Рай и после

Жизнь после смерти — рай и ад

Одно из самых загадочных явлений человеческого бытия – это смерть, поскольку никому так и не удалось узнать, что же находится за той гранью. Очень много людей, наверняка, ловили себя на мысли о том, что же их ждет после смерти и как выглядит рай и ад в реальности. Кто же расскажет, существует ли душа и другая форма жизни, отличная от нашей по ту сторону, за гранью жизни.

Многие люди верят в загробную жизнь. С одной стороны легче живется, поскольку человек осознает, что он полностью не умрет, а смерти будет подвержено его тело, но душа останется жить дальше.

Есть немало христианских свидетельств об аде и рае, но свидетельства эти, опять же, не доказаны, а существуют в лишь на страницах Священного Писания. Да и стоит ли воспринимать буквально слова Библии о существовании таких мест, если известно, что все в этой книге написано не буквально, а аллегорически?

Свет в конце тоннеля

Есть люди, которые оказывались на волосок от смерти, рассказывали о своих ощущениях во время того, как их душа балансировала между нашим миром и потусторонним. Как правило, люди преподносили эту информацию практически одинаково, хотя между собой вовсе не были знакомы.

Официальная медицина преподносит факты о тех людях, которым удалось пережить кому или клиническую смерть. Можно предположить, что это именно те люди, которые видели ад и рай. Каждый видел свое, но многие начало своего «путешествия» описывали одинаково. Во время клинической смерти они видели некий тоннель, в котором присутствовал очень яркий свет, но ученые-скептики утверждают, что это своеобразные химико-физические процессы, происходящие в мозгу человека в момент его отмирания.

Последнее время научные деятели работают над этим вопросом, раскрывая все новые грани. В свое время Раймонд Моуди написал книгу под названием «Жизнь после жизни», которая и вдохновила ученых на новые исследования. Сам же Раймонд в своей книге утверждал, что ощущение отсутствия тела может характеризоваться определенными явлениями:

  • могут ощущаться неприятные шумы по нарастающей;
  • замедляются все физиологические функции человеческого организма;
  • умирающий покидает свое тело и его душа движется по тоннелю, в конце которого светит яркий свет;
  • в подсознании появляются различные картинки из прошлой жизни (самые яркие и запоминающиеся моменты);
  • встреча с родственниками или друзьями, которые давно уже покинули мир живых.

Те люди, которые вернулись с «того света», утверждают, что жизнь после смерти существует, также как рай и ад. Но у них наблюдается своеобразное раздвоение сознания: они рассказывают о том, что все то, что происходило вокруг них в момент клинической смерти, они помнят и видят, но, к сожалению, ничего не могли сделать и как-то дать о себе знать живым. Но самое интересное то, что люди, которые были слепы с рождения, смогли описать те явления, которые видели зрячие.

Тайна ада и рая

В христианстве существование рая и ада представлено не только в библейском писании, но и другой духовной литературе. Возможно, то, что с детства вкладывается в наши головы и отыгрывает предопределяющую роль при некоторых обстоятельствах.

Например люди, якобы вернувшиеся с “того света” описывают происходящее в малейших деталях. Те, кто оказался в аду, рассказывали о том, что вокруг их головы было очень много страшных и противных змей, зловонный запах и большое количество бесов.

Другие же, кто бывал в раю, напротив, описывали жизнь после смерти, как что-то неимоверно легкое с приятным запахом и самыми светлыми чувствами. Они говорили и о том, что в Раю душа овладела всеми возможными знаниями.

Но есть немало «но» в вопросе существования ада и рая. Какие бы не были предположения и гипотезы, о чем бы не свидетельствовали люди, пережившие клиническую смерть, доподлинно неизвестно, есть ли эти места на самом деле. В большей степени вопрос веры в ад и рай навеян религией и верить или отрицать то, что души после смерти продолжает жить в аду или раю – личное дело каждого.

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время «посмертные» опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными «посмертными» опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович) «Жизнь после смерти»

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: «Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая» («Душеполезное чтение», август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: «Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза» (св. Амвросий «Смерть как благо»).

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: «Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела» (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: «Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19—31)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их».

Современные «посмертные» опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: «Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь».

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми «на курорте» счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» («Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных», «Христ. чтение», август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: «Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость» (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: «Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому («Душеполезное чтение», август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные «посмертные» опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила «посмертного» опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок «посмертного» опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых «мытарств», на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той «невидимой брани», которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: «У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: «Помогите!» – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!»

Критики православного учения часто неправильно понимают тот «мешок золота», из которого на мытарствах Ангелы «платили за долги» блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием «сверхдолжных заслуг» святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

«Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4).

«Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа» (песнь 6).

«Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице» (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания («Жития святых», 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно «фотографии» того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах. – «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых».

Св. Григорий Великий, отвечая в своих «Собеседованиях» на вопрос, «есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти», учит: «Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына» (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: «Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться»… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать «Молитвы на исход души», которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе «Точного изложения православной веры» преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

«Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь» (стр. 267—272).

Добавить в избранное

После ухода из жизни близкого человека наше сознание не желает мириться с тем, что его больше рядом нет. Хочется верить, что где-то далеко на небесах он помнит о нас и может послать весточку. Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

Основные теории о послесмертии

Мифы и религиозные воззрения народов предлагают свое видение того, что происходит с человеком после смерти. Например, «Тибетская книга мертвых» пошагово расписывает все этапы, через которые проходит душа от момента умирания и заканчивая следующим воплощением на Земле.

Рай и Ад, Небесный суд

В иудаизме, христианстве и исламе человека после смерти ожидает Небесный суд, на котором оцениваются его земные дела. В зависимости от количества ошибок и хороших поступков, Бог, ангелы или апостолы разделяют умерших людей на грешников и праведников, чтобы направить их либо в Рай для вечного блаженства, либо в ад на вечные муки. Однако нечто подобное было у древних греков, где всех умерших отправляли в подземное царство Аида под стражу Цербера.

Души также распределяли по уровню праведности. Благочестивых людей помещали в Элизиум, а порочных – в Тартар. Суд над душами присутствует в разных вариациях в древних мифах. В частности, у египтян было божество Анубис, которое взвешивало сердце умершего с помощью страусового пера, чтобы измерить тяжесть его грехов. Чистые души направлялись в райские поля солнечного бога Ра, куда остальным дорога была заказана.

Эволюция души, Карма, Реинкарнация

Религии древней Индии смотрят на судьбу души иначе. Согласно традициям, она приходит на Землю не единожды и каждый раз приобретает бесценный опыт, необходимый для духовной эволюции.

Любая жизнь – это своего рода урок, который проходят, чтобы выйти на новый уровень Божественной игры. Все действия и поступки человека во время жизни составляют его карму, которая может быть хорошей, плохой или нейтральной

Понятий «ад» и «рай» здесь нет, хотя итоги жизни имеют значение для предстоящего воплощения. Человек может заслужить лучшие условия в следующей реинкарнации либо родиться в теле животного. Все определяет поведение во время пребывания на Земле.

Пространство между мирами: неприкаянные

В православной традиции есть понятие 40 дней с момента смерти. Дата ответственная, поскольку Высшими силами принимается окончательное решение о пребывании души. До этого она имеет возможность проститься с дорогими ей местами на Земле, а также проходит испытания в тонких мирах – мытарства, где ее искушают злые духи. «Тибетская книга мертвых» называет схожий промежуток времени. И в ней также перечисляются испытания, встречающиеся на пути души. Налицо сходство между абсолютно различными традициями. Два вероучения рассказывают о пространстве между мирами, где умерший человек пребывает в тонкоматериальной оболочке (астральном теле).

Это место можно назвать астралом, параллельным или тонким миром. Человеческий глаз не способен видеть астральных обитателей. Но жители параллельного мира могут наблюдать за нами, не прилагая особых усилий.

В 1990 году на экраны вышел фильм «Привидение «. Смерть застигла героя картины внезапно – Сэма предательски убили по наводке партнера по бизнесу. Находясь в теле призрака, он проводит расследование и наказывает виновного. Эта мистическая драма прекрасно обозначила астрал и его законы. Фильм также объяснил, почему Сэм застрял между мирами: у него на Земле осталось незаконченное дело – защита любимой женщины. Добившись справедливости, Сэм получает проход в рай.

Люди, чья жизнь была оборвана в раннем возрасте, в результате убийства или несчастного случая, не могут свыкнуться с фактом своего ухода. Их называют неприкаянными душами. Они блуждают по Земле в виде призраков и иногда даже находят способ заявить о своем присутствии. Не всегда такой феномен вызван трагедией. Причиной может быть сильная привязанность к супругам, детям, внукам или друзьям.

Видят ли нас умершие после смерти

Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, что случается с душой после смерти. Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте».

Вторая — о полном перерождении души , о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Но стоит задуматься и ответить на вопрос — как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели? Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это — просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя?

Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это — ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы — их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела — однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно — таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны — удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это — одна версия.

Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом — таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно — человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых — естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

Существует теория, что это — наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли — виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один — это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

И все же… Правда ли, что умершие люди видят нас?

Много общего в рассказах тех, кто прошел через клиническую смерть. Скептики сомневаются в достоверности такого опыта, считая, что посмертные образы – это галлюцинации, которые генерирует угасающий мозг.

Человек видел свое физическое тело со стороны, и это не были галлюцинации. Включалось иное зрение, позволявшее наблюдать за происходящим в больничной палате и за ее пределами. Причем человек мог совершенно точно описать место, где физически его не было. Все случаи добросовестно документированы и проверены.

Что видит человек?

Поверим на слово людям, которые заглянули по ту сторону физического мира, и систематизируем их опыт:

Первый этап – провал, ощущение падения. Иногда – в буквальном смысле слова. По рассказу свидетеля, получившего ножевую рану в драке, сначала он почувствовал боль, затем стал падать в темный колодец со скользкими стенами.

Затем «умерший» обнаруживает себя там, где находится его физическая оболочка: в больничной палате или на месте аварии. В первый момент он не понимает, что видит со стороны самого себя. Он не узнает собственное тело, но, ощущая связь, может принять «погибшего» за родственника.

К очевидцу приходит осознание, что перед ним собственное тело. Он делает шокирующее открытие, что мертв. Возникает острое чувство протеста. Расставаться с земной жизнью не хочется. Он видит, как над ним колдуют врачи, наблюдает тревогу своих родных, но ничего не может сделать. Часто последнее, что он слышит — как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно — человек смиряется. Постепенно человек свыкается с фактом смерти, и тогда тревога отступает, приходит покой и умиротворение. Человек понимает, что это не конец, а начало нового этапа. И тогда перед ним открывается путь вверх.

О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

  1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.
  2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.
  3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.
  4. Человеку не хочется возвращаться обратно.
  5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях – наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

Что видит душа?

После этого человек получает новый статус. Человеческое принадлежит Земле. В Небеса (или в более высокое измерение) отправляется душа. В этот миг все меняется. До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. Душа воспринимает себя как облако энергии, больше похожее на разноцветную ауру.

Рядом возникают души близких людей, ушедших из жизни раньше. Они выглядят как живые субстанции, излучающие свет, но путешественник точно знает, кого повстречал. Эти сущности помогают перейти к следующему этапу, где ждет Ангел — проводник в высшие сферы.

Образ Божественного существа на пути души люди затрудняются описать словами. Это воплощение Любви и искреннего желания помочь. По одной версии, это Ангел-хранитель. По другой – прародитель всех человеческих душ. Проводник общается с вновь прибывшим с помощью телепатии, без слов, на древнем языке образов. Он демонстрирует события и проступки прошедшей жизни, но без малейшего намека на осуждение.

Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок — тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это — именно то, что отделяет мир живых от мира мёртвых. Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

Дорога проходит через пространство, заполненное Светом. Пережившие клиническую смерть говорят об ощущении невидимого барьера, который, вероятно, служит границей между миром живых и царством мертвых. Дальше завесы никто из вернувшихся не постигал. Что лежит за чертой, живущим знать не дано.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу.

Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку.

— «Что вам угодно?»

— «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного».

Тот удивляется еще больше.

-«Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!»

Изумлен и священник.

-«Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает.

-«Позвольте все же войти к вам».

— «Пожалуйста!»

Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки.

-«Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» — восклицает он.

-«Помилуйте! — возражает хозяин квартиры. —Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!»

Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет.

-«Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», — решает он наконец.

Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн»

Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Религия осуждает практику спиритизма. Это считается грехом, поскольку под маской ушедшего из жизни родственника может явиться демон-искуситель. Серьезные эзотерики тоже не одобряют подобные сеансы, так как в этот момент открывается портал, через который в наш мир могут проникнуть темные сущности.

Впрочем, такие визиты могут происходить по инициативе тех, кто покинул Землю. Если в земной жизни между людьми была прочная связь, то смерть ее не разорвет. Как минимум в течение 40 дней душа покойного может навещать родных и близких и со стороны наблюдать за ними. Люди с высокой чувствительностью ощущают это присутствие.

Умерший использует пространство сновидений для встречи с живыми когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.. Он может явиться спящему родственнику, чтобы напомнить о себе, оказать поддержку или дать совет в сложной жизненной ситуации. К сожалению, мы несерьезно воспринимаем сны, а порой просто забываем, что снилось ночью. Поэтому попытки наших ушедших родственников достучаться до нас во сне не всегда успешны.

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

Уход близкого каждый воспринимает по-разному. Для матери, потерявшей ребенка, такое событие – подлинная трагедия. Человек нуждается в поддержке и утешении, поскольку в сердце царят боль утраты и тоска. Связь между матерью и ребенком особенно прочна, поэтому дети остро чувствуют страдания. Прочем, для семьи ангелом-хранителем может стать любой умерший родственник. Важно, чтобы при жизни этот человек был глубоко религиозен, соблюдал законы Творца и стремился к праведности.

Как умершие могут связаться с живыми?

Души усопших не принадлежат миру материальному, поэтому у них нет возможности явиться на Землю как физическое тело. Во всяком случае в прежнем облике мы их увидеть не сможем. К тому же существуют негласные правила, по которым мертвые не могут напрямую вмешиваться в дела живых.

1. По теории реинкарнации, покойные родственники или друзья возвращаются к нам, но в облике другого человека. Например, они могут появиться в этой же семье, но уже как младшее поколение: ушедшая в мир иной бабушка может вернуться на Землю как ваша внучка или племянница, хотя, скорее всего, ее память о предыдущем воплощении не сохранится.

2. Другой вариант – спиритические сеансы, об опасности которых мы говорили выше. Возможность диалога, конечно, существует, но церковью не одобряется.

3. Третий вариант связи – сны и астрал. Это более удобная площадка для ушедших из жизни, поскольку астрал принадлежит к нематериальному миру. Живые попадают в это пространство тоже не в физической оболочке, а в виде тонкой субстанции. Поэтому диалог возможен. Эзотерические учения рекомендуют серьезно воспринимать сны с участием умерших близких и прислушиваться к их советам, поскольку мертвые обладают большей мудростью, чем живые.

4. В исключительных случаях душа умершего может появляться в физическом мире. Это присутствие может ощущаться холодком по спине. Иногда можно даже увидеть что-то вроде тени или силуэта в воздухе.

5. В любом случае связь ушедших людей с живыми отрицать нельзя. Другое дело, что не все эту связь воспринимают и понимают. Например, души ушедших могут посылать нам знаки. Есть поверье, что птица, случайно залетевшая в дом, несет послание из загробного мира, призывающее к осторожности.

Как видите, ни религия, ни современная наука не отрицают существования души. Ученые, кстати, даже назвали ее точный вес – 21 грамм. Покинув этот мир, душа продолжает жить в ином измерении. Однако мы, оставаясь на Земле, не можем по своему желанию выйти на контакт с ушедшими родственниками. Нам остается лишь хранить о них добрую память и верить в то, что они тоже помнят о нас.

Уходят родные, уходят далёко…
нам в жизни становится так одиноко…
как птицы печальные улетают…
знакомые лица в облаке тают…

не плачьте, им больно вас видеть такими…
себя жалеющими и чужими…
вы в память вглядитесь, они навсегда
всё видят и слышат, помогут когда

к себе позовёте, добром помянёте…
спросите — ответят, когда вы их ждёте…
они провожают вас взглядом всегда…
они-наши судьи, хотят нам добра…

не верьте, что нет их, они с нами рядом…
и жизни сверяйте с их строгим взглядом…
живите честнее за них и себя…
чтоб не было стыдно за нас никогда.

ОГЛАВЛЕНИЕ (ССЫЛКИ):

— СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ АД. Есть ли РАЙ НА САМОМ ДЕЛЕ?

— Где есть ПЛАНЕТЫ АДА

— КАК после смерти существует душа на планетах где есть ад.

— ГДЕ находятся “НИЗШИЕ” ПЛАНЕТНЫЕ СИСТЕМЫ;

— Может ли душа выйти из ада? Вечны ли муки в аду? Можно ли выбраться из ада?

— Как существует жизнь на низших планетных системах

–ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ МАТЕРИАЛЬНЫЙ РАЙ (“ВЫСШИЕ” – материальные планетные системы с высокоразвитой цивилизацией)

— Как выглядит рай в реальности на высших (“райских”) планетных системах;

–ГДЕ НАХОДИТСЯ ДУХОВНЫЙ РАЙ (ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ – (“ДУХОВНЫЕ”) ВСЕЛЕННЫЕ). Как выглядит жизнь на трансцендентных (“духовных”) вселенных;

— “ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ ЧТО СУЩЕСТВУЕТ АД!” РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ ЧЕЛОВЕКА, СТАВШЕГО ПОСЛЕ ЭТОГО – МОНАХОМ (ВИДЕО и ТЕКСТ).

— Ученый побывал в загробном мире

— “Два пути на высшие планеты” ВИДЕО-лекция Торсунова О. Г.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АД? Есть ли РАЙ после смерти?

Коротко: в чём суть вопроса:

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо ознакомиться со следующим важным пониманием. Не имеет смысла говорить о том – существует ли ад или рай, если не дать определению: что такое сознание человека?

Последние десятилетия, современные учёные потратили без малого – миллиарды долларов, для того чтобы обнаружить место, где существует – «СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА». И чем больше учёные изучали этот вопрос, тем больше и больше приходили к выводу о том, что – сознание человека – НЕ является ни продуктом деятельности мозга, ни относится к молекулярному строению в какой либо форме. Другими словами – никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я» (сознания). Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я».
Это скорость равная примерно – 450 000 км в секунду. То есть – выше скорости света. Обычные тела, имеющую молекулярную структуру не могут двигаться выше чем скорость света (зоо тыс. км в секунду). Но сознание (душа) в тонком теле обладает – другими свойствами. Душа есть субстанция – иного нематериального измерения. Причём, за эти два – три мгновения, за которые сознание (душа) преодолевает большое расстояние, душа успевает получить – массу ужасных ощущений.

………………………………………..

Что есть ад для сознания. Как существует душа в тонком теле после смерти физического тела.

Как существует душа в тонком теле дальше:
В общем, если почитать дальше, а именно информацию – за какие свои действия человеческое сознание (душа) попадает после смерти физического тела на адские планеты, то дела наши – не так уж и хороши как нам может поеказаться.

В древних ведических источниках, царя ада называют – Ямараджа”. Что дословно можно перевести: царь (“раджа”) – “Ямы”. Большинство существующих современных языков произошли от древнего языка – санскрита. И русский язык – один из самых близкий к санскриту. Это объясняется тем, что много тысячелетий, на территории современной Евразии была высокоразвитая ведическая культура.

Вот что говорится о том как существует сознание (душа) человека, который в жизни совершал греховные действия и поступки:
Вот что говорится о том как существует сознание (душа) человека после смерти, который в жизни был грабителем, бандитом или разбойником.
Вот что говорится о том как существует сознание (душа) человека, который в жизни для тех, кто занимается прелюбодеянием, и растлением малолетних.
Вот что говорится о том как на самом деле существует сознание (душа) человека, который в жизни жестоко обращается с животными.
Вот что говорится о том как существует после смерти сознание (душа) человека, который убил брахмана (представителя высшего сословия: интеллигенции, священнослужители).
Вот что говорится о том как на самом деле существует сознание (душа) человека, который в жизни – пренебрегает общими религиозными заповедями.
Вот что говорится о том как существует сознание (душа) человека после смерти, который в жизни имея власть – жестоко обращается с другими людьми.
Вот что говорится о том как существует сознание (душа) для человека, который лишает жизни, или калечит других живых существ (не людей).
Вот что говорится о том как после смерти физического тела существует сознание (душа) человека, который в жизни не проявляет должного милосердия по отношению к другим людям. Особенно к старикам и детям.
Здесь очень интересное совпадение. Есть воспоминания одного человека, который при жизни испытал подобные мучения. (ниже в этой статье). Читаем дальше.
Вот что говорится о том как на самом деле существует сознание (душа) человека в аду, кто в жизни кто совершает грех прелюбодеяния.
Как в реальности выглядит ад для тех, кто совершает половую связь с животными (зоофилия).
Как на самом деле выглядит ад для тех, кто находится на высокопоставленных должностях, но – пренебрегает выполнением своих обязанностей по отношению к – другим людям.
Пояснения. «…но, из-за того что жизнь этого человека была полна греха, ему не позволено покинуть тело». Дело в том, что после смерти физического тела, которое осталось на Земле, у человека есть ещё и – тонкое энергетическое тело – «манос» (современные исследования учёных это – подтвердили). Именно поэтому, сознание (душа) человека, все испытания в аду ощущает – полностью, как и при существовании физического тела. И разница лишь в том, что тонкое тело – нельзя разрушить также легко как тело физическое. Поэтому на планетах ада, душа (сознание) – не ожидает избавления от мучений с приходом смерти. Ощущение времени – отсутствует. Создаётся – полное осознание того, что эти страдания будут – вечными (откуда произошло и выражение: «вечные муки в аду»).

Как на самом деле в реальности выглядит ад для представителей низших сословий, которые ведут греховную жизнь.
А вот интересная информация о том – как может выглядеть ад для тех, кто ради забавы имеет привычку – охотиться на животных, без особой на то жизненной необходимости:
Далее: жуткая картина того – как выглядит ад для представителей “брахманов, кшатриев или вайшьев” (интеллигенции, священнослужителей, административного класса (правителей, воинов), и класса торговцем, коммерсантов), в том случае, если они – жестоко обращаются со своей женой. Представителей этих трёх сословий называют “дваждырождёнными“. Вторым рождением считается – духовное посвящение, с принятием духовного учителя (наставника).
Далее представлена картина того, как на самом деле выглядит ад для тех, кто ворует, поджигает дома, и для тех правителей, которые обкрадывают бизнесменов и торговцев слишком большими налогами.
Как выглядит ад для людей, которые дают ложные показания (лжесвидетельствуют), а также для тех, кто совершает мошеннические действия при заключении договора.
Как может в реальности выглядеть ад для тех, кто – злоупотребляет алкогольными напитками, и другими возбуждающими средствами и препаратами.
Вот что говорится о том как после смерти существует сознание (душа) человека в аду, который в жизни которые имеют грех – тщеславия.
Вот что говорится о том как на самом деле существует сознание (душа) человека, который в жизни, в процессе сектантских поклонений (сатанисты и др.) совершают жертвоприношения.
Как будет выглядеть ад для тех, кто – осознанно издевается над другими животными ради забавы.
Как в реальности выглядит ад для – злобных и жестоких людей.
Вот что говорится о том как на самом деле существует сознание (душа) человека после смерти, который в жизни имеет зависимость от – накопления материальных богатств (грех алчности).
Таким образом, если человек совершил множество греховных поступков, и прожил свою жизнь в “животном” состоянии, деградировал, то после смерти, и после того, как его сознание (душа) отбудет соответствующие наказания в аду, может воплотиться на Земле в – животной форме жизни. А затем, снова получить возможность воплотиться в теле человеческого зародыша.

Если же человек не слишком грешил в своей прошлой жизни, то он – сразу после ада может воплотиться в человеческом теле.

Проходя наказание в аду, человеческое сознание (душа) не имея физического тела – теряет надежду на то, что придёт наконец смерть, и прекратит его мучения. Поэтому, у него создаётся ощущение того, что мучения в аду – вечны, и ничем не ограничены. К тому же, все боли настолько сильны и реальны, что всё внимание его сознания направлено на эти жуткие ощущения. И ни о чём больше нет возможности даже подумать.

Что ещё отличает ощущения, которые испытывает человеческое сознание (душа) в адских муках?

Это – полное отсутствие надежды на защиту и на противостояние от происходящих с ним мучений. Дело в том, что воля, это свойство – разума человека. Разум, представляет собой определённую энергетическую оболочку (согласно ведическим знаниям). Когда душа (сознание) попадает в ад, то у неё имеется только – тонкая энергетическая оболочка ума (“манос”). А оболочка разума – отсутствует. Поэтому, душа грешника не может иметь никакую надежду на на волевое (разумное) противостояние этим силам. Воля, это свойство – разума. Поэтому, он, ощущает – полную беспомощность в этих адских условиях.

Душа (сознание) человека, после смерти физического тела может попасть в ад, если за свою жизнь было накоплено много действий, которые считаются – “греховными”. Но есть вещи, которые могут – изменить предопределение дальнейшего пребывания нашего сознания (души) после смерти физического тела. Об этом подробнее можно прочитать в статье сайта: — МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ СУДЬБУ” — (страничка откроется в новом – дополнительном “ОКНЕ”)

О том, как душа принимает новое материальное тело, и по каким законам происходит – всё в нашей вселенной, написано в священном писании “БХАГАВАД-ГИТА” (“Песнь Бога”), которое признано – квинтэссенцией (сутью) всей ведической мудрости.

— ЧИТАТЬ “БХАГАВАД-ГИТУ ОНЛАЙН —

Существует ли жизнь на низших планетных системах

Согласно ведическим знаниям, существует – подземное царство, так называемая Била-сварга.

«Подземное» называется потому, что эти планетные системы находятся на уровне, который расположен – ниже уровня Земли.

В этих “низших” планетных существуют свои – “райские” планеты. Там живут существа (описаны ниже), которые в отличии от существ, которые живут на – “высших” планетных системах, не идут путём духовного развития. И на этих “низших” планетных системах, преобладает культ – чувственных удовольствий и материальных ценностей.

КАК ВЫГЛЯДИТ ЖИЗНЬ на самом деле НА “НИЗШИХ” ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМАХ.

На “низших” планетных системах есть тоже свои “райские” планеты. Но это цивилизации, которые идут по технократическому пути развития. Не учитывая истинных духовных знаний и развития.
В частности, в “Шримад Бхагаватам” (5.24.8-11) говорится:

(“Шримад-Бхагаватам” рекомендуется читать после изуения “БХАГАВАД-ГИТЫ как она есть”)

Есть информация что представители некоторых так называемых “тайных обществ”, имеют в своих ДНК гены – рептилоидов (также люди-рептилии, драконианцы, люди-ящеры). Исходя из этого, они являются – предками представителями этих планетных систем.
Вот что ещё интересно: все китайцы верят, что драконы их – прародители, и китайцы произошли от них – в буквальном смысле. По поверью именно драконы – основоположники цивилизации на Земле (во всяком случае – монголоидной расы). Некоторое время они населяли землю, а потом ушли в другой мир.

А вот согласно ведическим источникам, прародителям индоевропейской расы, являются представители – “высших” планетных систем. Именно – они считаются предками у древних славян и индусов.

Существует также интересная информация о предках – еврейской нации; непальцев и вышедших из них цыган. Но, эта – очень интересная информация к данной статье – не относится.

О том, как душа принимает новое материальное тело, и по каким законам происходит – всё в нашей вселенной, написано в священном писании “БХАГАВАД-ГИТА” (“Песнь Бога”), которое признано – квинтэссенцией (суТью) всей ведической мудрости.

— ЧИТАТЬ “БХАГАВАД-ГИТУ ОНЛАЙН —

Как мы уже упоминали, в нижней части вселенной находится субстанция, которая в ведических источниках называется – “океан Гарбходака”. Если рассматривать вселенную согласно масштабу расстояний, то планетные системы земного уровня, и “низшие” планетные системы существуют несколько выше уровня планет ада.

Начиная с уровня полярной звезды (“Дхрувалока”) и выше по уровню, начинаются планетные высшие (“райские”) планетные системы.

Пояснение: озёра, описанные в этом тексте, наполнены не молоком, соком сахарного тростника и мёдом в нашем представлении. Это лишь – обозначения, для того чтобы мы хотя бы – примерно могли представить вещества, которыми наполнены эти озёра.

КАК ВЫГЛЯДИТ РАЙ НА НЕБЕСАХ НА “ВЫСШИХ” ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Пояснение: «медовые реки», это лишь примерное обозначение состава этих рек. Понятно, что это не «мёд» в нашем понимании. У нас такой жидкости на Земле нет. Дальше описано качество этой жидкости планеты рая.

КАК В РЕАЛЬНОСТИ ВЫГЛЯДИТ РАЙ НА “ВЫСШИХ” ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМАХ С ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Пояснение: Исходя из этих описаний одной из планет материального рая, мы имеем информацию о том, что на этих планетах не существует болезнетворных и гнилостных бактерий. Поэтому фрукты – не прокисают. Люди (население материального рая) не болеют (Везёт же людям!).

Пояснение: Господь Брахма есть – первое живое существо во вселенной. Он является – творцом вселенной. Он был сотворён непосредственно – Всевышним Господом Богом. «Вишну» («Вышний» – на древне славянском).

КАК В РЕАЛЬНОСТИ ВЫГЛЯДИТ РАЙ НА “ВЫСШИХ” ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМАХ С ВЫСОКОРАЗВИТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ):

Шримад-Бхагаватам; Песнь 11; Глава 10; Текст 25-26:

(“Шримад-Бхагаватам” рекомендуется изучать после “БХАГАВАД-ГИТЫ” (“Песнь Бога”)).

“Наслаждающийся плодами жертвоприношений в сопровождении небесных женщин, на удивительной вимане, украшенной дугами из звенящих колокольчиков летит туда, куда пожелает. Расслабленный, окружённый удобствами и комфортом райских садов, он не ведает, что когда плоды его праведности закончатся, он падёт в мир смертных.”

“Пока не исчерпаны плоды праведности, совершавший жертвоприношения наслаждается жизнью на райских планетах. Однако когда запас их истощается, он падает из небесных садов, влекомый силой вечного времени.” (Шримад-Бхагаватам; Песнь 11; Глава 10; Текст 25-26)
Пояснение. “…когда запас их истощается, он падает из небесных садов”.

Это значит, что его душа – снова воплотится на планетах земного типа. Скорее всего на той же планете, с которой его душа – “поднялась” для воплощения в материальном теле существа “высшей” планетной системы.

О том, как душа принимает новое материальное тело, и по каким законам происходит – всё в нашей вселенной, написано в священном писании “БХАГАВАД-ГИТА” (“Песнь Бога”), которое признано – квинтэссенцией (суТью) всей ведической мудрости.

— ЧИТАТЬ “БХАГАВАД-ГИТУ ОНЛАЙН —

………………………………………………………………………………………………

Где находится духовный РАЙ (трансцендентные “духовные” вселенные). Как выглядит жизнь на трансцендентных (“духовных”) вселенных.

Согласно ведическим древним священным писаниям, существуют – материальные вселенные, которые составляют лишь около – 1/4 от общего числа количества вселенных. 3/4 составляют – трансцендентные вселенные (духовный рай). То есть вселенные, имеющую не материальную, а – трансцендентную структуру (природу). Там нет смерти, болезней, войн, боли, разочарования. Там всё излучает – любовь и знание в абсолютном понимании.

Слова Всевышнего:

“С помощью мистической йоги, великих аскез (ограничений в чём-либо для достижения определённых целей, – прим. админа) и отречённого образа жизни можно достичь таких чистых мест как Махарлока, Джаналока, Тапалока и Сатйалока. Но благодаря йоге преданности (бхакти) человек достигает Моей трансцендентной обители.” (“Шримад-Бхагаватам” Песнь 11; Глава 24; Текст 14).

Пояснение:

Слова “Моей трансцендентной обители”, это – духовные планетные системы. То есть – духовный РАЙ.

А Махарлока, Джаналока, Тапалока и Сатйалока, это – “высшие” планетные системы материального мира. Материальный “РАЙ”.

“Всё, чего можно достичь кармической деятельностью, покаянием, знанием, отречением, мистической йогой, благотворительностью, религиозными обязанностями и всеми прочими методами совершенствования, преданный (Всевышнего) легко достигает благодаря любовному служению Мне. Если Мой преданный желает достижения рая, освобождения или Моей обители, он без труда получает такие благословения. (Шримад-Бхагаватам; Песнь 11; Глава 20; Текст 32-33)

“Обитатели, как высших, так и низших планет мечтают родиться людьми на Земле, потому что человеческая жизнь даёт возможность обрести трансцендентное знание и любовь к Богу, тогда как ни рай ни ад для этого не подходят.” (Шримад-Бхагаватам; Песнь 11; Глава 20; Текст 12)

“Мудрый человек никогда не должен желать оказаться ни на райских ни на адских планетах (“низшие” планетные системы), как не должен желать постоянно оставаться на земле, ибо из-за погружения в материальное тело он начинает глупо пренебрегать своими истинными интересами.” (Шримад-Бхагаватам; Песнь 11; Глава 20; Текст 13)

Как человек попадает в ад

Если живое существо живёт в гуне страсти (“гуна” – качество материальной природы), оно остаётся жить (воплощаться) на средних планетных системах (Земля относится к средним планетным системам, – прим. админа). Если живёт в благости, душа попадает на райские планетные системы. Если живёт в невежестве, то есть занимается четырьмя животными вещами в основном. Это – ест, если в основном хочет есть. Спит, если хочет в основном спать. Занимается сексом, и только – этим хочет заниматься. И – обороняется от других, дом себе строит, получше всё себе организует (с помощью воровства или других греховных поступков). Тогда он попадает на адские планеты. Там его ждёт – Ямарадж. Ямарадж это – Правитель, полубог смерти. У него есть система такая, “компьютерная”, совершенная система учёта всех наших греховных поступков. И в зависимости от наших греховных поступков, это всё учитывается очень совершенно, по тонкому телу даже человека можно “считать” это очень хорошо. Как знаете, есть такие карточки, по которым деньги получают. Раз – сунул, и тебе определённая сумма вышла. Даже мы уже додумались. Точно также они смогут очень легко определить – сколько у нас было этих греховных поступков. В зависимости от этого мы попадаем на тот или иной уровень этих адских планетных систем. Потом, когда мы очищаемся (ад ещё называют – «чистилище»), мы поднимаемся вверх, опять на уровень Земли. В аду вечно не живём. Это – выдумки. Жизнь течёт медленнее, здесь течёт – быстрее. Один миг жизни Брахмы (расшифровать), это как наш год. Даже не секунда, а какое-то мгновенье. Когда мы живём год, полубоги живут всего один день. А на адских планетах, жизнь течёт – ещё быстрее. То есть там много-много лет проходит, когда у нас проходит день. То есть там довольно быстро по нашему исчислению оттуда душа возвращается. А по их – приходится помучиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *