Рахиль и Иаков

Рахиль (млекопитающая, мать-овца) (Быт. XXIX, 6, 28 и др.) – младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова.

В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычной простотой патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, – любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которой Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшей и о верности Иакова к предмету первой своей любви и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женой, она была наказана бесплодием, быть может, за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт. XXIX, 31). Впрочем, по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына – Иосифа.

При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собой и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения, вследствие какого-либо суеверия, и, когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (Быт.XXXI, 34–35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, и погребена на дороге в Ефрафу, т. е. Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник (Быт. XXXV, 18, 19).

Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из I кн. Царств (I Цар. X, 2). И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как иудеи, так и магометане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования.

Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руф. IV, 11). Пр. Иеремия, изображая бедствия и пленение иудеев, представляет Рахиль как праматерь израильтян, осиротевшей и безутешно плачущей о сынах своих, ибо их не стало (Иер. XXXI, 15).

Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф. II, 18).

Праматерь еврейского народа Рахель

Рахель (רָחֵל, в руссской традиции Рахиль) — одна из четырех праматерей еврейского народа, возлюбленная жена праотца Яакова. Рахель была младшей дочерью арамейца Лавана, а ее младшей сестрой была праматерь Лея. Именно от Рахель ведут свою родословную такие колена израильские, как колено Беньямина, колена Эфраима и Менаше.

Как и ее сестра Лея, Рахель считается великой праведницей.

Праматерь Рахель была захоронена по дороге, ведущей из Иерусалима в Бейт-Лехем (Вифлеем), Сегодня место, которое считается гробницей Рахель, находится совсем недалеко от пригородов Иерусалима.

Встреча с Яаковом и хитрость Лавана

О Рахель сказано в Торе, что она была «красива станом и красива лицом» (Берешит 29:17). Яаков встретил Рахель у колодца с водой на подступах к Харану, куда он пришел, чтобы спастись от гнева своего брата Эсава (Эдома). Яаков полюбил праведную Рахель и согласился работать за нее 7 лет на ее отца, хитрого и жадного арамейца Лавана.

Наконец, когда 7 лет прошли, Лаван устроил праздничный пир. Но во время пира вместо Рахель обманщик Лаван спрятал под свадебной фатой свою старшую дочь, Лею (Берешит 29:21-23).

Обман раскрылся лишь на следующий день, но было уже поздно. Яакову, чтобы жениться на возлюбленной им Рахель, пришлось отрабатывать на Лавана еще 7 лет. Лея также осталась его женой, но все-таки в доме Яакова положение любимой им Рахель, конечно, было выше.

Беременность

В Торе написано так: «И увидел Г-сподь, что нелюбима Лея, и растворил ее утробу, а Рахель бесплодна». Несколько лет Рахель не могла забеременеть.

Отчаявшись, Рахель отдала свою служанку Билгу в наложницы мужу; похожий сюжет мы находим и ранее, в истории с Сарой и Агарь (Берешит 16:2—4). Сыновья Билги Дан и Нафтали стали первыми детьми в шатре Рахель, которая также занималась их воспитанием, и стали родоначальниками двух колен Израиля.

В конце концов Рахель забеременела и родила сына, назвав его Иосиф, потому что сказала: «Снял (асаф) Бог позор мой» и «Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Берешит, 30:23—24).

Смерть Рахель

Второй сын, Беньямин, родился у Рахель уже после возвращения семьи Яакова из Харана в Святую землю, по дороге из Бет-Эля в Эфрат, недалеко от Бет-Лехема.

Вторые роды были тяжелыми. 14-го числа еврейского месяца Хешвана родился второй сын, но родовые муки стали причиной смерти праматери Рахель. Умирая, Рахель нарекла своего младшего сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Яаков дал ему имя Беньямин, что можно перевести, как «сын правый, правильный», или «сын юга», как пишет комментарий Раши: в отличие от всех остальных сыновей Яакова, родившихся в Харане, севернее Эрец Исраэль, Биньямин родился в пределах Святой Земли, «на юге».

Яаков похоронил Рахель не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги. Над ее могилой воздвигли памятный знак из камней. Мидраш Берешит Раба говорит, что Яаков похоронил Рахель у дороги в Бет-Лехем потому, что предвидел, как в будущем его потомки, изгнанные в Вавилон, пройдут по этой дороге, и Рахель будет молить и просить Всевышнего смилостивиться над ними (Берешит Раба, 82:10).

Сегодня многие приезжают помолиться на гробницу праведной праматери Рахель, и особенно много паломников и туристов 14 числа еврейского месяца Хешвана, в день ее ухода из этого мира.

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Заезжая в этот бесконечный бетон, чуствуешь себя Сталкером. Помните знаменитый фильм Тарковского, где Кайдановский идет Туда, где исполняются все заветные и выстраданные желания? Это как раз здесь:

Высоченные бетонные заборы, охранные вышки, высовольтная проволока. От привычного образа средневековой постройки над могилой Праматери Рахели ничего не остается, только небольшой уличный плакат, — но сюда ездить стало безопасно — после многих лет арабских пуль, камней и ножей.

Своим особым местом в еврейской традиции праматерь Рахель обязана не только Торе и почитаемой могиле, но и яркому образу, использованному пророком Ирмеяу, — образу матери, оплакивающей своих детей, уходящих в изгнание: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахель плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Ирмеяу, 31:15). Поэтому со временем Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа, способную умолить Всевышнего смягчить суровый приговор сынам Израиля.

На протяжении истории здесь, у гробницы праматери Рахели, случались чудеса. Оставляя тело любимой жены у дороги, предвидел Яаков: именно по этому пути спустя тысячу лет отправит Навуходоносор евреев в вавилонское изгнание, и провожать их будет именно Рахель. Так рассказывает пророк Иермиягу — когда изгнанники шли мимо Вифлеема, они услышали плач Рахели, которая оплакивала судьбу своих потомков. В эту минуту вернулось Милосердие, и сказал Г-сподь:

«Ради тебя, Рахель, я возвращу народ израильский в пределы его, как сказано: «Так говорит Г-сподь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Г-сподь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Г-сподь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» (Ирмеяу, 15:16-17). Поэтому исторически так сложилось, что гробница Рахели стало третьим по святости местом молитвы — после Храма (сейчас Котеля) и Хеврона. Сюда едут и едут — и туристы, и «туземцы» — с просьбами, чтобы душа Праматери Рахели помолилась Б-гу за нас — в иудаизме не молятся никому, кроме Б-га. Страдания Рахели и ее готовность пожертвовать своим «женским счастьем» ради сестры стало символом высочайшей духовной силы еврейской женщины.

Но вас встречает местный колорит вполне «в тему» заморских туристов:

в ушах фонит антониониевский гул недалекого Вифлеема (на фотографии это как-то не слышно(:

везде бетонкамерыпрожекторы,

грохочущие бронированные ворота,

и даже вполне органичная тут электро-ханукия…

Так говорят, — у всех, кто сюда приходит, принимаются сокровенные желания… но я так и не попал внутрь — коэну запрещено заходить на кладбище и тем более в надгробные склепы. Но можно помолиться и рядом…

Как выясняется в последнее время, в конце XIX столетия лидер евреев Бухары купец Пинхасов заплатил мусульманам 200 франков, в результате чего стал официальным собственником гробницы проматери Рахели. Несмотря на это в 1995 году, глава израильского правительства Рабин в рамках соглашений Осло намеревался отдать «Кевер Рахель» под контроль палестинской администрации, но этому воспрепятствовала волна протеста в Израиле. Тогда же палестинцы практически на официальном уровне стали оспаривать принадлежность гробницы Рахель к иудейской традиции — они объявили ее мечетью Бильала Ибн-Рабаха. И ООН недавно принял отдельную резолюцию, что это место — мечеть, а не синагога!

Делят потомки Праотца Авраама Святую землю, еще недавно пустовавшую…

Согласно известному мидрашу Эйха Раба, после разрушения Храма праотцы и пророки в один голос умоляли Всевышнего простить евреям их грехи и позволить вернуться на родину. Б-г, однако, был непреклонен. И тогда сказала Рахель: «Г-споди, Владыка! Тебе ведомо, как велика была любовь ко мне раба Твоего Яакова. Семь лет прослужил он ради меня отцу моему, а когда пришло время сделаться женою его, отец решил подменить меня сестрой моей, и я не возревновала его к сестре моей. Я, из плоти и крови созданная, прах и пепел, ревновать не стала к сопернице моей; Ты же, Царь живой, сущий и милосердный, Тебе ли ревновать к идолам, мертвым и ничтожным, и за них изгонять детей моих?»

Долго, очень долго это пророчество оставалось для нас лишь упованием… но в наши дни мы видим начало его исполнения. Праматерь Рахель и сегодня продолжает молиться за своих сыновей — и не успокоится до тех пор, пока пророчество Ирмеяу не исполнится полностью — и изгнанники, рассеянные по всему миру, не вернутся к себе домой, на Святую землю.

Теги: Иерусалим, Святость, Иудея, Политика, Могилы

РАХИ́ЛЬ (רָחֵל, Рахель), младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Биньямина.

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30). Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о патриархах — см. Сарра, Ревекка.) В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24).

Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла — у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе Иехуды, а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).

Согласно Аггаде, Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию (см. Пленение вавилонское) пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, — «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской генизе. Еврейские путешественники, начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них — большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре.

Во время иорданской оккупации (1948–67) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. После Шестидневной войны здание было реставрировано израильским Министерством по делам религий и служит местом массового паломничества и туризма. Наибольшее число еврейских паломников посещает могилу Рахили в новолуние, на протяжении всего месяца нисана (см. Календарь) и 14-го дня месяца хешвана — в традиционную дату смерти «нашей матери Рахили».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *