Пять заповедей

Почему соблюдение Пятой заповеди — заповеди о почитании родителей — необходимо для того, чтобы самому стать хорошим отцом? Позволительно ли нарушить заповедь, если родители неправы? Можно ли исправить свои и родительские ошибки? Об этом, выступая на встрече Молодежного клуба «Донской», существующего при Донском монастыре и Московском финансово-юридическом университете (МФЮА), рассказывал настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей протоиерей Федор Бородин.

Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Протоиерей Федор Бородин

Заповеди Божьи дают человеку надежду на Небесное воздаяние, но есть одна заповедь, в отношении которой Господь отменяет заведенный порядок, и дает ею обещание на земле. В соблюдении Пятой заповеди – чти отца твоего и матерь твою – залог долгой и счастливой жизни на земле.

Конечно, так происходит не всегда, потому что путь каждого человека – это тайна. Но как священник могу засвидетельствовать, что очень часто на исповедь приходят люди, уже в возрасте, и начинают жаловаться на своих детей: вот, мол, так они себя неправильно ведут, дочка такое говорит… Некоторые сами замечают: «Слово в слово, что я говорила своей матери, теперь мне говорит моя дочь». Некоторых приходится подводить к этой мысли: «А как вот Вы, не грешили ли против родителей?»

Действительно, в наказание за нарушение этой заповеди Господь очень часто ставит человека в ту же самую ситуацию, но уже с другой стороны, со стороны страдающего родителя.

То, что мы сделали в юности против своих родителей мы изменить не можем, но мы можем преодолеть в себе эту гадость через несение скорбей, через покаяние, через то, что мы едем к своим родителям, уже бабушкам и дедушкам, если они живы, или на могилу, или идем в храм, и говорим: «прости! я все понял, я был неправ».

«Отче наш…»

Почему отношение к родителям так важно для Господа?

Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог – это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?

Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так – Отче наш…

Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»

Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец – это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит.

В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку – Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», — отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.

Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.

В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.

Грех Хама

Грех неуважения родных родителей называется хамством. В библейском богословии оно берет свое начало из повествования о Ное и его сыне Хаме.

Ной выглядел очень плохо, он был пьян, лежал голый, его, наверное, вырвало – несложно представить, как это некрасиво выглядело. Ной был очевидно неправ. Хам позвал старших братьев и стал смеяться: мол, смотрите, пророка из себя строит, а что себе позволяет!

Сим же и Иафет вошли к отцу спинами, не глядя на его грех, и накрыли его, чтобы не видеть его наготу и его срам. Они не позволили себе даже глядеть в сторону отцовского греха.

Эта история говорит о том, что дети – не судьи своим родителям. Даже в тех ситуациях, когда отец или мать полностью неправы, ребенку не дана власть их судить. Есть только одно исключение – когда родитель становится между Богом и своим ребенком, и мы знаем такие примеры из житий святых. Во всех остальных случаях надо смиряться.

Господь дал заповедь, но не сделал сноски, что в таком-то и в таком-то случае, вот при таких грехах родителей можно их не почитать. Поэтому если кто-то при вас начинает поносить своих родителей, даже если они пьяные, плохие, это, конечно, признак, что в душе этого человека, как в душе Хама, что-то разрушено.

Ной проклинает Хама

Когда Ной изрекал пророчества о своих сыновьях, он сказал, что старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. То есть внук Ноя понес то зло, которое сотворил сын Ноя. Это не проклятие Ноя, вовсе нет. Все дело в том, что Хам, так поступивший со своим отцом, не способен нормально воспитать сына!

Ханаанские народы – это народы, которые Господь заповедал Израилю полностью истреблять, когда Иисус Навин занимал Землю Обетованную. Это народы, в которых – и это знаменательно и очень страшно – в жертву приносились старшие сыновья. Понятно, что это была жертва не Богу – Ему такая жертва не нужна, это была жертва сатане. Хамство, заложенное Хамом, человеком, давшим название этому греху, дало такой результат.

А если сегодня посмотреть по сторонам – и речь здесь не только о почитании родителей, а об отношении к старшим в целом, — то мы увидим, как это хамство буквально разъело все вокруг. И это страшный показатель нашего народа.

Послушание Христа

Заповедь Божья – это когда Господь говорит человеку: «Будь подобен Мне». Каждая заповедь показывает, в чем и как человек может быть подобен Богу, дает возможность погружения в то, как живет Сам Господь. Открытие заповеди для человека – это богоуподобление. То есть, в том числе почитая родителей, человек открывает для себя законы внутри-Троической жизни.

Если с этой точки зрения мы прочитаем Евангельские тексты, мы увидим, сколько Христос говорит о Своем послушании Отцу. Апостол Павел говорит, что Он был послушен до Своей Крестной смерти.

Мы читаем в Евангелии, что Христос был в послушании у Иосифа и, наверное, работал подмастерьем, выносил стружки, подметал и прочее-прочее, что ребенок обычно делает.

А в Евангелии от Иоанна читаем потрясающий рассказ о чуде в Кане Галилейской. На свадьбе – есть предание, что это было у апостола Марка, он был родственник – кончилось вино. Это же позор на всю жизнь, завтра все будут говорить: «а, это тот Марк, у которого кончилось на свадьбе вино», кроме того, это просто потеря какого-то праздничного настроения, хотя они, конечно, не напивались там так, как это бывает сейчас на наших свадьбах. И Богоматери, бывшей там, не хотелось, чтобы было так нехорошо, чтобы омрачилась радость, и она говорит об этом Христу.

Христос говорит Своей Матери: «еще не пришел час Мой». Пресвятая Богородица с ним не спорит, она дает указание прислуживающим людям и таким образом мягко подталкивает Его к выполнению своего желания. И хотя в замысле Божьем этого не было, и «еще не пришел час», но Христос покоряется и творит чудо в послушание Своей матери.

В замысле Бога этого не было, представляете? Но Он это делает за послушание Матери!

Когда Бог против

Почему человек восстает против родителей? Здесь есть тысяча оберток, но конфета одна – это гордыня.

Гордыня – это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то все равно Бог, это только в моем представлении все как-то по-другому.

Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я все время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об нее биться все время.

В детстве я был совершенно поражен описанием Цусимского боя. Русский снаряд очень удачно попал на одном из японских кораблей в место, где хранились все боеприпасы. Пролетел туда каким-то чудом. И не взорвался. Была осечка. Одна, допустим, из десяти тысяч. Взорвался бы – был бы совершенно другой бой. Но Господь был против. Я не готов судить, почему. Но есть такие слова в Священном Писании: Бог гордым противится, смиренным – дает благодать.

Если тебе сопротивляется глава Кремлевской Администрации – у тебя ничего не получится. Но это пустяк рядом с противящимся твоим начинаниям Господом!

Чтобы слушаться родителей нужно смирение. И первые уроки смирения – это именно родители. Смиришься перед родителями, и Бог не будет сопротивляться тебе, а будет во всем помогать – вот оно: долгая жизнь и благоденствие.

Вот женился молодой человек, сам стал отцом, а мать его приревновала к молодой невестке, и начинает сноху «сживать со свету». Она делает это неосознанно, она может при этом посещать храм, исповедоваться, причащаться и всем рассказывать, какая у нее чудовищная невестка. Что делать сыну? Он может пойти против матери. Или же наоборот против жены, как это часто бывает, когда мама все время водила за руку, и человек вырос, за мамину юбку держась: «мама сказала, жена плохая, – найду себе другую». А может терпеть и семью сохранить.

Это очень больно – быть между двумя любимыми людьми, которые между собой не в ладу. И ему придется примирять их и закрывать конфликтные ситуации своей мудростью и своей любовью. Это очень большой и очень тяжелый труд. Но если он потрудится и будет и мать почитать, и жене служить, как должен служить глава семьи, тогда он действительно будет пожинать плоды благословения Божия.

А бывает, что у человека все получается, и вдруг на последнем этапе срывается. Бог сопротивляется. И стоит остановиться и задуматься, почему?

Когда приходит понимание

Наше отношение к родителям очень сильно меняется при двух обстоятельствах. Когда они становятся старыми и немощными, а мы в силе, и когда у нас рождаются свои дети.

В первом случае мы возвращаем то, что когда-то получили сами. Может быть, нам придется кормить своих родителей с ложечки, как когда-то они кормили нас, переодевать их, может быть, они будут так же бессмысленны, как были когда-то мы…

Антихристианское общество борется за эвтаназию потому, что старик для него – это человек, который задержался, который мешает, от него уже нет пользы, он мешает обществу развиваться, как оно считает.

Но эта позиция не учитывает, что для того чтобы человек стал нормальным, ему порой нужно ухаживать за немощным родителем. Если я в течение своей жизни не понял, кто мне этот человек, давший мне жизнь, то Господь меня так научит. И я совершенно по-другому все увижу и почувствую, когда у меня на руках будет беспомощный человек. И это тоже такое Божие воспитание.

Во втором случае, когда растут наши дети, мы начинаем многое оценивать иначе и в своих родителях, потому что появляется перспектива посмотреть на себя с их точки зрения.

К сожалению, у нас культура почитания родителей, которая раньше передавалась из поколения в поколение, систематически разрушалась. Мне повезло, мои родители нами – нас в семье трое – занимались. Папа, покойный уже давно, выходные и отпуска проводи с нами, рассказывал нам какие-то истории, катал на санках, ходил с нами в походы.

А все мои одноклассники не понимали – как это? Папы жили в основном по алгоритму «телевизор – тапочки – газета». Наорать, дать затрещину, проверить дневник, поехать в баню – потому что устал человек, действительно устал – так и жили. А летом с бабушкой на дачу или в пионерлагерь.

У меня есть очень хороший и дорогой друг, которого отец именно так воспитывал. И когда он вошел в силу, то есть лет в 20, он просто отца ни во что не ставил. И только сейчас, когда у него самого растут дети, он начал немного мягчать и что-то понимать.

photosight.ru. Фото: Arkadiy Litvin

/p>

«Вернуть сердца отцов детям»

Недавно мне рассказали очень горькую и злую шутку, но, к сожалению, очень точную. Мужчина должен родить сына, посадить дерево и построить дом, но современному мужчине совершенно все равно, кто будет убирать дом, поливать дерево и воспитывать его сына.

И если мы оглянемся по сторонам, то много ли увидим семей, где отец готов сжать зубы и сказать: ну да, у моей жены непростой характер, но я не уйду, потому что дети не должны страдать?

Почему муж уходит? Потому что весь мир крутится вокруг него. Ему плохо – значит, нужно поменять мир. Поменяет: будет вокруг него новая жена крутиться, новые какие-то обстоятельства… Человек не может понять, что это он должен крутиться вокруг жены и ребенка. Он не готов служить, отдавать себя. Такой человек обречен быть несчастным!

Но образ Божий в человека впечатан изначально, и все, что Богом заложено, при определенных обстоятельствах, если трудиться и стремиться, прорастет, как трава через асфальт.

Например, моя любимая жена не воспитывалась ни отцом, ни матерью, ее воспитали бабушка и дядя, то есть у нее не было примера семьи перед глазами, никаких архетипов поведения. Но сейчас у этой хрупкой женщины шестеро сыновей и дочка – и каждый отслежен, ухожен, обмыслен, и каждый знает, что он очень любим.

Откуда это у нее? Когда человек приходит к Христу, Христос в нем все это выращивает, поскольку это естественно – семья, отцовство, материнство. Не всех этому учили, мы сами не умеем, но если молиться, то все будет дано.

При хиротонии – дьяконской, священнической и епископской – говорятся такие слова: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». То есть Божественная благодать врачует и восполняет оскудевшее и немощное. И мы опять возвращаемся к тому, что Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Если человек со смирением скажет: «Господи, я виноват, у меня не получается, помоги мне, что мне делать с этим ребенком?..» — Господь поможет, даст мудрость и умения.

Интересно, что когда Ангел благовестит Захарии о рождении Иоанна Предтечи, он говорит: придет «чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1:17).

Для ветхозаветного контекста это совершенно непонятные слова. В традиции общества было необходимым сохранить сердца сыновей такими же, как сердца отцов, не дать им разрушиться, удержать их в умении прославлять Бога.

И мне кажется, что это пророчество о нашем времени. Это сейчас необходимо – «вернуть сердца отцов детям», потому что они сейчас где-то очень далеко…

Текст подготовила Александра Оболонкова. В текст внесены правки отца Федора Бородина.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
С имени начинается всякое личное общение между людьми, имя присутствует в любом обращении, просьбе, письменном заявлении и просто в письме. С имени Бога начинается и заканчивается всякая молитва верующего.
I. О чем Господь хочет предупредить нас в Третьей Заповеди.
1. Большинство толкований трактует Третью Заповедь как минимальное, самое простое и в то же время очень серьезное предупреждение от фамильярности и одновременно как призыв к благоговению. И это действительно так, хотя этим значение данного повеления Господа далеко не исчерпывается.
Третья заповедь Декалога велит нам: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, (Исх. 20:7). Мы часто соотносим эту заповедь с запретом на проклятия, клятвы, частые и бесцельные упоминания имени Божьего. Неосторожное и бездумное слово не должно исходить из наших уст. Наша речь, как и жизнь, должна быть осмысленной; нам следует думать о том, что и как мы говорим перед Отцом Нашим. Ведь упоминание имени Бога без осмысленной духовной цели, или для достижения непотребных личных целей, например, вызванных тщеславием, свидетельствует о низком уровне благоговения, а может и о полном отсутствии страха Божьего.
Исполнение этой Заповеди выражается в нашей сдержанности, соблюдении дистанции святости, которой Господь отделил Себя от грешных людей. Поэтому в послушании Третьей Заповеди мы одновременно проявляем богопочитание, благоговение, свою любовь к Нему.
2. Подчас пустословие и бесцельность встречаются даже в молитвах верующих. За многословием и частотой личных обращений к Господу может скрываться либо духовная пустота, либо привычка бойкого, молитвенного проговора (среди верующих есть такое выражение «молитвенная болтовня»), либо даже использование имени Бога и Христа для простого заполнения промежутков между словами и предложениями.
А ведь Третья Заповедь, призывает нас в молитве обращаться к Богу только с открытым и духовно приготовленным сердцем. Наши молитвы должны быть правдивыми, Господь накажет за лицемерные, стандартные, заученно проговоренные или прочитанные молитвы. Наше общение с Богом не должно содержать в себе «надутого пустословия» (2 Петра 2:18).
3. Третья заповедь содержит в себе еще одну универсальную идею, имеющую прямое отношение к нашему времени. Она указывает на стремление некоторых верующих подкреплять подчас собственное мнение ссылками на авторитет Бога. Стоит им почувствовать слабость своих аргументов или засомневаться в собственных выводах, как они обращаются к авторитету Бога. Комбинации слов типа «Бог сказал мне», «Бог открыл мне», «Он дал мне пророчество» произносятся ли они вслух или подразумеваются в мыслях, призваны придать таким утверждениям, откровениям, «пророчествам» авторитетность Самого Господа. Но на самом деле часто такие заявления являются либо простым вымыслом, либо, необоснованными претензиями заявителей. Ведь если подобное утверждение истинно, его авторитетность подтверждается Словом Божьим, запечатленным в Священном Писании. Если же оно ложно, то никакая ссылка на личный контакт с Богом не сделает его истинным.

Таким образом, Третья Заповедь предостерегает нас от эксплуатации имени Божьего в угоду собственной гордыне. Часто наше тщеславие выражается в том, что мы прикрываемся своими и чужими титулами, именами, требуем себе славы, уважения и послушания от других, совершенно этого не заслуживая, или без обсуждения и проверки принимаем решения, затрагивающие интересы многих людей.
II. Что хочет Господь поощрить в нас через Третью Заповедь
1. Мы привыкли, что имена даются, чтобы различать людей, иногда животных. Зачем имя Богу, когда Он — единственный истинный, неповторимый Бог. Это языческие боги, которых много, должны были иметь у своих почитателей много имен. Имя Бога – особенное, Оно служит не для того чтобы отличать Его от других существ и не для того чтобы ссылаться на Его авторитет для подтверждения своих личных утверждений. В меру данного нам понимания, мы признаем, что Его имя позволяет нам быстро устанавливать, личные и тесные контакты между Творцом и человеком, который признает Бога верой и делами.
Имена Бога служат, как правило, начальными словами нашего молитвенного обращения к Господу. Там, где многим кажется, что Бога нет – присутствует Его Имя, которое святится, то есть не подвергается земной суете, не смешивается с другими словами и именами. Как только мы произносим Его Имя, сразу силой Духа Святого активируется небесная связь с Ним, вводится повышенная степень готовности на сеанс молитвенной связи между человеком и Богом. Поэтому вспомним о предостережении Господа наказывать за всякое пустое, суетное использование имени Господа, которое унижает Бога, ставя под сомнение Его право на святость.
2. После Ноевого потопа Бог прекратил попытки бороться с пороками человека путем поголовного и массового уничтожения провинившихся грешников. Он избрал путь персонального отбора из общей человеческой среды отдельных лиц и постепенного их воспитания для превращения в героев веры. Через них Он стремился создать Свой народ, отделенный от грешного мира, святой народ завета. В самом начале этого пути к святости стоят 10 заповедей в том числе Третья Заповедь, которая формулирует одно из самых простых и универсальных условий святости для целого народа – Каждый раз когда произносишь имя Своего Бога, настрой себя на духовное общение с Ним, имей при этом духовную цель, тогда (при соблюдении других заповедей и заветов) ты начнешь отдаляться от грешного мира и приближаться к Господу: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; (Лев.11:44). Этот призыв звучит постоянно со страниц Священного Писания, сначала для народа Израилева, затем для первых последователей Христа. Это призыв присутствует и в самой великой из молитв всех времен и народов – молитве Господней — «Да святится имя Твое» (Матф. 6:9).
3. Часто от бездумной, пустословной молитвы начинается путь к безответственному поведению верующих: нарушение ими Третьей Заповеди уже не словами, а действием. Человек как бы переносит легкость и необязательность своих мыслей и молитвенных слов на реальные поступки. В этом случае ему становится гораздо легче нарушать свои обязательства перед Богом, оправдывая себя в душе их изначальной непродуманностью и несерьезностью. Но вслед за эти наступает пора нарушения и непреложных библейских и евангельских заповедей. Такой человек, своими поступками, действиями свидетельствует о напрасном использовании имени Господа? Происходит спекуляция именем Бога, именем Христа. Зная об этой человеческой слабости, Новый Завет дает нам, в дополнение к Третье заповеди, новую заповедь — жить и поступать достойно звания «христианин»: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф.4:1).
III. Непонятая и до конца не раскрытая заповедь
В толковании Третьей Заповеди накопилось много неточных и даже неверных объяснений смысла этого запрета. Например, часто говорят, что эта заповедь направлена против частого употребления имени Бога в нашей повседневной речи. Мол, чем реже мы произносим Его имя, тем больше благоговения мы демонстрируем Ему и окружающим. Некоторые вообще призывают исключить упоминание имени Бога из нашей речи и молитв. Но мы знаем, что Писание велит нам призывать имя Господне «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется»; (Иоил.2:32).
Верующий, признающий Господа, любящий Его, не может повредить святости Бога через частое употребление Его имени, если он предварительно приготовил для этого сердце свое. А вот неутвержденный в своей вере (необязательно неверующий или атеист), даже в ходе эпизодического, разового упоминания имени Бога может совершить сразу несколько грехов и проступков, начиная от банального обмана, например, в выражениях типа «ей Богу», «клянусь Богом» и пр., до спекуляции именем Господа и даже открытого богохульства. Дело не в частоте упоминание имени Бога, а в намерениях сердца, с которым это имя произносится.
IV. За и против Третьей Заповеди
Обращение к Богу по имени дает верующему доступ к Господу и к Его благословениям, милости и благодати. Так было во времена Ветхого Завета, это остается верным и для нашего времени. Иисус оставил нам имя Своё, дав обещание: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан.16:23-24). Но когда мы бездумно и суетливо употребляем имя Господа, мы лишаем себя тех благословений, к которым открыт сегодня доступ через имя нашего Господа Иисуса Христа. Бог устанавливает запрет на фамильярность в Своих отношениях даже со святыми. Он против неуместной дружелюбности в отношениях человека со Всемогущим и Святым Богом, порой граничащей с бестактностью и даже грубостью.
Почему все-таки Господь так, строг к нарушителям этой заповеди: «не оставит без наказания». Дело в том, что в далекие времена имя человека было тождественно самой личности, стоящей за этим именем. Точно также Бог и Его святое имя – они тоже едины. Когда мы употребляем напрасно имя Бога, мы тем самым принижаем не только имя Самого Господа, но и саму Его личность. Конечно, Бог несовместим с суетой и грехом. Когда человек произносит имя Своего Творца всуе, он, на самом деле, пытается принизить Святого Бога, свести Его к стандартам грешной суеты. За это Бог не оставит его без наказания.
И все же следует признать, что человек не в силах полностью исполнять Закон Бога и Его заветы. Это касается и Третьей Заповеди. Дело в том, что человек по своим познавательным способностям не способен осознать всю сущность Бога, он в принципе не может уяснить такое свойство Господа как святость Его имени. Кроме того, наше человеческое поклонение и почитание Бога весьма далеки от поклонения, которое требует и заслуживает Господь. Оказывается, самое главное в нашем общении с Господом и поклонении Ему – это Его готовность проявлять снисхождение и любовь к людям, которые не до конца понимают смысл и предназначение этих заповедей. В результате, мы вынуждены признать, что Третья Заповедь – это не просто одно из 10 повелений Декалога, а жест милости Господа, дающего нам возможность призывать имя Его.
1. Пятая заповедь:
В Ветхом завете пятая заповедь упоминается в трёх местах.
A. Библейский текст:
Исход 20:12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Второзаконие 5:16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Левит 19:3 Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш.
1) Повеление: почитать/бояться отца и матери
2) С какой целью?
— чтобы продлились дни твои
— чтобы хорошо тебе было
— на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
2. Взаимоотношения между родителями и детьми:
A. Это самые первые и самые главные взаимоотношения в жизни человека.
— Так было устроено Богом с момента сотворения человека.
— Каждый из нас является ребенком для своих родителей до конца жизни.
Б. Обратите внимание на равенство матери и отца в этой заповеди (почитай обоих)
B. Заповедь призывает к тому,
— Чтобы дети уважали своих родителей.
— Чтобы сохранялась связь и взаимоотношения между поколениями.
3. Почему Бог хочет, чтобы дети почитали своих родителей?
A. Потому что три личности участвуют в появлении человека на свет:
— отец,
— мать,
— Бог!
Как ни странно, Бог тоже вовлечен в появление нового человечка на свет!
Б. Наши взаимоотношения с Богом часто описываются как
взаимоотношения между Отцом и детьми:
Исход 4:22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Осия 11:1 Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего.
Малахия 1:6 Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф.
Римлянам 9:25-26 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого (цитируется Осия 1:10).
2 Коринфянам 6:18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Исаия 64:8 Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей.
Молитва «Отче наш» начинается словами: «Отче наш… «

О второй заповеди Закона Божия

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужищи им.

(Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им.)

Не сотвори — не делай; кумир — идол, которого почитают вместо Бога; всякаго — какого-либо; подобие — изображение (нарисованное или сделанное из дерева, камня, металла); елика — того, что; горе — вверху; низу — внизу; под землею — ниже земли, т. е. ниже земной поверхности, ниже берегов.

Второю заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть запрещает делать себе для почитания кумиры или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), и что находится на земле (растений, животных, людей), или находится в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам, вместо истинного Бога, как это делают язычники.

С запрещением покланяться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем часто нас упрекают протестанты и разные сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, или ангелов, или святых. Слово икона греческое и означает образ. Поклоняясь иконам и молясь перед иконой, мы молимся не «материальной иконе» (т. е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый Его Лик, или крест Его, нежели — когда перед тобою пустая стена или печка.

Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными, вместо букв, лицами и вещами.

Еще в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии (т. е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: «сделай их на обоих концах крышки … Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх. 25, 18, 22). Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии (Исх. 26, 1-37).

В храме Соломона были также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3 Цар. 6, 27-29; 2 Парал. 3, 7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2 Парал. 3, 10). Когда храм был готов «слава Господня (ввиде облака) наполнила храм» (3 Цар. 8, 11). Изображения херувимов были благоугодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся.

Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течении большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди не были еще искуплены и оправданы (Римл. 3, 9, 25; Матф. 11, 11).

Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарю: так называемый, нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни.

Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал и оставил, по преданию, после себя иконы Божией Матери. Некоторые из них находятся в нашем отечестве — России.

Многие из святых икон Господь прославил чудотворениями.

Изображаемые на иконах животные, даже изображение диавола, не оскверняют святых икон, если это нужно для наглядного изображения исторических событий. Ведь не оскверняют упоминания их имен Священное Писание.

Не противоречит второй заповеди и почитание святых мощей. В святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых.

Для нас, христиан, идолопоклонство, в том виде, которому преданы все язычники, невозможно. Но зато, взамен грубого идолопоклонства, среди нас бывает более тонкое идолопоклонство. К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, каковы: любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие и т. п.

Любостяжание, это — стремление к приобретению богатства. Апостол Павел говорит, что «любостяжание есть идолослужение» (Колос. 3, 5). Для корыстолюбивого человека богатство становится как бы идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем Богу.

Чревоугодие, это — лакомство, объедение и пьянство. О таких людях, которые выше всего ставят чувственные удовольствия от еды и пития, апостол Павел говорит; что «их бог — чрево» (Филипп. 3, 19).

Гордость и тщеславие. Гордый и тщеславный человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах, — уме, красоте, богатстве. Гордый чтит только самого себя. Свои понятия и желания он считает выше верховной воли Самого Бога. С презрением и насмешкой относится он к мнениям и советам других людей и не откажется от своих взглядов, как бы ни были они ложны. Гордый и тщеславный человек из самого себя (как для себя, так и для других) делает идола.

Запрещая эти тонкие, пороки идолопоклонства, вторая заповедь тем самым внушает следующие добродетели: нелюбостяжание и щедрость; воздержание, пост и смирение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *