Проповедь о лазаре

43. Притча о богаче и Лазаре

Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается слабоумным? «Где же справедливость? — спрашивают многие. — Ведь христианство утверждает, что Бог правосуден и справедлив, но где же здесь справедливость, если часто, например, бывает, что порочные люди живут безбедно и беззаботно, а добродетельные маются от бедности, скорбей или болезней? Где же здесь справедливость, какой смысл во всем этом?»

Все подобные вопросы и недоумения полностью разрешает Евангельская притча о богаче и Лазаре. Содержание ее нам знакомо. В некотором городе жил в роскошном доме богач. Жизнь его была сплошным праздником. Одевался он в порфиру и виссон. Порфира — это очень дорогая ткань, окрашенная пурпурным красителем, добывавшимся из морских моллюсков. Виссон — это особая тончайшей выделки белая ткань, тоже очень дорогая. Такую одежду в древности носили только цари и большие богачи. Евангелие для того и упоминает названия тканей, чтобы показать, насколько богат был этот человек.

У ворот дворца, в котором наслаждался жизнью богач, лежал Лазарь. Лазарь был нищим, больным и бездомным, по-нашему бомжом. Жизнь его была одним сплошным мучением. Он был покрыт гнойными струпьями, и бездомные собаки приходили и облизывали этот гной. Собака на Востоке считалась нечистым животным, и тем, что Лазарь жил вместе с собаками, Евангелие показывает всю бедственность, весь ужас его положения…

Так долгое время жили эти люди недалеко друг от друга. Но вот оба они — и Лазарь, и богач — один за другим умерли. Конечно, богача хоронили с большими почестями, и весь город шел за его похоронной процессией. Лазаря же поскорее убрали с глаз долой и похоронили бесславно, кое-как. И далее в Евангелии повествуется, насколько различной была их загробная участь. Лазарь после смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово, в блаженное Царство святых. Богача же демоны свели в преисподнюю, в адский огонь мучения. Велика была разница между богачом и Лазарем при их земной жизни. Но противоположное и несравненно большее различие явилось в их загробной участи, о чем и говорит богачу праведный Авраам: между нами и вами пролегает бездна и великая непроходимая пропасть.

Таким образом, из Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, в грядущем Царстве Христа. Господь — праведный Судия, и Он произведет расчет и уплату по всем долгам с каждым человеком. Упрек Бога в несправедливости, может быть, был бы допустим в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда — да, можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ибо какая же справедливость, если один добрый человек, как, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как Евангельский богач, наслаждается? Если бы после смерти для обоих одинаково все кончалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря — это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том-то и дело, что после смерти ничего не кончается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет — расчет не по человеческой правде, но по правде Божией.

Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом и уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать». И таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он суд по Своей Божественной правде…

Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в Будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле. И все Священное Писание свидетельствует о том же — что Бог есть праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, — восклицает в песни пророк Моисей, — воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен». И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои». Аминь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Проповеди в Феодоровском соборе

Притча о богаче и Лазаре. 6 ноября 2016 г.

Сюжет, рассказанный Спасителем, был довольно распространенным и в разных видах и вариантах присутствует в различных культурах, фольклорах и религиях древности. О том, какая участь ждет богатых, если они пренебрегают бедными, и о том, какое сладостное воздаяние уготовано нищим, если они с терпением переносят скорби и лишения в нынешнем веке, чтобы получить блаженство в будущем. И все же евангельскую притчу можно рассматривать как шедевр, в котором этот избитый сюжет представлен в такой филигранной форме, что значение имеют не только каждое слово, но даже количество слов, которые произносят герои (подсчитано, что во второй части притчи, где Авраам и богач вступают в диалог, каждый из них произносит по 69 слов; правда, не совсем понятно, случайно ли это совпадение, а если неслучайно, то что это означает).

Гораздо многозначительнее другие детали.

Например, полное, абсолютное отсутствие каких бы то ни было характеристик двух главных героев. Каков был этот богач? Быть может, он был добрым, веселым, остроумным, жизнерадостным человек. И мы совсем не знаем о происхождении его богатства. Совсем не обязательно думать, что его происхождение было преступно. И даже не исключено, что он был щедрый. Ведь не сказано же, что он пиршествовал в одиночестве! Другое дело, что его щедрость простиралась только на определенный круг людей, за пределами которого был этот самый нищий. В этом-то, судя по всему, и заключался его грех, за который он приговорен, так сказать, к высшей мере божественного наказания. И возможно, в этом и состоит главный урок притчи. Суровый приговор, который к тому же не подлежит пересмотру, ему выносится не за убийство и не за какое-то явное, деятельное зло, а за отсутствие действия, «всего лишь» за невнимание. Так комментируют притчу многие толкователи.

Сурово, ничего не скажешь!

Другое наблюдение. Во второй части притчи, где говорится о посмертной участи двух персонажей, мы читаем о пропасти, разделяющий пространства их существования. Пропасть – это то, что невозможно преодолеть, перейти. Эту пропасть можно сопоставить с воротами, у которых лежит нищий и через которые еще можно пройти, проникнуть в пространство жизни друг друга. Их еще можно открыть и впустить чужака, оказав ему внимание. И чужак перестанет быть чужаком. Ситуация еще не так безнадежна, как в случае с пропастью.

Третье наблюдение. Именно в этой, 16 главе, откуда мы прочли эту историю, содержится еще одна притча о деньгах и богатстве – о неверном управителе, том самом, который смог «приобрести себе друзей богатством неправедным» и был поставлен в пример как человек, который сумел воспользоваться чужим богатством на благо (и другим, и, как следствие, себе). Пример богача из сегодняшней притчи в этом смысле – противоположен. Он до крайности бестолково распорядился своим богатством, может быть даже, вполне «праведным».

Притча содержала и определенный вызов тогдашнему иудейскому обществу. Не исключено, что Христос взял в качестве примера реальную историю и реально существовавших людей. И вполне может быть, что этот богач был вполне уважаемым человеком. Благонамеренное общество видело в нем, в его богатстве и успехе знаки благословения Божия. На это указывает одна многозначительная деталь. Когда он скончался, его «похоронили». То есть совершили погребение, как подобает погребать уважаемого, порядочного человека. А вот про Лазаря совсем не сказано, что его похоронили (этого слова нет в тексте). В общественном сознании он был нечист, хотя бы потому что его сотрапезниками были псы, нечистые животные. И он не был погребен, как подобает благословенному праведнику. И в то же время, именно о нем, а не о богаче сказано, что ангелы вознесли его на лоно Авраамово.

Замечателен диалог Авраама и богача. Обратим внимание, как они называют друг друга. «Отче» – обращается богач к Аврааму. «Чадо (дитя мое)» – отвечает ему Авраам. Как давние, старые, не просто знакомые, а близкие друзья, родственники, отцы и дети, одна семья, один народ (Божий), одна традиция. И при этом их, столь близких по духу и вере, разделяет та самая пропасть, которая разделяет свет и тьму, радость и скорбь, блаженство и муки. Это ли не страшный парадокс (даже оксюморон), который вскрывает Евангелие вообще и эта притча в частности? Так, то, что казалось очевидным, гарантированным и неопровержимым навеки оказывается разрушенным и непоправимо утерянным.

Можно сказать, что главный урок притчи – в том, что люди часто бывают невнимательными и нечуткими к нуждам и страданиям других. Особенно легко эта слепота наступает на имущественной почве, между богатыми и бедными.

И все же мы можем спросить, а в чем же новизна этой истории, прозвучавшей из уст Христа 2000 лет назад?

Да, можно было бы сказать, что она хорошо ложится в контекст первоначального христианства, поставившего цель построить своего рода коммунизм с общим имуществом, с хорошо организованной взаимопомощью, так чтобы не было нищих, а богатые целиком служили своим богатством церкви как общине, в которой не было бы нуждающихся. Между прочим, книгу Деяний святых апостолов, в которой описан этот первоначальный христианский коммунизм, написал не кто иной как все тот же Лука, единственный из евангелистов, донесший до нас притчи о различных не очень хороших богачах. Но ведь тот коммунизм недолго продержался. И проблема осталась. И той соли, которую несут христиане в этот мир, все еще недостаточно, чтобы преобразить его, наполнить взаимопониманием и взаимопомощью.

Да, притча не очень оригинальна в смысле сюжета. Но, может быть, в этом и кроется ее сила. Ведь ее вывод прямо и недвусмысленно указывает на то, что все слова – о милосердии, о необходимости быть внимательными друг к другу – уже давно-давно сказаны. Моисей и пророки – древвние авторитеты, которые давным-давно сказали о требовании справедливости и заботы о бедных. Бог зовет к этому всегда. И больше никаких новых знамений и явлений воскресших мертвецов не требуется. Семя, которое сеет сеятель (если вспомнить притчу, читанную нами в прошлое воскресенье), — это одно и то же Слово Божие, вечное и неизменное. И здесь нет никакой тайны, никакого секрета, никаких особых знамений и премудрости (как бы того ни хотелось ученикам).

К тому же история о богаче и Лазаре, обозначенная евангелистом как притча, вместе с тем выглядит как реальный жизненный сюжет, который еще совсем не закончен. Ведь есть еще пять братьев (замечено, что в сумме со своим умершим братом-богачом и нищим Лазарем, их становится семь – красивое символичное число, которое служит еще одним намеком на когда-то разрушенное семейное единство). Какова их (этих пяти братьев) участь, каково их жизненное кредо и к какому финалу оно их приведет? Эти вопросы так и остаются открытыми. Кто даст ответ и каков он будет?

Никто не знает.

Аминь.

Проповедь о богаче и Лазаре

Дорогие мои, сегодня Господь обращался к нам с Вами словами Евангелия о богаче и Лазаре. Каждому из нас нам эта притча адресована. Так трудно бывает исполнить то, что Господь хотел нам сказать этой притчей. Если в 2-х словах пересказать это повествование, то можно сказать следующее — был богач, который ежедневно пиршествовал и одевался в порфиру (это верхняя шерстяная одежда, выкрашенная красным цветом, очень дорогая) и виссон (льняное одеяние, которое мог позволить только очень богатый человек). И был некто Лазарь, который лежал у его ворот и желал насытиться крошками, которые падали со стола богача.

Крошки — это не совсем фигуральное выражение, тогда не ели ложками и вилками, как мы сейчас, ели руками и, чтобы вытереть руки, использовали лепешки, а потом бросали их псам. Лазарь желая насытиться, тоже там пребывал.

Лазарь страдал не только от своей нищеты, а еще и от тяжкого недуга — струпьями было покрыто тело его, не было у него даже сил оттащить собак, возле него толпившихся. Прошло время, и богач умер, похоронили его, и умер Лазарь. Ангелы Божии вознесли его на лоно Авраамово. В иерархии Божественной это самое высшее место. А богач попал в ад. Как Лазарь желал насытиться крошками, грязным хлебом, так богач сейчас просит, чтобы Лазарь ему не только чашечку воды принес туда, в ад, а чтобы хотя бы омочил перст свой в воде и помазал его язык, потому что, говорит, «мучаюсь в пламене сем». На его просьбу Авраам ответил: «Чадо, ты уже доброе получил, поэтому мучаешься теперь. А Лазарь – злое, а поэтому теперь он наслаждается». Не исполнил его просьбу.

Тогда богач явился к Аврааму с последней просьбой: «Пошли, пожалуйста, Лазаря к моим пяти братьям, может быть, они покаются и не придут на место сие мучений». На что Авраам ответил, что они имеют пророка Моисея, Писания, пусть их слушают. А богач настаивал: «Нет, отче Аврааме, только тогда покаются, когда кто-нибудь из мертвых придет к ним». Но для нас совершенно очевидно, что даже если мертвые придут к таким людям, которые любят богатство больше всего на свете, то никакие мертвые не помогут.

Конечно, эта притча на первый взгляд очень простая, но сколько в ней сокрыто. О богатстве Господь говорит в 16 главе и о правильном отношении к нему. Но иудеи считали богатого человека праведным, богоугодным. Если Господь кому благоволит, считали они, Он дает тому богатство. А нищих звали грешниками. И такую логику Господь разламывает своей притчей. И, действительно, богатство не всегда свидетельствует о богоугодной жизни человека. Мы знаем это и из современной жизни, что часто бывает наоборот.

Богатство, в котором купался тот человек, его пиры и нарушение заповедей низвели его в ад. Законно не спасается никакая плоть. Богач не исполнял заповедей, все дни в неделю пиршествовал. Кроме этого он ничего плохого не делал, может быть, радовался своему богатству, старался брать от жизни все. Но не за это Господь определил его в место мучений. Над воротами Освенцима была надпись «Каждому свое». И немецко-фашистские власти отправляли на мучения, на исправления, на уничтожения народы, потому что каждому свое. Поэтому богач не прогонял Лазаря, милостиво терпел, возможно, и запах от него исходящий, даже кормил крошками со стола, которые падали. Но он ничего не сделал, чтобы изменить участи Лазаря. Интересно, что имя богача не упоминается в Священном Писании. Пророк Давид в Псалтири говорит: «Не помяну имен их устами моими!» От лица Бога от так возвещает. А Лазарь — это Бог, моя опора и помощь. Предание свидетельствует, что такой Лазарь жил в Иерусалиме, люди знали Лазаря, представляли, кто он такой. В нашем приходе тоже есть свой Лазарь- это Владимир (владеет миром).

Как-то стараемся мы слова Христовы исполнить. И над людьми, которые милосердны, Господь милосердствует. Но здесь очень важен еще один момент. Богатство может быть материальным, а может быть духовным. Когда человек молится, что-то открывается ему, что-то неизвестное, которого нет ни у кого другого. Вот и слезы потекли, и вроде такой грешный, а так хорошо и легко на душе, спокойно. Блаженнии нищие духом, потому что их Царствие Небесное. И апостол Павел нам сказал: ”Не делами закона спасется человек». Сегодня мы пришли в Храм, но спасемся мы не тем, что сюда пришли, не нашими высокими молитвенными ощущениями. Человек спасется только милостью Божьей. Чем ближе мы к сокровищу, которою обладает Церковь, которое Божие, тем сильнее ощутим свою Нищету.

Исаак Сирин об этом очень хорошо пишет, когда он толкует заповеди блаженства. Блаженнии нищие Духом, потому что их Царствие Небесное. И он говорит, что человек, который обладает нищетой духовной, уже больше ни в чем не нуждается. Он уже обладает таким сокровищем, которое ни с чем не сравнится. Чем большим он обладает, тем более бедным он себя ощущает, видит. И это есть признак настоящей духовной жизни. Мы склонны осуждать богатых людей, олигархов, но разве мы с вами не такие богатые? Вот Вова наш ходит, кто на него обращает внимание? Многие думают — каждому свое. Он родился такой, придется за ним ухаживать. Но Господь ждет от нас нечто большего, чем мы имеем. Потому что все, что мы считаем нашим, оно Божье. И даже наша Родина, она тоже Божья. И как бы хотелось, чтобы эта притча хоть на несколько дней стала ориентиром.

Мы исполняем утренние и вечерние правила, мы пришли в храм, сейчас попьем чайку, скажем: «Какой я молодец! Сельского батюшку поддержал, кинул копейку на квартиру!» И все это очень хорошо, но все это Божье. Что толку, если человек весь мир приобретет, а душу свою потеряет? Дорогие мои, сегодня евангельское чтение про нас, и мы с Вами не Лазари нисколько, конечно, может быть, и терпим в душе, как этот богач тоже что-то терпел, но с нашим богатством расставаться не хотим. И когда придет время и каждый из нас увидит в себя, каждому человеку надлежит умереть, тогда все станет на свои места. Люди воюют за землю, за дома, проливают кровь, стараясь расширить свои границы, но в конце концов не ней растет трава, и что мы едим, оно создано из травы, и люди полагают свою жизнь ради травы – это странно.

Давайте посмотрим на себя. Эта притча о богаче и Лазаре пусть сделается для нас вектором, ориентиром, хотя бы на несколько дней. Надеющийся на богатство не может войти в Царствие Небесное, надеющийся на свою молитву тоже не может войти в Царствие Небесное, потому что надо надеяться не только на дела, а на Бога. Достижение Бога связано только с покаянием, и чем ближе покаяние, у человека спокойнее на душе, это спокойствие особенное. Конечно, притча эта масштабная, она очень много объемлет в жизни. Хочу пожелать Вам быть похожими на Лазаря. А наше богатство — оно не наше, оно Божье. А потом будем давать отчет, за эту ссуду, которую Господь нам дал. За все Господь спросит, и нам мало не покажется. Давайте помнить об этой ответственности, о том, как жизнь свою переложить и быть ближе к Богу. Спаси Господи. Аминь.

Слава тебе, Боже!

Слава тебе, Боже!

Слава тебе, Боже!

Просмотры (1107)

О богаче и Лазаре

Притча о богаче и нищем Лазаре

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном Евангелии, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали притчу о богаче и Лазаре. Это короткое повествование о жизни и смерти двух разных людей заслуживает внимательного рассмотрения. Как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы, с одной стороны, богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а, с другой стороны, бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей».

Перед нашим мысленным взором предстают два человека, между которыми огромная не только социальная пропасть, но и духовная.

Один жил в достатке и богатстве. Как говорит Евангелие, «одевался в порфиру и виссон». Порфира – это сирийская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Поистине столь дорогое убранство мог себе позволить в то время только человек с большим материальным состоянием.

А другой был нищий, который лежал в струпьях у ворот этого вельможи и желал напитаться крошками, падающими со стола богача.

Интересно, что нищий имеет в этой притче имя. Его зовут Лазарь, а богач – безымянный. Сегодня громко звучат имена богатейших людей мира. Блеск и шик их богатств заставляют одних восхищаться, а других раздуваться от зависти и злобы, но порой наличие имени в престижном списке богачей «Forbes» предполагает отсутствие этого же имени в Книге Жизни. Для Бога богатство не является достижением. Оно не выделяет человека среди человеческой массы в глазах Божиих. Так как само по себе оно даруется Самим Богом. Как бы человек ни гордился и ни кичился своим успехом и достижением высокого материального уровня, все это даровано ему Богом. Здоровье, разум, таланты и удачные обстоятельства – без этого богатый человек не смог бы достигнуть желаемого результата, но все это не его заслуга, а дар Божий. Дар, который человек должен использовать для приобретения духовного плода, по которому будет оценен Богом и записан по имени в Книгу Жизни. Но евангельский богач, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «бесплоден, поэтому лишен имени. Ему оставлено только общее родовое имя – человек».

И вот оба эти человека умирают. Любопытно, что в притче по-разному описывается смерть этих двух людей. Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраамово, а богач «просто умер, и похоронили его». Как сегодня говорят: об усопших принято вспоминать или хорошо, или ничего. «Многие вещи человек помнит, а одну никак запомнить не может, сколько ему ни повторяй, – говорит святитель Николай Сербский, – что он без собственности приходит в этот мир и без собственности уходит из него».

Далее в сегодняшней евангельской притче рассказывается о встрече в загробном мире богача и Лазаря. Богач, страдая от адских мук, просит Авраама послать Лазаря совсем немного облегчить страдания его. Но Авраам отвечает, что это невозможно: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят». Этими словами Христос показывает нам, что в жизни каждого человека наступит момент, когда ничего уже исправить нельзя. Когда время выйдет и что-то изменить уже будет невозможно. Так говорит об этом старец Паисий Святогорец: «Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе и будем плакать тщетно и напрасно. Посему увещеваю, прошу и умоляю скорбеть и плакать о грехах здесь». Как в нашем материальном мире возможны различные метаморфозы и преобразования с любой материей, так и наша душа, пока находится в теле, в рамках этого временного материального мира доступна к изменению и преображению. Но стоит ей покинуть этот мир – и никакие изменения в ее сущности уже невозможны. Так как в том мире, как и в Боге, нет даже тени перемен, а все постоянно и неизменно.

Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера

Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».

Страшная вина богача в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря

А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Ибо Бог не творит злого. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».

Кроме того, мы видим из Евангелия, что подобный пагубный образ жизни богача передается по наследству. Находясь в аду, богач просит Авраама предупредить его братьев о страшном итоге и конце такого прожигания жизни.

Безусловно, если человек привязан к богатству, то эта привязанность проецируется и на его близких, родных, детей, которые, видя столь яркий и соблазнительный пример беззаботной жизни, прельщаются и устремляются к житейским утехам. Таким образом, человек, живущий подобно евангельскому богачу, о котором мы сегодня с вами слышали, губит не только свою душу, но и души своих близких, которые живут с ним под одной крышей. И никакие законы и увещевания не смогут помочь исправить этих несчастных, так как они видели наглядный урок и пример беззаботной жизни изо дня в день и не знают другого.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем, как сказал святитель Иоанн Златоуст, взирать на сладчайшего Лазаря, чтобы достигнуть нам той же самой спасительной пристани во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *