Путешествие апостола Павла

Будущий апостол родился в начале I века (предположительно в 5-10 годах) в иудейской общине города Тарса, что в нынешней юго-восточной Турции. Он принадлежал к древней религиозной партии фарисеев, а от отца ему досталось римское гражданство. Савл владел ремеслом – шил палатки. Есть мнение, что это косвенно указывает на то, что он хотел стать раввином. Дело в том, что раввины не могли брать плату за обучение Торе, и поэтому зарабатывали каким-то ремеслом. В посланиях Павел неоднократно говорит, что зарабатывал на себя сам, дабы не быть обузой для общины.

Оставив Тарс, Савл прибыл в Иерусалим, чтобы обучаться у знаменитого и уважаемого иудейского учителя и книжника Гамалиила. У своего наставника юноша научился толкованию Ветхозаветного Писания. Поэтому когда в Иерусалиме появились ученики Христа, проповедовавшие пришествия на землю Самого Бога, Савл видел в этом страшную неправду и ересь, с чем и принялся воинствующе бороться.

Апостол Павел наравне со святым Петром почитается Церковью как первоверховный, при этом он не входил в круг двенадцати ближайших и даже дальний круг семидесяти апостолов. Кстати, Савла стали называть Павлом после обращения им ко Христу проконсула Сергия Павла на Кипре (Деян. 13:4-12).

Фигура апостола Павла появляется в середине 30-х годов I века, когда община иерусалимских христиан становится все больше. Тогда же постановлением Синедриона камнями был побит проповедник новой веры святой Стефан. Его казнили за пределами города, а среди исполнителей приговора – благочестивый юноша по имени Савл. Он был слишком юным, чтобы участвовать в казни, а только присутствовал при этом, охраняя одежду палачей (Деян. 7:58).

Помимо Иерусалима многочисленная община христиан появилась и в Дамаске. Стоит отметить, что именно в Дамаске последователи Христовы стали именоваться христианами. Савл получает у Иерусалимского первосвященника полномочия и отправляется туда около 34 года, чтобы бороться за чистоту иудейской веры, предавая дамасских христиан на мучения. Савл со своими спутниками более недели шел по пустынным сирийским дорогам. Приближаясь к Дамаску произошла его встреча с Господом. Савл увидел яркий свет, от которого ослеп, и пораженный упал на землю. На вопрос «Кто Ты?», он услышал ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5). Придя в Дамаск, Савл принимает крещение от Дамасского епископа Анании и отправляется проповедовать, причем принялся за это с той же энергией, с которой ранее преследовал христиан. Он возвращается в Иерусалим, но христиане его не принимают, с опаской относясь ко вчерашнему гонителю.

Так апостол вернулся в Тарс и через некоторое время вместе с апостолом Варнавой прибыл в Антиохию. Оттуда он в 46-м году начал свое первое миссионерское путешествие. Отметим, что за свои четыре путешествия этот апостол обошел с проповедью больше город и стран, чем любой другой апостол. Целью миссионерских поездок Павла была проповедь Евангелия и создание общин христиан по всей Римской империи. Своими миссионерскими трудами апостол Павел принес христианство во многие европейские страны, чем изменил их историю. Он показал — чтобы быть христианином не нужно отказываться от своей культуры и языка, а только покаяться и изменить свою жизнь согласно заповедям Божиим.

Карта миссионерских путешествий апостола Павла

В каждом городе Павел остается по нескольку дней, месяцев или даже лет. Прибывав в тот или иной населенный пункт, он сперва шел к своим соплеменникам иудеям в синагоги, где вел дискуссии. Его проповедь принимали лишь некоторые иудеи, в то время как большинство с гневом отвергали ее. Тогда он обращался к язычникам, среда которых ему также была хорошо знакома, ведь его родной Тарс был языческим городом.

Савл стал проповедовать свободу во Христе, утверждая, что после Воскресения Спасителя внешние постановления Иудейского закона не имеют смысла. В то же время главы христианских общин Иерусалима требовали, чтобы новообращенные из язычников исполняли все предписания Закона Моисея, в том числе и обрезание. Для решения этих вопросов, на каких условиях принимать в Церковь язычников, в 49 или 51 году в Иерусалиме был проведен первый апостольский собор. На нем было решено, что язычники не должны подчиняться Закону Моисея, а должны воздерживаться от идоложертвенной пищи, блуда, удавленины и крови.

Современные апостолу Павлу христиане называли его «апостолом язычников», поскольку его проповедь среди представителей разных верований была очень успешной. Сам же Павел писал о высокой цене своей миссионерской деятельности. Так, по словам апостола, его много раз били, забрасывали камнями, заключали в тюрьму и т.п.

В крупных городах Павел создает общины, к которым позже будут обращены его послания: Коринфянам, Ефесянам, Фессалоникийцам. Своими письмами он продолжал руководить церквями. Отметим, что четырнадцать посланий апостола Павла входят в канон книг Нового Завета, а отрывки из них и сегодня читаются почти за каждой Божественной литургией.

Апостол Павел путешествовал не один, его всегда кто-то сопровождал (на страницах Нового Завета упоминается 24 имени его спутников). Одним из них был врач Лука, впоследствии ставший евангелистом и биографом Павла. Есть предположение, что у апостола были проблемы со здоровьем, поэтому он нуждался в сопровождении врача.

В начале 50-х годов Павел впервые оказался в Европе — в греческом городе Филиппы была его первая проповедь на Европейском континенте. Затем он проповедовал в Фессалониках, а после отправился в Афины. Здесь, в самом центре древнего язычества, апостол Павел проповедовал афинянам о Воскресшем Боге. Услышав слова о воскресении, философы были возмущены и перестали слушать проповедника. Далее святой прибыл в столицу римской провинции Ахайи — в торговый город Коринф. Здесь он остался на полтора года и создал крупную церковную общину.

В 57 году Павел прибыл в малоазийский город Эфес. Здесь как раз проходили масштабные празднования в честь богини Артемиды. За свою проповедь, апостол едва избежал расправы от язычников.

После третьего миссионерского путешествия Павел возвращается в Иерусалим. Об апостоле распространилась клевета, и он оказался на иудейском суде. Святой избежал возможных последствий, ссылаясь на свое римское гражданство и потребовав суда у императора.

Апостола отправили в Рим. Значительная часть пути пролегала по морю, и корабль неоднократно попадал в шторм. Однажды после продолжительной бури судно потерпело крушение, но всем удалось спастись. В Риме, даже находясь в заключении, Павел продолжил проповедовать. Он находился в своего рода домашнем аресте — жил в доме под стражей, где даже принимал посетителей. Стоит отметить, что судебное дело апостола было утрачено во время кораблекрушения. Было лишь известно, что это дело носило религиозный характер, а не антигосударственный. Это также было причиной, почему римские власти относились к Павлу снисходительно. В Риме апостол написал свои знаменитые послания Эфесянам, Филипийцам и Колоссянам.

После освобождения Павел совершает четвертое путешествие и посещает ранее основанные им восточные общины. На Крите он поставил епископом Тита, а в Эфесе – Тимофея (к этим епископам обращены два павловых послания). Из Коринфа они вместе с апостолом Петров прибыли в Рим около 66 года, после чего Павел еще совершил путешествие в Испанию.

В правление императора Нерона (54-68) Павлу выдвигают новое обвинение и отправляют в тюрьму. Вероятно, апостола Павла казнили почти одновременно с апостолом Петром в годы гонений в 64-67 годах. Как римского гражданина его казнили за пределами города, усечением главы мечом.

После казни тело святого перенесли на ближайшее кладбище. Могила апостола Павла, равно как и Петра, стала местом молитвенного собрания первых римских общин христиан. Позже император Константин возвел там большую базилику, известную как Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. В крипте базилики находился саркофаг с мощами апостола Павла. После пожара 1823 года гроб оказался скрытым под слоем расплавленного металла и камня. В 2006 году под алтарем храма археологи нашли каменный саркофаг с надписью «Павел Апостол. Мученик». В гробе были обнаружены части костей. В 2009 году, после трехлетних исследований останков, было подтверждено, что это действительно мощи апостола Павла.

Икона с частью мощей апостола Павла в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе

Небольшие части мощей святого апостола Павла сегодня доступны для молитвенного поклонения верующих в ряде мест. Среди них: монастырь святого Николая г. Форт-Майерс во Флориде (США), собор апостолов Петра и Павла г. Петропавловск (Казахстан), храм пророка Илии г. Москва (Россия), Евфросиниевский женский монастырь г. Полоцк (Беларусь), храм апостола Павла г. Салоники (Греция).

Память святого Павла совершается 12 июля вместе с памятью апостола Петра. Этому празднику предшествует Петров или Апостольский пост.

Хронологическая таблица Тургенева является отличным подспорьем для изучения и закрепления знаний по теме. Жизнь и творчество Тургенева в хронологической таблице, позволит ученику познакомиться с важными этапами творческого пути писателя.

Для удобства пользователей, биография Тургенева в таблице (по датам), разделяет жизнь автора на конкретные периоды его жизни. Каждый из них оставил свой отпечаток на произведениях автора, начиная от юношеского минимализма, заканчивая более зрелыми работами.

Те, кто ознакомился с информацией кратко, могут перейти на соответствующий раздел, где представлена полная версия биографии Тургенева.

1818 год, 28 октября (9 ноября) – Родился Иван Сергеевич Тургенев, известный русский писатель.

1827 – Семья Тургеневых, с целью дать своим детям приличное образование, перебралась в Москву, где отец купил дом.

1833 – Иван Тургенев стал студентом прославленного московского университета на факультете словесности.

1834 – Старший брат поступил в в военную службу гвардейский артиллерийский полк, и семья переехала в Петербург;

Иван Тургенев перевелся в Петербургский университет на факультет философии;

написана драматическая поэма «Стено».

1836 – Окончил курс, получив степень действительного студента

1837 – Создано более сотни мелких стихотворений;

произошла кратковременная и неожиданная встреча с А.С.Пушкиным.

1838 – Состоялся поэтический дебют Тургенева, который опубликовал в журнале «Современник» свое стихотворение «Вечер»;

Тургенев сдал экзамен на кандидатскую степень и поехал в Германию. Здесь сблизился со Станкевичем.

1839 – Вернулся в Россию.

1840 – Вновь отправился за границу, побывал в Германии, Италии и Австрии.

1841 – Вернулся в Лутовиново, здесь увлекся белошвейкой Дуняшей.

1842 – Тургенев подал прошение о допуске к экзаменам на степень магистра философии в московском университете, но просьба была отклонена;

выдержал экзамен на магистра философии в университете Петербурга;

у Дуняши родилась от Тургенева дочь Пелагея (Полина);

по настоянию матери Тургенев начал служить в канцелярии Министерства внутренних дел. Но канцелярская служба его не прельщала, и чиновник из него так и не получился. И поэтому, прослужив полтора года, он вышел в отставку.

1843 – Тургенев написал поэму «Параша», которая была высоко оценена Белинским. С тех пор между писателем и критиком завязалась дружба

1843, осень – Тургенев познакомился с Полиной Виардо, которая приехала в Санкт-Петербург на гастроли.

1843, 1 ноября – Тургенева представили самой Полине.

1846 – Участвует вместе с Некрасовым в обновлении «Современника»;

написаны повести «Бретер» и «Три портрета».

1847 – Вместе с Белинским уезжает за границу;

окончательно перестает писать стихи и переключается на прозу.

1848 – Находясь в Париже, писатель попадает в эпицентр революционных событий.

1849 – «Холостяк».

1850-1852 – Живет то в России, то за границей. Живет в Семействе Виардо, Полина воспитывает его дочь.

1852 – Изданы «Записки охотника».

1856 – «Рудин».

1859 – Создан роман «Дворянское гнездо».

1860 – «Накануне»;

написана повесть «Первая Любовь»;

в «Современнике» издана написанная Н. Добролюбовым статья «Когда же придет настоящий день?», в которой прозвучала критика романа «Накануне» и творчество Тургенева в целом;

Тургенев прекратил сотрудничество с «Современником» и перестал общаться с Некрасовым.

1862 – «Отцы и дети».

1867 – Увидел свет роман «Дым».

1874 – В ресторанах Риша или Пеле устраиваются небезызвестные холостяцкие обеды с участием Эдмона Гонкура, Флобера, Эмиля Золя, Доде и Тургенева.

1877 – Создан роман «Новь».

1879 – Писатель удостоился почетного звания доктора Оксфордского университета.

1880 – Тургенев участвовал в Торжествах, посвященных открытию в Москве первого памятника великому русскому поэту А. С. Пушкину.

1883, 22 августа (3 сентября) – Тургенев от миксосаркомы скончался. Тело его, согласно завещанию, перевезли в Петербург и похоронили на Волковом кладбище.

Скачать в других форматах:

Дональд Гатри

Введение в Новый Завет

Приложение II. Хронология жизни Павла

Рассматривая Послания ап. Павла, мы мало внимания уделяли их точной датировке из-за отсутствия достаточных данных для составления точной хронологии жизни Павла. Указание на относительную историческую последовательность представлялось достаточным, хотя и по этой проблеме существует много различных точек зрения. Однако отказ от установления точной даты написания того или иного Послания не означает, что изучение хронологии жизни апостола считается неважным. Это скорее связано со сложностью проблем и широким расхождением мнений относительно возможных решений этих проблем. Но на некоторые из них стоило бы обратить внимание, хотя бы для того, чтобы показать невозможность прийти к твердым выводам.

I. ОСНОВНЫЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

А. Надпись в Дельфах

Самой верной точкой отсчета для хронологической схемы является надпись в Дельфах, о которой мы говорили выше в связи с датировкой Посланий к Фессалоникийцам. Она указывает на датировку письма имп. Клавдия к дельфийцам во время проконсульства Галлиона и позволяет считать началом правления последнего либо лето 51 г., либо лето 52 г. Обе датировки имеют своих сторонников. Многие ученые1 отдают предпочтение первой датировке, поскольку она учитывает некоторый период времени до переписки Галлиона и Клавдия с 1 июня по 1 августа 52 г. (последняя точная дата относится к письму, упомянутому в надписи). Вместе с тем другие ученые не усматривают затруднений в датировке начала правления Галлиона 52 г.2

Б. Отозвание Феликса

Гораздо легче с точностью установить дату этого события, которое совпадает с концом заключения ап. Павла в Кесарии, Иосиф Флавий и Тацит указывают дату начала правления Феликса, но к сожалению их датировки не совпадает. Так, Иосиф3 считает единственным прокуратором Иудеи Кумана, а Тацит4 говорит, что Феликс занимал должность соправителя прокуратора. Когда в 52 г. оба прокуратора были привлечены к суду наместником Сирии Квадратом из-за столкновений между галилеянами и самаритянами, Феликс избежал суда (потому что император благоволил его брату), а Куман был осужден. По мнению Тернера5 единоличное прокураторство Феликса началось после 52 г.6

Конец этого периода будет зависеть от толкования свидетельства Евсевия, который датирует отзыв Феликса вторым годом принципата Нерона (т.е. между сентябрем 56 г. и сентябрем 57 г.). Но это утверждение Евсевия вызывает у многих ученых сомнение7, и они8 предпочитают более позднюю дату начала прокураторства Феста, т.е. 60 г. По сообщению Тацита9 брат Феликса Паллант оставил свой пост в 55 г., а это значит, что суд над Феликсом состоялся до этой даты, в противном случае надо полагать, что даже после своего ухода Паллант все еще имел влияние, так как суд оправдал его брата. Тацит также пишет10, что Паллант был отравлен в 62 г., когда Поппея вышла замуж за Нерона, в результате этого брака отношение к евреям стало более благоприятным. На этом основании Тернер11 полагает, что оправдание Феликса должно было произойти за некоторое время до этого и потому считает самой вероятной датой 57 г., 58 г., или 59 г. Из них датировка 58 г. обычно признается теми, кто отрицает 60г.12

В. Эдикт Клавдия

Об этом эдикте, упомянутом в Деян. 18.2, пишет Светоний13, но к сожалению он не называет точной даты. Самое раннее свидетельство о точной дате мы находим у историка V века Оросия14, который пишет, что этот эдикт был издан в пятый год правления Клавдия, т.е. 49-50 гг. Он ссылается на Иосифа Флавия, но в существующих на сегодняшний день работах Иосифа ничего о нем не говорится.

Г. Опресночные дни в Филиппах

Согласно утверждению в Деян. 20.6, Павел находился в Филиппах в «дни опресночные», после которых отправился в Троаду, надеясь быть в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 20.16). На основании Деян. 20.6-7 Рамсей15 считает, что Павел и его спутники ушли из Филипп в пятницу, а так как Павел спешил в Иерусалим, он посчитал, что апостол должен был уйти на следующий день после окончания праздника опресноков. Это означает, что пасха в тот год приходилась на четверг, что по мнению Рамсея соответствует 57 г. Но О. Герхард16 приходит к другому выводу, считая, что согласно Деяниям, пасха приходилась на вторник, что по астрономическим данным соответствует 58 г.17 Однако Михаэлис18 на этих же основаниях предполагает 56 г., когда пасха приходилась на воскресенье или понедельник (с чем Герхард тоже согласен), и тогда Павел мог уйти из Филипп в среду. Разные схемы, которые можно построить на одних и тех же данных, показывают неубедительный характер этих данных. Во всяком случае нельзя быть абсолютно уверенным в том, что евреи всегда совершали пасху, когда фактически видели новолуние, в противном случае астрономические вычисления не имеют силы.

Д. Мученическая смерть Павла

Отцы Церкви твердо верили преданию, что и Павел, и Петр претерпели мученическую смерть при Нероне. Так, согласно 1 Клим. 5.6 оба апостола были казнены в то же время, что и огромное число христиан (что едва ли может предполагать какое-либо другое событие, кроме Нероновских гонений). Хотя это ничего нам не говорит о точной дате смерти Павла, обычно считается, что он был казнен в начале периода гонений (т.е. в 64 г.). Но многие ученые», следуя Евсевию, датируют казнь Павла концом правления Нерона (68 г.), отдаляя тем самым смерть Павла от гонений, которые явились результатом пожара, вина за которой была возложена на христиан, ставших таким образом козлами отпущения (т.е. 64 г.). Однако Тернер20 не доверяет этому свидетельству Евсевия, особенно потому, что Евсевий, по-видимому, относит все гонения к одному и тому же году. Многие ученые разделяют эту точку зрения на том основании, что она дает больше времени для миссионерской работы Павла после освобождения из заключения в Риме21. Но несмотря на это обычно предпочитается более ранняя датировка, а сама по себе она не исключает дальнейшую миссионерскую работу Павла, если можно со всем основанием согласиться с ранней датой прихода ап. Павла в Рим.

II. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Из других исторических дат, которые могут помочь установлению хронологии жизни Павла, можно назвать следующее.

1. Арета (ср. 2 Кор. 11.32) стал владеть Дамаском самое раннее в 34 г., и возможно до провозглашения Калигулы императором в 37 г.22 Это значит, что первое миссинерское путешествие Павла в Иерусалим не могло состояться до этого времени (ср.Гал. 1.17,18).

2. Обычно считается, что Ирод Агриппа умер в 44 г. Это означает, что первое миссионерское путешествие Павла должно состояться после этой даты.

3. После смерти Ирода помощь бедствующим от голода была доставлена в Иерусалим, а так как Иосиф пишет, что тяжелые условия из-за голода существовали в период проконсульства Александра (46-48 гг.), то эта миссия Варнавы и Савла (Деян. 11.29,30) должна была иметь место в этот период23.

4. Тернер24 полагает, что внешние свидетельства поддерживают мнение о том, что Сергий Павел не был проконсулом Кипра в 51-52 гг., хотя у нас нет положительных данных в пользу точной даты его проконсульства. Но имеющиеся данные несомненно указывают на то, что первое миссионерское путешествие Павла должно относиться ко времени до 51 г.

5. Брак Феликса и Друзиллы не мог состояться до 52 г. и, потому, первое появление перед ними Павла должно было произойти после этой даты25.

Из всего сказанного видно, что внешние свидетельства очень мало чем могут помочь в установлении хронологии жизни Павла. Это же касается и разных Посланий Павла, за исключением только некоторых. Можно только установить их относительную хронологию, но и ее надо рассматривать как попытку ввиду большого расхождения мнений относительно многих Посланий, например, Послания к Галатам и Пастырских Посланий. Мы приведем историческую схему, которая является несколько общей, но она систематизирует рассмотренные выше данные26.

Обращение Павла

35 (32)

Посещение Иерусалима из-за голода там

Начало первого миссионерского путешествия

Иерусалимский собор

(Гал.?)

Павел в Коринфе (второе миссионерское путешествие)

50-51 (52)

1 и 2 Фес., 1 и 2 Кор. (Тюремные Послания?) (Гал.?), Рим.

Кульминация третьего миссионерского путешествия, арест в Иерусалиме

56 (58)

Конец заключения в Кесарии

58 (60)

Прибытие в Рим

59(61)

Конец первого заключения в Риме

61 (63)

(Тюремные Послания?)

(Дальнейшая миссионерская работа)

Конец второго заключения и мученическая смерть в Риме

64 (67)

Пастырские Послания

Как мы видим, главное расхождение разных хронологических схем касается второй части этой схемы. Даты в скобках, предложенные как самые поздние, отличаются от упомянутых в один-три года. Эта схема с ее вариациями может служить полезной рабочей основой для установления хронологии жизни Павла27.

III. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неудивительно, что были предприняты попытки пересмотреть хронологию жизни апостола Павла, и одна из них заслуживает внимания. Джон Нокс28 предложил следующую схему.

Обращение

Первое посещение Иерусалима (через три года)

Евангелизационная деятельность (Сирия, Киликия, Галатия,

Македония, Греция, Азия)

Второе путешествие в Иерусалим (через четырнадцать лет)

В своем исследовании так называемых «годов молчания» (Silent Years) Р. Осборн (R. E. Osborne, JBL 84 (1965), pp. 59-65) предположил, что в Новом Завете встречаются различные указания на деятельность апостола в этот период. Павел указывает на то, что он находился в Сирии и Киликии (Гал. 1.22). Осборн полагает, что в Галатии апостол основал церкви. Некоторые из тех испытаний, о которых упоминает Павел (2 Кор. 11.23 и далее) должны были случиться до его возвращения в Таре. Этот исследователь также относит посещение Крита (Тит. 1.5) и Никополя (Тит. 3.12) к тому же периоду. Осборн считает последнее предположение более вероятным, чем теория освобождения из заключения.

Ср. хронологическую схему событий Кюммеля (Kummel, INT, p. 255) от обращения Павла до прибытия в Иерусалим к концу второго путешествия.

Сбор помощи бедствующим и евангелизационная деятельность

Последнее путешествие в Иерусалим и арест

Основанием для столь радикального пересмотра хронологии жизни an. Павла явилось недоверие свидетельству Деяний Апостолов и как следствие полное доверие внутренним свидетельствам Посланий Павла. Иными словами, попытки гармонизировать Послания с Деяниями совершенно отвергаются, и поэтому никакого значения не придается случаю с Галлионом, и следовательно надпись в Дельфах становится ненужной в схеме Нокса.

Кроме того Нокс относит события второго миссионерского путешествия к периоду до Иерусалимского собора, что никак не могло быть, если опять же совершенно не учитывать историческую последовательность книги Деяний. Объяснение Нокса относительно того, что Лука датирует Иерусалимский собор более ранним временем, чтобы избежать каких-либо инцидентов перед началом миссии к язычникам, является, как считает Огг29, неубедительным, потому что тогда непонятно, почему он не поместил его перед первым миссионерским путешествием.

Спорной является и отправная точка рассуждений Нокса, потому что она предполагает длительный период времени между распятием Христа и обращением Павла, но она обусловлена его мнением, что Павел принял христианство за пределами Палестины. Это и повлияло на его датировку Иерусалимского собора. Но более вероятным является то, что обращение Павла произошло в 33 г., т.е. за четырнадцать лет до 49 г. Так как это соответствует надписи в Дельфах и поддерживает историчность описания в Деяниях. Надо заметить, что в предложениях Нокса, как и в приведенной выше схеме, четырнадцать лет, упомянутые в Гал. 2.1 должны включать в себя три года в Гал. 1.18, с чем однако согласны не все ученые30. Если между обращением апостола Павла и Иерусалимским собором прошло семнадцать лет, то обращение необходимо датировать более ранним временем31 ввиду надписи в Дельфах, что делает более позднюю дату собора невозможной.

Еще одним недостатком теории Нокса является то, что она отводит слишком мало времени для всей деятельности Павла во время третьего миссионерского путешествия между Иерусалимским собором и арестом Павла в Иерусалиме. Более того арест Павла мотивируется менее вероятной датой начала проконсульства Феликса (т.е. в 55 г.)32. Кроме обзорного характера расположения данных в книге Деяний, нельзя сказать, чтобы схема Дж. Нокса была убедительной. Она ничем не лучше более традиционных систем. Его утверждение, что она более равномерно располагает миссионерскую деятельность Павла в его христианской жизни, не делает убедительной его теорию, если нельзя показать традиционную равномерность этой деятельности. Но из Деяний Апостолов и Посланий ап. Павла мы можем сделать только один вывод, а именно, что мы знаем о раннем периоде меньше, чем о позднем. Это объясняется довольно простым соображением, что евангелист Лука лучше знал поздний период, который во всяком случае имел гораздо более важное значение для истории христианства, чем ранний.

Но как бы неудовлетворительно ни было наше современное знание хронологии жизни Павла, едва ли эту проблему можно разрешить путем, предложенным Ноксом, если доверять последовательности событий, изложенных в Деяниях Апостолов. И именно Тюбингенская школа в XIX в., которая впервые пошла по этому пути, и последовавшие затем умозрительные восстановления хронологии жизни апостола должны быть предостережением от дальнейших попыток строить схему без ссылок на книгу Деяний Апостолов33.

Из более поздних попыток разрешить эту проблему можно назвать следующие, которые все же сильно различаются в деталях. Так, Доке34 (S. Dockx) датирует обращение Павла 35 г., Иерусалимский собор — 48 г., прибытие в Иерусалим — 55 г. и два года, проведенные им в Риме, — 56-58 гг. Это сокращает время миссионерских путешествий. Вильхауер35 (P. Vielhauer) несколько революционно датирует обращение Павла 28 г., а собор — 44 г. А. Зуль36 (A. Suhl) включает три года, упомянутые в Гал. 2, в четырнадцать лет и датирует собор временем до смерти Ирода. Р. Джюет37 (R. Jewett) отвергает раннюю датировку собора из-за ссылки на Арету, который умер в 39/40 г. Следуя Ноксу, этот исследователь отождествляет Гал. 2.1-10 с Деян. 18.22. Однако Людеманн38 (G. Ludemann) считает, что Павел самостоятельно проповедовал в Македонии и Ахай до собора в Гал. 2.1-10. Эта схема также основывается на отсутствии доверия к Деяниям Апостолов. Веддерберн39 (A. J. M. Wedderburn) датирует обращение Павла 30-32 гг., первое миссионерское путешествие — 46 г., второе — 47-51 гг., третье 52-58 гг. и прибытие в Рим — 60 г.

Все изложенное выше достаточно ясно показывает, что любые предложения относительно хронологии жизни апостола Павла могут быть только предположительными, так как разные ученые приходят к разным выводам.

Примечания

3 Иудейские древности: Antiquities, XX. vi.1-3, viii.9.

4 Анналы, ХII.54.

5 В словарной статье «Chronology of the New Testament», HDB I, pp. 417 f.

6 Это согласуется с «Хрониками» (Chronicles) Евсевия (версия Иеронима), который утверждает, что Феликс приступил к исполнению обязанностей прокуратора на одиннадцатом году правления Клавдия, если по-восточному считать началом года сентябрь (ср. дискуссию Тернера: Turner, op. cit., p. 418).

7 Ср.: В. W. Bacon, «A Criticism of the New Chronology of Paul», Exp. v, vii (1898), pp. 123-136.

9 Анналы, ХIII. 14,15.

10 Анналы, XIV. 65.

11 HDB I, p. 419.

13 Claudius, 25 (гл. о Клавдии в «Жизни двенадцати цезарей»).

14 Hist. VP. vi.15 (цит. по: HDB I, p. 417). Ср. статью: F. F. Bruce, «Christianity under Claudius», BJRL 44 (1961-2), pp. 313-318.

15 Exp. v,i (1896), pp. 336 ff.

16NkZ33(1922),pp.89ff.

17 Михаэлис (Michaelis, Einleitung, p. 154) цитирует Цана в поддержку своей датировки еврейской Пасхи.

18 Op.cit.p. 154.

20 Op. cit., p. 420.

21 Естественно данный аргумент не имеет никакого значения для тех, кто отрицает аутентичность Пастырских Посланий.

22 Ср.: Turner, op. cit., p. 416; G. Ogg, «A New Chronology of Saint Paul’s Life», ET 64 (1953), p. 123.

23 Ср.: Turner, op. cit., pp. 416-417; Antiquities, XX. v.2.

24 Op. cit, p. 417.

25 Ср. описание развода Друзиллы со своим прежним мужем в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия: Antiquities, XX. vii.1-2.

26 Дж. Огг (G. Ogg, The Chronology of the Life of St. Paul, 1968) представляет тщательное исследование хронологических проблем, оказывающих влияние на датировку жизни Павла. Его хронологическая схема незначительно отличается от приведенной выше. Он датирует Иерусалимский собор 48 г., но при этом арест Павла относит к 59 г., прибытие в Рим — к 62 г., а мученическую смерть апостола — к 64 г. Огг отвергает подлинность Пастырских Посланий и потому обходится без того, чтобы учитывать время для деятельности на Востоке, или для посещения Испании. Кюммель (Kummel, INT, p. 255) предлагает датировать обращение Павла 31/32 гг., что на три года раньше датировки Огга.

27 Даты, приведенные вне скобок, в большей степени соответствуют схемам Тернера (Turner, op. cit., p. 424) и Михаэлиса (Michaelis, Einleitung, p. 153). Даты в скобках приближаются к схеме Лайтфута, однако множество ученых предпочитают промежуточные варианты (ср. обстоятельную сравнительную таблицу в работе Моффата: Moffatt, ILNT, pp. 62-63).

29 ЕТ 64 (1953), р. 123.

30 Знаменательно, что не менее семнадцати из 22 схем, приведенных в работе Моффата (Moffatt, op. cit, pp. 62-63), рассматривают период в 17, а не в 14 лет. Мнения толкователей расходятся по отношению к интерпретации слова epeita /epeita/ в Гал. 2.1 (синод, «потом»). Это слово может обозначать промежуток времени от обращения до посещения Иерусалима, о котором там упоминается, либо от его последнего посещения апостолов. Контекст в несколько большей степени предполагает вторую точку зрения, чем первую (ср.: Burton, Galatians, 1921, p. 68), и она представляется более весомой многим ученым.

31 Дата обращения Павла должна быть тесно связана с датой распятия Христа, которая заключается в промежуток времени 29-33 гг. Дж. Огт (G. Ogg, The Chronology of the Public Ministry of Jesus (1940), pp. 244 ff.) придерживается наиболее поздней датировки, из чего следует, что обращение Павла не могло произойти раннее 35 г. Если Огт прав, то период в 17 лет не согласуется с промежутком времени между обращением Павла и Иерусалимским собором. Вильхауэр (P. Vielhauer, Geschichte der urchristlichen Literatur (1978), pp. 70-81) датирует распятие очень ранним годом — 27 г., но мало кто придерживается этого мнения. Рассмотрение проблемы датировки распятия представлено в работе: Н. W. Hoehner, «The significance of the Year of Our Lord’s Crucifixion for New Testament Interpretation», in New Dimentions (eds. Longenecker and Tenney, 1974), pp. 115-126).

36 Paulus und seine Briefe. Ein Beitrag zur paulinischen Chronologic (1975). Зуль подходит к решению проблемы в основном с позиций достоверных Посланий (Послания к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам, к Филиппинцам, (к Колоссянам), к Филимону, Первое Послание к Фессалоникийцам).

38 Paulus, der Heidenapostel (1980).

Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с «Евгением Онегиным”». Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь». Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Александр Ужанков Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков. Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Александр Ужанков Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Главная задача встречи — рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского. Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии. Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор. Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Александр Ужанков Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В лекции рассматривается русская цивилизация как третья православная. Рассматриваются четыре краеугольных камня цивилизации: вера, язык, история и культура. Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Архиеп. Верейский Амвросий Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника. Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Протоиерей Вадим Леонов Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель.

Опубликовано 10.02.2014

Все путешествия апостола Павла, описанные в Библии. Ученые посчитали, что Павел преодолел более 16-ти тыс. км. в своих миссионерских путешествиях, и это несмотря на то, что в то время не было быстрого авиа, ж/д и автотранспорта. Павел тяжело трудился, переходя из города в город главными дорогами Римской империи. В городах он проповедовал и образовывал христианские общины, которые он затем старался опять посещать для наставления и вел с ними переписку. В итоге Павел совершил 5-ть путешествий, которые описал его друг и соратник Лука в Книге Деяния.

Путешествие Павла в Дамаск, Аравию, Иерусалим, Тарс и Антиохию

Множество христиан, когда после смерти Стефана начались гонения в Иерусалиме, искали убежища в других городах и странах. Иудей Савл ревностно преследовал христиан, получив письмо от первосвященников, которое давало право арестовывать христиан и в цепях доставить их в Иерусалим из Дамаска в Сирии (Деяния 9:1-9).

1. Павел видит явившегося ему Христа на пути в Дамаск. Произошло невероятное чудо, сам Господь явился Павлу, Павел ослеп, а Христос сказал идти в Дамаск и ждать дальнейших указаний.

2. Анания крестит Павла в Дамаске (Деяния 9:10-19). Бог чудесным образом дает видение простому ученику Анании и дает задание крестить «Мой избранный сосуд». «Пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния 22:13-16).

3. Павел уходит в Аравию (Послание Галатам 1:16-18). Многие ученые считают, что между событиями в Деяния 9:22 и Деяния 9:26 прошло не менее 3-х лет. Проведя какое-то время в уединении в Аравийской пустыне Савл (Павел) вернулся в Дамаск, а потом в Иерусалим.

4. Павел проповедует Христа, но эллинисты грозят убить его (Деяния 20:20-29). Даже апостолам сначала тяжело было поверить, что бывший гонитель веры стал одним из них. Павел бежал в Кесарию, а затем апостолы отсылают его в родной город Тарс ради безопасности.

После гонений в Иерусалиме многие верующие перебрались в Финикию, Кипр и Антиохию, проповедуя благую весть (Деяния 11:19-26). Большинство из них проповедовало только иудеям, но в Антиохи начали принимать веру язычники. Церковь послала туда Варнаву для изучения ситуации, и ему понравилось то, что он увидел. После этого Варнава отправился в Тарс, чтобы захватить с собой Савла (Павла) для проповеди Евангелия в Антиохи.

Первое миссионерское морское путешествие апостола Павла

1. Павел и Варнава отплывают на Кипр. Руководители Антиохийской церкви избрали Павла и Варнаву для благовестия на западе (Деяния 13:4-12). Вместе с Иоанном Марком они сели на корабль в Селевкии и поплыли через Средиземное море на Кипр. Они проповедовали в Саламине, крупнейшем городе острова, а затем отправились через остров в Паф.

2.Елима волхв. В Пафе братья проповедовали проконсулу острова Сергию Павлу, но лжепророк волхв ВарИисус отвращал проконсула от веры. После слов Павла лжепророк ослеп, а проконсул принял веру. Затем Павел, Варнава и Иоанн Марк оставили Паф и высадились в Перги, в районе Памфилии, на узкой полосе между морем и Таврскими горами (Деяния 13:13-52). Иоанн Марк оставил попутчиков в Перги, а Павел с Варнавой по крутой дороге поднялись на плато Писидии в Галатии. Когда иудеи не стали слушать Павла, он начал проповедовать язычникам, и иудеи выгнали Павла и Варнаву из Антиохи Писидийской (Деяния 14:1-20). После этого они спустились с гор, и пошли на восток к Ликаонии. Сначала они пришли в Иконию, торговый центр на дороге из Асии в Сирию, но затем вынуждены были бежать в Листру, в 40 км. к югу.

3. В Листре Павла и Варнаву принимают за богов после излечения Павлом хромого от рождения. Братья всю славу за чудо отдают Богу. В Листру прибыли иудеи из Антиохи и Иконии и, возбудив народ, побили Павла камнями. Павла вытатащили за город, думая, что он умер. Но Павел чудесным образом остался в живых, поднялся и вернулся в город. На следующий день Павел с Варнавой совершили путешествие до приграничного города Дервии на расстоянии 80 км. Потом братья тем же путем вернулись обратно. Из Антиохи Писидийской Павел и Варнава, спустившись с гор, отправились обратно в Памфилию на побережье (Деяния 14:21-28). Сначала они остановились в Перги, в которую приплыли, а потом пошли на запад в Атталию, главный порт, через который товары из Асии отправляли в Сирию и Египет. Там они нашли корабль, отплывавший в Селевкию, порт Антиохи Сирийской. Так закончилось первое миссионерское путешествие.

Второе миссионерское сухопутное путешествие апостола Павла

1. Павел и Сила отправляются в путь (Деяния 15:36-41). Павел предложил Варнаве посетить братьев в городах, где они раньше проповедовали. Но Варнава захотел взять с собой Иоанна Марка, который их оставил. Павел не был с ним согласен и взял с собой Силу, а Варнава с Марком отплыли на Кипр.

2. Тимофей присоединяется к Павлу и Силе (Деяния 16:1-8). Павел и Сила путешествовали по суше – по римской дороге через Киликию и киликийские ворота – ущелье в Таврских горах – на северо-запад в Дервию, Листру и Иконию. В Листре к ним присоединился Тимофей. Дух велел не ходить братьям в Асию, поэтому они повернули на север к Вифинии. Дух снова запретил им, и они повернули на запад через Миссию и портовый город Троаду.

3. Видение Павлу. В Троаде Павел увидел видение, в котором его призывали проповедовать в Македонию (Деяния 16:9-40). Павел, Сила, Тимофей и Лука сели на корабль, и сначала приплыли на остров Самофракию, а затем в Неаполь, порт возле города Филиппы. Город Филиппы стоял на дороге Игнатия, основной транспортной артерии, связывающей восточные провинции с Италией.

4. Обращение Лидии, Павел и Сила в темнице. В Филиппах братья обратили женщину из Фиатир, которая приехала сюда торговать багряницею. А затем за проповедь их посадили в тюрьму, где они обратили стражника со всей его семьей. Лука остался в Филиппах, а Павел, Сила и Тимофей продолжили путешествие по дороге Игнатия до Амфиополя, Аполлонии и Фессалоники (Деяния 17:1-34).

5. Мятеж после проповеди Павла в синагоге. Иудеи подняли мятеж, подключили городских начальников и выгнали братьев из города. Братья бежали в Верию, но когда их враги из Фессалоники стали их преследовать, Павел отплыл морем в Афины. Сила и Тимофей остались в Верии для ободрения верующих.

6. Павел спорит с философами в Ареопаге. В Ареопаге Павел проповедовал Афинским философам, а затем совершил путешествие в Коринф (Деяния 18:1-23). Коринф являлся одним из величайших торговых центров империи, расположенный на узком перешейке между Эгейским и Адриатческими морями.

7. Павел работает с Акиллой и Прискиллой. Павел нашел в Коринфе Акиллу и Прискиллу и вместе с ними делал палатки, а по субботам проповедовал в синагоге Иудеям и Эллинам. После этого Павел отплыл из Кенхрей, порта Коринфа и посетил Ефесянам После Ефеса Павел поплыл в Кесарию, а затем в Иерусалим, чтобы рассказать о своем путешестии. После Иерусалима Павел опять вернулся в Антиохию.

Третье миссионерское путешествие апостола Павла

1. Павел посещает христианские общины (Деяния 19:1-40). Вероятно, Павел и Сила отправились в 3-е миссионерское путешествие, чтобы исправить заблуждения основанных ими церквей и «утверждать уверовавших». Братья двигались на север, а потом на запад и посетили многие города, в которых побывали раньше. Но на этот раз они шли более прямой дорогой на запад, к Ефесу. В районе Дервии и Листры они встретили Тимофея и взяли с собой.

2. Мятеж во время двухлетнего пребывания Павла в Ефесе (Деяния 20:1-5). В результате бунта в Ефесе Павел отправился в Троаду.

3. Павел отплывает в Македонию. Из Троады Павел поплыл в Македонию, а затем в Ахаию и Коринф, чтобы разрешить возникшие там проблемы.

4. Павел возвращается в Македонию. Из Коринфа Павел собирался прямо отправиться домой в Антиохию Сирийскую, но против него был открыт заговор, и ему пришлось вернуться в Македонию и Троаду тем же путем (Деяния 20:6).

5. Воскрешение Евтиха из мертвых (Деяния 20:7-38). В Троаде Павел много учил братьев и сестер до полуночи. Юноша Евтих уснул и упал, но Павел его воскресил. Из Троады Павел по суше пришел в Асс, потом сел на корабль до Милитины и Самоса, направляясь в Милит. В Милит он позвал старейшин Ефесской церкви, чтобы попрощаться и дать последние наставления. Из Милита корабль отплыл в Кос, Родос и Патару (Деяния 21:1-17).

5. Павел возвращается в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. В Патаре Павел и его товарищи сели на тоговое судно, плывущее Финикию. Они побывали на Кипре и высадились в Тире, затем в Птолемаиде, а потом в Кесарии. Из Кесарии Павел по суше направился в Иерусалим.

Путешествие Павла в Рим

Павел принес известия о результатах своего 3-го путешествия старейшинам Иерусалимской церкви, которые порадовались за его служение (Деяния 21:18-23:35). Но вскоре иудеи выступили против Павла и убедили Римские власти арестовать его. Был обнаружен заговор людей, желавших убить Павла, поэтому его ночью отвезли в Антипатриду, а потом перевезли в провинциальную тюрьму в Кесарии.

В Кесарии началось путешествие в Рим протяженностью в 3200 км. (Деяния 27:1-28:1). Чтобы не выходить в открытое море, корабль плыл вдоль берега. В Мирах Павел сел на судно, которое направлялось в Италию. Они с трудом добрались до Книда, потом до Крита и высадились в Хороших Пристанях. Следующей остановкой был Финик, но корабль отнесло ветром к югу от острова Клавда, а потом он дрейфовал 2-е недели, пока не потерпел крушение у берегов острова Мелит.

На острове Мелит мореплаватели провели 3-и месяца (Деяния 28:1-6). Потом они на другом корабле проплыли 160 км. до Сиракуз, столицы Сицилии, потом до Риги и наконец они бросили якорь в Путеоле. По дороге в Рим Павел побывал на Аппиевой площади и в Трех Гостиницах.

Во 2-ом Послании Коринфянам 11:23-32 Павел описывает свои путешествия: «Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». Путешествия были полны опасностей и испытаний. Но Павел очень сильно любил Бога и людей, и поэтому, относился к ним как к «посторонним приключениям!»

Алексей Смирнов

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *