Псалом 102

Я долгие годы занимаюсь изучением псалмов и молитв. Они крайне важны для людей и помогают обеспечить защиту души каждый день. Сегодня я расскажу о псалме 102, о его происхождении и правилах чтении.

Что такое псалмы

Все псалмы записаны в книге под названием Псалтырь. Как и молитвослов, она весьма почитаема у христиан. Главным отличием псалмов от молитв является то, что они произносятся нараспев. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что все они вышли из-под пера обычных людей. Иными словами, ни о каком божественном происхождении речи не идет. Если некоторые тексты молитв открылись людям исключительно воле небес, то псалмы были написаны праведными христианами, живущими по заповедям Бога.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Наиболее известным автором таких текстов является царь Давид. Примечательно, что некоторые псалмы были им написаны в те годы, когда он только являлся помазанником Господа, но еще не взошел на трон. Подобное объясняется тем, что Давид всегда отличался любовью ко Всевышнему и всем Его творениям. Хотя, как известно, он сам был праведником не всегда. Некоторые его псалмы были написаны в то время, когда он осознал всю тяжесть совершенного греха и обратился к небесам с молитвой о помиловании и раскаянье.

Псалом 102, текст которого очень хорошо известен многим христианам, тоже является творением царя Давида. Он включен церковью в процесс богослужения, поэтому его можно услышать и во время проведения литургий в церкви. Считается, что каждый христианин обязательно должен читать его, поскольку в нем заключена особая духовная энергетика. По мнению священнослужителей, чтение псалма способно помочь обрести духовное равновесие и приблизиться к Господу.

История написания псалма

У каждой молитвы и абсолютно любого псалма есть определенная история. Некоторые из них очень увлекательные, и поэтому сразу привлекают внимание человека. Однако, далеко не все истории такие. То же самое можно сказать и про псалом 102. Сразу необходимо отметить, что ученым известно о нем не так много, как хотелось бы.

Данный псалом является парным. То есть, у него есть пара. Следовательно, недопустимо читать его отдельно. Именно по этой причине его всегда читают вместе со 103 псалмом. Обратите внимание, что это не единственный парный текст. Псалмы 18 и 19, 69 и 70 тоже являются парными. Их особенностью является перекликающийся смысл. Иными словами, уловить смысл парного псалма, который был прочитан один, будет весьма проблематично. Именно по этой причине священнослужители категорически запрещают читать лишь один из псалмов. Ведь в таком случае верующий даже не сможет толком понять, о чем говорится в тексте.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Все они были написаны царем Давидом. И в этом не возникает ни малейших сомнений. Разумеется, это утверждение строится на определенных фактах. Ведь в подписи, которую можно найти перед каждым псалмом, четко говорится о том, что его автором является именно царь Давид. В давние годы он правил Израилем и прославился как праведник.

Вот только истинным праведником он стал после того как совершил грех, о котором решил умолчать. Но скрыть правду от Господа ему не удалось, поэтому впоследствии правитель был жестоко наказан небесами. Ниспосланное свыше наказание помогло ему осознать, насколько велико совершенно им прегрешение и искренне в этом раскаяться.

Время написания

Но если с определением авторства у специалистов не возникло абсолютно никаких проблем, то с временем написания не все так просто. В самом тексте нет абсолютно никаких намеков на то, в какое именно время мог быть написан псалом. По этой причине исследователям религии пришлось ориентироваться исключительно на сам текст, а точнее на манеру написания псалма.

Например, псалом, написанный Давидом после осознания тяжести греха прелюбодеяния, совершенного им, наполнен печалью и желанием покаяться. Такие выражения явно указывают на то, что Давид находился в эмоционально подавленном состоянии.

Если судить по тесту псалма 102, то он несколько отличается от других. Поскольку в нем Давид исключительно восхваляет Всевышнего, Его величие. Сравнивая данный текст с другими, становится очевидной одна важная деталь: при его написании автор был совершенно спокоен. Подобное наталкивает на мысль, что автор написал текст во время своего мирного правления.

Как известно, правитель долгие годы прожил, имея нескольких жен. Проще говоря, у него был целый гарем. В те годы подобное не считалось чем-то странным для правителей. Но все же многие священники упрекали царя в том, что он категорически отказывается распустить гарем. И для этого имелась серьезная причина. Дети Давида враждовали между собой. Каждый из них мечтал занять трон отца.

Данное обстоятельство сильно омрачало жизнь Давида. Ведь он на самом деле был сильно привязан к своим детям. Доказательством того служит и его трепетное отношение к сыну по имени Авессалом. Именно этот отрок предал его первым.

Юноша, который пользовался авторитетом среди придворных, а также был любимцем простого люда, поднял восстание против отца. Из-за этого Давид был вынужден покинуть Израиль и скитаться вместе с преданными воинами. Вернувшись в свою страну, Давид сумел подавить восстание и вернуть себе власть. Своего сына он простил и дал приказ воинам вернуть его в замок. Однако, Авессалом, опасаясь гнева отца, сбежал. Во время побега он погиб. Известие о гибели сына стало для правителя сильным ударом.

Возвращаясь к обсуждению текста псалма 102, необходимо отметить, что в нем нет абсолютно никаких намеков на душевные страдания автора. Именно поэтому служители церкви тоже склонны полагать, что он был написан в мирное время, когда правитель получил редкую возможность рассуждать о смысле жизни и величии Господа. То есть, если отвечать на вопрос, для чего читают данный псалом, то можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Если опираться на исторические факты, то мирное время пришло в Израиль уже на заре правления Давида. Отсюда следует вывод, что и псалом 102 мог быть написан царем в глубокой старости. То есть, отвечая на вопрос, для чего читают данный псалом, можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Толкование псалма

В каждом псалме заключен определенный смысл. Прежде чем начать читать текст псалма, необходимо попытаться понять, что именно хотел сказать его автор. В случае с рассматриваемым псалмом все достаточно просто. Ведь его основной смысл заключается в восхвалении Всевышнего:

  • Давид утверждает, что гнев Господа всегда справедлив, но при этом он никогда не длится долго. Как только человек осознает, что совершил ошибку и начинает каяться, небеса даруют ему прощение;
  • сила Бога абсолютна – человек не может даже представить себе могущество Творца. Ведь именно он распоряжается жизнью каждого существа, живущего на земле, а также пишет судьбу всех людей;
  • заповеди, дарованные Всевышним, являются проявлением заботы и милости – не нужно воспринимать необходимость жить согласно заповедям как нечто несправедливое. Ведь такая праведная жизнь открывает перед христианином врата рая.

Кроме того, в тексте присутствуют и разнообразные сравнения. С их помощью автор пытался показать, насколько велик Господь. При этом он сравнивает человека с цветами, которые быстро исчезают. Таким образом, Давид намекает на то, что сам по себе человек даже сравниться не может с Господом. Поскольку он всего лишь является его творением. Данное сравнение весьма актуально. Ведь худшим грехом человека является гордыня. Всю жизнь Давид посвятил тому, чтобы научиться не ставить себя выше Творца. И этому он пытался научить других людей.

Правила чтения псалма

Церковный вариант псалма, переведенный на старославянский язык, обязательно читается во время вечерней службы, которая по традиции проводится в субботу. Поэтому, прежде чем самостоятельно прочесть псалом дома, рекомендуется посетить храм и послушать, как именно следует петь.

Далее можно просто придерживаться нескольких рекомендаций, которые дают духовные наставники:

  • псалом обязательно читается нараспев – это требование актуально абсолютно для всех псалмов, поскольку они, по сути, представляют собой именно песню, которую написали, чтобы выразить определенные чувства Господу или покаяться;
  • песнь должна быть радостной – читать текст нужно как можно более торжественно. Ведь в данном случае речь идет именно о хвалебной песне. Значит, она должна звучать максимально торжественно и празднично. Подобное поможет человеку прочувствовать настроение молитвы;
  • лучше отдать предпочтение старославянскому тексту – но в этом случае необходимо руководствоваться собственными ощущениями. Если человек испытывает трудности с произношением слов и пониманием их смысла, можно использовать версию текста, переведенную на русский язык.

Обратите внимание, что читать псалом разрешается исключительно в хорошем расположении духа.

  1. Псалом 102 был написан царем Давидом.
  2. По мнению историков и священников, он был написан во времена спокойного правления царя.
  3. В этом псалме автор восхваляет могущество и милость Всевышнего, сравнивая человека с обычным творением, как цветы.

Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный (полевой); тако отцветет.

Дни, говорит, жизни человеческой временны и скороувядающи: и как луг ныне представляется украшенным различными и разновидными цветами, а спустя немного времени является безобразным, потому что цветы его и травы увядают, так и человек ныне представляется красивым и благообразным, а чрез несколько времени увядает и погубляется смертью. Хотя же Соломон и говорит: велика вещь—человек и драгоценна — человек милостивый (Прит. 20,6), но ты, возлюбленный, сим не возмущайся и не думай, что Давид говорит противно Соломону, отец своему сыну. Напротив того, поскольку человек создан двояким способом, по телу из ничтожной персти и тонкой пыли, а по душе чрез животворное вдуновение Божие; то посему, по причине смертности тела, человек Давидом здесь уничижается и мало уважается, а по бессмертию души Соломоном возвышается и похваляется. Ибо человеку испытываемые им болезни и труды не делают чести, а добродетели и подвиги, которые он совершает, доставляют ему честь. И таким образом человек есть великая вещь, потому что, сохраняя заповеди Божии, он уподобляется Богу и делается наследником царствия Его; напротив того, человек есть самое низкое творение, потому что, преступая заповеди Божии, он делается рабом грехa и подвергается вечному мучению.

Слова великого Василия: Итак, когда ты увидишь былинку травы и цвет на ней, то взойди мыслию к природе человеческой, воспоминая подобие приведенное пророком Исаиею, что всякая плоть трава, и всякая слава человеческая, как цвет травы. Ибо кратковременность жизни и непродолжительное удовольствие и минутное благоденствие человека составляют у пророка самую существенную черту подобия. Тот, кто ныне телом цветет и имеет цветущую красоту, завтра жалок, ибо или увядает от времени, или отощается от болезни. Такой-то знаменит по причине славы и богатства, но потом нечаянно похищается и погибает, и слава его оказывается сновидением; почему и прилично употреблено пророком уподобление славы человеческой самому слабому цвету. Кирилла: А мы, несчастные, хотя и созданы нетленными, но, подобно тени и полевой зелени, на краткое время и едва только отцветши, неожиданно падаем в землю, как в мать, имея ее питательницею и гробом. Златоуста: По словам Исаии человек есть трава, а по Давиду даже и не трава, но подобный траве: человек, говорит, не трава, но как трава. Григория Богослова: Такова временная жизнь у живущих нас. Такова игра на земле—мы возникаем из ничего, и, возникнув, разрешаемся мы тоже, что беглый сон, некий неуловимый призрак, цвет временем рождающийся и временем облетающий. Человека как травы дни его; прекрасно рассуждал о нашей немощи божеств. Давид. Некоторые же учители, изъясняя сии слова Давида с большею пытливостью, говорят, что не сказал: как цвет в саду, но полевой, чтобы тем точнее изобразить кратковременность жизни человека: потому что садовые цветы, как охраняемые садовниками, остаются невредимы долее, а полевые, как не охраняемые людьми, и попираются земными животными и уносятся людьми, и повреждаются птицами; почему и менее продолжительны (в Политическом зрелище).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *