Реальное бытие

Специфика бытия идеального

Бытие — философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: «Я есть»). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием.

Идеальное бытие часто называют — сущностью. Оно лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман).Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие.

Лосский называет отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, при котором возможна интуиция, гносеологической координацией Лосскому принадлежит заслуга в разработке координационной теории восприятия, подчеркивающей большую роль в восприятии физиологических процессов. Согласно этой теории, возбуждение определенного органа чувств и физиологический процесс, который при этом происходит в коре головного мозга, — это не причина, вызывающая восприятие, а стимул, который побуждает познающего субъекта направить свое внимание на объект внешнего мира. Реальные внешние объекты обладают большим богатством содержания, но лишь малую толику этих сторон объекта мы познаем, так как познаем только то, что представляет для нас интерес. Все остальные стороны объекта, которые не попали в наше восприятие, связаны с субъектом только подсознательно. Именно поэтому два разных человека воспринимают один и тот же объект по- разному, так как отбор содержания из подсознательного в сознание производится разными людьми по-разному. Свою концепцию окружающего мира Лосский называет идеальным реализмом, так как вводит различие между идеальным и реальным бытием Идеальное бытие — это все то, что не имеет пространственного и временного характера.

Все многообразные формы решения проблемы идеального в истории философии тяготеют к двум полюсам — к материалистическому и идеалистическому. Домарксистский материализм, справедливо отвергая спиритуалистические и дуалистические представления об идеальном как об особой субстанции, противостоящей материальному миру, рассматривал идеальное как образ, как отражение одного материального тела в другом материальном теле, т. е. как атрибут, функцию особым образом организованной материи.

Все без исключения общие образы рождаются не из всеобщих схем работы мышления и возникают вовсе не в акте пассивного созерцания не тронутой человеком природы, а формируются в процессе практически-предметного ее преобразования человеком, обществом. Они возникают и функционируют как формы общественно-человеческой детерминации целенаправленной воли отдельного лица, т. е. как формы активной деятельности. Причем общие образы откристаллизовываются в составе духовной культуры совершенно непреднамеренно и независимо от воли и сознания отдельных людей, хотя и посредством их деятельности. В созерцании же они выступают именно как формы вещей, созданных человеком, или как «печати», наложенные им на естественно-природный материал, как отчужденные во внешнем веществе формы целенаправленной воли.

С природой как таковой люди вообще имеют дело лишь в той мере, в какой она так или иначе вовлечена в процесс общественного труда, превращена в материал, в средство, в условие активной человеческой деятельности. Даже звездное небо, в котором человеческий труд реально пока ничего не меняет, становится предметом внимания и созерцания человека лишь там, где оно превращено обществом в средство ориентации во времени и пространстве, в «орудие» жизнедеятельности общественно-человеческого организма, в «орган» его тела, в его естественные часы, компас и календарь. Всеобщие формы, закономерности природного материала действительно проступают, а потому и осознаются именно в той мере, в какой этот материал уже реально превращен в строительный материал «неорганического тела человека», «предметного тела» цивилизации, и потому всеобщие формы «вещей в себе» выступают для человека непосредственно как активные формы функционирования его «неорганического тела».

Идеальное непосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека (т. е. вполне предметного, материального существа), направленной во внешний мир. Поэтому, если говорить о материальной системе, функцией и способом существования которой выступает идеальное, то такой системой является только общественный человек в единстве с тем предметным миром, посредством которого он осуществляет свою специфически человеческую жизнедеятельность. Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится под черепной крышкой индивида, т. е. мозга. Оно есть особая функция человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.

Между созерцающим и мыслящим человеком и природой самой по себе существует очень важное опосредствующее звено, через которое природа превращается в мысль, а мысль — в тело природы. Это — практика, труд, производство. Именно производство (в самом широком смысле слова) делает предмет природы предметом созерцания и мышления. «Даже предметы простейшей «чувственной достоверности» даны ему (человеку. — Э. И.) только благодаря общественному развитию, благодаря промышленности и торговым сношениям».

В природе самой по себе, в том числе и в природе человека как биологического существа, идеального нет. По отношению к естественно-природной организации человеческого тела оно имеет такой же внешний характер, как и по отношению к тому материалу, в котором оно реализуется, опредмечивается в виде чувственно воспринимаемой вещи. Так, форма кувшина, возникающего под руками гончара, не заключалась заранее ни в куске глины, ни в прирожденной анатомо-физиологической организации тела индивида, действующего в качестве гончара. Лишь поскольку человек тренирует органы своего тела на предметах, создаваемых человеком для человека, постольку он и становится носителем активных форм общественной деятельности, создающей соответствующие предметы.

Ясно, что идеальное, т. е. активная общественно-человеческая форма деятельности, непосредственно воплощено, или, как теперь любят говорить, «закодировано», в виде нервно-мозговых структур коры мозга, т. е. вполне материально. Но материальное бытие идеального не есть само идеальное, а только форма его выражения в органическом теле индивида. Идеальное само по себе — это общественно-определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующая форме ее предмета и продукта. Пытаться объяснять идеальное из анатомо-физиологических свойств тела мозга — такая же нелепая затея, как и попытка объяснять денежную форму продукта труда из физико-химических особенностей золота. Материализм в данном случае заключается вовсе не в том, чтобы отождествить идеальное с теми материальными процессами, которые происходят в голове. Материализм здесь выражается в том, чтобы понять, что идеальное как общественно-определенная форма деятельности человека, создающей предмет той или иной формы, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека как действительного агента общественного производства.

Поэтому и научные определения идеального получаются на пути материалистического анализа «анатомии и физиологии» общественного производства материальной и духовной жизни общества и ни в коем случае не анатомии и физиологии мозга как органа тела индивида.

Непосредственно преобразование материального в идеальное состоит в том, что внешний факт выражается в языке — в «непосредственной действительности мысли». Но язык сам по себе есть столь же мало идеальное, как и нервно-физиологическая структура мозга. Он лишь форма выражения идеального, его вещественно-предметное бытие.

Материальное действительно «пересаживается» в человеческую голову, если оно, во-первых, выражено в непосредственно общезначимых формах языка (понимаемого в широком смысле слова, включая язык чертежей, схем, моделей и пр.) и, во-вторых, преобразовано в активную форму деятельности человека с реальным предметом (а не просто в «термин» или «высказывание» как вещественное тело языка). Иначе говоря, предмет оказывается идеализованным лишь там, где возникает способность активно воссоздать его, опираясь на язык слов и чертежей, способность превращать слово в дело, в вещь.

Это прекрасно понимал Спиноза. Недаром он связывал адекватные идеи, выражаемые словами языка, как раз с умением воспроизводить в реальном пространстве заданную словами форму. Именно отсюда он выводил различие между определением, выражающим существо дела, т. е. идеальный образ объекта, и номинально-формальной дефиницией, фиксирующей более или менее случайно выхваченное свойство объекта, его внешний признак. Например, круг можно определить как «фигуру, у которой линии, проведенные от центра к окружности, равны…». Однако такая дефиниция «совсем не выражает сущности круга, а только некоторое его свойство», к тому же свойство производное, вторичное. Другое дело, когда дефиниция будет заключать в себе «ближайшую причину» вещи. Тогда круг должен быть определен следующим образом: «…фигура, описываемая какой-либо линией, один конец которой закреплен, а другой подвижен…» Последняя дефиниция задает способ построения вещи в реальном пространстве. Здесь номинальное определение возникает вместе с реальным действием мыслящего тела по пространственному контуру объекта идеи. В таком случае человек и владеет адекватной идеей, т. е. идеальным образом вещи, а не только знаками, выраженными в словах. Это глубокое, притом материалистическое, понимание природы идеального. Идеальное существует там, где налицо способность воссоздать объект в пространстве, опираясь на слово, на язык, в сочетании с потребностью в объекте, плюс материальное обеспечение акта созидания.

Определение идеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и что вместе с тем есть, что не существует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи и вместе с тем существует как деятельная способность человека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличное бытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа, потребности, побуждения и цели. Именно поэтому идеальное бытие вещи и отличается от ее реального бытия, как и от тех телесно-вещественных структур мозга и языка, посредством которых оно существует «внутри» субъекта. От структур мозга и языка идеальный образ предмета принципиально отличается тем, что он — форма внешнего предмета. От внешнего же предмета идеальный образ отличается тем, что он опредмечен непосредственно не во внешнем веществе природы, а в органическом теле человека и в теле языка как субъективный образ. Идеальное есть, следовательно, субъективное бытие предмета, или его «инобытие», — бытие одного предмета в другом и через другое, как выражал такую ситуацию Гегель.

Идеальное как форма деятельности общественного человека существует там, где происходит, по выражению Гегеля, процесс «снятия внешности», т. е. процесс превращения тела природы в предмет деятельности человека, в предмет труда, а затем в продукт труда. То же самое можно выразить и по-другому: форма внешней вещи, вовлеченной в процесс труда, «снимается» в субъективной форме предметной деятельности; последняя же предметно фиксируется в субъекте в виде механизмов высшей нервной деятельности. А затем обратная очередь тех же метаморфоз — словесно выраженное представление превращается в дело, а через дело — в форму внешней, чувственно созерцаемой вещи, в вещь. Эти два встречных ряда метаморфоз реально замкнуты на цикл: вещь — дело — слово — дело — вещь. В постоянно возобновляющемся циклическом движении только и существует идеальное, идеальный образ вещи.

Непосредственно идеальное осуществляется в символе и через символ, т. е. через внешнее, чувственно воспринимаемое, видимое или слышимое тело слова. Слово как знак, как название не имеет ничего общего с тем, знаком чего оно является. Это «общее» обнаруживается только в акте превращения слова в дело, а через дело — в вещь (а затем и в обратном процессе), в практике и усвоении ее результатов.

Бытие реальное и идеальное. Явление и сущность

«Бытие – это последнее, о чём ещё допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако, последнее таково, что за ним уже ничего не стоит.»
Н.Гартман
Начнём с того, что слово «бытие» включает в себя два понятия:
— реальное бытие – существование;
— идеальное бытие – сущность.
Первое понятие – это мир как явление, во всём его многообразии, неповторимости и материальности – развёрнутости в пространстве и во времени.
Идеальному же бытию не свойственно являться, быть фактом: оно лишено временного, действительного, опытного характера (Н. Гартман). Потому оно не только едино, но и единственно, а, отсюда, — неизменно, вечно.
Другими словами, идеальное бытие – вне материи, вне времени и пространства, но это особое «вне». Именно идеальное бытие «находится позади» реального бытия, именно ему отказывает Николай Гартман в самой возможности определения. Именно за эти «вне» и «позади» его иногда называют небытием.
И вот «реальное бытие» — в лице человека – несмотря на интуитивный запрет, а, может быть, благодаря ему, задаёт себе вопрос: а как я отношусь к бытию идеальному, в том смысле, что какова моя сущность? При этом стоит понимать, что этот вопрос мало общего имеет с вопросом, что первично, дух или материя (или есть ли Бог).
Дело в том, что, говоря об идеальном бытие, философия по определению имеет в виду нечто более фундаментальное, универсальное, чем пространство-материя. Даже оголтелый материалист вряд ли будет утверждать, что материя управляет «законами природы», а не наоборот. Для идеалиста миром управляют «идеальные силы». Для независимого от догм исследователя ясно: «идеальное управление» индикативно, оно осуществимо, лишь как запрет на определённые формы движения, запрет, который может быть осуществлён только через структуру пространства-материи.
Как же отвечало человечество на вопрос об единстве реального и идеального бытия? Всегда по-разному, но всегда дуально, вернее, дуэтом. Далее мы попытаемся представить вам несколько таких дуэтов мыслителей и их вклад в современную картину мира.
ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ http://www.proza.ru/2009/05/28/1094
ДЕКАРТ-СПИНОЗА http://www.proza.ru/2009/06/18/925
НЬЮТОН-ЛЕЙБНИЦ http://www.proza.ru/2009/06/18/969
ГЕГЕЛЬ-МАРКС http://www.proza.ru/2009/06/18/981
ЭЙНШТЕЙН-БОР http://www.proza.ru/2009/06/18/1036
Продолжение: http://www.proza.ru/2009/05/28/1094

22. Бытие материальное и идеальное. Основные формы бытия

Материальное (от лат. materialis – вещественный) – состоящее из материи. Материя – от лат. materia – материал, вещество; греч.– «почти небытие», по Платону.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход — материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно было введено Аристотелем. По его утверждению «первоначало всего» есть именно материя. Под влиянием эмпирической философии и естествознания сложилось феноменалистическое учение о материи И. Канта. По выражению И. Канта, материя есть «субстанция явления», но не явление субстанции. Будучи явлением, материя существует в нас, она зависит от существования познающего субъекта, однако представляется чем-то внешним, объективным: она есть «чистая форма, или известный способ представления неизвестного предмета с помощью того созерцания, которое мы называем внешним чувством». Материя есть то, что наполняет пространство; протяженность и непроницаемость составляют её понятие. Материя, по И. Канту, это высший эмпирический принцип единства явлений.

У Ф. Шеллинга, материя – есть дух, рассматриваемый в равновесии своих деятельностей. Реальность, бытие – это не дух и не материя, ибо оба они – два состояния одного бытия: материя сама есть угасший дух, или наоборот: дух есть материя в становлении.

Гегель диалектически развивает понятие материи из противоположности двух абстракций – положительной абстракции пространства и отрицательной – времени. Материя являет собой единство и отрицание этих двух абстрактных моментов, первое конкретное. Таким образом, материя отмечает границу, переход из идеальности в реальность. Сам переход, движение есть процесс – переход из пространства во время и обратно: напротив, материя, как отношение пространства и времени, есть покоящаяся самотождественность. Существенные определения материи составляют диалектическую триаду (отталкивание – притяжение – тяжесть). Тяжесть и есть, по Гегелю, субстанциальность материи: именно тяжесть выражает ничтожность вне-себя-бытия материи в ее для-себя-бытии, ее несамостоятельность.

Г. Галилей выделяет следующие первичные качества материи: арифметические (исчислимость), геометрические (форма, величина, положение, касание) и кинематические (подвижность) свойства. И. Кеплер усматривает в материи две изначальных, диалектически противопоставленных силы: силу движения и силу инерции. В классической ньютоновской механике основные свойства материи – это инерция (инертная масса), способность сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения и тяжесть – способность тяжелых масс взаимно притягиваться по закону гравитации. Материи противопоставляется энергия – способность совершать механическую работу или проявлять силу в движении. Другие признаки материи: сохранение массы во всех физических и химических процессах; тождество инертной и тяжелой массы, отличие материи от пространства и времени.

Можно выделить основные свойства материи, не отделимые от неё и потому называющиеся атрибутами:

1) материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима;

2) материя находится в постоянном движении в пространственно-временном континууме;

3) она есть причина самой себя (по мысли Спинозы).

Элементами структура материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество)

Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации.

Понятие идеального своими корнями уходит в анимизм и тотемизм, согласно которым:

а) каждая вещь (палка, оружие, пища и т. д.) имеет собственную уникальную душу (нечто похожее на пар или тень), которая, в свою очередь, способна перемещаться в пространстве и проникать в другие вещи и людей;

б) каждая родоплеменная группа людей обязана своим происхождением и общими признаками предку-родоначальнику (тотему).

Идеальное – философская категория, обозначающая характерные свойства образов предметов (эйдосов, идей, идеалов, идолов). Важнейшими из этих свойств являются:

– непротяжённость и невещественность, невоспринимаемость органами чувств, несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

– содержательное сходство образа и сопряжённого с ним предмета;

– субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

– нетождественность психическому (так как последнее включает не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

Основные формы бытия

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» — бытие Бога и «неистинное» — товарное.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция — нечто неизменно, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Вопрос № 23

Концепции материи в истории философии и науки

Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с тех пор, как древние мыслители выдвинули идею о происхождении всех вещей окружающего нас мира из общего, единого «первоначала», которое неотвратимо и неучтожимо, не зависит ни от людей, ни от богов. Это «первоначало» представлялось им в виде какого-то вещества, служащего исходным материалом для образования всех вещей. Такой материал и называли материей. Древние материалисты представляли себе природу материи, отождествляя ее с теми или иными конкретными веществами. Таким образом, категория материи с самого начала выполняет в философии следующие функции: 1)Выражает мысль о существовании объективной реальности, независимой от сознания и духовных сил. 2) Характеризует то общее, что имеется во всех вещах. 3)Определяет в самом общем виде тот путь, ведущий к познанию всех вещей, общую программу или стратегию, которой следует руководствоваться в их познании. Эти функции категория материи сохраняет во всем дальнейшем развитии философии.

Древние по-разному понимали материальное первоначало, но считали, что важно установить, что такое материя, из которой образуются все вещи вообще. Предполагалось, что этот субстрат вечен, нерушим, несотворим.

Первоначально в качестве субстрата предлагались вода, воздух, земля… Представители раннего материализма положили начало субстратного понимания материи. Более обобщенное представление о материи дали атомисты, прежде всего – Демокрит. Субстратом, из которого всё состоит, являются атомы – мельчайшие неделимые частицы. Они носятся в мировом пространстве (пустоте), соединяясь и распадаясь, образуя всё многообразие мира.

Отсюда и пошло понятие «материя» — от слова «материалис» — вещественный.

Вплоть до н. 20 века господствовал метафизический подход. Материалисты–метафизики понимали материю как вещественную субстанцию, обладающую набором определенных неизменных качеств. (Объективные идеалисты под материей понимали то же самое, но считали, что этот мир сотворил Бог; природный мир не обладает саморазвитием и подлинным бытием).

На этом основании строилась картина мира и утверждалась возможность исчерпывающего познания мира в силу конечного числа проявляемых материей свойств.

В естествознании искали атом как неделимую материальную частицу. Из них все состоит (демокритовская идея атомов). Однако были открыты электрическое и магнитное поле, а затем расщеплен атом. Открыты радиоактивность, создана теория относительности Эйнштейна. Все это вызвало растерянность – кризис физики. Если атома нет, значит, «материя исчезла»… Это затронуло гносеологию: рушилась старая картина мира, многие физики и философы стали сомневаться в том, что мы можем вообще получать правильные знания о мире.

Итак, следовало дать новое определение материи, которое бы обобщило и представления и о веществе и о поле. Такое определение дал В.И Ленин: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Это диалектико-материалистическое определение материи, ибо включает и те объекты, которые уже известны и те, которые еще неизвестны, т.е. отражает движущийся, развивающийся, бесконечный, познаваемый мир.

Материи характерны такие атрибутивные свойства как: объективность, чувственная данность, неисчерпаемость, структурность, способность к саморазвитию и др. Особо следует подчеркнуть такие атрибутивные свойства как движение, пространство, время, отражение.

Научные представления о материи

1. Материя не хаос. Она системно организована.

2. Выделяют три основных уровня организации материи:

а) неживая природа

б) живая природа

в) общество.

Общество ————————————————

Живая природа ——————————————————

Неживая прир.

Микромир макромир мегамир

3. выделяют два основных вида материи: а) вещество и б) поле.

Сегодня астрофизики говорят об открытии в просторах Вселенной третьего вида материи, которую называют вакуумной или, иногда, «темным веществом». Этому виду материи не характерно гравитационное скучивание, электромагнитное излучение. Она не дает Галактикам разлетаться и удерживает внутри них звезды. Она своего рода каркас космоса. Полагают, что галактики формировались там, где плотность темной материи была наибольшей и сейчас притяжение этой похожей на паутину структуры продолжает удерживать их вместе. Присутствие темной материи можно заметить, наблюдая за звездами, расположенными на окраинах галактик. Ее гравитация искривляет пространство-время и изгибает лучи света. Темной материи во Вселенной 95%, а привычной нам материи – 5%. Этот эффект был предсказан еще ОТО Эйнштейна.

Есть гравитация: около звезды луч света искривляется. При удалении от звезды размеры тел увеличиваются.

Кроме гравитации есть эффект отталкивания. Его еще называют «темная энергия». Этот феномен предсказывался еще в ОТО Эйнштейна.. Вселенная расширяется. Хаббл открыл расширение Вселенной в 1929 г.

Наша Вселенная не единственная. Большой взрыв, породивший те пространство и время, которые мы знаем, мог быть всего лишь одним из бесконечной череды подобных событии , Эта концепция основана на теории инфляции выведенной из ОТО Эйнштейна. Не все Вселенные похожи, некоторые напоминают нашу, в других, возможно, насчитывается больше измерений или есть ирные формы материи и законы физики проявляются не так, как у нас.

Пространство Вселенной имеет сложную структуру, то есть оно является топологически сложным, в нем есть так называемые «кротовые норы». Был взрыв. Но и вне взрыва что-то было. Иначе говоря, мир бесконечен и пространство незамкнутое и тоже бесконечное. В других областях взрывы происходили раньше или позже. Пространство заполнено скалярным полем большой плотности. Можно это представить в виде модели кипящей воды (внутри большего пространства – пузырьки…). В мире много Вселенных, это не просто универсум, а мультиверс. Отдельные Вселенные – это «пузырьки», между ними – «кротовые норы». Это гравитационные образования. Вход-выход в «кротовую нору» — это что-то вроде черной дыры. Но это еще требует исследований.

Используя «кротовые норы», можно создать машину времени… Так полагают некоторые ученые.

Возраст нашей Вселенной – 13-14 млрд лет. Возраст нашей Солнечной системы – 5 млрд лет.

Звезды проходят разные стадии эволюции:

Нейтронная звезда, если к ней добавляется масса – кварковая звезда, если к ней добавляется масса – черная дыра, если к ней добавляется масса – сверхмассивная черная дыра (она «ест» окружающее вещество – и обычное и «темное»).

Вопрос № 24

Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.

В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя и движение едины. Движение – это способ существования материи. Существовать, значит двигаться.

Источником движения является, с точки зрения диалектики, борьба внутренних противоположностей (мир бесконечен, в нем нет ничего внешнего). Отсюда, движение – это самодвижение.

Метафизики не признают противоречивости мира, считая противоречия результатом нашего незнания. Материалисты-метафизики были деистами и считали, что Бог дал материи первотолчок, а дальше она сама развивается. Т.е. источник движения материи находится вовне.

.Движению как свойству материи, как единственному способу ее существования характерны те же свойства, что и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д.

Итак, Движение – есть философская категория, обозначающая всеобщую способность, свойство материи (вещей и процессов) изменяться.

Движение само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя.

Покой – не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки…

Из этого можно сделать вывод для нашей профессиональной деятельности: обучая ребенка, необходимо вводить моменты повторения, как моменты устойчивости, сохранения, покоя. Иначе ребенок ничего не усвоит – поток знаний уничтожит самого себя, т.е. не будет движения знаний, не появятся новые знания.

Покой столь же всеобщ по отношению к материи, как и движение. И все же он – лишь момент движения, поэтому по отношению к движению – покой относителен.

Итак, движение – это всегда изменение, изменение чего-либо. Не бывает движения самого по себе.

Формы движения материи.

Разным материальным носителям, принадлежащим разным уровням организации материи, присущи разные формы движения материи, со своими закономерностями. Но все они взаимосвязаны.

Классификацию их дал Энгельс, на основе следующих критериев:

Он выделял: — механическую форму движения материи; сегодня она не выделяется как особая форма, считается, что механические перемещения присущи системам всех уровней организации материи;

— физическую: макротела, атомы, элементарные частицы и др.; сегодня ее расширяют за счет таких форм движения как квантово- механическая и звездно-галактическая. Это все физические процессы;

— химическая: ее носители — молекулы, ионы, радикалы. Это химические реакции разного типа.

— биологическая: ее носители – сложные органические молекулы (белки, РНК, ДНК), организмы, популяции, экосистемы, биосфера. Это обмен веществ, адаптация, мутации, процесс эволюции и т.п.

— социальная: ее носители – человек, семья, другие социальные группы, государство, общество. Это все процессы происходящие в обществе, все проявления деятельности людей и их сознания. Специфика ее в том, что на этом уровне материальная система существует в единстве с сознанием. Благодаря сознанию, человек может сознательно управлять своей деятельностью, развитием.

Взаимосвязь высших и низших форм движения материи

Высшие формы движения материи базируются на низших, включают их в себя в преобразованном виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения материи нельзя сводить к низшим, т.к. каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические закономерности.

Поставим вопрос так: чтобы познать работу живого организма, надо ли знать законы физики и химии? – да! Но достаточно ли их, чтобы сказать, что мы познали живое? – Нет, т.к. живой организм подчиняется своим, биологическим закономерностям.

Сведение высшего к низшему называется редукционизм. Это метафизический подход, так как не учитывает качественных изменений, ставит разноуровневые процессы на один уровень и тем самым пренебрегает развитием, как переходом от низшего к высшему.

Знание высших форм движения, их закономерностей, позволяет лучше понять и низшие.

Следует отметить, что науке не известны объекты, обладающие одной формой движения. Все возникшие формы движения материи существуют взаимосвязано. Так, экологические проблемы подчеркивают связь природы и общества.

(Методологическое значение учения о формах движения материи). Подумать и объяснить с точки зрения учения о формах движения материи: — Почему нельзя социальные процессы, например, социальные, классовые конфликты, объяснять только борьбой за существование, хотя что-то общее здесь, безусловно, просматривается? — Почему реки нельзя поворачивать вспять как трубы?).

  1. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы:

— развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

— всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называют законами. Традиционно законы диалектики подразделяют на основные (раскрывают сущность развития) и неосновные (дополняющие картину развития). К основным относят:

— закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития);

— закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития);

— закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

Неосновные законы диалектики выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.

Исторические формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятия диалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления». В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют:

-диалектику античных философов (Востока и Греции);

-диалектику немецкой трансцендентально-критической философии;

-материалистическую диалектику,

хотя можно говорить и о диалектике Возрождения, Нового времени и др.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика, выразившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так, источником развития самоорганизующейся системы выступает не противоречие между ее элементами, а, напротив, их кооперативное, согласованное взаимодействие. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. Одновременно происходит переосмысление концепции хаоса, вводится понятие динамического (или детерминированного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в огромном многообразии упорядоченных структур.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *