Психология самопознание

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношение к себе других людей формируется в самооценку. Самооценка является эмоциональным отношением к собственному образу: «Я талантливый», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне.

Существуют три основных момента для понимания самооценки. Во-первых, в формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, которым мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку формуле:

Самооценка — Успех

Домогательства

Повысить самооценку можно, или добившись чего-то — успеха, либо снизив требования к идеалу — притязание.

Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства повторять ребенку, что она красивая. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывается для новых знаний о себе.

В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.

Образ «Я» не остается неизменным в течение жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступают на авансцену или уходят в тень.

Самоисповедь И САМОПОЗНАНИЯ

Важным средством познания себя является самоисповедь. Собственно говоря, самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой.

В жизни по разным причинам нередко приходится жалеть о содеянном. Сожаления может вызвать чувство неловкости, самоосуждения, долго сохраняется. Выразить наболевшее в словах, высказаться искренне перед кем-нибудь издавна считалось у людей одним из действенных способов избавиться от тяжелых мыслей. Такой рассказ о поступках, ошибки, переживания не только удовлетворяет потребность в сочувствии, сопереживании, утешении, но и помогает человеку лучше разобраться в том, что ее волнует, в самой себе.

Психологически такое облегчение понятно: то, что изначально не осознавалось до конца, в ходе исповеди делается более выразительным, осознанным, а значит, становится понятным, как действовать в подобной ситуации.

Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит открыть еще одну тайну самого себя.

В свое время были широко распространены личные дневники, записи своих соображений, впечатлений, переживаний, носящие характер исповеди. Сегодня такие дневники встречаются гораздо реже, но зато заметно возрос интерес к всевозможным тестам, анкет, дают возможность посмотреть в свой внутренний мир, узнать о себе что-то новое. Нередко, сравнив свое представление с результатом тестирования, мы остаемся неудовлетворенными («Эта характеристика ничего общего со мной не имеет»), иногда довольно согласны с результатом, если он подтверждает нашу самооценку. Во всех случаях успех зависит не только от качества теста, но и от умения и готовности честно посмотреть на себя якобы сбоку, вызвать к себе на исповедь.

В связи с исповедью перед самим собой вспомним Ф. М. Достоевского, вложенные им в уста старца Зосимы: «Главное, самому себе не лгите. Кто врет сам себе и собственную ложь свою слушающий, к тому доходит, что уже никакой правды ни в себе, ни вокруг не различает, а, соответственно, перестает уважать и себя, и других «.

Субъективная сложность внутренней исповеди состоит не только в том, абсолютная честность с самим собой — проявление нравственного начала в человеке. Гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя в случае некрасивой поведения. Еще одна причина трудностей кроется в том, что наряду с осознанными проявлениями человек подвластен и неосознаваемым проявлениям. Так, по теории 3. Фрейда, «Я» человека является «несчастливой» существом, поскольку служит трем господам и поэтому подвергается тройной угрозе: со стороны внешнего мира; со стороны бессознательных влечений и импульсов, источники психической энергии, нацеленной на удовлетворение; со стороны строгого морального контроля, запретов, сложившихся под влиянием окружения и предыдущего опыта. Фрейд стремился объяснить причины многих внутри- личностных конфликтов разделением единой человеческой личности на три антагонистические части, изначально конфликтуют между собой.

Современная наука признает сложность и комплексность «Я» и противоречивость информации, постоянно подвергается оценке, осмыслению для выработки решения. Итак, подведем некоторые итоги.

Человек постоянно в процессе деятельности меняется. ее «Я», выступает как объект познания, — сложное и динамичное образование.

«Я-концепция» (или образ «Я») является относительно устойчивым, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представления человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых реальных и фантастических ситуаций, а также из-за мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Для достижения «Я» необязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния, какие поступки дают вам удовольствие, которые вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Изучение себя может осуществляться в процессе иной деятельности — общение, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Основные понятия

Самопознания. Самооценка.

Сроки

Образ «Я». Домогательства. Самоисповедь. «Я-концепция».

Вопросы для самопроверки

1. Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой?

2. Можно ли считать представление о собственной внешности истиной? Ответ аргументируйте.

3. Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

4. Какое значение в самопознании имеет самоисповедь?

Задача

1. Упражнение на самовосприятие. Станьте перед зеркалом и вглядывайтесь у него не менее 10 минут. Что вы увидели? Что у вас лучше всего? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, у которого, например, встретить вас на вокзале? Представьте, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучшим? Каково ваше наиболее неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильная до безобразия. А теперь посмейтесь над образом, что вышел, как над отражением в кривом зеркале.

2. Упражнения на развитие фантазии:

Если бы вы могли превратиться в животное, то в какую? Почему именно в эту?

Если бы вы могли на неделю поменяться местами с кем-нибудь, то кого бы вы выбрали для этого? Почему?

Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной, или в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

3. Могли бы Дон Кихот и Санчо Панса поменяться внешностью, сохранив свой характер? Аргументируйте свой ответ.

4. Почему в детском возрасте в виде «Я» преимущественное место занимает внешность, а по мере взросления все большее внимание уделяется «деятельной сущности», которая проявляется в различных видах деятельности? Согласны ли вы с тем, что с возрастом человек глубже познает свое «Я», формирует устойчивое мнение о себе, может критически и объективно охарактеризовать себя?

5. Во все времена людей озадачивала проблема двойственности «Я». Приведите примеры такой двойственности по литературе, собственных наблюдений. Как бы вы объяснили причины такого раздвоенности?

Краткие выводы к разделу

1. Знание — это результат познавательной деятельности человека. Ощущения, восприятия и представления формируют чувственный образ предмета. Рациональное мышление на основе понятий, суждений и умозаключений помогает постичь их сущность.

2. Стремление познавать мир во всей его полноте присуще человеку. Она добывает знания различными путями.

3. Одним из наиболее важных путей познания действительности является научный поиск. Науке присущи особые методы и способы добывания знаний и установления их истинности.

4. Основным способом постижения мира в древности был миф. Некоторые черты мифологического сознания сохраняются и в современном мире, который сегодня во многих своих проявлениях остается сложным и загадочным.

5. Объектом познания для человека является он сам. Самопознания, включая восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации — проявления своего «Я» в деятельности.

Вопросы к главе

1. Что такое познание? В чем заключается многообразие путей познания?

2. Чем отличаются друг от друга познания природы, познания общества и познания человека? Какие общие черты этих познавательных процессов?

3. Чем отличается научное познание от других способов познания? Каковы его основные черты?

4. Что такое истина? Каковы ее критерии?

5. В чем заключается значение самопознания?

Обществознание, 6 класс

Урок 11. Познание человеком мира и себя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Представление об окружающем мире.
  2. Познание самого себя.
  3. Гениальность — наивысший уровень развития способностей и таланта.

Тезаурус

Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Знание – это результат познавательной деятельности.

Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.

Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).

Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.

Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.

Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.

Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».

Ваши родители, наверное, делятся с вами воспоминаниями о тех годах, когда сами были подростками. Возможно, их подростковые мечты и поступки сейчас расцениваются ими как ребячество. Однако этот возраст – очень важная часть жизни, подчас определяющая будущее. Как найти себя? Кем стать? Как построить отношения с другими людьми? Как обрести верных друзей? Поиск ответов на эти вопросы — трудная задача даже для взрослого, но вы уже сейчас можете накапливать для этого знания и опыт.

У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.

Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).

Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.

От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.

Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.

Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки самооценки.

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Высокомерие. Человек ставит себя выше других.

Неумение отказывать.

Неумение принимать комплименты.

Желание учить жизни окружающих.

Преобладание в речи местоимения «я».

Ответ:

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Высокомерие. Человек ставит себя выше других.

Желание учить жизни окружающих.

Преобладание в речи местоимения «я».

Неумение отказывать.

Неумение принимать комплименты.

Пояснение: Завышенная самооценка – это переоценивание человеком своих возможностей. В речи такого человека преобладает местоимение «я», потому что он верит в успех любого мероприятия, в котором участвует. Такому человеку свойственно высокомерие и наплевательское отношение к точке зрения окружающих, зато со своей стороны он готов учить жизни других.

Человек с заниженной самооценкой не умеет принимать комплименты, так как не верит в себя. Боясь обидеть другого, он не может сказать «нет».

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для предложения, содержащего оценку, поставьте 0, для предложения, содержащего факт – 1.

  1. Для подростка наиболее важными каналами знаний об окружающем мире являются учёба и общение со сверстниками.
  2. В школе мы получаем основы научных знаний.
  3. В общении мы учимся взаимодействовать с людьми.

Ответ

Ответы

Пояснение: Первое утверждение ошибочно. Помимо учёбы в школе и общения со сверстниками подросток многое может узнать об окружающем мире от родителей, бабушек и дедушек, а также от других взрослых. Именно они обладают богатым жизненным опытом.

В школе мы, действительно, получаем основы научных знаний, изучая азы таких наук, как математика, физика, химия, история и других.

Последние утверждение тоже верное. Сложно переоценить значение общения в жизни человека. Его нельзя сводить просто к обмену информацией. Важно понимать, какой эмоциональный посыл, какой смысл кроется в этой информации. Ведь без взаимопонимания не будет и взаимодействия.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).

К областям самопознания относят сознание и бессознательное.

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
  • Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя.

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний.

Литература

Примечания

  1. 1 2 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ. § 3. Сферы и области самопознания.
  2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. § 2. Структура самосознания.
  3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 1. Общая характеристика самопознания как процесса.
  4. См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
  5. 1 2 3 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 3. Способы и средства самопознания.
  6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 4. Результаты самопознания.

См. также

  • Психология личности
  • Рефлексия

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Ссылки

  • Справочник направлений самопознания и саморазвития

Люди всегда, так или иначе, ощущали потребность искать, обретать, иметь истину. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, умения (знания, как что-то сделать), предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Но высоко ценилась истина всегда. Особым уважением пользовались её носители: пожилые люди, мудрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились и заботятся о развитии науки и образования… Значит, истина встаёт в один ряд с другими исходными главными для всех людей ценностями. Это – высшая духовно-нравственная ценность человека.

Истина – это вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях – прошлом, настоящем и будущем и не подвержена изменениям в материальном и духовномизмерениях.

На уровне человеческой морали истина подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, правдивость, верность своим словам и обещаниям.

По существу, истина — это основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Опыт ее постижения, созвучный биению сердца, дыханию легких и голосу совести, возможен только изнутри. Поэтому народная мудрость гласит, что опыт — величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, праведного поведения, мира, ненасилия и любви.

Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе. Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что, в конце концов, правда восторжествует.

Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Именно поэтому Махатма Ганди провозглашал, что эта истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.

Итак, изречение «Говори правду» означает приобщение к духовной истине, которая есть вечная истина, неизменная во все времена, — говорили древние мудрецы. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос совести.

Под истиной часто понимают точное изложение того, что происходит вокруг. Однако, то, о чем утверждают сегодня, завтра может измениться в корне. Вот, например, актёр в театре играет роль царя. Он надевает корону, сидит на троне, издаёт указы, управляет государством… Закончился спектакль, актёр снимает корону, одевает свой костюм и идёт домой. То, что мы видели в театре – правда, и то, что было после спектакля – тоже правда. Это можно назвать фактами, но не истиной. Истина же постоянна и неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Даже если какие-то объекты и существуют 100-200 лет, тем не менее, это не вечность. Всё что имеет рождение – имеет окончание. Так же и человек при рождении получает «билет» до станции Смерть. И, что бы человек ни делал в своей жизни, в назначенное время, прибудет в конечный пункт. Так вот за время жизни человек и должен осознать истину о том, что вечно, а что преходяще и научиться различать вечное и постоянное от изменяющегося и преходящего. А неизменна наша внутренняя духовная суть, она стоит над временем и качествами. Даже просто слушая и читая об истине, человек ощущает счастье.

Стремление познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: Кто я? Какова цель моей жизни? Слова «Познай Себя» были начертаны над входом в храм Аполлона в Дельфах, в местопребывании священного оракула, который тем самым хотел сообщить посетителям важную весть о том, что каким бы великим ни было снизошедшее на них откровение от оракула, это не спасет их от дальнейших страданий, если они не сумеют увидеть истину, заключенную в этом афоризме – Познай Себя. Человека, познавшего себя, уже мало интересует прошлое и будущее, он постоянно живет в вечном настоящем. Эти слова также означают следующее – прежде чем о чем-либо спрашивать, сначала задай себе ключевой и самый главный вопрос своей жизни: Кто Я?

Великий Абай Кунанбаев написал такие мудрые слова о важности получения для человека, прежде всего, духовных знаний:

Смотри, не заблудись и знай, куда идти.

Вот выходи сюда на верные пути,

Не хвастай, коль не учен,

Будь скромностью наделен.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец.

Осознание истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа. Цель обучения проявлению истины – поддержать ребёнка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как истина – это и есть природа человека.

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E , которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё. Есть лишь одна абсолютная истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней.

Качества честности, правдивости, приверженности справедливости являются проявлением в человеке общечеловеческой ценности – истина. Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне во время произнесения неправды опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П.Гаряева, которого выдающийся педагог Ш.А.Амонашвили часто приглашает выступать на Международные педагогические чтения по гуманной педагогике. Древние говорили, что надо всегда говорить правду, и правду надо говорить очень мягко. Если эта правда может ранить человека, то лучше ее не говорить.

Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, доброе от злого. Важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровняполучения достоверной информации – интуиции.

Истина не ограничена пространством и временем. Для всех стран, всех эпох, для всех и каждого истина – одна и та же.Истина неизменна. Она – одна, хотя принимает форму множества.

Мы переносим истину на мирские дела и отождествляем ее с внешним миром. Правда в мирском или материальном смысле: это сообщение того, что на самом деле произошло или правдивое изложение мысли. Считается, что следовать Истине – это в точности передавать то, что было сказано, сделано, увидено, или услышано. Однако, настоящая правда – это совесть. Например, в дом проник вор и что-то украл. По подозрению в краже полиция на следующий день задерживает этого человека. Вор заявляет, что не совершал кражи. Но его совесть всегда будет напоминать ему о содеянном. Слова полны фальши, но совесть всегда правдива.

Когда слова следуют за совестью, они превращаются в истину. Из-за истины можно столкнуться с трудностями. Но нельзя предаваться лжи ради того, чтобы избежать трудностей. Обманывая, вы можете избежать наказания, но в свое время подвергнетесь серьезным испытаниям.

Праведное поведение – это поведение, исходящее из приверженности истине, ярким примером которогов истории человечества может служить личность Махатмы Ганди. МохандасКарамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в одном из маленьких княжеств Западной Индии. Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте, однако и дед, и отец Ганди были главными министрами небольших княжеств. В семье Ганди строго соблюдались религиозные обряды — мать была глубоко верующей. Отец Ганди был почитаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий пост, оставался небогатым человеком. Он был противником религиозно-общинных распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кастовой принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время.

Мохандас был самым младшим ребёнком в семье и о своём детстве вспоминал так: «Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями были у меня книги и уроки… Я в буквальном смысле слова убегал домой (из школы), так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать… Кроме того, я был трусом. Я боялся воров, привидений и змей… Темнота приводила меня в ужас… Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вызывало у меня слезы».

Робкий, застенчивый мальчик отличался недетской твёрдостью и независимостью мысли. Ему было 11 лет, когда он понял, что не может согласиться с одной из индийских традиций. Издавна в Индии существовало сословие неприкасаемых — людей, выполняющих самую грязную работу. Им запрещалось посещать индуистские храмы, пить воду из одного источника с кастовыми индусами. Они должны были носить на шее колокольчик, предупреждающий об их появлении. Неприкасаемость передавалась от родителей к детям, и покинуть это сословие было невозможно.

Как и всем индийским детям, родители запрещали Мохандасу общаться с неприкасаемыми. «Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыбкой, что неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена. Я был очень послушным ребёнком, но, насколько позволяло мне почтение к родителям, вступал с ними в спор по этому поводу», — вспоминал Ганди. Через много лет именно он сумел убедить индийцев отказаться от этого жестокого предрассудка.

Подобные вдохновляющие истории из жизни замечательных людей, демонстрирующие приверженность истине, можно рассказывать ученикам на уроках в качестве основы для глубокой духовно-нравственной беседы.

Если человек желает постоянно развиваться, ему не обойтись без самопознания. Этот процесс требуется для достижения любой цели. Самопознание – это в психологии осмысление самого себя и изучение своих индивидуальных характеристик.

Самопознание в психологии

Часто этот процесс проходит пассивно, в результате жизни во внешнем мире и общения с другими людьми. Итак, что такое самопознание?

Определение понятия

Самопознание в философии – это что? Впервые проблему необходимости изучения своих персональных особенностей поставил еще Платон в диалоге «Протагор» с рядом других философов Древней Греции: Фалесом, Питтаком, Биантом. Тогда они сошлись вместе и определили как зачаток мудрости познание самого себя.

Позднее этот процесс в качестве движущей силы для личностного роста был определен Карлом Роджерсом, одним из представителей направления гуманистической психологии. Без него, как он утверждал, невозможно ощущать полноту жизни и осознавать ее смысл.

Самопознание личности в философии – это более общая категория, чем в психологии. Это полноценный научный метод. Особенности самопознания в этой научной дисциплине в том, что большинство ученых ищет ответы на базовые вопросы мироздания в себе и советует так делать каждому.

Самопознание является важной частью самосознания – способности человеком понимать себя, свои действия и потребности, мысли, чувства, причины поведения, достоинства и недостатки. Это психический феномен, позволяющий человеку определять себя как субъекта собственной деятельности. В результате все представления личности объединяются в «образ-Я».

Самопознание – изучение особенностей собственной личности

Человек не рождается осознающим себя. В младенческом возрасте самопознание проявляется лишь в виде задатков, когда кроха замечает, что в результате его действий происходят определенные события (кинул игрушку – она полетела). Самооценка и осознание личностных качеств начинают формироваться только в подростковом возрасте.У некоторых людей адекватная способность познавать себя так и не формируется. В результате у них проявляется завышенная или заниженная самооценка с соответствующим отношением к другим людям и своей деятельности.

Самопознание направлено на самого человека, но не упускает из виду других людей.

Виды самосознания

Самосознание – более общая категория. Выделяются такие уровни, формы и виды самопознания (они в разных степенях проявляются у различных людей):

  1. Самоконтроль. Это управление своими мыслями и действиями на основе требований общества и личных целей.
  2. Самопознание – это пища для остальных составляющих самосознания. В результате этого процесса человек понимает, какие у него цели, ценности, мотивы. На их основе осуществляется самоконтроль. Например, достижение любой цели требует избавления от сиюминутных удовольствий. Чтобы оградить себя от вредного, но приятного, нужен самоконтроль. Сначала предстоит осознать, зачем так страдать в краткосрочном временном отрезке. Пример самопознания – медитация, когда происходит постоянное наблюдение за собой.
  3. Самооценка – определение человеком меры своих способностей достичь цели, качества выполненных действий, значимости совершенных им поступков и прочее. Она не всегда является обязательным компонентом самосознания в текущий момент времени. Например, человек может наблюдать за своим внутренним миром непосредственно, не оценивая свои мысли, эмоции.
  4. Самопринятие.

Прояснение внутреннего мира

Самопознание, как основа самосознания, совершается в результате:

  1. Анализа последствий собственных поступков и взаимоотношений с другими людьми. Человек сравнивает свои действия с общественными нормами, в результате он определяет свое поведение как правильное или неправильное, полезное или вредное.
  2. Анализа чужих оценок, т.е. как оцениваются поступки другими людьми.
  3. Наблюдения за своим внутренним миром. Оно может осуществляться как непосредственно в момент деятельности или общения с другими людьми, так и вследствие анализа воспоминаний.

Самопознание по Варламовой – это творческий поиск при решении личностных трудностей.

Структура самосознания и Я-концепции

В результате самопознания создается система представлений человека о себе, называемая Я-концепцией. Это достаточно устойчивое образование, зафиксированное в словесной форме. Я-концепция делится на три составляющие:

  1. Когнитивная. Сводится к осознанию человеком (верному или нет) своих характеристик на протяжении длительного периода его жизни. Например, если кто-то считает себя сильным, это не означает, что он в данный момент таскает тяжести. Просто в процессе он понял, что у него получается поднимать нелегкие предметы. Причем, возможно, он на самом деле никакой не сильный. Просто таким себя почувствовал после появления первых успехов в тренажерном зале.
  2. Оценочная. На основе осознаваемых характеристик человек анализирует их модальность.
  3. Поведенческая. Объективная составляющая «я»-концепции. Описывает то, что на самом деле получается.

Самопознание позволяет понять свою истинную личность

Интересно. Г.Е. Залесский выделяет два компонента Я-концепции: когнитивный и мотивационный. Первый определяет содержательную часть представлений о себе, второй – самооценку, цели, мотивы, эмоции человека.

Развитие самосознания

Разные ученые различно смотрят на проблему совершенствования этого качества. Например, В.М. Бехтерев считал, что самосознание у ребенка формируется еще раньше, чем сознание. С. Л. Рубинштейн был убежден, что самосознание развивается в процессе овладения речью и совершения первых попыток действовать самостоятельно. Проще говоря, начало наступает в возрасте 2-3 лет.

Самопознание начинается с того, что ребенок понимает границы своего тела. Этап наступает в один год. Можно считать, что с этого возраста начинает формироваться самосознание. Годовалый ребенок проявляет самостоятельность в манипуляциях с предметами. Чуть позже появляется самоузнавание – это способность понимать, что отражение в зеркале – это он сам.

Самопознание – изучение своих мыслей

Где-то в три года малыш учится употреблять местоимение «Я». Также он может давать себе простейшую характеристику – «хороший».

В дальнейшем активно формируется интеллект, благодаря чему происходит обретение умения оценивать (сначала – других людей, затем – самого себя). Самооценка пока зависит от мнения взрослых. Дошкольник учится осознавать себя во времени.

Для младшего школьного возраста характерны такие новообразования:

  1. Самоуважение, как правило, становится более уместным и дифференцированным. Мальчик или девочка различает свои физические и умственные черты, оценивает собственные способности на основе чужих результатов.
  2. В конце младшего школьного возраста ребенок все чаще описывает характерное поведение, может ссылаться на мысли и чувства, характерные для его внутреннего мира.
  3. Оценки обретают стабильность, объективность, начинают иметь не только аффективный, но и рациональный компонент.

В подростковом возрасте самосознание плавно становится таким же, как и у взрослых. Для этого периода характерно большое количество новообразований, в частности, таких:

  1. Постепенно образуются две новые формы самосознания: ощущение зрелости и я-концепция. Подросток начинает себя чувствовать взрослым.
  2. Заинтересованность собственным внутренним миром, что приводит к усложнению процессов самопознания. Проще говоря, в подростковом возрасте человек начинает изучать себя.
  3. Самооценка низка в целом и нестабильна, но может быть чрезмерно высокой (как компенсационный механизм). Одна из причин этого – отношение со стороны взрослых, как к ребенку, хотя человек себя уже не ощущает таковым.

Важно! Подростковым возрастом процесс формирования самосознания не ограничивается. Это бесконечный процесс, который продолжается вплоть до конца жизни.

Упражнения на самопознание

Самопознание себя для начинающих оказывается значительно эффективнее, если правильно подходить к изучению личностных особенностей. Чтобы лучше осознавать свои мотивы, цели и ценности, можно выполнить ряд полезных упражнений.

4 квадрата

Это упражнение даст возможность лучше понять свои черты характера, найти сильные и слабые стороны. Для этого потребуется лист бумаги, разделенный на четыре части. В каждом углу тестируемый пишет цифры от 1 до 4. В первом квадрате он должен написать 5 положительных качеств. В третьем углу (снизу под первым) необходимо указать свои негативные стороны.

Прохождение теста требует честного подхода. Бояться нечего, потому что эта таблица создана только для самого тестируемого. Далее отрицательные качества переписываются на положительные и записываются во втором углу. Например, переформулировать характеристику «жадный» на «бережливый», когда деньги не тратятся на ерунду.

Аналогично нужно сделать с положительными качествами, переделав их на отрицательные.

Важно! Упражнение позволяет более глубоко знать свои личностные характеристики и осознать, что во многом их модальность зависит от ситуации. Это поможет сформировать более адекватную самооценку.

Упражнение «Мои желания, мечты, цели»

Многие люди не понимают, чего хотят от жизни. Поэтому они всегда получают не тот результат. Это упражнение поможет прояснить свои мечты и цели. Инструкция по его выполнению:

  1. Открывается файл в компьютере, где записывается 20 мечтаний и желаний.
  2. Далее они делятся на две категории: важные и неважные. Первые требуют немедленных шагов, реализацию вторых можно отложить на потом.
  3. Для важных прописывается краткий список из 5 способов, как их достичь. Слишком большой план писать не следует, потому что тогда можно потеряться в этом списке. Тяжело понять, какие действия являются главными и второстепенными.

После того, как для мечты прописывается план, она становится целью. Это упражнение помогает приблизить понимание того, что делать для улучшения своей жизни.

Распространенные ошибки

В развитии самосознания человек допускает следующие оплошности:

  1. Вешание ярлыков. Они слишком упрощают реальность и мешают адекватно мыслить.
  2. Глухота к обратной связи. Нередко другие люди лучше видят положительные и отрицательные качества. Нужно уметь самому себя анализировать, но в качестве исходной информации брать сказанное другими людьми.

Таким образом, самосознание – важнейшая характеристика человека, отличающая его от животных. Самопознание – это процесс, который позволяет понимать, что собой человек представляет. Оно опосредует развитие и помогает правильно анализировать психологический опыт для дальнейшего поиска способов саморазвития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *