Пустите детей приходить ко мне божие

прочитанные на радио «Град Петров»

◄ Беседа 24 Беседа 25 Беседа 26 ►

Беседа № 25

Благословение детей (Как войти в Царство Божие?) (Мк.10:13–16; Мф.19:13–15; Лк.18:15–17).

13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

К Иисусу Христу приносят детей. Кто приносит и зачем? Да был такой обычай: Иудейские матери мечтали, чтобы их детей благословил какой-нибудь великий учитель. Для этого они приносили детей к известному раввину, желательно сразу после рождения. Так и теперь они приносили детей к Иисусу. Ученики их отгоняют. Их понять можно: они не хотели, чтобы кто-нибудь тревожил их Учителя, Которому и так-то нелегко. Но Иисус сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14). Почему это сказано? Что ценил в детях Иисус Христос?

Обычные толкования носят сентиментальный характер. В толкованиях мы можем встретить наши, взрослые, сентиментальные представления о детях. Указывают на

1. Скромность ребенка. Есть, правда, самовлюбленные и даже стремящиеся к публичности и саморекламе дети. Но такие встречаются крайне редко.

2. Послушание. Разумеется, это очень странное представление о каких-то уж слишком идеальных детях. Ребенок часто бывает очень и очень непослушным.

3. Доверчивость. а) Доверие к родителям. До определенного возраста ребенок считает, что его папа или мама знает все, и что папа или мама всегда правы. Ребенок как бы признает свою беспомощность и доверяет тому, кто, по его мнению, что-то знает. б) Доверие к посторонним людям. Ребенок, мол, не ожидает от других людей зла.

4. Незлопамятность.Ребенок, мол, еще не научился таить злобу и питать вражду. Он быстро забывает и прощает.

Однако, несмотря на то, что эти наблюдения отчасти верные, цель рассказа в Евангелии от Марка совсем иная, не сентиментальная. Дитя, малый – здесь, как и в прочих местах, – символ, метафора социально незначительного, подчас даже униженного человека, «нищего духом».

Неслучайно эпизод с детьми находится в трудном для понимания месте, где обсуждается острый вопрос о разводе, о расторжении брака.

Из всего, что мы уже прочитали в Евангелии об Иисусе Христе, мы видим, что Господь призывал людей полностью доверяться воле Божией. Их жизнь будет подлинно благой жизнью, исполненной смысла, только в том случае, если они волю Божию сделают своей собственной волей. Это – скачок веры! Но как такое возможно? Например, из предыдущих рассуждений о браке и о разводе нам стало ясно, что благая воля Бога при творении человека состояла в нерасторжимости брачных уз. Но как возможно следовать этой воле Божией в нашем грешном и злом мире, в котором один партнер в браке стремится к разводу только потому, что он в другом «находит что-нибудь противное», как об этом сказано в Законе Моисея (Втор.24)? Разве не наивно ожидать от людей, что они будут следовать воле Божией? Разве Иисус Христос не видел, что все мы живем не на небе, а в очень злом и ограниченном мире? – Вот на подобные сомнения о возможности веры и отвечает следующая история – рассказ о том, как Иисус благословляет детей. В этом рассказе выражено принципиальное отношение Иисуса Христа к возможности «вхождения в Царство Божие», то есть к возможности подлинно благой жизни уже здесь, в этом мире. В истории с детьми существенны два момента:

а) Первое: Иисус Христос утверждает, что Царство Божие уже здесь (Мк.10:14). Именно об этом – Его первые и самые важные слова Его публичной проповеди (Мк.10:15). Иисус просто предлагает каждому – большому или малому, грешнику или праведнику – войти в это Царство уже сейчас, сегодня. И это – великое и спасительное предложение и приглашение.

б) Второе: Тот, кто желает принять это предложение Иисуса Христа, не должен ничего предъявлять или изображать: ни паспорта, ни удостоверения своей пригодности. Он может быть столь же неприметным и общественно столь же незначительным как дитя (Мк.10:13). От человека требуется только одно – смирение: чтобы он прекратил считать, что он, как истинно верующий, достоин войти в Царствие Божие (Мк.10:15). Преимущество детей – не в их невинности и безгрешности, – часто воображаемой, мнимой. Преимущество детей в том, что они полностью зависят от дара, от благодати и дают себя одаривать. Вера подобна пустой руке ребенка, открытой к принятию подарка. Поэтому совсем не наивно призывать к вере, к доверию и того, кто полагает, что он слишком слаб и грешен.

Поскольку грядущее Царствие Божие уже присутствует в личности Иисуса Христа, его принимают все те, кто, как дети, доверяют приглашению Бога в Иисусе Христе, все те, кто, как дети, дают Иисусу заключить себя в объятия и благословить. Таковые уже сейчас входят в Царствие Божие: «И, обняв детей, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16).

Еще небольшое примечание к истории толкования этого отрывка. В этой истории преобладали два направления. Первое мы, собственно, уже рассмотрели: Быть как дитя – образец духовного настроя последователя Иисуса Христа. Вопрос только в том, какие качества ребенка имеются при этом в виду. Чистота, невинность, послушание, доверчивость, зависимость от родителей и так далее. Второе направление в толковании не имеет отношения к непосредственному смыслу евангельского текста. Начиная со времени Реформации слова Иисуса Христа «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» понимались как оправдание крещения младенцев и использовались в полемике с анабаптистами, которые отрицали таковое крещение. Но это уже история Нового времени, а не Евангельская.

Богатый юноша (Мк.10:17–27; Мф.19:16–30; Лк.18:18–30).

17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. 19Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. 20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. 21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! 25Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

Рассказ о богатом юноше1) часто понимается неверно. Многим кажется, что его содержание в том, будто настоящим последователем Иисуса Христа может стать только тот, кто откажется от своей собственности. Мол, только такой человек, в конце концов, обретет вечную жизнь в Царствии Божием. Но такое понимание рассказанной в Евангелии истории неправильное, ложное. Речь в рассказе совсем не об этом.

Если мы желаем правильно понять историю с богатым юношей, нам надо взглянуть на исходную ситуацию. Человека, подбежавшего к Иисусу, интересовало, чтo ему надо сделать, чтобы наследовать вечную жизнь. С этим вопросом он обращается к Иисусу, называя его «Учителем благим». Но Иисус не любит высокие титулы. Ему не нравится такое обращение, и Он отклоняет его: «Никто не благ, как только один Бог!». Он как бы говорит: «Не надо никакой лести! Не называй Меня благим! Побереги это слово для Бога!». Учитель должен всегда притягивать внимание не к себе, а к Богу. Итак «благ только Единый Бог». Поэтому юноша только от благого Бога может узнать, чтo благое ему надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную2).

Бог выразил Свою волю в заповедях благого поведения человека. «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Кто исполняет эту волю Божию, тот на верном пути к вечной жизни. Юноша получил ответ на свой вопрос, и на этом разговор мог бы закончиться.

Но разговор продолжается, – не потому, что Иисус должен был еще что-то добавить к сказанному. Продолжение разговора обусловлено тем, что юноша, оказывается, все еще чем-то не удовлетворен, ему все еще чего-то не хватает. Он говорит: «Учитель! всё это сохранил я от юности моей».

Эта реакция юноши привлекла к нему благосклонное внимание Иисуса Христа. Он с любовью взглянул на богатого юношу и увидел, что исполнение заповедей не заполнило его жизнь, не придало его жизни окончательного смысла. Для полноты жизни ему нужно было больше. Чего же ему не хватало? «Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною!»3).

Этот призыв к полноте жизни, в которой уже нет недостатка, не имеет отношения к первоначальному вопросу о наследовании вечной жизни, которая наступит потом, которая еще далеко. Иисус же уже теперь предлагает богатому человеку новую жизненную возможность, которая его заполнит целиком – возможность следования за Христом. Жизнь юноши, чтобы уже сейчас и здесь стать «небесной», не должна исчерпываться исполнением заповедей.

Поэтому когда Иисус предлагает молодому человеку: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах!», Он не предлагает ему дополнительное условие для вхождения в вечную жизнь. Нет, этими словами Иисус только заверяет юношу, что продажа его имения не принесет ему убытка! Напротив, он обретет нетленные сокровища на небесах уже сейчас и здесь.

«Но юноша смутился от сего слова и отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Богатство мешало ему не исполнять заповеди, но последовать за Иисусом, с Которым Царствие Небесное уже сошло на землю.

И вот, поскольку юноша по причине своего богатства оказался неспособным принять приглашение Иисуса следовать за Ним, Господь теперь сокрушенно говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!». Если бы богатый юноша последовал за Иисусом, то он вошел бы в Царствие Божие! «Ибо приблизилось Царствие Божие!», оно уже здесь! В него надо только войти! Уже сегодня! Но… «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

Это – ответ «ужаснувшимся» ученикам. Дважды подчеркнуто их изумление. А ужаснулись они потому, что Иисус совершенно переворачивал установившиеся иудейские нормы морали. Чем богаче человек, тем вероятнее, что он войдет в Царствие Божие. Ученики сразу же решили, что если Иисус сказал истину, у человека едва ли вообще есть шансы на спасение. Но когда они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?», – они путают понятия. Ведь Иисус ничего не сказал о спасении, то есть о вечной жизни богатого юноши. О спасении речь шла в самом начале разговора. Конечно, сам по себе обрести вечную жизнь никто не способен: это не во власти человека. Поэтому Иисус отвечает ученикам: «Человекам это невозможно». Но тогда, в начале разговора, Иисус сказал юноше о возможности его спасения Богом: «Ты знаешь заповеди», – сказал Он ему. Заповеди Божии – путь в вечную жизнь. Того, кто соблюдает заповеди Божии, спасает Бог! Наследование жизни вечной, то есть спасение человека из власти смерти, – зависит от Бога. Поэтому и сказано: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».

Но до тех пор, пока мы Царствие Божие, которое уже здесь, не отличаем от вечной жизни, которая предстоит нам только после нашей смерти; до тех пор, пока мы не понимаем, что мы входим в Царствие Божие уже сегодня, если мы действительно следуем Иисусу, – до тех пор мы будем смотреть на богатство как на опасность для вечной жизни. Однако в нашем евангельском рассказе не говорится, что богатство само по себе представляет опасность для вечной жизни. Вот ведь, юноша богат, и, поскольку он соблюдет заповеди Божии, вечную жизнь он наследует. Нет, евангельский рассказ устами Иисуса Христа говорит, что богатство – помеха на вхождении в Царствие Божие, здесь и сейчас: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

Но почему так?

Потому что в Царствии Божием свои законы: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15). И еще: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк.9:35). Жить такой переоценкой привычных ценностей, – а не только это проповедовать и славить, – так жить очень трудно, почти невозможно для того, кто не в состоянии отказаться от своего богатства. Вот потому и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

В мире сегодня, а еще больше – в том мире, в каком жил Иисус Христос, ценности были совсем иными! Посмотрим на нашу историю под несколько иным углом зрения:

Вспомним о призвании другого отнюдь не бедного человека, мытаря Левия (Мк.2:14). «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним». Богатый юноша приходит к Иисусу Христу по собственной инициативе. Иисус соединяет Свой призыв следовать за Ним с определенными условиями. Мытарь же Левий призывается по инициативе Иисуса, и при этом не говорится ни о каких условиях. В этих историях противопоставлены две исходные ситуации: Левий – «грешник», а богатый юноша, как его назвали бы в Палестине, – «праведник». В то время как мытарь Левий без сожалений оставил свое сомнительное имущество, богатый юноша не смог расстаться со своим богатством, ибо он в духе раввинистических представлений своего времени рассматривал свое богатство как вознаграждение от Бога за свою праведность. Он исполняет заповеди, то есть он праведен, и за это Бог наградил его богатством! Расставшись с ним он вместе с тем отказался бы и от своей заслуженной праведности.

Теперь обратим внимание на вариант нашей истории с богатым юношей, представленный в Евангелии от Матфея. Там слова Иисуса Христа юноше несколько иные: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). Замечаете разницу? У Матфея добавлены слова: «если хочешь быть совершенным». «Совершенный» – это слово в обычном греческом языке (а Евангелия написаны по-гречески) означает человека, который достиг высшей ступени развития или посвящения. Но в Библии, и в частности у Евангелиста Матфея, «совершенство» понимается в другом смысле. Совершенный – тот, кто полностью отдает себя Богу, жертвует всем ради Бога. Отсюда следует, что предложение расстаться со своим богатством нельзя понимать «по-гречески», как простой совет достичь некоей высшей нравственной ступени. Нет, условие все продать и раздать – означает пожертвовать всем! Отказаться от всего, даже от своих «заслуг», то есть действительным осуществлением библейского совершенства и действительным знаком покаяния. Поэтому совет «все, что имеешь, продай» – является не обязательным требование для всех и всегда, но конкретным советом в конкретной ситуации. В принципе, дело не в богатстве как таковом, так как ситуация богатого и праведного юноши может повторяться в бесконечных вариациях. Ибо можно быть «богатым» не только деньгами.

Это далее разъясняется в примыкающем диалоге с учениками (Мк.10:23–27), в котором звучат яркие слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10:25). Кстати, этот парадоксальный образ иногда пытались ослабить искусственными филологическими уловками. Так делалось в рационалистической экзегезе 19-го века. Мол, Иисус Христос не говорит абсурдные вещи о реальном игольном ушке, а говорит о городских воротах, которые так назывались. Или – не о верблюде, а о корабельном канате. Нет. Иисус Христос рисует именно остроумный и живой парадоксальный образ: игольное ушко и верблюд! И действительно, невозможно богатому войти в Царствие Божие – тому богатому, который не нуждается в Боге, или делает из Бога своего работодателя, Который вознаграждает богатством за праведность. И ученики Иисуса Христа прекрасно понимают глубокий смысл этого образа, понимают, что речь идет не собственно о богатстве, ибо этим «богатством» может быть все что угодно. Понимая, что слово Христа касается всех, даже бедных, они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?» (Мк.10:26). Только нищие, отдавшие себя Богу? Но кто способен к этому? Ответ гласит как общая сентенция: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). Иными словами, «если бы, все спасение человека зависело от его усилий, никто не смог бы спастись. Но спасение есть дар Божий, а для Бога все возможно». Но как Бог делает это возможным? Иисус Христос предлагает ответ на этот вопрос:

Бог дарует вечную жизнь тому, кто исполняет Его волю, соблюдает Его заповеди.

Но полное ощущение спасения, вхождение в Царствие Божие уже в этой жизни, становится доступным тому, кто жертвует всем ради того, чтобы следовать за Иисусом. Тот, кто Ему следует, находит «драгоценную жемчужину» (Мф.13:44–45). Утаенное от богатых, мудрых и разумных Бог в Иисусе открывает нищим и младенцам (Мф.11:25).

Возвращаясь к вопросу о богатстве: Если мы вникнем во все речи Иисуса Христа на эту тему, то поймем, что смысл проповеди Иисуса Христа не в социально-экономической критике богатства. Такая критика не несет в себе ничего оригинального, она стара как мир, поверхностна и тривиальна. Проповедь Иисус Христос – новая благая весть о приблизившемся Царствии Божием. И в свете этой проповеди осуждение «богатых» касается всех и каждого, ибо все хотят сами себя обезопасить, обеспечить себе жизнь. Цель же осуждения – покаяние. Всякий «богатый» должен постичь, чтo приносит Иисус Христос, и как «нищий» дать Ему одарить себя частью того истинного богатства, которое утоляет всякую жажду и снимает все заботы.

Помимо этого история о богатом праведном юноше делает понятным следующее: самонадеянная праведность, которая видит свое подтверждение в богатстве, означает несвободу и отказ от призыва Иисуса Христа к покаянию. Ни жизнь, ни богатство, в конечном счете, не находятся в распоряжении человека. И напротив, свободным становится только тот, кто следует Иисусу Христу, что и означает истинное покаяние.

Иисус Христос не ставит своей целью ни социальное регулирование богатства и собственности, ни революционную отмену его. Он строит жизнь на новом основании, на эсхатологическом Царствии Божием, которое приходит в мир вместе с Ним и Его делами.

1) Именно «юношей» назван этот человек в параллельном рассказе Евангелия от Матфея (Мф.19:20, 22); в Евангелии от Луки о нем же говорится, что он – «некто из начальствующих» и очень богатый человек (Лк.18:18, 23).

2) Любопытно, что в истории толкования этого места в Ранней церкви (блаж. Феофилакт) и позже существовало мнение, что, мол, Иисус Христос своим вопросом «Что ты называешь Меня благим?» косвенно указал на Свою Божественность.

3) Следует заметить, что слова «взяв крест» – более поздняя добавка: они отсутствуют в древнейших рукописях и, соответственно, в критическом тексте.

◄ Беседа 24 Беседа 25 Беседа 26 ►

Джон Пейсти

«Дети, ведите себя как следует, а то придется вас закрыть в спальне.» «Аня, Петя, потише, взрослые разговаривают.»

Родители Пети и Ани были заняты с гостями, приглашенными к обеду. Взрослые были увлечены разговором, а дети становились все более и более неугомонными. «Дёти, потише! Предупреждаю последний раз!» Мы, взрослые, очень часто думаем, что дети должны быть видны, но их не должно быть слышно. Дети должны быть там где-то, на заднем плане, в тени, откуда они не смогут побеспокоить или прервать нас, взрослых. Кроме того, ведь у нас множество дел гораздо более важных. Обстановка в семье, в которой живут Петя с Аней, очень типична, хотя абсолютно не нова.

Я вспоминаю о подобных обстоятельствах почти 2000 лет тому назад, во времена Иисуса Христа. В Евангелии от Марка мы читаем, что Иисус с учениками находился в одном из домов. Они вели серьезный разговор на очень важную тему. Ученики задавали Иисусу вопросы и внимательно прислушивались к Его ответам. Затем, неожиданно, в самый разгар беседы, группа детей ворвалась в дом. Я не думаю, что в течение 2-х тысяч лет что-то существенно изменилось в характере детей. Я уверен, что они разговаривали, смеялись. и, согласно мнению учеников, мешали. Ученики хотели прогнать детей, но мы читаем: «Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.» (Мр. 10:14-16) Иисус придавал детям большое значение. Он знал, насколько важно провести время с детьми и уделить им внимание. И это именно то, о чем мы хотим поговорить сегодня. Как нам, взрослым, родителям, научиться уделять детям внимание, в котором они так нуждаются.

Существует множество непохожих друг на друга путей выражения любви к детям. Различные ситуации требуют, чтобы в каждой из них любовь была выражена по-разному. Иногда, это всего лишь взгляд в сторону ребенка, когда он обращается к вам. Бывают моменты, когда ребенок нуждается в легком прикосновении к плечам, в нежных объятиях, или в улыбке. Это, по-разному выраженное, расположение имеет большое значение, но требует определенного времени, идее жертв со стороны родителей.

Но сегодня нам хотелось бы обсудить еще один важный метод выражения любви к ребенку. Этот метод требует большого количества времени и сил. Я имею в виду то, что мы назовем сегодня «сосредоточенным вниманием».

Что такое «сосредоточенное внимание»? «Сосредоточенное внимание» — это проявление к ребенку полного, безраздельного внимания таким образом, что у него не остается никаких сомнений в том, что он любим. (повторить). Это значит, что ребенок ощущает полную заинтересованность со стороны взрослого, признательность и, если хотите, даже уважение. Короче, «сосредоточенное внимание» позволяет ребенку чувствовать, что в глазах его родителей, для них, он наиболее важный человек на свете.

Не слишком ли это много? Я не думаю, особенно когда читаю о том, как обращался с детьми Иисус. Библия говорит о детях, как о дарах от Господа, щедрых дарах.

В очах Божиих дети имеют величайшую ценность и они нуждаются в «сосредоточенном внимании» своих родителей. Ребенок нуждается в правильном эмоциональном, физическом и духовном развитии.

Также это отражается на способности ребенка общаться с другими людьми, влюбить людей. Но прежде чем продолжить, мне хотелось бы кое-что пояснить. Под «сосредоточенным вниманием» мы не имеем в виду покупку ребенку мороженного или конфет. Подарки и сладости никогда не должны занимать место искреннего, заботливого внимания.

«Сосредоточенное внимание» вовсе не значит давать ребенку все, что ему захочется. «Сосредоточенное внимание» — это скорее отношение и отклик, чем какие-то определенные действия. Это скорее улыбка и готовность выслушать, чем подарок или кулек конфет.

Еще в самом начале мы отметили, что проявить к ребенку «сосредоточенное внимание» трудно. Почему это так трудно? Потому что для этого необходимо время. Я думаю, все вы согласитесь, что время — это одно из наиболее драгоценных сокровищ, принадлежащих нам. И, кажется, что всем нам его недостает. Имея 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, фактически, не возможно справиться со всеми нашими обязанностями. Остановитесь и подумайте об этом. Невозможно справиться с каждой обязанностью и с любой ответственностью, если вам захочется успеть всё.

Для этого просто нет необходимого времени! От того, что так сильно ощущается недостаток времени, мы, или, по крайней мере я, склонен время, предназначенное для одного дела, использовать, чтобы успеть сделать другое. Я хорошо знаю, что должен заниматься зарядкой для того, чтобы быть здоровым, но я ненавижу зарядку. Зато я очень люблю читать. А так как мне всегда не достает времени для чтения, я занимаю им то время, которое должен был бы использовать для физических упражнений. Каждый из нас может привести подобный пример из своей жизни. Не так ли?

К сожалению, подобное явление находит место и при исполнении наших семейных обязанностей. Для этого легко отыскать причины и сказать: «Ну, что ж, как-нибудь в другой раз я постараюсь найти время для детей, но сейчас у меня срочные, неотложные дела.

Действительно, у вас может быть масса неотложных дел, но как быть с детьми? Придется ли им когда-нибудь дождаться времени и внимания, которое вы отнимаете у них, чтобы управиться с делами, кажущимися вам гораздо более важными?

Ребенок нуждается в сосредоточенном внимании, и на это уходит время, много времени. В таком случае, что же нам делать? Существует единственный ответ на этот вопрос, и он не из простых и не из легких.

Необходимо определить, что является первоочередным для нас и следовать этому определению. Мы остановимся на приоритете в наших обязанностях сразу же после этой песни.

Что является первоочередным в вашей жизни? Задумывались ли вы над этим? Что наиболее значимо в вашей жизни, что второстепенно, что третьестепенно и т.д. ?

Неплохо было бы сесть и внимательно, с молитвой подумать о своих обязанностях и о порядке их очередности. Что наиболее важно? Работа? Церковь? Супруг или супруга? Дом? Дети? Друзья? У нас нет времени для того, чтобы подробно обсудить все это сегодня, но Библия дает указания, что для нас должно быть первостепенным. Мы находим, что семье принадлежат первые места. Во-первых, это наша небесная семья. Первоочередным и наиболее важным для меня должен быть Бог и взаимоотношения с моим Небесным Отцом. Мои взаимоотношения с Ним окажут влияние на все другие виды отношений. Вторым .по значимости для меня является моя земная семья. (Супруг или супруга) И третьим — дети.

Только после семьи, можно назвать церковь, работу, друзей, дом и все остальное. Бог — супруг или супруга — дети. Это самое главное и должно быть на первом месте. После того, как проведено время с Господом, а затем с вашими супругой, или супругом, следующее, наиболее важное — это ваши дети. (Повторить?)

Теперь подумайте, возможно что либо еще вклинилось между только что перечисленным. Ваша работа? Ваши друзья? А, может быть даже церковь? Тогда, согласно Божьим принципам, очередность, установленная вами, ошибочна.

Недавно я читал об одном отце. Находясь в крайне раздраженном настроении, он сидел в гостиной и читал. Был день его рождения, ему исполнилось 50. Вдруг в комнату вбежал его одиннадцатилетний сын и стал целовать отца, поочередно, то в левую, то в правую щеку. Мальчик продолжал целовать отца, пока тот резко не оборвал его вопросом: «Что ты делаешь?»

«Я дарю тебе пятьдесят поцелуев в честь твоего дня рождения!» При другом настроении, отец был бы тронут таким проявлением любви и расположения. К сожалению, потому что сегодня он был раздражен и занят чтением, взрослый оттолкнул ребенка и сказал: «Сделаешь это в другой раз». Мальчик был сражен. В слезах ребенок выбежал из дома. А через несколько минут мальчик был сбит машиной и умер. Представьте себе горе и раскаяние бедного отца. «Если бы только я задержал его и провел с ним хотя бы несколько минут…»

Дети очень чувствительны, и мы должны понимать, что каждый ребенок — это ярко выраженная индивидуальность. Каждый ребенок реагирует по-своему и имеет свои нужды. Но все дети, без исключения, имеют общую нужду, чтобы родители уделяли им полное внимание.

Вы заметите, что не было предложено особенно много советов, как проявить к ребенку «сосредоточенное внимание». Это потому что все дети и все родители очень отличаются друг от друга. Бог сотворил всех нас очень разными личностями и поместил в разные обстоятельства жизни. И еще, Бог дает нам мудрость и способность быть хорошими родителями.

Сегодня мы были предупреждены о необходимости уделять детям внимание и время. Также мы были предупреждены о стоимости, которая выражается во времени и затраченных силах. С помощью трагического примера нам напомнили о краткости времени.

И теперь, родители, вам предоставлено право поступать согласно тому, что вы слышали. Начните с посвящения своей семьи Господу. Попросите Его быть Отцом в вашем доме. Сядьте и с Божьей помощью постарайтесь определить, что для вас является первостепенным. Проверьте, соответствует ли установленная вами очередность обязанностей Слову Божьему.

Хорошо, полезно проводите время со своими детьми, даря им не вещи, а себя. Они хотят быть с вами и нуждаются в вас, а не только в подарках, игрушках и сладостях. И наконец уделите им ничем не отвлекаемое, безраздельное и полное внимание. Тогда вы будете наслаждаться результатами приложенных усилий, когда увидите, как ваши дети вырастают здоровыми и уравновешенными людьми. Да поможет нам Бог быть хорошими, любящими родителями.

Священномученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). «Благовестие святого евангелиста Марка. Духовные размышления.» 1

100

Приносили к Нему (Христу) детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.10,13-14).

Когда душа ребенка, или “одного из малых сих, верующих в Меня” (Христа) (9,42) тянется ко Христу, а кто-либо (родные, друзья) будет препятствовать им, тогда препятствующий, конечно, грешит. Душа ребенка тянется к сродному, а сродное для нее — Бог и Божие Царство, потому что душа ребенка не искажена грехом, а Бог и Божие Царство и есть правда, не искаженная грехом. Значит, в общении с Богом чистая душа находит себя, и растет, и крепче утверждается в Правде. Препятствие на пути к Богу есть насилие над душой, ее лишение самой нужной для нее пищи, ее недопущение в сродную среду. Так как недопущение души в сродную среду и насильственное удержание в среде несродной нарушает правду жизни, то оно и есть искажение жизни и грех. Почему и “вознегодовал” Господь даже на Своих учеников, когда они обнаружили такое непонимание правды жизни и непонимание глубокой правды естественного тяготения детской души к Богу. И ты лучше всякой игрушки, лучше баловства ребенка в пище отвори ему окошечко в небо и дай его душе подышать Божией жизнью.

101

Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк.10,15).

Ребенок — это образ возрожденного в Небесное Царство (Мк 9,36-37). Тебе надо похоронить себя прежнего и греховного, возродиться к новой жизни духа, как ребенку. Надо стать ребенком по душе и надо тебе усвоить все свойства ребенка: чистоту сердца, незлобие, простоту, всепрощение, целомудрие. И надо тебе потянуться к Божию Царству, как тянется ребенок в сродную среду: просто, беcхитростно, неизменно и всей душой. Тогда и ты будешь дитя Божия Царства. И оно, конечно, будет принадлежать и тебе. Итак, лаская детей, не забывай, что тебе надо быть по душе подобным им.

102

И, обняв их (Господь детей), возложил руки на них и благословил их (Мк.10,16).

Так же будет ласкать и тебя, когда будешь ребенком. И тебя “обнимет” Господь веянием Святого Духа и распрострет над тобой Свою невидимую, охраняющую, направляющую и спасающую Руку. Под благословением этой Руки без вреда пройдешь путем жизни и успокоишься в блаженной обители любящего Небесного Отца.
Вверх

Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). Проповеди, «Благовестие святого евангелиста Марка», письма к духовным чадам. М., «Отчий дом», 1996, сc. 307-308.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *