Разбойника благоразумного

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Земная проповедь Господа Иисуса Христа продолжалась три с половиной года, и почти всë это время Он был окружен людьми. Ему с учениками некогда было ни поесть толком, ни поспать, рассказывает Евангелие.

Но в последние часы с Христом остались лишь пять человек. Двое стояли у Креста — Божия Матерь и Иоанн, «ученик, которого любил Иисус». Один — сотник Лонгин — издали наблюдал за казнью: он руководил действиями солдат и отвечал за порядок. И еще двое были распяты по обе стороны от Иисуса. Причем, в отличие от Него, наказание они заслужили. Это были разбойники. Как и предсказал за 700 лет до этого пророк Исайя, Иисус, завершая свой земной путь, к злодеям причтен был (Ис 53:12).

О том, что Спаситель был распят посреди двух других осужденных, сообщают все евангелисты. Матфей и Марк уточняют, что эти двое злословили Иисуса. А вот Лука рассказывает и кое-что еще.

Один из двух разбойников вдруг стал стыдить другого, говоря: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. А затем обратился к самому Иисусу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И услышал в ответ: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:40–43).

По вере Церкви, этот разбойник оказался первым, кто вошел в рай. Его слова: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем, мы слышим в начале чина изобразительных (одна из служб дневного круга, совершающаяся в церкви Великим постом).

Кто были эти разбойники, как их звали и за что именно приговорили к самой жестокой из всех возможных казней? Точно неизвестно. Хотя существуют апокрифические сказания (не включенные Церковью в корпус канонических текстов, но принятые, если можно так сказать, к сведению) о том, что именно эти два разбойника встретились Святому семейству — праведному Иосифу и Богородице с Младенцем Христом — еще во время их бегства из Иудеи в Египет.

О самом бегстве мы знаем из Евангелия. Царь Ирод встревожился появлением в Иерусалиме волхвов, пришедших поклониться недавно родившемуся Царю Иудейскому, и отправил в Вифлеем (где по пророчеству и должен был родиться этот Царь) солдат с повелением уничтожить всех мальчиков до двух лет.

А тем временем Иосиф, Богородица и маленький Иисус, предупрежденные Ангелом, держали путь в Египет. Вот во время этого пути, если верить одному из апокрифов, на них и напали разбойники. Но один из них уговорил товарищей не причинять путникам вреда. Тогда Младенец будто бы произнес, обратившись к Деве Марии: «Распнут, о Мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошуюю — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Благоразумный разбойник на дьяконской двери иконостаса. Москва. 1560

Другие два сказания сообщают, что по пути в Египет Богородица вскормила чужого младенца — разбойничьего сына. Он-то, став взрослым, и принес покаяние на кресте.

Соответствуют ли эти истории действительности или нет, они никак не отменяют значимости того события, о котором рассказывает евангелист Лука. Перемена в благоразумном разбойнике произошла внезапно и без всякой внешней причины. Все проходившие мимо насмехались над Иисусом, а этот человек, едва ли склонный к сентиментальности, вдруг увидел в Нем безвинного Страдальца — и Бога…

Разбойник и сам терпел страшные физические мучения, но сознавал, что ему не осталось ничего, кроме нескольких часов страданий и смерти. Удивительно, что в эти последние мгновения земной жизни ему хватило силы духа сосредоточиться не на себе, а на Другом. На Пригвожденном к соседнему Кресту. Неожиданно он увидел гигантскую пропасть между собой, совершившим в жизни множество страшных и беззаконных дел, — и Тем, кто нес такое же наказание без всякой вины.

Конечно, ни о каком Царстве Божием разбойник не помышлял, поэтому и попросил умиравшего рядом Праведника о самой малости: хотя бы вздохнуть о нем в этом Царстве.

А получил — спасение. Ведь Тот, к Кому он обратился с просьбой, был Самим Богом.

Оказывается, до последнего вздоха у человека остается возможность искреннего покаяния и спасения, каким бы пропащим грешником он ни был. И с другой стороны, — даже перед лицом смерти душа человека может остаться глухой и слепой и не увидеть Бога, хотя бы Он был совсем рядом…

, имя евангельского доброго разбойника (Мф 27. 38; Мк 15. 27; Лк 23. 33, 39-43) (см. об иконографии в ст. Благоразумный разбойник) в апокрифической и зап. позднесредневек. (агиографической и литургической) традициях. Имена Д. для доброго разбойника и соответственно Геста для злого впервые встречаются в апокрифическом Никодима Евангелии (стихи 9-10) (V в. по Р. Х.). Вариантов имен было неск., но эти имена были самыми распространенными. Под именем Д. добрый разбойник вошел в Мартиролог католич. Церкви. Широкое почитание Д. в Зап. Европе начинается с кон. XI в., когда после 1-го крестового похода (1096-1099) одним из мест паломничества стала дер. Латрун близ Эммауса, к-рая из-за созвучия с лат. словом latro (разбойник) считалась родным селением доброго разбойника. В средневек. свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis). Крест доброго разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV в. был перенесен в Болонью, в ц. святых Виталия и Агриколы (Санти-Витале э Агрикола).

Имя Д. в почитании доброго разбойника закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» (Natalibus. CatSS. III 228) Петра Наталиса (XIV в.), популярном в позднем средневековье. Кард. Цезарь Бароний в кон. XVI в. писал о широком распространении почитания Д., во имя к-рого были освящены мн. алтари. Тем не менее ввиду апокрифического происхождения этого имени Бароний внес в Римский Мартиролог память доброго разбойника под 25 марта без имени, как в большинстве рукописей Мартиролога Узуарда. От XV в. сохранилась служба с 9 чтениями в честь Д. в Кемперском Бревиарии (Бретань). Как можно судить по ранним печатным изданиям Мартиролога Узуарда с дополнениями (XVI в.), такие службы имели место и в др. диоцезах Римско-католической Церкви, в частности в Брюгге (Фландрия), однако их образцы не сохранились. Подобные службы, по-видимому, изымались из местных бревиариев в кон. XVI в., что связано с общей тенденцией отказа от употребления имени Д. в отношении к доброму разбойнику. Папа Сикст V (1585-1590) даровал привилегию литургического чествования доброго разбойника (без имени) ордену мерседариев. В 1724 г. такое же право было дано Конгрегацией богослужения конгрегации «Благочестивые работники» (Pii Operarii), чьим особым покровителем считался добрый разбойник.

В наст. время почитание Д. сохраняется только в формах народного благочестия на юге Италии, напр. в г. Галлиполи (обл. Апулия), где доброго разбойника считают своим небесным покровителем (Fusconi. Col. 600).


Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь в Козельске Калужской обл./ Фото: palomnik.by

В этом месте никто не оказывается проездом или случайно. Расположение этого монастыря не допускает туристической спонтанности: он находится в стороне от больших трас с в сосновом вековом бору на берегу реки Жиздра в нескольких километрах от Козельска. Знающие люди уверены, что побывав в Оптиной пустыни – в одном из самых почитаемых и намоленных мест Православной Руси, уезжаешь совсем другим человеком.
Оптина пустынь — мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынями в старину называли места уединенных монашеских поселений. А Оптина — от имени разбойника Опта, который раскаялся и принял постриг с именем Макарий. Так из предводителей разбойников он стал отцом иноков и основателем новой обители.

Амвросий — третий оптинский старец


Преподобный Амвросий Оптинский.

Самым известным по счёту был третий оптинский старец – Амвросий. Его канонизировали в 1988 году, первым из всех оптинских старцев. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Горенков, свободно читал и говорил на 5 иностранных языках и обладал феноменальной памятью. С детства был одарённым, подающим надежды мальчиком. В 12 лет поступил в семинарию. В последнем классе тяжело заболел и дал обет Богу – если выздоровею, постригусь в монахи. Для своего служения выбрал Оптину пустынь. Врач-лютеранин, который долгие годы лечил старца, говорил, что состояние его здоровья таково, что жить по медицинским показателям ему осталось не более часа. В последствии этот врач принял православие. Преподобный Амвросий мог поговорить с каждым на его языке: помочь и малограмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику и ответить на вопросы Фёдора Достоевского.
Достоевский приезжал в скит после трагических событий своей жизни — после смерти сына Алёши в 1877 году. Он не мог найти ответ на вопрос — как и почему такой маленький, ангелоподобный ребёнок был взят из этой жизни. Его привезли в Оптину пустынь к старцу Амвросию, он побеседовал с ним и вышел совершенно другим, обновлённым человеком. Федор Михайлович прожил в скиту совсем недолго, но этого хватило, чтобы впечатления от поездки вошли в «Братья Карамазовы». Прототипом старца Засима стал именно старец Амвросий.
В комнате для приёма почётных посетителей Лев Толстой побывал 6 раз. Первый — в 1877 году. Разговор был таким тяжёлым, что старец оказался в полном изнеможении и сказал: «Крайне горд». Толстой то переодевался мужиком, чтобы его не узнали, то приезжал официально – и всегда дверь для него была открыта. Есть данные, что перед смертью Лев Николаевич тоже приезжал в Оптину пустынь, но зайти в скит так и не решился.

Оптина пустынь./ Фото: elitsy.ru

Оптина пустынь, разоренная большевиками. Страшно об этом думать, но на могилах старцев была танцплощадка, а в самом монастыре — санаторий. Заново пустынь возродилась в 1988 году. Глядя на руины монастыря, в его восстановление не верил даже мэр Козельска, хотя он и принимал активное участие в реконструкции обители. Но скит строился быстро, словно какая-то невидимая сила помогала монахам.

Свет от Оптиной


Оптина пустынь: свет от Оптиной./ Фото: palomnik.by

На Божественный промысел указывает то, что яркий столб света на месте разрушенного монастыря был виден даже из космоса. Его заметили и засняли космонавты, а потом увеличили снимок и подарили Оптиной пустыни.

Красная Пасха


Оптина пустынь: часовня Воскресения Христова./ Фото: hram-predtecha.ru

Но и после полной реконструкции обитель не обрела спокойствие. 18 апреля 1993 года было совершено страшное преступление: прямо в Пасхальную ночь убили трех монахов, когда те несли послушания. Преступника нашли, им оказался Николай Аверин – рецидивист с шизофренической патологией, который даже не думал скрываться и был задержан у себя дома.


С этим преступлением связывают много мистического, ведь все свидетели преступления (а их было немало) ясно видели падающих монахов, но не разглядели самого нападавшего, а некоторые и вовсе не заметили убийцу. Сам же Аверин назвал преступление ритуальным, которое он совершил по приказу некого мистического голоса.

Могилы иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта./ Фото: palomnik.by

На месте погребения убиенных иноков Трофима и Феропонта и иеромонаха Василия была заложена часовня в память о страшном преступлении. Каждую субботу в ней происходит заупокойная молитва. Часовня открыта для посещений паломниками.

Святые источники


Святой источник в Оптиной пустыне./ Фото: luchmir.com

На территории Оптиной пустыни есть несколько святых источников, которые помогают справиться с различными заболеваниями. Только вот набирать целебную воду надо с молитвой и чистыми помыслами, иначе она может не помочь.

Как добраться


Оптина пустынь: летом можно пройти пешком./ Фото: palomnik.by

От Козельска до Оптиной пустыни всего 3 км. Летом их вполне можно пройти пешком, а вот зимой лучше заказать такси: маршрутки до обители практически не ходит.

Как остаться


Оптина пустынь. Завет./ Фото: hram-predtecha.ru

Каждый желающий может не только приехать в монастырь с экскурсией, но остаться в нем на послушание вне зависимости от пола. Всё, что необходимо: паспорт, желание и соблюдение правил монастыря. Женщин тоже берут в трудницы, но вот стать насельниками Оптиной пустыни у них нет шансов.

Оптина пустынь летом./ Фото: palomnik.by

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Русский

В Викиданных есть лексема разбойник (L155236).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. разбо́йник разбо́йники
Р. разбо́йника разбо́йников
Д. разбо́йнику разбо́йникам
В. разбо́йника разбо́йников
Тв. разбо́йником разбо́йниками
Пр. разбо́йнике разбо́йниках

раз-бо́й-ник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -разбой-; суффикс: -ник .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. тот, кто занимается разбоем, нападает на людей с целью ограбления, убийства или нанесения увечья ◆ Вдруг появились разбойники и стали требовать золота.
  2. ритор. хищник, насильник, тот, кто притесняет и угнетает ◆ Шайка разбойников налетела на деревню ночью, никто не выжил.
  3. разг., фам. обращение в знач. баловник, шалун, негодник ◆ Что ты там городишь, разбойник этакой!

Синонимы

  1. бандит
  2. ?
  3. баловник, шалун, негодник

Антонимы

  1. честный человек, работяга, тунеядец
  2. ?
  3. ?

Гиперонимы

  1. преступник
  2. устар. вор
  3. человек

Гипонимы

  1. ?
  2. ?
  3. ?

Родственные слова

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: разбойничек
  • пр. существительные: разбой, разбойница
  • прилагательные: разбойничий
  • глаголы: разбойничать

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • разбойник с большой дороги

Перевод

бандит

  • Английскийen: highwayman, brigand
  • Испанскийes: bandolero
  • Итальянскийit: brigante
  • Курдскийku: keleş
  • Немецкийde: Räuber
  • Нидерландскийnl: rover
  • Палиpi: cora;
  • Польскийpl: rozbójnik; zbójca; zbój; rabuś; łupieżca; grabieżca
  • Украинскийuk: розбійник
  • Французскийfr: brigand, bandit de grand chemin
  • Чешскийcs: zbojník, loupežník
  • Эсперантоиeo: rabisto, bandito

хищник

баловник

Библиография

  • Ушаков Д. Н. Разбойник // Толковый словарь русского языка. — 1947.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *