Протестантизм в Англии

Английская революция и судьба протестантизма в Англии. Распространение протестантизма в Северной Америке.

Итак, мы говорили о том, что в Англию тоже приходит Реформация, и она принимает протестантизм, выраженный в форме англиканства. Однако англиканство не было единственной формой протестантизма, утвердившейся среди английских верующих. Одновременно появляется более радикальная форма протестантизма, получившая название пуританства. Слово «пуритане» происходит от позднелат. puritas — чистота. Так в Англии называют последователей кальвинизма, выступавших за углубление церковной реформы, проведенной сверху в форме англиканства. Движение пуритан не было однородным. В свою очередь у них различались т.н. пресвитериане и индепенденты. Пресвитерианство было более умеренным течением. Его основателем является ученик Жана Кальвина Джон Нокс. Первоначально пресвитерианство появляется в Шотландии. Постепенно взгляды пуритан, требовавших строгого единообразия, упрощения и удешевления церковных обрядов, замены епископов выборными пресвитерами, отделения церкви от светской власти получили в Шотландии широкую поддержку, и в 1592 году пресвитерианство было признано государственной религией. Индепенденты отличались радикальными взглядами. По имени основателя течения Роберта Брауна, индепендентов называли браунистами, а также конгрегационалистами, сепаратистами. В противовес правому крылу пуритан — пресвитерианам — индепенденты выступали за полное самоуправление каждой общины верующих (конгрегации); отвергали любую церковную организацию, берущую свое начало в государстве.

Этим религиозным течениям и суждено было сыграть важнейшую роль в произошедшей в Англии революции. Вообще, в этих событиях религиозный фактор и религиозные мотивации играли порой определяющую роль.

В Англии первой половины XVII в. правительство короля Карла I стало проводить политику церковного единообразия, сводившуюся к ущемлению всех конфессий в пользу англиканской церкви. Особое возмущение церковная политика Карла I встречала в Ирландии, которая сохранила верность католицизму, и в Шотландии, где кальвинизм уже был принят в качестве государственной религии.

В Шотландии попытка ввести церковное единообразие привела в 1637 году к антианглийскому восстанию. В англо-шотландской войне, в 1639 году, войска Карла I потерпели поражение. Для сбора средств на продолжение войны Карл I вынужден был созвать сначала Короткий парламент (13 апреля — 5 мая 1640), а затем Долгий парламент. Последний открылся 3 ноября 1640 года и сразу же выдвинул ряд решительных требований королю. С этого начинаются революционные события.

Помимо действий чисто политического характера члены парламента выступили и с религиозными лозунгами. Так программой действий парламента стала принятая в декабре 1640 года «Петиция о корнях и ветвях», потребовавшая уничтожения епископата. Впрочем, сделать это не удалось, так как среди самих членов парламента не было единства по этому вопросу.

Постепенно парламент приобретает все большее влияние на государственные дела. Увидев, что он теряет реальную власть, в январе 1642 г. король Карл I уезжает на север Англии и там начинает формировать армию. Начинается гражданская война. В ходе Первой (1642-1646) и Второй (1648) гражданских войн между сторонниками Долгого парламента и роялистами созданная Оливером Кромвелем парламентская армия нанесла решающие поражения королевской армии Карла I Стюарта при Нейзби (1645) и Престоне (1648). В результате гражданской войны усиливаются радикальные течения в английском протестантизме. В 1643 г. сам король признает пресвитерианство в Шотландии. В 1644 году пресвитерианство стало государственной религией Англии. Однако углубление революционного процесса привело к усилению индепендентов, которые изгнали пресвитериан из Долгого парламента в ходе Прайдовой чистки в декабре 1648 года. В ходе войны среди английских полководцев выделяется представитель индепендентов Оливер Кромвель, который реформирует революционную армию, и, опираясь на нее, приходит к власти. Короля, взятого в плен шотландцами и выкупленного у них членами парламента, обвинили в государственных преступлениях и казнили. Опираясь на армию, к власти приходит Оливер Кромвель, который с титулом лорда-протектора управляет Англией в течение почти десятка лет. Однако после его смерти пуритане теряют власть в стране. Главенствующим религиозным движением снова становятся англикане. В 1660 году осуществлена реставрация Стюартов, согласившихся признать основные завоевания революции. Попытка английских королей вернуть часть утраченных прав привела к государственному перевороту 1688-1689 годов (Славной революции). Для пуритан это уже было не важно. Они никогда не будут играть прежней роли в религиозной и политической жизни страны.

Однако, проиграв борьбу в самой метрополии, представители более радикальных сравнительно с англиканством течений в протестантизме утверждаются среди эмигрантов североамериканских колоний. В 1606 г. группа последователей Роберта Брауна, спасаясь от религиозных преследований, сначала бежит из Англии в Амстердам, а затем в 1620 г. на корабле «Мейфлауэр» отправляется в Северную Америку.

Среди тех течений в протестантизме, которые получили распространение в Америке, достойны упоминания баптисты. Это течение возникает из реформационного движения XVI в. – анабаптизма. Главным в учении баптистов является убеждение в необходимости крещения человека во взрослом возрасте, когда тот сам способен дать отчет о своем уповании. Поэтому баптисты не признают действительность крещения младенцев. Основателем баптизма является выпускник Кембриджа Джон Смит, который в 1609 г. совершает крещение самого себя и еще 36 своих последователей. В 1639 г. разделявший его воззрения Роджер Уильямс основывает первую баптистскую общину на острове Род-Айленд, после чего начинается распространение баптизма в Северной Америке.

В колонии, основанной Уильямсом, нашли свое прибежище представители еще одного протестантского течения – квакеры («дрожащие»). Основателем этого течения является Джон Фокс, уже при жизни которого квакеры оказались в Сев. Америке. Квакеры учили о «внутреннем свете» в душе человека, соединяющем его со Христом, отрицая при этом институт Церкви, таинства, включая крещение, и даже Библию как источник веры и высшей истины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *