Реформация католической церкви

Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    — Католический универсализм отрицал национальность
    — Теократическая идея давила государство
    — Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    — Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    — Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    — Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    — Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    — Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    — Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    — Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    — Изобретение книгопечатания
    — Открытие Америки
    — Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви
    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Деятели Реформации

    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

    Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 — принял монашеский обета
  • 1507 — рукоположен в священнический сан
  • 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
    1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца

    Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
  • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
  • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
  • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
  • 1532, вторая половина — стал протестантом
  • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
  • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
  • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
  • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
  • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
  • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
  • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
  • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
  • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан
    Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.
    Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов.
    Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно
    Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

Итоги Реформации и Контрреформации

    — Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
    — Европа погрузилась в череду религиозных войн (Тридцатилетняя война, религиозные войны во Франции)
    — Страны, в которых протестантство победило, активнее начала «строить капитализм»

*Индульгенция — отпущение грехов за деньги

Католическая Реформация

Этот термин часто употребляется по отношению к возрождению внутри Римо-Католичества в период после открытия Трентского собора (1545 г.) В более старых научных работах это движение называется «Контр-Реформацией»: как указывает сам термин, РимскоКатолическая церковь разрабатывала средства для борьбы с Протестантской Реформацией, чтобы ограничить ее влияние. Однако становится все более очевидным, что частично Римско-Католическая Церковь противодействовала Реформации, реформируя себя изнутри, чтобы лишить почвы протестантскую критику. В этом смысле движение было в равной степени и реформацией РимскоКатолической Церкви, и реакцией на Протестантскую Реформацию.

Та озабоченность, которая лежала в основе Протестантской Реформации в Северной Европе, была направлена на обновление Католической Церкви, в частности в Испании и Италии. Трентский собор, наиболее значительное событие периода Католической Реформации, прояснил католическое учение по ряду спорных вопросов и провел крайне необходимые реформы, касающиеся поведения духовенства, церковной дисциплины, религиозного образования и миссионерской деятельности. Этому движению способствовала реформация многих старых религиозных орденов и учреждением новых (например, ордена Иезуитов). Более конкретные богословские аспекты Католической Реформации будут рассмотрены в связи с ее учением о Писании и Предании, оправдании верой и таинствах.

В результате Католической Реформации многие злоупотребления, которые первоначально являлись основанием для требований реформации со стороны как гуманистов, так и протестантов были сняты. Однако на этом этапе Протестантская Реформация достигла той точки, после которой простое исправление злоупотреблений и нарушений было уже недостаточным: существенным аспектом ПротестантскоРимо-Католических споров стали уже требования реформировать доктрину, религиозную идеологию, Церковь. На этом этапе нашего исследования необходимо рассмотреть религиозные идеи, стоящие за авторитетной (магистрской) Реформацией, которые приобретали все большее значение в Протестантско-РимоКатолической полемике шестнадцатого века.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

РЕФОРМАЦИЯ — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII в., в ходе которого происходит формирование конфессиональных церковных образований (Kirchentümer).

Началом Реформации традиционно принято считать обнародование «95 тезисов» доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, а также проповедь ряда других реформаторов (У. Цвингли, Ж. Кальвина и др.).

Изначально реформационная проповедь (т.н. «магистерская реформация») была продолжением характерного для позднего Средневековья призыва к обновлению католической церкви, согласно нормам раннехристианского идеала, и критики ряда порочных практик (инвеститура, симония, целибат, культ святых, причастие мирян под одним видом и др.). В частности, среди предтеч Реформации нужно назвать Джона Виклифа и Яна Гуса и их последователей. Кризис средневековой универсальной империи, усиление территориальных властителей и формирование современных наций обуславливают процессы конфессионализации, т.е. формирование национальных церковных и политических единиц (пресвитерианская организация цвинглианских, кальвинистских и др. реформатских церквей; епископальное устройство лютеранской церкви в абсолютистских немецких княжествах и скандинавских монархиях; монархическая англиканская церковь; сеньориальная католическая церковь и т.д.).

После широкого реформационного движения в 1520-е годы, приведшего, в частности, к драматическим событиям Крестьянской войны, вырабатываются основные стратегии и алгоритмы формирования конфессиональных сообществ.

И начиная с середины XVI в. можно говорить о фазе межконфессионального противостояния и борьбы (т.н. «европейские религиозные войны»), итогом которой становится общеевропейская Тридцатилетняя война (1618-1648 годы). Подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого конфессиональный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике, принято считать условной верхней границей реформационных процессов.

Реформация сыграла принципиальное значение для культуры стран Северной Европы, обусловив формирование национального языка, искусства и системы образования.

Иллюстрации:

Библия Лютера 1534 г.;

«Вестфальский мир», Герард Терборх, 1648 г.

Важной вехой в истории католицизма стали крестовые походы. Так назывались завоевательные походы европейских феодалов в 11–15 веках, организованные по инициативе церкви. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты.

Самую большую беду народам Европы принёс 4-ый крестовый поход, во время которого в 1204 году крестоносцы штурмом овладели Константинополем – столицей Византии и духовным центром православных христиан.

Для борьбы с «еретиками» (такими же христианами, но мыслящими иначе) в конце 12-го века был создан особый церковный суд – инквизиция. Она существовала около 600 лет. Ею были замучены и уничтожены более 500 тысяч человек.

С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Духовная свобода была безвозвратно утеряна. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали «еретиков» и всех кто в чём-либо смел отклониться от взглядов церкви. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах «святой» инквизиции, а остальным запуганным «грешникам» церковь охотно продавала индульгенции – отпущение грехов.

С течением времени государей средневековой Европы стала тяготить власть поставившей себя над ними католической церкви. Покончив с феодальной раздробленностью и усилившись, они бросили вызов всесилию католической церкви, причём более ощутимо это проявилось в сфере культуры. В 14–15 веках наступила эпоха Возрождения (Ренессанс).

Эпоха Возрождения в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Томас Мор и Кампанелла, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и многие другие) опрокинула веками создававшийся заслон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Деятели Возрождения черпали из сокровищницы культурных традиций античности, возрождая тем самым «языческие» нормы свободы мысли и творчества.

Деятельность инквизиции, злоупотребления и падение нравственности в среде духовенства привели к серьёзному кризису римско-католической церкви. И если гиганты Возрождения изменили лишь верхний слой культуры, возродив принципы гуманизма и свободомыслия, то сильнейший удар по основам католицизма нанесла Реформация, которая следовала по пятам за Возрождением и была реакцией церкви на него.

Реформация преследовала цель сохранить церковь от ударов, нанесённых ей Возрождением, и свелась к решительной реформе основ католического христианства. Её лидеры (Лютер, Кальвин, Мюнцер и другие) резко выступили против догмата о непогрешимости Папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и Богом.

Вдохновлённые характерным для Ренессанса стремлением вернуться к первоосновам, реформаторы хотели возвратиться к ранним апостольским церковным образцам. В условиях растущей грамотности и увеличения численности среднего класса они добивались возможности проводить богослужения и читать Библию на местных языках, а не на латыни, предписанной католическим духовенством, а также не видели причин запрещать священникам жениться.

Всеобщее недовольство Римской церковью вылилось в Реформацию – движение за переустройство церкви. Начавшись в 16-ом веке, реформационное движение быстро охватило широкие слои населения наиболее развитых стран северной и частично средней Европы – Англии, Голландии, Швейцарии, Германии.

Идеи протестантов импонировали нарождавшейся европейской буржуазии и отвечали её интересам. Протестантизм стал духовной основой и этической нормой складывавшихся буржуазных государств Западной Европы. Однако католическая церковь оказывала ожесточённое сопротивление протестантизму и Реформации. Ярким примером этому явилась Варфоломеевская ночь в Париже в 1572 году, когда католики устроили массовую резню протестантов.

В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Но и она раскололась на несколько направлений, основными из которых являются лютеранство, кальвинизм, англиканство.

В наши дни наиболее крупным протестантским течением остаётся лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах и Германии, значительное их присутствие наблюдается в Америке, в Азии их мало. Общее число лютеран к концу 20-го века составляло примерно 80 миллионов.

Протестанская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась Англиканской. Англиканская церковь является в Великобритании государственной.

В 1929 году была восстановлена светская власть Папы Римского. Папе была выделена небольшая часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной. Так на карте Европы появилось теократическое государство Ватикан.

Эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой» инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм (следом за протестантской церковью) вынужден был согласиться на то, что Богу положено «богово», то есть определённое место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от её вмешательства и оценки.

Отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в дальнейших судьбах стран Западной Европы, направив их по пути капиталистического развития.

Католицизм сегодня является одной из наиболее влиятельных конфессий, сфера действия которой вышла далеко за религиозные рамки. Сегодня католическая церковь проводит широкую образовательную деятельность, и сейчас иезуитские колледжи (в которых учатся представители разных конфессий) во всём мире славятся высоким уровнем образования.

Правда, католической церкви пришлось пересмотреть свой традиционный тезис о единстве церкви. В настоящее время это единство превратилось в свободный рынок конкурирующих между собой течений. Теперь католическая церковь выступает как истинная церковь Христа. Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что истинные христиане есть во многих церквях. Христиане разных конфессий способны жить и работать вместе, а различные церковные течения перестали обвинять друг друга в антихристианстве. Это само по себе уже является важным завоеванием.

Конец 20-го – начало 21-го века в истории католицизма были связаны с деятельностью одного из самых ярких Пап, бывшего краковского архиепископа Иоанна Павла II (1978 – 2005 гг.) – личности, признавшей необходимость если не сближения христианских конфессий, то преодоления разногласий, ослабляющих христианский мир на протяжении тысячи лет. Благодаря его подвижнической деятельности авторитет католицизма, как и всего христианства, значительно возрос.

Католическая церковь несмотря ни на что сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся её церковная иерархия во главе с Папой Римским являет собой серьёзную силу, влияние которой ощущается во многих регионах мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *