Пятницкая церковь сергиев посад

Пятницкая и Введенская церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Они расположены в непосредственной близости от Лавры, на месте, которое в старину называлось «Подолом», месте многолюдном и оживленном, так как здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.

Еще во времена прп. Никона, ученика прп. Сергия Радонежского, была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. вмч. Параскевы Пятницы. В 1547 г. боярин Иван Хабаров (в монашестве Иоасаф) на месте старой постройки возвел две каменные церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. вмц. Параскевы Пятницы.

Троицкий монастырь был тем центром, вокруг которого развивались села и слободы, положившие начало современному городу Загорску. Но, в отличие от ряда других русских поселений, где жилая застройка посада нередко подходила непосредственно к кремлю или крепости, у стен Троицкого монастыря всегда сохранялась обширная свободная от застройки зона; она отвечала требованиям обороны и противопожарной безопасности крепости и обеспечивала наилучшее обозрение монастырского ансамбля из многих точек окружающего ландшафта. Вокруг стен монастыря-крепости устраивались дополнительные укрепления — рвы, бастионы, запруды. Здесь существовала целая система прудов: Белый (близ Уточьей башни), Пятницкий (близ Введенской церкви), Клементьевский, или Банный, с юга от монастыря. Все пруды, кроме Белого, были образованы с помощью плотин на небольших речках Кончуре и Вондюге, омывающих с трех сторон монастырский холм.

В XV веке в период строительства крепостной ограды монастыря здесь в один год были сооружены сразу две каменные церкви — Введенская и Пятницкая. Событие это отмечено летописью: «Лета 7055 (1547) поставлен храм каменной на подольном монастыре Введения пречистые Богородица; а ставил ево Иван Хабаров. Того же лета поставили церковь каменную во имя святые Парасковии, нареченные Пятницы». Ровесники крепостных стен монастыря, обе церкви сильно пострадали в период героической обороны 1608—1610 годов. В 1621 году патриарх

Филарет своим указом отмечал, что враги эти церкви «разорили и престол ободрали» и если одну из них (Пятницкую) к этому времени «уже поделали и освятили», то другая «по ся мест стоит нестроена, пенья в ней нет, верх разломан и стороны развалились». Велено было «изготовя камень и кирпичь и известь», отстроить также и Введенскую церковь. Вскоре после ремонта обеих церквей здесь был организован женский Подольный монастырь; Опись 1641 года указывает в нем тринадцать огороженных забором келий.

В 1681 году состоялось специальное постановление Московского собора о приспособлении Подольного монастыря для содержания там монахов, которые «бесчинно живут на Москве и в городах, ходят по кабакам и по корчмам и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам». Троицким властям предписывалось «прежде бывший Пятницкий монастырь огородить стоячим высоким тыном и построить четыре кельи с сенми по монастырскому чину, и таких безчинников в тот монастырь с Москвы ссылать. . . а за монастырь их отнюдь не спускать». Двадцать лет спустя провинившихся монахов стали ссылать на север, в более отдаленный от столицы Соловецкий монастырь, а этот снова передали в ведение Троицкого.

Введенская церковь в значительной мере утратила свой первоначальный облик: она подверглась разрушениям в период военных действий в начале XVII века, а также существенно перестраивалась и позже. Так, по «ряду» с монастырем крестьянин Гавриил Федоров в 1740 году разобрал в церкви два столба, переделал своды и поставил на них новую декоративную главу, «образцом и мерою» как в церкви Иоанна Предтечи, «что у Барваринских ворот в Москве»; кроме того, он растесал «на запад три окна для свету».

Исследования показывают, что первоначально Введенская церковь представляла собой стройное сооружение, поднятое на высокий подклетный этаж и увенчанное крупной главой (следы от основания главы частично сохранились на чердаке церкви). В ее архитектуре было много общего с Духовской церковью. Может быть, боярин Иван Хабаров, которого А. М. Курбский называл искусным «в книжном разуме», давая деньги на сооружение Введенской церкви, поставил «в образец» своим зодчим этот построенный псковичами более семидесяти лет назад монастырский храм, ибо совершенно одинаковы не только планы обеих церквей, но и их размеры и пропорции, характер декора и даже рисунок отдельных элементов. Точно повторены, например, тонкие профилированные лопатки Духовской церкви, сложный рисунок ее цоколя, а также оригинальные украшения алтарных апсид и своеобразные «пики» на западном портале. Вместе с тем, поставленный на подклет и лишенный звонницы в основании главы, Введенский храм принципиально отличается от монастырской церкви, как бы сочетая в себе архитектурные традиции XV и XVI столетий.

Расположенная рядом Пятницкая церковь проста и вместе с тем очень нарядна. Она не имеет подклета и, в противоположность соседней церкви, вытянута по горизонтали и состоит из четырех, различных по своей форме и высоте, живописно группирующихся объемов: алтаря, собственно церкви, трапезной и примыкающей к ней «колоколь-ницы». Пятницкая церковь сохранила в основном свой первоначальный вид. Даже в 1740 году, когда производились капитальные работы по перестройке Введенской церкви, здесь мастерам было велено только «два окна в трапезе закласть кирпичем с известью, выняв из них решетки и подмазать с трапезною стеною уравнительно», да «с лица и изнутри» выбелить известью, «подмазать расселины» на сводах и перестелить пол. Основным элементом декора фасадов церкви, расчлененных плоскими лопатками и увенчанных килевидными закомарами с широкими лентами профилей, служат богато развитые наличники больших оконных проемов с завершениями в виде стрельчатых кокошников; они занимают почти всю высоту стен алтаря и трапезной. В верхней части стен церкви располагается декоративный пояс, более сложный, чем у соседнего храма: цепочка ниш дополнена здесь лентами из поребриков и полочек и проходит даже поверх лопаток. Позакомарное покрытие (восстановлено в 1968 г.) не имеет диагональных закомар.

В архитектуре Пятницкой церкви нет той величавой монументальности, которая свойственна соседнему Введенскому храму. Ее образ отмечен интимностью и уютом, характерным для посадских церквей, сооружаемых прихожанами слободы или улицы. Церковь и примыкающая к ней трапезная перекрыты сомкнутыми сводами без промежуточных опор, что делает их интерьеры весьма просторными и вместительными. Единственный вход в церковь расположен с запада, со стороны трапезной, и украшен перспективным порталом с тонкой геометрической резьбой. Непосредственно над входом возвышается небольшая восьмигранная «колокольница», увенчанная высоким каменным шатром со «слухами» (открытыми проемами для лучшей резонации звука) и изящной главкой на тонкой шее. Основанием «колокольницы» служат стена трапезной и два отдельно стоящих рустованных пилона с перекинутыми между ними циркульными арками.

Начиная со Страстной Седмицы 2013 года в храмах подворья совершаются ежедневные богослужения. Начало вечернего богослужения – 17.00, Божественной Литургии – 8.00. По воскресным дням ранняя Божественная Литургия, как правило, совершается во Введенском храме; начало – 6.30. В Пятницком храме по воскресеньям в 9.00 совершается общий либо водосвятный молебен. Поздняя Божественная Литургия начинается в 9.30.

Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.

Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей
Х Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района.
Сергиева Посада
Х Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.
.

Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь
Х Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в…
с приделом мученицы Параскевы, построенная, вероятно, еще в XV в. и служившая приходским храмом для селившихся здесь монастырских слуг — чиновников, управлявших обширным вотчинным хозяйством монастыря.

Позже на Подоле возник мужской монастырь, занимавший зависимое положение от обители преподобного Сергия
Х Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
. В 1547 г. на средства Троицкого монастыря и «христолюбцев» (добровольных жертвователей) была сооружена Пятницкая церковь.

После польско-литовской осады 1608–1610 гг. Троицкий монастырь, по словам библиотекаря Московской Духовной академии иеромонаха Арсения, «уврачевал нанесенные Подольному монастырю раны». В 1611 г. «поделали и освятили» Пятницкую церковь.

В описи 1641 г. значится: «у Троицы за городом… монастырь, а в нем храм во имя Введения Богородицы, камен, крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом… Да другая теплая церковь во имя святыя великомученицы Параскаевгеи нареченные Пятницы, с трапезою, каменная ж, крыта тесом, глава и крест обиты немецким железом, … а строение в церквах все монастырское. Да на той же церкви зделана колокольными… Да в монастыре же тринадцать келий, живут в них старицы, а строение кельи их же стариц…».

Впоследствии пришедший в упадок монастырь был упразднен. Церковь с Великого поста 1679 г. стала приходским храмом Нижней Служней слободы. Тогда же, по-видимому, поставлена новая, ныне существующая Пятницкая церковь.

В 1928 г. церковь Параскевы Пятницы на Подоле закрыли.

1 июня 1929 г. городские власти сдали церковь Правлению кооперативного общества «Смычка» под склад. В период деятельности общества здание церкви пришло в крайне запущенное состояние. Лишь в 1960-х годах, когда церковь была передана Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы. В результате оказалось, что Пятницкая церковь принадлежит ко второй половине XVII в. Вопрос о том, была ли она перестроена или сложена заново в конце XVII в., не встречает единодушия во мнении исследователей.

В 1991 г. Загорский музей передал церковь Лавре.

Церковь великомученицы Параскевы Пятницы, расположенная к северу от Введенской, относится к традиционному для церковно-приходской архитектуры типу трехчастных храмов, построенных наподобие корабля. Храм состоит из четверика церкви с далеко вынесенной полукруглой апсидой, квадратной бесстолпной трапезной и колокольни, соединенных в один объем и расположенных по оси восток-запад.

Церковь прямоугольная в плане, бесстолпная, перекрыта сомкнутым сводом и увенчана круглым глухим барабаном с куполом луковичной формы. Примыкающая к трапезной колокольня — это восьмерик на четверике (композиционный прием возведения восьмигранного объема на четырехгранном). Она опирается на два пилона и на западную трапезную стену, в толще которой устроена лестница.

Пятницкая церковь нарядно украшена. Ее стены, разделенные лопатками на три прясла, завершены профилированными закомарами с лентами килевидных нишек и поребрика. Богатые наличники в виде стрельчатых кокошников оформляют окна церкви и трапезной. Входной перспективный портал храма убран своеобразной геометрической резьбой. Колокольню украшают многочисленные декоративные элементы, отличающиеся несколько дробным характером.

Таким образом, нарядная и уютная Пятницкая церковь, объемы которой как бы нанизаны на горизонтальную ось, существенно отличается от соседнего стройного и величавого Введенского храма. Если в архитектуре последнего переплетаются древние и поздние части, то Пятницкая церковь — это цельный памятник новой архитектуры XVII в., в основном сохранивший свой первоначальный вид и отвечавший вкусам посадского населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *