Развитие ребенка в 21 месяц

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

ЛЕКЦИЯ № 4

ТЕМА: «Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни»

В настоящее время хорошо известно, что ребенок не есть миниатюра взрослого, его организм обладает своеобразными анатомо-физиологическими особенностями. Ребенок, в отличие от взрослого, растет интенсивно и к тому же неравномерно, скачками. Особенно интенсивен рост на 1 году жизни.

Новорожденный олененок через несколько часов после рождения уже довольно хорошо бегает. Морская свинка одного дня от роду пытается щипать травку и прекрасно ориентируется. Человеческий младенец, пришедший в мир, беспомощен. Он слабо слышит, не может координировать свои движения, видит окружающие его предметы размытыми, нечеткими. Все развитие ребенка (эмоции, зрение, слух, тактильная чувствительность, движения) совершается при участии центральной нервной системы. Поэтому очень важно внимательное наблюдение за ребенком, правильная оценка показателей развития, которые позволяют своевременно выявить начальные изменения и провести их коррекцию.

Знание нормального хода развития ребенка, закономерностей физического и нервно-психического развития является важной основой для понимания отклонений в развитии и их своевременной коррекции.

Физическое развитие ребенка первого года жизни.

Масса тела отражает степень развития внутренних органов, мышечной и костной ткани, жировой клетчатки. Масса новорожденного в среднем 3500 г.

У большинства доношенных детей масса тела восстанавливается к 10 дню после рождения, удваивается к возрасту 4- 4,5 мес. и утраивается к году. В 1 год масса тела ребенка приблизительно равна 10,5 кг

Массу тела можно определить по формулам, предложенным И.М.Воронцовым и А.В.Мазуриным (1986г):

Для детей до 2 лет: масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 г. На каждый недостающий месяц вычитают по 800 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г.

Длина тела – показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме. Ее величина зависит от наследственных (рост матери и отца) и внешних факторов (полноценного питания, ухода и др.). Индивидуальные показатели у детей одного возраста различны.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение 1-го года на 25-30 см(средняя длина при рождении 50 см)

В первые дни длина тела ребенка несколько уменьшается, т.к. выравниваются деформации черепа, исчезает родовая опухоль.

У 6 месячного ребенка длина тела равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см, на каждый последующий месяц прибавляется по 1,5 см.

— 2,5 см < 66 см < +1,5 см

Окружность головы при рождении 34-36 см. За 1-ый год она увеличивается на 12 см и у годовалого ребенка составляет 47 см.

У 6 месячного ребенка окружность головы равна 43 см, на каждый недостающий месяц отнимают 1,5 см, а на каждый последующий прибавляют 0,5 см.

-1,5 см < 43 см < +0,5 см

Окружность грудной клетки важный показатель, отражающий степень развития мышечной системы и подкожно-жирового слоя на груди. При рождении составляет 32-34 см, т.е. на 1-2 см меньше окружности головы. В возрасте 3-4 месяцев эти значения сравниваются, и в дальнейшем быстрее растет грудь.

У 6 месячного ребенка окружность груди равна 45 см,на каждый недостающий месяц отнимают 2 см, а на каждый последующий прибавляют 0,5 см.

-2 см < 45 см < +0,5 см

Большой родничок увеличивается после рождения в размерах, но затем (обычно к возрасту 6 месяцев) уменьшается и полностью закрывается в возрасте 9-18 месяцев. Малый родничок в основном закрывается к 4-му месяцу жизни.

Молочные зубы у большинства детей появляются на 5-9 месяце жизни. Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние центральные и верхние латеральные резцы. В последствии прорезываются нижние латеральные резцы, 1 и 11 моляры. В возрасте одного года у большинства детей вырастает 6-8 зубов. Иногда у ребенка этого возраста бывает всего два зуба без каких-либо признаков нарушения роста и развития

. Оссификация костной ткаи. На первом году жизни появляются ядра окостенения в некоторых костях запястья, в эпифизах плечевой кости, в возрасте 4-8 мес – ядро окостениния головки бедра.

Оценка физического развития по центильным таблицам.

Физическое развитие ребенка оценивается путем сопоставления его индивидуальных показателей с возрастными стандартами. При этом важно не только решить вопрос о соответствии длины и массы тела, окружности грудной клетки, но и указать насколько гармонично это развитие. Для оценки используют центильный метод, т.е. по таблицам. Уровень изучаемого признака определяют по его положению в центильном ряду (коридоре). Всего 7 коридоров

— Если показатель находится в 3-4 коридоре – его значение среднее.

— Если показатель во 2 коридоре – ниже среднего

— Если показатель определяется в 1 коридоре – очень низкое

— Показатель в 5 коридоре – значение выше среднего

— Показатель в 6 коридоре – значение высокое

— Показатель в 7 коридоре указывает на очень высокое развитие.

Соматичность оценивается по сумме коридоров: массы + роста + окружности груди. Если сумма коридоров:

· до 11 – гипосоматический (микросоматичекий) тип – низкое развитие

· с 11 до 15 – нормосоматический (мезосоматический) тип – среднее развитие

· свыше 15 – гиперсоматический (макросоматичекий) тип – высокое развитие.

Гармоничность оценивается по разности максимального и минимального коридоров этих же параметров. Если разность коридоров:

· 0-1 – гармоничное развитие

· 2 – дисгармоничное развитие

· более 2-х – резко дисгармоничное развитие.

Окружность головы оценивается отдельно. Если окружность головы соответствует:

· 1-2 коридору – микроцефалия

· 3-5 коридорам – нормальный размер

· 6-7 коридору – макроцефалия

При наличии микро- или макроцефалии показана консультация невролога.

1 неделя: врожденные рефлексы

Первый месяц жизни считается самым сложным периодом для новорожденного, поскольку ребенку нужно приспособиться к новым условиям, которые его окружают.

Для облегчения этапа адаптации мудрая природа распорядилась так, что малыш в это время много спит, бодрствуя совсем короткие периоды. Так ребенок постепенно привыкает к новой обстановке, в которой ему теперь придется жить.

В первую недель кроха может выглядеть не очень симпатично: личико может иметь одутловатость, быть синеватого оттенка, черты еще не симметричны. Малышу пришлось пережить тяжелый процесс родов и немалую нагрузку на свой организм и тело. Не стоит переживать по поводу внешнего вида ребеночка, ведь постепенно он придет в порядок.

Физиологические процессы первого месяца жизни

Кожа недельного ребенка подвергаются изменениям. После родов и удаления смазки, кожа малыша краснеет – появляется простая эритема. Кожные покровы таким образом реагирует на воздух окружающей среды, который для нее еще не привычный. На 3-5 сутки на коже могут появиться шелушения, которые необходимо смазывать специальным маслом или молочком. Постепенно кожные покровы приобретут нормальный цвет.

Одним из важных изменений в первую неделю жизни малыша является новый способ питания. В этот период возможно снижение веса ребенка, поскольку для установления процесса лактации нужно время. Необходимо также, чтобы организм ребенка привык получать питательные вещества из материнского молока. Если ребенка прикладывать к груди, как только он потребует, то лактация быстрее нормализируется, малыш начнет полноценно питаться и прибавлять в весе.

Многие мамы в первую неделю после рождения могут наблюдать у своего малыша физиологическую желтуху. Это явление вызывается естественными физиологическими процессами. Желтуха исчезает без особого лечения к концу первой недели.

Терморегуляция в этот период жизни у малышей осуществляется еще недостаточно хорошо, поэтому важно следить, чтобы ребенок не перегрелся и не переохладился.

Новорожденный и его рефлексы

Безусловные рефлексы, или врожденные, сопровождают ребенка с самого появления на свет. К 3-4 месяцу на смену им могут прийти безусловные рефлексы. Если врожденные рефлексы отсутствуют или исчезают слишком рано – это патология. Безусловные реакции ребенка дают возможность врачам диагностировать работу его ЦНС.

Основные рефлекторные реакции новорожденного ребенка:

Рефлекс

Ответная реакция

Защитный

когда ребенка кладут на животик, то он рефлекторно поворачивает головку, такая реакция наблюдается после рождения через несколько часов

Рефлекс испуга (Моро)

при громком неожиданном звуке или перемещении ребенок вскидывает ручки и ножки, может закричать

Разгибательный стопный рефлекс (Бабинского)

пальцы ног согнуться, если надавить на подушечку стопы; пальчики ног разогнуться веерообразно, если провести пальцем по внешней стороне свода стопы.

Автоматическая походка

когда стопы малыша в вертикальном положении касаются твердой опоры, он начинает производить движения ножками, похожие на шаги

Сосательный

если коснуться рта соской, то ребенок начнет производить сосательные движения – эта реакция связана со способом питания.

Хватательный

при надавливании пальцем на ладони ребенка, он должен их сильно захватить.

Рефлекс Галанта

когда проводим пальцем вдоль позвоночника ребенка, он дугообразно изгибает спину, а ножки могут разгибаться в тазобедренных суставах и коленях.

Рефлекс Переса

ребенок закричит, если провести указательным пальцем по позвоночнику по направлению от копчика к шейным позвонкам, при этом малыш приподнимает голову, разгибает руки и ноги, сгибает спину

Поисковый (Куссмауля)

при касании щеки ребенка, он поворачивает головку в сторону раздражителя – малыш ищет грудь матери

Рефлекс хоботковый

касание к губкам малыша пальцем или соской вызывает их вытягивание в хоботок – это подготовка мимических мышц лица к сосанию

Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина)

если надавить на возвышение у большого пальца обеих ладоней, малыш откроет ротик.

Важно! Чтобы оценка рефлекторной деятельности показала реальные результаты, ее нужно проводить в теплом помещении с хорошим освещением. Малыш должен лежать на ровной поверхности средней жесткости. Чтобы педиатр смог правильно оценить реакции ребенка, обязательно укажите время кормления малыша – у сытых и голодных деток рефлексы могут проявляться по-разному.

1 неделя жизни: что может малыш

Короткое время направляет взгляд на небольшие расстояния (до 15 см), может невольно сомкнуть пальчики на руках. Если рядом находится человек, то кроха может оживляться. Может невольно улыбаться, когда спит.

Питания малыша первой недели жизни

Питание и сон – эта два важнейших процесса в жизни новорожденного ребенка. В этот период малыш часто просит грудь, поэтому нужно кормить его по требованию. При этом у мамы вырабатывается больше молока, и ребенок перестает терять массу тела. Детей на искусственном питании также следует кормить по требованию. Здесь главное придерживаться советов врача-педиатра при выборе смеси и ее дозе соответственно возрасту и весу ребенка.

Первая неделя жизни и сон

Все недельные малыши имеют приблизительно одинаковый график сна и бодрствования. Кроха в нормальном состоянии в этот период спит около 16-18 часов. Сон малыша на первой неделе жизни прерывается каждые 2-3 часа для приемов пищи.

Вкусовые ощущения и обоняние

Уже на первой неделе жизни детки могут различать вкусы и запахи. У новорожденных малышей хорошо развито обоняние, они могут поворачивать головку на запах грудного молока. Сразу же после рождения ребенок распознает вкус сладкого и горького, реагировать на соленые продукты детки начинают приблизительно на пятом месяце.

Кризис новорожденных

Сразу после появления на свет малыш переживает стресс – это так называемый кризис новорожденности, когда резко меняются привычные условия обитания ребенка, он переживает новые эмоции. Справиться с этим малышу помогает присутствие мамы. И если по каким-то причинам ребенок находиться в изоляции от матери, это может спровоцировать потерю веса, апатию, бесконечный плачь — развивается синдром госпитализма.

Если мама постоянно находиться возле своего малыша, к концу первой недели ребенок реагирует на мамин голос, устремляет взгляд в ее глаза, начинает улыбаться ей. Непроизвольная улыбка у ребенка может наблюдаться и ранее, но улыбка, как реакция на чье-либо присутствие наблюдается на 28-30 дне жизни малютки. Так заканчивается период новорожденности.

22nd Янв 2018

Здравствуйте, дорогие читательницы! Ну вот, по прошествии года с момента появления дочки на свет, я наконец-то могу поделиться опытом и рассказать будущим и новоиспеченным мамочкам о том, что их ждет и как с меньшими потерями пережить трудные времена. А возможно даже обратить их себе на пользу!

Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье Календарь возрастных кризисов развития ребенка. Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни. Поэтому самое главное, что вам нужно уметь — это быть терпеливой, гибкой и осведомленной, чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства. Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

Периоды первого года жизни ребенка

Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

  1. От рождения до 3 месяцев.
  2. От 3 до 6 месяцев.
  3. От 6 до 9 месяцев.
  4. От 9 месяцев до года.

Ниже я расскажу, чем эти периоды различаются и как провести это время наиболее эффективно и приятно 😉

От 0 до 3 месяцев

Самый тяжелый этап в жизни как ребенка, так и матери. Перемена произошла так внезапно, и всем еще нужно привыкнуть друг к другу. Мама зачастую не понимает, почему плачет малыш, даже если он не первый. Колики, лактостазы, хронический недосып… Все это бывает непросто пережить, если не знать некоторые моменты, которые могут здорово облегчить жизнь!

Во-первых, обязательно прочитайте мою статью Как выжить в первый месяц жизни ребенка, чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама. Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться — возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать, в конце концов. Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку — любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

В-третьих, помните, что этот период закончится. А в нем есть и неоспоримые преимущества, просто не все их сразу замечают! Например, в первые три месяца жизни ребенок более 70% времени спит, а значит можно заниматься своими делами. Да, как правило, эти дела происходят с малышом в слинге или под грудью, либо на улице во время прогулки. Мне было так скучно первое время, что я создала этот блог. 😄 Сейчас я с тоской вспоминаю те времена, когда я могла часами читать книжку или писать статьи — к годику дочки свободного времени стало в разы меньше, и меня хватает лишь на пару строк в день! Чтение книг также почти сошло на нет… Так что, несмотря на все сложности первых трех месяцев жизни ребенка, это еще и время возможностей для отдыха, пускай с телефоном в руке. Обзаведитесь функциональным смартфоном и читайте, общайтесь, изучайте новое, смотрите фильмы, пока малыш смотрит сны. Скоро наступит совсем другой этап!

От 3 до 6 месяцев

После скачка роста в 3 месяца жизнь налаживается, и материнство кажется сказкой! Ребенок все еще много спит, но уже радует первым смехом, лепетом, вниманием. Мама в этот период чувствует и относительную свободу, и отдачу. Наконец-то члены семьи начинают высыпаться! Наслаждайтесь самым легким этапом на первом году жизни ребенка и копите силы на будущее. А пока советую расслабиться, вспомнить свои хобби, больше гулять, полноценно питаться и спать. Нашей дочке исполнилось три месяца весной, так что мне удавалось заниматься моим любимым рукоделием на свежем воздухе, а дома я писала статьи для этого блога. Если вы получаете образование или давно хотели попробовать что-то новое — сейчас самое время!

От 6 до 9 месяцев

В 6,5 месяцев дочь внезапно перестала спать на улице. У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже… А тут еще кризис 6 месяцев — как мне показалось, самый трудный из всех. Теперь ребенок отказывается лежать там, куда положили, и требует, чтобы его постоянно носили на руках. Малыш хочет посмотреть мир! Он учится сидеть, ползать, кушать новую еду, и маме необходимо помогать ему буквально ежеминутно. Так что в этот период придется задвинуть какие-то свои дела в долгий ящик. После легкости 3-6 месяцев жизни ребенка будни с ребенком 6-9 месяцев могут показаться тяжелыми, иногда даже невыносимыми… Что делать? Вам необходимо отвлекаться на свои дела! Прочтите мою статью Блочное планирование, или как найти свободное время маме . Именно этот метод помог мне не сойти с ума, а научиться выделять время на себя даже в сумасшедшем ритме жизни с грудничком. Опять же, помните, что скоро настанут хорошие времена!

От 9 до 12 месяцев

Обычно к 9 месяцам ребенок становится чуть более самостоятельным — он уже сам перемещается по дому, ползком или даже на своих двоих, открывает всевозможные шкафы и ящики и вытаскивает их содержимое, а значит, теперь всегда есть чем заняться! Первое время мама даже может впасть в ступор — куда деть освободившееся время? Не то, чтобы его стало так много, просто мы привыкли за 20 минут и обед приготовить, и прибраться, и в душ сходить, а тут малыш занял себя аж на полчаса, и осталось целых 10 минут. :))

По себе знаю, что к 10-му месяцу жизни ребенка мама наконец-то может немного расслабиться и спокойно выпить чай, который налила, когда крохе было 5 месяцев. 😄 Ну, а если серьезно, после всех домашних дел мне даже удается порукодельничать, пока дочка сама играет. Несколько недель назад я могла об этом только мечтать!

Некоторые детки даже слишком самостоятельные! 🙂

Многие мамочки жалуются, что ребенок и в год, и в полтора все равно требует ВСЁ внимание, а некоторые не слезают с рук, даже если уже умеют ходить… Что ж, это означает лишь то, что как раз с 9 месяцев кончается просто уход за ребенком и начинается воспитание. А воспитывать — реально гораздо сложнее, чем попу подтирать. Вам потребуется вся ваша воля, иногда строгость и твердость, чтобы воспитать самостоятельного, уравновешенного человека. Да, придется делать над собой усилие много раз в день, чтобы не потакать капризам малыша всякий раз. Пора уже и честь знать! Именно сейчас закладывается воспитание, и вам же лучше, если вы научите нового члена семьи подстраиваться под ваш распорядок. Ведь он уже не новорожденный, и может где-то потерпеть и подчиниться.

В 9 месяцев детки уже многое понимают, а если и не понимают, то чувствуют. Объясняйте, что мама сейчас не может, и придется подождать. Если вы видите, что ребенок просто показывает свое «хочу», попробуйте проигнорировать это (если не помогли объяснения). Вот увидите, малыш займет себя сам, и каждый раз это будет происходить все чаще и на дольшее время! Этим вы оказываете услугу, прежде всего, ребенку, чьи хотелки не могут и не должны исполняться сию минуту.

Сложность периодов первого года жизни ребенка по моему мнению

Именно поэтому легкость этого периода я поставила на второе, а не на первое место. В остальном же с малышом наконец-то становится интересно, занятно, весело! Он уже говорит «мама» и «папа», играется, хохочет, топает своими пухлыми ножками, обнимает, пытается целовать. И все это невероятно мило, аж сердце разрывается от умиления 🙂 К 11-12 месяцам ребенок переходит на один дневной сон. Когда я думала об этом полгода назад, приходила в ужас. Но все оказалось не так страшно! С ребенком, как правило, очень комфортно, и время летит незаметно — потом даже удивляешься, что пришел час сна. Именно к этому моменту я почувствовала, что жизнь окончательно наладилась — ты просто живешь, делаешь домашние дела, встречаешься с друзьями, даже работаешь, просто при тебе всегда ребенок. 🙂

Таковы периоды первого года жизни малыша, и каждый из них хорош по-своему. Сначала — много свободного времени, но и непростая перестройка, затем — привычный ритм и легкость, после — череда кризисов и новых умелок, и в конце года — рядом с тобой «свой в доску» человечек, без которого ты уже не представляешь жизни. Поэтому, если вас с малышом настиг непростой этап, помните, что игра стоит свеч, и совсем скоро жизнь заиграет новыми красками! Каждый день будет в радость! Не зря говорят, что первый год — самый сложный. Как видите, трудности возникают в разные периоды жизни малыша. И теперь я понимаю, почему годик отмечают с таким размахом — тут есть, что праздновать! Думаю, дальше будет еще лучше 🙂

Здоровья вам и вашим семьям, а остальное приложится 😉 Пожалуйста, поделитесь этой статьей с друзьями!

    • Важнейшим условием, обеспечивающим рациональную организацию жизни детей этого возраста, является режим дня. Режим предусматривает соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям детей распределение в течение суток процессов бодрствования, кормления, сна и их чередование, а также смену видов деятельности во время бодрствования. При правильном режиме обеспечивается не только укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое и нервно-психическое развитие. С возрастом увеличивается работоспособность нервной системы ребенка, т. е. способность активно бодрствовать определенный отрезок времени. Именно это обстоятельство лежит в основе изменения режимов в раннем детстве.
      Учеными (Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, Н. М. Аксарина и др.) разработаны и научно обоснованы режимы дня для каждого возрастного периода развития ребенка первого года жизни: от рождения до 2,5—3 месяцев, с 2,5—3 до 5—6 месяцев, с 5—6 до 9—10 месяцев, с 9—10 до 1 года 2—-3 месяцев. Установлена наиболее рациональная последовательность удовлетворения органических потребностей ребенка в бодрствовании, сне, кормлении. Кормление должно следовать после сна, а бодрствование после кормления. Выспавшийся ребенок обычно хорошо ест, а сытый активно бодрствует, что способствует его полноценному развитию. При назначении режима дня необходимо учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности детей.
      На первом году жизни ребенок нуждается в индивидуальном обслуживании и обучении, поэтому группу следует комплектовать детьми разных возрастных периодов, чтобы в ней было не менее двух возрастных подгрупп, каждая из которых бодрствует во время сна другой. Это дает возможность уделить большее внимание каждому ребенку.
      Помещение группы детей первого года жизни должно состоять из комнаты для бодрствования и веранды для сна. Эти малыши не гуляют, поэтому их сон должен быть организован на воздухе. Веранда необходима и для соблюдения режима дня, чтобы бодрствующие дети не нарушали покой тех, кому в это время надо спать.
      При систематическом выполнении режима ребенок к 2—3 месяцам привыкает к нему, т. е. засыпает и пробуждается в определенное время, с аппетитом ест, спокойно бодрствует, глубоко спит.
      Кормление детей следует проводить по мере их пробуждения.
      Важно сформировать у детей положительное отношение к кормлению. Для этого ребенка приучают к посильной активности: с 3,5—4 месяцев кладут его руки на бутылочку, приучая ее удерживать, с 7—8 месяцев — есть корочку хлеба, с 10 месяцев — придерживать чашку, к году самостоятельно пить из нее. Положительное отношение к еде поддерживается и разговором взрослого. Он называет пищу, просит ребенка откусить хлеб, открыть рот и т. п.
      До 7—8 месяцев ребенка кормят на руках у взрослого. Детей, научившихся сидеть, кормят по двое за высоким комбинированным столом с выдвижными креслицами.
      При укладывании детей и подъеме после сна важно соблюдать индивидуальный подход. В первую очередь укладывают легко утомляющихся детей, затем медленно засыпающих: уложив первых, можно больше внимания уделить вторым. Чтобы дети не просыпались одновременно, надо проводить укладывание на дневной сон неторопливо, не менее чем в течение 20—30 мин. Поднимать детей после сна надо постепенно, по мере пробуждения. Нельзя допускать одновременный подъем всех. В этом случае детям придется ждать кормления. Каждого проснувшегося ребенка после необходимого туалета тут же кормят.
      Переодевание после сна и в течение дня используют для общения с ребенком, развития у него движений, понимания и формирования активной речи.
      Одежда для бодрствования состоит из распашонки, кофточки, ползунков; после 8 месяцев ползунки заменяются комбинезоном, на ноги ребенку надевают теплые носочки или ботиночки.
      Приучение к опрятности следует начинать с того времени, когда ребенок научится самостоятельно сидеть, т. е. с 8—9 месяцев.

      ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5

      Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные А.Р. Лурия.

      Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

      Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

      Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

      Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

      19.Причины отклонения в психическом развитии.

      делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые).

      В период внутриутробного развития на плод могут действовать заболевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др. К числу этиологических факторов относят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, перегревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфекционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии.

      социально-психологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отношении среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.


      20.Причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием.

      Существует сложный характер взаимосвязи этиологического фактора и отклоняющегося развития. Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообразных комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует отнести преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего избирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы.

      Сила воздействия патогенного фактора напрямую определяет его конечный эффект, выраженность того или иного нарушения. Помимо названных весьма значимой переменной выступает экспозиция, длительность воздействия. Даже если неблагоприятное воздействие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен коммулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии.

      чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей.

      Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Патогенное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылок — относительно устойчивых нарушений центральной нервной системы.

      21.Компенсация как категория специальной психологии. Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

      Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

      Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

      Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций — внутрисистемную и межсистемную.

      Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

      Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма.

      Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).

      Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

      Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации- содержание четвертой фазы.

      пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

      Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

      Первый — биологический, или телесный уровень.

      Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого.

      Третий — социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека.

      Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду.

      Абилитацияв дословном переводе — предоставление прав. мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

      Коррекция — процесс исправления тех или иных нарушенных функций. Коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

      22.Классификации детей с ОПФР.

      Дети с ОПФР – дети с особенностями психофизического развития.

      Классификация детей с ОПФР:

      -Дети с сенсорными нарушениями (слух, зрение).

      — Дети с нарушением речи.

      — Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата.

      — Дети с интеллектуальными нарушениями.

      — Дети с комплексными нарушениями.

      — Дети с искаженным развитием.

      Дети с опфр, которые в результате психических и физических недостатков имеют сложности в обучении: глухие дети и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с задержкой психического развития; умственно отсталые дети; аутичные дети; дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными (комбинированными) нарушениями и др.

      Дети с ОПФР (особенности психо- физического развития) делятся на следующие категории:

      — Дети с трудностями в обучении

      — Дети- инвалиды

      — Дети, обучающиеся в интеграционных классах

      — Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *