Протестанты во Франции

Раздел VII. Возрождение во Франции

Глава 29. Общая характеристика

1

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. В отличие от Италии, где в северных областях уже в XIII в. происходит политический переворот и возникает ряд совершенно самостоятельных городских республик, во Франции, где буржуазное развитие было сравнительно замедленным, господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

Правда, в эту пору роста французского абсолютизма буржуазия также очень усилилась. В XV в. весьма расширился сформировавшийся еще в предыдущем столетии слой наследственной бюрократии из буржуазии в суде и в администрации. При этом часть буржуазии одворянилась, скупив земли разорившихся дворян. Однако французская буржуазия не пускалась в смелые предприятия и, не развивая, ввиду отсутствия удобных рынков, большой внешней торговли, предпочитала спокойный и верный доход: она занималась главным образом ростовщической деятельностью, реализуя государственные займы и вкладывая деньги в сельское хозяйство. Одновременно наблюдается известное ослабление дворянства, которое принимает все меньше участия в хозяйственной жизни страны и ведет паразитарное существование, живя на феодальную ренту, на доходы с войны и на королевские пенсии и подачки. Тем не менее дворянство продолжает сохранять командные позиции. Перед лицом крепнущей буржуазии и угрозой крестьянских восстаний оно цепляется,, как за гарантию сохранения своих привилегий, за королевскую власть, охраняющую феодальные основы общества и подавляющую всякого рода революционные движения в городах и в деревне.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии по сравнению с итальянской или даже английской и, в частности, слабое ее участие в гуманистическом движении. С другой стороны, гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Вообще сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска I (1515-1547). Итальянские походы, начавшиеся при его предшественниках и продолженные им, очень расширили культурные сношения между двумя народами. Молодые французские дворяне, попав в Италию, были ослеплены богатством ее городов, пышностью одежд, красотой произведений искусства, изяществом манер. Сразу же начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Франциск I привлек к себе на службу лучших итальянских художников и скульпторов — Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини. Итальянские архитекторы строят ему замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенбло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т. п.: Из итальянских гуманистов, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее выдающимся был Юлий Цезарь Скалигер (умер в 1558 г.), врач, филолог и критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы ученой гуманистической драмы.


Франциск I, окруженный учеными и слугами. Гравюра 1535 г.

Параллельно шло углубленное изучение древности, доходившей отчасти также через итальянское посредство. В первые годы своего царствования Франциск I велел издать «для поучения французского дворянства» переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта и др. Он заказал перевод поэм Гомера и убедил Амио (Amiot) начать его знаменитый перевод «Жизнеописаний» Плутарха.

Франциск I хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем, но на самом деле он только следовал за умственным движением эпохи. Из его советников, истинных руководителей движения, на первое место должен быть поставлен Гильом Бюде (Guillaume Bude, 1468-1540), занимавший сначала должность секретаря Франциска I, затем его библиотекаря. Бюде принадлежит огромное число трудов на латинском языке по философии, истории, филологии, математике и юридическим наукам. Основная мысль Бюде заключалась в том, что филология есть главная основа образования, так как изучение древних языков и литературы расширяет умственный кругозор человека и повышает его моральные качества. Многое во взглядах Бюде на религию, мораль, воспитание сближает его с Эразмом Роттердамским. Крупнейшим делом Бюде был план создания светского университета, осуществленный Франциском I. По замыслу Бюде, преподавание в нем должно быть основано не на схоластике и богословии, как в Сорбонне, а на филологии. Так возник в 1530 г. Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбы французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, вначале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различать два периода — до середины 1530-х годов и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходившие критически ко всем вопросам, включая и основы религии, но при этом мало склонные к проповедничеству и борьбе. Выдающийся математик и эллинист Лефеврд’Этапль (1455-1537), побывавший в Италии и проникшийся там благодаря беседам с Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола идеями платонизма, начал, вернувшись во Францию, толковать Аристотеля по новому способу, т. е. обращаясь исключительно к первоисточникам и стараясь проникнуть в их подлинный смысл, не искаженный схоластическими комментариями. Вслед за тем у Лефевра появилась мысль применить тот же метод к книгам «священного писания» — и здесь он обнаружил, что ни о постах, ни о безбрачии духовенства, ни о большинстве «таинств» в евангелии ничего не говорится. Отсюда возникла у него и его друзей мысль вернуться к первоначальной чистоте евангельского учения, создать «евангелическое» вероисповедание. Углубляясь далее в рассмотрение принципов христианства, Лефевр в 1512 г., т. е. за пять лет до выступления Лютера, выдвинул два положения, ставшие затем основными для протестантизма всех толков: 1) оправдание верой, 2) «священное писание» как единственная база религиозного учения. Для укрепления новой доктрины Лефевр опубликовал свой перевод библии — первый на французском языке.

Сорбонна осудила этот перевод, как и вообще всю новую ересь. Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Вскоре, однако, Франциск I реабилитировал его и даже назначил воспитателем своего сына. Вообще в этот период король благоволил к протестантам и даже подумывал о том, чтобы ввести протестантизм во Франции. Однако в середине 1530-х годов в его политике произошел резкий поворот, который был вызван общим наступлением в Европе реакции и связанной с нею контрреформации,- переворот, обусловленный страхом господствующих классов перед крестьянскими восстаниями и слишком смелыми устремлениями гуманистической мысли, грозившими опрокинуть «все устои». Терпимости Франциска ко всякого рода вольномыслию — религиозному или научно-философскому — пришел конец. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями. Одним из случаев вопиющего произвола было сожжение на костре в 1546 г. выдающегося ученого и типографа Этьена Доле.

В это самое время французский протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак Кальвин (1509- 1564), переселившийся в 1536 г. из Франции в Женеву, которая отныне становится главным центром кальвинизма, руководящим всем протестантским движением во Франции. В том же 1536 г. Кальвин окончательно формулирует свое учение в «Наставлении в христианской вере», первоначально появившемся на латинском и переизданном пять лет спустя на французском языке. С этого момента созерцательный, утопический евангелизм сменяется суровым, воинствующим кальвинизмом.

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения — о «предопределении» и о невмешательстве бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно первому из них каждый человек от рождения предназначен либо к вечному блаженству, либо к вечным мукам, независимо от того как он будет вести себя в жизни. Он не знает, к чему предназначен, но должен думать, что его ждет спасение и всей своей жизнью должен показывать это. Таким образом, эта доктрина «предопределения» ведет не к фатализму и пассивности, а, напротив, является побудителем к действию.

Энгельс говорит о Кальвине: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже наиболее священный экономический символ веры — стоимость золота и серебра — пошатнулся и потерпел крушение»*.

* (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 308.)

Последователи Кальвина и его основных положений о предопределении и о невмешательстве бога развивают учение о «мирском призвании», согласно которому каждый должен стремиться извлечь из своей профессии как можно больше прибыли и выгоды, и о «мирском аскетизме», предписывающем бережливость и умеренность в удовлетворении своих потребностей ради приумножения своего имущества. Отсюда — взгляд на работу как на «долг» и превращение жажды накопления в «добродетель накопления».

Несмотря на ясно выраженную буржуазную природу кальвинизма, он нашел многочисленных сторонников в тех слоях дворянства, которые не хотели примириться с абсолютизмом, главным образом на юге, присоединенном сравнительно поздно (в XIII в.), вследствие чего местное дворянство еще не успело забыть о своих вольностях и пыталось вести себя самостоятельно. Таким образом, если во второй четверти XVI в. протестантизм распространялся почти исключительно среди буржуазии, и притом более или менее равномерно по всей Франции, то начиная с середины века он усиленно распространяется среди южнофранцузского дворянства, оплота феодальной реакции. Когда во второй половине XVI в. разгорелись религиозные войны, именно кальвинисты-дворяне, боровшиеся против абсолютизма, выступили организаторами и руководителями восстания; причем по окончании войны многие из них охотно примкнули к католицизму.

Одновременно меняется характер протестантизма, отказывающегося от принципа свободы исследования и проникающегося духом нетерпимости и фанатизма. Ярким примером является сожжение Кальвином в 1553 г. Мигеля Сервета, обвиненного им в принадлежности к революционной секте анабаптистов.

Во Франции, разделившейся на два лагеря — католиков и протестантов, вполне национальной партии не существовало, так как обе борющиеся стороны, в ущерб своей родине, нередко действовали в союзе с иноземными властителями. Гугеноты (так протестанты назывались во Франции), не имевшие опоры в народе, постоянно призывали на помощь своих единоверцев из Германии, Голландии и Англии. Что касается католиков, то вначале они представляли собой партию национального и религиозного единства, однако с течением времени, особенно после того как в 1576 г. создалась Католическая лига, главари партии стали искать поддержки у Испании и даже подумывали о передаче французской короны испанскому королю Филиппу II. Настоящий патриотизм можно было встретить в те времена только в народных массах: у крестьян или у городских плебейских масс, которые, вконец разоренные гражданскими войнами и доведенные до отчаяния, вдруг поднимались, как их прадеды в Столетнюю войну, чтобы бить одновременно и испанских солдат и немецких рейтаров, а главное — своих собственных дворян-помещиков любой политической группировки и любого вероисповедания. Но эти крестьянские восстания, из которых крупнейшие происходили около 1580 и около 1590 гг., не могли увенчаться успехом и безжалостно подавлялись, нередко с помощью предательства и измены.


Титульный лист ‘Хроник Франции’ — первой печатной французской книги

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями, но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства (Ронсар и другие участники «Плеяды»), но большинство из них не могло мириться с узостью мысли и суевериями католицизма. И от кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, все усиливающийся фанатизм. Но все же рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность и мечта о некоем идеальном устройстве человеческого общества привлекали к нему многих гуманистов (Агриппа д’Обинье, а из более раннего времени — Маро). Однако наиболее глубокие гуманисты, такие величайшие писатели французского Возрождения, как Рабле, Деперье, Монтень, сторонились религиозной распри, одинаково чуждые фанатизма обоих вероисповеданий, и скорее всего склонялись к религиозному свободомыслию.

2

Для писателей французского Возрождения по сравнению с раннесредневековыми авторами характерно чрезвычайное расширение горизонта, большой охват умственных интересов. Величайшие из них приобретают черты типичного для Ренессанса «универсального человека», ко всему восприимчивого и причастного. Самый яркий пример этого — творчество и деятельность Рабле, врача, натуралиста, археолога, юриста, поэта, филолога и гениального сатирического писателя. Большую разносторонность можно наблюдать также в творчестве Маро, Маргариты Наваррской, Ронсара, д’Обинье и др.

Типическими чертами, общими более или менее для всех писателей века, являются, с одной стороны, стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, с другой стороны — культ прекрасного, забота об изяществе формы. В соответствии с этим рождаются новые жанры или радикально трансформируются старые. Появляется колоритно и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, затем особенно Ронсар и «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д’Обинье), философские «опыты» (Монтень) и т.д.

Как для поэзии, так и для прозы французского Возрождения характерен более широкий, более реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны. Абстрактность и наивная назидательность постепенно исчезают. Художественная правдивость становится мерилом и средством выражения идейного содержания.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов. В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм, вера в возможность построить лучший, более совершенный уклад жизни. Хотя с середины 1530-х годов это настроение омрачается надвигающейся реакцией, религиозный и политический раскол еще не успел в полной мере проявить свое разрушительное действие.

Во второй половине века, в обстановке начинающихся или подготовляющихся религиозных войн, среди гуманистов наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Тем не менее в третьей четверти века делаются мощные усилия для создания новой, вполне национальной поэзии и богатого общенационального языка. Начиная с 1560-х годов кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает, с одной стороны, боевые схватки и брожение умов, вызванное гражданскими войнами, с другой стороны — углубленные искания, подготовляющие уже позднейшие формы общественного и художественного сознания.

Тест по всеобщей истории на тему «Религиозные войны во Франции»

Тест «Религиозные войны во Франции» Всеобщая история, 7 класс

Вариант 1.

1. На какие два лагеря была расколота Франция в 16 веке?

1) католики и лютеране 2) англикане и пуритане 3) католики и протестанты 4) лютеране и кальвинисты

2. Какая часть Франции оставалась на стороне католиков? 1) на юге 2) на севере 3) на востоке 4) на западе

3. Чьи идеи использовали протестанты Франции? 1) Лютера 2) Кальвина 3) Галилея 4) Валуа

4. Из какой династии французских королей был правивший в 16 веке Карл IX?

1) Каролинги 2) Бурбоны 3) Валуа 4) Меровинги

5. Кого во Франции называли «добрым королем»? ___________________

Тест «Религиозные войны во Франции» Всеобщая история, 7 класс

Вариант 2.

1. С какого события начались религиозные войны во Франции?

1) случай в Васси 2) битва при Ватерлоо 3) сражение при Сольферино 4) Аугсбургский мир

2. Какая часть Франции стала протестантской? 1) на юге 2) на севере 3) на востоке 4) на западе

3. Как называли протестантов во Франции? 1) роялисты 2) лютеране 3) гугеноты 4) пуритане

4. Какое событие во Франции получило название «кровавая свадьба»? ______________

5. Какой документ провозгласил во Франции веротерпимость?

1) Устав ордена иезуитов 2) Нантский эдикт 3) Политическое завещание 4) Великая ремонстрация

Тест «Религиозные войны во Франции» Всеобщая история, 7 класс

Вариант 1.

1. На какие два лагеря была расколота Франция в 16 веке?

1) католики и лютеране 2) англикане и пуритане 3) католики и протестанты 4) лютеране и кальвинисты

2. Какая часть Франции оставалась на стороне католиков? 1) на юге 2) на севере 3) на востоке 4) на западе

3. Чьи идеи использовали протестанты Франции? 1) Лютера 2) Кальвина 3) Галилея 4) Валуа

4. Из какой династии французских королей был правивший в 16 веке Карл IX?

1) Каролинги 2) Бурбоны 3) Валуа 4) Меровинги

5. Кого во Франции называли «добрым королем»? ___________________

Тест «Религиозные войны во Франции» Всеобщая история, 7 класс

Вариант 2.

1. С какого события начались религиозные войны во Франции?

1) случай в Васси 2) битва при Ватерлоо 3) сражение при Сольферино 4) Аугсбургский мир

2. Какая часть Франции стала протестантской? 1) на юге 2) на севере 3) на востоке 4) на западе

3. Как называли протестантов во Франции? 1) роялисты 2) лютеране 3) гугеноты 4) пуритане

4. Какое событие во Франции получило название «кровавая свадьба»? ______________

5. Какой документ провозгласил во Франции веротерпимость?

1) Устав ордена иезуитов 2) Нантский эдикт 3) Политическое завещание 4) Великая ремонстрация

Тест «Религиозные войны во Франции» Всеобщая история, 7 класс

Вариант 1.

1. На какие два лагеря была расколота Франция в 16 веке?

1) католики и лютеране 2) англикане и пуритане 3) католики и протестанты 4) лютеране и кальвинисты

2. Какая часть Франции оставалась на стороне католиков? 1) на юге 2) на севере 3) на востоке 4) на западе

3. Чьи идеи использовали протестанты Франции? 1) Лютера 2) Кальвина 3) Галилея 4) Валуа

4. Из какой династии французских королей был правивший в 16 веке Карл IX?

1) Каролинги 2) Бурбоны 3) Валуа 4) Меровинги

5. Кого во Франции называли «добрым королем»? ___________________

Тест «Религиозные войны во Франции» Всеобщая история, 7 класс

Вариант 2.

1. С какого события начались религиозные войны во Франции?

1) случай в Васси 2) битва при Ватерлоо 3) сражение при Сольферино 4) Аугсбургский мир

2. Какая часть Франции стала протестантской? 1) на юге 2) на севере 3) на востоке 4) на западе

3. Как называли протестантов во Франции? 1) роялисты 2) лютеране 3) гугеноты 4) пуритане

4. Какое событие во Франции получило название «кровавая свадьба»? ______________

5. Какой документ провозгласил во Франции веротерпимость?

1) Устав ордена иезуитов 2) Нантский эдикт 3) Политическое завещание 4) Великая ремонстрация

Протестантизм во Франции

Протестантский храм Святого Павла в Страсбурге

Протестантизм во Франции — одно из направлений христианства в стране. По данным исследовательского центра Pew Research Center (англ.)русск. в 2010 году во Франции проживало 1,12 млн протестантов, которые составляли 1,8 % населения этой страны. «Энциклопедия религий» Дж. Г. Мелтона в 2010 году насчитала во Франции 1,35 млн протестантов.

В 2001 году в стране действовало 3,65 тыс. протестантских приходов. В ходе недавних исследований установлено, что 39 % французских протестантов регулярно участвуют в жизни своих приходов. При этом, еженедельно богослужения посещают лишь 8 — 9 % реформаторов и лютеран, тогда как среди евангельских христиан и пятидесятников эта цифра достигает 65 %.

Доля протестантов среди французов весьма незначительна. Существенный процент протестанты составляют среди живущих во Франции немцев, англичан, голландцев, американцев, швейцарцев, датчан, шведов, корейцев. Растущую группу прихожан пятидесятнических церквей представляют обращённые в протестантизм цыгане.

Исследование, проведённое в 2006 году, показало незначительное увеличение числа французских протестантов. Связано это с ростом евангельских церквей, в первую очередь — африканского происхождения.

Исторический обзор

См. также: Реформация во Франции и Гугеноты«Гугенот в день св. Варфоломея» (Джон Милле, 1852 год). Девушка-католичка пытается надеть на руку своему возлюбленному-гугеноту белую повязку, означающую его приверженность к католицизму. Юноша стягивает повязку той же рукой, которой обнимает девушку

На территорию современной Франции христианство проникло уже в I веке; к 150 году в Лионе действовала крупная христианская община. Важными событиями в христианской истории страны были массовое крещение при Хлодвиге, проповедь Колумбана и Бонифация. В XII веке на юге Франции появляются религиозные движения вальденсов и катаров, предвосхитившее некоторые идеи Реформации.

Церкви Реформации

Первые протестанты появились во Франции в начале 1520-х годов. Идеи Реформации проникали в страну как из Германии, так и из франкоговорящей Швейцарии. Несмотря на последовавшие запреты, преследования и массовые казни, гугенотская община Франции росла. К 1557 году 35 % населения Франции были гугенотами, в стране действовало 2 тыс. протестантских церквей; в протестантизм перешли и некоторые члены королевской семьи. В 1562 году серия насильственных инцидентов, в том числе резня в Васси спровоцировала начало первой из многочисленных гугенотских войн. Одним из самых известных эпизодов противостояния католиков и гугенотов Франции стала Варфоломеевская ночь, жертвами которой были 30 тыс. протестантов. Тридцатилетний период религиозных войн во Франции был завершён Нантским эдиктом, даровавшим 1,25 млн гугенотам вероисповедные права. Эдикт был отменён Людовиком XIV в 1685 году. Только в 1787 году при Людовике XVI вышел новый указ о веротерпимости. Вскоре после этого были вновь открыты протестантские церкви.

Около 1580 года во Франции появляется первая община Англиканской церкви.

После завершения Тридцатилетней войны, в состав Франции вошёл Эльзас, на территории которого проживали меннониты. В конце XVII века среди меннонитов проповедовал Якоб Амман; его проповедь привела к созданию общин Амишей.

В 1938 году от Реформаторской церкви откололась часть общин, создавших Национальный союз независимых евангельских реформаторских церквей. В 2009 году организация сменила название на Национальный союз евангельских протестантских реформаторских церквей Франции.

В 1970 году студенты из Мадагаскара, бывшие на родине прихожанами Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре и Малагасийской лютеранской церкви, основали Малагасийскую протестантскую церковь во Франции.

В 2006 году, в результате слияния Евангелической церкви аугсбургского вероисповедания Эльзаса и Лотарингии и Протестантской реформаторской церкви Эльзаса и Лотарингии был образован Союз протестантских церквей Эльзаса и Лотарингии.

В 2013 году, после шестилетних переговоров, Реформаторская и Лютеранская церкви создали Объединённую протестантскую церковь Франции.

Постреформационные движения

Лютеранский храм в городе Мец (фотография ок. 1900 года)

Первый методистский миссионер прибыл во Францию из Англии в 1791 году. Церкви, созданные его служением, просуществовали вплоть до Второй мировой войны, пока большая часть из них не вошла в состав Реформаторской церкви Франции. В 1868 году методистская церковь образовалась в Страсбурге, положив начало современному Союзу евангельских методистских церквей Франции.

В 1810 году во Французской Фландрии образовалась группа верующих, самостоятельно изучавших Библию. В 1819 году баптист Генри Пайт организовал среди них первую церковь. В 1835 году в Дуэ был построен первый баптистский храм. В 1919 году в стране была образована Французская баптистская федерация. Уже через два года из неё вышли шесть церквей, сформировав Ассоциацию евангельских церквей баптистов (В начале XXI века в Ассоциацию влился Евангельский баптистский альянс севера и востока Парижа). В 1962 году американская ассоциация консервативных баптистов начала церковь в Париже. В 1967 году было образовано Евангельское сообщество независимых баптистов, объединившее различные баптистские независимые общины.

В 1834 году в стране начинают миссионерскую деятельность дарбисты.

В 1874 году Джон Эндрюс стал проповедовать адвентизм среди франкоязычных жителей Швейцарии. Также, адвентизм начинает распространяться в Эльзасе, в то время принадлежавшем Германии. В 1907 году была создана Французская конференция церкви адвентистов седьмого дня, объединившая 16 церквей с 227 членами.

В 1881 году в Париже начала служение Армия Спасения. В 1931 году французские власти зарегистрировали Армию Спасения как ассоциацию социального служения. Во времена режима Виши организация была запрещена; в 1944 году майор Армии Спасения Жорж Фландре, участник Сопротивления, был расстрелян. После войны организацию возглавил Уиклиф Бут, внук основателя Армии Спасения.

После геноцида армян во Францию бежало большое количество представителей этого народа, среди которых было немало протестантов — потомков духовного возрождения армян в середине XIX века. В 1920 году армяне-протестанты создали первую церковь, в 1924 году — Союз армянских евангелических церквей Франции. Союз относится к конгрегационалистскому типу протестантизма.

В 1930 году англичанин-пятидесятник Дуглас Скотт прибыл во Францию, чтобы изучить французский язык и в дальнейшем отправиться миссионером во французское Конго. И хотя к тому времени в стране уже существовали пятидесятнические общины (так, в 1926 году Томас Робертс начал в Париже общину Апостольской церкви), именно с именем Скотта связывают массовое распространение пятидесятничества во Франции. Основанная им в 1932 году в Гавре община вскоре станет частью Ассамблей Бога, а сам Скотт останется служить во Франции. К 1937 году в стране будут открыты 26 церквей Ассамблей Бога, в 1947 — 60.

«Апостол цыган» Клемент Ле Коссек (1991 год)

В 1952 году в Бресте пастор Ассамблей Бога Клемент Ле Коссек основал Евангелическую миссию среди цыган «Жизнь и свет». Последовавшее пробуждение среди цыган, сопровождавшееся массовыми обращениями, исцелениями и социальными преобразованиями, позже назовут «крупнейшим пробуждением в послевоенной Европе». Под руководством Лё Коссека «Жизнь и свет» расширит географию своего служения, открыв филиалы в Испании, Великобритании, Индии, Северной и Южной Америке.

После Второй мировой войны во Франции возникает ряд местных пятидесятнических церквей. В 1963 году Альдо Бензи основал Евангелическую миссионерскую церковь Безансона. В 1975 году выходцы из Ассамблей Бога объединились в Федерацию свободных пятидесятнических церквей. В 1990 году она была переименована в Федерацию церквей полного Евангелия во Франции, в 2009 году — в Федерацию франкоязычных церквей полного Евангелия. В 1983 году была создана Федерация баптистских харизматических церквей. В 1987 году в Мюлузе была основана независимая полноевангельская церковь «Открытая дверь христиан», ставшая впоследствии одной из крупнейших французских мегацерквей. В 1989 году возник Союз миссионерских церквей, в 1990 году Винсент Эстерман основал Союз протестантских общин на миссии. В 1996 году Пьер Ланнуа основал Союз независимых пятидесятнических церквей.

Пятидесятничество широко распространяется среди иммигрантов во Франции, в первую очередь африканцев и выходцев из Антильских островов. В 1989 году португалец Нуно Педро, бывший пастор Ассамблей Бога, начал служение среди парижских иммигрантов. Результатом его служения стала христианская церковь «Харизма», являющаяся крупнейшей французской мегацерковью. В 1993 году переселенцами из Ганы в стране был создан филиал Церкви Пятидесятницы; чуть позже выходцы из Нигерии сформировали Искупленную церковь.

После Второй мировой войны во Францию проникли и другие конфессии. Так, в 1962 году среди беженцев из Юго-Восточной Азии начал служение Христианский и миссионерский альянс. Возникали и независимые евангельские церкви, такие как Альянс независимых евангельских церквей Франции (1952) и Франция за Христа (1977).

В 1990-х годах, после массового самоубийства членов небольшой эзотерической секты «Храм Солнца», французское правительство пересмотрело список опасных культов, в результате чего в нём оказались некоторые евангельские церкви. В 2007 году правительство признало список устаревшим.

Современное положение

Храм Святого Стефана в Мюлузе

Крупнейшей протестантской церковью Франции является Объединённая протестантская церковь Франции, созданная в 2013 году слиянием реформаторских и лютеранских общин. Церковь сообщает о 400 тыс. приверженцах и 1 тыс. мест богослужений. В церкви ок. 500 пасторов, треть из которых — женщины.

Ещё одна крупная объединённая церковь — это Союз протестантских церквей Эльзаса и Лотарингии (210 тыс. верующих, 247 приходов). К объединённым протестантским церквам также можно отнести и Малагасийскую протестантскую церковь Франции (10 тыс.). В стране также действует ряд немногочисленных независимых лютеранских и реформаторских церквей. Это Евангелическая лютеранская церковь Франции (35 тыс.), Национальный союз евангельских протестантских реформаторских церквей Франции (10 тыс.), Евангелическая лютеранская церковь — Синод Франции (1 тыс.) и др.

Самой быстрорастущей христианской конфессией страны называют пятидесятников. В 1981 году во Франции было 25 тыс. пятидесятников, к 2001 году эта цифра достигла 307 тыс. человек. Самый крупный пятидесятнический союз — Евангелическая цыганская миссия «Жизнь и свет» объединяет до 130 тыс. человек. Церковь Ассамблей Бога во Франции владеет сетью из 743 приходов, прихожанами которых являются 60,6 тыс. человек. Среди других международных пятидесятнических союзов следует назвать Апостольскую церковь (3,1 тыс.), Церковь Бога (1,1 тыс.), Объединённую пятидесятническую церковь (1 тыс.), Христианские конгрегации Франции (10 приходов), Церковь четырёхстороннего Евангелия (8 приходов), Церковь «Елим» (8 приходов), Церковь Бога пророчеств (5 приходов). Движение Хиллсонг имеет во Франции базовую церковь в Париже (1,8 тыс.) и филиал в Лионе. Ряд пятидесятнических церквей возникли в самой Франции — это Федерация франкоязычных церквей полного Евангелия (10 тыс.), Федерация баптистских харизматических церквей (4 тыс.), Союз миссионерских церквей (2 тыс.), Союз протестантских общин на миссии (2 тыс., 27 церквей), Союз евангельских церквей пробуждения (2 тыс.), Союз независимых пятидесятнических церквей (1 тыс., 20 церквей). Отдельную группу составляют иммигрантские пятидесятнические церкви — такие как Искупленная церковь (20 приходов) или Церковь Пятидесятницы (20 приходов). Иммигранты составляют большинство и в крупнейшей французской мегацеркви — парижской христианской церкви «Харизма» (12 тыс. прихожан). В стране также действуют многочисленные независимые пятидесятнические общины, такие как полноевангельская мегацерковь «Открытая дверь христиан» в Мюлузе (2,2 тыс. прихожан) и др.

Богослужение в пятидесятнической церкви

Самой крупной организацией баптистов является Федерация евангельских баптистских церквей (6,5 тыс. членов; 116 общин). Федерация является единственным баптистским союзом страны, входящим во Всемирный баптистский альянс и Европейскую баптистскую федерацию. Также, во Франции действуют объединение Независимых баптистских церквей (4 тыс. прихожан), Ассоциация евангельских баптистских церквей (2,2 тыс. прихожан, 49 общин), Консервативная баптистская церковь (1 тыс. прихожан) и др. В 1981 году во Франции было 20 тыс. баптистов.

Во Франции действует несколько церквей плимутских братьев, самые крупные из них — Собрание братьев (23 тыс., «закрытые» дарбисты) и Евангельские собрания Франции (7 тыс., «открытые» братья).

Англиканская церковь объединяет 20 тыс. верующих. Общины Новоапостольской церкви посещают 18 тыс. прихожан. Членами церкви адвентистов седьмого дня являются 12,6 тыс. человек (110 церквей). Среди других союзов и конфессий следует назвать Союз евангельских методистских церквей Франции (2,35 тыс.), Ассоциацию евангельских церквей меннонитов (2,1 тыс. членов в 32 общинах), Учеников Христа (2 тыс.), Христианский и миссионерский альянс (1,6 тыс., 23 цекрви), Армию Спасения (1,4 тыс., 36 церквей), Союз армянских евангелических церквей (1 тыс.), назарян (ок. 400 прихожан, 6 церквей) и квакеров (60 человек).

Примечания

  1. Christian Population as Percentages of Total Population by Country (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (англ.)русск. (January 2011). Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 7 января 2012 года.
  2. Lionel Obadia. France // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann (нем.)русск.. — 2-е. — Santa Barbara, California: ABC-CLIO, 2010. — P. 1127-1132. — 3200 p. — ISBN 978-1-59884-203-6.
  3. Павел Верин. Две скорости развития французского протестантизма. Протестант.ру (23 ноября 2010). Дата обращения 26 июня 2014.
  4. France (англ.). World Council of Churches (2014). Дата обращения 26 июня 2014.
  5. Robert Benedetto, Donald K. McKim. Chronology // Historical Dictionary of the Reformed Churches. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2009. — P. xxiii. — 790 p. — ISBN 0810870231.
  6. Павел Верин. На пути к консолидации…. Портал-Credo.Ru. Дата обращения 26 июня 2014.
  7. Роберт Торбет. Баптисты во Франции // История баптизма = A History of the Baptists. — Одесса: Одесская Богословская Семинария, 1996.
  8. William H. Brackney. France // Historical Dictionary of the Baptists. — Scarecrow Press, 2009. — С. 225-226. — 669 с. — ISBN 0810856220.
  9. Gary Land. France // Historical Dictionary of Seventh-Day Adventists. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2005. — P. 105. — 419 p. — ISBN 0810853450.
  10. Patrick Booth. France Territory // Historical dictionary of the Salvation Army. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, Incorporated, 2006. — P. 171-173. — 798 p. — ISBN 0-8108-5344-2.
  11. Армянская Евангельская церковь. Иерархия церквей. Дата обращения 26 июня 2014.
  12. G. R. Stotts. France // New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, The / Stanley M. Burgess, Eduard M. Van Der Maas. — Grand Rapids, Michigan: Zondervan; Exp Rev edition, 2002. — С. 105-107. — 1328 с. — ISBN 0310224810.
  13. Debuts des Assemblees de Dieu de France (фр.). Assemblees de Dieu de France (4 juin 2010). Дата обращения 26 июня 2014.
  14. 1 2 Tomas & Herti Dixon. Reaching Europe’s Gypsies (англ.). Charisma Media (28 February 2002). Дата обращения 26 июня 2014.
  15. Allan Heaton Anderson. Part I. History // An Introduction to Pentecostalism: Global Charismatic Christianity. — Cambridge University Press, 2013. — P. 105-106. — 344 p. — ISBN 1107470692.
  16. Melton, 2005, p. 235.
  17. La fin des listes noires (фр.) (недоступная ссылка). Le Point.fr (17 janvier 2007). Дата обращения 26 июня 2014. Архивировано 24 октября 2014 года.
  18. Qui sommes-nous (фр.). Eglise protestante unie de France. Дата обращения 26 июня 2014.
  19. 1 2 3 4 2011 World Lutheran Membership Details (англ.). Lutheran World Federation (15 January 2012). Дата обращения 15 марта 2014.
  20. Национальной Союз свободных реформатских евангельских церквей Франции. Иерархия церквей. Дата обращения 26 июня 2014.
  21. The power of private prayer (англ.). Special report: Religion and public life. The Economist Newspaper (1 November 2007). Дата обращения 26 июня 2014.
  22. 1 2 Религия в современном мире. Франция // Настольная книга атеиста / С. Д. Сказкин. — 9-е. — М.: Политиздат, 1987. — С. 61-62. — 431 с. — 300 000 экз.
  23. Patrick Johnstone, Jason Mandryk. France // Operation World 2001. — London: Paternoster Publishing, 2001. — 798 p. — (Operation World Series). — ISBN 1-8507-8357-8.
  24. Europe Mission — France (англ.). Assemblies of God World Missions Europe. Дата обращения 26 июня 2014.
  25. Andrew Carswell. Hillsong’s message and music has a resonance worldwide that eclipses that of the church’s Aussie birthplace (англ.). The Courier-Mail (13 July 2013). Дата обращения 26 июня 2014.
  26. Sébastien Fath. Du ghetto au réseau: le protestantisme évangélique en France (1800-2005). — Labor et Fides, 2005. — P. 368. — 425 p. — (Histoire et société). — ISBN 2830911393.
  27. Charisma Eglise Chrétienne (фр.). Charisma Eglise Chrétienne. Дата обращения 26 июня 2014.
  28. Statistics (англ.) (недоступная ссылка). Baptist World Alliance. Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 1 мая 2013 года.
  29. Adventist Atlas — France (англ.). Adventist Atlas (2011). Дата обращения 26 июня 2014.
  30. Statistical Information (англ.). The World Methodist Council (2012). Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  31. Association des Eglises Evangeliques Mennonites de France (англ.). Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (2012). Дата обращения 26 июня 2014.
  32. France (англ.). The Alliance. Дата обращения 6 июня 2014.
  33. Statistics by World Area (англ.) (недоступная ссылка). Church of the Nazarene. Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 10 марта 2014 года.
  34. Friends World Committee for Consultation. World Distribution of Quakers, 2000 (англ.). QuakerInfo.com (2000). Дата обращения 26 июня 2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *