Псалом 37 29

Толкования Священного Писания

Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене

Когда ты слышишь слова: ярость и гнев, в отношении к Богу, то же разумей под ними ничего человеческого: это – слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению лю­дей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык; или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, сни­сходя к его малолетству. И что удивительного, если мы посту­паем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы по­действовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о своем достоинстве, но о пользе слушающих. В другом месте, внушая, что гнев не свойствен Ему, Он сказал: «но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7:19)? Неужели ты хотел бы, чтобы Он, беседуя с иудеями, говорил, что Он не гневается и не ненавидит злых, так как ненависть есть страсть, – что Он не взирает на дела челове­ческие, так как зрение свойственно телам, – что Он и не слы­шит, так как и слух принадлежит плоти? Но отсюда вы­вели бы другое нечестивое учение, будто все совершается без Промысла. Избегая подобных выражений о Боге, многие тогда совершенно не знали бы, что есть Бог; а если бы не знали этого, то все погибло бы. Когда же введено учение о Боге в таком виде, то скоро следовало и исправление его. Кто убеж­ден, что есть Бог, тот, хотя имеет и не надлежащее о Нем понятие и полагает в Нем нечто чувственное, но со време­нем убедится, что в Боге нет ничего такого. А кто убеж­ден, что Бог не промышляет, что Он не заботится о суще­ствующем, что Его нет, тот какую получит пользу от бесстрастных выражений? Вот почему Бог, побеседовав с ними сначала таким образом и внушив им понятие о бытии Его, потом мало-помалу очищал их, возводя к истинному уче­нию, говоря о Себе возвышенное, упоминая и о своем бесстрастии. Так другой пророк говорит: (Бог) «не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28). И тот самый пророк, который сказал, что Бог гневается, далее, желая внушить, что Божество бесстрастно, присовокупляет: «но Меня ли огорчают, не себя ли самих» (Иер.7:19)? И тот, который сказал, что Бог обитает в храме, сам говорит потом: «ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город» (Ос.11:9), т.е. Я не ограничиваюсь местом. Если Он не опроверг всего подобного, то и сказанными сло­вами благоразумнейшему дал понять, что Кто свободен от самых обыкновенных страстей, без которых невозможно жить, Тот тем более свободен от других. Поэтому и говорит пророк: «Ты – как человек изумленный» (Иер.14:9)? И часто он говорит о бесстрастии Божием. Таким образом, и здесь, если слышишь о гневе, не разумей страсти. В самом деле, если люди, преданные любомудрию, по возможности воздержи­ваются от гнева, то тем более Существо неизменное и не­тленное, неизреченное и непостижимое. Не видишь ли, что и врачи, отсекая или прижигая, делают это не по гневу, а с целью исправления, не потому, чтобы они гневались на боль­ных, но из сострадания к ним и для избавления их от болезней? Итак, когда пророк сказал: «не в ярости Твоей обличай меня», то сказал следующее: не накажи меня за грехи мои, не отмсти мне за беззакония мои.

Беседы на псалмы. На псалом 6.

Знаю, Господи, что меня ожидает ужасное и страшное судилище пред ли­цом ангелов и всей твари, (когда) Судия воссядет на страшном и возвышенном престоле и обнаружит и откроет все соделанные грехи, знаю, и не смею от лица многих моих грехов принести Тебе, Господи, мое исповедание. Грех мой больше того, что может быть мне оставлено, я согрешил пред Тобою тяжче всякого человека, я оскорбил Твое имя выше меры, я жил распутнее блудного (сына), я должен Тебе больше того, который был должен тысячу талантов. Хуже мытаря обобрал меня злобный враг, злее разбой­ника умертвил меня человекоубийца и разбойник. Я превзошел блудницу в блуде, глубже ниневитян погряз в грехе без покаяния, злее хананеянки (согрешил). «Беззакония мои превысили голову мою,… подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Пострадал я и согнулся до конца» (Пс.37:5, 7). Святое имя Твое я оскорбил, заповеди Твои преслушал, богатство Твое зло расточил, сокровище твое дурно растратил. Залог, данный Тобою, я прожил с врагами Твоими; голоса заповедей Твоих не соблюл; одежду, ко­торою Ты облачил меня, осквернил; светильник, приготовленный Тобою для меня, я потушил своим нерадением; лицо мое, которое Ты просветил, я потемнил своими грехами; очи мои, которым Ты дал свет, я опять ослепил; губы мои, которые Ты освятил, я опять осквернил. И я знаю, что Ты все равно обличишь содеянное мною; от этого я никуда не скроюсь, но во всяком случае буду обличен. Но, «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня». (Я не го­ворю: не обличай меня). Это невозможно, но: «не в ярости Твоей обличай меня».

Только Ты, единый Человеколюбец, можешь даровать мне это (снисхождение). Ты Сам знаешь точно все мои тайные паде­ния, но «не в ярости Твоей обличай меня». Не объявляй их, не обнаруживай пред всеми ангелами и людьми в мое посрамление. «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня». Если никто не может снести гнева смертного царя, то тем более, какое создание устоит пред гневом Божиим? «И не во гневе Твоем наказывай меня». Я не прошу: не наказывай. Я снесу вразумление и наказание, но, вразумляя, да не «не во гневе Твоем наказывай меня». Знаю я, что разбойник просил и получил от Тебя прощение. Знаю, что блудница припала к Тебе всей душой, и получила прощение. Знаю, что мытарь плакал пред Тобою из глубины сердца, и был оправдан. Но я не таков, как они. Я не имею достаточно слез, не имею истинного исповедания, не имею стенаний из глубины сердца, не имею чистой души, не имею поста нелицемерного, не имею любви к брату, не имею духовной бед­ности, не имею сострадания, чтобы быть достойным сострадания, не имею целомудрия по плоти, не имею чистоты помыслов, не имею воли богоприличной. С каким, наконец, лицом или по какому праву я буду просить о прощении? Господи, не раз обещал я Тебе покаяться, и нарушал свои обещания. Не раз припадал я к Тебе в церкви, и тотчас, выйдя оттуда, погрязал в грехе. Много раз ты миловал меня, и я отвергался. Сколько ты долго­терпел, и я не обращался? Сколько раз Ты поднимал меня, и я опять падал? Сколько раз Ты ободрял меня, и я оставался не­благодарным Тебе? Сколько раз я был услышан Тобой, но не слу­шал Тебя? Сколько раз Ты сострадал мне, а я ничем не послу­жил Тебе? Сколько чести ты оказал мне, и я не хотел почтить Тебя? Сколько раз согрешившего Ты призывал меня как Отец, с любовью принимал как сына и как дитя звал, раскрывая объятия? Падшему Ты сказал мне: «встань, спящий» (Еф.5:14). Приди ко Мне, я, не преследую тебя, не накажу тебя, не посрамлю, не прокляну сво­его создания, не отвергну, не ожесточу Своего сердца к Своему чаду. Я не хочу ненавидеть Мой образ, обратившийся ко Мне, не захочу отвергнуть человека, которого Я образовал Своею рукою, которого Я создал, которого носил, за которого Себя уничижил, за которого кровь Свою пролил. Как же Я не приму его, обращающегося ко Мне и припадающего? Итак, имея неисчерпаемую и беспредельную бездну человеколюбия и море долготерпения, «не в ярости Твоей обличай меня, Господи, и не во гневе Твоем наказывай меня», но еще и еще потерпи мне, не спеши исторгнуть меня из этой жизни незрелым, не торопись посечь меня как бесплодную смоковницу, но, как добрый и человеколюбивый хозяин, дай мне вместе со всеми и это лето на покаяние, не пренебреги снести мое нерадение и не восхить меня отсюда неготовым. Не возьми меня не имеющим брачной одежды; не выставляй обнаженной души на позор у Твоего престола. Не возьми меня, наконец, не имеющего что принести Тебе, но долготерпи на мне, но будь человеколюбив, но окажи сострадание мне, бедному, не­радивому, беспечному, жалкому, неимущему, блудному, оскверненному, распутному, неблагодарному, бессердечному, бесчувственному, унылому, погрязшему, омраченному и безответному, недостойному никакого чело­веколюбия, недостойному неба, достойному всякого прещения, геенны и наказания.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне.

Псалом 37

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущи злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножашася ненавидящия мя без правды. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Неизвестные псалмы

Псалмы несут в себе важный смысл, поэтому в православной религии не принято считать их менее действенными, чем молитвы. Более того, их используют очень часто не только православные христиане, но и священнослужители. Большинство этих текстов было включено в богослужение. Это означает, что на службе в церкви такие тексты можно услышать достаточно часто. Особенно, если человек посещает храм не только в праздники, но и в будние дни.

Некоторые псалмы хорошо известны христианам, о некоторых они до определенного момента могут и не догадываться. В данном случае все полностью зависит от того, насколько сильно люди интересуются религией и духовно развиваются. Поскольку далеко не все псалмы используются в богослужении. Следовательно, есть среди них и такие тексты, о которых верующий узнает в тот момент, когда начинает заниматься самостоятельно своим просвещением.

По мнению служителей церкви, данный аспект является очень важным. Ведь невозможно донести абсолютно всю информацию до христианина. Он также должен прикладывать определенные усилия, чтобы стать ближе к Господу. И в этом случае речь идет не только о богоугодных делах.

Очень важно, чтобы человек постарался как можно лучше изучить религию и все, что с ней связано. Особое внимание, разумеется, рекомендуется уделить изучению псалмов. Одним из наиболее известных в православии является псалом 37.

История написания псалма и тайна авторства

Прежде чем поговорить более подробно об истории написания данного текста, следует упомянуть о том, почему он столь известен. Как упоминалось выше, большинство псалмов известны христианам по одной простой причине – их используют во время литургий и служб в церкви. То же самое касается и данного текста. Его принято читать во время шестопсалмия. Этот псалом идет вторым по счету. Следовательно, те люди, которые достаточно часто посещают церковь, должны быть очень хорошо знакомы с текстом.

Используя слова этого божественного текста, человек получает возможность обратиться ко Всевышнему и выразить ему раскаяние. Более того, песнь восхваляет Творца и передает восторг человека силой небес.

Если говорить именно об историческом контексте, то считается, что песнь представляет собой крик души царя Давида. Как известно, он был наказан Богом за то, что совершил ужасный грех. Именно поэтому на его семью пало страшное проклятие, которое вполне могло уничтожить весь королевский род и лишить самого правителя жизни.

Однако, благодаря милости Всевышнего и благоразумию самого Давида, подобного удалось избежать. Царь был помилован и с тех пор вел исключительно благочестивый образ жизни, стараясь привлечь к религии как можно больше людей.

Значение текста

Теперь вернемся к истории написания данного псалма. К сожалению, никакой точной информации об этом найти ученым и исследователям не удалось. Поэтому, все, что остается, это строить догадки и теории, исходя из самого текста молитвенной песни. В оригинальном переводе имеется предписание к этой песни. И оно носит название «В воспоминание». Однако церковнославянский перевод более точный и звучит так «В воспоминание о субботе».

Людям, далеким от религии, это уточнение ровным счетом ничего не скажет. Но для глубоко верующего христианина оно наполнено смыслом. Ведь в православии суббота считается совершенно особенным днем. В этот день недели обычно люди каялись в совершенных прегрешениях, просили у Господа прощения и надеялись на прощение небес. Следовательно, можно сделать вывод, что и у автора псалма суббота олицетворяла время душевного спокойствия, отведенное для общения с Творцом.

Детально изучив текст, становится понятно, что он пестрит эмоциональными выражениями. Это указывает на то, что во время написания псалма Давид испытывал сильное эмоциональное потрясение. Возможно, современные психологи даже назвали бы его состояние депрессивным. Именно это и натолкнуло ученых, изучающих религию, на мысли о том, что псалом был написан в непростое для царя время.

Ознакомившись с достаточным количеством информации, ученые сделали вывод, что псалом мог быть написан:

  • во время бегства Давида из Израиля – в те годы, когда страной правил Саул, будущему царю приходилось несладко. Ведь правитель его невзлюбил с того дня, как узнал, что он помазанник Бога. Когда Саул попытался лишить Давида жизни, тот был вынужден бежать. Вместе со своими людьми он долгое время прятался в огромной пещере, расположенной в пустыни;
  • после совершенного греха – недаром многих священников волновало то обстоятельно, что у правителя был гарем. Поскольку, согласно законам Господа, у мужчины могла быть только одна жена. А поскольку царь был слишком падок на красоту женщин, возникали опасения, что однажды он совершит грех прелюбодеяния. Именно это и произошло. Ребенок, зачатый в грехе, умер в утробе матери, так и не увидев света божьего;
  • во время бегства от Авессалома – когда в Израиле началось восстание, которое возглавил сын Давида, ему пришлось покинуть страну. Скитаясь в поисках приюта, царь быстро ослабел и подхватил хворь. Это время для него было самым тяжелым, поскольку царь понимал, что его предал собственный сын.

Разумеется, в жизни царя было немало и других эпизодов, отличающихся сложностью и вынуждающих его действовать вопреки собственным желаниям. В случае в Авессаломом это наиболее очевидно.

Во время бегства от солдат, несчастный юноша запутался волосами в ветвях деревьев и погиб от удушения. Таким образом, он получил наказание от небес за то, что посмел пойти против законного правителя и даже посягнул на его жизнь. А ведь отягчающим обстоятельством в данном случае является то, что правителем, которого он вознамерился свергнуть и убить, был его отец.

Сложно сказать, в какое время точно был написан псалом 37, поскольку, никаких подсказок в самом тексте нет. Именно по этой причине ученым остается лишь строить догадки. Хотя, возможно, некоторые из них действительно верны. Церковь придерживается мнения, что псалом был написан в годы скитания из-за предательства собственного сына. Поскольку другие события уже были воспеты в песнях, которые Давид впоследствии записал. Следовательно, велика вероятность того, что новый псалом он написал именно во время болезни и изгнания из королевства.

Правила чтения псалма

Читая ту или иную молитву, человек невольно начинает задумываться о том, как делать это правильно. Ведь существуют определенные правила, которые расписаны церковью абсолютно для всех молящихся. То же самое касается и псалмов.

Установлены определенные требования к процессу чтения псалмов, которым следует подчиняться:

  • читать текст лучше именно на старославянском языке, поскольку подобное поможет лучше понять его смысл. Но и в этом случае возможны исключения. Если человеку тяжело дается данный язык, он может читать текст на русском;
  • во время моления можно зажечь свечу, чтобы настроиться на определенный лад и вознести свою молитву согласно всем канонам;
  • поскольку псалом представляет собой песню, его текст необходимо произносить нараспев. Научиться этому можно, посетив церковь и послушав хор;
  • во время чтения псалма на сердце у человека не должно быть никакой злости или раздражения;
  • беседуя со Всевышним посредством псалма, следует помнить о том, что Он видит душу человека. И поэтому нельзя стараться умышленно скрыть что-то от Господа и надеяться на то, что это останется незамеченным.

Эти правила очень легко соблюдать, поскольку они не являются какими-то сложными. Именно по этой причине церковь настаивает на том, чтобы они не нарушались. Более того, подобное поможет человеку еще больше приблизиться к Господу и продемонстрировать свое рвение и желание познать религию.

  1. Авторство псалма 37 принадлежит царю Давиду, который в давние времена правил Израилем.
  2. Достоверно неизвестно, в какой именно период времени была написана песнь. Но исследователи уже выдвинули несколько теорий по этому поводу.
  3. 37 псалом представляет собой песнь покаяния, которую исполнил Давид, чтобы обратиться к Господу.
  4. Читая псалом или молитву, человек должен придерживаться определенных правил, установленных церковью.

Псалом 37

Шрифт

Псалом Давиду, в воспоминание о субботе

Псалом Давида, в воспоминание о субботе.

1 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

1 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

2 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.

2 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и Ты утвердил на мне руку Твою.

3 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.

3 Нет исцеления для плоти моей от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих,

4 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.

4 ибо беззакония мои превысили голову мою, как бремя тяжкое отяготели на мне.

5 Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.

5 Смердят и гноятся раны мои от безумия моего:

6 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.

6 пострадал я и был согбен до конца, весь день, сетуя, ходил.

7 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.

7 Ибо исполнились глумлений чресла мои, и нет исцеления для плоти моей.

8 Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего.

8 Я был сокрушен и унижен безмерно, кричал от стенания сердца моего.

9 Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися.

9 Господи, пред Тобою – всё желание моё, и стенание моё от Тебя не сокрыто.

10 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.

10 Сердце моё смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет со мною.

11 Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа,

11 Друзья мои и соседи мои приблизились и стали напротив меня,

12 и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся.

12 и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли.

13 Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих.

13 Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих;

14 И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения.

14 и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения.

15 Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.

15 Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой.

16 Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.

16 Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались.

17 Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.

17 Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною.

18 Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.

18 Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём.

19 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.

19 Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно.

20 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.

20 Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился.

21 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.

21 Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня,

22 Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

22 обратись на помощь мне, Господи спасения моего!

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *