Раифский монастырь

Раифский Богородицкий мужской монастырь считается одной из самых крупных действующих православных обителей в Казанской епархии. Ежегодно тысячи паломников и туристов приезжают в Раифу, чтобы своими глазами увидеть и поклониться главной святыне монастыря — Грузинской иконе Божьей Матери. Монастырь расположился в очень красивом месте Татарстана, на территории биосферного природного заповедника Волжско-Камский на берегу Раифского озера. По традиции, в своей статье мы расскажем не только об истории обители, но также вы найдете всю полезную информацию о том, как добраться в Раифу из Казани, где находится Раифский источник, а также на что стоит обратить внимание во время экскурсии в монастырь.

Раифский монастырь в Татарстане

Содержание

Полезная информация о Раифском монастыре

Прежде чем перейти к истории монастыря, хотелось бы буквально пару слов сказать о том, как доехать до Раифского монастыря. Городок Раифа находится всего в 30 км от Казани, ежедневно из столицы Татарстана отправляется множество туристических автобусов с группами, есть организованный транспорт и для паломников. Если же вы собираетесь добираться до Раифского монастыря самостоятельно, то это можно сделать несколькими способами.

Из Казани в Раифу на машине, адрес Раифского монастыря

По-прежнему самым понятным и простым является поездка на собственном (или арендованном) автомобиле. Из Казани вам нужно выехать по Горьковскому шоссе (А295) в сторону города Зеленодольск и ехать все время прямо до поворота на Раифу, а дальше заблудиться не получится, потому что вдоль всей дороги стоят указатели. Для путешественников на машине есть платная парковка, где можно оставить автомобиль. Многие паркуют машины вдоль дороги, но тогда пешком придется пройти довольно приличное расстояние, что не очень удобно, так как тротуара вдоль проезжей части нет.

Платная парковка у Раифского монастыря

Как доехать до Раифского монастыря из Казани на автобусе. Зеленодольск-Раифа.

Можно добраться и общественным транспортом: от Северного вокзала на автобусе №552 или 554 (это не прямые автобусы, но имеют остановку в Раифе), правда ходят они не очень часто — всего несколько раз в день, поэтому расписание лучше узнать заранее.

К сожалению, мы не смогли найти информацию о прямом автобусе Казань-Раифа, и если вы о нем знаете, то поделитесь в комментариях. Если вы добираетесь до Раифы из Зеленодольска, то нужен автобус №405.

Гостиница «Дом паломника» в Раифском монастыре

Для паломников на территории монастыря организован небольшой отель «Дом паломника». Гостиница небольшая, всего на 25 номеров, и способна вместить в себя всего около 80 человек. Стоит понимать, что это не отель класса люкс, а место, где паломники могли бы отдохнуть и переночевать. Плата за жилье чисто символическая — от 500 рублей в сутки. Есть как общие номера на 12 человек, так и номера повышенной комфортности. Срок проживания в отеле — не более трех суток. Постояльцы должны помнить, что они находятся на территории монастыря, а значит должны соблюдать его правила и устав.

Отель в Раифе

Дом паломника в Раифском монастыре

Праздники Раифского монастыря

Помимо классических церковных праздников (Троица, Рождество, Пасха) в Раифском монастыре особо чтят престольные праздники. В эти дни в обители огромное число паломников, и, если вы собираетесь сюда только в туристических целях, лучше перенести свой визит.

  • 27 января — память преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных.
  • Воскресенье 7 февраля или первое воскресение после седьмого февраля — песнопения новомученикам и исповедникам Российским.
  • 4 сентября — память Грузинской иконы Божией Матери.
  • 30 сентября — день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
  • 21 ноября — день памяти Архангела Михаила.

Раифский монастырь — официальный сайт

Официальный сайт Раифского монастыря расположен по адресу http://raifa.ru и на удивление содержит огромное количество информации — за ним явно следят и постоянно обновляют. Фотографии, отчеты о событиях, новости и другая полезная информация — все это можно найти на сайте Раифы.

История Раифского монастыря

Первые упоминания о Раифском монастыре относятся к 1 половине XVII века, когда в 1613 году иеромонах Филарет обосновался на берегу Раифского (Сумского) озера, построив здесь свою келью. Какое-то время Филарет вел отшельнический образ жизни, его уединение нарушали лишь черемисы, которые осуществляли на берегу озера свои языческие обряды. Но постепенно к отшельнику присоединились другие монахи, так появилась Раифская пустынь.

Дорога в Раифский монастырь

Первым зданием будущего монастыря стала деревянная часовня, которая была построена по указанию Филарета. Спустя два года после его смерти, в обитель привезли точную копию Грузинской иконы Божьей матери, и в тот же год митрополит Лаврентий дал благословение на строительство монастыря. Когда на территории монастыря появились первые храмы неизвестно, но историки предполагают, что они были возведены в 70-е годы XVII века, сразу же после того, как в Раифскую обитель была принесена ее главная святыня.

Грузинская икона Божьей матери в Раифском монастыре

Икона Грузинской Божьей матери очень почитаема в Православии и входит в число чудотворных. Если верить легендам, то свою историю чудо-икона начала в Грузии, откуда в 1622 году шах Аббас I Великий вывез ее в Персию. Но уже спустя три года (в 1625 году) икона вернулась на Русь, ее приобрел Стефан Лазарев и в 1629 году привез ее в Ярославль, откуда она отправилась в дальнейшее путешествие по стране и оказалась в Красногорском Богородицком монастыре в Архангельской области. Именно к тому времени относятся первые чудеса, которые стали происходить с людьми после общения с иконой Грузинской Божьей Матери.

Грузинская икона Божьей матери

В 1654 году икона оказалась в Москве, куда ее привезли для замены оклада, в те года в столице свирепствовала эпидемия чумы. Согласно преданиям, люди, которые в то время контактировали с иконой, чудодейственным способом исцелялись. Тогда решено было сделать с иконы несколько копий (списков), одна из которых разместилась в красивейшем московском храме Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, а еще одна была отправлена в Раифский монастырь.

Паломники в очереди к Иконе Грузинской Божьей матери в Раифском монастыре

Строительство Раифского монастыря

В 1689 году в монастыре вспыхнул пожар, который почти полностью его уничтожил. Каким-то чудом монахам удалось сохранить часть святынь, среди которых, конечно же, оказалась и чудотворная икона. Вместо монастыря монахи оказались буквально на пепелище, и не все выдержали подобные условия. Некоторые ушли в другие монастыри, но самые стойкие (а таких оказалось большинство) построили шалаши и остались в Раифской обители. Увидев такую преданность своему монастырю, Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан решил возродить монастырь в Раифе уже в камне.

Монастырь в Раифе

Каменный монастырь начал строится на рубеже веков и уже к 1717 году вокруг обители выросла высокая монастырская стена и башни, которые сохранились до наших дней. Если смотреть на Раифскую обитель с высоты птичьего полета, то она, как и многие другие православные монастыри России, очень напоминает кремль.

Монастырские стены в Раифе

Церкви в Раифе

В 1708 году на территории появилась каменная церковь преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных, один из старейших храмов Раифского монастыря. Всего к 1739 году на территории пустыни насчитывалось около 15 храмов, до наших дней сохранилось всего шесть, плюс четыре подворья в Казани, Зеленодольске, Ильинском и в селе Большие Ключи.

Церковь преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных в Раифском монастыре

Церковь преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных — одна из старейших в обители. Она была построена на месте старого деревянного храма и освящена в 1708 году. В конце XIX века ее частично перестроили, тогда к церкви добавилась трапезная для братьев. Стоит сказать, что Преподобные отцы в Синае и Раифе избиенные — очень почитаемы Русской православной церковью.

Когда-то эти египетские монахи жили на берегу Красного моря в монастыре Святой Екатерины на горе Синай. Эти монахи отличались тем, что жили в особой строгости, питались лишь финиками и водой, молчали в течение всей недели и только в субботу и воскресенье собирались для совершения совместных молитв.

Церковь преподобных Отцов в Синае и Раифе избиенных

В исторических документах зафиксировано, что нередко монахам приписывали дар чудотворения и излечения от болезней. В 312 году кочевые арабские народы напали на монахов и совершили первое избиение, а спустя век история вновь повторилась. Одним из самых известных синайских преподобных отцов считается Нил Постник, который и описал события тех лет.

Храм синайских отцов в Раифе

Казалось бы, как связаны далекий Египет и монастырь в Татарстане, но именно в память о тех событиях в Раифской пустыне он и получил свое название. Кстати, в начале XX века египетская история отчасти повторилась — 27 января 1930 года (в день почитания отцов Синайских) отряд ГПУ из Казани окружил храм и после окончания службы арестовали всех, кто находился в храме, а шестерых участников литургии казнили. На тот момент монастырь уже был закрыт и все службы запрещены, но прихожане тайно посещали церковь. В 2000 году все погибшие в тех репрессиях были прославлены как святые преподобномученики Раифские и в их честь был устроен придел в честь Новомучеников Российских, который находится на втором этаже храма.

Храм в честь Преподобных Отцов, в Синае и Раифе Избиенных

Софийская церковь в Раифском монастыре

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Раифе или Софийская церковь — один из самых маленьких храмов обители. Первая церковь на этом месте была освящена в честь Алексея человека Божия, но была уничтожена в результате попадания в нее молнии. В 1794 году началось строительство нового храма и завершилось лишь к 1826, новую церковь было решено назвать в честь святой великомученицы Софьи и ее дочерей. Софийский храм не только самый маленький в Раифе, но и во всей Европе — его внутреннее пространство рассчитано всего на 7 человек. На нижнем этаже церкви находится редакция газеты «Раифский вестник».

Софийская церковь в Раифском монастыре

Раифский вестник

Позже к храму был пристроен Алексеевский братский корпус, и в эту часть монастыря мирянам вход запрещен. Двухэтажное здание с братскими кельями было построено в 1839-1840-х годах. Сейчас второй этаж по-прежнему занимают комнаты братьев, а на первом расположилась библиотека, ризница и другие служебные помещения Раифского монастыря. Удивительным является тот факт, что толщина стен первого этажа — около полутора метров. Так получилось из-за того, то изначально он был построен из дерева, а только потом обложен камнем.

Алексеевский братский корпус в монастыре в Раифе

Тут же, рядом с Софийской церковью и братскими кельями, находится так называемый детский корпус. В нем воспитываются мальчишки из неблагополучных семей и детских домов, которых трудолюбивые монахи монастыря приняли в свою семью. Фактически это небольшой детский приют на территории обители. Свою историю он начал почти одновременно с возрождением монастыря — в 1994 году. Эта часть обители также закрыта для мирян и попасть в нее можно лишь с благословения наместника.

Детский корпус в Раифском монастыре

Грузинский собор в Раифском монастыре

Рассказывая о Раифском монастыре, в первую очередь нам нужно было рассказать о главном храме обители — Грузинском соборе, в котором хранится главная святыня Раифы — икона Грузинской иконы Божией Матери. Но так вышло, что это был один из последних храмов, в который мы попали в Раифе.

Грузинский собор в Рифском монастыре

Собор был построен в середине XIX века и согласно летописям, обошелся в 50000 рублей, и по тем временам это была не просто большая сумма, а космическая. Для сравнения, на один рубль компания из пяти крестьян могла выпивать в кабаке каждый день в течение недели. Основная часть денег — это пожертвования, причем пятую часть всей суммы пожертвовал Дмитрий Орлов — богатый мещанин из Казани.

Внешне храм не очень примечателен (особенно если его сравнивать с нарядным Троицким собором, о котором мы расскажем чуть ниже), но внутри он невероятно красив. Попасть в церковь не всегда просто, почти всегда на входе есть очередь из паломников, которые хотят прикоснуться к чудотворной иконе. Если вы не планируете подходить к самой святыне, то можно не стоять в очереди, которая зачастую начинается еще на улице.

Грузинский собор в Раифе снаружи и очередь на вход

Грузинская церковь внутри

Троицкий собор в Раифском монастыре

Пожалуй, самым красивым зданием в монастыре в Раифе является Троицкой собор. Он же и одна из самых «молодых» построек обители. Он появился в начале XX века на месте древнего храма XVII века. Очень необычно, но внутри храм не расписан — у монастыря в то время просто не хватило средств для этого. В 30-е годы, после трагедии, о которой мы писали выше, в бывшем монастыре советское правительство сделало тюрьму, и все постройки были переоборудованы под ее нужды. Так в Грузинском соборе располагался тюремный клуб, в братских кельях камеры для арестантов, в Троицком соборе — гараж. Только в 1953 году колонию закрыли, но сразу же здесь открылся интернат для трудных подростков, который по сути своей мало отличался от тюрьмы. Только в 1991 году монастырь вновь вернули РПЦ и началось восстановление обители.

Троицкий собор в Раифском монастыре

Говорят, что в храме Святой Троицы в Раифе потрясающая акустика, и если попасть в него на праздник, когда выступает церковный хор, то получите невероятное удовольствие. Вокальный квартет «Притча» известен не только в Раифе, но и далеко за пределами монастыря. Послушать, как поют братья, а также узнать историю создания квартета, можно из ролика ниже.

Прямо напротив Троицкого собора можно увидеть необычные солнечные часы. Мы, наверное, в первый раз встречаем что-то подобное в монастыре.

Солнечные часы в Раифе

Раифский источник

Здесь же, рядом с Троицким собором, есть небольшая часовня со Святой водой. Увидеть ее несложно — к ней практически постоянно стоит огромная очередь из людей с бутылками. Сама часовня молодая, она была освящена Патриархом всея Руси Алексием в 1997 году, но сам Раифский источник известен давно, вода из него всегда была очень почитаема у православных.

К слову сказать, сейчас «Раифский источник» — это торговая марка воды, очень популярная в Татарстане. Но конечно же стоит понимать, что никто не разливает святую воду по бутылкам, а затем ее продает. Воду берут из скважины в районе Раифы, но часть своих доходов компания жертвует на восстановление обители. Мы попробовали эту воду во время поездки — обычная хорошая питьевая вода, а вот в очереди за святой водой стоять не стали, так как не захватили с собой заранее никой тары.

Часовня со святой водой в Раифе

Колокольня и надвратная церковь Архистратига Божия Михаила в Раифском монастыре

Ну и последнее здание Раифского монастыря, о котором мы хотели рассказать, это колокольня и церковь Архистратига Божия Михаила, которая находится внутри. Строительство колокольни началось в конце XIX века, средства на ее строительство выделил один из казанских купцов и благотворителей М.Т. Атлашин. Кстати, он похоронен на территории монастырского кладбища.

Колокольня Раифского монастыря

Высота «Раифской свечи» — 60 метров, и именно ее видят туристы и паломники еще задолго до того, как переступают порог обители. Венчает колокольню 7 метровый крест, и историки до сих пор не понимают, как монахи подняли его на такую высоту в 1891 году — когда в 1991 в результате сильного ветра крест упал, установить его обратно смогли только с помощью вертолета и специальных технических средств, которых в XIX веке еще не было.

60-метровая колокольня в Раифе

Вход в Раифский монастырь

Отзыв о Раифском монастыре

Нам очень понравилось в Раифе — очень красивое и интересное место. Территория монастыря действительно красивая и ухоженная. Мы были очень удивлены, но все статуи, которые здесь можно увидеть, сделаны одним из монахов-послушников, а по совместительству — профессиональным скульптором. За цветниками также ухаживает монастырская братия.

Территория Раифского монастыря

Все экскурсии по территории Раифского монастыря водят монахи, и мы несколько раз краем уха слышали, о чем они рассказывают — это очень интересно. Если бы у нас была возможность, то мы обязательно прогулялись бы по обители с экскурсией, но, к сожалению, наш сын пока не очень способен слушать долгие рассказы и ходить группой. 🙂

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Напоследок, мы расскажем одну из раифских легенд, которую подслушали во время прогулки. Вокруг монастыря в огромном количестве водятся лягушки, но они не квакают, вот такие вот специальные лягушки. По преданию, монахи очень устали от постоянного кваканья и попросили у Бога милости, сделать так, чтобы эти земноводные замолчали и перестали их мучить. Помогла ли молитва или просто лягушкам стало стыдно, но кваканье прекратилось, и с тех пор квакание больше не возобновлялась. Конечно же, как только это вышло за пределы монастыря, нашлось много скептиков, которые пытались развенчать эту легенду. Сюда привозили и специальных жаб, которые почему-то в Раифе переставали квакать, и вывозили раифских лягушек, чтобы распространить этот необычный вид квакушек, но почему-то уже в нескольких километрах от монастыря, они начинали неистово квакать. Вот такие вот молчаливые лягушки. Если вы хотите увидеть их своими глазами, то обязательно посетите Раифский монастырь.

В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.
Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.
Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, «озаботился устроением обители в лучшем виде» и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, «родом казанца, устроителя Раифской пустыни», как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде.
Но владыка Адриан не дождался окончательного устроения новой обители. В 1690 году он был возведён на Патриарший престол и был последним Патриархом Московским и Всея Руси вплоть до упразднения Петром Первым патриаршего престола. На его место заступил Митрополит Маркелл, выходец из южных славян, человек, наделенный высокой душой, глубоким просвещением и твердым характером. И уже при Высокопреосвященном Маркелле началась застройка обители теперь уже в камне, заботами и трудами настоятеля иеромонаха Германа с братией. Так пишет строитель Герман в своей челобитной, поданной царю Иоанну и Петру Алексеевичу в 1692 году: «впредь прочнаго ради состояния, по благословению преосвященного Маркелла, митрополита Казанскаго и Свияжскаго, начали они ныне строить в Раифской пустыне каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския и св. Отецъ, въ Раифе пострадавших, и в утверждение ископали ровъ, и сваи и бутъ положили. Довершить же за многим оскудением тое церкве имъ невозможно». После этой челобитной Раифской пустыни пожертвованы были значительные леса и угодья для продолжения строительных работ.

С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.

Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. «Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины». Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря.

Архимандрит Платон Любарский в своём Сборнике древностей Казанской Епархии говорит, что «при Тихоне Митрополите, его стараниями и отчасти иждивением построена вся каменная Раифская пустынь». Поэтому справедливо этот святитель считается ктитором Раифской пустыни. После Митрополитов Лаврентия, Адриана, Маркелла и Тихона долго не было для Раифской пустыни таких архипастырей-благодетелей, какими были они. Только уже лет через сто очень усердно заботился об украшении и благоустройстве Раифской пустыни Филарет (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.
По его настоянию игумен, впоследствии Архимандрит Раифской Пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма построенного в 17 веке при митрополите Маркелле, строительство которого было завершено в 1842 году. В стенах этого собора Владыка Филарет устраивал для себя келии, где хотел упокоиться от трудов своих, но был переведён Митрополитом в Киев, и собор уже достраивался без него. Небезынтересен тот факт, что этот собор имел в подвале свою котельную и в холодное зимнее время отапливался при помощи воздушных отдушин внутри стен.
В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.
Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).
По преданию, настоятель монастыря, игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку:
— Как тебя зовут? — Та отвечает:
— «Мася»
— Сколько тебе лет? — Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырёх лет.
— Ну, хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
— Штрой (т.е. строй).
— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал отец игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день к из Казани нему приехал М. Т. Атлашкин и говорит:
— Вот, Батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.
На что отец гумен ответил:
— Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
— Ну вот и слава Богу, — ответил Михаил Тимофеевич, так я вам сегодня же начну перевозить кирпич…
И 14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила, в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов.

Самая «молодая» постройка Раифского монастыря — собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце 17 века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой — пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале 20 века в обители не было достаточно средств и троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.

При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века — 30 человек, в 1764 году — 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году — 42 человека, в 2001 году — 60 человек.

С сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря.

История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и икона Божией Матери «Грузинская», украшенная серебром и золотом.

Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы и некоторое время хранил его у себя. Это было в 1625 году.

В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать образ иконы Божией Матери «Грузинская» в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с образом в Двинские приделы, в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.

Уже к середине XVII века икона почиталась как чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1658 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о иконе Божией Матери «Грузинская», видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России. Например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие города. Крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ «Грузинский» Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления, приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь иконы Божией Матери «Грузинская».

Как повествуют старинные монастырские предания, уже в 1668 году во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.

Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. По его благословению, икона Божией Матери «Грузинская» 31 июля стала «подниматься с места» и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход и обносили образ вокруг всего города. Более того, жителям Свияжска дозволялось брать чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Божией Матери «Грузинская» для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот, что повествует предание, дошедшее до наших дней.

«В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви…»

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.

…При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли ученые Казанского университета, найдя её среди мусора на полу разорённого храма. Передали образ в храм Ярославских святых на Арском кладбище Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом соборном богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 23 июня 1991 года года.
Богослужение возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий (Меткин). И хотя Преосвященный владыка предполагал торжественно, с крестным ходом, перенести чудотворную икону из Казани (на что необходимо было время, чтобы надлежащим образом к этому подготовиться), перед самой поездкой в обитель на первую Божественную литургию он неожиданно решает взять святыню в монастырь. На тот момент образ Богородицы был помещен вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона, к общему изумлению, свободно и легко пошла к нему в руки.

…Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед иконой Божией Матери «Грузинская». Так устроил Господь, возрождение обители было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.

Пречистая Владычица и по сей день остается главной заступницей и покровительницей Раифской обители.

Раифский Богородицкий монастырь ведет свою летопись с середины XVII века, когда на месте скита, основанного отшельником Филаретом в лесах у берега Сумского озера, началось строительство обители. В часовню доставили из Архангельской области список чудотворной иконы Божьей Матери «Грузинская». Пречистая Дева считается заступницей и покровительницей Раифской обители, главной святыне приезжают поклониться верующие со всей России. Монастырь назван в честь преподобномучеников в Раифе, пострадавших от варваров в IV–V веках. Православная церковь почитает убитых и замученных христианских подвижников, живших в Египте у горы Синай и в Раифской пустыни на побережье Красного моря.

В 1689 г. пожар уничтожил деревянные постройки, и на месте пепелища возвели архитектурный ансамбль из белого камня, окруженный по периметру зубчатыми стенами с башнями по углам. Полвека спустя, к 1739 году, монастырский кремль насчитывал уже 15 церквей.

Несмотря на уединенную жизнь, монахи не оставались в стороне от исторических событий, потрясавших Русь. Так, в 1703 г. монастырь совершил крупное пожертвование на войну со шведами, в 1812 г. — с Наполеоном, а также отправлял пушки в казенный приказ. Через Раифский лес бежали разбитые под Казанью войска Емельяна Пугачева. Во время Первой мировой войны рядом с обителью появился поселок инвалидов, где селились изувеченные в боях солдаты.

Накануне Октябрьской революции в монастыре жили десятки монахов и послушников. В советское время богослужения были запрещены, на территории храмового комплекса разместился волостной исполком, а затем колония для несовершеннолетних преступников (трудовая коммуна ОГПУ) и пересыльная тюрьма для политзаключенных. Ризница и богатейшая библиотека были разграблены, колокол сброшен со звонницы, купола с крестами снесены.

Главная реликвия чудом уцелела: икону среди мусора нашли ученые Казанского университета и передали в храм Ярославских святых на Арском кладбище Казани.

В 1930 г. иеромонахи и миряне, отстоявшие на престольный праздник всенощную службу, были осуждены за антисоветскую деятельность и расстреляны. Через 70 лет церковь их канонизировала, причислив к лику святых как новомучеников Раифских, пострадавших за веру.

Восстановление разрушенной обители началось в 1990-х, из Казани был возвращен образ иконы Пресвятой Богородицы. Здания в основном отреставрированы, однако реконструкция продолжается до сих пор. Так, с конца 2017 года находится на реставрации Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.

Территория Раифского монастыря

Раифская обитель открыта каждый день в светлое время суток как для паломников, так и для туристов. У входа установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому монаху, подвижнику и чудотворцу, ставшему одним из самых почитаемых святых на Руси. Подворье украшено многочисленными статуями и цветочными клумбами. В центре площади установлены солнечные часы.

Храмовый комплекс

  • Церковь святых отцов, в Раифе и Синае избиенных
  • Грузинско-Богородицкий собор
  • Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Троицкий собор
  • Надвратный храм, освященный в честь Архангела Михаила
  • Церковь новомучеников и исповедников российских

Также на территории находятся здания с кельями настоятелей и монашеской братии, Дом паломника, сиротский приют для мальчиков и водосвятная часовня. Верующие должны строго соблюдать правила и придерживаться расписания богослужений. Каждый день в 7 утра открывается водосвятная часовня, в которой можно набрать воды из артезианской скважины. Святой источник был благословлен Алексием II. Закрывается часовня в 20:00. Днем Раифский монастырь можно посещать в любое время.

Экскурсии и услуги в Раифском монастыре

В программу однодневного тура с выездом из Казани обычно входят Раифский монастырь, Храм всех религий и остров Свияжск. Стоимость экскурсии порядка 1500 р., пенсионерам и детям — скидки.

Паломническая служба Раифской обители проводит экскурсии на пожертвования ежедневно с 7 до 18, продолжительность — 1 час.

Остановиться в монастыре можно в «Доме паломника» (25 номеров), но срок пребывания не должен превышать 3 дней, потребуется предъявить паспорт с регистрацией. Цена размещения — от 400 р. в сутки. Рядом с гостиницей находятся частные кафе, обустроена детская площадка. Паломнические группы имеют возможность заказать обеды в монастырской трапезной.

Как добраться до Раифского монастыря из Казани и Зеленодольска

Добраться в Раифский Богородицкий мужской монастырь можно на общественном транспорте и экскурсионном автобусе. Расстояние от столицы Татарстана до монастыря составляет 27 км.

Из Казани регулярно ходят рейсовые автобусы. Лучше всего садиться на остановке возле станции метро «Северный вокзал» (Восстание-Пассажирская). Маршруты № 552 и № 554 следуют через монастырь в Раифе. Интервал движения составляет около 2 часов, ехать примерно 30–40 минут. Билет стоит около 40 р. Выйти нужно у поворота, ведущего к обители, и пройти пешком минут 15.

Доехать до монастыря можно и из Зеленодольска. Автобус № 405 отправляется 4 раза в день от станции «Колхозный рынок», самый ранний рейс в 5:10 утра.

Еще один способ доехать до монастыря — воспользоваться мобильным приложением для вызова такси. В Казани работают онлайн-сервисы Uber, TapTaxi, Rutaxi, Wheely, Яндекс.Такси, Maxim. Поездка на личном автомобиле (дорога в сторону Ульяновска или Нижнего Новгорода на Зеленодольск) займет около получаса, возле ворот монастыря есть платная парковка.

Координаты GPS:

Раифский монастырь — это один из самых крупных действующих мужских монастырей Казанской епархии Русской Православной церкви. Раифский монастырь является памятником русской культовой архитектуры XVII–XIX веков. Расположен на территории Волжско-Камского заповедника в 27 км к северу-западу от Казани в Зеленодольском районе.

Как доехать до Раифского монастыря

  • Автобусы №552 и 554 отправляются от станции у ж.д. вокзала Казань-2 на улице Воровского (станция метро «Северный вокзал»). Стоимость проезда 45 рублей (на 2019 г.). Время в пути без пробок (от вокзала) около получаса. Выходить надо на остановке «Раифа» (есть еще остановка «Поворот на Раифу», это поворот с Горьковского шоссе на дорогу, ведущую к монастырю, от нее идти до монастыря более часа!). От остановки «Раифа» до монастыря не больше 5 минут пешком. В летний период автобус до Раифы ходит каждый час-полтора. Расписание можно уточнить на сайте www.zpatp.ru или по телефону +7(919) 621-73-12.
  • На автомобиле — по трассе М7 в направлении Зеленодольска до поворота на Раифу, а затем 5 км до самого монастыря. На прилегающей территории есть автостоянка, а при наличии свободного места машину можно оставить недалеко от монастырских ворот.

Из истории

Раифский монастырь был основан отшельником Филаретом, известным тем, что после смерти родителей он раздал все свое имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришел в Казань и жил в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля, а затем перебрался на берег Сумского озера в Раифу, где построил себе келью. Это было удивительно красивое место, окруженное заповедным лесом.

Постепенно в округе разнесли слух, что на берегу озера в хижине-келье живет святой человек и после этого вокруг Филарета собралось много православных христиан. Вскоре была построена часовня, в которую привезли копию иконы Грузинской Божьей матери, списанной с оригинала Красногорского монастыря близ села Холмогоры. В 1659 году Филарет умер, а через два года в 1761 году с благословения митрополита Казанского Лаврентия был основан мужской монастырь, который в то время был построен из дерева.

Сильный пожар в 1689 году уничтожил все строения и первыми каменными постройками стали зубчатые стены и башни, которые образовали монастырский кремль, сохранившийся до настоящего времени.

Среди главных сооружений можно отметить следующие:

  • Церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, построена в 1708 году
  • Софийская церковь над братскими кельями, возведена в камне в 1739–1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей, в храмовой части ее могут находиться только 7 человек
  • Грузинский собор построен в стиле классицизма в 1835–1842 годах под руководством архитектора Михаила Коринфского
  • Надвратная колокольня высотой около 60 метров возведена в 1889–1903 годах, это самое высокое сооружение монастыря
  • Троицкий собор в неорусском стиле построен в 1904–1910 годах под руководством архитектора Федора Малиновского.

Перед революцией в монастыре было 80 монахов. Когда в 1918 году обитель была официально закрыта, в обители несколько лет проходили богослужения. В 1930 году ее последние иеромонахи Сергий, Антоний и Варлаам, Иов и Иосиф, послушник Петр Тупицын и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов были расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1930-е годы на территории монастыря содержали политзаключенных, позже — малолетних преступников, а в храмах находились ремонтные мастерские.

Раифский монастырь был возвращен русской Православной церкви в 1991 году. Тогда он представлял печальное зрелище — разрушенные стены и кровля, купола без крестов и обезглавленная колокольня.

Раифский монастырь сегодня

Первым, кто откликнулся на решение восстановить монастырь, был Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, внесший средства на сооружение пяти крестов для Троицкого собора.

14 августа 1991 года из Казани была возвращена икона Грузинской Божьей Матери и состоялась первая служба.

В течение 90-х годов прошлого столетия проходило восстановление монастыря. В настоящее время туристы и паломники любуются храмами и Раифским озером, восхищаются яркими цветами, радующими глаз до поздней осени. Здесь также много скульптур, выполненных послушниками и профессиональными скульпторами Владимиром Савельевым, Станиславом Горбуновым и Алексеем Клюкиным.

Интересные факты

  • Раифский монастырь назван по месту на Красном море — Раифа, где в IV веке погибли монахи от рук язычников — в честь Св отцёв в Раифе и Синае избиенных. Поскольку монастырь в те времена также находился в окружении язычников, его назвали Риифским
  • Хотя рядом с монастырем находится озеро, где немало лягушек, они не мешают послушникам — не квакают. Рассказывают, что однажды, монахи попросили бога избавить их от кваканья лягушек, которое мешало им петь. И свершилось чудо — лягушки замолчали. Проводились эксперименты — когда лягушек из озера вывозили за пределы Раифы, через некоторое время они становились активными и начинали громко квакать. Французские ученые привези из Франции жаб в Раифу и те вскоре тоже замолчали.

Виртуальные прогулки

Официальный сайт Раифского монастыря

Раифский монастырь является одним из самых популярных и посещаемых мест туристами и паломниками. Здесь можно полюбоваться красотой храмов и ощутить благодатную атмосферу в любое время года. На Крещение на озере устраивается иордань — прорубь, вокруг которой сооружаются ледовые скульптуры и тысячи людей разных вероисповеданий по традиции купаются в освященной воде. Для такого купания в мороз надо иметь не только крепость веры, но и крепкое здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *