: буквальное – он жил в пастушеских шатрах; символическое – он «обитал» в шатрах Авраама и Исаака, отцов своих, где учился следовать воле Божьей».

Итак, Исав и Иаков представляют собой многогранные прообразы. Иаков – «живущий в шатрах» указывает на народ Божий, живущий под покровом Всевышнего, на «овец», повинующихся голосу своего Пастыря, а так же на «внутреннего человека», который желает только одного – соединения с Богом во внутреннем Храме. Все, чего хочет Иаков – знать Бога Авраама и Исаака, причем знать Его лично, знать глубоко, знать так, как это, вообще, возможно в рамках земного бытия. И это одно начало.
Исав – «человек полей», чья жизнь не связана ни с домом, ни с его построением. Он редко бывает в «шатре», во внутреннем человеке; ему малоинтересно ежедневное уединение с Богом и познание Его Слова, Его сокровенных тайн; он, будучи «внешним человеком», ищет «внешней пищи», т.е. всевозможной религиозной деятельности, служений, внешне пышных и помпезных церковных собраний, чудес и знамений (ловит дичь на поле), наслаждаясь иллюзией свободы. Но он не из «овец» Божьих, он не знает Его голоса. Рожденный косматым, Исав символизирует»козлов», которых Пастырь, однажды, отделит от «овец» (в этой связи интересно то, что в Кумранских свитках, в книге Левит, козлы так и называются – «косматые»). И это проявление другого начала.
«Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» (Бытие 25:32.)
Таково рассуждение плотского человека: зачем нужна духовная глубина? Зачем нужны откровения тайн Божьих? Ему нужно реальное, вещественное благо сейчас.И Бог ему нужен не Сам по Себе, а только лишь, как источник спасения от Ада и «озера огненного», а также, как источник всевозможных благословений в земной жизни.»Исав» вполне доволен поверхностным, по-человечески организованным «Христианством».
Однако, об Исаве и Иакове нельзя думать как о «злом» и «добром». Исав наделен и положительными чертами: он, по-своему,любит отца и старается угодить ему, хотя и делает это, довольно, неуклюже, поскольку в своём служении отцу он руководствуется своей собственной логикой, не пытаясь понять, а чего же, в действительности, желает сам отец.
Мы не можем также упускать и тот факт, что Исав, как и Иаков, был «ответом» на молитву Исаака о жене своей Ревекке; что оба брата-близнеца произошли из одного, посвященного Богу источника; и, наконец, то, что оба в Исааке прошли через жертвоприношение. Ведь традиционно пепел того овна всесожжения считается пеплом самого Исаака.
Прохождение через смерть и воскресение было предназначением Исаака. Эта жертва способствовала величайшему духовному восхождению Исаака, определив его внутреннюю готовность подняться через смерть к Богу. Этой жертвой было заложено духовное основание следующих жертв: Иисуса Христа, Церкви Первенцев, «внутреннего человека» (хотя правильнее будет сказать: одной жертвы в трех проявлениях). И, благодаря послушанию и покорности, Исаак получил возможность жить сразу в двух мирах: мире нынешнем, и мире грядущем. Другими словами: в мире материальном, и в мире духовном. Именно поэтому два его сына и представляют собой: Исав – век нынешний, материальный, а Иаков – век грядущий, духовный.
«Исав», т.е. плотской Христианин, продолжает, душой своей, обитать в нынешнем веке, в царстве этого мира, почему и видит себя, по прежнему, частью определённой земной нации, религиозной организации, общества. Как правило, «Исавы» много и часто говорят о проблемах общества, о политике и о том, что Христиане призваны изменить этот мир к лучшему.
«Иаков» же, человек духовный, переживает в своей душе то, что писание называет «искуплением от земли» (Отк. 12:3), «искуплением из людей» (Отк. 12:4). Он, хоть и живёт телом в этом мире, но своей душой, сердцем своим, он уже далеко отсюда. Его душа вознесена в небеса во Христе Иисусе. Он вошёл в Шаббат (это – ещё одно символическое значение определения «человек кроткий, живущий в ШАТРАХ»), отделившись от суеты этого мира.
Кроме того, жизнь каждого патриарха и его семьи соответствует определенному этапу нашей духовной жизни и, что самое главное- раскрывает одну из гранейтайны Христа и Церкви.
Исаак, который был принесен во всесожжение своим отцом, стал духовным праобразом Сына Человеческого, Агнца, который взял на Себя грех всего мира. Ревекка , жена Исаака -прообразом Церкви «Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Их сыновья, соответственно, представляют Христа (Иаков) и «христианство» (Исав). Здесь необходимо остановиться, чтобы пояснить, о каком «христианстве» идет речь.
«Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мат. 16:6)
«Но горе вам, фарисеи, что даете десятину…и нерадите о суде и любви Божией,…что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях,…что вы как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того, … что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом не дотрагиваетесь до них,… что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши,… что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали…» (Лук. 11:42-52)
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геены, вдвое худшим вас….
«…вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».(Мат. 23: 15, 28)
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»;
«По плодам их узнаете их….»
Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца Моего Небесного». (Мат. 7:15-16, 21)
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». (Еккл. 1:9)
Плотское начало в мире не исчезло с развитием цивилизации. И то «фарисейство» и «саддукейство», что было во время земного пути Христа, сегодня прочно укоренено в церкви. Оно лишь сменило одежду, но суть его осталась прежней: поверхностное, внешнее проявление, лишенное внутренней основы. В сегодняшней церкви «Исавы» живут вместе с «Иаковом».
«Исав» — благочестивая, христианская, по-человечески правильная, желающая угодить Богу натура. Но «Исав» — плоть, верующая в Бога, но все же плоть. В Бытие 26:34-35 читаем:

«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина.
И они были в тягость Исааку и Ревекке.»
А в 28 главе говорится:
«Исав увидел, что Исаак благословил Иаковаи, благословляя, послал его в Месопотамию взять себе жену оттуда и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских…
…И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его:
И пошел Исав к Измаилу, и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраама, сестру Наваиофову, сверх других жен своих» (Бытие 28:6-9)
Прежде, чем раскрыть смысл этого прообраза, обратимся к другому важному прообразу из2 главы той же книги Бытие (стих 22):
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».
И еще:
«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих».
(Бытие 3:20)
Имя Ева переводится как «жизнь». А то, что она была взята из человека, указывает на выражение какой-то грани или стороны внутренней сущности человека. Жена, таким образом, отражает, раскрывает жизнь мужа.
Что же раскрывают жены Исава? Две из них были из земли Ханаана. Вспомним, что Ханаан – потомок Хама – был проклят Богом. И это духовное указание на жизнь плоти под проклятием: проклятием греха и проклятием закона. Плотской человек всегда находится между двух граней: он то «падает» в грех, то пытается «возвысится» через законничество и всевозможные формы само-праведности.И то, и другое не угодно Богу. Подобно, как «…обе они были в тягость Исааку и Ревекке.» (Быт. 26:35)
Что же касается дочери Измаила, то ее Исав взял только потому, что, во-первых, услышал заповедь Исаака Иакову: не брать жены из дочерей Ханаанских; во-вторых, увидел, что жены его не угодны Исааку. Вот пример человека, который не способен или не хочет уразуметь смысл заповеди Божьей, который даже не пытается узнать волю Божью, а на основании своих собственных представлений совершает что-либо, представляющееся ему Богоугодным делом.
И если Исаак является прообразом Христа, Который стал жертвой Всесожжения, Исав символизирует «христианство», то Иаков раскрывает нам истинную Церковь Иисуса Христа, Церковь Первенцев, в которой и через которую Христос вновь приходит в этот мир.
Это «сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 12:1), «младенец мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Отк. 12:5). «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божьим» (Отк. 12:4-5).Это та «единственная – она, голубица…чистая…» (П. Песней 6:9).
Но Исав и Иаков сегодня не только присутствуют в церкви. Они вместе «растут» и в душе каждого верующего в Господа Иисуса Христа. Ревекка является прообразом такой души. Души, которая принимает жертву Христа и через это соединяется с Христом, как и Ревека, становится женой Исаака после его жертвоприношения на горе в земле Мориа. В этой душе рождаются два человека – «внешний» и «внутренний». Первым в нас начинает жить «внешний человек». «Внешним» он и называется потому, что живет верой в Бога, который вне его; в жертву Христа на Голгофе (опять же, вне его); в воскресшего Христа на небе (вне его). И хотя Христос, «внутренний человек», уже живет Духом Святым в духе такого верующего, но еще не является первородным. Оба они «растут» вместе и порой бывает трудно отличить, где проявляется Дух, а где – религиозная, одухотворённая, плоть. Вероятно, нелегко было отличить и Иакова от Исава, когда они были младенцами, поскольку они родились близнецами.
До определенного (Богом) возраста, оба эти начала в нас «растут» вместе. Но вот «дети выросли».Пришло время определить, кто же является первенцем: нетерпеливый, всегда занятый делами (пусть даже ради отца), не способный рассуждать «Исав», с его животной природой,или «Иаков»; «будничное» внешнее или внутреннее Святое. Если все больше мы укореняемся, возрастая в Святом, то через какое-то время первородство получает наш «внутренний человек». Это и называется «воцарением Христа в сердце». Именно он становится наследником всех Божьих обетований.
Бог обещал Аврааму: «…в Исааке будет названо твое семя…».»Будет названо» означает, не только то, что Бог указал, кто является Его избранником, но и что имя ему будет дано самим Богом. Своему народу Бог сам дает имя. Так было с Авраамом (Быт. 17:5), с Исааком (Быт.17:19), так стало с Иаковом, которому Бог дал имя Израиль (Быт. 32:28). Избранные Божьи, в чьих сердцах исполняется наибольшая из всех заповедей (Мар. 2:29-31), в ком горит любовь к Истине, кто больше всего на свете желает знать Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова тоже получают имя, которое дает им Бог (Отк. 2:17).И это – Его Собственное Имя, Иисус.
Книга «Бытие» учит нас одной непреложной истине: избрание лежит в основе бытия.
Тема избрания проходит основной мыслью через всю книгу Бытие. Бог избирает святое семя, умножает его, приводя в силу и полноту, а затем отделяет от «будничного».В буквальной истории двух братьев, Исава и Иакова, демаркационной, разделительной «линией» между ними стала река Иордан. Иаков поселился на Западном, а Исав – на Восточном её берегу. Иаков обитал на земле своих отцов, Авраама и Исаака, а Исав – в пустыне. Река Иордан символизирует собой смерть, т.к. впадает в Мёртвое море, и, соответственно, то отделение «плотского» от «духовного», которое она (смерть) производит.
На индивидуальном уровне это отделение происходит через возложение своего «внешнего» верующего человека («Исав») на «Божий жертвенник Всесожжений» (смерть), дабы жил только ч-к «внутренний», т.е., Сам Господь Иисус Христос («Иаков»).На уровне же коллективном, это выражается в разделении между «церковью Первенцев», истинной Невестой Христовой («Иаков») и человеческим, земным, организованным «Христианством» («Исав»).
Но возвращаясь к жизни буквальных Исава и Иакова, необходимо вспомнить, что Иаков был гоним Исавом и, даже, вынужден был скрываться от него, убежав на чужбину. Вот, шокирующее для многих, значение этого прообраза:
На индивидуальном уровне: Ничто так не блокирует жизнь Христа в нас, ничто так не уничижает и не «гонит» Его,как наша собственная, «религиозно-благочестивая» Христианская жизнь!
На коллективном уровне: Никто так не гонит и не поносит представителей ИСТИННОЙ Церкви Христовой, Его Невесты, как представители земного, человеческого, организованного «Христианства»!
Это – извечная история «двух братьев», происходящих из одного и того же источника, но идущих совершенно различными путями. Не случайно в Писании так много подобных пар: Каин и Авель, Измаил и Исаак, Исав и Иаков, братья и Иосиф, Иудеи и Иисус.
Подумай, а к кому относишься ты?
Андрей Расшиваев
Серия сообщений «Духовные размышления-1ч.»:



Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
(1 Тимофею гл.4, ст.16)

Часть 1 — СПАСЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ
Часть 2 — ЛИЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ВЕРУЮЩЕМУ

Часть 31 — ПРО МЕССИНГА, ВЕРУ и ХРИСТИАНСТВО
Часть 32 — ХРИСТИАНИН ВНЕ ЦЕРКВИ???
Часть 33 — ИАКОВ и ИСАВ
Часть 34 — ЧТО ТАКОЕ РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ
Часть 35 — ДУХОВНАЯ ЛЕСТНИЦА

Часть 48 — ЧТО ЗНАЧИТ СЛУЖИТЬ БОГУ?
Часть 49 — ПСАЛМЫ ДАВИДА и МОЙ ДУХОВНЫЙ ПУТЬ (В. Мальцева)
Часть 50 — ЗАШИФРОВАННОЕ ИМЯ СЫНА (Д.Стэйли)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *