Психосоматическое заболевание

Введение

Психосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и социальная проблема. В широком смысле этого слова — это проблема существования человека.

На сегодняшний день психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста являются очень важной проблемой, как для психологов, так и для практического здравоохранения.

Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Возникновение и дальнейшее развитие психосоматических нарушений приводит к становлению большинства патологических состояний, особенно в раннем возрастном периоде, что требует максимально ранней диагностики и лечения этих расстройств, которые нередко взаимно дополняются и усиливаются, а в ряде случаев утяжеляют проявления основного заболевания (соматического или психического).

Проблема психосоматических расстройств и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста достаточно актуальна в современном мире и нуждается в детальном разборе для того, чтобы наконец-то найти ответ на интересующий многих вопрос: «Почему так часто дети подвержены нервным и психическим расстройствам, и как можно предотвратить, или хотя бы немножко сгладить и уменьшить последствия всех переживаний?» Если будет найден ответ на этот вопрос, то для многих это станет настоящим спасением, ведь каждый любящий родитель и уважающий себя воспитатель хотят избежать того, чтобы их дети чувствовали себя несчастными и обреченными.

Но мы ведь даже представить себе не можем, как тяжело дошкольнику приспособиться к новому миру: ему нужно привыкнуть к новым условиям.

Целью реферата изучить психосоматические расстройства у дошкольников их симптомы

Понятие о психосоматическом расстройстве.

Определение психосоматических расстройств было впервые дано психоаналитиками, в частности, L. Halliday в 1943 году: «Психосоматическим заболеванием следует считать такое, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние». В своем определении автор также подчеркивает, что природа психосоматического заболевания обязательно включает эмоциональный фактор и добавляет, что к психосоматическим заболеваниям приложена следующая шести членная формула: особенности этиологии и течения (этиология — это эмоциональные нарушения, течение — это развитие клинических проявлений в последующем); тип личности, т.е. подчеркивание личностных особенностей как отдельного фактора; особенности пола; взаимодействие с другими заболеваниями; семейные особенности.

Психосоматические расстройства — это большой круг расстройств, объединяющие в себе и депрессивные расстройства с соматическими нарушениями, и различные психические расстройства, включающие, в той или иной мере, соматические, которые, на каком-то этапе заболевания, преобладают и расцениваются как просто соматические без связи или в связи с психическими нарушениями.

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления; с другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи между психическими и соматическими сдвигами.

К настоящему времени установлены некоторые особенности эмоциональной жизни детей.

Во-первых, эмоции у ребенка кратковременны. Они редко длятся больше нескольких минут и, как правило, быстро исчезают. Но при повторении отрицательных эмоций, может формироваться пониженное настроение, депрессивное состояние.

Во-вторых, эмоции ребенка интенсивны. На какой-либо пустяк ребенок может дать выраженную эмоциональную реакцию. Мы видели детей, которые в ответ на помещение их в детский сад, ясли давали выраженные (субшоковые) аффективные (психосоматические) реакции. Иногда дети способны дать реакцию, которая может сделать их инвалидами на всю жизнь. У них относительно слабый раздражитель может вызвать такие бурные реакции как страх, гнев, радость. У возбудимых детей, в отличие от уравновешенных, чаще проявляются негативные эмоции.

Классификация психосоматических заболеваний.

У детей психоаналитики (L.Krisler,1994) выделяют по локализационному принципу расстройства с неврологическими проявлениями (сюда они относят нарушения сна и судороги), отклоняющееся пищевое поведение (анорексия, рвота, геофагия, копрофагия, трихофагия, т.е. поедание земли, кала и волос, извращенный аппетит). Также выделяются расстройства пищеварения в первые полгода жизни: запоры, понос, колиты, раздражимость ободочной кишки. К ним присоединяют также заболевания дыхательных путей: спастический плач, астму, поражения носоглотки, болезненные отиты, бронхиты, рецидивирующие пневмопатии. Из кожных заболеваний выделяются экзема, крапивница, алопеция, псориаз. Все эти заболевания относятся к психосоматическим расстройствам. Наряду с этим выделяют как психосоматические такие синдромы как аллергические заболевания, истощение, задержка роста и т.д.

Классифицируя психосоматические расстройства, некоторые исследователи разделяют их на психогенные, психофизиологические и соматопсихические психосоматические категории. При психогенных заболеваниях (сюда относят истерию, ипохондрию, булимию) наблюдаются относительно выраженные нарушения функций органов и систем. Психофизиологические симптомы — это всего лишь физиологические корреляты аффекта, т.е. это не патологические состояния, тогда как большинство психосоматических заболеваний относятся к категории соматопсихических — психосоматических синдромов. Отличительной особенностью возникновения этих синдромов у детей является наличие в детском возрасте предрасполагающих факторов, не только определяющих биологическую ранимость данного органа и системы, но и влияющих на психологическое развитие. Некоторые авторы предполагают, что указанные конституциональные факторы (в частности, соматическая и эмоциональная ранимость) проявляясь, в большей степени, во взаимодействии и причинно-следственных отношениях, являются основным фактором патогенеза психосоматических расстройств.

Факторы риска возникновения у детей дошкольного возраста психосоматических заболеваний.

Генетические:

1. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями психотического и непсихотического характера.

2. Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами.

3. Личностные особенности родителей.

4. Личностные особенности детей.

Церебрально-органические:

1. Патология беременности и родов.

2. Нарушение вскармливания.

3. Нарушения психомоторного развития.

4. Травмы, операции, интоксикации.

5. Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

6. Вредные привычки (патологически привычные действия (ППД): сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

Микросоциальные:

1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2. Нарушение системы «мать — дитя».

3. Дефекты воспитания.

4. Посещение детских учреждений.

5. Наличие сестер и братьев.

6. Неполная семья.

7. Курение и алкоголизм у родителей.

8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9. Изменение стереотипа общения.

10. Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

— срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения);

— неправильное построение режима дня ребенка;

— неправильные воспитательные приемы;

— отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

— создание односторонней аффективной привязанности;

— отсутствие единого подхода к ребенку.

Обобщая все это необходимо помнить: быть ребенком — это уже стресс. В раннем детском возрасте возникновение негативных реакций более частое, в соматическом оформлении — более выразительное. Собственные отрицательные эмоциональные реакции у некоторых детей могут проявляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек (кусание ногтей, сосание пальца), в различных стереотипиях, трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках. Так описывает отрицательные эмоциональные проявления у детей Ю. А. Макаренко (1977), отмечая, что негативные реакции имеют не только психические, но и физические проявления, такие как нарушения аппетита, истерические припадки — двигательные функциональные нарушения, которые встречаются у детей, в той или иной мере имитируя такое тяжелое психическое заболевание, как эпилепсия, что во многих отношениях плохо сказывается на их здоровье.

Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного возраста.

Психосоматические симптомы и синдромы у детей дошкольного возраста — это характерная форма проявления психической патологии в силу возрастных, в том числе алекситимических особенностей реагирования.

— Психосоматическая головная боль у детей.

— Психосоматическая «Мышечная головная боль» у детей.

— Психосоматическая мигрень у детей.

— Лихорадка неясного происхождения у детей.

— Психосоматические боли в животе у детей.

— Психогенная рвота у детей.

— Психогенный запор у детей.

— Психосоматический понос у детей

— Психосоматическое недержание кала.

— Синдром ухода и бродяжничества.

— Синдром патологического фантазирования.

У детей дошкольного возраста проявления психосоматических расстройств становятся разнообразнее и сложнее. Наряду с уже указанными расстройством аппетита, тучностью, запором, недержанием кала могут возникнуть бронхиальная астма, вегетососудистая, дистония и другие соматические заболевания, обусловленные нервными потрясениями.

Депрессия у детей с психосоматическими расстройствами, в основном, психогенная 72,8%; соматогенная составляет 22,6%; эндогенная 4,6%. Клинические особенности депрессии позволяют выделить следующие типологические варианты. Самой представленной является тревожная депрессия; депрессия, при которой слабо выраженный тоскливый аффект проявляется в виде скуки, грусти, плохого настроения, сопровождается тревогой, беспокойством, внутренним напряжением, страхом. Тревожный компонент депрессивного синдрома чаще всего выступает на передний план, и потому рано диагностируется, тогда как пониженное настроение — больной чаще грустный, чем веселый, когда говорит, старается улыбаться, а его лицо не совсем соответствует ситуации, устанавливается гораздо позже, если диагностируется вообще. Для тревожной депрессии характерно усиление ее к вечеру, на фоне усталости, затрудненное засыпание, поверхностный сон и трудные подъемы по утрам.

У детей, особенно в дошкольном возрасте, часто отмечается астенический вариант депрессии. Наряду со скукой, грустью у таких детей отмечается вялость, утомляемость, истощаемость, слабость.

Что еще характерно для астенической депрессии? Во-первых, дети устают уже с обеда, у них падает активность; к вечеру они утомлены настолько, что стараются лечь пораньше спать. Сон у них, как правило, глубокий и утром, если достаточный, дети просыпаются сами и достаточно быстро, если сон недостаточный дети с утра чувствуют себя плохо, жалуются на усталость, залеживаются в постели. Тоскливая депрессия отмечалась всего в 3,2% случаев. Для нее характерны более частые, спонтанные жалобы на скуку, грусть; дети малоактивны, медлительны. Обращает на себя внимание изменение походки. Когда молодой человек или ребенок ходит как старик, шаркая ногами, сразу же возникает сомнение относительно достаточности уровня его настроения. Эти дети утром чувствуют себя хуже, чем днем и вечером, т.е. особенности изменения настроения с утра выступают более заметно. Иногда эти дети очень рано просыпаются и не могут больше уснуть. У детей с психосоматическими расстройствами отмечаются также смешанные депрессивные состояния: астено — тревожные в трети случаев и тревожно-тоскливые менее 8% случаев. Чаще всего эти состояния возникают при большей длительности заболевания, когда к тревожному компоненту присоединяется астенический или нарастает тоскливый. Это клинически полиморфные состояния, требующие сбалансированного терапевтического подхода.

Особенности эмоциональной сферы дошкольника.

Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства. Если плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога.

С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы — сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

Неправильное общение в семье может привести:

— к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

— к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок ;

— к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

Вообще, в целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени — с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение.

Терапия психосоматических расстройств у детей.

В основу терапии психосоматических расстройств должны лежать следующие принципы. Во-первых, это комплексный подход. Лечение больного должны осуществлять психиатр, психотерапевт, педиатр или детские специалисты различного профиля в условиях в многопрофильной больницы. Во-вторых, должен соблюдаться принцип приоритетности психиатра. В-третьих, принцип преемственности лечебного процесса при передаче больного для курации другим специалистом. Необходимо учитывать, наряду с локализацией, степень выраженности функциональных нарушений при проведении симптоматической терапии. И, в-четвертых, клинико-патогенетический подход, с учетом особенности депрессии, как основного фактора возникновения психосоматических расстройств.

Общие принципы традиционной терапии психосоматических расстройств

1. Медикаментозная терапия включает:

— седативную или тонизирующую терапию.

Используются препараты растительного происхождения (валерианы, пустырника, мелиссы, пассифлоры — с седативной целью; лимонника, элеутерококка — в качестве тонизирующих средств). С седативной целью также используются транквилизаторы (диазепам, элениум) в небольших дозировках.

2. Психотерапия.

Психотерапия — целенаправленный метод воздействия на больного, на его патологическое соматическое и психическое состояние.

— психотерапевтическая беседа;

— поддерживающая психотерапия;

— динамическая психотерапия;

— психотерапия, основанная на глубинной психологии;

— психоанализ;

— аналитическая групповая психотерапия;

— семейная психотерапия;

— поведенческая психотерапия;

— гипноз;

— телесно-центрированные методики;

— суггестивные и упражняющие методики;

— стационарная психотерапия;

— группы самопомощи.

A. Психотерапевтическая беседа. Однократной беседы иногда бывает достаточно. Разговор ведется не только о жалобах и настроении, но и о понимании ребенком жизненной ситуации, в которой он оказался. Важным этапом является уточнение: остался ли конфликт и участие в нем пациента «снаружи» или он может представить его сценически.

B. Поддерживающая психотерапия — психотерапевтическое управление.

C. Динамическая психотерапия. Заключается в связывании конфликтов с условиями жизни в прошлом и понимании собственных ошибок, позволяет поддержать свое «Я».

D. Психотерапия, основанная на глубинной психологии. Вид психотерапии, поделенный на ядро конфликтов, вначале представляющихся неодолимыми.

E. Психоанализ. Проводится в виде частых сеансов (по 3—4 ч в неделю) с использованием определенных церемоний и ритуалов: пациенту предлагается в свободной форме высказывать все, что ему приходит в голову.

F. Аналитическая групповая психотерапия (АГПТ). Групповая психотерапия дает возможность перенесения переживаний не только на психотерапевта, но и на других пациентов.

G. Семейная психотерапия. При семейной психотерапии разговор ведется не только с пациентом, но и с членами его семьи. Решающим здесь является то, что целью лечения становится не отдельный человек, а система семейных отношений в целом, которую необходимо понять и изменить.

H. Поведенческая психотерапия. Болезнь при этом виде психотерапии рассматривается как заученная форма поведения. Суть психотерапии, ее ядро — анализ поведения. Пациента в представлениях или в реальности (в жизни) ведут к устранению психотравмирующей ситуации.

I. Гипноз — лечение внушением.

J. Телесно-центрированные методики. Этот метод психотерапии осуществляется через телесное самовосприятие к упражнениям по снятию напряженности, основанным на АГТ.

K. Суггестивные и упражняющие методики. Ориентированы на выполнение определенных упражнений по указаниям врача.

L. Стационарная психотерапия. При лечении в стационаре используют методики терапии образами и концентрационную двигательную терапию.

M. Группы самопомощи. Группы самопомощи нацелены на общение пациентов между собой , а также на улучшение сотрудничества с врачом; в таких группах при беседах с «товарищами по несчастью» пациенты быстрее находят решение своей проблемы, становятся более самостоятельными и зрелыми.

N. Физиотерапия (ФТ) — лечение физическими факторами. ФТ оказывает рефлекторное, местное противовоспалительное действие, улучшает функции органов, метаболизм и микроциркуляцию, используется для введения лекарственных средств (седативных, тонизирующих, анальгетических).

O. Гидро- и бальнеотерапия — водолечение с использованием пресной воды различной температуры. Бальнеотерапия включает наружное применение минеральных вод в виде ванн, для внутриполостных процедур и питьевое лечение. Лечебное действие ванн складывается из влияния температурного, гидростатического, механического и химического факторов. Углекислые ванны воздействуют на систему кровообращения, дыхания и обмен веществ. Солевые (хлоридные, йодобромные) оказывают болеутоляющее, успокаивающее действие. Азотные дают седативное и болеутоляющее действие. Сероводородные ванны восстанавливают равновесие нервных процессов, системы иммунитета. Радоновые ванны оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие.

P. Курортотерапия (КТ) — лечение посредством природных лечебных средств (благоприятным климатом, минеральными водами, лечебными грязями).

Вывод.

Эмоции играют в жизни человека очень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психологическим процессам.

Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь.

Современный ритм жизни почти не оставляет нам времени на себя и наших детей. Однако крайне важно все же находить время. Пусть это будет всего лишь час или даже полчаса, но вы должно посвящать его только ребенку и его интересам.

Помните о том, что чрезмерная опека и постоянные запреты могут быть не менее губительны, чем полное отсутствие внимания. Оставьте своему малышу личное пространство, хозяином которому будет только он.

Какими бы сложными ни были отношения в семье, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка это не касалось. Не ругайтесь при детях, не кричите и не устраивайте скандалов. Не говорите плохо о тех людях, которые дороги вашему малышу.

Доброжелательная спокойная атмосфера любви и понимания в семье – лучшая профилактика любых психосоматических расстройств у детей. Да и взрослым она будет только на пользу, ведь мы так же подвержены психосоматике, как и дети.

Список использованных источников.

1. Александр Ф. Психосоматическая медицина М.. 2000.

2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.

3. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1990.

4. //Психологический журнал, 1992. Т.13 №5.

5. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Руководство для врачей. СПб:, Питер, 2000, 3 — 500 с.

7. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.- М., 1988.

10. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000.

Ещё задолго до того, как наука психосоматика была признана мировым сообществом, о влиянии души на состояние тела говорили древнегреческие философы. В современной трактовке эти постулаты звучат как «все болезни от нервов», где под «нервами» понимаются стрессовые ситуации, когда душевная организация подвергается сильному давлению. Что такое психоматика, и что изучает это медицинское направление, вы узнаете в этом материале.

Что такое психосоматика и психосоматические исследования

У этого термина есть два значения. Психосоматика как раздел клинической психологии – это отрасль науки, находящаяся на стыке медицины и психологии. Что изучает современная психосоматика? Эта наука занимается изучением взаимосвязи между психологическими и физическими (телесными) расстройствами. Название это произошло от двух греческих слов: «психе» — «душа» и «сома» — «тело». В более широком смысле психосоматикой называют все проявления подобной взаимосвязи, т.е. всевозможные психосоматические расстройства и заболевания. Таким образом, в современном медицинском языке этим термином обозначают как саму науку, так и предмет ее исследований.

Основные направления психосоматики охватывают несколько отраслей знаний:

Include Me shortcode: file not found

  • поскольку психосоматика посвящена исследованию и лечению заболеваний, ее рассматривают как отрасль медицины;
  • изучает воздействие эмоций и переживаний на физиологические процессы, поэтому ее можно отнести к области физиологии;
  • имеет дело с психологическими явлениями и механизмами, с эмоциями и поведенческими реакциями, вызывающими психосоматические расстройства, следовательно, она является отраслью психологии;
  • исследует и применяет способы коррекции разрушительных для организма видов эмоционального реагирования и структуры поведения человека, поэтому ее относят к разделу психиатрии;
  • изучает взаимосвязь между психосоматическими заболеваниями и социальными отношениями, условиями жизни, культурными традициями, социальными установками, поэтому ее можно отнести к социологии.

Психосоматика как направление науки имеет долгую историю. Еще целители древности, в частности сам «отец» медицины Гиппократ, утверждали, что состояние духа во многом влияет на физическое здоровье, равно как и телесные заболевания отражаются на здоровье психическом. Недаром до наших дней дошло крылатое выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Оно как раз и является первой иллюстрацией психосоматики — здоровое тело свидетельствует о том, что человек благополучен и в психологическом отношении.

Термин «психосоматика» впервые был введен в медицину около 200 лет назад — в 1818 г. Его предложил немецкий врач-психиатр Иоганн Гейнрот, который считал причиной различных заболеваний и расстройств моральные качества человека и переживание им чувства вины. В дальнейшем понятие психосоматики постепенно расширялось и дополнялось. В современном виде этот термин начали использовать со средины прошлого века, после того, как было опубликовано множество научных работ по данной тематике и основано Американское психосоматическое общество (1950 г.).

Изначально, в период формирования психосоматической медицины как науки, ставящей своей целью преодолеть разрыв между телесным и психическим, найти между ними взаимосвязь и определить их взаимовлияние, была создана достаточно жесткая и однолинейная модель психосоматических расстройств и заболеваний. В дальнейшем же, в ходе развития психосоматических исследований, эту модель заменили более широкими представлениями. Была рассмотрена возможность возникновения любого заболевания как результата сложного взаимодействия физических, психологических и социальных факторов, что привело к созданию многофакторной открытой модели болезни. В этой связи узкий круг психосоматических заболеваний был заменен рассмотрением различных проявлений психосоматики, выработан интегральный подход к проблеме.

Психосоматика болезней: психосоматические состояния человека

В качестве объекта исследований психосоматики как науки выделили психосоматические состояния, болезни и расстройства. К ним отнесли целую обширную группу болезненных состояний, которые развиваются в организме человека как следствие взаимодействия психических и физиологических процессов. В эту группу входят три типа болезненных психосоматических состояний человека:

  • проявление психических расстройств на телесном уровне (т.е. те случаи, когда психологические нарушения «вылезают наружу» в виде различных болезненных физических реакций);
  • физиологические патологии и различные заболевания, формирующиеся под влиянием психогенных факторов, в частности психотравмирующих ситуаций;
  • проявление физиологических отклонений на психологическом уровне (случаи обратного действия, когда телесные заболевания и расстройства существенно сказываются на психологическом состоянии и психическом здоровье).

Первые два типа психосоматических заболеваний принято разделять на три вида: конверсионные реакции, функциональные расстройства и психосоматозы.

Типы психосоматических заболеваний: конверсионная модель психосоматики

Конверсионные реакции – это общее название для тех ситуаций, когда у человека возникают болезненные симптомы, для которых нет никаких объективных оснований. Конверсионная модель психосоматики — очень сложный феномен, который на поверхностный взгляд может показаться просто симуляцией тех или иных заболеваний. Попробуем рассмотреть его на одном из самых ярких примеров такого состояния — истерическом параличе.

Это одно из основных психосоматических расстройств представляет собой игру нашего подсознания, когда на сознательном уровне мы не в состоянии справиться с какой-либо сложной психологической ситуацией. Симптомы появляющегося при этом заболевания как бы несут прямую выгоду заболевшему для разрешения данной ситуации. С одной стороны, он уходит от конфликта, больше не несет за него ответственности, с другой — ситуация разрешается в его пользу.

Надо отдельно отметить, что и настоящие соматические заболевания могут сопровождаться в той или иной степени подобными механизмами вытеснения. Они также частично могут присутствовать и при развитии психосоматозов. Психическое и физиологическое настолько тесно переплетены в нашем организме, что любые разделения и классификации психосоматических проявлений могут носить только условный характер. Однако конверсионные реакции в наиболее чистом виде присущи только людям, страдающим истерическим неврозом или обладающим истероидными чертами характера.

Виды психосоматический заболеваний: функциональный синдром в психосоматике

Include Me shortcode: file not found

Функциональные расстройства – это второй вид психосоматических расстройств, проявляющийся как функциональное нарушение каких-либо отдельных органов или целых систем организма. Термин «функциональное» указывает на то, что имеет место нарушение функций того или иного органа, в то время как нет никаких его органических поражений — сами ткани и структура этого органа не повреждены. Например, это могут быть боли в желудке и ухудшение пищеварения, но при этом сам желудок здоров, обследование не показывает наличия язвы, гастрита или какого-либо другого заболевания, связанного с нарушением структуры слизистой оболочки желудка.

Для больных, страдающих этим видом психосоматический заболеваний, характерна очень неопределенная картина протекания болезни. Они обращаются к врачу с большим количеством жалоб, которые не могут достаточно четко сформулировать при уточняющих вопросах врача. У них что-то «тянет», что-то «сдавливает», что-то «мешает» и т.п. У конкретных болезней сердца, желудка, мочеполовой системы и прочих органов и систем существуют совершенно четкие, локализованные и характерные ощущения, по описанию которых опытный врач может поставить первичный диагноз даже без результатов анализов. При функциональных же расстройствах симптоматика размытая, их «мозаика» никак не складывается в ясную картину, характерную для того или иного органического расстройства. При этом болезненное состояние сопровождается различными негативными психологическими проявлениями: депрессией, беспокойством, беспричинными страхами, повышенной тревожностью, ухудшением внимания и памяти, нарушением сна, ощущением психической усталости и т.д.

Функциональные синдромы в психосоматике могут затрагивать работу желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата. Наиболее частыми жалобами при функциональных расстройствах являются жалобы на неясные болевые ощущения, нарушение сердечного ритма, ком в горле, отрыжку, затрудненность дыхания, онемение конечностей или языка, покалывание в каких-либо участках тела, мурашки, озноб, головокружение.

При такой пестрой картине жалоб врач затрудняется поставить какой-то определенный диагноз. Анализы же указывают на отсутствие явных патологий. При этом очевидно, что человек действительно страдает от описанных им недугов, они подавляют и пугают его, негативно сказываются на работоспособности. Причиной таких расстройств, также как и в случае с конверсионной реакцией, являются подавленные, загнанные глубоко в подсознание негативные психологические переживания. Но в отличие от конверсионных реакций, функциональные синдромы не имеют такой яркой и четкой выраженности, а представляют собой набор отдельных болезненных симптомов.

Психосоматозы в классификации психосоматических расстройств

Психосоматозы – наиболее обширная группа в классификации психосоматических расстройств. Психосоматозы являются «полноправными» болезнями, которые сопровождаются всеми характерными патологическими нарушениями в органах или системах. Особенностью таких заболеваний, позволяющей отнести их именно к разряду психосоматических, является то, что они возникают и развиваются как ответная реакция организма на какие-либо сложные внутренние конфликты, стрессы, тяжелые психологические переживания. При этом срабатывает принцип «где тонко, там и рвется» — болезнью поражается тот орган или та система, к расстройству которой у человека имеется предрасположенность.

Один из ведущих исследователей психосоматики, знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд писал об этом так: «Если мы гоним проблему в дверь, она лезет в окно в виде симптома. В основе психосоматических расстройств лежит механизм психологической защиты, который называется вытеснением. Мы стараемся не думать о неприятностях, отметать от себя проблемы, не анализировать их, не встречаться с ними лицом клицу. Вытесненные таким образом, они «проваливаются» с социального или психологического уровня на телесный».

Первым понятие психосоматоза ввел в обиход в середине прошлого века Франц Александер — известный американский врач и психоаналитик, признанный одним из основоположников психосоматической медицины. Он выявил семь заболеваний, возникновение которых тесным образом связано с психологическими переживаниями человека. Длительное время к психосоматозам относили именно эту «святую семерку» (термин, распространенный в психосоматической медицине):

  • бронхиальная астма;
  • язвенный колит;
  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • нейродермит;
  • ревматоидный артрит;
  • эссенциальная гипертензия (одна из форм гипертонической болезни);
  • тиреотоксикоз (гормональное заболевание).

В настоящее время этот список существенно расширился, в него входят около 100 заболеваний, в том числе стенокардия, инфаркт миокарда, мигрень, различные кожные и аллергические заболевания, ожирение, сахарный диабет, остеохондроз, радикулит, ревматизм, многие виды рака. Ученые не перестают находить доказательства того, что то или иное заболевание также в определенной мере связано с психосоматикой. Например, недавно даже были найдены некоторые данные, позволяющие говорить о психосоматическом характере СПИДа.

Современные исследования показывают, что большинство самых опасных заболеваний до определенной степени зависит от нас самих, от нашего психологического состояния. И их также можно отнести если не к классическим психосоматозам, то, как минимум, к болезням, имеющим отношение к психосоматике и нуждающимся при лечении в соответствующем подходе. Сама по себе эта идея не нова. Исследователи и раньше предполагали более широкую взаимосвязь между психологическими и соматическими нарушениями, не ограничивающуюся «святой семеркой». Еще в 1927 г. знаменитый российский терапевт Д. Д. Плетнев писал: «Нет соматических заболеваний без вытекающих из них психических отклонений, как нет и психических заболеваний, изолированных от соматических симптомов».

Причины психосоматических реакций организма на стресс и заболевания

В результате многочисленных исследований были выявлены основные причины возникновения психосоматических реакций. В основном каждая причина связана с каким-либо одним или двумя видами психосоматических реакций. Универсальной, характерной для всех трех видов, является только одна из них — внушение.

1. Внутренний конфликт. Речь идет о ситуациях, когда у человека существует два противоречивых желания, равных по силе. В нем словно бы вступают в борьбу две разных части его личности. Например, у молодой женщины это может быть конфликт между ролью матери и ролью бизнес-леди. Желание матери проводить больше времени со своим ребенком вступает в противоречие с желанием деловой женщины добиться процветания своего бизнеса. В том случае, если совмещение невозможно, борьба этих желаний приводит к тому, что одно условно побеждает, а второе вытесняется на подсознательный уровень. Но будучи вытесненным, оно исподволь угнетает организм, выливаясь в психосоматическое расстройство или заболевание. Внутренний конфликт — частая причина психосоматических реакций организма .

2. Условная выгода. Это одна из распространенных причин возникновения конверсионных реакций и функциональных синдромов. Перед человеком стоит какая-то трудноразрешимая задача, или ему предстоит пережить сложную и неприятную ситуацию. Это сильно тревожит его, подавляет. Но найти рациональное решение проблемы он не в состоянии. И тогда проблема разрешается на подсознательном уровне в виде психосоматического заболевания, которое оказывается как нельзя более кстати. Например, докладчик, который боится публичных выступлений, но не имеет возможности и причины отказаться от доклада, может накануне потерять голос (конверсионная реакция) или почувствовать боль в сердце, головокружение и т.п. (функциональный синдром).

3. Прошлый опыт. Чаще всего речь идет о каких-либо сильных психологических травмах, полученных в детстве. С возрастом они словно бы забываются, но в действительности просто «залегают на дно», укрываются в подсознании и накладывают свой отпечаток на физическое здоровье. Причины таких психосоматических реакций на стресс такого типа более характерны для психосоматозов.

4. Идентификация. Подобная причина развития психосоматических расстройств присуща людям, обладающим высокой способностью к сопереживанию. Например, у подростка кто-то из близких людей тяжело болен или умер от какой-либо болезни. Подросток, переживая глубочайшую эмоциональную привязанность к этому человеку, на подсознательном уровне идентифицирует себя с ним. И через какое-то время у него могут образоваться симптомы той же болезни. Вследствие идентификации возможно развитие психосоматозов и функциональных синдромов.

5. Внушение. Одна из причин образования любого вида психосоматических расстройств. Здесь речь идет о ситуациях, когда человек без всякой критики, автоматически, на подсознательном уровне принимает мысль о собственной болезни. Источником такого внушения может служить какой-либо авторитет, признаваемый эти человеком. В детстве таким авторитетом может быть мама или бабушка, заявляющая ребенку, что у него, безусловно, уже совершенно больной желудок, потому что он не ест суп, но зато часто ест чипсы. Со стороны матери (бабушки) это могло быть обычным ворчаньем, но для ребенка это бесспорная истина. И через какое-то время у него действительно может развиться такая психосоматическая реакция, как заболевание желудка.

6. Самонаказание. Если человека длительное время мучает чувство вины, независимо от того, реальная это вина или воображаемая, такое состояние также может привести к развитию психосоматического расстройства (чаще всего психосоматоза). Это своего рода бессознательное самонаказание, которое облегчает переживание чувства вины.

Механизм формирования защитных психосоматических расстройств и заболеваний

Каким же образом развиваются психосоматозы? Это длительный процесс, они не возникают за один день. Их формирование является защитной реакцией психики человека на длительное угнетающее переживание какого-либо внутреннего конфликта.

Если человек долгое время находится в плену стрессов и отрицательных эмоций, его организм может не выдержать подобной перегрузки — неразрешенность конфликта начинает постепенно подтачивать изнутри его душевные и физические силы. Такое положение дел способно привести к разбалансированности действий внутренних органов и систем.

Чтобы стройное «здание» организма не разрушилось в один миг, срабатывает механизмы защитных психосоматических расстройств. В качестве главного действующего лица в этом процессе выступает подсознание.

Когда сознание человека не в состоянии решить какую-то проблему на своем уровне, подсознательное выступает в роли спасательного круга и решает ее на своем уровне и своими методами. В описываемой ситуации задача подсознания — обезопасить организм. Для этого ему необходимо преобразовать весь комплекс разрушительных негативных переживаний в нечто относительно безобидное. Разумеется, полностью конструктивного решения проблем на подсознательном уровне быть не может. Просто большее зло заменяется меньшим. Вместо того чтобы позволить переживаниям день за днем губить психику и организм человека, выбирается другой путь — загнать весь этот негатив в самые глубокие слои внутреннего «Я».

Вот в этот момент и происходит психосоматизация негативных переживаний. В организме формируется застойный очаг заболевания. Это еще не болезнь, точнее, она находится пока в спящем, замороженном состоянии. Данный этап развития болезни специалисты называют предпсихосоматозом.

На сознательном уровне это ощущается как некоторое психологическое облегчение. Оно похоже на действие успокоительного лекарства. Проблема не решена, но она уже не так гнетет, уходит на задний план, забывается. А что же дальше происходит со «спящей» болезнью? Если психотравмирующая ситуация больше не повторяется, тягостные переживания так и остаются похороненными на дне подсознания и болезнь не активизируется.

В качестве теоретического примера можно привести одну из таких единичных, не возвращающихся психотравмирующих ситуаций. Человек долго и тщательно готовился к публичному выступлению, оно было для него крайне важно, он сильно волновался. Но к несчастью, его выступление окончилось полным провалом. Он длительное время находился в угнетенном состоянии, постоянно прокручивал в голове все подробности своего позора, перебирал в уме все привилегии, которых он лишился из-за провала, и т.п. Но в свой срок сработал психосоматический защитный механизм, переживания вытеснились на дно подсознания, взамен этого оставив пред-психосоматоз. Затем этот человек сменил род деятельности, добился в ней успехов и в дальнейшем с подобными переживаниями не сталкивался. И его спящая болезнь так и не активизировалась.

Это лишь теоретическая модель ситуации. В реальной жизни так происходит крайне редко, ибо мы наступаем на одни и те же грабли. На нас наваливаются все новые и новые проблемы, и для поддержания психологического заслона требуются колоссальные затраты энергии. Рано или поздно эта энергия иссякает, а проблемы и переживания так и продолжают «падать на голову». В подобной ситуации возможны два исхода. Первый путь — защитный механизм психосоматических заболеваний не справляется, и загнанный в подсознание комплекс переживаний «выскакивает» наружу с разрушительной силой и приводит к полной дезорганизации психики, т.е. к психическому заболеванию или тяжелому психическому расстройству. Второй путь — психологический заслон оказывается сильнее вновь возникших проблем, он не выпускает старый комплекс наружу. Но в качестве компенсации за его усилия активизируется «спящая» болезнь. Вот это и есть момент возникновения психосоматоза.

Каким именно путем пойдет развитие ситуации — вопрос сложный, его исследованиями занимаются психологи и психиатры. В основном это зависит от индивидуальных особенностей психики. Клинические исследования показывают, что в большинстве случаев развитие все же идет по второму пути — пути образования психосоматоза.

Что характерно для психосоматоза и причины его возникновения

Таким образом, можно подвести итог, что же характерно для психосоматоза: формирование психосоматических расстройств находится в прямой зависимости от негативных переживаний, угнетающих человека. Если кратко, то причина возникновения психосоматоза – накапливание переживаний, в какой-то момент чаша переполняется, и включается болезнь.

Надо также сказать, что у одного и того же человека может параллельно происходить сразу несколько процессов психосоматизации. И каждый из психосоматозов может находиться на разной стадии развития: один на стадии выраженного психосоматоза, другой — на стадии «спящей» болезни, третий — только еще на стадии вытеснения негативных переживаний в подсознание. Часто психосоматозы могут соседствовать и с другими видами психосоматических реакций.

Есть еще один весьма неприятный феномен, называемый психосоматическим кругом. Из-за психологической травмы развивается психосоматоз. Но заболевание настолько сильно влияет на жизнь человека, что само становится для него психологической травмой. И все катится по замкнутому кругу — чем сильнее болезнь, тем сильнее страдания, но одновременно с этим, чем сильнее страдания, тем сильнее болезнь.

Однако в проблеме кроется и ее решение. Если человеку удается осознанно пересмотреть свое отношение к болезни, научиться жить с ней, перестать «пережевывать» мрачные мысли и эмоции, связанные с ней — это может привести к существенному улучшению самочувствия, длительной ремиссии. Вообще, любые положительные эмоции, любые позитивные сдвиги в жизни приводят к тому, что психосоматоз отступает. Однако не следует думать, что он уходит навсегда — болезнь просто возвращается в «спящее» состояние, дожидаясь нового всплеска негативных эмоций.

В заключение надо сказать, что развитие психосоматозов не зависит ни от личностных качеств человека, ни от его интеллектуального развития. Даже самые доброжелательные люди могут испытывать стрессы и обиды, даже самые блистательные умы бывают не в состоянии контролировать свои эмоции. Поводов для негативных переживаний в жизни будет немало. Но большинство психологических, а следовательно и психосоматических проблем берут свое начало в детском возрасте. Нужно хотя бы постараться свести их к минимуму для собственных детей, сделать все, что в силах родителей, чтобы отношения в семье не стали причиной развития психосоматоза у ребенка.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соцсетях: гугл блк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *