Протестантизм

Протестантизм (от лат. protestatio, onis f – провозглашение, заверение; в отд. случаях – возражение, несогласие) – совокупность религиозных общин (около 20 000 деноминаций), каждая из которых отождествляет себя с Церковью Божьей, Христовой, полагает, что исповедует чистую веру, основанную на Евангелии, на учении святых апостолов, но в действительности представляет собой псевдохристианскую общность, или секту. В основе вероучения каждой протестантской общины, а также в основе норм богослужения и богопочитания лежит своеобразно интерпретированное богооткровенное учение, изложенное в Священном Писании, главным образом — в канонических Книгах Нового Завета.

Протестантизм образовался в ходе Реформации, в XVI в. Причиной начала реформационных движений стало недовольство отдельных представителей Римско-Католической Церкви злоупотреблениями со стороны её пастырства, и прежде всего со стороны римских пап. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Его планы заключались в частичной реформе церкви и ограничении власти папы. Первое открытое выступление Лютера против политики католической церкви состоялось в 1517 году. Затем Лютер разослал тезисы своим друзьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее считалось, что реформатор публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, однако он не отрицал правомерность и действенность индульгенций, но только злоупотребления в их выдаче. Его 71-й тезис гласил: «Кто говорит против истины папских отпущений – да будет тот предан анафеме и проклят».

Другими основоположниками протестантизма, помимо Мартина Лютера, были Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Протестантизм, в силу достаточно вольного отношения к методам и приёмам интерпретации Священного Писания, очень неоднороден и включает в себя тысячи направлений, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё разделяет христианские представления о Боге Троице, единосущии Божеских Лиц, Богочеловеке Иисусе Христе (Воплощении, Искуплении, Воскресении Сына Божия), о бессмертии души, рае и аде, Страшном Суде и т. д.

Довольно резкая разница между Православием и протестантизмом усматривается в отношении учения о Церкви, и это естественно, ведь если бы протестанты согласились с православным (или даже с католическим) учением, им не осталось бы ничего иного, кроме как признать свои «церкви» ложными. Помимо того, что протестантизм отвергает учение о Православной Церкви как единственно истинной и спасительной, протестанты, частично или полностью, отрицают церковную иерархию (священноначалие), Таинства, авторитет Священного Предания, на основе которого строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практика, аскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.

Пять главных вероучительных тезисов классического протестантизма:

1. Sola Scriptura – «Только Писание».

Библия (Священное Писание) провозглашается единственным и самоинтерпретируемым источником вероучения. Каждый верующий имеет право толковать Библию. Однако даже первый протестант Мартин Лютер замечал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Свидетельством безрассудности стремления понять Библию лишь собственным падшим разумом является всё умножающееся дробление протестантизма на множество течений. Ведь еще в древности св. Иларий Пиктавийский говорил в послании к императору Константину: Писание не в словах, а в их понимании.

2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты отрицают их значение в качестве источника спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia – «Только благодатью».

Это доктрина о том, что спасение — это благой дар от Бога человеку и сам человек не может участвовать в своем спасении.

4. Solus Christus – «Только Христос».

Спасение возможно только через веру во Христа. Протестанты отрицают ходатайство Богородицы и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми, считая, что верующие представляют собой «всеобщее священство».

5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»

Тезис о том, что человек должен почитать только Бога.

Учитывая, что протестантизм – не единое религиозное направление, но раздробленное на множество частных, вышеуказанные замечания приложимы к различным протестантским общинам в различной мере. Так, лютеране и англикане признают необходимость иерархии, хотя и не в таком виде, как оно присутствует в Православной Церкви. Отношение к таинствам в разных общинах неодинаковое: отличается как, собственно, отношением к ним, так и количеством признаваемых таинств. Протестантизму, как правило, чуждо почитание святых икон и святых мощей, чуждо учение об уместности молитв к Божьим святым как к нашим ходатаям. Отношение к Божьей Матери сильно разнится в зависимости от принятого в той или иной «церкви» вероучения. Сильно разнится и отношение к личному спасению: от убеждения, что спасутся все уверовавшие во Христа, до убеждения, что спасутся лишь те, кто к этому предопределен.

Православие подразумевает живое, деятельное восприятие христианином Божественной благодати в силу чего вся Церковь становится таинственным соединением Бога и человека, а храм с его Таинствами – реальным местом такого соединения. Живой опыт действия Божественной благодати не допускает ограничения Таинств или их извращенного толкования, а также умаления или отмены почитания святых, стяжавших благодать, аскезы как пути ее приобретения.

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские течения играют главную роль в экуменическом движении.

Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII – XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса» или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Протестантизм — одно из самых распространенных направлений в христианстве, отделившееся от католицизма в период Реформации в 16 веке (лютеранство, кальвинизм и т. д.). В результате дальнейшего внутреннего разделения появились такие течения, как адвентизм, баптизм, методизм, евангелизм, пятидесятничество, харизматическое движение и т. д. Своей целью они видели возвращение к идеалам раннего христианства. Церкви и общества протестантов национального или местного характера есть во всем мире и их распространение продолжается.

История протестантизма

История протестантизма связана с именами великих представителей человечества: Ян Гус, Джон Уиклиф, Мартин Лютер, Жан Кальвин и др. Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре.

Торговля индульгенциями вызвала выступление немецкого богослова Мартина Лютера (1483—1546), который 17 октября 1517 года обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви об индульгенции, чистилище, молитвах за умерших и спасения заслугами святых. Лютер отверг папскую власть, особую благодатность священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упрощения церковной обрядности и подчинения Церкви светской власти. Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, которые создали под руководством Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона (1497—1560) умеренное направление немецкой Реформации. Лютеране настаивали на личных отношениях (без каких-либо посредников — Церкви, священника) человека с Богом. Они боролись за право каждого христианина самому свободно читать и толковать Библию. Лютер осуществил перевод Библии на немецкий язык (католическая церковь требовала от верующих только в церкви из уст священника слушать чтение Библии и только на латыни) и сделал ее настольной книгой каждой немецкой семьи. Библия Лютера стала образцом тогдашнего немецкого литературного языка.

Мартин Лютер

Мартин Лютер обосновал 3 важных принципа Протестантизма: спасение личной верой (лат. Sola fide), а не в прощении грехов священниками; единственный авторитет — Библия (sola scriptura), а не учение отцов Церкви (см. Патристика), римских пап или постановления церковных соборов; прощение достигается благодаря Божьей милости (sola gratia), а не через священников или пап. В 1526 году Рейхстаг Священной Римской империи германской нации, заседавший в Шпайере (Германия), по требованию немецких князей-лютеран принял закон о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако уже в 1529 году имперский Рейхстаг отменил этот закон. В ответ 5 князей-лютеран и представители 14 немецких городов подписали т. н. Протестацию — протест против решения общеимперского собрания по ограничению распространения лютеранства в Германии. Впоследствии «протестантами» стали называть всех последователей новых церковных направлений, отделившихся в период Реформации от католицизма, а также тех, которые появились позже в результате выделения из основных протестантских церквей. Ранние протестантские течения — лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, англиканство — образовались в 16 веке и дали толчок анабаптизму, меннонитству, антитринитаризму, социнианству. Организационная структура протестантских церквей была приспособлена к новой общественной и культурной ситуации, новым духовным запросам личности, освобождалась от сословно-нормативных пут (аристократических, дворянских, священников).

Наиболее последовательное воплощение демократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в 16 веке слились в Швейцарскую реформаторскую церковь. Цюрих и Женева (оба города в Швейцарии) стали центрами Реформации, где Ульрих Цвингли (1484—1531) и Жан Кальвин (1509-64) осуществили радикальное преобразование церковного устройства. В отличие от лютеранства, в реформаторской церкви нет общеобязательного символа веры. Единственным источником вероучения является Библия. Авторитетами для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536-59), в которых систематизируются идеи Мартина Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560) и «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Основанные на кальвинизме вероисповедания были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых землях Германии, Венгрии и Чехии. Важную роль приобрели идеи кальвинизма среди протестантов Англии, которые требовали радикального «очищения» (пуритане) англиканской церкви. Кальвинисты Англии и Шотландии выступили за ликвидацию епископата.

Англиканство

Еще одним направлением раннего протестантизма является англиканство. Формальный разрыв с римским католицизмом состоялся в Англии при короле Генрихе VIII Тюдоре (1491—1547). В 1534 году он объявил закон о верховенстве и признал себя главой англиканской церкви. Он приказал закрыть монастыри, а их земли и имущество разделил между дворянами. Отменялся культ святых, икон, статуй, реликвий Римско-католической церкви, каждая церковь должна была иметь Библию на английском языке. Однако эти меры короля Генриха VIII Тюдора были скорее политической акцией. Правление английской королевы Елизаветы I Тюдор (1559—1603) — это период стабилизации англиканства, оформление его вероучительных и литургических особенностей. В 1571 году английским парламентом утвержден символ веры — т. н. 39 статей. В этом документе сохраняется католическая идея о спасительной силе Церкви, учение о церковной иерархии, унаследованное от католицизма, но одновременно проводится реформационное учение о Библии как единственном источнике и единственный авторитет вероучения, принцип спасения личной верой, определяются 2 таинства — крещение и причастие. Англиканская церковь является государственной церковью в Великобритании, ее постоянным главой является монарх (король, королева). Епископы этой церкви назначаются английским королем и становятся пожизненными членами высшей палаты парламента — палаты лордов.

Квакеры

В 17 веке возникло Христианское общество друзей внутреннего света, основанное ремесленником Джорджем Фоксом. За экстатические способы достижения общения с Богом и подчеркивание необходимости пребывания в постоянном «трепете» перед Богом последователи этого движения получили название «квакеров» (от англ. Quakers — трясуны). Квакеры проработали доктрину бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергают любое насилие, отказываются брать в руки оружие. Трудолюбие и честность квакеров способствовали процветанию квакерских обществ, увеличению в них численности фермеров, торговцев, промышленников, что привело к ослаблению квакерского изоляционизма, расширению активности их организаций. Особое внимание квакеры уделяют антивоенной и филантропической деятельности.

Позднее развитие

В 1530-х гг. в Нидерландах сформировалась протестантское течение меннонитов, которое возглавил католический священник Менно Симонс (отсюда его название — меннониты). К основным положениям меннонитского учения относятся, кроме общепротестантських принципов, отказ от военной службы и присяги и ряд других догматов и предписаний, которые вызывали их преследование в Нидерландах. Меннониты были вынуждены эмигрировать в другие страны, в частности в Речь Посполитую и Российскую империю. Поздний протестантизм (конец 19 — нач. 20 в.) связан с возникновением методистов, баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы, пятидесятников и др.

Основы вероучения

Вероучения и практика протестантизма основываются на принципах Реформации, а именно, Sola scriptura («только Писанием»), Sola gratia («только благодатью»), Sola fide («только верой»), Solus Christus («только Христос») и Soli Deo gloria («только Богу слава»). Все пять принципов обобщаются выражением Quinque sola («Пять «только»»). Протестантизм принимает также положение Никео-Константинопольского Символа веры, но есть определенные различия в понимании этих положений, по сравнению с пониманием Символа веры в православии и католицизме.

Чрезвычайно важным в Протестантизме является принцип всеобщего священства, то есть обязанности всех верующих проповедовать и учить Библии. Все члены протестантских церквей участвуют в жизни своих общин и в выборах руководящих органов. Общины демократическим путем выбирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.

Лютеранские, или евангелические, церкви оформились в немецких княжествах. Лютеранство имеет свои вероучительные книги — «Аугсбурское вероисповедание» (1530), Катехизисы Лютера, «Книгу согласия» (1580). В лютеранстве сохраняются епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, 2 таинства — крещение (младенцев) и причастие. В лютеранской кирхе нет икон, но сохраняется распятие, убранство духовенства и алтарь.

Протестантизм выступает за то, что на первый план богослужения выдвигается проповедь. Богослужение ведется на народных языках, состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения Библии. Протестантизм отвергает деление верующих на духовенство и мирян — то есть каждый верующий может обратиться к Богу без посредников.

Основной идеей протестантизма, сформулированной Мартином Лютером, является отрицание того, что спасение можно достичь добрыми поступками или любыми человеческими усилиями (на момент появления протестантизма существенным моментом была также борьба с продажей индульгенций, то есть идеей того, что от грехов можно избавиться за деньги). Зато спасение достигается исключительно верой в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно ключевым для протестантизма библейским текстом — Послание к Ефесянам 2:8, 9: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Протестантизм, который вырос из борьбы с церковными традициями, которые, по мнению протестантов, часто отходят от истоков христианства, характеризуется особым подчеркиванием на знании Библии и оценке всех аспектов жизни именно в соответствии с библейскими постулатами.

Течения

Протестантизм як государственная религия: Лютеранство Англиканство Кальвинизм МетодизмРаспространение протестантизма в мире

Протестантизм всех направлений отстаивает позицию, что знание религиозной истины дается человеку божественным откровением. Протестантизм лишал папство и церковь монопольного права толкования Библии — протестанты провозглашали право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию. Учитывая социальные и политические условия возникли различные течения протестантизма:

  • лютеранство
  • кальвинизм
  • англиканство
  • цвинглианство
  • анабаптизм
  • квакерство
  • баптизм
  • методизм
  • адвентизм
  • пятидесятничество
  • харизматическое движение
  • реставрационизм
  • социнианство

и другие. Некоторые из этих течений с течением времени исчезли (например, цвинглианство) или значительно трансформировались, например анабаптизм. В более поздние времена появились новые течения в протестантизме. Среди них можно отметить баптизм, адвентизм (от «пришествие»), пятидесятничество и тому подобное. Они, в свою очередь, тоже подверглись разделам. В общем эти протестантские направления обобщают понятием «Евангельские христиане». Часто к протестантам относят Свидетелей Иеговы, а также унитариев, однако некоторые исследователи не считают Свидетелей Иеговы христианами, потому что они не признают Иисуса Христа Богом, отрицают Троицу и духовенство. Однако большинство религиоведов не разделяют такого мнения.

  • История реформации в Европе и России

Итак по плодам их узнаете их (Мф.7:20)
Первые протестанты-лютеране в России появились в 1576 году, когда в Москве была открыта лютеранская часовня. Затем, во времена Петра Первого последователей протестантизма в России стало больше. Гонимые на Западе, некоторые из них нашли здесь тихое пристанище. С тех пор протестанты постоянно проживали в России и, что примечательно, никогда русское правительство не чинило препятствий для исполнения их религиозных традиций.
В ХIХ веке, и особенно в конце ХХ-го, Россия столкнулась с активной миссионерско-вербовочной деятельностью множества западных сект. Более столетия назад в Россию проникли баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др. Пик их активности приходится на девяностые годы минувшего столетия. Рассматривая эти события, многие исследователи названные секты предпочитают именовать протестантскими. Отсюда у большинства людей складывается впечатление о том, что названные религиозные объединения тождественны тому протестантскому течению, которое стало наиболее заметно в России во времена Петра Первого. Но это не так.
И одним из ярких доказательств тому является очевидная деструктивная деятельность названных сект в отношении нашего государства и народа.
Окунувшись немного в историю проникновения сектантства в Россию, мы можем узнать достаточно подтверждений его деструктивной сущности.
Сейчас мало кому известно, какую роль сыграло сектантство в подготовке и осуществлении революции 17-го года. Сектантство и революция… Казалось бы, что может быть общего между этими двумя столь разными явлениями? Ведь сектантство, при всех оговорках, ассоциируется в восприятии людей с чем-то «религиозным», а революция — явление явно богоборческое, очевидно, несовместимое с религией. Тем не менее, между этими двумя явлениями на русской почве существовала связь, которая весьма отчетливо осознавалась и Православной Церковью, и тогдашним русским правительством, особенно в последней трети XIX века. Еще в 1881году обер-прокурор Священного Синода К.П.Победоносцев представил Александру III материалы, в которых раскрывались связи сектантов с социалистами, незадолго до того осуществившими злодейское убийство Александра II.
Революционеры делали большую ставку на сектантов, ибо знали, что те будут помогать им в деле разрушения Российского государства и Церкви. И не ошиблись. Сектанты охотно читали и распространяли революционно-социалистическую литературу, вели антигосударственную пропаганду. Были даже случаи, когда сектанты печатали в своих типографиях большевистские журналы.
На II съезде РСДРП, положившем начало большевизму, была даже принята специальная резолюция, написанная Ульяновым-Лениным, о необходимости социал-демократической работы среди «вольнолюбивого» сектантства, а вскоре даже стал издаваться особый «социал-демократический листок для сектантов» — «Рассвет». Расчеты революционеров-разрушителей в значительной мере оправдались. Массовое сектантское движение сыграло выдающуюся роль в революции 1917 года, как в феврале, так и в октябре. Религиозный нигилизм сектантов и большевизм быстро обнаружили общность интересов, несмотря на кажущуюся противоположность. Эта общность проявлялась в стремлении к полному разрушению старого мира. В этом процессе участвовали разного рода секты, в том числе баптисты, евангельские христиане, адвентисты седьмого дня.
Представляет большой интерес опубликованное в 1925 году в газете «Безбожник» открытое письмо под названием «Социально-революционная роль сектантства». Этот документ был адресован ВЦИК на предмет получения от большевистской власти всяческих льгот для сектантов. В нем они перечисляли свои заслуги перед большевистским режимом. Так, подробно повествовалось о том, как сектанты вели во время первой мировой войны антивоенную пропаганду, призывали к «братанию» с немцами, рассылали «целыми мешками» воззвания о «прекращении войны» в действующую армию, печатали в своих типографиях большевистские издания и т. д. Также там особо подчеркивалась роль сектантов в борьбе с Православной Церковью. Под этим письмом стояли подписи руководителей крупнейших сектантских общин (баптистских, адвентистских, евангелических и др.). В 1924-1925 гг. декларации о лояльности и сотрудничестве с большевиками были сделаны баптистами, евангелистами и адвентистами на съездах своих сект. Вот в каких выражениях была составлена декларация о лояльности адвентистов 7-го дня:
«С момента возникновения Советской власти на территории бывшей России адвентисты седьмого дня, живущие в СССР, ни на минуту не сомневались, что лозунги, провозглашаемые Советской властью, как то: «Переход от капитализма к социализму», «Заменить монархию республикой», «Вся власть трудящимся. Советам», «Земля — трудящимся, крестьянам», «Равноправие и самоуправление народов», «Кто не работает, тот не ест», «Свобода совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды», «Советская республика — для всех религиозно преследуемых», «Отделение церкви от государства и школы от церкви» и «Введение нового стиля и нового правописания», — являются магнитом, объединяющим всех здравомыслящих людей и народы в один крепкий Союз ССР».
В декларации адвентисты писали:
«Мы убедились в том, что Бог в своем провидении расположил сердце и дал мудрость нашему незабываемому В. И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного и своевременного аппарата» (Отчет V Всесоюзного съезда адвентистов 7-го дня (ВСАД) М 1924 С 11).
Сектанты активно занимались прозелитической деятельностью среди православных. До сих пор эти годы сектанты вспоминают, называя их «золотым временем». Но, достигнув внушительных результатов в борьбе с Православной Церковью, в 30-е годы большевики принялись за сектантов. И некогда восхвалявшие большевиков и определенным образом участвующие в борьбе с Православной Церковью сектанты сами стали гонимы. Буквально в два-три года сектантсво было почти уничтожено, а остатки его были взяты под жесткий контроль.
Очередной пик миссионерской активности сектантов приходится на конец 80-х годов ХХ столетия. Это время, когда в России представители западных сект собирали целые стадионы абсолютно безграмотных в религиозном смысле людей; сектантство активно развивалось и пускало свои корни. Представители сект понимали, что за свободой на постсоветском пространстве последовал и свободный поиск постсоветскими людьми смысла своего существования, и прежде всего Бога, вместилищем которого в умах многих являлась Православная Церковь. Отсюда и вытекает стремление сект, прежде всего, оторвать человека от Православия, ибо, сделав это, из несчастного человека можно лепить все, что угодно.
В это время Россия сталкивается с новым явлением – тоталитарным сектантством. Тысячи заокеанских проповедников трудились над созданием представительсв своих сект в России, используя приемы психотехник, иногда гипноза, для наполнения созданных ими общин. Сейчас достаточно много сказано и написано о тоталитарном или деструктивном сектантстве. Но, кроме тоталитарных сект, в России действует множество сект, не являющихся тоталитарными, и отсюда у многих может возникнуть суждение, что данные религиозные организации, будучи нетоталитарными, не деструктивны по своей сути и вполне безобидны. Это не так, но об этом ниже. Теперь же нужно определиться в терминах.
Желание многих сект именовать себя протестантскими вполне понятно. Имея статус протестантской религиозной организации, секта может претендовать на традиционность для России. Но секты адвентистов, пятидесятников, евангельских христиан, баптистов и др. не являются протестантскими. И чтобы окончательно развеять сомнения относительно данного утверждения, обратимся к заявлению «Российского лютеранского центра по мониторингу СМИ и общественного мнения» от 28 мая 2004 года, в котором идет речь о неправомерности именования протестантскими целого ряда религиозных объединений. В заявлении говорилось: «Центр обращает внимание российской общественности, прессы, властей и представителей других российских религиозных конфессий, что термин «протестант» в его историческом контексте возможно применять лишь к лютеранам, а также реформатам. Обозначение иных конфессий возможно словами «неопротестант» или прямо по названию конфессии (баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.)».
Лютеране в заявлении писали: «В последнее время наметилась тенденция выделения некоторыми «российскими протестантами» своей историчности пребывания в России и тем самым оправданности существования в ней. В первую очередь к поиску этих доказательств стремятся молодые протестантские конфессии, как, например, пятидесятники или некоторые квазипротестанские христианские общины. Представители российского «неопротестантизма» обычно приводят исторические даты и вычисляют с какого времени на Руси появился «отечественный протестантизм», когда он был занесен в страну и проч… Само слово «протестант» по своему историческому происхождению имело отношение именно к последователям немецкого реформатора, доктора папской теологии, против нее и восставшего, профессора Мартина Лютера. Название «протестанты» впервые прозвучало на сейме немецкого народа в г. Шпейер в 1529 г., когда Императором Священной Римской империи Карлом V было отменено большинство гарантий веротерпимости, которые были обещаны им самим ранее последователям лютеровской Реформации. При внимательном рассмотрении вопроса, очевидным начинает представляться то, что большинство современных российских так называемых «протестантов», в строгом смысле, никакого прямого отношения ни к Лютеру (ни к другим отцам протестантизма, таким как Кальвин, например), ни к их Реформации не имеют…
Центр также призывает глав и членов «неопротестантских» образований пересмотреть свои взгляды на необходимость «Нового крещения Руси» и занять позицию не конкуренции, но консолидации с Русской Православной Церковью. России сегодня нужен патриотичный протестантизм, думающий о России и о спасении душ ее подданных, поддерживающий государство и его политику, имеющий своей миссией способствование духовному возрождению народа, что невозможно без поддержки миссионерских инициатив традиционной для России Церкви. Не конкуренция, а добровольное и тесное взаимодействие с доминирующей церковью на правах меньшинства, признающего действительное духовное лидерство нациообразующей конфессии. Прозелитизм (в смысле переманивания духовно заблудших прихожан в свои конфессии) по отношению к РПЦ недопустим и может вызывать лишь сомнение в истинных миссионерских целях любящего Россию протестанта. Русские протестанты должны отказаться от «неопротестантской» доктрины и отложить в сторону спесь мнимого «духовного превосходства» над Православием (в виду особых откровений и особых духовных практик), которая есть ни что иное как гордыня…
Надо ли говорить, что при всем многообразии этнокультурной и религиозной палитры, именно Православие в России было, есть и будет нациообразующей, созидающей силой и духовно доминирующей конфессией»
Но сектантство, именующее себя протестантским, не вняло этому призыву тогда и не внимает, как показывает практика, и теперь. Тем самым показывая свою колоссальную отдаленность от «классического» протестантизма.
Позиция лютеран по отношению к неопротестантам вполне понятна, т.к. множество такого рода сект своим поведением бросают тень на протестантизм. Часто деятельность неопротестантов сопряжена с нарушениями действующего Российского законодательства.
Совсем недавно на территории РФ целым рядом неопротестантских сект (адвентистов 7-го дня, пятидесятников, евангельских христиан и баптистов) вкупе с сектами неопятидесятников – откровенно псевдохристианских сект, осуществлялась медиапрограмма «Надежда есть». На телевидении прокручивали ролик с названием «Надежда есть», его кадры возвещали телезрителям о некоем Федеральном проекте по духовному возрождению. На улицах городов раздавали листовки, приглашающие на эту программу всех желающих. В роликах демонстрировалась череда известных актеров, спортсменов и политиков. Красочные листовки также содержали изображения знаменитостей. Популярные артисты, спортсмены и политики не подозревали о том, что их имена служат для пропаганды нетрадиционной религиозной идеологии. Актеры Сергей Безруков и Амалия Гольданская, гимнастка Алина Кабаева, историк и деятель искусств Эдвард Радзинский, депутат Госдумы Владимир Рыжков, космонавт Георгий Гречко, музыкант Константин Кинчев, соглашаясь сняться в фильме «Надежда есть!», не знали, как будут использованы их рассказы о вере и духовной жизни. Однако монтажеры искусно вплели слова и лица звезд в пропаганду и использовали в своих целях. Многие из названный лиц впоследствии заявляли об обмане сектантов.
Таким образом, мы столкнулись просто с откровенным мошенничеством со стороны неопротестантских сект в масштабах РФ. Сектанты ради достижения определенных целей пошли на обман!
И это не единичный случай. Во всех регионах страны неопротестантские секты, действуя вкупе с тоталитарными, прибегают к конфессиональной анонимности. Устраиваются бесплатные кинопоказы, семинары, др. мероприятия миссионерского характера, и при этом сектанты предпочитают скрывать свою религиозную принадлежность. А это противоречит требованиям п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающего деятельность религиозных объединений в условиях конфессиональной анонимности.
Зачем они так поступают? Ответ на этот вопрос кроется в следующем.
По данным социологических опросов в настоящее время 80-85% населения нашей страны негативно относится к любым сектам. Сектанты это хорошо знают. Автор данной статьи как-то беседовал с одним из активистов-миссионеров секты адвентистов 7-го дня, который выражал возмущение тем, что, дескать, православным легче вести миссионерскую работу, чем адвентистам; православных пускают в больницы, детские дома и прочие социальные учреждения, а адвентистов – нет. Закрывают двери, лишь только узнают, что к ним пришли не православные, а адвентисты.
И это, по их мнению, дает право сектантам идти на обман: прикрываться социальными организациями и прибегать к конфессиональной анонимности?
Неопротестантские секты, действующие в России, в основном пришли к нам с Запада, большинство из них родом из США. Масса низкопробной религиозной литературы западных авторов печатается в России. Эта литература несет в себе элементы западной контркультуры, западные ценности чуждые нам. Русские сектанты подражают западным авторам при написании своих религиозных книжиц. Иностранные проповедники, навещающие своих «русских братьев», являют собой некие образцы в духовном смысле, на которые сектанты желают быть похожими. Т.е. постепенно шаг за шагом происходит культурное обезличивание нашего народа. Человек, вступивший в секту западного происхождения, по мере впитывания в себя учения данной религиозной организации, отчуждается от своей национальной культуры, от веры отцов.
Немаловажен тот факт, что после вступления в религиозные организации западного происхождения, многие наши соотечественники вскоре покидали Россию. По данным статистики адвентистской секты, как только появилась возможность свободно уезжать за границу, т.н. неопротестанты стали массово покидать Россию. С 1990г. по 2000г. из России уехало около 300000 неопротестантов, из них 3000 пасторов. Например, руководитель адвентистской секты в 80-90-х г.г. М.П.Кулаков, сейчас с семьей живет в США.
Автор этих строк однажды разговаривал со студентом адвентистской семинарии. И в этом разговоре адвентист признался, что намерен после окончания учебы уехать в США. Без сомнения, такие планы на будущее имеют многие учащиеся подобных заведений.
Помимо того, что наши соотечественники, всецело меняясь в сектах, изменяют России, деятельность неопротестантских сект сопровождается оскорбительными для традиционных религий и, прежде всего, Православной Церкви выпадами.
Уже не первый год в стенах «Заокской духовной академии» адвентистов седьмого дня проходят т.н. «Заокские чтения». Из года в год там звучат доклады, оскорбляющие, прежде всего, православных. На чтениях «Протестантизм в России. Прошлое, настоящее и будущее», состоявшихся в 2004 году, как ни странно, большая часть докладов была посвящена не «протестантизму» а направлена против Православной Церкви. Сектанты и их гости рассуждали о том, как им мешает культурообразующая Церковь России. Докладчики договорились до того, что, «гражданин Санин» потопил в крови и огне нарождавшуюся реформацию в России. Под гражданином Саниным адвентисты имели в виду Великого русского святого преподобного Иосифа Волоцкого.
В 2005 году на конференции «Протестантизм в Евразии: гражданское согласие, толерантность и патриотизм (к 60-летию победы над фашизмом)» докладчиками снова была подвергнута оскорблениям Русская Православная Церковь, как известно сыгравшая огромную роль в победе над фашистской Германией. Так, доцент Донецкого университета Михаил Черенков заявил, что Великая Отечественная война была выгодна Православной Церкви, стала для нее «спасением», что Церковь занималась «восхвалением Сталина» и «поддержала геноцид» Советской властью российских немцев. А доцент российской академии государственной службы Юрий Зуев обвинил Русскую Православную Церковь в тоталитаризме, в том, что она насильно «удерживает» паству в своем лоне, оказывает на нее давление.
В довершение к написанному о деятельности адвентистов следует привести еще один немаловажный факт. Периодически в Туле, как и в других российских городах, появляются официальные материалы «Церкви адвентистов седьмого дня» содержащие откровенные оскорбления традиционных христианских конфессий. Достаточно обратиться к листовке «Пророчество и мировая история». В данной листовке, в частности, Святая евхаристия (одно из главнейших таинств Православной Церкви, в котором хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы) названа «вином блудодеяния». Многие православные учения названы антихристианскими. Все Церкви, кроме адвентистской, названы частью блудного Вавилона. Мировое зло проиллюстрировано в листовке, помимо известных политических лидеров, изображением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с террористом Бен Ладеном.
Два года назад в Туле в одном из молельных домов секты баптистов прогремел взрыв. Правоохранительными органами была названа причина взрыва – утечка природного газа. Но это, видимо, не удовлетворило определенных лиц. На слушаниях в «Хельсинской комиссии» Конгресса США представитель Объединения независимых российских баптистов Андрей Охотин настаивал на версии террористического акта против баптистов. Он утверждал, что взрыв был совершен преднамеренно, с целью уничтожения представителей руководства ивановских баптистов, бывших в те дни в Туле.
После такого рода выступлений незамедлительно следует реакция Конгресса США, нацеленная на ухудшение репутации России. В 2006 году Палата представителей Конгресса США выступила с очередной антироссийской резолюцией. Конгрессмены выразили недовольство «нарушением прав верующих и ограничением свободы вероисповедания в России». Суть проекта, подготовленного Хельсинской комиссией Конгресса, сводилась к тому, что нетрадиционные религии в России ущемлены в плане регистрации и возможности осуществлять свою деятельность.
Сами лидеры российских неопротестантских сект довольно часто с нескрываемой ненавистью отзываются о Православной Церкви. Их высказывания порой граничат с бредом. «Православная церковь более, чем светская власть подвержена греху подавления волеизъявления человека в выборе религии!» — это мнение определенного числа неопротестантских пасторов. Кроме того, часто звучат из уст сектантов разного рода обвинения Церкви в иных формах тоталитаризма и проч. Проблема в том, что их послушная паства это все впитывает и несет в мир.
Еще одним ярким примером деструктивной деятельности неопротестантских сект, о котором следует упомянуть, является недавняя кампания против Православной Церкви, развязанная более чем 30 неопротестантскими сектами Тульской области. Тульские сектанты, называвшие себя «протестантами» и выступившие от имени «Объединения протестантских церквей Тульской области», прибегли ко лжи в российских электронных СМИ, заявляя о погромах их молельных домов. По их мнению, это произошло в результате информационно-просветительской деятельности Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ, нацеленной против сект.
Но никаких погромов, поджогов молельных домов и битья стекол на самом деле не было. Это официально было подтверждено и пресс-службой УВД Тульской области.
Неопротестантские секты хотели привлечь к себе внимание общественности, выставить себя мучениками и, тем самым, дискредитировать своих оппонентов в лице православных миссионеров. Но получилось так, что своими действиями сектанты дискредитировали себя. Они обвиняли сотрудников миссионерского отдела в разжигании религиозной розни и организации гонений на «протестантские церкви». В своих Интернет-публикациях прибегали к оскорбительным высказываниям в адрес сотрудников Тульской епархии.
Ни один из публикуемых сектантами материалов о разжигании межрелигиозной розни, погромах их молельных домов и пр., документально не подтверждался. Все ограничивалось предположениями и умозаключениями представителей сект, заинтересованных в истерии по поводу «притеснений протестантов».
Неопротестантские секты как реальную угрозу, рассматривают и на государственном уровне. Один из разделов Концепции национальной безопасности Российской Федерации гласит:
«Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, … формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров» (выделение — А.Я.).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации 2000 года делает акцент на активной силовой роли государства в противодействии «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии (выделение — А.Я.) на территории России со стороны других государств».
Руководящие органы нашего государства признают необходимость ограничения миссионерской активности зарубежных религиозных организаций на территории России с целью сохранения целостности нашей нации, нашего государства. Насколько эффективно эти предписания выполняются на деле — это вопрос другой.
При кажущейся безобидности неопротестантских сект на протяжении всей истории их деятельности в России мы находим неопровержимые факты их деструктивности. Каждому из нас пора осознать, что названные секты (и это самое опасное!) несут в себе, помимо прочего, прямую угрозу духовно-нравственному состоянию нашего народа, что чревато катастрофическими для нас последствиями. Все это делает необходимым для российского общества определиться в своем отношении к неопротестантскому сектантству.
Алексей Ярасов

Протестантизм (или протестантство) — это лютеранская, кальвинистская и англиканская религия, эти христианские церкви отделились от Римского католицизма в 16 веке. С того времени протестантизм превратился в название верования протестантов. Мартин Лютер (1483—1546) был основателем немецкого протестантизма.

Протестант — член одной из протестантских церквей.

Мартин Лютер (1483—1546)

История протестантизма

Слово «протестант» произошло от протестов немецких князей во втором Шпейерском сейме в 1529 году. Сейм проголосовал за прекращение веротерпимости к тем, кто следовал учениям Мартина Лютера в Германии.

Раньше идеи Лютера считались недопустимыми. Первый сейм в 1526 г. разрешил следовать его учениям. Но в 1529 г. люди опять лишились этого права, и немецкие князья начали против этого протестовать.

Суть протестантского учения лежит в Пяти основах протестантского богословия (Пять Solae; лат. Solae — «уединённый»), где даётся краткое изложение протестантской теологии:

Основные характеристики протестантизма

Существенным образом протестантизм характеризуется акцентом на Библию, как на единственный источник непогрешимой истины, и на доктрину спасения благодатью только через веру (они известны как формальные и материальные причины реформации соответственно).

Как протестанты сами сообщают, в их традициях поощрять толкование Священных Писаний частными лицами, вместо того чтобы полагаться на толкование церквями.

Для протестантства писание считается ясным и понятным, когда ясны основные истины спасения. В результате различных толкований возникли различные деноминации, такие как баптисты, лютеране и методисты, каждая из которых придерживается своих отличительных доктрин.

Разница между методистской, баптистской и лютеранской церквями

Методисты Баптисты Лютеране
крестят младенцев крестят только взрослых и молодёжь, способную понять веру крестят младенцев
совершают крещение погружением, окроплением и поливанием совершают крещение только погружением крещение полным погружением, обливанием или окроплением троекратно
имеют систему епископальной иерархии управления имеют конгрегационную независимость имеют систему епископальной иерархии управления
дают епископам полномочия назначать пасторов в приходы собрание вместе выбирает своего пастора пасторы назначаются
верят, что человек сам выбирает быть спасённым утверждают, что после спасения человек навсегда спасён и не может попасть в немилость спасением он обязан только Богу
как правило, менее фундаментальны в основном фундаменталисты как правило, менее фундаментальны

Протестантизм отличие от православия

Православие Протестантизм
Организация Это группа церквей, у которых есть одни нормы (нравственные/поведения) и вера Возник как протест, как движение против Римского католицизма в XVI веке. Это множество разных течений, эта религия никогда не была единой. Течения отличаются друг от друга священными писаниями, правилами, организацией, культом
Главный источник религиозного познания Для православных Священное Писание и Священное Предание являются главными источниками религиозного познания Протестанты принимают как главный источник религиозного познания «только Писание» (sola Scriptura), однако каждое течение имеет своё собственное толкование
Святой Дух Православные проповедуют об исхождении Святого Духа только «от Отца» В то время как протестанты проповедуют «филиокве» — католическое учение о том, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына»
Судный день/Осуждение Православные уверены, что будет Судный день, на котором Бог будет милосерден, справедлив и мудр Для одних для спасения души нужно верить во Христа, для других — спасение каждого, как и осуждение зависит от Божественного предопределения (существуют значительные расхождения в его понимании; мнения по этому вопросу в главных течениях протестантизма сильно различаются)
Иерархия В православии существует священный сан и трёхчастная иерархия — епископ, пресвитер, диакон Не существует особенного распределения титулов
Молитвы поминания Существуют молитвы поминания мёртвых Не поминают умерших в молитвах из-за уверенности в их спасении
Хлеб и вино В Таинстве Евхаристии считается, что хлеб и вино превращаются в реальные Тело и Кровь Христа В тех течениях, где есть Причащение, считают хлеб с вином всего лишь напоминанием о миссии Христа
Крещение младенцев Крещение младенцев по вере их родителей Не общепринято крестить младенцев
Монашество Монашество играет большую роль Монашество часто не существует
Женское священство Женское священство не существует Женское священство существует
Иконы Почитание святых икон Отрицание почитания святых икон, так как считают иконы идолами
Святые Существует Небесная Церковь (молитвы к святым) У многих не существует Небесной Церкви, молитвы адресуются только Богу
Однополые отношения/брак Однополые интимные отношения считаются грехом, брак невозможен Со временем становится всё больше общин, где возможно и первое, и второе
Крещение и спасение Крещение не гарантирует спасения Крещённому прощаются все грехи и гарантируется спасение
Ангел-хранитель Есть ангел-хранитель Нет ангела-хранителя

Ещё при жизни Лютера в России появились первые протестантские общины, при царе Василии III (годы жизни царя 1479—1533). В будущем московские цари отдавали предпочтение протестантам, а не католикам, им гарантировали полную свободу вероисповедания. При этом им ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру. Попытки карались жестокими мерами — костром.

В конце 17 века в Москве уже существовали 3 лютеранские и одна реформатская церкви. Вскорости в Архангельске, Астрахани и других крупных городах появились кирхи (от нем. Kirche — церковь) и протестантские школы. Со времён Петра I делами российских протестантов управлял Синод. Им разрешались браки с православными если детей будут растить православными.

Николай I (1796—1855) подписал Устав протестантских церквей в Российской империи в 1832 г. По этому уставу следовало, что общины должны были избирать высший совет, который должен был следить за соблюдением религиозных и государственных законов. Часть жалованья пастора шла из казны, а его правовое положение было эквивалентно дворянскому.

Все вероучения были разделены на 4 класса: православные, другие христиане, раскольники и нехристиане. Протестантство допускало лишь официально признанные конфессии — лютеране, англикане, реформаты. Другие назывались никак иначе как «секты» и при этом, среди них выделяли «особо вредные секты», как например, баптисты.

Александр II (1818—1881) подтвердил запрет на миссионерство и российские баптисты и евангельские христиане особенно пострадали в это время. Однако евангельское христианство и баптизм распространились в империи во второй половине XIX века. И уже к 1910 году количество евангельских христиан и баптистов, по их собственным оценкам, дошло до 100.000.

17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости» (Указ о свободе вероисповедания), по которому было разрешено выйти из православной церкви.

В 1912 году в Петербурге было уже 22 крупных протестантских храмов (протестанты составляли 12,59 % населения столицы и 4,85% всего населения России).

Протестантские деноминации

Схема 1/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Протестантизм произошёл от римской католической церкви, которая, в свою очередь, развилась от ранней христианской церкви. Далее история дала нам лютеранство и англиканство.

Ещё англиканство развилось в такие направления как: епископальная церковь и евангелическо-лютеранская церковь (произошла также от лютеранства).

Схема 2/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Из развития англиканства уже вышли конгрегационализм, методизм (что дало нам армию спасения, объединённую методистскую церковь, движение святости и пятидесятничество).

Схема 3/3 протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций

Чистый протестантизм уже дал нам квакерство, баптизм (который развился в южную баптистскую конвенцию, адвентизм и адвентистов седьмого дня), анабаптизм (который дал нам меннонитство и амишей), и реформатство (которое развилось в пресвитерианство и церковь Шотландии).

Протестантские страны

По данным 2015 года, население следующих стран имеет наибольшее число протестантов:

  1. США
  2. Нигерия
  3. Бразилия
  4. Соединённое Королевство
  5. Китай
  6. Германия
  7. Индия
  8. Кения
  9. Индонезия
  10. Эфиопия

Смотрите также значение Религия и Буддизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *