Псков история

13.01.1510 (26.01). – Присоединение Пскова к Московскому государству

Псков, Русь и Третий Рим

Псков впервые упоминается в «Повести временных лет» в 903 г.¸ хотя псковский город Изборск и ранее – в 862 г. В составе Киевской Руси псковские земли с XII века в период раздробленности были частью Новгородской республики. После разгрома Руси ордой, которая не затронула Псков и Новгород, и успешного сопротивления псковичей в 1240–1242 г. рыцарям-крестоносцам, когда князь Александр Невский в 1242 г. освободил Псков и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена в Ледовом побоище, с 1348 г. Псков стал независимым от Новгорода княжеством – Псковской республикой – одним из крупнейших русских культурных и ремесленных центров того времени. Во многом Псковское княжество сохранило новгородский вечевой строй, в котором князья приглашались боярским советом на службу.

В ходе последующего объединения русских земель вокруг Москвы древняя Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних – в 1510 г., хотя чувство национальной общности существовало всегда: из Московской летописи мы знаем, что в 1380 г. в Куликовской битве в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем. В 1399 г. Андрей Ольгердович отказался от княжения во Пскове за себя и за своего сына Ивана. Тогда псковское вече обратилось к сыну Дмитрия Донского, Великому князю московскому Василию I, с просьбой прислать в Псков князя из Москвы. Василий Дмитриевич выполнил эту просьбу, и с тех пор, в течение более чем ста лет, псковское вече выбирало князей из Москвы.

Василий II

Сближение Пскова с Москвой было вызвано и чувством национальной общности, и политическими обстоятельствами того времени. Московские князья вели борьбу с новгородским боярством, стараясь подчинить республиканский Новгород своей власти. В этой борьбе они почти всегда имели Псков своим союзником. Псковичам же была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и с Литвой. В 1406 и 1426 гг. литовский князь Витовт вторгался в псковские земли и пытался их захватить, но поддержка Москвы позволила Пскову справиться с вражескими нашествиями. С 1468 г. псковичи пускают в оборот печать, носившую надпись «Печать псковская вотчины великого князя Ивана Васильевича». Также стала употребляться формула: «вотчина Великого князя, псковичи, добровольные люди». Псковичи не возражали против того, чтобы называться вотчиной Великих князей, но подчеркивали, что они «добровольные люди», то есть подчиняются по своей воле. И тогда союз с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам присылали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову: их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те не были им угодны. В 1456 г., во время конфликта между Новгородом и Москвой, псковичи даже поддержали соседей-новгородцев и послали полки против войска московского князя Василия II. Василий II без особого труда разбил военные силы своих противников. После чего псковские бояре просили у Великого князя прощения и признали его верховную власть, поступившись еще большей частью суверенитета.

Разумеется, существовать без поддержки Москвы Псков не мог. К новому Великому князю Иоанну III были отправлены послами псковские посадники. Иоанн III, напомним, взяв в супруги Софью Палеолог, утвердил преемственность Москвы от сокрушенного турками Второго Рима, объединил большую часть русских земель под властью Москвы и стал называть себя «Государем всея Руси». Московские наместники забирали себе все большую власть и в Псковской республике. В 1467 г. они получили право посылать своих управителей во все псковские пригороды. В 1483 г. князь Ярослав Оболенский, сговорившись с псковскими посадниками и боярами, даже изменил псковские законы о смердах. Это было нарушением законодательных прав веча и вызвало восстание, продолжавшееся три года, но окончившеся ничем.

В области внешней политики к концу ХV в. Псков полностью потерял самостоятельность. Если раньше Москва помогала Пскову в его войнах с Литвой и Ливонским орденом, то теперь войны вело само Московское княжество, в котором наравне с прочими сражались псковские полки.

Итак, к началу ХVI в. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые, вечевые порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой в единое Русское государство. Новый великий князь Василий III решил, что пришло время покончить с остатками республиканской самостоятельности Пскова.

В 1509 г. в Псков был послан наместник – князь Иван Михайлович Репня-Оболенский, который отказался считаться с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча. Узнав, что Великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника. Псковских послов Василий III не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6 января в Новгороде. Однако и между самими боярами согласия тоже не было, они жаловались друг на друга – было очевидно, что внутри псковской республики существуют острые «демократические» противоречия.

6 января 1510 г. по приглашению Великого князя Василия III, в Новгород съехались почти все посадники и многие бояре из Пскова. Бояре Василия III объявили собравшимся в Кремле посадникам великокняжескую волю: «Вечу не быть, вечевой колокол снять, посадникам не быть, а быть в Пскове двум наместникам великого князя, а в пригородах по наместнику». Это означало полное упразднение Псковской республики и присоединение ее к Москве на равных основаниях с остальными русскими землями.

12 января в Псков прибыл великокняжеский посол Третьяк Далматов. Это был старый, опытный дьяк, давно выполнявший поручения Великих князей. По случаю его прибытия было в последний раз созвано вече, и Третьяк объявил собравшимся волю Василия III, но если вече не согласится с требованием Великого князя, он придет сюда с войском и ответственность за кровопролитие будет на псковичах. Псковичи попросили разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Далматов разрешил. Большинство понимало безполезность и ненужность сопротивления ради каких-то личных привилегий и почестей. Существование Пскова без Москвы и московской помощи было немыслимым, а внешние угрозы были рядом. Вся предшествующая история Псковской земли предопределяла тот ответ, который на следующий день псковичи дали московскому послу.

Рано утром 13 января 1510 г. в последний раз зазвонил псковский вечевой колокол. На площадь перед Троицким собором сошлись все псковичи. От имени веча посадник передал Третьяку Далматову их ответ: они принимали все требования Великого князя Василия III и подчинялись его воле. Был снят вечевой колокол – символ псковской республики. Колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря, а потом отправлен в Москву.

24 января в Псков приехал сам Великий князь Василий III. У Великих ворот его встретили духовенство и бояре, а на торговой площади у Святых ворот ждали все псковичи. Великий князь пошел в Троицкий собор, где отслужил благодарственный молебен.

Герб Пскова, утвержденный в 1781 г. Императрицей Екатериной II: «В голубом поле барс и над ним из облак выходящая рука».

Тем не менее поначалу Василий III сохранил некоторые остатки псковской самостоятельности: продолжали действовать многие из старых судебных законов Пскова; псковичам было разрешено избрание двадцати четырех старост из числа купцов и богатых ремесленников. Эти старосты составили так называемую земскую всенародную избу. Они получили право участвовать в решении судебных дел и в сборе налогов с населения.

Псковская земля славна в русской истории не только своим значением во времена Рюрика (отсюда, с берегов реки Великой, происходила св. Великая княгиня Ольга), но и в осознании себя Московской Руси «Третьим Римом, а четвертому не бывать», – как это прозорливо выразил старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей.

Использован материал:
«Псковский край в истории России». – Псков, 1994 г.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25012605

«Откуда есть пошла земля Псковская…» Путешествие по летописям и легендам
На лад старинный звать его Плесков.
Он и теперь звенит колоколами.
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами.
Ларина Федотова
Дорогие друзья, нам предстоит удивительное путешествие в историю древнего Пскова.
Псков – старинный и очень красивый город. У каждой его башни есть легенда, у каждого храма – своя история. И когда вы их узнаете – город для вас оживет. Древний Псков — это город и государство, вечевая республика и одновременно город-крепость, страж русских земель на северо-западе.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове. А кто же оставил своим потомкам рассказ «Откуда есть пошла земля Псковская»? Конечно, вы правы – это летописец.
Летописание – составление летописей, началось на Руси в 11 веке. Самая ранняя из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет», ее составителем считается монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Итак, вместе с летописцем мы отправляемся в историческое путешествие.

О Пскове — городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?
Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.
…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.
Когда пришла пора Игорю жениться, в псковские края направились представительные киевские сваты – просить руки девицы не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Так и стала псковская Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного Святослава и бабкой Владимира Красное Солнышко. Случилось это в 903 году, а Ольге в ту пору было двадцать лет. «Игорь вырос и сбирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Так преподобный Нестор отметил замужество Ольги в «Повести временных лет».
Творческие задания 1. Героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, обладательница высшей мудрости. Сможете ли вы догадаться и объяснить, имя какого персонажа русской сказки связано с псковской Ольгой?
* Василиса Прекрасная
* Елена Премудрая
* Марья — искусница
Ответ:
Согласно «Повести временных лет» крещение Ольги состоялось в Константинополе, во время которого ей было наречено имя Елена. Именно царь византийский, лично присутствовавший при крещении, назвал Елену (Ольгу) Мудрой.

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).
Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (н. с.) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко – фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются как дни города.
2. Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги?
Ответ: В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине. Один из них подарок скульптора Зураба Церетели. Поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская». Княгиня Ольга изображена как воительница. Во втором (автор В. Клыков), в сквере у Октябрьской площади, нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.
С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.
В старые, добрые времена псковичи любовно и с гордостью называли свой град не иначе как дом Святой Троицы. Откуда пошло такое название, догадаться нетрудно: главный храм Пскова – Свято – Троицкий собор, без которого невозможно представить город. Имена мастеров, что возводили храм во славу Святой Троицы, к сожалению, не сохранились, а вот о том, как был основан Троицкий собор, да и сам Псков, в народной памяти сохранилась легенда.
…Как – то, уже будучи христианкой, объезжала великая княгиня киевская Ольга свои владения… День клонился к вечеру. Утомленная Ольга спешилась с коня и подошла к берегу неторопливой реки Великой. Темные тучи на небе проносились так низко, что казалось, вот-вот зацепят макушки деревьев, раскачивающихся под порывами пронизывающего ветра. Внезапно ветер стих, точно удивленные, замерли деревья, а спешившие с севера тучи замедлили свой бег и расступились, уступая место яркому, золотистому свету, который тремя лучами пролился с небес на землю. Там, где у слияния двух рек — Великой и Псковы — высился каменистый мыс, поросший могучими столетними деревьями, свет трех лучей пересекся. Пораженная этим чудным видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!»
Возблагодарила Ольга Бога за знамение, предрекающее силу и славу земли Русской, помолилась и поставила крест. Возвратясь в Киев, великая княгиня не забыла о своем обещании на берегу Великой. Велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями. Так по легенде возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой Троицы.
В 13 – 14 веках появилось первое местное псковское летописание – основной источник по истории Пскова и Псковской земли. Летописные известия строились по годам («летам»). Они разнообразны по содержанию и рассказывают о войнах, неурожаях, эпидемиях, пожарах, торговле, городском строительстве. Поражают добросовестность и точность записей с большим количеством дат, цифр, подсчетов. Не редкость в летописном тексте – живые разговорные обороты.
Сообщения о том, что происходило в других землях Руси, в псковских летописях немногочисленны и лаконичны. Даже о таких крупных событиях общерусского значения, как нашествие Батыя в XIII в., псковский летописец записал очень кратко: «Прииде царь Батый на землю Русскую и поима грады. И идоша до Игнача креста и ту воспятишася».
Основная летописная работа велась при соборе Святой Троицы, где находился «ларь» для важнейших документов.
Зато есть интересная информация о том, каким увидел Псков в 1415 году немецкий рыцарь Гильберт де-Ланноа. Он возвращался из Новгорода в Псков, выдавал себя за немецкого купца. Псков нашёл он также «весьма большим и сильно укреплёнными городом; причем заметил, что в кремль города никакой иностранец не впускается под опасением смертной кары.
При описании местоположения, путешественник замечает, что Псков лежит при слиянии двух рек — Moede и Plesko, под которыми следует понимать реки Великую и Пскову. Интересно, что реку Великую он называет Moede, возможно, это подлинное местное и, конечно, древнее название реки. Тогда настоящее название Великая есть перевод в финских или латышских наречиях.
О тогдашнем политическом состоянии Пскова, рыцарь говорит, что «он составляет особое княжество, под верховною властью Московского Короля, а своего Князя псковитяне изгнали и сослали; видел я его в Великом-Новгороде».
А вот замечание о псковском костюме: «Русские этого города носят длинные волоса, расстилающиеся по плечам, а женщины круглую диадему позади головы, словно как бывает на изображениях у святых». Что касается до волос, то вот что говорит об этом позднее Герберштейн: «Жители (хотя уже переведённые из Москвы, с московскими развращёнными обычаями) не во всем ещё последуют москвичам: например, волосы носят не по русскому обычаю, а по-польски, разделенные на две стороны» (то есть не в кружок, а с рядом, или пробором на лбу).
Погостив во Пскове, Гильберт де-Ланноа отправился в обратный путь опять на санях, по реке Moeude, или Великой, и по озеру Pebees (Пейпусу, или Чудскому). Тут он не заезжал уже в Нарву, а повернул прямо на Drapt (то есть на Дерпт, или Юрев-Ливонский), который описывает хорошим городом».
После потери Псковом независимости образовались две ветви псковского летописания (свод 1547 г. и свод 1567 г.)
Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде.
А нам, желающим знать историю родного края, доступна «Сокращенная псковская летопись» митрополита Евгения. Этот человек волею судьбы оказался на псковской земле и многие годы своей жизни посвятил изучению и описанию ее истории.
Евфимий Алексеевич Болховитинов родился в 1767 году в г. Воронеже. Митрополит Евгений – это звание и имя он получил, став священником. С1816 г. он – архиепископ Пскова. Им издана «История княжества Псковского» и много других работ по истории Отечества. Митрополит Евгений был не только священником, но и ученым, историком – краеведом, который изучал прошлое нашей родины. Народная память водила пером Нестора и митрополита Евгения.
Конкурс «Грамотей»:
Попробуйте из этих буквосочетаний составить слова, связанные с нашим городом.
Пс Пл пл Пс
(Плесков, Псков, Пскова, Запсковье, Псковская земля).
Конкурс «Знатоки старинных слов»:
Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
Что означает старинное слово «кудесник» (Волшебник, колдун)
Что означает старинное слово «курган» (Холм над могилой знатного воина)
Что означает старинное слово «жребий» (Судьба, участь)
Что означает старинное слово «отрок» (Младший воин в дружине)
Что означает старинное слово «осенина» (Осеннее время года)
Что означает старинное слово «сеча» (Битва с врагом)
Что означает старинное слово «око» (Глаз)
Что означает старинное слово «веверица» (Белка)
Что означает старинное слово» недуг» (Болезнь)
Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Многие поколения историков и краеведов немало сделали для изучения уникальной псковской земли, ее богатой неповторимой истории и культуры. Ей посвящены многочисленные книги и статьи, коллективные сборники и авторские работы, многие из которых представлены в библиотеках города.
Использованные источники:
1. Васюрина, Л. Волшебный остров : Псков в гравюрах Валентина Васильева / Л. Васюрина // Новости Пскова. – 2002. – 4 июня. – С. 5.
2. Град, освященный Троицей Святой : сборник сценариев / сост. Е.Н. Сойтту . – Псков : , 1998. – 63 с.
3. Летопись земли Псковской : годы и события / Федер. агентство по образованию, Псков. гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова ; авт.-сост. И.О. Колосова, Т.В. Круглова, З.Л. Тимошенкова и др. – Псков : ПГПУ, 2007. — 487 с.
4. Мой город : книжка – раскраска для дошкольников /авт. – сост. С. В. Кускова. – Псков : , 2001. – 28 с. — 1100-летнему юбилею г. Пскова.
5. Псковский Летописец : краеведческий альм. №1 / отв. ред. О.К. Волочкова. — Псков : , 2009. – 158 с.
6. Степанов Ю. Легенды и предания псковщины / Ю. Степанов. – Псков : Информ. агентство «Псков-инфопресс», 1993. – 53 с.
7. Филимонов, А. Вороний камень : Псков в гравюрах Валентина Васильева / А. Филимонов // Новости Пскова. – 2002. – 2 июня. – С. 5.

04.01.2020

Псков среди областных центров России является одним из самых малонаселенных по численности населения. Но город, расположенный на северо-западе страны на месте слияния рек Великой и Псковы, подкупает своей уникальностью и древностью. Но почему город Псков так называется? Откуда такое необычное название?

Почему «Псков»?

Официально считается, что название города определяется местным гидронимом – рекой Псковой. Но существуют и альтернативные версии названия города. Согласно первой название славянского происхождения Пльсков (Плесков, Пьсков) либо от слова «песок», либо древнерусского слова «плесь», которым называлась часть русла реки между двумя его изгибами.

Согласно второй версии название города финно-прибалтийского происхождения от ливского слова piskava или эстонского piskva (pihkva), которые в переводе означают «смолистая вода», что, вероятно, отражает многонациональность населения города в период его основания и становления.

Страницы истории

Основан Псков был в 903 году. В средние века город процветал, пока пальму первенства в сферах обороны, торговли и культуры не перехватил Санкт-Петербург. Среди значимых вех в истории Пскова можно выделить следующие события.

В 1240 году из-за предательства боярина Твердило Иванковича, открывшего ночью городские ворота, войска Тевтонского ордена вошли в город и властвовали в нем до его освобождения Александром Невским в 1242 году.

В дальнейшем же город успешно держал оборону. Псковичам удалось выдержать осаду войск Речи Посполитой в 1581 году и осаду швелского войска в 1615 году. За свою стойкость Псков называли «город-щит». В 1510 году Псков вошел в состав Московской Руси.

В годы Великой Отечественной войны из-за немецкой оккупации, продолжавшейся три года, город потерял 3,5 тысячи мирных жителей.

Современность

В настоящее время Псков – тихий провинциальный город. Если в XV веке он был вторым по величине после Москвы, то сейчас в рейтинге городов России он находится на 95-м месте.

Географическое расположение Пскова делает его ближайшими соседями прибалтийские страны и Белоруссию. Город занимает площадь в 95,6 км², которая по форме напоминает квадрат.

Псков буквально пронизан духом древней Руси. Его богатейшая история представлена огромным количеством достопримечательностей. Один только Псковский кремль чего стоит! В городе много православных храмов и монастырей.

Теперь вы получили представление об этом древнем русском городе и узнали, почему Псков назвали именно «Псковом».

Рейтинг статьи: 579 просмотров Анастасия Филиппова

Псков — древнерусский город, изучая его достопримечательности, можно познакомиться практически со всей историей России. История Пскова состоит во многом из сражений с самыми разнообразными захватчиками. В псковских храмах молился Александр Невский и воины, уходившие на Куликовскую битву. Псковскую крепость перестраивали и расширяли Иван Грозный и Пётр Первый. Готовили город к обороне и перед Отечественной войной 1812 года, и в Первую мировую. А в ходе Великой Отечественной Войны Псков три года находился в оккупации и был почти полностью разрушен.

Но достопримечательности Пскова это не только военная история. Это город десятков храмов и обителей. В Пскове существовали и развивались школы самобытного зодчества и иконописи. Слава псковских каменотёсов гремела далеко за пределами Руси.

…Однажды князь Игорь, сопровождавший своего отца Олега в очередном походе, обратил внимание на девушку, перевозившую путников на лодке через реку. Девушкой была будущая княгиня Ольга. Уже став женой Игоря, она, проплывая на ладье мимо памятного ей места, увидела знамение. В мрачном пасмурном небе стали появляться просветы, сквозь которые солнечные лучи упали на берег реки Великой недалеко от впадения в неё реки Псковы. Повинуясь знамению, Ольга приказала построить на указанном месте церковь и основать город. А на месте знамения долго сохранялся камень с отпечатком женской ноги…

Примерно так описывает основание Пскова легенда, опирающаяся на несколько фраз из «Повести временных лет». Согласно упоминанию, Псков был основан в 903 году, однако поселение, даже если исходить из легенды, должно быть старше — кого-то ведь Ольга перевозила через реку и до Игоря. Раскопки показывают, что первые захоронения появились на месте Пскова уже в начале нашей эры, а к Х веку это было крупное поселение площадью до 15 гектаров.

Несколько веков Псков был стратегическим форпостом русского государства на Северо-Западе. Город также являлся крупным центром ремёсел и торговли. После того, как Российская Империя расширилась в сторону Балтийского моря, Псков перестал быть ключевым городом на приграничных территориях, и сохранил своё значение лишь как транспортный узел, постепенно превращаясь в тихий провинциальный городок.

Город Псков, население которого составляет 210 000 человек, расположен недалеко от российских границ с Эстонией и Латвией, примерно в 300 км от Санкт-Петербурга и в 800 км от Москвы. В городе работает аэропорт, добраться в Псков из столиц можно также на поезде или на автобусе.

Псковский Кремль (Кром) — самая узнаваемая достопримечательность Пскова

На высоком мысу у места, где Пскова впадает в Великую, находится сердце Пскова — Кремль, или Кром. Высота мыса и светлый камень стен визуально подчёркивают господство Псковского Кремля над окружающей местностью. В композицию великолепно вписан белокаменный Троицкий собор, как бы парящий над землёй. Красоту Кремля и собора вечером подчёркивает очень удачно выполненная подсветка. А изнутри, со стен Крома, открываются великолепные виды на город и прилегающую местность.

Кром упоминается в источниках уже в XI веке, а строительство стен и башен продолжалось и семью веками позже, однако выглядят все постройки как единый ансамбль, возводившийся по общему плану. В результате почти непрерывного совершенствования фортификационных сооружений число башен в Псковском Кремле достигало 40, однако большая часть из них была перестроена и разрушена, и сейчас периметр Крома (около 900 метров, высота стен до 8 метров, толщина до 6) обозначают 5 башен.

Троицкий собор — главный храм Пскова

Первое здание Троицкого собора, построенного по указанию княгини Ольги, было деревянным. Оно сгорело примерно в середине XII века. Второе здание, каменное, рухнуло, простояв более 250 лет. В XIV веке собор возвели заново, но после пожара в 1609 году от него остались лишь стены и каменная гробница князя Довмонта. Строительство нынешнего собора было закончено в 1699 году. Белоснежный собор увенчан куполами, максимальная высота строения — 78 метров.

Троицкий собор неоднократно реконструировали из-за неоднородной осадки почвы под ним. К зданию были пристроены контрфорсы и открытые боковые галереи.

Свой нарядный белоснежный вид собор приобрёл после того, как внешние стены оштукатурили в конце XIX века.

Довмонтов город

В XIII веке Псковскими землями правил князь Довмонт, про которого летописи пишут, что был он «лют на немца до смерти». Но побеждал Довмонт «немца» не лютостью своей, а воинским умением. В частности, он пристроил к Псковскому Кремлю городок, позже названный в его честь. У Псковской крепости появилась передовая линия обороны. На ограждённую относительно невысокой стеной территорию были перенесены административные постройки и некоторые храмы. Их было 17, но в процессе практически непрерывного совершенствования укреплений часть из них переделали в склады боеприпасов и артиллерийские позиции, а часть была утрачена.

Самое сохранившееся здание Довмонтова города это Приказная палата. В съезжей (Приказной) избе XVII века располагалось воеводское управление Пскова. Здесь под началом воевод и дьяков было сосредоточено административное делопроизводство, вершились следствие, суд и расправа.

Сейчас в здании палаты развернут экспозиционно-выставочный и культурный центр, на втором этаже воссоздан интерьер палат времен воеводского управления.

Стены Среднего и Окольного города

В процессе непрерывного расширения территории Псковской крепости к ней пристраивались дополнительные внешние стены, увеличивавшие площадь обороняемой территории. После Довмонтова города в начале XIV века была построена стена посадника Бориса, а затем стены Среднего и Окольного города. Таким образом, кроме собственно стен Крома предполагаемым врагам нужно было преодолеть ещё четыре рубежа укреплений. Длина стен Среднего города превышала 1,5 километра. Первыми их крепость испытали новгородцы (Псков при Довмонте стал независимым от Новгорода княжеством, что очень не нравилось свободолюбивым жителям демократического города). В 1394 году их войско осадило Псков, но после неудачной попытки штурма новгородцы отправились восвояси.

Сейчас от крепости Среднего города сохранились прибрежная Мстиславская башня и небольшие разрушенные фрагменты стен. Внутри периметра стены в XV — XVII веках были построены несколько храмов, реконструированные в начале XXI века.

Стены крепости Окольного города сохранились в гораздо большей степени. Сохранились и три башни, одна из которых называется Гремячей. Это единственная башня в Пскове, о которой известна точная дата ее возведения: «В лето 7033 (1525 год) повеле князь Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекою на кручи, и того лета сделаша тайник». От Гремячей башни через реку Пскову шла крепостная стена с Верхними решетками, закрывавшими водный путь в город. Не самая большая по размерам (высота 20 м, диаметр в основании 15 м), Гремячая башня — одна из самых красивых башен средневекового Пскова.

К крепости Окольного города относится также Покровская башня — самая мощная крепостная башня Пскова, длина ее окружности составляет более 90 метров, а высота 50 метров, внутри она была разделена на пять ярусов.

В 1581 году здесь произошел ожесточенный бой между псковичами и осадившими город войсками польского короля Стефана Батория. После яростного сражения, поляки засевшие в полуразрушенной Покровской башне, сдались в плен. Всего при отражении осады города погибло 863 псковича и 1626 были ранены. В находящейся неподалеку от Покровской башни церкви Покрова от Пролома долгое время хранился синодик с именами павших защитников города.

Название церкви также связано с теми далекими событиями. Полякам удалось сделать пролом в стене рядом с находившимся в этом месте Покровским монастырем. После принесения к месту пролома иконы Псково-Печерской Божей матери, защитникам города удалось отбить атаку.

В крепости Окольного города, как и в Среднем городе, находятся многочисленные храмы, часть из которых являются действующими. А в Храме Рождества Богородицы работает планетарий.

Наугольная башня (Кутекрома) — ключевая башня Псковского Кремля

Кутекрома (от слов «кут» — угол, и «Кром») — ключевая башня Псковского Крома. Мощное пятиэтажное сооружение возвышается над местностью на высоту 30 метров. Диаметр Кутекромы в среднем составляет 10 метров.

Башня имела большое значение для обороны Пскова. С неё можно было не только заметить приближающегося врага, но и получить представление о перемещениях войск в глубоком, по тогдашним меркам, тылу. Подступиться же к башне было практически невозможно — с одной стороны её прикрывает крепость, с другой — река. Лишь с появлением тяжёлой артиллерии в XVII веке враги — в данном случае, шведы — сумели нанести башне повреждения. При подготовке к Северной войне Кутекрома послужила ресурсом для строительства других укреплений — часть башни разобрали, а из остатков устроили беседку. Внешний вид башни был полностью восстановлен в 1960-х годах.

Церковь Николы со Усохи

Усохой в старину называли пересохшее русло небольшого ручья или болотце, так что этот храм был назван отчасти по географическому принципу. Церковь была на этом месте ещё с XIV века. Ныне существующее здание — квадратное в плане с несколькими приделами, куполами, звонницей и прилегающей часовенкой — построили в середине XVI века.

Церковь сильно пострадала в 1941 — 1944 годах. Сразу после войны и в 1960-х годах прошли две реконструкции, а в 2008 году в Храме Николы со Усохи возобновились богослужения.

Церковь Анастасии Римлянки (Узорешительницы)

Церковь, названную в честь святой Анастасии, не пожелавшей принимать язычество ради благ мирской жизни, псковичи построили в 1487 году как однодневку — такие церкви в дни великих бедствий, таких, как эпидемии или вторжения захватчиков, ставили и святили за один день. По другим сведениям, церковь уже существовала с 1377 года. Этот храм один из немногих в Пскове, не уничтоженных пожарами или войнами. Церковь постепенно ветшала, но прихожане по мере сил и поступления финансовых пожертвований приводили её в порядок. Даже после закрытия церкви в 1930-х годах она неплохо сохранилась — в храме разместили книгохранилище. В 2005 году храм вернули церкви и в нём возобновились службы.

В храме хранятся мощи святой Анастасии, Параскевы Пятницы и святителя Луки (Войно-Ясенецкого), копия Туринской плащаницы и крест с частицей древа Креста Господня.

Поганкины палаты

Сейчас здание, которое заказал строителям в конце XVII века псковский купец Сергей Поганкин, назвали бы торгово-развлекательным комплексом. Внутри здания располагались торговые площади и ремесленные цеха, жилые помещения и склады, бани и помещения для охраны. После того, как сын и внук Поганкина успешно справились с утилизацией папенькиного наследства, комплекс зданий был выкуплен казной и превращён в военный склад. С утратой Пскова военного значения Поганкины палаты передали под Археологический музей.

Сейчас в палатах размещается часть экспозиции Псковского историко-архитектурного и художественного музея. Выставлена прекрасная коллекция древней псковской живописи, имеется богатое собрание серебряных изделий русских мастеров. Большой интерес представляет коллекция украшений и других изделий, найденных в многочисленных кладах.

Достопримечательности Пскова на карте

Для перехода в режим просмотра «панорама» перетяните человечка в нужное место на карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *