Рассказ по истории

Василий Сухомлинский

Могила героев

Каждое утро я иду мимо могилы воинов, которые погибли в боях за освобождение нашего села от фашистов. Ее называют братской могилой. Ведь они, наши дорогие освободители, кровью скрепили свое братство.

Когда я иду мимо могилы братьев-воинов, я останавливаюсь и вспоминаю дедушку. Он тоже отдал свою жизнь за нашу Отчизну. Мой дедушка погиб на фронте.

Где твоя могила, дедушка? Если бы я знал, я бы поехал к тебе. Взял бы горсть родной земли и положил бы на твою могилу.

Возле школы цветут красные розы, над ульями гудят пчелы, воркуют голуби. А солнце смеется с голубого неба. Не было бы этого ничего, если бы не пал мой дедушка за освобождение Родины. Не было бы ни красных роз, ни тихой пчелиной музыки, ни голубиного воркования. Не было бы счастья. Спасибо вам, дорогие воины, за то, что вы победили фашистов.

Василий Сухомлинский

Ложка солдата

Эта ложка лежит у нас в шкафу. Она стала нашей семейной святыней. Мама рассказывает:

– Я еще маленькая была, когда на нашу землю напали фашисты. Тяжело было жить под властью оккупантов, есть было нечего, закрылись школы.

Наступил счастливый день освобождения нашей родной земли от завоевателей. Был горячий бой за наше село. В этом бою недалеко от нашей хаты тяжело ранило молодого солдата. Несколько часов он жил, я ухаживала за ним. Солдат дал мне свою ложку и сказал: «Ничего больше нет у меня, чтобы оставить на память. Возьми эту ложку – она прошла со мной всю войну».

Лежит эта ложка – дорогая реликвия. Она напоминает нам о подвигах героев. Это маленькая частица нашей Отчизны.

Василий Сухомлинский

Заповедь дедушки

Я учусь в четвертом классе. На самом почетном месте в классе – портрет моего дедушки Павла. Под портретом надпись: «Он отдал свою жизнь за нашу Родину».

Из рассказов мамы и бабушки я знаю, что дедушка мой был разведчиком. Он пал смертью героя далеко на западе, в Карпатских горах.

Приближался день памяти моего дедушки. Каждый год в этот день бабушка несет к портрету дедушки букет цветов. А в этом году и я вырастил белые цветочки абрикоса и понес их рано утром в школу. В школе еще никого не было. Я поставил цветы у портрета. Сел на диван. И вдруг вижу: дедушка улыбнулся.

– Дедушка, – попросил я, – скажи, кем мне быть? Мне и летчиком хочется стать, и агрономом, и врачом. Кем мне быть?

– Будь патриотом, – услышал я голос дедушки. – Люби свою Родину. Это самое главное.

Я вскочил с дивана и думаю: спал я или не спал?

– Мама, – спросил Петрик, – почему Петро Хмара так любил землю?

– Потому что он больше всего любил людей.

Петрик взял комочек земли с Хмариного поля и задумался.

Василий Сухомлинский

Отцовское завещание

Сергейке не было еще пяти лет, когда отец ушел на фронт. Прощаясь с матерью и сыном, отец сказал:

– Вот в этом конверте – письмо. Возвращусь ли я с поля боя, или нет – прочтешь его, сын, когда исполнится тебе шестнадцать лет. Это мое завещание.

Прошло три месяца. Отец изредка писал коротенькие письма, сообщая о тяжелых боях с фашистами. А потом писем не стало. Маму вызвали в военкомат и сказали, что отец погиб смертью героя и похоронен на берегу Днепра.

Плакала мама. Плакал Сергейка. От Сибири до Днепра очень далеко, говорила мама. Но, как только закончится война, они поедут на отцовскую могилу.

Шли годы. Сергейка рос. Вот ему уже десять лет. Поехали мать с сыном на Украину поклониться могиле отца.

А голубой конверт с отцовским письмом лежал в шкафу. Иногда Сергей открывал шкаф, брал конверт и думал: «Что здесь написано? Какое завещание оставил мне отец?»

Когда до шестнадцатилетия Сергея осталась неделя, письмо положили на стол.

Наконец настал долгожданный день. Сергей проснулся на рассвете. Мама уже не спала.

Дрожащими от волнения руками мама взяла конверт, разорвала его, расправила пожелтевший листок и дала сыну.

Он прочитал:

«Дорогой сын. Сегодня тебе шестнадцать лет. Ты становишься мужчиной. Завещаю тебе:

Самое дорогое наше богатство – наша Отчизна. Родина без тебя может обойтись, а ты без Родины – ничто. Без своей Отчизны каждый из нас – как пылинка, которую ветер поднял и понес неизвестно куда.

Будь готов взять в руки оружие и идти на защиту Родины.

А если в тяжелый для Отчизны час ты повернешься к врагу спиной – пусть упадет на тебя мое проклятие, ты не сын мне, и я тебе не отец».

Сергей поцеловал письмо и тихо сказал:

– Отец, я всегда буду твоим верным сыном.

Василий Сухомлинский

Отцовский карандаш

Это было в годы Великой Отечественной войны. У маленького Андрейки папа воевал на фронте, а мама работала на фабрике.

Однажды почтальон принес маме письмо. Открыла конверт мама, заплакала, обняла Андрейку и сказала:

– Нет нашего папы…

Через несколько дней пришла маленькая посылка от товарищей отца. В той посылке были папины вещи: ложка, блокнот и карандаш, которым он писал письма домой.

Прошло много лет. Андрейка стал стройным, красивым юношей.

Мать проводила его на службу в армию и, собирая, дала отцовский карандаш.

Как бесценную святыню положил Андрей карандаш в карман возле сердца. Из армии он написал матери письмо. Первые слова в нем были такие: «Клянусь, мамочка, что буду таким же верным сыном Отчизны, как и мой отец».

Это письмо было написано отцовским карандашом.

Мама радовалась и плакала над письмом сына.

Тамара Ломбина

Илюшка потерялся

Такого ЧП еще никогда не было в 457 школе. За два дня до праздника из продленки пропал ученик 2 класса Илюшка Ширшов. Валентина Петровна сидела в учительской с красным и распухшим от слез носом. Она уже сбилась с ног и теперь, обессилевшая, ждала у телефона: «Как я матери скажу, что я его потеряла?» И она опять начинала плакать: «Отвечай теперь за него… а, главное, перед праздником!» Как будто не перед праздником потерять мальчика было не так страшно. Но завуч, Лариса Дмитриевна, как трезвый человек, успокаивала Валентину Петровну: «Ну, куда он денется, решил попутешествовать: прокатится на автобусе, а как побродит, да поймет, что потерялся, обратится к милиционеру, и доставят его к нам в целости и сохранности». «В кинотеатре помню, что он был, – вспоминала учительница, – возле кинотеатра, помню, был, на автобусной остановке, – она вдруг радостно встрепенулась, – он еще какой-то грязной деревяшкой мне пальто испачкал».

И Валентина Петровна, просияв, бросилась к шкафу и показала всем грязную полу пальто:

– Они ведь лезут куда попало, – все сокрушалась она, – за ними разве уследишь: их тридцать, а я одна.

Мама Илюшки с запавшими от непролитых слез глазами сидела у телефона. Вот уже три часа ей отвечали: «Нет, ваш сын нигде пока не обнаружен».

Она воспитывала Илюшку одна, и ей не с кем было поделиться сейчас своим горем: все родственники жили в другом городе. Мама подошла к портрету сына над кроватью и долго всматривалась в него. Очень хороший получился портрет: Илюшка смотрел со стены своими серыми глазищами.

– Нет, нет, – проговорила мама, – я чувствую, что с ним ничего не должно приключиться, я чувствую.

Виновато задребезжал телефон, и женщина поняла почему-то, что это сын. Где-то далеко-далеко послышалось: «Мамочка, у меня для тебя сюрприз… Ты не беспокойся, у меня не было карты, и я не мог позвонить, а сейчас попросился к сторожу». Раздался отбой, и женщина впервые за весь вечер заплакала.

Илюша пришел только через час. Весь грязный, усталый, он улыбался и протягивал матери тяжелое отсыревшее древко со свернутым грязным полотнищем: «Я его от самого кинотеатра нес».

Мама ни о чем не стала расспрашивать, молча взяла флаг, поставила его в угол, а потом позвонила учительнице, что сын нашелся.

Когда она подошла к Илюшке, тот уже спал. Мама потихоньку раздела его, да так и оставила всего чумазого на диване.

Утром Илья принялся за рассказ:

– Ну вот, мам, мы мультики-то посмотрели, а потом пошли на автобусную остановку. А тут, представляешь, флаг лежит? Настоящий! И все на него, главное, наступают. Они, наверное, не видели, а я увидел и вытащил его из лужи. Он такой грязный был, даже вода капала. И Валентина Петровна говорит: «Ты что, Илья, ослеп что ли, не видишь, что все пальто мне своей палкой испачкал?»

– Это совсем и не палка, а флаг, – сказал я ей, но она меня не слушала, так как подошел автобус, все закричали: «Садимся, садимся». Тут я и думаю:

– А флаг?

Илюшка вспомнил, как вначале испугался, когда автобус уехал, а он и номера не запомнил. Он поставил, было, флаг около телефонной будки, да тот плохо держался и мог упасть.

– Если бы у меня была телефонная карта, я бы тебе обязательно позвонил, – рассказывал он, – а то и в автобус не войдешь, хотя и знаменосец.

Уходил один автобус за другим, а Илюшка все никак не мог сообразить, что же делать.

Тут подошел какой-то мальчишка, который начал разглядывать сначала Илюшу, а потом его находку: «Флаг, что ли?» – спросил он, наконец.

– Флаг, – ответил Илюшка.

– А че это ты его так испачкал? – удивился тот.

– Это не я, это он сам упал, – ответил Илюшка, прижимая флаг к куртке, которая уже и так вся была в грязных потеках.

– А ты че, себе его хочешь взять? – возмутился мальчишка.

– Да, – ответил Илюшка.

– Ты что, нельзя, это общий флаг, его нельзя брать, – строго сощурил глаза его новый знакомец.

– А чей же он? – спросил Илюшка. – Почему же тогда его никто не поднял?

– Откуда я знаю… а брать его все равно нельзя. Давай занесем его в кинотеатр, они нам еще спасибо скажут.

Мальчишка даже хотел взять флаг, представив, как их похвалят, но передумал, глянув на Илюшкину куртку.

Перед дверьми в фойе была очередь: начинался следующий сеанс.

Илюшка с новым знакомым решили обратиться к контролерше, но на них так все зашикали, что контролерша велела им убираться из кинотеатра: «Хулиганы, мало им улицы, они уже и сюда со своими палками лезут».

– А ты где живешь? – спросил Илюшка.

– Да здесь, за углом, – ответил мальчик.

– А что, может, ты возьмешь его и до праздника у себя оставишь? Вымоешь, и у тебя на праздник будет свой флаг.

Мальчишке понравилось Илюшкино предложение: «А ты мне его донесешь до дома? А то меня ругать будут, если я куртку испачкаю».

– Конечно, – с готовностью ответил Илья. Через пять минут они были в подъезде девятиэтажки. Дверь открыла бабушка.

– Где это ты бродишь? – сердилась она. – Про уроки забыл.

Тут она увидела Илюшку: «А это еще что за явление? Все-все-все, игры закончены, прощайтесь.

Мальчик пожал плечами, мол, сам видишь, ничего не поделаешь, и дверь захлопнулась.

Он вышел на улицу и принял решение идти пешком. Правда, он знал, что из старого города в их микрорайон идти долго, но другого ничего не придумывалось. На автобусной остановке он спросил у взрослого парня, как ему дойти до музыкальной школы.

– Так тебе нужно в новый микрорайон, – ответил тот, – это далековато топать. А вы что в «Зарницу» играете? – он кивнул головой на флаг. Тут к нему подошла девушка, и они вскочили в последнюю дверь автобуса. «Выйди на проспект и иди все время прямо, никуда не сворачивай», – крикнул парень в уже закрывающуюся дверь. Илюшка так и не успел ему объяснить, что это потерявшийся флаг.

Только сейчас мальчик заметил, что на улице уже давно горят фонари. От мелкого дождя он весь промок и был голоден, как крокодил. Он вышел на проспект и пошел, пошел…

Было уже совсем темно, дождь моросил все сильнее, а проспект стал загородной дорогой, по обочинам которой высился темный лес.

– Знаменосцы не трусы, – уговаривал себя Илья. – Дрожащим от страха и холода голосом он запел любимую песню деда:

Мы шли под грохот кононады…

Ветер добирался до самого желудка, так казалось голодному Илюшке. Он поднял флаг высоко над головой и громко-громко продолжил:

Мы смерти смотрели в лицо…

Какая-то огромная машина притормозила около него, и кудрявый шофер с белыми-белыми зубами спросил: «Ты че, малый, псих?» И обдав его брызгами, умчался.

– Сам ты псих, – чихнул Илюшка от гари. – Совсем и не страшно, вон уже и огни нашего микрорайона. Но он все равно почему-то часто оглядывался и пел все громче и громче.

Но вот он подошел к своему дому и вдруг подумал, как обрадуется мама, когда он принесет флаг. Она, конечно, поругает его, но все равно обрадуется.

Илюшка неожиданно замолчал. Мама тоже сидела и смотрела на него.

– Как хорошо, что сегодня воскресенье, правда, мам? – спросил мальчик.

– Хорошо, сын, – мама погладила его по голове и помолчала, ожидая, что же Илюшка скажет еще.

– А флаг?

– Я его уже вымыла и полотнище погладила, – ответила она.

– Мам, а давай его оставим до праздника, – предложил Илюшка и с испугом ждал, что она ответит.

– Конечно, Илюшенька, – все так же без улыбки сказала мама.

Вдруг ему в голову пришла замечательная мысль. Он заторопился, глотая слова, боясь, что с ним не согласятся: «Мам, давай сегодня погуляем с флагом, ему же трудно до праздника ждать. Вон у иностранцев везде их флажки, даже на стадионе».

Мама опустила, было, глаза, но потом поцеловала Илюшку и сказала: «Пошли, сын».

Они гуляли в парке с флагом долго, почти все утро, и женщина ловила на себе удивленные взгляды. Она даже предполагала, что у нее могут потребовать объяснение. Но, глядя в сияющие глаза сына, она знала и другое, что смогла бы дать объяснение… кому угодно.

Рассказы собрала Тамара Ломбина

Член Союза писателей России, кандидат психологических наук.

Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»

Непосредственная образовательная деятельность№1

Тема: Русь изначальная. В путешествие по ленте времени. Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков

Цель: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов «славяне», «предки». Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.

Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.

Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.

Ход

I. — Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.

Посмотрите на карту и скажите: «Страна – это что?» (Ответы детей.)

— Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина. Давайте определим границы нашей России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте).

— Правда, наша страна очень огромная, красивая.

— А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)

— Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации.)

— Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале ленты времени. Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.

Лента времени

— Сегодня мы поговорим о предках.

— Кто такие – предки? (Ответы детей.)

— Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

— наших предков называют в истории славяне. Славяне похоже по звучанию на слово «слава». А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.

— Наши предки жили не совсем как мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Давайте еще посмотрим на карту современной России. Где построено больше всего городов? (Ответы детей.) Да, большинство городов построено по берегам рек. (К карте древней Руси).

— Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.

— Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)

— Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб. Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?

— Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.

Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: «Чем больше рук – тем легче труд» и «Сообща преодолевать трудности».

Физминутка. «Здравствуй солнце золотое».

II. А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. (Рассматривание картинок жилищ, беседа).

Задание 1. Нарисуйте славянское жилище на заготовленном листе.

-Где чаще всего селились люди?

III. — Чем занимались славяне? Это можно определить по названию племен. Было племя поляне – те, кто селился на полянах; древляне – в лесу среди деревьев; северяне – на севере.

— Чем могли заниматься поляне – сеяли, пасли скот.

— Древляне – охотились в лесах.

Задание 2. Нарисуйте на заготовленном листе промыслы славян.

-(охота, рыболовство, скотоводство, землепашество)

— Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)

IV. — У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен. Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.

(Рассматривание картинок о воинах и защите государства).

Со временем происходит изменение нашего государства. Оно превращается в огромную страну – Россию, нашу Родину.

(Рассмотреть карту Руси и России – сравнить).

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в Росси не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, —

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

— Мы все русские люди, потомки славных предков – славян, а значит с — гордостью должны носить достойное имя.

прошлое

настоящее

будущее

Вводная беседа. Постановка темы. Педагог рассказывает о стране, в которой мы живем, уточняет её название, показывает карту России. Педагог рассказывает детям ,что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живём. Родина у каждого человека одна!

Столица нашей Родины – МОСКВА.

Кто является президентом Российской Федерации?

Президент России В.В.Путин

Педагог предлагает вспомнить, что относится к символам России . Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.

Герб – это отличительный знак государства.

На красном щите расположен золотой двуглавый орёл.

В лапах орла спикетр и держава.

Скипетр – это жезл – символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями.

Держава – это золотой шар с крестом наверху.

Корона, скипетр и держава служили знаком царской власти.

Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.

На груди у орла красный щит с изображением святого Георгия Победоносца, колющего змея.

Это христианский воин, который олицетворяет добро. Он убивает копьем чёрного змея – символ зла.

Две головы орла – это единство страны, он смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.

Герб – это отличительный знак государства. На красном щите расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла спикер и держава. Скипетр – это жезл – символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава служили знаком царской власти. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди у орла красный щит с изображением святого Георгия Победоносца, колющего змея. Это христианский воин, который олицетворяет добро. Он убивает копьем чёрного змея – символ зла. Две головы орла – это единство страны, он смотрит одновременно на Запад и на Восток. Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.

Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос. Белый, синий и красный цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, синий – небо, верность и правду,

красный – храбрость.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, она исполняется в торжественных случаях. В его словах прославляется наша Родина. Когда исполняется гимн, люди встают, а мужчины должны снять головные уборы.

«Наша Эра. История России в картах»

Тамара Эйдельман

История России от пути «из варяг в греки» до развала Советского Союза. «Наша эра» — результат работы отличного тандема заслуженного учителя России Тамары Эйдельман и художницы Анны Ритум, звезды современной иллюстрации.

Издание оформлено очень удобно, в альбомном формате с горизонтальными разворотами. Наверху разворота – схематичная карта с указанием границ государства, существовавшего на тот момент, и примыкающих к нему соседей. Внизу — краткое содержательное описание основных событий того или иного времени. Книга поможет детям узнать, когда и как зародилась Русь, разобраться в ее истории, узнать как менялись со временем границы нашей страны, выучить основные даты и имена.

Для кого. Отличное пособие по истории и географии для детей от семи лет.

«10 великих империй в картах и фактах. От Александра Великого до Королевы Виктории»

Имре Файнер

Сколько великих империй существовало за всю историю человечества, почему они возникают и рушатся, какой след оставила каждая из них – именно об этом книга Файнер. Внутри десять великих империй с четырех континентов Земли, которые существовали с 281 года до нашей эры по 1947 год. Каждая из них достойна, чтобы о ней вспоминали сотни и даже тысячи лет спустя, и все они разные. Только одни – объекты для поклонения и подражания, а другие – хороший пример, на который не надо равняться ни в коем случае.

Для кого. Энциклопедия подойдет школьникам от семи до 14 лет.

«История жизни. От первичного бульона до наших дней»

Сандро Наталини

Жизнь на Земле зародилась миллиарды лет назад в морской воде. Тогда из множества органических веществ возникли первые формы жизни, которые можно назвать нашими очень дальними предками. Необычайные превращения, метаморфозы и сотни миллионов лет эволюции привели к появлению человека и самых разных животных! Это именно та книга, которую мы очень ждали. Качество издания, содержание, иллюстрации — все на пять с плюсом!

Кроме этапов развития и формирования жизни на земле из этой книги можно узнать, почему древняя многоножка вырастала до метра длиной, с какой скоростью бегал тираннозавр, что общего между китом и оленем или вороной и динозавром, что такое нефть, кто такие австралопитеки, зачем растению цветы и плоды, и о других занимательных фактах, описанных в сносках «любопытная обезьянка».

Для кого. Понравится детям от четырёх до девяти лет, а также подойдёт для совместного чтения с детьми от трёх лет.

«Вкусная история.
Путешествие фруктов и пряностей из далеких стран»

Димитри Делма

Сочный микс из истории, географии и кулинарии. Одиннадцать занимательных историй, которые произошли с 1492 по 1870 год с одиннадцатью героями: первооткрывателями, путешественниками, ботаниками, моряками, торговцами, солдатами, миссионерами, шпионами. Именно они открывали, исследовали, а потом рассказывали о новых землях. Привозили в «старый свет» доселе невиданных животных, неизвестные фрукты и специи.

Васко да Гама и открытие чёрного перца, Христофор Колумб и культ перца красного, Эрнан Кортес и какао — золото ацтеков, Гонсало Хименес де Кесада и спасительный картофель, Ян Петерсоон Кун и райский мускатный орех: эта книга будет отличным подарком всем любителям географических карт, открытий и исторических дат.

Для кого. Идеально подойдёт для детей от пяти до десяти лет.

«Мы живём в 1917 году»

Павел Рогозный

Павел Рогозный много лет посвятил исследованию истории русской революции и помогает юным читателям разобраться, что же произошло в нашей стране в 1917 году и почему. События февральской и октябрьской революций 1917 года невозможно понять, если не знать, как жили в то время люди самых разных сословий, где учились и как одевались, как отдыхали и каким политическим силам сочувствовали. Вместе с автором книги мы побываем на заседаниях Государственной Думы, на полях сражений Русско-японской и Первой мировой войн, станем свидетелями отречения императора и революционных волнений, услышим залп «Авроры» и топот красной конницы. А также заглянем в дворянский дом и в крестьянскую избу, посетим урок в гимназии, съездим на дачу и даже посмотрим настоящее цирковое представление.

Коснулся Рогозный и культурного пласта, который образовался в результате революционных волнений: он пишет о взлёте литературы и искусства начала XX века, идеях русских мыслителей, расцвете русского авангарда, а также о великих русских учёных и изобретателях.

Для кого. Книга будет интересна как детям старше 10 лет, так и их родителям.

«Не хочу учиться! История школ в России»

Евгения Суслова, Екатерина Степаненко

mybookland.ru

В Древней Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа вошло в обиход только в XIV веке. Школы в прошлом были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, там делали переводы древних и византийских авторов и переписывали рукописи. «История школ в России» — очень ценная и полезная книга. Уникальное в своем роде издание, охватывающее всю историю российской школы, с отличными иллюстрациями и интересными фактами. Дети узнают, какой трудный путь прошла школа, и как сильно она изменится уже в ближайшем будущем.

Что ели, чему учились и как отдыхали ученики и ученицы разных эпох, каковы были задачи и цели образования, как выглядели расписание уроков, школьная форма – обо всём этом расскажет книга. Повествование начинается с цифирных школ Петра I, где учили самой полезной тогда науке – математике, а главным методом обучения была зубрежка. Затем авторы рассказывают о Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, Смольном институте для дворянских девочек, Императорском воспитательном доме для сирот, Царскосельском лицее, земских и трудовых школах и многих других. И представляют, как будут выглядеть школы будущего.

Для кого. Подойдет детям от 7 лет.

«Veni. Vidi. Vici. 33 афоризма великих людей»

Анн Жонас

mybookland.ru

В этой книге собрано 33 высказывания, которые прошли путь длиною в несколько цивилизаций, не потеряли своей силы и стали за это время человеческим достоянием. О некоторых из них нам достоверно известно, кто был автором и какие обстоятельства дали крылатой фразе жизнь. Другие – особенно когда речь идёт о событиях древности – окружены легендами и догадками.

Почему Архимед воскликнул: «Эврика!», выскочив из ванны? Кого Диоген просил отойти и не загораживать ему солнце? Почему Понтий Пилат «умывал руки»? Кто первым заметил, что деньги не пахнут? Почему мы всё время говорим, что «главное не победа, а участие»? Что за «мечта» была у Мартина Лютера Кинга? Как маленький шаг для человека может одновременно быть большим шагом для человечества? Кого именно увидел Юлий Цезарь, когда «пришел и увидел»?

Для кого. Книга будет интересна как детям от 7 лет, так и взрослым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *