Псалмы толкование Иоанна Златоуста

Беседы на Псалмы

Беседа 1 на псалом 3 Беседа 2 на псалом 4 Беседа 3 на псалом 5 Беседа 4 на псалом 6 Беседа 5 на псалом 7 Беседа 6 на псалом 8 Беседа 7 на псалом 9 Беседа 8 на псалом 10 Беседа 9 на псалом 11 Беседа 10 на псалом 12 Беседа 11 на псалом 41 Беседа 12 на псалом 43 Беседа 13 на псалом 44 Беседа 14 на псалом 45 Беседа 15 на псалом 46 Беседа 16 на псалом 47 Беседа 17 на псалом 48 Беседа 18 на псалом 49 Беседа 19 на псалом 108 Беседа 20 на псалом 109 Беседа 21 на псалом 110 Беседа 22 на псалом 111 Беседа 23 на псалом 112 Беседа 24 на псалом 113 Беседа 25 на псалом 114 Беседа 26 на псалом 115 Беседа 27 на псалом 116 Беседа 28 на псалом 117 Беседа 29 на псалом 119 Беседа 30 на псалом 120 Беседа 31 на псалом 121 Беседа 32 на псалом 122 Беседа 33 на псалом 123 Беседа 34 на псалом 124 Беседа 35 на псалом 125 Беседа 36 на псалом 126 Беседа 37 на псалом 127 Беседа 38 на псалом 128 Беседа 39 на псалом 129 Беседа 40 на псалом 130 Беседа 41 на псалом 131 Беседа 42 на псалом 132 Беседа 43 на псалом 133 Беседа 44 на псалом 134 Беседа 45 на псалом 135 Беседа 46 на псалом 136 Беседа 47 на псалом 137 Беседа 48 на псалом 138 Беседа 49 на псалом 139 Беседа 50 на псалом 140 Беседа 51 на псалом 141 Беседа 52 на псалом 142 Беседа 53 на псалом 143 Беседа 54 на псалом 144 Беседа 55 на псалом 145 Беседа 56 на псалом 146 Беседа 57 на псалом 147 Беседа 58 на псалом 148 Беседа 59 на псалом 149 Беседа 60 на псалом 150

Предисловие к беседам на Псалмы1

Составленные Давидом 150 псалмов, которые исполняемы были его помощниками на музыкальных орудиях. Мнение, что не все псалмы составлены Давидом, оши­бочно.

После Моисея и преемника его Иисуса Навина, после так называемых судей израильских и после того, как Саул принял царствование над израильтянами и был отвергнут, Бог воздвиг им царя добродетельного, праведного и пророка, который и составил книгу 150-ти псалмов, по вдохновению Духа Святого, (написанных) мерною речью, свойственною отечественному языку его, и петых благозвучно с разнообразием в голосе, с различными музыкальными орудиями, с ликова­нием и припевами. Сам он употреблял псалтирь и имел под своим управлением разные хоры меньших пророков; так он называл мужей, обращавшихся с пророками, а иногда называл их и сынами пророческими. Они имели различные музыкальные орудия, один – кимвалы, другой – флейты, тот – тимпаны, этот – трубы, иной псалтири и гусли, иной – так называемые пастушеские свирели. Притом каждый хор имел начальника, из которых один назывался Асафом, другой Идифумом, иные – сынами Кореевыми, иной – Ефамом Израильтянином, иной – (именем) Моисея человека Божия. Таким образом, когда Давид возбуждался духом провещавать или о пленении народа, или о возвращении его, или о нравственном учении, или о промысле Божием, или о Владыке Христе, то он составлял мерною речью псалом, так что каждый соответствовал своему содержанию, – потому и есть малые и большие псалмы, – и отдавал его какому-нибудь хору. Если же он указывал остановиться на средине псалма и передать следующую часть псалма другому хору, то такое преемство псалмопения называлось «переменою тона» (διάψαλμα). Так, когда он хотел в средине псалма передать его, так называемым пастушеским свирелям (ὠδοῖς βουκολίοις), то это называлось ὠδή διαψάλματος, потому что свирели преем­ственно начинали петь остальную часть псалма (Пс.9:17). Об этом желающий может узнать из книг Паралипоменон, в которых написано: и «устрои» Давид петь песнь сию рукою Асафа пророка (1Пар.16:7). После того, как первый хор передавал псалом другому, следующие хоры, то каждый отдельно, то все вместе, с приятностью и согласием, один на одних, а другой на других музыкальных орудиях попе­ременно и с ликованием пели псалом в честь и славу Божию. И об этом можно заключать из того, что сам Давид, воз­вратив кивот от иноплеменников, ликовал пред ним и, когда собственная его жена, Мелхола, укоряла его, отвечал: «пред Господом играть и плясать буду» (2Цар.6:21); он не только не перестал, но и выразил намерение делать это еще с большим усердием. Некоторые, не вникнув в порядок и сущность дела и не желая научиться тому от знающих, обратились к иносказаниям, и даже стали утверждать, будто не все псалмы принадлежат Давиду, но принадлежат и тем лицам, принявшим от него (псалмы), которых имена ясно означены. Между тем ни Господь, ни апостолы нигде не упоми­нают ни о каком другом писателе какого-нибудь псалма, кроме Давида. Итак, чтобы слушатель имел ясное представле­ние об устройстве, представим Давида сидящим, а пред ним справа и слева – хоры. Затем мы скажем и о тех псалмах, которые он удостоился проречь о домостроительстве Господа, Его страдании и воскресении по человечеству, – псалмах, представляющих разнообразие по роду сложения и формам выражения. Точно так же он возвестил, что Он, Господь, вечен по Божеству, что Он творец вселенной и обновитель всего мира, и что Он составляет цель всего богодухновенного Писа­ния. Хор Идифума, хор сынов Кореевых, хор Ефама Израильтянина, хор Асафа, и хор Моисея человека Божия, – вот хоры пророков, бывших под его управлением, которые, играя на различных музыкальных орудиях, воспевали с ликованием во славу Божию 150 псалмов, внушенных от Духа Святого.

Объяснение священной книги псалмов

Надписание этого псалма состоит из следующих слов: В конец, псалом Давиду. В Псалтири на русском языке это надписание читается так: «Начальнику хора. Псалом Давида». Объяснение всех этих выражений дано при рассмотрении и объяснении предыдущих псалмов (4,6,8 и 9). А здесь достаточно упомянуть, что надписание: в конец означает, что в содержании псалма заключается предсказание о праведном суде Божием и наказании, коему подвергнутся беззаконные. Поводом же к составлению псалма сего было гонение от Саула, во время которого приближенные к Давиду советовали ему укрыться в горах от преследований Саула. Пророк же утешает себя и бывших с ним во время гонения упованием на Бога и вместе с тем проповедует правосудие Божие.

Пс.10:1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?

Превитай (от слова: «витати» – обитать, жить) значит: переселись на жительство; превитай по горам значит: убегай в горы и там живи. Так предлагали и советовали Давиду его приближенные в то время, когда Саул царь преследовал Давида и гнался за ним с войском из одного места в другое, считая его врагом своим и желая убить его. Друзья представляли Давиду множество опасностей со стороны завистников, клеветников и гонителей и потому предлагали оставить свой дом и укрыться от всех этих опасностей в горах. В ответ на такие представления приближенных Давид говорил им: «Зачем вы это говорите мне? Как это предлагаете душе моей спасаться бегством, кружиться по горам, подобно напуганному воробью туда и сюда переносить шатры, зачем это, когда я имею твердое упование на Бога и при этом не боюсь врагов?» Случается иногда встретить людей малодушных и маловерных, которые, устрашась каких-либо опасностей, действительных или только воображаемых, думают избежать их через перемену местожительства, бегством или другими придуманными ими способами, не возлагая в то же время надежды на Бога и даже совсем забывая о всеблагом и всемогущем Промысле Божием; но, не достигнув цели, они впадают в отчаяние, в котором избирают произвольную смерть – самоубийство, прибегая к нему, как бы к безопасной горе. Праведный же, т.е. человек невинный, с незапятнанною совестью, пребывая всегда твердым, великодушным и постоянным, при встретившихся опасностях, житейских неприятностях и огорчениях не станет укрываться от них бегством или другими способами, твердо веруя, что везде и всюду могут встретиться беды и напасти, и что помощь Божия против нападений врага всегда и везде близка и готова. А потому слова псалма: како речете души моей – в смысле духовном могут быть противопоставлены и демонским искушениям, и внутренним помыслам, от врага влагаемым.

Пс.10:2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.

Грешниками названы здесь враги Давида: Саул и его соучастники в преследовании Давида. Слово лук нередко встречается в псалмах и вообще в священных книгах Библии и значит то оружие, которое в древние времена, до времени изобретения пороха и нынешнего огнестрельного оружия, было употребительно везде – и на войне, и на охоте против диких зверей, и заменяло нынешние ружья, пистолеты, револьверы и проч. Стрелы в туле – тулом (по-гречески фаретра) назывался колчан, в котором носили стрелы для лука. Приближенные Давида, представляя опасности, угрожавшие ему со стороны врагов, говорят: вот опасность близка, враги твои натянули лук, заготовили стрелы в колчан и приготовились стрелять, чтобы поразить и тебя и нас, ни в чем пред ними неповинных. Состреляти во мраце правыя сердцем – значит: приготовились во тьме или в темную, безлунную ночь стрелять в правых сердцем, т.е. в людей не виновных, никакого зла не сделавших и не желающих, не имеющих в сердце своем зла против гонителей.

Пс.10:3 Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори?

Зане значит: ибо, потому что. Обращаясь к Богу, пророк в словах сего стиха говорит: они, т.е. грешники и враги мои, разрушили (хотя бы в мыслях) или стараются разрушить все то, что Ты совершил чрез меня, на пользу царства Израильского, на пользу народа Твоего. Ты даровал чрез меня победу евреям над филистимлянами, и это было не один раз (1Цар.19:5, 23:5; 2Цар.21:22), и усмирил этот мятежный народ; но вот филистимляне, узнав о слабом и безрассудном правлении Саула, с прежнею силой угрожают евреям; значит, плоды и благие последствия дарованной победы потеряны для евреев, как бы разрушены безрассудным поведением Саула. Ты, Господи, прославил меня и сделал известным всему еврейскому народу, а Саул и его сообщники не только унижают и преследуют, но и хотят погубить меня. По Твоему избранию и повелению я помазан на царство; значит, не я восхитил царство, но по Твоей благодати принял помазание, а они покушаются сокрушить меня, вооружаясь против Твоего определения: яже Ты совершил ecu, они разрушиша: праведник же что сотвори? Здесь, как и в других местах, Давид называет себя праведником, или невинным, не в общем смысле, а по отношению к Саулу, пред которым был прав.

Пс.10:4–5 Господь во храме святем Своем. Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.

Признавая себя невиновным в отношении к Саулу и давая понять приближенным своим, на чем основывается его крепкая надежда на Бога, Давид как бы так выражает свои мысли и чувства: враги мои вооружились и преследуют меня; но что же я сделал такого, за что бы можно и следовало гнать меня? Впрочем, Господь видит мою невиновность и мои дела, ибо Он обитает во святом храме Своем. И не только Он живет в храме Своем; но как Господь и Царь всего мира Он царствует на небе, где находится и нерукотворенный престол Его, и во всей вселенной Он печется о людях, особенно же о гонимых невинно: ибо очи Его с высоты небесного престола устремлены на всех, особенно же на нищих духом и смиренных сердцем; вежди Его, т.е. ресницы, или веки глазные, испытывают, как бы проникают все существо человека, все его мысли и намерения, все чувства сердечные; так что Ему, всеведущему и все испытующему, совершенно известно, кто из людей праведный и кто нечестивый, и потому праведный получает от Него достойную награду, а нечестивый заслуженное наказание. Любяй же неправду ненавидит свою душу. Кратко это изречение, но как много в нем выражено! Кто любит неправду, как бы так говорит пророк, тот все дальше и дальше удаляется от пути праведного, ведущего в жизнь вечную, – тот, следовательно, сам направляется по пути неправды и нечестия и таким образом уготовляет себе вечное осуждение, погибель вечную: потому что «путь нечестивых погибнет» (Пс.1:6): не только слова и дела неправедных и нечестивых ненавистны Господу Праведному и Святейшему, но даже и «помысл неправедный» есть «мерзость Господеви» (Лк.16:15). Значит, кто любит неправду, тот погубит свою душу.

Пс.10:6 Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен часть чаши их.

В этих словах пророк возвещает грешникам казни, ниспосылаемые от правосудного Бога. Господь пошлет, говорит, на грешников различные казни и в таком множестве, в каком дождевые капли падают с неба. Или же попустит им увязать во грехах, как бы в сетях, поражая их душевною слепотою и предавая их «в неискусен ум, творити неподобная» (Рим.1:28), каковое наказание есть одно из ужасных наказаний Божиих, влекущих тяжкие возмездия. Дождем прольются на грешников огнь и жупел, т.е. огненные молнии, неугасимый огонь и горящая сера с тем несносным смрадом, каким истреблены были нечестивые города Содом и Гоморра (Быт.19:24), и бурный ветер, жгучий и смертоносный, какой бывает в африканских странах, будет уделом их, возмездием за нечестие их, частию чаши их. Выражение часть чаши взято от обычая евреев в праздники наливать за столом, в особые чаши, каждому часть вина. А потому часть чаши значит: доля, удел, участь. В этом смысле и Христос Спаситель в Своей Гефсиманской молитве к Отцу Небесному употребил выражение: «Да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф.26:39).

Пс.10:7 Яко праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его.

Вот причина, почему Господь Бог такие страшные казни пошлет на нечестивых и грешников, – потому что Он Праведен, любит единую правду, лице Его видит одну правоту, или справедливость. «Лице Его увидит праведника» – по переводу с еврейского.

Праведен Господь и правды возлюби. Как же мы предстанем пред Ним с своею неправдою?

«Неправда наша, – говорит св. Ефрем Сирин, – гораздо сильнее молитв наших. Моление наше незначительно, а вина наша велика. Какую жертву могли бы мы принести для примирения своего с Тобою, Господи? Нечего нам дать Тебе. Посему кровью Твоею примири нас, Всемилостивый.

Душа наша не в состоянии принести Тебе столько же великий дар, сколько Велик Ты. Да умилостивит Тебя, Господи, чудная смерть Твоя?

Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся, мы, виновные. Ты отъял грехи наши крестом Своим; отыми от нас вины наши и в пришествие Твое» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Текст 10 псалма

В конец, псалом Давиду К исполнению. Псалом Давида.
1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? 1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»?
2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. 2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.
3 Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем. 3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;
4 Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския. 4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу. 5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.
6 Одождит на грешники сети, oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. 6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.
7 Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его. 7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.
Слава: Слава:


Богословское толкование

Несмотря на кажущуюся простоту, эта глава содержит глубокий подтекст. В первых трех стихах можно увидеть скрытую борьбу, которая происходила в сердце великого мужа. Да, он не бежал, но окружающие искушали его. Так иногда дьявол подбирается к людям через посредство друзей и близких. Они внушают малодушные мысли о том, чтобы сдаться.

Но разве нужно бежать тому, за кого заступается Сам Бог? У такого человека всегда наготове самое сильное орудие — молитва. Неважно, на каком языке она будет звучать — на русском, еврейском, английском — Владыка услышит и заступится за праведных. Пусть враги считают себя хитрыми, Господь все видит и вовремя разрушит их планы.

Праведный человек не должен идти на хитрости, чтобы избежать тех испытаний, которые приготовил ему Бог. Помня о библейских обетованиях, он идет по своему пути прямо, никуда не сворачивая. Ведь если душа чиста — ей нечего бояться! У нее есть великий праведный защитник и судья.

Участь же грешников незавидна. Ужасная буря божьего гнева обрушится на головы нечестивых. Нераскаянных злодеев ожидает поток огня, который поглотит их. Так стоит ли честному человеку прятаться, будто он в чем-то провинился? Нет, он смело идет навстречу будущему.

  • 103 псалом — толкование и смысл;
  • зачем читают 37 псалом;
  • Сильные молитвы от злых людей.

 О толкованиях на псалмы преподобного Амвросия старца Оптинского

← все публикации

иеродиакон Лука (Филатов),
насельник Московского Свято-Данилова монастыря,
аспирант общецерковной аспирантуры
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Доклад прочитан на секции «Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего» во время работы Оптинского форума-2010

1. Общие наставления преподобного Амвросия о чтении псалмов

Книга псалмов занимает особое место в Священном Предании, благодаря глубокому богословскому содержанию, обилию мессианских пророчеств, прекрасной художественной форме. Псалтирь была основой Ветхозаветного богослужения, позже составила большую часть последования Богослужения Христианской Церкви. Толкованием псалмов занимались великие святые древности: Василий Великий, Афанасий и Кирилл Александрийские, Иоанн Златоуст.

Среди экзегетов Византийского периода необходимо отметить инока Евфимия Зигабена. Его книга, посвящённая изъяснению псалмов, содержит наиболее полное собрание святоотеческих толкований.

На Руси Псалтирь имела исключительное значение для культурной жизни общества, по ней проходило обучение грамоте.

Изъяснению псалмов посвящены труды современников Оптинских старцев, святителей Филарета Московского и Феофана Затворника.

В духовном наследии Оптинского старца Амвросия заметное место занимают толкования на псалмы. Ум духовного наставника, по слову преп. Серафима Саровского, как бы плавал в Законе Господнем. Как правило, Оптинский старец отталкивается от текста Священного Писания Нового завета, затем подтверждает свою мысль стихами из псалма или другим Ветхозаветным текстом, далее приводит святоотеческое объяснение по данному вопросу. Как свидетельствует о себе сам преп. Амвросий, он отнюдь не скрывал себя за словами Священного Писания, но основывал своё мнение на словах Писания.

Старец Амвросий уделял большое внимание псалмопению в духовной жизни христианина, как монаха, так и мирянина. Об этом свидетельствуют тексты наставлений, традиционно разделяемые на две основные группы по адресатам.

Количество читаемых псалмов мирянам наставник предоставлял их усмотрению, но указывал на необходимость внимательного и благоговейного чтения, доставляющего пищу уму и сердцу. Такой подход подтверждает, по объяснению преподобного, псаломское слово: «пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс. 46, 7, 8,). Преп. Амвросий считал полезным заучивать избранные псалмы наизусть. Например, для детского чтения и заучивания, им были рекомендованы псалмы 90-й и 26-й.

Для монашествующих, которые по своему образу жизни (например, отшельники) или по иным обстоятельствам не могли бывать ежедневно на церковной службе, старец устанавливал келейное правило, преимущественно составленное из псалмов Давида. Это правило было в обычае у Оптинских духовников и принято от прежних монахов, подвизавшихся в уединении. В него входили: утренние молитвы, шестопсалмие, чин 12 псалмов и первый час.

Преп. Амвросий советовал прибегать к псалмопению не столько в период благодушия, по апостольскому слову (Иак. 5, 13), сколько во время скорбей, искушений и обстояний. В таких случаях Оптинский старец полагал полезным читать следующие псалмы: 26-й, 90-й,3-й, 53-й, 58-й, 142-й, 36-й, 39-й, 69-й.

2. Толкование преподобного Амвросия Оптинского на 126-й псалом

Толкование 126-го псалма преп. Амвросием привлекает своей полнотой. Этот псалом читается за Богослужением в составе 18-й кафизмы, которая часто употребляется в период Великого поста.

Преп. Амвросий опирается на святоотеческую экзегезу. Он ссылается на блж. Феодорита Киррского, свт. Афанасия Великого, преп. Феодора Студита, преп. Никиту Стифата.

Преподобный толкует псалом в двух аспектах. Первый аспект Оптинский старец определяет как буквальный исторический. С этой точки зрения содержание псалма является пророчеством о жизни богоизбранного иудейского народа после возвращения из Вавилонского плена и о строительстве нового Иерусалимского храма.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни» (Пс. 126, 1, 2).

Иудеи, трудясь над восстановлением храма, были вынуждены, по свидетельству Неемии, непрестанно обороняться от неприятелей (Неем. 4, 17). Псалмопевец убеждает иудеев уповать не столько на своё тщание, сколько на всесильную Божественную помощь. При этом о. Амвросий, ссылаясь на блж. Феодорита, отмечает, что глагол «?γε?ρεσθε» (востанете), данный здесь в форме повелительного наклонения, следует понимать, согласно общему смыслу псалма, в значении неопределённого наклонения, то есть «восставать». Таким образом, смысл псаломских слов, как объясняет преподобный вслед за блж. Феодоритом, состоит в том, что без содействия Бога всяческих, напрасно и утреневать и скоро восставать для обороны и созидания.

«Егда даст возлюбленным Своим сон. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго» (Пс. 126, 2, 3). Когда Бог даст покой и свободу иудеям от нападающих врагов, тогда они смогут восстановить храм и Иерусалим и получат в награду благословение чадородия. Народившиеся чада будут народом Божиим.

«Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» (Пс. 126, 4). Здесь преп. Амвросий избирает толкование свт. Афанасия Великого, который под «отрясенными» (?κτετιναγμ?ονυς) понимает Иудеев, отверженных за распятие Христа. Сыны их это апостолы, которые соделались стрелами Сильного в брани с врагами.

«Блажен, иже исполнит желание свое от них» (Пс. 126, 5). Блажен, кто получит исполнение желаемого обетования, то есть сподобится освобождения от брани с неприятелем, многочадия и других Божественных даров.

«Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех» (Пс. 126, 5). Этот стих, по объяснению преподобного, указывает на древний обычай не принимать послов неприятеля внутрь города, но разговаривать с ними у ворот.

Далее преп. Амвросий переходит к изъяснению псалма в духовном смысле. Содержание псалма в этом аспекте толкуется как созидание душевного дома добродетелей. Старец опирается на текст песнопений воскресной службы, составленных преп. Феодором Студитом.

«Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град»

«Аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается»

По слову Оптинского наставника, созидается дом души из разновидных камней добродетелей и исполнения Евангельских заповедей. Истинное упование на Господа понимается преп. Амвросием, как внутреннее делание, направленное на стяжание смиренномудрия, ради которого Бог сохранит град благочестия и других добродетелей. Суетен труд человека, подвизающегося только в телесном делании и не имеющего духовной помощи Божией, а потому и не имеющего подлинной веры, надежды и любви.

Под «чревом» в духовном смысле следует понимать сердце человека. «Мзда плода чревняго» означает сыноположение (т. е. усыновление), даруемое подвизающимся по мере очищения сердца от греха, и усердно молящимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12), непрестанно прибегающим ко Господу, рождённому «из чрева прежде денницы» (Пс. 109, 3).

«Сынове оттрясенных» в христианском смысле, по объяснению преп. Никиты Стифата, означают людей изнурённых добровольными подвигами, стрясших с себя ветхого человека через покаяние и получивших силу поражать мысленных врагов. Блажен человек, стяжавший такую силу от Бога. Он будет отвечать «невидимым врагам в дверях своего сердца».

3. О Толкованиях преподобного Амвросия Оптинского на другие псаломские тексты

Преп. Амвросий в общем Рождественском поздравлении 1880 г. предлагает полное толкование на 22-ой псалом. Преподобный следует в основном блж. Феодориту, останавливаясь подробнее на значении Церковных Таинств. В подтверждении своей мысли о дерзновенном прохождении христианской душой воздушных мытарств он ссылается на преп. Иоанна Карпафийского.

Богатое содержание имеют поучения старца Амвросия на отдельные стихи 24-го и 118-го псалмов. Эти псалмы ежедневно читаются за Богослужением в монастырях.

Обстоятельное толкование на 66-й стих 118-го псалма: «Благости и наказанию и разуму научи мя» (Пс. 118, 66) носит одновременно аскетический, духовно-нравственный и вероучительный характер.

В письмах преподобного старца предлагаются поучения на псаломские стихи, которые употребляются на праздничных службах в качестве прокимнов.

Среди них опубликованы толкования воскресных прокимнов первого гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» (Пс. 11, 6) и седьмого гласа: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца» (Пс. 9, 33). Оптинский старец Амвросий составил поучение на святительский прокимен: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум» (Пс. 48, 4).

Особо выделим толкование преп. Амвросием стиха: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори» (Пс. 113, 11). Он служит великим прокимном, который возглашается на великой вечерне в понедельник светлой седмицы, а также на великих вечернях второго дня господских двунадесятых праздников Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения.

Преп. Амвросий обзорно излагает историю Божественного Домостроительства. Он отмечает, что на земле Бог сотворил больше чем на небе. На небе Бог сотворил бесплотных и совершенных ангелов, но не утверждённых окончательно в добре. Третья часть ангелов не выдержала испытания и отпала от Бога. Этих ангелов увлёк за собой возгордившийся денница, который из светоносного ангела превратился в змия – дракона, как об этом сказано в откровении св. Иоанна Богослова (Отк. 12, 3–4). Падшие ангелы со своим злоначальником оставлены на их злую волю. Они получат должное воздаяние на Страшном Суде.

На земле Бог сотворил плотяного человека Адама, «взем персть от земли и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), т. е. душу разумную и бессмертную. По толкованию старца Амвросия, Адам был сотворён плотятным, во-первых, для смирения. Чтобы, памятуя о сотворении из земли, человек смирялся. Во-вторых, чтобы человека можно было помиловать, как немощного.

Обманутые змием и изгнанные из рая сладости за непослушание, праотцы не были совсем оставлены Богом. Им было обещано избавление (Быт. 3, 15), которое совершилось через пришествия Христа и Его искупительный подвиг (Ин. 3, 16).

По мысли преп. Амвросия, Бог сотворил на земле более, чем на небе, потому что Единородный Сын Его, воплотившись стал Богочеловеком и по совершении искупления, прославил человеческое естество более ангельского. Господь благоволил обожить всех людей, но этому мешает человеческое неверие, зловерие, нечестивая жизнь или нерадение. Бог упрекает нас через пророка Давида: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81, 6–7).

Старец Амвросий призывает, напоминая о великой Божией милости, к искреннему и смиренному раскаянию, а также посильному исправлению.

4. Заключение

В предлагаемой статье толкования на псалмы преп. Амвросия Оптинского представлены лишь обзорно. Подробно написано об изъяснении старцем 126-го пс., а также о поучении на прокимен «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори» (Пс. 113, 11). Толкования старца на другие псаломские тексты могут стать предметом новых публикаций.

Предложенный в статье материал показывает, что в своей экзегезе преп. Амвросий основывался на достижениях великих богословов древности: свт. Афанасия Великого, блж. Феодорита Кирского, преп. Никиты Стифата. Можно предполагать, что преп. Амвросий использовал также книгу преп. Евфимия Зигабена, в которой собраны святоотеческих толкования псалмов.

В писаниях преподобного старца присутствуют различные уровни экзегезы: исторический, прообразовательный, духовно-аскетический. Духовно-аскетическое толкование псалмов указывает на важнейшие добродетели, раскрывает их содержание, показывает их взаимосвязь, порядок приобретения, пути достижения. В этом аспекте старец часто следует преп. Никите Стифату.

Свои поучения преп. Амвросий обогащает мыслями преподобных отцов «Добротолюбия»: Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Петра Дамаскина, Иоанна Карпафийского.

Преподобный, изъясняя, например, 126-й, 127-й, 22-й псалмы, излагает преимущественно мысли святых отцов. В толкованиях на отдельные стихи, такие как (9, 33), (24, 8, 10), (118, 66) старец существенно дополняет и развивает учение богомудрых предшественников.

Толкование преподобного на стих (Пс. 113, 11) содержит важнейшую идею византийского богословия о обожении человека, как главной цели Боговоплощения.

В поучениях на слова Священного Писания старец преподаёт духовно-нравственное назидание, стремится направить всех на путь спасения, нерадивых подвигнуть к исправлению, кающихся и скорбящих утешить.

Для назидательного изъяснения преп. Амвросий выбирает псалмы, часто употребляемые за Богослужением. Тем самым, по нашему мнению, он стремился доставить душевную пользу людям различных сословий и разного духовного уровня. Монахи, ежедневно выслушивающие церковное последование, могут найти здесь пищу для ума и сердца, открывая для себя новые смыслы пророческих стихов. Мирянам такие поучения помогают уяснить смысл церковных служб, пробудить интерес к чтению Священного Писания и особенно Псалтири.

Например: Руководство к познанию книги псалмов// Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1873. Кн. 1, 2.

Псалом сто-осмнадцатый, истолкованный Епископом Феофаном. М. 1891. Репр.: Толкование на 118 псалом. М. 2001.

Денисов Л. И. Жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. М., 1997. (репринт 1904 г.) С. 440.

Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995. Ч. I. С. 28–29. Письмо № 17.

Ibidem. Ч. I. С. 149. Письмо № 134.

Ibidem. Ч. II. С. 25. Письмо № 19.

Ibidem. Ч. III. С. 75. Письмо № 343.

Ibidem. Ч. I. С. 134. Письмо № 110.

Ibidem. Ч. I. С. 134. Письмо № 110.

Ibidem. Ч. I. С. 65–66. Письмо № 54.

Ibidem. Ч. II. С. 196. Письмо № 233.

Ibidem. Ч. II. С. 196. Письмо № 234, Ч. III. С. 103. Письмо № 382, Ч. I. С. 137, Письмо № 116.

Ibidem. Ч. II. С. 196. Письмо № 234, Ч. III. С. 123. Письмо № 404.

Ibidem. Ч. III. С. 6. Письмо № 240.

Ibidem. Ч. I. С. 2–5 . Письмо № 2.

Ibidem. Ч. I. С. 2. Письмо № 2.

Theodoretus Cyrrhensis. Interpretatio in Psalmos. PG. 80. Col. 1982. (Рус. пер. Блаженный Феодорит Кирский. Т. 2. Изъяснение псалмов. М., 2004. С. 450.)

Собрание писем. Ч. I. С. 2–3. Письмо № 2.

Ibidem. Ч. I. С. 3. Письмо № 2.

Ibidem. Ч. I. С. 3. Письмо № 2.

Athanasius Alexandrinus. Expositiones in Psalmos. PG. 27. Col. 517. Св. Афанасий Великий пишет: «Оттрясенными (псалом) называет отверженных из народа первого; сыны их, т.е. апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы». См. Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 479.

Собрание писем. Ч. I. С. 3. Письмо № 2.

Степенна 3-го гласа. См.: Октоих. Воскресная служба 3-го гласа.

Степенна 7-го гласа. См.: Октоих. Воскресная служба 7-го гласа.

Собрание писем. Ч. I. С. 3–4. Письмо № 2.

Ibidem. Ч. I. С. 4. Письмо № 2.

Примечание: Толкования преп. Никиты Стифата находятся в книге Евфимия Зигабена. См.: Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. М., 1993, С. 316 (репринт 1882 г.). Приведённые преп. Амвросием, ссылки на творения св. отцов наводят на мысль, что он использовал эту книгу. Старец и выше в этом письме (Собрание писем. Ч. I. С. 4. Письмо № 2.) приводить почти дословно мысль преп. Никиты. См. Ibidem. С. 314.

Собрание писем. Ч. I. С. 4. Письмо № 2.

Ibidem. Ч. II. С. 25. Письмо № 20.

Theodoretus. Interpretatio in Psalmos. PG. 80. Col. 1025–1029. (Рус. пер. Блж. Феодорит. Т 2. Изъяснение псалмов. С. 83, 84.)

Собрание писем. Ч. II. С. 26. Письмо № 20.

Joannis Carpatii. Capita Hortatoria. XXIII. PG. 85. Col. 795–796. (слав. пер. См. Добротолюбие. М.: Сретенский м-рь, 2002. Т. 2. С. 266). Примечание: В PG книга Иоанна Карпафийского разбита на 97 глав, а не на 100, как в сборнике «Добротолюбие». Преп. Амвросий приводит почти полностью, дословно 25-ую главу из «Добротолюбия», которая соответствует 23-ей главе в PG.

Собрание писем. Ч. II. С. 56. Письмо № 41.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *