Пушкин и святогорский монастырь

ГБООУ «Пушкиногорская санаторная школа-интернат»

Реферат

СВЯТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Работу выполнил Иванов Игорь,

ученик 4-б класса

Руководитель:

Ягодина Тамара Сергеевна,

учитель

Введение_______________________________________________ стр.3

Заключение________________________________________________стр.13

Список использованных материалов__________________________стр.14

Введение

На высоких холмах – отрогах Валдайской возвышенности – раскинулся поселок Пушкинские Горы, находящийся в 360 километрах от Санкт-Петербурга, в 110 — к югу от областного города Пскова, в 38 – к северо-востоку от небольшого города Опочки, в 35 – от Новоржева, в 6-8 километрах от реки Великая. Ещё за полтора десятка километров от поселка виден шпиль колокольни древнего Святогорского монастыря, находящегося в возвышенной красивой местности, на горе, в древности называвшейся Синичьей, а после построения монастыря – Святой. Отсюда, с колокольни, округа обозревается на десятки километров. За живописно разбросанными холмами виднеются голубые чаши озер. На востоке, среди всхолмленной равнины, чернеет древняя крепость Врев, а на северо-западе взгляд задерживается на зеленом острове Тригорского парка. Редкие по красоте обширные дали с самыми разнообразными видами привлекают внимание большого количества туристов, художников, паломников, почитателей А. С. Пушкина, ежегодно посещающих Пушкинский заповедник.

Мне, родившемуся в Пушкинских Горах, с детских лет знаком этот замечательный пейзаж. В школьные годы часто приходилось посещать Пушкинский заповедник во время экскурсий, уроков литературы, традиционных пушкинских мероприятий. Тем не менее, возвращаясь в Пушкинские Горы, всегда открываешь для себя что-то новое. Обращает внимание, с какой гордостью и любовью относятся сотрудники заповедника, жители Пушкинских Гор к окружающей природе, к историческому наследию, к памяти величайшего русского поэта А.С Пушкина.

Центром Государственного мемориального историко-архитектурного и природно-ландшафтного заповедника «Михайловское», конечно же, является его жемчужина – Святогорский монастырь, у стен которого находится национальная святыня – могила поэта.

1.Свято-Успенский Святогорский монастырь.

1.1 Основание монастыря. Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь был основан в 1569 году на Святой горе псковским наместником князем Юрием Такмаковым по указу царя Ивана Грозного для защиты восточной окраины г. Воронича (оборонительного рубежа на подступах к Пскову). По легенде поводом, который ускорил создание здесь монастыря, было видение местному юродивому крестьянскому юноше-пастуху Тимофею двух икон: иконы Божией Матери «Одигитрия» в 1569 году и иконы «Умиление» в 1563, а также чудеса, произошедшие от этих икон. Святогорский монастырь первоначально имел важное стратегическое значение. Он был построен на большой дороге на Москву, проходившей в XVI веке через города Опочка, Воронич, Порхов, Новгород, Волочек, Торжок, Тверь, Клин. К концу XVII века Святогорский монастырь был богатым и славным, тогда ему подчинялись многие монастыри и церкви. К пушкинскому времени монастырь утратил былую славу и величие, был обителью 3-го класса, в нем насчитывалось не более 20 монахов. Монастырь первоначально был деревянным, кроме соборного храма, позднее все его постройки были заменены каменными. В XVIII веке у стен Святогорского монастыря устраивали святогорские ярмарки, собиравшие сюда тысячи людей. В царский период в начале XX века Святогорский монастырь у местных дворян-помещиков и крестьян пользовался большим уважением. Помещики направляли в монастырь щедрые пожертвования. В числе пожертвователей в монастырскую казну были прадед Александра Сергеевича Пушкина Абрам Петрович Ганнибал и его потомки. Именно А.П.Ганнибал и выбрал у стен Святогорской обители место для родового кладбища.

1.2 Монастырские строения

До второй половины XVIII века почти все монастырские строения (кроме Успенского собора и сторожки) были деревянными. В 1784 году пожар причинил монастырю огромный ущерб. Деревянные постройки сгорели, был уничтожен почти весь монастырский архив, поэтому имеющиеся сведения о ранней истории монастыря малоизвестны. Постепенно на месте деревянных зданий вырастали каменные, возводились и новые постройки. Особенно широко строительство велось в конце XVIII века и первой половине XIX века.

Главным монастырским сооружением является Успенский собор, построенный в 1569 году безымянными псковскими мастерами-каменщиками. Это типичный памятник псковской архитектуры XV-XVI веков. Храм сложен из плитняка. Толщина стен Успенского собора составляет 1,5-2 метра. До 70-х годов XVIII века собор был однопрестольным, затем стал трехпрестольным. Древнее центральное помещение никогда не отапливалось и поэтому называлось холодным. Собор одноэтажный, крыша его трехскатная, окна, которые в древности служили бойницами, узкие. В древности крыша Успенского собора была тесовая. Во второй половине XVIII века её покрыли железом. Своды храма покоятся на четырех столбах. Сохранилась древняя система голосников, благодаря которым в здании собора исключительно хорошая акустика: по рассказам старожилов, в ярмарочные дни церковную службу можно было слушать на монастырских лестницах и даже у ворот. В древности стены храма внутри были расписаны фресковой живописью, но роспись не сохранилась. Она была утрачена во второй половине XIX века.

Центральный храм имеет два придела: южный и северный. Первый был построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова в 1770 году, северный придел (церковь Покрова) построен на средства псковского помещика Карамышева в 1776 году. Под престолом этой церкви был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых. Под северным приделом в стене имеется камера, в которой, по преданию, провинившиеся монахи отбывали наказания за различные нарушения монастырского устава.

В собор ведут два входа: с запада – главный и с юга – служебный. Длина собора – 23,5 метра, высота (без колокольни) – 9,25 метра. Высота соборной колокольни – 37 метров, она сооружена в 1821 году вместо традиционной для псковских церквей звонницы.

Купол Успенского собора, глава которого имеет форму луковицы, венчает весь ансамбль монастырских сооружений. Барабан купола украшен типичным псковским орнаментом – трилистником.

К древним монастырским сооружениям времен Ивана Грозного относятся Анастасьевские ворота со сторожкой, сложенные из дикого камня. Они сохранились до нашего времени. Святые ворота, считавшиеся главными, в 1962 году восстановлены в том виде, в каком были во времена Пушкина.

Во времена Ивана Грозного монастырь-крепость окружала деревянная стена, которая обветшала и разрушилась. В 1794 – 1797 годах вокруг монастыря сооружается ограда из дикого камня на извести, в основном сохранившаяся до наших дней. Высота её – 2 метра, ширина – около 1,5 метра, а длина – 700 метров. Ограда покрыта железом и украшена башенками с козырьками. Вторая, малая ограда тоже сложена из камня в XVIII веке, она окружает холм, на котором стоит Успенский собор.

На соборный холм ведут две лестницы: с юго-восточной и юго-западной сторон. Юго-западная широкая лестница сложена из гранитного камня, имеет 38 ступеней и 4 площадки, обнесена невысокой каменной оградой. Она построена во второй половине XVIII века. Юго-восточная лестница построена из того же камня, она имеет 52 ступени. Лестницу окружает ограда с башенками. Над главной лестницей ( юго-западной) с 1836 года была крыша, которая была разрушена в Великую Отечественную войну. В настоящее время не восстановлена.

Колокола Святогорского монастыря являются одной из интереснейших его достопримечательностей. Они находятся на четырехъярусной колокольне с карнизами, крышей, высоким шпилем, яблоком и крестом. Вход на колокольню находится с западной стороны Успенского собора, через деревянную дверь на железных крюках, по трем деревянным лестницам. В четырех окнах, где висят колокола, железные решетки окрашены медянкой. Вверху, над колокольней, в прежние времена существовали железные боевые часы, теперь они утрачены, остались лишь следы на месте, где они находились. Более двух десятков лет директор Пушкинского заповедника Семен Степанович Гейченко собирал колокола на старых погостах псковского края. В 1980 году колокола были помещены на колокольню. Всего колоколов имеется 14, подобранных под тон, из них 8 с надписями, а 6 — без них. Самый большой, отлитый в Москве, имеет вес 151 пуд. Его звон слышен за 15 – 20 километров от монастыря. Легенда рассказывает, что Святогорский монастырь заказал заводу купца Тюленева в Москве большой колокол. Во время отливки случилась неожиданная для мастеров проверка. Мастера, часто утаивавшие серебро, вынуждены были все спрятанные слитки бросить в сплав, из которого готовился монастырский колокол. Так Святогорская обитель стала иметь один из редчайших на Руси колоколов. По другой легенде, в сплав было вложено много серебряных монет, пожертвованных паломниками-богомольцами. Один из колоколов славится не весом и звоном, а тем, что его подарил монастырю Иван Грозный. В народе этот колокол называли Горюном, вес его 15 пудов. Один из больших колоколов пострадал в годы Великой Отечественной войны. Сейчас его осколки экспонируются на территории Святогорского монастыря, при входе в Анастасьевские ворота.

У подошвы Святой горы на южном её склоне расположены и другие монастырские здания в виде правильного прямоугольника, северную сторону которого образует Никольская церковь, южную – каменное жилое здание, восточную сторону – братский корпус, а западную – настоятельский корпус, в середине находится чистый двор. Такое планирование монастырских зданий сделано по указанию архиепископа Псковского Евгения.

1.3 Монастырское кладбище. Внутри монастыря на Святой горе, вокруг Успенского собора расположено монастырское кладбище. Некоторые настоятели и благодетели обители были погребены даже под храмом. Строитель Покровского придела храма помещик Карамышев погребен под алтарем в особом семейном склепе. Престол Успенского собора находится над пнем того дерева, где произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия». В алтарной части собора похоронен умерший в Михайловском младший брат А.С.Пушкина – Платон (1817-1819, поэт присутствовал на его похоронах). Здесь же похоронены в 1806 году- его дед Осип Абрамович, в 1818 – бабушка Мария Александровна, в 1836 – мать Надежда Осиповна, в 1848 отец Сергей Львович. Когда А.С.Пушкин хоронил свою мать, то купил место и для своей могилы. В 1837 году в Успенском соборе стоял гроб с телом А.С.Пушкина, тайно привезенного к месту захоронения. На могиле первоначально стоял деревянный крест, а в 1841 году по настоянию его вдовы на средства опеки над семьей и имуществом Пушкина на его могиле установили беломраморный обелиск, на котором с лицевой стороны высечен вызолоченный крест и звездочка. В сквозной нише под пирамидою – траурная урна. На памятнике надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

2.Святогорский монастырь в советское время.

После 1917 года монастырь закрыли и разорили, в монастырских зданиях размещались школа рабочей молодежи и районная типография. Со временем большую монастырскую территорию включили в состав Пушкинского заповедника. Большим разрушениям подверглись Пушкинские Горы и Святогорский монастырь во время Великой Отечественной войны, в период оккупации гитлеровцами (1941 – 1943). Страшная картина предстала советским воинам после освобождения. У монастырских ворот висело оставленное немцами объявление: «Гражданскому населению вход запрещен. За нарушение – смертная казнь». Монастырь был разрушен, разграблен иконостас, похищена ценная утварь. Сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви. Вся территория была завалена битым кирпичом и камнями, на холме валялись колокола, лишь один чудом удержался на поврежденной взрывом колокольне. По свидетельству очевидцев, немцы дважды подрывали главную церковь монастыря – Успенский собор. В результате второго взрыва рухнула колокольня, древний двухсотлетний большой колокол разбит на мелкие кусочки, крест купола сорван, крыша приделов обрушилась. Перед уходом из поселка фашисты заминировали вход в монастырь, лестницы и памятник на могиле А.С.Пушкина. Стремительное наступление советских войск сорвало варварский план уничтожения национальной святыни русского народа. Как выяснилось позднее, немцы готовили взрыв могилы Пушкина, Святогорского монастыря и самого холма, на котором находится могила поэта. В ограде монастыря было заложено более 4 тысяч мин. В настоящее время на территории монастыря находится братское захоронение воинов-освободителей, погибших при освобождении Пушкинских Гор.

Восстановление монастырских памятников проводили в 1945 – 1950 годах под наблюдением комиссии во главе со знаменитым архитектором А.В.Щусевым. В 1949 году, в канун 150-летия со дня рождения поэта, в историческом Успенском соборе был открыт музей А.С. Пушкина. В южном приделе собора, где в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с телом поэта, экспонировалась посмертная маска, выполненная скульптором Гальбергом. Картины, портреты, скульптурные работы и документы составляли экспозицию под общим названием «Дуэль, смерть и похороны А.С.Пушкина в Святогорском монастыре». Экспозиции в северном приделе посвящались истории Святогорского монастыря. Здесь были представлены копии рукописей Пушкина, портрет Бориса Годунова работы неизвестного художника XVII века, гравюра на дереве Котляревской «Пушкин со слепцами», большой макет собора, каким он был в эпоху Ивана Грозного, картина неизвестного художника, изображающая явление иконы богоматери пастуху Тимофею на Синичьей горе и много других исторических материалов. К созданию музея в разные годы были приложены усилия и таланты многих сотрудников – создателей и хранителей заповедника. В первую очередь это директор Пушкинского заповедника С.С Гейченко, долгие годы руководивший Пушкинским заповедником, а также хранитель музея «Свято-Успенский монастырь», существовавшего почти до конца XX века, М. Е. Васильев. В 1992 году Святогорский монастырь возвратили Церкви, он возродился как действующий религиозный центр. В настоящее время в монастыре живут более 60 человек братии. Иноки монастыря работают и молятся, проводятся ежедневные богослужения. На сегодняшний день в монастырских хранилищах находятся около 60 частиц мощей Святых Угодников, чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии, Феодоровской и Умиления. Все музейные экспонаты переданы Пушкинскому заповеднику и экспонируются в музейных залах научно-культурного центра заповедника.

3.Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. за атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, в своем донесении записал: «От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается с ним разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярмарках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. На вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и знал «токмо российскую грамматику». По описанию современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст трагедии включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет». По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский монастырь. В 1929 году он написал такие строки:

«И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.».

Заключение

Святогорский монастырь одно из почитаемых мест не только, на Псковщине, но и по всей России. Он находится в юго-восточной части поселка Пушкинские Горы, в местности, представляющей собою чередующие крутые песчаные возвышенности, поросшие деревьями, и низины с небольшими прудами и озерами. Замечательная природа в сочетании с архитектурным ансамблем Свято-Успенского монастыря создают удивительное впечатление, привлекающее внимание туристов и почитателей творчества А.С.Пушкина. Ансамбль Святогорского монастыря представляет собой уникальный памятник истории и культуры. Он связан с творчеством Пушкина, который использовал исторические данные и наблюдения над жизнью монастыря в своих произведениях. Здесь им были написаны свыше ста произведений. Могила поэта является местом паломничества поклонников творчества великого русского поэта. Святогорский монастырь входит в состав Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С Пушкина «Михайловское». Три раза в год здесь собираются люди, чтобы отметить памятные пушкинские даты: в феврале – день гибели поэта, в июне – день рождения, в августе — день ссылки его в Михайловское. Здесь ежегодно, 10 февраля, в 2 часа 40 минут пополудни, собираются жители Пушкинских Гор и гости, чтобы почтить память поэта, в этот день здесь на всех языках звучат стихи Пушкина и о Пушкине. Каждое первое воскресенье июня в Пушкинских Горах и в Михайловском проходят всемирно известные праздники поэзии, собирающие множество писателей, поэтов, литераторов, артистов и всех тех, кто хочет поклониться праху поэта и прикоснуться к прекрасному, тех, кто любит этот уникальный «приют спокойствия, трудов и вдохновения».

Список использованных материалов

Шушжшммама

Э. А. Узенёв

Из истории святогорских ярмарок

Ежегодные ярмарки в Святых Горах, история которых насчитывала несколько столетий, были неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни людей, населявших окрестности Святогорского монастыря, слободу Тоболенец, до 1925 г. существовавшую у монастырских стен. Они не просто вносили разнообразие в повседневную жизнь местных жителей, а стали частью народной культуры. В книге А. М. Савыгина о посёлке Пушкинские Горы так описываются некогда проходившие здесь ярмарочные действа: «Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Залихвастски играли звонкоголосые русские гармони, вызывая на задорные песни. Бойко торговали кабаки. Сыпались пословицы и прибаутки, слепцы рассказывали о старине»1.

Сведения о проходивших в этих местах ярмарках приводятся в краеведческой литературе, путеводителях по Пушкинскому Заповеднику. Точное время возникновения ярмарок при Святогорском монастыре не выяснено. Предполагается, что они были переведены из города Воронича после его разрушения иноземными интервентами в XVII веке2. Как отмечено в путеводителе М. Е. Васильева «Музей «Святогорский монастырь», «росту популярности местных ярмарок способствовали выгодное географическое положение, отсутствие в непосредственной близости от монастыря других значительных торговых центров, развитие

Узенев Эдуард Александрович — методист по научно-просветительской деятельнности Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».

ремёсел в Вороничском уезде, а также большой приток в обитель паломников»3. В 1899 г. настоятелем Святогорского монастыря игуменом Иоанном в «Описании» монастыря отмечено: «В Святогорский монастырь перед девятой пятницею по Пасхе, когда предполагается скорый крестный ход с чудотворными иконами в г. Псков, а равно перед праздником Покрова Богоматери, когда бывает крестный ход вокруг монастыря, издавна собирается несметное количество народа: одни для того, чтобы помолиться Царице Небесной и излить перед Нею все свои скорби и радости и принять участие в крестных ходах, а другие для удовлетворения своих многоразличных житейских нужд.»4.

В примечании к приведённым сведениям говорится, что торговцы прибывали на ярмарки «и сухим путём, и в ладьях», и «по причине такого многочисленного наплыва народа в Святогорский монастырь присылались для наблюдения за порядком на счет обители земские и жандармские чины»5. Также указано, что в XVIII в. ярмарки устраивались пять раз в году: помимо девятой пятницы по Пасхе и дня Покрова «народ и торговцы собирались во множестве, как видно из донесения 1786 г. игумена Созон-та, ещё в нижеследующие праздники, именно: 1) 15 августа, в день храмового праздника Успения Божией Матери; 2) 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы; 3) в день Святой Пасхи…»6. В исследовании Л. И. Софийского отмечено: «В гор. Опоч-ке и его уезде бывают однодневные ярмарки и торжки во все приходские храмовые и

престольные праздники, в так называемые «праздничные», т. е. в дни, в которые известная местность или отдельное селение празднует, не работает…»7. Согласно приведённым в этой книге данным на 1912 год, в Святых Горах три раза в году устраивались ярмарки: Благовещенская — 25 марта, Девятник — девятая пятница после Пасхи, Покровская — 30 сентября, причём две последние продолжались по 7 дней8. В исследовании Н. С. Новикова приведены выдержки из отчёта настоятеля Святогорского монастыря игумена Кирилла за 1913 г. Согласно документу, «в монастыре ежегодно было две ярмарки. 1) В девятую пятницу по Пасхе, продолжающаяся 10 дней; 2) Покровская, продолжающаяся не более 3 дней»9.

Авторы публикаций материалов о Свя-тогорском монастыре отмечали, что ярмарки любил посещать А. С. Пушкин в годы северной ссылки. Это известно из воспоминаний современников поэта. «Одетый в русскую рубашку, в соломенной шляпе на голове, с железной тростью в руках, он бродил среди шумящей толпы, вслушивался в народную речь, запоминал всё наиболее интересное, характерное, многое записывал. Здесь он общался с народом… И это общение, эти наблюдения и записи давали поэту много ценного, необходимого для создания народных сцен в «Борисе Годунове»10. Есть свидетельства, что Пушкин на ярмарках много времени проводил среди нищих — слепцов, юродивых, странников. В «Описании Святогорского монастыря» игумена Иоанна говорится: «В другое же время, когда в монастыре была ярмарка в девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же — и через плечо… вместе с нищими при монастырских воротах участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексии, человеке Божием, и других, тростью же с бубенчиками давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь — на ярмарку»11.

Помимо общеизвестных сведений о ярмарках, приводимых в рассказах об истории Святогорского монастыря и связанной с ним деревенской жизни А. С. Пушкина в

с. Михайловском, не менее интересны данные о торговцах, количестве и ассортименте привозимых на ярмарки товаров, суммах выручки от их продажи. В публикациях встречаются утверждения, что ярмарки приносили Святогорскому монастырю немалый доход. Ярмарочная торговля шла на гостином дворе, за монастырским братским корпусом. Как отмечал игумен Иоанн, «по случаю такого наплыва многочисленного народа, издавна приезжают в обитель из близ лежащих городов — Опочки, Острова и Новоржева — купцы и всевозможные торговцы, а также крестьяне из ближайших селений с своими домашними произведениями.

Прибыв о обитель ещё недели за две, за три до открытия ярмарочного времени, одни из них занимают монастырские лавки, находящиеся на заднем дворе монастыря (называемом гостиным), где они (лавки) выстроены в монастыре в два ряда; другие же устраивают временные балаганы, а приезжающие на возах — занимают места на монастырском поле.

За каждое место монастырь взимает с торговцев плату, смотря по важности занятого ими места, а также — оживлённости ярмарки»12. Любопытно, что торговцы в Святые Горы приезжали не только из ближайших, но и весьма отдалённых городов. 19 июня 1834 г. Н. О. Пушкина писала дочери О. С. Павлищевой, сестре А. С. Пушкина, из Михайловского, что ярмарка начнётся 22 числа, в девятую пятницу по Пасхе, и «есть уже купцы из Москвы, из Нижнего, из Симбирска»13.

В путеводителе М. Е. Васильева говорится о купцах, приезжавших из Пскова, Новгорода, Риги, Ревеля, а также о том, чем торговали: «Лавки-времянки в торговых рядах были завалены разными товарами. Прямо с возов продавались льняное полотно, кадки, колёса, хомуты, огурцы, рыба, мёд, па-тока»14. По данным Л. И. Софийского на начало XX в., «кроме тех товаров, которые продаются на ярмарках в Опочке, в Святые Горы провозят: мануфактурный и галантерейный товары, холст местнаго крестьянскаго производства, сухую рыбу из Талабска, сырую кожу, щетину и перо, а также разныя лакомства, в том числе патоку, составляющую особенность Святогорской ярмарки»15. Обна-

руженный в Государственном архиве Псковской области отчётный документ позволяет дополнить эти сведения новыми данными о товарах и торговцах на святогорской ярмарке

(скорее всего, в «Девятник»), проходившей всего тремя годами позже окончания периода ссылки А. С. Пушкина. Приводим документ полностью:

Ведомость учинённая опочецким земским исправником Куделининым о ввезенном и проданном на Святогорскую ярмарку товаре — ровно по числе торгующих 21 дня (так в документе! — Э. У.) 1829 года

Число торгующих людей

Шелкового 20

Бумажного 17

Сурового 13

Кожевенного 22

Железного и прочего такового ж рода 3

Рыбного 16

Калачей, барашков, пряников и прочих мелочей 30

Всего: 121 Из вышеписанных торгующих было купцов 2-й гильдии крестьян — 29-ть.

Земский исправник капитан Куделинин16.

На какую сумму привезено товару

15300 57000 21000 17000 5000 13000 1213 267213

3-й гильдии —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На какую сумму продано

53000 20000 12000 8000 2000 9000 870 104970 37, мещан — 52; 1

Для сравнения приведём данные о ярмарках за 1852, 1855, 1856 годы:

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1852 г. на 39 9 75рублей, продано на 19 462руб. и с 10 октября продолжается тоже 7 дней»17.

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1855 г. на 35 383 рублей, продано на 5 203 руб., с 1 октября продолжается 7 дней. Привезено в 1855 г. на 8 638руб., продано на 1 645руб.»1*.

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1856 г. товаров на 40 960 рублей, продано на 28 700 руб., и с 1 октября продолжается 7 дней. Привезено в 1856 г. товаров на 4 685 руб., продано на 1 303руб.»19.

Как видно, количество ввезённых и проданных товаров в эти годы в денежном выражении заметно ниже по сравнению с тем, что указано в «Ведомости» о товарах на ярмарке 1829 г. Не идёт ни в какое сравнение с общей денежной суммой от продажи

товаров в 1829 г. выручка от продажи на ярмарках, проходивших в другие годы. Об этом свидетельствуют данные игумена Иоанна: «В прежние времена в монастыре было следующее число торговых лавок и выручалась от права торговли в них следующая сумма:

Лавок Выручки

62 неизвестно

85 758 р. 45 к.

114 1450 р.

150 2796 р. 55 к.

75 1200 р.»20.

В 1785 г. в 1811 г. в 1817 г. в 1839 г. в 1879 г.

Можно предположить, что, по крайней мере, к концу 1820-х гг., а может быть, и чуть ранее, святогорские ярмарки достигли своего максимального размаха и величины по количеству товаров и денежному обороту. Затем, по всей видимости, количество товаров и торговых лавок на ежегодных ярмарках снижалось. По состоянию на 1899 год, как отмечено Иоанном, «в монастыре имеется лавок 47, а балаганов выстраивается до 120; но занятых бывает: в девятую пятницу — лавок 10-15, а балаганов — 80-90, в Покровскую же — число занятых лавок и балаганов значительно менее. За обе ярмарки выручается ныне до 800 руб.

Из означенной суммы ярмарочных сборов монастырь ежегодно уплачивает земству до 300 руб., а остальные — поступают на ремонт ярмарочных зданий, страховку таковых и на другие надобности»21. Л. И. Софийский в своём историческом очерке 1912 г. тем не менее назвал святогорскую ярмарку «Девят-ник» «самою большою и лучшею в уезде по обилию товаров, многолюдству и оборотам». При этом в 1913 г., согласно отчёту игумена Кирилла, при Святогорском монастыре «торговые лавки в количестве 25 и строят временные балаганы сколько требуется. За эти лавки и балаганы монастырь выручает 505 рублей из коих 280 обязан ежегодно платить налоги Опочецкому земству»22.

В последующие годы был поднят вопрос о дальнейшей судьбе ярмарок при монастыре. В работе Н. С. Новикова приведён текст рапорта настоятеля архимандрита Ев-стафия епископу Псковскому и Порховскому Евсевию от 7 июля 1915 г.: «В означенном монастыре каждодневно на девятой неделе по Пасхе бывает ярморка, продолжающаяся целую неделю, установленная с давних времен, но когда и кем не известно. На ярмарку приезжают торговцы и собирается масса народа обоего пола, которая и толпится по монастырю день и ночь, так как ворота по случаю яр-

морки не закрываются. Молодёжь гуляет по монастырю взад и вперед с гармонью, поет песни нецензурные, такое явление вызывает со стороны местных жителей большое нарекание, а на внутреннюю монастырскую жизнь наводит соблазн. За ярморку монастырь ежегодно уплачивает опочецкой земской управе 562 р. 77 к., а выручает за лавки и балаганы не свыше 400 р. в год, что причиняет монастырю убыток. В виду сего настоятель монастыря и братия просят Его Высокопреосвященство войти в сношение с губернатором о переводе ярморки из монастыря в соседнюю слободу Тоболенец»23. Эту просьбу епископ Евсевий изложил в ходатайстве псковскому губернатору, барону Н. Н. Медему и отметил, что она «заслуживает удовлетворения»24. Настоятель Святогорского монастыря также счёл необходимым напрямую обратиться к губернатору: «Ваше превосходительство, милостивый государь, барон Николай Николаевич Медем, просим разрешить перемещение лавок и балаганов из монастыря в слободку…»25. По решению губернатора данный вопрос был передан «на рассмотрение ближайшего псковского губернского собрания»26. В следующем обращении к епископу от 21 января 1916 г. архимандрит Евстафий подкрепил свои доводы тем, что вопрос о переводе ярмарок из монастыря в слободу поднимался ещё при игумене Иоанне, «но на земском собрании оставлено без последствия». Несмотря на это, он, будучи уверенным, что удовлетворение его просьбы — лишь вопрос времени, попросил разрешения в Псковских губернских ведомостях и «Псковском голосе» заранее опубликовать статью, что «ярморка, бывшая ежегодно в монастыре на 9 недели по Пасхе, так называемый «девятник» — впредь не будет впущена внутрь его так как не соответствует месту и положению»27. Однако архиерей своей резолюцией от 29 января предписал архимандриту «воздержаться от всяких объявлений, до решения этого вопроса»28.

По-видимому, просьба настоятеля была удовлетворена. Впоследствии ярмарки проходили за пределами Святогорского монастыря, в слободе Тоболенец, ставшей в 1925 г. селом Пушкинские Горы29.

Судя по материалам изданий А. К. Глад-кого30, Ф. А. Васильева-Ушкуйника31 и С. Д. Яковлева32, традиция проведения ежегодных ярмарок, хотя и с меньшим размахом, сохранялась в этих местах и в первой половине XX в., до начала Великой Отечественной войны.

Таким образом, начиная с XVIII в., с годами наблюдалось развитие и укрупнение

ежегодной ярмарочной торговли в Святых Горах. Своего расцвета она достигла, вероятно, к середине-концу 1820-х гг. Именно такие, поражавшие своим многолюдьем и обилием товаров ярмарки, привлекали А. С. Пушкина, часто бывавшего в Святогорском монастыре, собиравшего ценный материал для творчества, в частности, для создания народной трагедии «Борис Годунов». Несмотря на начавшийся спад торговли в последующие годы, ярмарки по-прежнему вызывали интерес, собирали немало народа из слободы, окрестных сёл и деревень Опочецкого уезда и стали одной из наиболее ярких страниц в истории края.

Приложение

Его превосходительству Господину действительному статскому советнику Псковскому гражданскому губернатору и кавалеру Андрею Федоровичу (Квитке — Э. У.)

Опочецкого Земского исправника капитана 1-го Рапорт

Во исполнение начальственного предписания, составленная мною о ввезенном и проданном на Святогорской ярмарке продолжавшейся сего июня с 14-го по 17-е число. Число товара — по числе торгующих ведомость при сем к вашему Превосходительству представить честь имею.

С таковым донесением, что в те прошедшие праздники два дни, то есть 14-го в девятую пятницу и 16-го в воскресенье, во время продолжения божественных литургий продажа как горячих напитков <в> питейном доме в слободки Тоболенце при Святогорском монастыре состоящем — и на выставках, ровно и товаров торгующим мною было запрещено между тем <… > как по положению повелено — в слободки Тоболенце иметь выставок кроме питейного дома три, а от уполномоченного опочецких питейных сборов Воронина во время продолжения той ярмонки было учреждено таковых шесть из коих одна существовала внутри монастыря, каковое обстоятельство представило в благорассмотрение Вашего Превосходительства и покорнейше прошу для руководства впредь снабдить меня начальственным предписанием.

Земский исправник капитан Куделинин

№ 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июня 9 дня 1829 года33.

Примечания

1 Савыгин А. М. Пушкинские Горы. Л., 1989. С. 61.

3 Васильев М. Е. Музей «Святогорский монастырь». Л, 1984. С. 9.

4 Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии // Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Псковской епархии. М., 2003. С. 86.

5 Там же. С. 158.

6 Там же.

7 Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.). Репринт. изд. Псков, 2004. С. 147.

8 Там же. С. 148-149.

10 Гордин А. М. Пушкинский заповедник. Л. — М., 1963. С. 262-263.

11 Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии. С. 102.

12 Там же. С. 86.

Мир Пушкина: Дневник Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных в письмах к дочери Ольге Сергеевне Павлищевой. 1828-1835 (Фамильные бумаги Пушкиных-Ганнибалов). СПб., 2015. С. 350.

Васильев М. Е. Музей «Святогорский монастырь». С. 10.

Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.). С. 148-149. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 930. Л. 4. В документе допущены неточности: в столбце «На какую сумму привезено товару» вместо «15300» должно быть «153000» и в столбце «На какую сумму продано», строке «Всего», вместо «104970» должно стоять «104870». Памятная книжка для Псковской губернии на 1853 год. Псков, 1853. С. 11. Памятная книжка для Псковской губернии на 1856 год. Псков, 1856. С. 76 об. Памятная книжка для Псковской губернии на 1857 год. Псков, 1857. С. 76 об. 77. Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии. С. 87.

21 Там же.

22 Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. С. 234.

23 Там же. С. 234-235.

25 Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. С. 235.

26 Там же.

27 Там же.

28 Там же. Савыгин А. М. Пушкинские Горы. С. 103. Гладкий А. Пушкинский уголок. Псков, 1922. С. 7.

Мiръ Россия Псковская область поселок городского типа Пушкинские Горы Успенский Святогорский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Святогорский Свято-Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Псковской области. Находится в посёлке Пушкинские Горы.

История

Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря».

Святогорская обитель издревле входила в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. Монастырская крепость представляла важное звено обороны Псковской земли на рубеже древнего пригорода Воронич. Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи с оружием в руках защищали Псковскую землю. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Романова.

До революции в монастыре находилось несколько особо почитаемых на Руси чудотворных икон Божией Матери: чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (вокруг средника иконы изображен цикл Богородичных праздников), чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (согласно монастырскому преданию икона была написана византийскими мастерами), чудотворная икона Успения Божией Матери (по бокам от средника иконы изображено – коронование Божией Матери, собор святых архангелов, Благовещение Пресвятой Богородицы).

Святогорский монастырь славился крестными ходами. В девятую неделю после Пасхи был самый большой крестный ход. После трехдневного молебна в Святогорском монастыре крестный ход направлялся в Псков и Остров. Были крестные ходы в Новоржев и Опочку, пригород Воронич, на слободское озеро Тоболенец на водосвятие. Всего в монастыре было 14 больших и малых крестных ходов.

Могила Пушкина

С XIX века Святогорская обитель неразрывно связана с именем А.С.Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда на поклон могилам предков. Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе монастырского храма, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В настоящее время ансамбль Святогорского монастыря составляют: Успенский собор (1569 год), колокольня (1821 год), братский корпус (1820 год), крепостные стены (XVIII век).

Самым древним в монастыре является Успенский собор, возведенный на месте, где по преданию «открылась благодать Божия и милость Царицы Небесной в явлении чудотворных Ея икон – Умиления и Одигитрии». Соборный храм возведен в классическом стиле псковской архитектурной школы XVI столетия. Южный придел Успенского собора во имя иконы Божией Матери Одигитрии построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова в 1770 году. Здесь обычно происходило отпевание усопших. Северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен на средства псковского помещика Карамышева в 1776 году. Под престолом этой церкви был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

Благодаря щедрым пожертвованиям к концу XVII века Святогорский монастырь числился среди трех десятков «старших» обителей на Руси. В монастырские владения входили пустоши Савино, Щекино, Глусово, Кошкино, Гришино, Бугрово, Кириллово, Рытицы, пожни при реке Великой. Под властью монастыря находился перевоз через Сороть и право рыбной ловли в ней и в окрестных озерах Воронич и Белогули.

«Духовные штаты» 1764 года лишили монастырь многих экономических привилегий, и он стал третьеклассным, сорок пятым по степени, однако по-прежнему оставался достаточно влиятельным. Большие доходы приносила сдача земель в аренду и пожертвования окрестных помещиков. В числе наиболее крупных жертвователей был А.П.Ганнибал, который у стен Святогорской обители устроил свое родовое кладбище.

Росту экономики монастыря, его популярности, способствовали широко известные Святогорские ярмарки. На ярмарки приезжали купцы из Москвы, Пскова, Новогорода, Витебска, Острова, Новоржева, Опочки. Главной была ярмарка в девятую неделю после Пасхи. Кроме этого ярмарки проходили осенью – на Покров Пресвятой Богородицы и весной – на Благовещенье.

После революции монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением СНК могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор. В годы Великой Отечественной войны от взрыва сильно пострадал Успенский собор, рухнула колокольня, сгорели стены братского корпуса, Никольская и Пятницкая церкви.

В 1945 году группа архитекторов под руководством академика А.В.Щусева определила очередность реставрации памятников. К 1949 году реставрационные работы в Святогорском монастыре были в основном завершены.

Современное состояние

В 1992 году Святогорский Успенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 29 мая 1992 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возобновлены регулярные богослужения в Успенском соборе.

Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает Воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников. Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники». В Успенском храме сохраняются чудотворные иконы Феодоровская и Одигитрии.

Монастырь охраняется государством в составе Музея-заповедника А. С. Пушкина.

Святыни

Главнейшая святыня монастыря — икона Богородицы Одигитрия, по преданию была найдена около 1566 года пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич (ныне городище Воронич в составе музея-заповедника А. С. Пушкина).

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Фото

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы

  • Братский корпус

  • Монастырская ограда

Как добраться

Адрес: 181370, Псковская обл., п. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская 1.

Тел.: 8(81146) 2-33-89, 8(81146) 2-37-85

E-mail: monastery@svyatogorsky.org

Официальный сайт

Расписание Богослужений

Расписание богослужений в храме Успения Пресвятой Богородицы Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря.

утреннее богослужение (Братский молебен, Полунощница, Часы, Литургия) начинается в 6.30 (рядовое,по будням);

утреннее богослужение (Часы, Литургия) начинается в 9.00 (Воскресное и праздничное);

вечернее богослужение всегда начинается в 17.00;

в 1-е Воскресение месяца после окончания Литургии служится соборный молебен на Призвание Святаго Духа на всякое доброе дело;

в 4-е Воскресение месяца служится Благодарственный молебен Спасителю нашему Господу Иисусу Христу;

каждое Воскресение на вечерней службе служится один из акафистов Пресвятой Богородице.

Получить более подробную информацию можно на сайте обители.

Информация для трудников

Монастырь принимает лиц мужского пола для несения послушаний (выполнения работ, хозяйственных поручений) на безвозмездной добровольной основе. Этот вид служения Богу называется «трудничество», а человек – «трудником». Монастырь бесплатно обеспечивает трудников питанием и проживанием.

Трудник должен являться православным верующим христианином, знать основные молитвы и «Символ Веры», строго соблюдать Устав монастыря и все указания священноначалия, участвовать в Богослужениях и Таинствах.

По вопросам трудничества в монастыре обращайтесь к эконому иеромонаху Василию по телефону: +79118964448 или помощнику эконома по тел. +79532301958.

По вопросам трудничества в скиту монастыря в местечке Столбушино, обращайтесь к скитоначальнику иеромонаху Ионе +79212127869 или помощнику скитоначальника по тел. +79113989282.

По вопросам трудничества на подсобном хозяйстве монастыря в местечке Подборье, обращайтесь к заведующему мастерскими иеродиакону Евсевию по тел. +79113916035 или монаху Нилу по тел. +79116900711.

Информация для паломников

По вопросам паломничества в монастырь обращайтесь к благочинному иеромонаху Трифону по тел. +79113693435.

По вопросам паломничества в скит монастыря в местечке Столбушино Псковской области , обращайтесь к скитоначальнику иеромонаху Ионе +79212127869 или помощнику скитоначальника по тел. +79113989282.

По вопросам паломничества на подсобное хозяйство монастыря в местечке Подборье Псковской области, обращайтесь к иеромонаху Ионе +79212127869 , заведующему мастерскими иеродиакону Евсевию по тел.+79113916035 или монаху Нилу по тел. +79116900711.

Автор Редакция Правда.Ру 11.02.2003 15:18

Где похоронен Пушкин? Ответ очевиден: на Псковщине, неподалеку от своего родового имения — села Михайловского, в Святогорском монастыре. Однако очевиден он лишь на первый взгляд. Давайте на известные факты посмотрим попристальнее.

Итак, умер Александр Сергеевич 29 января 1837 года. Отпевание состоялось в 11 часов утра 1 февраля в придворной Спаса Нерукотворного Образа церкви, принадлежавшей конюшенному ведомству двора Его Императорского Величества. В городе ее называли попросту — Конюшенная церковь.

В ночь с 3 на 4 февраля гроб с телом покойного поэта в сопровождении Александра Ивановича Тургенева и жандармского офицера отправлен из Петербурга в Псковскую губернию. Вечером 5 февраля печальная процессия прибывает в Псков.

Ранним утром 6 февраля останки Пушкина погребены возле церкви в Святогорском монастыре.

Что кроется за внешней канвой событий?

Известно, что Пушкин просил не хоронить его на петербургских кладбищах, называя их «болотом”. После посещения одного из них, Новодеревенского на Елагином острове, он написал стихи, проникнутые чувством глубочайшего физического отвращения:

Куда? В 1836 году Пушкин похоронил свою мать, Надежду Осиповну. Похоронил в Святогорском монастыре, неподалеку от имения Михайловское. Рядом приобрел место для себя. Именно здесь, по соседству с землями, принадлежавшими Ганнибалам, он хотел обрести покой.

Но даже этому желанию осуществиться не дано. Личная жизнь Пушкина — вся под бременем запретов. Он хочет стать военным и отправиться в действующую армию. Нельзя! Хочет поехать за границу. Нельзя! Чего проще — уехать в деревню и писать… Нельзя! Посмертное желание — и вновь нельзя. Князь П.А. Вяземский в письме к А.О. Смирновой-Россет осторожно намекнул: «Горько знать, что светское общество (по крайней мере некоторые члены оного) не только терзало ему сердце своим недоброжелательством, но и озлобляется против его трупа”.

Что князь имел в виду? Кажется, фраза эта вырвалась против его воли. Робкий Петр Андреевич не спешил высказывать правду даже в приватных письмах. Знал методы работы столичной почты. Письма его полны намеков на какие-то «адские козни”, погубившие поэта, на «коноводов” из высшего света. Явно что-то знал, но так никогда и не сказал…

Не хотел Пушкин лежать в петербургском болоте. Но именно там ему и придется лежать. Однако — все по порядку.

С момента принятия решения похороны Пушкина стали делом государственной важности. Дирижировал этим старинный его недруг, начальник Третьего отделения и шеф жандармов Александр Христофорович Бенкендорф. После гибели поэта в обществе долгое время циркулировали слухи о его неблаговидной роли в этой истории. Игнорировать эти слухи невозможно. Если Бенкендорф принимал участие в организации убийства Пушкина, то он должен был и скрыть следы преступления: убрать тело, главное вещественное доказательство…

Первым делом меняют место отпевания. Его предполагалось провести в Исаакиевском соборе, в церковном приходе которого жил Пушкин. Но вдруг ночью 31 января тело переносят в Конюшенную церковь, имевшую иной статус, — это церковь придворная. Дело, скорее всего, не только в том, что власти — без императора такой вопрос не решить и Бенкендорфу — пытались ограничить доступ народа в церковь, сколько в необходимости полного контроля за телом. Именно по этой причине от участия в похоронах устраняются все родственники. Никто из родных поэта не только не присутствовал на отпевании, они даже не были извещены о его смерти. Племянник Пушкина, Лев Павлищев, писал: «Дед мой узнал о смерти сына в половине февраля 1837 года, как видно из письма к нему В.А. Жуковского, а мой дядя Лев гораздо позднее”.

Несколько странно ведет себя жена поэта. Отставной офицер путей сообщения Веревкин пробрался по льду через реку к дому Волконской и присутствовал при выносе тела, а Наталья Николаевна, как позднее вспоминала княгиня В.Ф. Вяземская, «на вынос тела из дому в церковь… не явилась”. С момента смерти Пушкина минуло двое суток. Шок уже прошел… А вынос тела напоминал военную операцию: во главе — начальник штаба корпуса жандармов Дубельт и с ним два десятка жандармских чинов. По соседним дворам расставлены многочисленные пикеты. Список провожающих крайне ограничен. Василий Андреевич Жуковский так запомнил и отразил в письме к графу Бенкендорфу это событие: «Вместо того назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в нее ночью, с какою-то тайною, всех поразившею, без факелов, почти без проводников; и в минуту выноса, на который собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились о умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей проводили тело до церкви”.

Письмо Жуковского наполнено волнением, скрытой обидой и даже возмущением действиями правительства. Интересно сравнить его с записью в дневнике Александра Ивановича Тургенева: «31 января. Воскресенье. Зашел к Пушкину. Первые слова, кои поразили меня в чтении псалтыря: «Правду твою не скрыв в сердце твоем”. Конечно, то, что Пушкин почитал правдою, т.е. злобу свою и причины оной к антагонисту — он не скрывал, не угомонился в сердце своем и погиб. Обедня у К. Гол. Блудова, болтовня. Оттуда к Сербиновичу… О бумагах, приписал о тетрадях Броглио, опять к Пушкину. И к д’Аршиаку, — где нашел Вяземского и Данзаса: о Пушкине! Знать наша не знает славы русской, олицетворенной в Пушкине. Слова государя Жуковскому о Пушкине и Карамзине. «Карамзин ангел”. Пенсия, заплата долгов, 10 тысяч на погребение, издание сочинений и пр. Обедал у Карамзиной. Спор о Геккерне и Пушкине. Подозрения опять на К.И.Г. После обеда на панихиду. Оттуда пить чай к К.Мещер. — и опять на вынос. В 12, т.е. в полночь, явились жандармы, полиция: шпионы — всего 10 штук, а нас едва ль столько было! Публику уже не впускали. В 1-м часу мы вывезли гроб в церковь Конюшенную, пропели за упокой, и я возвратился тихо домой».

Удивительно: смерть друга — а Пушкин и Тургенев действительно считались друзьями — никоим образом не отразилась на обычном времяпрепровождении Александра Ивановича. Он успел побывать у Блудова, Сербиновича, д’Аршиака, Карамзиной, князя Мещерского. Кстати, интересно бы узнать, что делали ближайшие друзья Пушкина у секунданта его противника д’Аршиака?

После обеда у Карамзиной Тургенев успевает на панихиду. После чая у князя Мещерского — бегом на вынос тела. Черствость, цинизм и бездушие. Адмирал Чичагов в своих записках отмечал, что у Александра Ивановича «в натуре была потребность рыскать”. Он и рыскал весь день. Так же, как и 29 января, и 30-го. Перерыв в несколько дней произошел, когда высшая власть поручила Тургеневу сопровождать гроб с телом Пушкина в Михайловское.

Почему выбор пал на него, а не на Данзаса, как просила Наталья Николаевна Пушкина, или на Жуковского, как предполагалось накануне? В Третьем отделении очень внимательно отнеслись к выбору сопровождающего. С одной стороны, он должен быть лицом достаточно известным, с другой — настолько зависеть от властей, что даже о малейших подозрениях, которые могли возникнуть у него во время пути в Михайловское, не должно было стать известно никому. Необходим был человек ленивый, вялый, «довольно легкомысленный и готовый уживаться с людьми и обстоятельствами”.

Так характеризовал Тургенева адмирал Чичагов. Кроме того, брат Тургенева Николай уже двенадцать лет находился в Лондоне в качестве политэмигранта. После декабрьского восстания 1825 года он был приговорен заочно к смертной казни, и приговор не отменен. Братья Тургеневы на крючке у русского правительства. Император и хотел бы простить опального Николая, да закон нарушить невозможно. Осенью 1836 года Александр Иванович Тургенев добивается аудиенции у императора. Его принимают благосклонно, в ноябре Тургенева видят даже в императорской ложе в театре, но решения вопроса нет, хотя нет и полного отказа.

И тут ответственное поручение правительства, от которого нельзя отказаться. Это шанс. Тургенев понимает.

Но вернемся чуть назад. В Конюшенной церкви закончилось отпевание. Гроб закрыли крышкой и отнесли в подвал. Некоторые светские дамы утверждали позднее, что провели у гроба всю ночь. Если это так, то вряд ли они сидели в подвале. Исследователь Н.К. Невзоров опрашивал служащих церкви, и они сообщили, что гроб с телом Пушкина поставили «при входе в церковь, внизу, к северу, в особо устроенной комнате, где в ту пору хранилась погребальная колесница, на которой привезено было из Таганрога тело покойного императора Александра I”.

Утром доступ к гробу прекращен.

1 февраля граф Григорий Строганов обращается с письменной просьбой о разрешении захоронить тело Пушкина в Святогорском монастыре Псковской губернии. А министр внутренних дел Д.Н. Блудов будто только и ждет письма графа. Немедленно появляется его резолюция: «Истребовать и прислать ко мне поскорее все бумаги”. В тот же день соответствующие письма получают петербургский военный губернатор и обер-прокурор Святейшего синода. Одновременно граф Строганов получает формальное согласие министра внутренних дел на свою просьбу.

Но, конечно, не Блудов решал этот вопрос. Требовалось согласие императора. Получить его в один день просто невозможно. И очевидно, что в данном случае мы имеем дело не с согласием, а с решением императора, уже подготовленным.

Совершенно неожиданно был объявлен смотр войскам петербургского гарнизона, в котором участвовало 60 000 (!) солдат. Даже войсковые обозы шли по улицам, вызывая страх и недоумение у жителей столицы. Именно обозы блокировали доступ в Конюшенную улицу, где находилась церковь Спаса Нерукотворного Образа. Движение гражданских лиц в этом районе прекращено.

Учитывая все эти странности, сопровождавшие похороны Пушкина, можно с большой долей вероятности предположить, что именно 2 февраля, именно в этот день (или ночь) агенты Третьего отделения изъяли тело поэта, похоронив его на одном из петербургских кладбищ. А на его место положили труп неизвестного, вероятно, сильно разложившийся. Гроб заколотили, поставили в дубовый ящик, который тоже заколотили и просмолили.

Операция осуществлена довольно чисто. Однако сведения о ней могли просочиться в общество. М.П. Погодин записал в дневнике: «Разговор о происшествии после смерти Пушкина, нелепых подозрениях”. Запись относится к периоду между 21 и 28 февраля 1837 года. Погодин не указывает, с кем был разговор, но судя по предыдущему абзацу — с Владимиром Ивановичем Далем. Даль знал многое. Он делал вскрытие тела Пушкина. И именно ему «обстоятельства” (читай — агенты Третьего отделения) не дали извлечь пулю.

Поздним вечером 3 февраля все готово к отправке «груза”. Василий АндреевичЖуковский описал момент прощания с грустной и наивной прямолинейностью: «3 февраля в десять часов вечера собрались мы последний раз к тому, что еще для нас осталось от Пушкина, отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили в сани; в полночь сани тронулись, при свете месяца я провожал их несколько времени глазами, скоро они повернули за угол дома; и все, что было на земле Пушкин, навсегда пропало из глаз моих”.

Панихиду пели над закрытым ящиком. Жуковскому, конечно, и в голову не могла прийти мысль, что тело подменили…

А тайная полиция России имела определенный опыт в таких делах. Александра Николаевича Радищева после самоубийства похоронили настолько оперативно и скрытно, что до сих пор не могут найти его могилу.

За полночь трое саней покинули столицу. Одновременно в Псков послан специальный представитель императора и Третьего отделения камергер Яхонтов с приказом для губернатора Пещурова: «…воспретить всякое особенное изъявление”. В конце вскользь замечено: «К сему не излишним считаю заметить, что отпевание тела уже совершено”. Вот главное! Из-за этого спешил в Псков камергер Яхонтов. Если не отпевать, то и вскрывать гроб не нужно.

6 февраля в 6 часов утра прах предан земле. При этом гроб из ящика не вынимали, бросили ящик в мерзлую землю, чуть присыпав снегом. До весны пролежал ящик у стены Святогорского монастыря. Никто и подумать не мог, что в нем важная государственная тайна.

Примечательно, что близкие родственники на могиле Пушкина не были. Жена, Наталья Николаевна, заехала как-то, постояла немного и ушла. Кирпичный склеп сделала соседка Пушкина, владелица села Тригорское Осипова.

Сомнения в том, что в Михайловском похоронен именно Пушкин, в очень осторожной форме высказал А.И. Фаресов в статье «В Святых Горах”, помещенной в июльском номере журнала «Исторический вестник” за 1899 год: «…островский уездный исправник, которому приказано было встречать и провожать тело до вечного места упокоения, не рискнул сам отправиться для встречи тела поэта, а командировал для сего одного из своих последних канцелярских чиновников, который один и мог засвидетельствовать, что прибывший рано утром в Святые Горы осмоленный ящик зарыт в земле или, точнее, в снегу у одного из алтарей обители. Что же в действительности заключалось в этом ящике — свидетелей никого не было”.

А если кто и был, то, конечно, молчал, и правильно делал, ибо сопричастен был государственной тайне. Но кое-какие слухи появились уже в феврале 1837 года.

За годы, прошедшие с момента погребения, трижды появлялась возможность удостовериться, кто захоронен в погребении. Первый раз — при установке памятника в 1841 году. Затем в 1902 году, когда во время реставрационных работ осела земля и обнажился гроб. Решено было укрепить откос горы и заменить попортившийся кирпичный цоколь надгробного памятника гранитным. Работами руководил гражданский инженер В.Л. Назимов. Он был и автором проекта.

Работы фактически начались

1 июля 1902 года. При переделке свода часть склепа с западной стороны обвалилась. Образовалось значительное по размеру отверстие, сквозь которое стал виден гроб. Произошло это примерно 10 августа.

12 августа в Святые Горы приехали барон Г.В. Розен и журналист В.К. Фролов, гостивший в имении барона. А 26 сентября в газете «Новое время” Фролов опубликовал статью, где подробно описал увиденное: «Подойдя к передней решетке могилы, мы увидели около нее груды кирпичей, бочки с известью, почерневшие гнилые доски, тут же валявшиеся, и над всем этим хаосом высоко приподнятую чугунную решетку, из-под которой в беспорядочном виде торчали обломки старых могильных сводов и новые кирпичи, вделанные в стены могильного склепа. Небольшая группа рабочих в пять-шесть человек во главе с десятником копошилась около этих сводов. Еще момент, и мы увидели на глубине не более одного аршина от поверхности земли переднюю (головную) часть дубового гроба с прахом гениального поэта!”

Очевидно, что Фролов и Розен увидели именно гроб, а не ящик. Вероятно, при устройстве склепа ящик сняли. Гроб находился в отличном состоянии. Этому способствовали почва и климат Святых Гор. В дальнейшем для нашего исследования это окажется очень важным. Из статьи Фролова: «…местами на нем уцелели даже отдельные куски парчового позумента, некогда украшавшего гробовую крышку; весьма возможно, что это были остатки креста из парчовой ткани… Не только парчовые позументы, но и узоры в виде петель по их краям — все в значительной степени сохранили если не свои первоначальные (вероятно, золотисто-темные и красные), то изменившиеся от долгого лежания в земле, но все же достаточно еще яркие и свежие цвета зеленовато-желто-голубой и коричневый, отчасти же и свой мишурный блеск…”

Анонимный автор, подписавшийся инициалами В.В., анализируя статью Фролова, справедливо замечает, что «благодаря почвенным условиям Святых Гор гроб Пушкина сохранился гораздо дольше, чем можно было предполагать, и это дает право допустить, что и останки поэта могли сохраниться в большей целости, чем при обычных условиях” (см. шестой том Полного собрания сочинений А.С. Пушкина). Таинственный В.В. вроде как что-то знал или догадывался.

Прошло полвека. В августе 1953 года директор заповедника «Михайловское” Семен Гейченко решил провести капитальные работы по укреплению памятника на могиле. За дело взялись специалисты из Псковской реставрационной мастерской. Был приглашен известный археолог П.Н. Шульц.

С 18 по 30 августа на могиле А.С. Пушкина производились работы, результаты которых можно смело назвать сенсационными. Свидетельствует С. Гейченко: «На второй день работы сняли надземные части памятника. Открылись створки двух больших плит, лежащих в его основании. Когда убрали плиты, в центре основания обнаружилась камера, квадратная по форме, со стенами, облицованными кирпичом в один ряд. Высота камеры 75 сантиметров. В восточной стене ее маленькое окошечко. На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста. Останки были обмерены и помещены в специально приготовленный свинцовый ящик. Этот ящик поместили в камеру, когда по окончании реставрации детали памятника были вновь поставлены на свои места”.

Итак, над склепом с захоронением обнаружено захоронение костей и двух черепов неизвестных пожилых людей. Почему-то Гейченко и другие исследователи никак это не комментируют. Кто были эти люди? Умерли они насильственной или естественной смертью? Почему и когда совершено погребение их в «могиле Пушкина”?

На часть вопросов можно получить ответы, если найти и проанализировать акты вскрытия и экспертизы. Очевидно одно: черепа попали сюда не случайно. Захоронение черепов в специальной камере над склепом является обязательной частью некоего ритуала, который условно можно назвать «мертвая голова”. Не исключено, что было совершено ритуальное убийство неизвестных людей.

Культ «мертвой головы” возник многие тысячи лет назад. В одном историко-смысловом ряду стоят циклопические головы из Южной Америки (культура древних инков) и гигантские головы с острова Пасхи. В Европе «мертвая голова” считалась священной у тамплиеров и масонов.

В средние века существовала легенда о тамплиере по имени де Сидон, вступившем в половую связь со своей умершей возлюбленной. Некий голос приказал ему явиться к могиле через девять месяцев. Де Сидон пришел в назначенное время и раскопал могилу. Между берцовых костей скелета лежала голова. Голос сказал: «Не расставайся с ней никогда, потому что она принесет все, что ты пожелаешь”. Так и случилось. Всю жизнь рыцарь держал у себя эту голову, потом она перешла в собственность ордена храмовников.

«Мертвая голова” — один из основных масонских символов. Она участвует в обряде приема профана в первую ученическую степень и переходе его во все последующие. Она же провожает умершего брата в мир иной. Масоны изображали мертвую голову на надгробных плитах и клали черепа в могилу.

Давно известно, что Пушкин был масоном, причем масоном потомственным. Членами масонских лож были его отец и дядя, Василий Львович.

Исследователи обычно несколько стыдливо касаются этой темы. Почему-то забывается, что вся русская литература XIX столетия вышла из масонской лаборатории, из масонской философии, мистики и практики. Не избежал этого влияния и Пушкин.

Но если пушкинисты недооценивают роль масонства в судьбе и творчестве поэта, то масоны значительно ее преувеличивают. Для них Пушкин — масон навсегда, масон как человек и как поэт. Они претендуют на его духовное и поэтическое наследие. Ритуальное захоронение черепов на могиле поэта — еще одно тому свидетельство.

Судя по всему, камера с ритуальными черепами появилась над склепом в 1841 году, когда известный масон граф Григорий Строганов установил на могиле памятник работы замечательного мастера Александра Пермагорова. Проект утверждал сам государь Николай Павлович. Одобрив его, император вдруг заметил, что на памятнике отсутствует крест. После замечания императора Григорий Строганов не очень охотно дал указание Пермагорову на сей счет. Крест «присочинили”, очень небольшой, чтоб в глаза не бросался.

Достаточно хорошо известен и такой скандальный эпизод: в гроб с телом поэта Жуковский и Вяземский бросили белые лайковые перчатки — знак, что и после смерти покойный принадлежит к братству. Более того, они исхитрились и на руки покойного надеть слегка пожелтевшие от времени масонские перчатки.

Вернемся в август 1953 года. Четвертый день работы. Рабочие расчистили крышку склепа. Дальнейший рассказ Гейченко носит следы авторской или редакционной правки, приведшей к нарушению логики рассказа. «Всем стало ясно, — пишет Гейченко, — что перед нами крышка склепа с гробом Пушкина. Два кирпича обвалились внутрь склепа”.

Автор хочет убедить читателя, что именно сквозь это отверстие, опустив в него фонарь, они осматривали склеп и гроб.

Гейченко получил разрешение на реставрацию памятника, но вскрывать захоронение ему никто не разрешал, поэтому он осторожничает. Бывший заключенный понимает, что будет с ним, если узнают, что он не только вскрыл склеп, но и рассматривал содержимое гроба. Однако ученый побеждает заключенного. Он не может не заглянуть внутрь. Авось никто не донесет или в неразберихе смены власти будет не до Пушкина. Работами на могиле никто из властей не заинтересовался. Не обратила на них внимания и ученая общественность. А Гейченко даже не послал в Пушкинский Дом акты вскрытия могилы и отчет. По его словам, все эти документы хранятся в музее-заповеднике «Михайловское”. Однако исследователи с ними никогда не работали. И совершенно напрасно. Возможно, именно в них ответ на вопрос: что же увидел Гейченко в гробу.

Послушаем Гейченко: «Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие. Все затаили дыхание. Когда глаза наши привыкли к свету, как будто из тумана выплыли контуры помещения. На дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта.

Произвели промеры склепа: длина 3 метра, ширина 85 сантиметров, глубина 80 сантиметров. Стены сложены из камня, верхняя крышка из красного кирпича. Кирпич нестандартный, хорошего обжига. От действия атмосферных вод кирпич частично деформировался. Гроб стоит с запада на восток. Он сделан из двух сшитых железными коваными гвоздями дубовых досок с медными ручками по бокам. Дерево коричневого цвета. Хорошо сохранились стенки, изголовье и подножие гроба. Никаких следов ящика, в котором гроб был привезен 5 февраля 1837 года, не обнаружено. На дне склепа остатки еловых ветвей. Следов позумента не обнаружено. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы”.

Отрывок приходится читать как криптограмму. Прежде всего, чувствуется рука археолога. Скорее всего, П.Н. Шульц составил профессиональное описание погребения. Но ни слова о том, куда делись позолоченные украшения с крышки гроба. Крышка провалилась, говорит Гейченко, тогда они должны быть внутри. Неужели археолог Шульц их не заметил? Как не заметил и пулю, которая должна была остаться в крестце трупа. В это трудно поверить, вероятно, украшения украдены с гроба еще в 1902 году. А пули в гробу просто не оказалось. Она осталась в теле Пушкина, а не того, кто под этим именем лежит в чужой могиле.

Иногда приходит в голову мысль, что вся реставрация 1953 года затеяна именно с целью взглянуть, а может быть, и изучить останки поэта. А почему, собственно, нет? Если у Гейченко не было научного интереса, то он не стал бы разбирать стену склепа и заглядывать в могилу. Остается открытым вопрос: что же он там увидел? Отделаться фразой «прах Пушкина сильно истлел” ему, конечно, не удастся. Мне кажется, что фраза Гейченко переводится с языка шифров на обычный язык следующим образом: ничего, напоминающего останки Пушкина, в могиле не обнаружено. Правда, найдены волосы, но ученый обязан доказать, что это волосы Пушкина. Почему-то ни их цвет, ни внешний вид не вызвали интереса у Гейченко. Не соответствовали ни по виду, ни по цвету волосам Пушкина, тому, как их описывали современники? Почему Гейченко отправил в музейный фонд гвоздь и кусочек дерева от гроба, а волосы нет? Сегодня у нас имелась бы возможность сравнить их с волосами, хранящимися в Пушкинском Доме. Он не мог этого допустить, ибо тогда пришлось бы решать загадку: а где же похоронен Пушкин?

Есть необходимость рассеять все сомнения вокруг смерти и захоронения Александра Сергеевича. Необходима эксгумация останков. Это позволит не только произвести экспертизу ритуальных черепов, но и выяснить окончательно, кто же в могиле захоронен.

Даже если предположения о возможной подмене тела поэта окажутся неверны, в случае эксгумации можно будет решить специфические научные задачи.

Во-первых, окончательно выяснить, каким был Пушкин. Не портреты изучать, как предлагал антрополог Д.Н. Анучин, а возможно, по методу Герасимова воссоздать подлинный облик поэта.

Во-вторых, разобраться с многочисленными потомками так называемой английской ветви, ведущей свое происхождение от дочери Пушкина Натальи Александровны.

Наконец, В.И. Даль утверждал, что при вскрытии тела Пушкина пулю не извлекали. Теперь появляется возможность найти ее и точно определить, из какого оружия стреляли и смертельно ранили поэта, а следовательно, и кто стрелял, другими словами, верно ли предположение, что стрелял снайпер.

Вскрывать могилы кощунственно? Но почему можно вскрыть могилу Ивана Грозного, Тамерлана? Почему в Европе извлечены из могил и изучены останки Рафаэля, Петрарки, Данте, Шиллера?

Александр Зинухов

Темы половой член

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *