Ребенок кривляется, что делать?

Вчера еще в семье было мирно, а сегодня там всем портит жизнь грубый, колючий, злой, неблагодарный подросток. Что делать, если ребенок грубит родителям: ответить строгостью и взять в ежовые рукавицы, или продолжать воспитывать как раньше, или может, игнорировать его? И тогда он поймет, как неправ? Мама с папой мечутся в поисках выхода, пробуют то одну тактику, то другую, споря между собой, обвиняя друг друга в воспитательных ошибках, обижаясь на сына (дочь). Положения это не исправляет. В семье наступают не лучшие времена. Как быть?

Родители склонны обвинять ребенка. Но для него тоже жизнь – не сахар. И в этом причина проблемы. Расскажу об одном случае из своей практики.

На консультацию пришла мама 13-летнего Миши и долго жаловалась на сына, который стал совершенно невыносим:» Слово ему сказать нельзя – хамит, дерзит, срывается по пустякам!» Просила поговорить с ним, потому что запасы своей дипломатии и строгости (вперемешку) родители мальчика исчерпали. Я согласилась, с условием, если этого будет хотеть сам мальчик. В таких случаях ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом. Мы поговорили, и… как следовало ожидать, ответных претензий было столько же, если не больше. Сводились они к следующему: «Они до сих пор считают меня маленьким! Входят в комнату без стука, лезут с советами, когда их не спрашивают, диктуют что одевать, что есть и с кем гулять… достали!»

Что же такого происходит с ребенком, если он в одночасье перестает любить родителей и начинает считать их врагами? Спокойно… не стоит так преувеличивать! Хотя, признаться, и мне такие мысли приходили в голову, когда я воспитывала старшего сына.

Причины грубости вашего ребенка

О причинах много написано, в том числе и на этом сайте (ссылки внизу), поэтому здесь – коротко, больше о родительском поведении. Первое и самое основное: какими бы острыми и напряженными не были конфликты между родителями и детьми в этот период, не делайте выводы о любви и ненависти! Если ваш ребенок начал дерзить и хамить, это не значит, что он вас разлюбил. А что же это может значить?

  1. Он воюет за свою свободу!
  2. Он самоутверждается!
  3. Он тренируется!
  4. …или он привлекает ваше внимание.

А почему же он самоутверждается за счет родителей, воюет за свободу с родителями и тренируется (учится конфликтовать и добиваться своего в этих конфликтах) на родителях? Других людей что ли нет? Зачем расстраивать самых близких?

Помните, у Дольского: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям…». В этом и ответ. Родители – близкие. Они не только территориально ближе всего к подростку, они уже включили его в свой круг любви – эмоционально. Всем людям свойственно ( а подросткам особенно!) стремиться к тому, что бы их любили. В любви родителей они уверены, (разумеется, это касается тех семей, где отношения теплые, истинно-семейные). Следовательно, зачем направлять свои усилия, чтобы завоевывать то, что уже завоевано? Родители любят, значит, никуда не денутся. Это как фундамент, плацдарм, с которого начинается завоевание Большого Мира: одноклассников, друзей в своем и не своем районе, в Контакте, Фейсбуке и прочих местах.

Внимание подростка направлено не внутрь семьи, а вовне, что вполне естественно для его развития. Даже если он у вас из тех, кто больше времени проводит дома у компьютера, думает он все равно больше о том, что за стенами.

И в этом Большом Мире у него, как это обычно и бывает при освоении новых территорий, возникает куча проблем и сложностей. Как решать их, он не знает, посоветоваться не с кем (у друзей сложности такие же, да и гордость не позволяет).

Почему же ребенок не спрашивает у родителей, что делать, а грубит им?

Они бы с удовольствием помогли бы, разжевали бы и в рот положили, ан нет! Потому что:

  1. гордость!
  2. вы не авторитет!

Вы… «прошлый век, отстой, а значит – отстань!» (цитата). Ваши попытки «лезть в его дела» только разжигают пламя детско-родительских войн.

Он яростно бьется за свою автономию, пресекая ваше вмешательство запрещенными доселе приемами: грубостью и хамством. Он тренируется на вас, точит когти, которые ему понадобятся в дальнейшей жизни. Сбрасывает на вас напряжение обиды от своих неудач. В конце концов, разве вам не приходилось срываться на мужа (жену) после особо мерзкой недели на работе? Я уж молчу о вашем собственном подростковом периоде, свои «подвиги» людям свойственно быстро забывать.

Ребенок нуждается в вашем внимании

Конфликты между родителями и детьми – взрывы недовольства, истерики, демонстративное молчание или непослушание могут также свидетельствовать о том, что ваш ребенок нуждается в вашем внимании. Вы слишком мало времени проводите с ним, или проводите его формально.

…Со мной порою это тоже случалось, когда я могла за вечер 2-3 раза спросить о том, как дела в школе. Сын обижался: «Я же тебе уже говорил!» и был совершенно прав: я пропускала его ответы мимо ушей.

В этом случае ребенок своим неадекватным поведением может пытаться вернуть себе маму и папу. И нечего возлагать на него вину, что он делает это таким способом. Каким умеет, таким и делает.

То есть, есть дети «залюбленные» и «недолюбленные», но хамят они одинаково, стараясь добиться своих целей. Но поскольку цели противоположные, то и тактика родителей должна быть различной.

Что делать если ребенок грубит родителям?

Если вы чрезмерно опекаете ребенка и по-прежнему видите в нем малыша, то:

  • Повторяйте себе как можно чаще, что это говорит о его взрослении так же, как рост грудей у девочек, или ломка голоса у мальчиков. Повторяйте это себе, чтобы не расстраиваться, не злиться и не обижаться. Эти эмоции плохой советчик, они помешают вам выполнить всё остальное, которое главное!
  • Не лишайте его своей любви в той форме, в какой вы привыкли ее проявлять. Не мстите за хамство террором или игнором.
  • Честно говорите ему о своих чувствах, о том, что его поведение вас обижает и злит.
  • Когда ваши чувства просто невыносимы, вспоминайте, что этот период обязательно пройдет (груди вырастут, голос поменяется и ваш подросток станет взрослым), и пройдет без особых потерь, если вы будете меньше втягиваться в борьбу.
  • Позволяйте ему иногда побеждать себя! Пересматривайте домашние законы и правила в сторону большей свободы и большей самостоятельности для своего ребенка.
  • Всегда помните о том, что подробные инструкции раздражают. Они свидетельствуют о вашем недоверии к ребенку. Так что там, где возможно, ограничьтесь их минимумом. Например: «Купи пожалуйста хлеб» и не прилагайте к этому подробную карту микрорайона с обозначенной на ней крестиком булочной и перечнем цен разных сортов хлеба. Сам разберется, не маленький.

Если вашему сыну или дочери не хватает внимания и именно это является причиной того, что ребенок грубит родителям, то советы что делать в этом случае, будут выглядеть иначе.

  • Искренне (!!!) интересоваться его делами, его друзьями, его учебой.
  • Выяснить, в чем он нуждается и давать ему это. Процесс не так уж и сложен, достаточно спрашивать время от времени: «Что я могу сделать для тебя сейчас?»
  • Пересматривать правила тоже придется и предоставлять самостоятельность тоже нужно, однако, «недокормленный» вниманием ребенок будет скорее этим недоволен и склонен принимать это за равнодушие. Поэтому каждое «расширение» нужно обсуждать и настаивать на том, что это принесет ребенку опыт и пользу.

Последний шанс

Для родителей детей, обделенных вниманием, важно понять: подростковый возраст – последний период, когда с детьми относительно легко наладить эмоциональный контакт. И если вы не сделаете этого сейчас, пройдет еще 3-5 лет, они повзрослеют и отчуждение окончательно зацементирует привычную и прочную стену. И не только вы сами будете страдать от того, что ребенок не звонит и не приезжает, но и он сам с большим трудом будет в своей взрослой жизни налаживать прочные эмоциональные отношения, потому что его никто этому не научил.

Конфликты между родителями и детьми больно ранят обе стороны. И важно понимать, что именно нужно делать, когда ваш ребенок грубит родителям. Он обращает внимание на себя. Семья нуждается в реформах, так ведь?

Если информация на сайте оказалась полезной для вас, вы можете получать новые советы по улучшению качества вашей жизни на вашу электронную почту! Это удобно!

С любовью к вам,

автор блога — психолог Юлия Головкина

P.S. Если эта статья показалась вам полезной, можете порекомендовать ее своим друзьям в социальных сетях. Ссылка ниже

Личные консультации:

Практически все слышали о такой распространенной проблеме, как заикание. Но порой ребенок повторяет окончания слов лишь иногда, а в целом, говорит правильно и четко.

Одни родители считают это баловством, другие — незамедлительно обращаются к логопеду. Является ли повторение окончания слов патологией и к какому врачу лучше записать ребенка, расскажем далее.

Причины повторения окончаний слов

Специалисты называют состояние, при котором ребенок или взрослый повторяет окончания слов, логоневрозом. Это системное нарушение практически не связано с речевым аппаратом, как это может показаться на первый взгляд.

Основная причина патологии кроется в расстройстве функционирования нервной системы. Дети с логоневрозом в обычной ситуации прекрасно произносят все звуки, а при возникновении стресса перестают это делать нормальным образом.

Почему происходит повторение окончаний слов:

  • имеющиеся психические заболевания, например, неврастения или шизофрения;
  • перенесенные травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера. Чаще всего повторяют окончания слов нервные, мнительные, склонные к тревожности персоны;
  • заболевания, в том числе инфекционные, поражающие головной мозг — инсульты, опухоли, менингит и прочие;
  • другие имеющиеся нарушения развития речевого аппарата: алалия, дислалия и прочие;
  • перенесенные психологические травмы или сильный стресс;
  • страх речи. Обычно подобное встречается у детей, которые пережили неудачное выступление на публике;
  • нервное и физическое переутомление. Чаще всего возникает у тех детей, которые паралельно с занятиями в школе получают дополнительное образование (спортивные и творческие секции);
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье или в учебном заведении. В первом случае провокатором логоневроза чаще всего становятся скандалы между родителями, слишком строгое воспитание, завышенные требования к ребенку. Во втором — конфликты со сверстниками.

В редких случаях к возникновению проблем с речью приводит чрезмерное усердие родителей, которые буквально с года тренируют малыша с помощью разных методик, желая, чтобы он освоил сразу несколько иностранных языков или начал учить стихи.

Диагноз логоневроз ставится при значительном проявлении симптомов, при этом заиканию практически всегда сопутствует напряжение, страх и тревога перед тем как произнести речь.

Классификация логоневроза

Специалисты выделяют три основных вида патологии:

  1. тонический вид. Ребенок часто делает паузы в речи. Звуки или целые слоги произносит долго, как будто растягивая;
  2. клонический. При таком типе логоневроза больной повторяет звуки или слоги по несколько раз;
  3. смешанный тип. Имеет признаки тонического и клонического, одновременно.

Несколько важных фактов о логоневрозе:

  • в отличие от заикания, которое присутствует постоянно, повторение или растягивание слогов и звуков беспокоит ребенка лишь иногда, как правило, в момент эмоционального перенапряжения;
  • пик возникновения расстройства приходится на возраст 3-8 лет. В редких случаях им могут страдать и взрослые;
  • если патологией не заняться вовремя, она может многократно усугубиться. То есть, невроз, возникающий в определенные периоды, станет постоянным.

Часто нарушение сопровождается наличием дополнительных симптомов, их делят на три группы:

  1. дыхательные нарушения: периодически возникающее чувство нехватки воздуха, спазмы, перехватывающие горло;
  2. невротические признаки. К ним относят: страхи, тревожность, низкая самооценка, плохой сон и аппетит;
  3. сопутствующие симптомы: тики, тремор, спазмы речевых мышц, моргание.

Мальчики страдают логоневрозом в три раза чаще, чем девочки.

Что делать?

Если ребенок повторяет окончания слов, нельзя относиться к подобному, как к баловству. Ругать и считать это преднамеренным кривлянием — неправильно. Необходимо посетить специалиста, который поможет разобраться в причинах сложившегося состояния, а также найдет пути решения проблемы.

К какому врачу обратиться, зависит от того, что вызвало патологию, обычно это:

  1. логопед. Он поможет ребенку в формировании четкой и грамотной артикуляции всех звуков, освоении техники правильного дыхания и владения собственным голосом, а также речевым аппаратом, в целом;
  2. психотерапевт. Если имеет место травмирующая ситуация, либо ребенок перенес какой-то стресс ранее, доктор, применяя современные методики, поможет избавиться от последствий подобного события;
  3. невролог. Задача этого специалиста — подбор медикаментов. Наиболее часто назначаются седативные и спазмолитические препараты, а также лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.

В дополнение необходимо: нормализовать режим труда и отдыха ребенка, снизить общий уровень стресса, освоить лечебную физкультуру и специальную дыхательную гимнастику, принимать успокаивающие отвары и настои трав.

Иногда, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в семье, к психологу приходится обращаться не только страдающему от речевого расстройства, но и его близким.

Видео по теме

О причинах и лечении логоневроза в видео:

Логоневроз — серьезное системное нарушение, часто затрагивающее сразу несколько органов. Подход к его лечению должен быть грамотным и комплексным. Как правило, ребенку требуется не только общение с психологом, но и прием медикаментов. Кроме того, многое зависит от ситуации в семье и в коллективе сверстников.

У некоторых детей есть привычка передразнивать других людей – они гримасничают, корчат рожицы, кривляются. Одни дети паясничают только в кругу близких им людей, находясь дома. Другие устраивают подобный цирк на публике, в присутствии посторонних. Зачем они это делают? Как поступать родителям, если на просьбы прекратить кривляться дети не реагируют?

Почему ребёнок кривляется?

1. По мнению психологов, существует несколько причин, почему ребёнок часто кривляется. Одна из них состоит в желании ребенка самоутвердиться. Своим кривлянием ребёнок пытается привлечь внимание к себе. Ему нравится, когда все окружающие смотрят на него. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, – эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.

2. Если ребёнок считает себя не таким интересным или талантливым, как другие дети его возраста, он может начать кривляться, чтобы выделиться на их фоне. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, – и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.

3. Когда малыш подвержен чувству неуверенности в себе, он тоже может паясничать. Дети, которые сталкиваются с насмешками со стороны сверстников по поводу своих внешних данных или внутренних качеств (ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.), часто изображают из себя шутов.

4. Когда появляется второй ребёнок в семье, старшие дети испытывают недостаток заботы и внимания, испытываю ревность к младшему ребенку, потому что мама больше занята с малышом. Естественно, старший сын или дочь чувствуют обиду, которая и побуждает их пользоваться разными способами, чтобы завоевать мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи. Ребёнок словно кричит: «Мамочка, ну обрати же, наконец, своё внимание на меня!»

5. Клоунаду нередко устраивают и избалованные ребятишки, которым всё позволялось в раннем детстве. Излишняя опека родителей обычно приводит к тому, что их дети не умеют быть самостоятельными, они привыкли, что о них заботятся, как о малышах. Достигая возраста 5-7 лет, они продолжают вести себя, как маленькие, не осознавая своей роли в обществе. Кривляние – это лишь подтверждение инфантильности избалованных детей, они вживаются в роль малыша, потому что не знают, что можно вести себя как-то иначе.

6. Дезадаптация у младших школьников. У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком – и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.

7. Вперед, на сцену! И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» – это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.

Что могут предпринять родители, если ребёнок кривляется?

1. Родителям нужно помочь детям как можно быстрее избавиться от привычки гримасничать, пока она не превратилась в черту характера. Для начала нужно постараться развить у ребёнка чувство уверенности. Это можно сделать, если предоставить ребёнку больше возможностей, где бы он мог проявить самостоятельность. Доверяйте ему небольшие поручения – просите убрать за собой со стола, собрать игрушки, застелить постель. Когда кроха сам берётся сделать что-то, не препятствуйте. Будьте более внимательны – иногда родители просто не замечают некоторые маленькие дела, которые ребёнок сделал сам. Обязательно выражайте своё одобрение за старания детей, хвалите их за любое выполненное дело, чтобы повысить их самооценку.

2. Помогите ребёнку найти себя в чём-то, самореализоваться. Предложите ему заняться танцами, спортом, рисованием или коллекционированием. Если он обладает хорошей памятью, используйте этот талант. Пусть ребёнок запоминает новые интересные факты об окружающем мире, учит стихи. Важно, чтобы малыш был увлечён процессом, стремился достичь каких-то результатов. Владение необычными навыками позволит ребёнку выделиться среди его сверстников. Цепляйтесь за всё, что ваши дети делают хорошо, развивайте эти умения, хвалите за них. Ощущая родительскую поддержку и одобрение, ребёнок легко справится со своей неуверенностью.

3. Чтобы помочь детям избавиться от неприятной привычки, родителям нужно научиться не обращать внимания на то, как они кривляются. Это нелегко, но действенно, потому что дети гримасничают и корчат рожицы именно для того, чтобы вызвать у родных какую-то реакцию (ни в коем случае не следует поддерживать кривлянье ребенка своим вниманием, смехом или интересом, криком и руганью). Если её нет, то нет и смысла продолжать клоунаду. Помните, когда вы кричите, ругаетесь, требуя прекратить цирк, вы проявляете ту самую реакцию или отклик, которого ребёнок ожидает.

Не пытайтесь с этим бороться. Просто не обращайте внимания на его выходки. Чем больше вас это раздражает, тем сильнее он будет кривляться, но когда он увидит, что вы в этом не заинтересованы, он успокоится. Результат конечно будет не мгновенным, но вам стоит попробовать не отвечать на его поступки несколько дней. Если уж слишком бесит – глубоко вздохните и сосчитайте до десяти. И не ругайте ребёнка, возможно он вырастет артистом 🙂

4. Когда сын или дочка начинают кривляться, лучше спокойно объяснить им, что это занятие совершенно бесполезное. Скажите ребёнку, что вы как раз собирались вместе с ним заняться интересным делом, поэтому вы ждёте, когда он закончит паясничать.

5. Когда малыш кривляется, он не видит себя со стороны. Предоставьте ему возможность взглянуть на себя. Попросите его изобразить какую-нибудь гримасу перед зеркалом, обратив его внимание на то, как глупо и некрасиво он выглядит при этом. Нарисуйте карикатуру, изобразив кривляку. Пытаясь давать советы, делайте это в положительном ключе, обращайте внимание на хорошее, что есть в ребёнке. Например, так: «Ты добрый и умный мальчик, мне это нравится. Но мне совсем не нравится, когда ты гримасничаешь». Слова: «Сейчас же перестань кривляться!» будут менее действенны, чем те, в которых вначале звучит похвала.

Следуя приведённым выше советам, родители вскоре заметят, что их ребёнок всё реже корчит рожицы и передразнивает окружающих. Он осознает, что намного проще привлечь внимание к себе, занимаясь стоящими и полезными делами.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Даше скоро семь лет. У нее появилась отвратительная привычка дразнить всех в семье. При этом она гримасничает и кривляется, строит рожи. Ей кажется, что она удачно изображает жесты и мимику окружающих. Это очень неприятно, и все обижаются. Никакие уговоры не помогают. Такая неблагодарность, даже плакать хочется! Но может это проявление какой-то болезни?

Наш сын паясничает и разыгрывает и дома, и в детском саду целые спектакли. Как такое странное поведение исправить? Излечить ребенка от шутовства не помогают ни наказания, ни уговоры, ни насмешки; ребенок никому не дает покоя.

Где ключ к этой загадке?

Кривлянье — вовсе не игра. Шекспир писал, что наша жизнь — театр, а люди в ней актеры, но превращение всей жизни в цирк, а ребенка в клоуна — это не по Шекспиру. Может быть, дети хотят развеселить нас и сделать нашу жизнь немного радостнее и веселее? Или причина совершенно в другом, и детьми движут не столь благородные порывы?

Придется провести небольшое детективное расследование.

1. Наблюдения психологов говорят о том, что показное паясничанье может быть вызвано повышенной потребностью добиться от окружающих оценки, удивления, внимания или расположения.

Кривляющийся ребенок из эгоистического желания быть центром группы привлекает к себе внимание. Он стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, все должны заниматься только его персоной. А это означает не что иное, как очередной каприз или прихоть. По-другому привлечь к себе внимание такой ребенок не может.

Маленький человек перед взрослыми и сверстниками вытворяет уму непостижимое: то разыгрывает из себя несмышленыша, то совершает героические поступки на удивление окружающим, то дразнит всех подряд.

А причина шутовства в том, что ребенок интуитивно чувствует, что у него не хватает качеств, которые в данном возрасте должны быть и есть у других детей.

Привычка через шутовство и кривлянье удовлетворять потребность в любви и внимании имеет свои причины, но более глубокие и скрытые.

2. Прежде всего, кривлянье — это внутренняя неудовлетворенность и неуверенность ребенка в себе. Паясничанье служит компенсацией за неуклюжесть, полноту или физическую слабость; или за недостаток уменья в играх; или за неумение наладить дружеские отношения и войти в коллектив ровесников.

Я наказал внука, но вместо раскаяния и стыда он вдруг начал дразнить меня. Настоящий паяц. От неожиданности и обиды я поставил его в угол, а сам просто ушел в другую комнату.

О чем сообщает нам поведение этого мальчика? Не больше не меньше, как о том, что дед и внук не ладят друг с другом. Может быть, наказание было несправедливым или ребенок не понял, за что наказан. Он протестует, он бы и рад все исправить, но не знает как. Возникает чувство неуверенности. Но взрослый не понял ребенка, и проблема осталась нерешенной.

3. Разыгрывание спектаклей и паясничанье — типичная черта детей эмоционально неудовлетворенных в семье.

Детям не хватает внимания и доброго отношения, которых они ищут и добиваются любым путем. Почему же малыши считают, что они обделены вниманием взрослых: родителей, воспитателей, учителей? Видимо, потому, что, с их точки зрения, кому-то этого внимания достается значительно больше.

Типичный случай — рождение брата или сестры. Бывший наследный принц чувствует себя сброшенным с трона. Если мы, взрослые, долго не замечаем ревность старшего ребенка или замечаем только его кривлянье, то дефицит внимания у малыша становится хроническим. Кривлянье выбирается ребенком как наиболее эффективный способ привлечения к себе внимания и интереса взрослых.

События в жизни ребенка кажутся нам малозначительными, ведь мы, взрослые, погружены в свои проблемы, суету и текучку забот и волнений. В нашей жизни нет времени и сил на малыша, и он заставляет нас любым способом экстренно обратить внимание на свою персону. Ребенок привыкает к тому, что мы обращаем на него внимание, только тогда, когда он начинает кривляться.

4. Единственная разученная роль — маленький шут. Бывает, что клоунаду начинают дети, которые были окружены вниманием и симпатией взрослых сверх меры. К ним долго относились как к маленьким, не давали проявить самостоятельность и не могли налюбоваться на милые ребяческие проделки. Таяли от их шалостей и не позволяли играть более взрослую общественную роль.

Взрослые долгое время навязывали ребенку роль славного домашнего шута. Малыш вошел в эту роль и сжился с ней, воспринял ее как свое предназначение, а вот изменить свою роль он не умеет и не знает, как это сделать.

Как помочь маленькому кривляке?

Чтобы избавиться от вредной привычки, которая может перерасти в черту характера, следует позаботиться об эмоциональном благополучии ребенка. Пусть беспокойство и ревность ребенка безосновательны, но эти чувства живут в сознании маленького человечка и направляют его поведение. От кривлянья обязательно нужно избавиться. Знание особенностей своего ребенка и анализ ситуации помогут вам избрать нужную тактику.

Первая тактика

Прежде всего, необходимо, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах. Дайте ему возможность одерживать маленькие победы.

ТЫ:

  • сам застелил постель;
  • красиво нарисовал картинку;
  • перепрыгнул огромную лужу;
  • сумел сложить свои книжки;
  • не забыл полить цветы;
  • покачал сестренку в коляске.

Ты — молодец!

Все, что ребенок делает сообразно своему возрасту, мы воспринимаем с интересом и вниманием: признаем, хвалим, оцениваем, вместе учимся, а тем самым усиливаем стремление ребенка к правильному поведению. Заслуженная похвала никогда не бывает вредной.

Мы подскажем ребенку, как он может реализовать себя в целом ряде полезных дел, которые оценят другие дети и взрослые.

Это может быть, например:

  • коллекционирование,
  • спортивные игры,
  • необычное умение,
  • интересные знания о динозаврах или звездах, о планетах или стихийных бедствиях, о животных или птицах…

Подскажем и чуть-чуть поможем — вот те средства, которыми мы сможем усилить уверенность ребенка. А как мы уже знаем, именно в ней все дело!

Важно укрепить в ребенке сознание того, что он многое умеет и делает это хорошо. Или только учится и очень старается, а значит, все получится. Что в семье с ним считаются как с полноправным членом; что родители любят его и что на свою семью он всегда может положиться.

Вторая тактика

Вторая тактика дополняет первую. Нежелательное кривлянье пройдет, если мы не будем усиливать и поддерживать его вниманием, смехом, интересом, оценкой.

Любое шутовство всегда должно оставаться без отклика.

Детей-кривляк бесполезно наказывать. Ведь наказание — тоже отклик, а потому не должно быть никакой брани, никаких наказаний. Они абсолютно не эффективны.

В сознании ребенка наказание служит еще одним доказательством несправедливого к нему отношения. А значит, борьба и протест в виде гадкого обезьянничанья только усилятся.

Лучше постоянно, спокойно, всем своим видом показывать ребенку, что паясничанье — недостойное занятие, что это признак ребячества, которое вам не нравится. Полезно сказать ребенку, что вы уже давно ждете, когда он перестанет кривляться, чтобы вместе заняться чем-нибудь интересным.

Упреки? Вечный спутник нашего недовольства ребенком. Если уж вы и решите упрекнуть маленького кривляку, то только с глазу на глаз. Публичные упреки он может воспринять как успех и интерес к его действиям.

Врачевать можно только добром. Не забывайте об этом, особенно когда речь идет о самом дорогом в жизни — о наших детях.

Домашнее задание для родителе. Упражнения для детей

Рекомендуем вам выполнить с ребенком упражнения, которые помогут ему осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе.

Игра «Имя»

Придумай себе имя, которое тебе нравится и которое ты хотел бы иметь. Можешь оставить себе свое имя.

— Почему тебе нравится или не нравится твое имя?

— Почему ты хочешь, чтобы тебя называли по-другому?

Эта игра даст вам информацию о самооценке ребенка. Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой, хочет быть другим или лучше, чем он есть.

«Зеркало»

Можно играть вдвоем с ребенком или пригласить его друзей.

— Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, выражение лица. «Зеркало» — это взрослый или другой ребенок. Поиграв, можно поменяться ролями.

— Можно освоить еще один вариант игры. Ребенок будет изображать кого-то из общих знакомых или детей, которые играют. «Зеркало» указывает, кого изображает ребенок.

Эта игра нужна, чтобы показать ребенку в зеркале его мимику, поведение. Иногда игра помогает ребенку увидеть свой слишком раскованный или надоедливый стиль поведения, излишнее паясничанье и шутовство, увидеть себя со стороны.

«Карикатура»

Выбирают одного ребенка из группы. Остальные дети и взрослые по очереди говорят, какие качества они ценят в этом ребенке, а потом называют то, что им не нравится.

Затем на большом листе бумаги все сообща рисуют карикатуру. Ребенка изображают в шутливом виде, но так, чтобы не обидеть.

Такая игра поможет маленькому кривляке понять, как он себя ведет и как выглядит со стороны.

«Лягушата»

Это упражнение для расслабления губ, языка, мышц нижней челюсти.

Предложите ребенку стать лягушонком. Для этого нужно вытянуть губы, как при произношении звука «и», а затем расслабить губы и вернуть их на место. При этом можно смотреть в зеркало.

Растянем губы прямо к ушкам!

Мы понравимся лягушкам!

Тянем, тянем, перетянем

И нисколько не устанем!

Губы не напряжены, и расслаблены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *