Псалом 6 на русском

Псалом о том, что, находясь в сильной печали или переживая немощь, особенно необходимо просить помощи у Бога

Читать пятый Псалом необходимо тем, кто переживает большое потрясение или горе. Часто в такие жизненные моменты, как потеря близкого человека, люди отворачиваются от Бога, обижаются на Него, не понимая, почему Он отнял у них такого дорогого человека. Это происходит оттого, что люди не могут на все 100% довериться Богу, не понимают, почему в их жизни происходят те или иные события. Даже сам царь Давид говорит в этом Псалме, что кровать свою он омыл слезами. То есть, горе его было существенным. Таким, избежать которого не помогло его высокое положение. Он понимает, что если сам Бог не утешит его, то ему уже ничего не поможет.

Часто Давид плакал и стенам перед Господом в моменты, когда на него ополчались враги. Ими были политические деятели других стран или представителя его же народа. Неприятели могли быть и в его дворце. Простой народ часто роптал на своего царя, несмотря на то, что Давид пекся о нем, непрестанно молился за народ перед Богом и просил у Него мудрости для того, чтобы рационально управлять им. Но Давид не теряет надежды на то, что они рано или поздно постыдятся своих поступков, отвернутся от того, что делали раньше и станут слушаться Бога и своего царя. Такого исхода он и желает им в конце этого Псалма – чтобы они вернулись к себе, осознали всю свою неправоту, беззаконность и постыдились. Мужчина желает им, чтобы это произошло с ними мгновенно, потому что они могут не успеть покаяться в своих грехах. Тогда Бог не примет их в свое Царство, сказав, что не знает их.

Детальное толкование

Шестой Ветхозаветный Псалом можно поделить на 6 частей:

  1. Давид не боится обличения и наказания, но только не тогда, когда Бог находится в ярости или в гневе (стихи 1 и 2)
  2. Царь молит о том, чтобы Бог исцелил и помиловал его (стихи 3 и 4)
  3. Давид уповает на Божью милость и говорит, что если он умрет, то уже не сможет славить Господа (стихи 5 и 6)
  4. Царь каждую ночь плачет, его глаза уже высохли оттого, сколько слез он пролил (стихи 7 и 8)
  5. Давид уверен, что Бог слышит его слова и моления, говорит своим врагам удалиться от него (стихи 9 и 10)
  6. Мужчина просит справедливого наказания для своих недругов (стих 11).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять Псалом и проследить его основную мысль.

Часть 1 – Царь не противится обличения и наказания от Бога, если на самом деле этого достоин

Стих 1

Давид воспевает на восьмиструнном орудии при начальнике своего хора. Царь исполнял молитвы на духовных и иных орудиях, потому что любил играть на разных инструментах и прославлять в это время Бога.

Параллельные стихи из Писания отсутствуют.

Стих 2

Царь не противится Божьему наказанию и обличению. Обличать – разоблачать и вскрывать то, что находится в сердце и мыслях человека. Мужчина даже рад тому, когда Бог работает с его сердцем, показывая, что там еще не в полной мере подчиняется Ему. Но царь просит, чтобы Бог производил наказание и обличение не в ярости или гневе, потому что тогда пережить Божью кару невозможно.

Бог к каждому человеку подходит индивидуально, потому что знает, чем наполнены людские сердца. С одним он действует строго, с другим нежнее. Давид, зная, что ему тяжело будет перенести Божий гнев, просит наказывать и показывать его сущность без ярости. Царь желает для себя мягкого обличения. Но если проследить историю жизни этого царя, видно, что Бог порой действовал с ним жестко. Значит, так нужно было.

Параллельные стихи из Библии:

  • Пс 37:2 – Давид говорит те же слова в своих воспоминаниях перед Богом, чтобы наказание и обличение не обрушились на него с яростью и гневом.
  • Иер 10:24 – Пророк Иеремия говорит Богу наказывать его по правде, а не в гневе или ярости.

Часть 2 – Давид просит милости Божьей, исцеления для костей и спокойствия для души

Стих 3

Царь говорит о том, что он немощен. То есть, испытывает болезненное состояние, слабость или крайний упадок сил. Сюда же можно отнести старческие недуги, но Давид, по предположению историков, не был еще в преклонных летах в то время. «Кости мои потрясены» – возникшая с ним ситуация настолько взбудоражила его, что все тело его реагирует на неблагоприятные события, которые происходят в жизни тогда, когда он просит Бога о милости и исцелении.

Параллельных стихов из Библии нет.

Стих 4

Мужчина негодует, что помимо костей, потрясена и его душа. И он ждет ответа и помощи от Господа вот-вот. Потрясения души отличается от потрясения костей. Потому что первое относится к душевной стороне жизни, а вторая к телу. Вера Давида в Бога, конечно, не поколебалась, но его душа испытывает некий страх, поэтому то он и просит Божьей помощи. В Боге нуждается не только его физическое тело, но душа и дух. Видимо, переживания были настолько сильные, что задели всю внутренность мужчины. Потрясли его так, что повлияли и на его чувства и эмоции. Оттого Давид просит быть услышанным.

Параллельных стихов из Писания нет

Часть 3 – Кто будет славить Бога, когда умрет?

Стих 5

«Обратись, Господи» – повернись ко мне. Слова Давида полны отчаяния. Он не всегда говорит о том, чтобы Господь повернулся к нему. Можно предположить, что его состояние было совсем плачевным, потому что ему показалось, что даже сам Бог отвернулся от него. Чего, конечно, не могло произойти, если проанализировать всю его жизнь и посмотреть, что, даже согрешая, Давид всегда мог надеяться на Божье обличение и помилование. Это происходило и тогда, когда он меньше всего ожидал, что Господь вскроет его грех. Потому что считал, что во всем поступает правильно.

Параллельных стихов из Библии нет.

Стих 6

Царь говорит Господу, что тот, кто мертв, уже не может славить Его, употребляя словосочетание «во гробе». «В смерти нет памятования» – если он погибнет, то уже не будет помнить всего того, что Бог сделал для него. Такие слова мужчина говорит, потому что чувствует себя на волоске от смерти и просит Бога сохранить ему жизнь, чтобы мужчине и дальше продолжать славить Бога своей жизнью и помнить обо всем хорошем, что Господь сделал для него. Давид уверен, что от него мертвого никакой пользы не будет ни народу, ни даже Богу. Потому что в таком состоянии он ничего доброго больше сотворить не сможет.

Параллельные стихи из Писания:

  • Пс 29:10 – В этом Псалме Давид продолжает рассуждение о том, что от него мертвого мало пользы, говорит, что прах не будет славить Господа.
  • Пс 87:11 – Сыны Кореевы говорят о том, что над мертвыми Бог не будет творить чуда и умершие не смогут встать и прославить Господа.
  • Пс 113:25 – Нисходящие в могилу славить Господа не будут.
  • Ис 38:18 – Пророк Исаия говорит, что Бога славит ни смерть, ни преисподняя. И те, кто нисходит в могилу, уже не могут уповать на Господа.

Часть 4 – Давид много плачет и просит утешения от Бога

Стих 7

Мужчина утомлен собственными воздыханиями. Он каждую ночь рыдает, «слезами своими омочая постель свою». Омывает ложе свое. Уже не в первый раз встречается описание того, что Давид плачет перед Богом. Для многих мужские слезы не вызывают одобрения, с детства мальчиков учат не плакать. Оттого наверно многим мужчинам тяжело признаться Богу в своих грехах и покаяться в них, потому что такое действие, несомненно, сопряжено со слезами и глубоким раскаянием. Давид же понимает, что полностью зависим от Господа, потому не стесняется плакать перед ним. Как и не стесняется он танцевать для Бога перед всем своим народом на больших празднествах.

Стих 8

Глаза царя высохли от этих слез и устали из-за множества врагов, которые сговорились против него. Он жалуется Богу на свое непростое состояние, как физическое, как и политическое. Несмотря на то, что Бог постоянно ограждал его от неприятностей, необходимо было каждый день нести бремя власти и отвечать за народ, который Господь доверил Давиду.

Параллельный стих из Писания:

  • Пс 30:10 – Давид чувствует, что находится в стесненных обстоятельствах и просит у Бога милости для того, чтобы пережить непростое для него время. Иссохли не только его глаза, но и утроба (внутренность), и душа. В моральном и психологическом плане он тоже чувствовал себя нехорошо.

Часть 5 – Давид прогоняет своих врагов в молитве, потому что уверен – Бог услышал его

Стих 9

Мужчина, продолжая молитву Богу, говорить своим недругам удалиться от него, тем, которые творят беззакония (действуют вопреки установленным Богом принципам). Царь уверен, что голос его плача услышан Господом, поэтому с уверенностью прогоняет своих врагов в молитве.

Параллельные стихи из Библии:

  • Пс 118:115 – Самый длинный в Библии Псалом, в стихе повторяются слова Давида о том, чтобы люди, творящие беззаконие, удалились.
  • Мф 7:23 – Иисус говорит, что люди, делающие беззаконие и желая попасть на небеса, услышат от Бога слова, что Он не знает их и попросит отойти от Него.
  • Лк 13:27 – И снова Божьи слова о том, чтобы люди, которые делали неправду отошли от Него, потому что Он не знает их (выражение используется для тех, кто не ходил пред Богом, и потому их пути Господу не известны, как и они сами).

Стих 10

Давид продолжает говорить о том, что Бог услышал его моления и принимает его молитву. В словах мужчины слышится радость, которой предшествовало стенание и горечь. Сейчас же он снова воодушевлен и счастлив, потому что уверен, что слезы, пролитые им, увидены Богом, а слова о помощи услышаны. Что он и подтверждает своими высказываниями.

Параллельные стихи из Писания отсутствуют.

Часть 6 – Давид высказывается по поводу участи его врагов

Стих 11

Царь желает свои недругам жестокого поражения и стыда. «Да возвратятся и постыдятся» – вернуться туда, оттуда пришли к нему, осознают свою неправоту, чтобы им стало стыдно. Причем Давид желает им мгновенного возвращения и постыжения.

Параллельный стих из Писания:

  • Пс 34:4 – Враги называются людьми, ищущими души Давида. Тем, кто умышлял против него зло, мужчина желает вернуться и покрыться бесчестием.

Истолковать шестой Псалом коротко можно так:

  • Давид поет на восьмиструнном инструменте Псалом в присутствии начальника хора
  • «Не наказывай меня, Бог, когда Ты пребываешь в гневе или в ярости»
  • «Во мне мало сил, поэтому я прошу о твоей милости, мои кости потрясены, я совсем без сил»
  • «Потрясена сильно и моя душа»
  • «Ради Своей милости спаси меня, Бог, повернись ко мне и избавь мою душу от тяжести»
  • «Если я умру, то уже не смогу вспоминать о Тебе, если буду в гробу, то уже не смогу славить Тебя»
  • «Воздыхания мои утомили меня, я каждую ночь омочают постель собственными слезами»
  • «Из-за этого глаза мои иссохли. От всех недругов моих глаза мои потухли»
  • «Уйдите от меня все, кто творит беззаконие и неправду, потому что Бог услышал плачь мой»
  • «Мои молитвы услышаны Господом, Он принимает мои стенания»
  • «Жестоко поражены и постыжены будут все мои враги. Они вернутся к себе и мгновенно постыдятся за все то, что делали против меня».

Шестой Псалом состоит из 11 стихов и 15 предложений. Находится на странице 570 Библии синодального перевода. Исполнил шестой Псалом царь Давид.

Объяснение священной книги псалмов

В славянской Библии шестому псалму предшествует такое надписание: В конец, в песнех о осмем, псалом Давиду. В Псалтири на русском языке надписание читается так: «Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида». О значении слов «начальнику хора» сказано выше, при объяснении двух предыдущих псалмов. Выражение «на восьмиструнном» означает то, что псалом должен быть положен на ноты восьмиструнного музыкального орудия. Что касается славянских выражений надписания, то они тоже не в первый раз употреблены (см. Пс. 4). В конец означает, что псалом по содержанию своему относится к кончине веков, т.е. ко времени Грядущего Мессии, или, что то же, ко времени пришествия Христа Спасителя; в песнех о осмем значит, что псалом предназначен составителем его для пения с аккомпанементом музыки на осмиструнном орудии. Псалом 6 содержанием своим представляет молитвенное исповедание, или сердечное покаяние Давида пред Богом. Но вместе с тем он служит наилучшим выражением глубокого, искреннего покаяния во грехах всякой души христианской, обремененной тяжестью грехов; а потому, как покаянный псалом, он внесен Церковью в состав великого повечерия, читаемого во время Великого поста – времени всеобщего покаяния христиан.

Пс.6:2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

Ярость означает негодование, сильную, высшую степень гнева; этим словом чаще всего выражается мгновенная вспышка гнева, за которым следует отмщение, или наказание. Гнев и ярость Господни, по учению псалмопевца, проливаются (Пс. 77:21) на людей, не подающих никакой надежды к нравственному исправлению и возрождению, а лишь более и более утверждающихся в греховном настроении, на ожесточенных грешников. Пророк, сознавая свою виновность пред Богом, не просит об освобождении его от наказания; а только, надеясь на милость и долготерпение Божие, молит обличить и наказать его не во гневе и не с яростью. Он не отрицается от заслуженных и временных наказаний, которые исправляют и привлекают человека к Богу; но боится того страшного наказания, когда Господь отвратит лице Свое и осудит человека на вечную казнь. И потому молится так же, как молился Иеремия пророк за прогневавший Бога народ иудейский: «Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленных нас сотвориши» (Иер. 10:24). Гнев и ярость означают здесь одно и то же, равно как и слова обличиши и накажеши выражают, можно сказать, одно и то же: пророки и вообще ветхозаветные богодухновенные писатели имеют обыкновение повторять свою мысль разными словами и выражениями, для наилучшего выяснения мысли.

Пс.6:3–4 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?

Немощен есмь (от слова «немощь») значит – не могу, не имею силы, бессилен, слаб не телом только, но и душею. Словами смятошася кости моя пророк выражает слабость телесную, а словами душа моя смятеся зело выражает слабость души, которая, с одной стороны, служит причиной поползновения ко греху и нетвердости, неустойчивости в добродетели, а с другой, является последствием страха суда Божия за грехи. Болезни и различные страдания телесные являются последствием греха (Ин. 5:14). Испытав на самом себе то и другое состояние, Давид выражает это в молитвенном исповедании пред Богом: смятошася кости моя, т.е. кости мои потрясены и душа моя сильно потрясена; а потому и просит у Господа Бога исцеления, и как бы так говорит: «Ты, Господи, Праведный Судия, но вместе и Милостивый Владыка, накажи меня по правде Твоей, но и помилуй по милости Твоей; воззри на мои грехи не как на преступные действия злой воли, но как на несчастные проявления слабости души моей, моей немощи, воззри на них со свойственным Тебе милосердием и состраданием и, как Всеблагий Врач душ и телес, исцели меня, чтобы мне не погибнуть от гнева Твоего. Я заслужил праведный гнев Твой, Господи, и раскаиваюсь во грехах, ожидаю милости». И Ты, Господи, доколе – я изнемогаю под бременем греховных искушений и чувствую на себе тяжесть гнева Твоего; но доколе продолжится такое тяжкое состояние мое?

Пс.6:5 Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея.

Обратися значит: поворотись лицом ко мне, не отвращайся от меня. Выражение это взято от тех, которые, разгневавшись, отвращаются и не хотят смотреть на прогневавших или провинившихся. Как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела, так и Бог, взирая на человека благоволительным оком, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Поэтому у псалмопевцев, как и вообще у священных писателей, нередко употребляются выражения: обратися, обрати лице Твое на ны, и наоборот: отвратися, отврати лице Твое от грех моих, первое – в смысле благоволения, милостивого расположения, а второе – в смысле негодования, ярости и гнева. Душа моя, говорит пророк, потрясена, скорбит и мучится; воззри же на меня, Господи, милостивым Твоим оком и избави душу мою от угнетающей ее скорби; и спаси меня от угрожающего мне за грехи мои вечного осуждения, спаси не ради моего недостоинства, но ради милости Твоея.

Пс.6:6 Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?

По русскому переводу: «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Слово поминаяй означает деятельное памятование о Боге, или хождение пред Богом, угождение Господу. Ад (от греч. – «не видеть») собственно означает темное место, а в переносном смысле – гроб, могилу, вообще состояние по смерти. Исповедание здесь то же, что покаяние, раскаяние во грехах, нравственно добрая перемена, какая только возможна в настоящей жизни, при благодатных средствах Святой Церкви. Таким образом, смысл изречений сего стиха может быть выражен так: спаси меня, Господи, милостью Твоей: ибо я боюсь, как бы смерть не предварила Твоего милосердия, милости прощения грехов моих,– так как по смерти невозможно благоугодить Тебе; смерть низводит во ад, а во аде уже нет места покаянию.

Пс.6:7 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.

По русскому переводу: «Утомлен я воздыханиями моими (происходящими от сильной скорби о содеянных грехах), каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою». Как глубоко раскаяние Давида! Есть предание, что он всю жизнь, следующую за грехопадением, проводил в постоянных слезах. И за такое слезное покаяние он получил достойное утешение от Господа, рекшего: «Блажени плачущии, яко тии утешатся» (Мф. 5:4). Господь простил ему грехи, возвратил прежнее благоволение, не отнял от него Духа Святого, сопричислил его к лику святых угодников Своих. А Святая Церковь Христова поставляет его одним из первых образцов покаяния для всех грешников, ищущих обращения и спасения.

Пс.6:8 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

Слово смятеся в переводе с еврейского читается так: «потемнело», «повредилось». Под словом око – «глаз», здесь разумеется око духовное, та разумная способность души, которая обыкновенно возмущается, приходит в содрогание от представления и сознания тяжести содеянных грехов. Обетшах во всех вразех значит – я обветшал, устарел, ослабел, изнемог от врагов моих. Под врагами разумеет как грехи свои, так и вообще всех тех, которые привлекают ко греху, как-то: демонов, злых человеков и проч. А потому смысл сего стиха может быть выражен так: потемнело, повредилось от великой скорби (о грехах) духовное око мое, помутился мой разум; я изнемог от множества врагов моих, которые расслабляют меня и причиняют мне преждевременную старость.

Пс.6:9–10 Отступите от Мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего, услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.

До сих пор пророк выражал в различных образах свое бедственное состояние, происходящее от великой скорби о грехах; теперь он выражает свою великую радость и торжество над врагами. Яко услыша Господь – на основании этих слов можно предположить, что Давид каким-нибудь образом свыше был утешен и извещен о прощении ему Господом грехов его; глас плача моего – слова эти значат собственно не голос, не звуки плачевного вопля, а душевное расположение, слезные и плачевные прошения. Обрадованный и утешенный милостью Божией, Давид торжественно объявляет, что Господь не отверг, а услышал его слезное покаяние, что молитва его была благоприятна Богу, а потому он смело может теперь сопротивляться врагам своим, которых и гонит от себя, говоря: отступите, удалитесь от меня все, делающие беззаконие.

Пс.6:11 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

Этими словами пророк заканчивает псалом, выражая еще раз торжество над врагами своими и желание того, чтобы они устыдились своей позорной деятельности и возвратились с погибельного пути на путь правый, ведущий к покаянию и спасению. «Да будут, – говорит, – постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно».

Никто не застрахован от ошибок и неудач, от появления врагов и проблем. Важно, не терять веру и надежду, не отступать с правильного пути и быть честным с собой и Господом. Псалом 6 – мольба о прощении, помиловании и защите, которую верующий обращает к Богу в трудные минуты своей жизни.

Текст молитвы псалом 6

На церковнославянском языке

В конец, в песнех о осмом, псалом Давиду

1 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.

2 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя.

3 И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?

4 Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея.

5 Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?

6 Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу.

7 Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих.

8 Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего:

9 услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият.

10 Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

На русском языке

К исполнению, по образу гимнов, о дне восьмом. Псалом Давида.

1 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.

2 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я, исцели меня Господи, ибо сотряслись кости мои,

3 и душа моя смутилась сильно; и Ты, Господи, доколе?

4 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей.

5 Ибо нет среди мёртвых того, кто помнит Тебя, а во аде кто прославит Тебя?

6 Устал я от стенания моего; каждую ночь омывать буду ложе моё, слезами моими постель мою орошать.

7 Смутилось от гнева око моё: я состарился среди всех врагов моих.

8 Отступите от меня, все делающие беззаконие, ибо услышал Господь глас плача моего,

9 услышал Господь моление моё, Господь принял молитву мою.

10 Да постыдятся и смутятся все враги мои, да обратятся вспять и устыдятся очень скоро.

Толкование

Как и для многих других песен Давида, толкование псалма 6 связано с личными переживаниями царя и конкретными историческими событиями. Однако молитва используется до настоящего времени, так как просьбы о защите и благословении Господа не заканчиваются, как не заканчиваются и трудности в жизни людей.

Чтобы понять текст псалма 6, следует разобраться в значении каждого отдельного стихотворения:

  • Стихи 1-3 – Давид осознает и признает свои грехи и вину за происходящие события. Он просит Господа о помиловании, о том, чтобы Бог не наказал его в ярости и гневе на верующего, отступившего от Божьих законов. Царь Давид не оправдывается и не пытается вымолить прощение, как награду за прошлые заслуги. Признание вины и смущение духа показывают искренность веры и внутреннюю силу Давида, хотя тело его захватила болезнь.
  • Стихи 4-5 – Давид молит Господа о помощи и спасении, обещая всю жизнь восхвалять и прославлять Его. После смерти царя, которую ищут его многочисленные враги, он не вспомнит о Господе, как считали евреи в древности.
  • Стихи 6-7 – описываются страдания и недуги Давида, которые лишили его покоя и сна. Он говорит, что болезнь состарила его, сделала немощным и бессильным.
  • Стихи 8-10 – Давид обрел надежду в светлое будущее, так как Господь услышал его молитвы. Здесь говорится о том, что Бог простил своего помазанника и даровал ему помилование. Помощь Господа подарила уверенность и силы бороться с врагами, которым царь обещает скорую расправу и наказание.

Текст псалма 6 начинается, как плачь, но к концу он приобретает новые краски. В последних строках песни сквозит сила и уверенность, которые принесли автору искренняя вера и молитва, не оставшаяся без ответа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *