Работа с молодежью

Источник: Интерфакс.

Выступление архиепископа Костромского и Галичского РПЦ МП Александра на II съезде православной молодежи Центрального федерального округа. Название текста приводится в редакции портала «Православие и мир».

Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников Съезда православной молодежи Центрального федерального округа. Древняя Тверская земля, украшенная подвигами преподобных, овеянная памятью сражений Великой Отечественной войны, массовой жертвенностью и героизмом защитников Родины, сегодня принимает представителей православной молодежи и подвижников православного молодежного служения центральных регионов России.

Наш Съезд посвящен проблемам становления православного молодежного движения и проходит в ответственное и по-своему судьбоносное для Церкви и для страны время. Двадцать лет назад в нашей Церкви, которая несколько десятилетий пребывала в изоляции от общества и только-только выходила из гетто, с подозрением и недоверием относились к любому новому проекту в сфере православного воспитания детей и молодежи. Тогда зачастую церковных людей пугали даже такие слова, как «скаут». Еще несколько лет назад, собираясь на Форумы, подобные нашему, мы обсуждали вопросы: как убедить священнослужителей и деятельных мирян взяться за осуществление специфических молодежных проектов, распространив опыт редких подвижников на всю Церковь, как пробудить на приходах и в епархиях молодежное движение?

Сегодня ситуация совершенно иная. Необходимость общаться с молодежью на языке молодежи уже никому не нужно доказывать. На батюшек, проповедующих на рок-концертах, никто не смотрит с осуждением. Практически при каждом большом приходе Москвы и крупных городов есть постоянно действующая молодежная община. Литургии на открытом воздухе в детских лагерях — тоже не в новинку.

На повестке дня стоит актуальные вопрос: как привести в систему до настоящего времени разрозненные попытки создания небольших молодежных групп и организаций. То есть, речь идет о создании в России по-настоящему массового православного молодежного движения. Этой проблематике и будет посвящен нынешний Съезд.

Воспитание не происходит само собою. Бог так устроил человека, что все его способности и таланты раскрываются лишь в общественной жизни. Церковная община, собирающаяся вокруг пастыря и имеющая центром своей жизни совершающееся таинство святой Евхаристии, есть тот первоначальный структурный элемент, из которых строится все грандиозное здание Вселенской Православной Церкви. Господь Иисус Христос, научив нас главной молитве, повелел обращаться к Богу не со словами «Отче мой», а со словами «Отче наш», то есть произносить молитву от лица общины, объединяющей братьев и сестер во Христе.

Вспомним и диалог Христа Спасителя с фарисеями, изложенный в 17 главе Евангелия от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом; не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 20-21). Вожди иудейского народа ожидали, что явившийся Мессия, Христос, освободит евреев от власти язычников-римлян и установит на земле свое политическое господство. Но Христос вовсе не стремится к этому. Он провозглашает Царство Божие совсем не как государственно-политический строй. Славянское выражение «внутрь вас есть», по мысли православных толкователей, следует понимать двояко: во-первых, речь идет о том, что Царство Божие устанавливается в христианской общине между верующими, объединенными всей полнотой духовной жизни во Христе, а во-вторых, оно торжествует в душе каждого христианина, победившего грех и достигшего совершенства.

Каждый христианин на протяжении всей своей жизни включен в жизнь конкретной приходской общины, пребывая в которой, он принимает участие в таинствах, заботится о других её членах или пользуется их заботами. Но церковная жизнь предполагает и иные формы объединения. Церковь, как живой организм, всегда чутко реагировала на изменение внешней среды, всякий раз отвечая на вызовы времени и противостоя определенным угрозам. Так, появление в XVI веке не территории Западной Украины новой формы объединения православных людей — православных братств было вызвано насущной потребностью противостоять римо-католическому прозелитизму. Тогда при знаменитом Львовском Успенском братстве существовала своя типография и духовное училище, воспитавшее многих прославленных иерархов, в том числе, и святителя Петра Могилу — виднейшего борца за Православие на Украине.

Создание православных организаций, в том числе, и молодежных, — естественный, органичный процесс. В России они стали появляться в начале XX столетия. Этому способствовали демократические перемены в государстве, стремительный рост городского населения, развитие средств связи.
На необходимость воссоздания детских и молодежных организаций указывают первые лица государства. Нынешний год объявлен Президентом РФ Д.А. Медведевым «Годом молодежи». В.В. Путин указывал, что молодежные организации «могут стать важным звеном системы поиска и поддержки талантливой молодежи».

Нам очень важно понимать, что православные молодежные организации не должны перерождаться в организации политической направленности. В церковной ограде должны уютно себя чувствовать молодые люди различных политических взглядов. И очень плохо, если таланты и энергия молодых будет использована для проведения сомнительных политических акций.

Центральным мероприятием Года Молодежи в России стал проходивший на Тверской земле инновационный форум «Селигер-2009». В его рамках в период 26 июля — 3 августа прошла православная смена, которая собрала 1 500 молодых людей со всей страны — ядро будущей массовой православной молодежной организации. Строгая дисциплина, насыщенность образовательной и культурной программы отличало это мероприятие. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн отслужил Божественную литургию. В лагере совершались крещения и венчания, проходили рок-концерты и православные выставки. Важнейшим итогом православного лагеря стало снятие напряженности и непонимания, которые наблюдались ранее между православным корпусом организации «Наши», возглавляемым Борисом Якеменко, и представителями различных православных молодежных организаций.

Подобные летние образовательные лагеря были проведены и в других регионах. Так, Синодальный отдел по делам молодежи принял активное участие в подготовке под Костромой молодежного образовательного лагеря Центрального федерального округа «Патриот». И здесь был организован большой православный подлагерь, объединивший скаутские отряды и студентов духовных семинарий, а ректором Костромской духовной семинарии архимандритом Геннадием была отслужена Божественная литургия под открытым небом. Лагерь запомнился еще и тем, что большая группа студентов Костромской семинарии совершила прыжки с парашютом.

Практика проведения православных подлагерей в рамках более крупного проекта, на наш взгляд, полностью оправдывает себя. В этом случае православные ребята становятся посланцами Церкви в большом коллективе сверстников и могут увлечь за собой многих. В этом случае сбывается пожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на одной из многих своих встреч с молодежью подчеркивал: «Я думаю, что именно молодежь должна быть передовым отрядом Церкви, которая бы несла миру свежие светлые послания, в центре которых — свидетельства о том, что именно во Христе человек обретает полноту жизни».

Выступая в феврале нынешнего года на Сретенских встречах православной молодежи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наметил для нас программу действий на ближайшую перспективу. Патриарх говорил: «Для того, чтобы мы оказались достойными нашего призвания, и чтобы современная проповедь привела бы к действительным изменениям жизни людей, нужна очень серьезная работа на стыке Церкви и общества. И работать на этом стыке человеку молодому сподручнее, чем человеку старшего возраста». Сегодня, продолжал далее Святейший Патриарх, обращаясь к молодым людям, «мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. И я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли нашу очень важную миссию в жизни Церкви».

В решении задачи духовного оздоровления общества большую роль призваны сыграть православные молодежные организации. Что необходимо сделать, чтобы создать такую организацию? Необходим конкретный проект, общее дело, вокруг которого могло бы произойти объединение православных молодых людей. Определенный опыт в этом направлении накоплен Тверским региональным отделением общественной организации «Православная молодежь». Прежде всего, имею в виду состоявшийся в прошлом году в епархиях Центрального Федерального округа Молодежный крестный ход с частицей мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться этой необыкновенно почитаемой сегодня святой в областных центрах приходили тысячи верующих. После богослужений среди верующих, как правило, выделялась группа молодежи, которая потенциально может стать ядром создаваемой в городе православной организации. Проблема заключается в том, что активность этой новообразовавшейся группы необходимо постоянно поддерживать. А, значит, необходимы, во-первых, лидеры, во-вторых, серьезные, содержательные проекты, которые могли бы осуществляться на местном уровне и вовлекать в группу все новых и новых людей.

Обе эти задачи решить очень трудно. Я бы сказал, что и невозможно без Божией помощи. Чтобы воспитать православных молодежных лидеров, нужно во многом сломать стереотипы и перестроить наше отношение к молодым в церковной среде: на приходах и даже в духовных учебных заведениях. Зачастую мы руководствуемся принципами, навязанными Церкви еще в советское время, когда любое проявление верующими инициативы жестоко преследовалось, и осторожные взрослые воспитывали свою молодежь со всяческими опасениями.

Церковное священноначалие, приходские священники, руководители епархиальных молодежных отделов сегодня призваны развивать активность молодых людей, поддерживать любые их инициативы, не сдерживать, а поощрять их лидерские способности. Пора каждому церковному человеку составить ясное представление: идеал христианина — это не пассивный образ человека, смирившегося со всеми жизненными несовершенствами, а образ труженика, подвижника, и, если хотите, борца. Всякий, если он не выборочно и тенденциозно подбирает евангельские цитаты, а по-настоящему напитался самим духом Евангелия, непременно со мной согласится.

Послушайте, как злободневно и вдохновенно звучат призывы святого апостола Павла: «заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом+проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:1-2). «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14-17).

Теперь о серьезности проектов. Это самое сложное. Проекты православного молодежного движения должны быть:
а) неполитическими
б) духовно содержательными
в) вызывать понимание, а не недоумение и, тем более, раздражение в церковном и светском обществе.

Сегодня мы говорили о тех надеждах, которые связываем с развитием молодежного служения на базе православного корпуса организации «Наши». Хотелось бы пожелать, чтобы её деятельность не копировала работу основной организации, которая своими непродуманными акциями приобрела отчасти скандальную известность.

Один спортивный журналист рассказал мне следующую забавную историю. Зимой 2008 года в Москве проходил Чемпионат мира по хоккею с мячом. Представьте себе такую картину. Пустой спорткомплекс «Олимпийский». Заключительный матч Чемпионата — игра за право остаться в группе «В». Встречаются Эстония-Монголия. Пустые трибуны. Вдруг приходит внушительная группа «наших», разворачивают монгольские флаги и начинают громко болеть против Эстонии. Эстония выигрывает 8:0. Обидно, когда энергия молодых расходуется по таким пустякам, вызывая недоумение и насмешки.
А вот уже пример акции, осуществленной православным корпусом: 30 сентября в Иваново около одной из часовен студенты вколотили в землю невысокий деревянный столб и написали на нем слова «зависть», «воровство», «ложь» и т.п. Все желающие могли указать на листочке свои грехи и прибить его к столбу. Для этого студенты принесли молоток и 300 гвоздей. Прохожие обращали внимание на столпившихся телевизионщиков и священнослужителя, спрашивали, что происходит, и, пожав плечами, проходили мимо. За полчаса к столбу пригвоздили лишь с десяток грехов. Возможно, помешала плохая погода. Как следствие, Ивановская епархия Русской Православной Церкви вынуждена была констатировать, что «акция вызвала неоднозначную реакцию у населения», и официально заявить, что «ни Епархиальное управление, ни духовенство Иваново-Вознесенской епархии эту акцию не санкционировало, не планировало и в ней не участвовало».

Примерами удачных акций можно назвать: молодежный крестный ход «Из Белой Руси в Великую» по маршруту Витебск-Смоленск в рамках Фестиваля «Славянский путь «Одигитрия»; велопробег «На поле Куликово!», посвященный 625-летию Куликовской битвы; детское восхождение на Эльбрус, осуществленное под руководством директора детского дома «Ковалево» Костромской епархии протоиерея Андрея Воронина. Заслуживают внимание массовые акции против абортов «Сохрани дитя!», которые не раз проводились православной молодежью в Санкт-Петербурге. Эти выступления проходили около станций метро, в ВУЗах и в спальных районах, сопровождались массовой раздачей листовок, демонстрацией плакатов с текстами «пришла пора семью создать, спасти Россию — детей рожать и в чистоте их воспитать».

Современные пиар-технологии имеют в арсенале множество средств, которые вполне можно использовать на благо православной миссии. Например, перформанс — короткое представление, осуществляемое несколькими участниками в определенном месте и в определенное время. Самый распространенный пример перформанса — развертывание баннера на стадионе перед началом футбольного матча; хепенинг — действие организаторов с вовлечением зрителей. Упомянутая нами ивановская акция — типичный хепенинг.

Сознательный отказ от политических выступлений не означает, что православные молодые люди не могут проводить острые, с большим общественным резонансом, акции. Убежден, что именно в таких мероприятиях согласится принять участие наибольшее количество молодежи. Слышал, что были попытки православной общественности провести выступление, приуроченное к концерту Мадонны в Лужниках, в котором бы выражался протест по поводу кощунственной антихристианской направленности некоторых эстрадных номеров певицы. Думаю, участие православной молодежи в подобном мероприятии было бы вполне оправданным.

Чтобы создавать и успешно проводить новые проекты в сфере православного молодежного движения, необходимо мобилизовать творческие усилия многих, как говорят сегодня, «креативных» умов. Было бы целесообразно создать в Русской Православной Церкви штаб руководителей молодежных проектов, в который могли бы войти такие творческие личности. Этот штаб может проводить собрания, «мозговые штурмы», уединившись для работы, например, в монастыре.

Сегодня мы переживаем времена невиданного унижения человеческой личности, которую сводят к сумме потребительских инстинктов. Молодежь всех развитых стран представляет собою большой «рынок», на котором стараются нажиться самые разные «торговцы»: торговцы наркотиками, торговцы идолами и идеалами, торговцы живым товаром, лжемессии псевдорелигиозных сект — все стремятся купить молодых людей и сделать их своими рабами. Но именно Православная Церковь может раскрыть человеку подлинный смысл его жизни, призывая его явить первозданную красоту образа Божия, сокрытого в глубине каждой личности. В ответ на эгоцентризм мира Церковь проповедует подвиг любви и деятельного служения Богу и ближнему. Слова святого апостола Петра — «служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:11) — уже несколько лет воспринимаются в нашей Церкви как девиз православного молодежного служения.

Христианство — религия сильного человека. Опыт многих поколений подсказывает, что одержать победу в битве с собственным эгоизмом сложнее, чем выиграть сражение с врагом на поле брани. Прожить жизнь, руководствуясь идеалами деятельного служения Богу и ближнему — означает совершить на земле величайший подвиг.

Православным быть не просто. Тех, кто стремится вести праведную жизнь, подстерегает множество трудностей и испытаний. Но велика и награда от Бога. Она заключена в подлинной, нескончаемой, вечной радости, которая преображает сердце и всю жизнь православного христианина.

Веру в Христа Спасителя, веру в высокое предназначение человека мы должны активно проповедовать в обществе, страдающем от нравственных пороков. Господь возлюбил до Крестной смерти каждого человека, и ожидает от каждого из нас ответной любви и решимости жить по его заповедям. Ожидает добрых дел и подвига.

Наша общая задача — не потерять для Церкви и для страны новое поколение молодых людей. А для этого каждому необходимо самоотверженно трудиться на миссионерском поприще.

Желаю всем собравшимся в зале благословенных успехов в деле православного молодежного служения. Желаю Форуму успешной и плодотворной работы.



Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Ключевые слова: молодежь, церковь, молодежное служение, молодежная работа, поколение.

Keywords: youth, church, youth ministry, youth work, generation.

Уже через две недели после своей интронизации, 14 февраля 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл в рамках III Сретенских встреч православной молодежи обратился к собравшимся с программными словами: «Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей…. Вот почему молодежь — это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека…. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях».

Церковная молодежная работа является не только одной из самых важных, но и самых сложных составляющих современной православной жизни. Сегодня намного сложнее, чем ранее, говорить о «молодежи» как о гомогенной социальной группе, поскольку даже ее возрастные границы определяются по-разному.

Действительно, современная молодежь имеет намного большее пространство для созидания и оформления своей собственной жизни, чем ее сверстники несколько столетий или даже десятилетий назад. Она широко пользуется немыслимой прежде свободой, мобильностью и финансовым благосостоянием, развивая свои индивидуальные дарования в рамках новых образовательных возможностей.

Одновременно растущая индивидуализация делает молодых людей более критичными по отношению к внешним авторитетам и нормам, которые не принимаются на веру, а требуют аргументации и обоснования. Молодежь стремится иметь собственное суждение по всем вопросам современности, развивать свой собственный стиль, демонстрировать силу и самодостаточность. Кризис института семьи и брака, свобода в общении полов, идеология «child free» меняют значение традиционных институтов социализации подрастающего поколения.

Православная «молодежная работа» предполагает, как особое внимание к воцерковленным молодым прихожанам, так и миссионерское обращение Православной Церкви к современной молодежи вообще. Как и любая другая форма пастырской деятельности Церкви, она по своей сути является служением (диаконией).

Этот специфически богословский термин отличает церковные молодежные инициативы от других подобных программ (например, государственной молодежной политики, молодежных общественных объединений и т. п.). Говоря об этом различии, Патриарх Кирилл отмечает: «Организуя работу молодежных объединений, мы порой используем принципы, применяемые общественными молодежными организациями. Всякий инструмент может быть полезен, однако упомянутые принципы не должны подменять собственно церковную, пастырскую работу с молодым поколением. Если мы будем ориентироваться преимущественно на светскую методологию работы с молодежью, мы поставим себя в один ряд с нецерковными молодежными организациями, превращаясь в их конкурентов. Создание молодежной организации или объединения не может быть самоцелью. За этим должна стоять ясная пастырская задача — научение молодого поколения жизни по евангельским заповедям».

Православное молодежное служение и работа — это не просто работа «Церкви взрослых» с молодежью, но совместное служение различных поколений верующих как в церковной ограде, так и за ее пределами. Оно представляет собой не только один из «видов» епархиальной или приходской деятельности, но является служением Церкви молодым людям (для них и при их участии), а также служением молодежи в Церкви.

Молодежное служение и работа в РПЦ является неотъемлемой частью процесса благовестия окружающему миру: «идите, научите все народы» (Мф. 28,19). Евангелие Христа особым образом должно возвещаться молодому поколению, принимая во внимание его особенности, согласно миссионерскому указанию апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Вместе с тем, молодежная работа — это часть «внутренней миссии» Церкви, ее пастырского служения, в центре которого стоит вопрос о личной связи молодого человека с Богом.

Именно в юношеском возрасте происходит становление своего «я», когда на пути к достижению социальной зрелости молодой человек открывает себя как субъект в бытии «с другими» и «для других», тем самым учась выстраивать и свои отношения с Богом. Это динамический процесс, и даже у воцерковленной молодежи в этот период жизни нередко происходит переосмысление образа Бога и форм религиозности, что может приводить к глубоким внутренним кризисам. Поэтому в такой ситуации требуется особая духовная поддержка со стороны взрослых, которые могут поделиться своим опытом веры и жизни, так чтобы молодые прихожане осознанно и по- новому смогли войти в церковный организм.

Церковь должна быть готова интересоваться юношеством с его вопросами, радостями и проблемами, встать на место современной молодежи, посмотреть на себя ее глазами. В нынешнюю эпоху, когда общественное формирование молодежной идентичности находится перед лицом серьезных угроз, личная встреча со Христом в Православной Церкви должна помочь обрести молодому поколению истинный смысл и полноту жизни.

Литература:

  1. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Работа с молодежью — приоритетная задача Церкви : http://www.patriarchia.ru/db/text/558930.html
  2. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года. : http://www.pravoslavie.ru/59206.html
  3. Организация работы с подростками и молодежью в Русской Православной Церкви: коллективная монография / Под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. — СПб. РХГА, 2017. — 303 с.
  4. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи: концептуальные основы / под ред. В. А. Ситарова. М., 2010.
  5. Федосенко Е. В. Организация психолого-акмеологического пространства самореализации детей-сирот / Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6–2. С. 312–317.
  6. Федосенко Е. В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. СПб., М., 2009.

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молоде¬жью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ-ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро — и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико — психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

Приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном убеждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;

на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;

обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

предоставляет проживающим бесплатное питание;

содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.;

привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *