Реформация в нидерландах

[Править] Реформация в Нидерландах

Основная статья: Реформация в Нидерландах

Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью — её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью Лютера, однако ни лютеранство, проповедовавшее верность сюзерену (которым для Нидерландов был испанский король), ни анабаптизм не получили в стране значительного количества сторонников. С1540 годаздесь начал распространяться кальвинизм, так что к1560 годубольшинство населения были реформатами.. Именно кальвинизм стал идеологической основой разгоревшейсяНидерландской революции, которую помимо религиозного недовольства вызвала экономическая и национальная политика короляФилиппа II.

Реформация во Франции

Основные статьи: Реформация во Франции,Гугеноты

Как и во многих других странах Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическими идеями, проповедываемыми здесь Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20—30-х гг. XVI в. среди богатых горожан и плебейскихмасс распространение получилилютеранствоианабаптизм. Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40—50-м гг. «Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемыеРелигиозные войны, закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.»

Реформация в Англии

Основная статья: Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с папой иВатиканом, а также укрепить своюабсолютную власть. ПриЕлизавете Iбыла составлена окончательная редакция англиканскогосимвола веры(так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а такжелитургияи пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Реформация в Нидерландах

См. также Восьмидесятилетняя война.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью Лютера, однако ни лютеранство, проповедовавшее верность сюзерену (которым для Нидерландах был испанский король), ни анабаптизм не получили в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм, так что к 1560 году большинство населения были реформатами. Наиболее драматические события в Нидерландах произошли во время правления фанатичного католика короля Испании Филиппа II, который поставил своей целью искоренение ереси в подвластных ему землях.

Эти меры вызвали ответную реакцию со стороны нидерландцев. Спонтанно возникали очаги сопротивления властям, особенно во время казней еретиков. Одновременно в 1562 году оформилась и аристократическая оппозиция (так называемая Лига господ), которую возглавили принц Вильгельм Оранский, граф Ламораль Эгмонт, адмирал Горн. В 1563 году возник близкий к Лиге господ Союз дворян. 5 апреля 1566 года депутация союза в составе нескольких сот человек вручила правительнице Нидерландов Маргарите Пармской обращение, содержавшее требования оппозиционеров. Их одеяние дало повод одному из вельмож обозвать депутацию гёзами, то есть нищими.

Летом 1566 года лига дворян заключила соглашение с кальвинистскими городскими консисториями, которые требовали от дворян не останавливаться на полпути. В августе того же года противостояние испанцам приобретает вооруженный характер. Восставшие громили в первую очередь католические церкви и монастыри. Число погромов во Фландрии было более 400, а по всем Нидерландам более 5500. Всё это привело в ярость Филиппа II. Он сместил Маргариту Пармскую, а вместо неё назначил правителем страны талантливого полководца герцога Альбу, который вступил в страну 22 августа 1567 года во главе огромной армии. В сентябре Альба учредил Совет по делам о мятежах, получивший неограниченные права на расследование дел еретиков. Этот Совет получил название Кровавого. За время его деятельности к смерти было приговорено около 2 000 человек.

Однако и в это время продолжалось становление национальной церкви. На соборе 1571 года в Эгмонте было решено принять пресвитерианскую систему управления церковью. Собор так же принял Нидерландское исповедание, подготовленное кальвинистским пастором Ги де Бре и пересмотренное Франциском Юнием.

Торжества по поводу снятия осады Лейдена

Восстание на суше было подавлено, однако голландцы, отличные мореходы, начали партизанскую войну на море. Они получили название морских гёзов. 1 апреля 1572 года они овладели городом Брилле. Вслед за этим началось восстание и в других городах севера страны. Однако ни Вильгельм Оранский, ни герцог Альба, готовившиеся к войне друг с другом не обратили на «бунт мужиков» внимание. Только осенью Альба понял ошибку и начал осаду Харлема, продолжавшуюся более семи месяцев. Далее герцог осадил Лейден, но после многомесячной осады так и не смог его взять. В конце 1573 года он был отозван из Голландии.

В 1574 году Дордрехтский синод подтвердил Нидерландское исповедание, которое наряду с Гейдельбергским катехизисом стали основным вероучительными текстами реформатов Голландии. В 1575 году в Лейдене открылся университет, основной задачей которого была подготовка кадров для Реформатской Церкви в Голландии.

В 1576 году в Генте собрались Генеральные Штаты, которые заключают «Вечный эдикт» с новым испанским наместником Фландрии Хуаном Австрийским. Однако штатгальтер начал снова собирать войска, что вызвало восстание в Генте. Так же восстали и крестьяне северных провинций. В 1579 году в Аррасе дворяне заключили союз, одним из условий которого было признание Филиппа II законным правителем страны. В ответ на это представители северных провинций заключили свой союз — Утрехтскую унию. Эти союзы фактически разделил страну на две части — южную католическую и северную протестантскую. Однако войны на территории Нидерландов продолжались. Окончательно независимость Северных Нидерландов была признана только по итогам Вестфальского мира.

> См. также

  • Голландская реформатская церковь
  • История Нидерландов
  • Протестантизм в Нидерландах

Примечания

  1. Кернс Эрл, «Дорогами Христианства», Москва, Протестант, 1992, стр. 267
  2. Эпоха Реформации — Европа. Минск, Харвест, 2002, стр. 58
  3. Эпоха Реформации — Европа. Минск, Харвест, 2002, стр. 60
  4. Кернс Эрл, «Дорогами Христианства», Москва, Протестант, 1992, 268
  5. Эпоха Реформации — Европа. Минск, Харвест, 2002, стр. 67
  6. Кернс Эрл, «Дорогами Христианства», Москва, Протестант, 1992, стр. 268
  7. Эпоха Реформации — Европа. Минск, Харвест, 2002, стр. 73
  8. Эпоха Реформации — Европа. Минск, Харвест, 2002, стр. 78

XVI век

Шестнадцатый (XVI) век длился с 1501 по 1600 годы по юлианскому календарю. С 5 (15) октября 1582 года все даты даны по григорианскому календарю.

Арминианство

Арминианство — направление в протестантском богословии, утверждающее решающую роль свободы воли в деле спасения. Название связано с именем нидерландского богослова Якоба Арминия, который выступил против кальвинистской идеи предопределения. Как особая партия арминианцы оформились в 1610 году после смерти Арминия, однако они были осуждены на Дордрехтском синоде 1618 году за полу-пелагианство (мнение Р. К. Спраула) и синергизм. Однако арминианство существенно повлияло на формирование богословия общих баптистов.

Среди представителей арминианства были: Симон Епископий (1583—1644), Ян Итенбогарт (1557—1644), Ян Олденбарневелт и Гуго Гроций.

Арминий и его последователи отвергали также типичное для кальвинизма надзирательное служение Церкви и утверждали необходимость религиозной терпимости.

Идеи арминианства находили сторонников и за пределами Нидерландов: в XVIII в. арминианское понимание предопределения проявилось в методизме, оно также оказало значительное влияние на ривайвелизм и ряд позднейших богословских течений, распространившихся преимущественно в англосаксонском христианстве. В настоящее время арминианство сохранилось в основном в Нидерландах, но подверглось значительному влиянию либерального рационализма.

Бельгийское исповедание

Бельги́йское испове́дание 1561 года (лат. Confessio Belgica, нидерл. Nederlandse Geloofsbelijdenis, фр. Confession Belge или Confession de foi) — вероучительный документ, используемый реформатскими церквями Испанских Нидерландов (исп. Países Bajos Españoles) и ряда других стран и регионов мира.

Полное название на французском языке — фр. Confession de Foy, faicte d’un commun accord par les fidèles qui conversent es Pays bas, lesquels desirent vivre selon la pureté de l’Evangile de nostre Seigneur Jesus ChristВ числе церквей, поддерживающих Бельгийское исповедание:

Нидерландская реформатская церковь;

Реформатская церковь в Нидерландах и Бельгии;

Реформатская церковь в Америке;

Свободные реформатские церкви в США;

Христианская реформатская церковь в Северной Америке;

Протестантские реформатские церкви в Америке;

Реформатские церкви Австралии;

а также реформатские церкви в Южной Африке.

Вормсский эдикт

Вормсский эдикт (нем. Wormser Edikt) — указ, изданный императором Священной Римской империи Карлом V 25 мая 1521 года в конце работы Вормсского рейхстага 1521 году, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. Кроме того Вормсским эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительного искоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членов рейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг в Вормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения. Император Карл V, однако, отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении рейхстага включил в текст своего эдикта, которым утверждались решения, принятые сословиями, постановление о объявлении Лютера преступником и запрете распространения и чтения его книг. Мартин Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и начал перевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Шпейерский рейхстаг 1526 года фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральном суде против лютеран.

Окончательно Вормсский эдикт утратил силу в 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира.

Дордрехтский синод

До́рдрехтский сино́д, Дортский сино́д — экуменический синод Реформатской церкви, созванный по инициативе Генеральных Штатов Нидерландов в связи с подъёмом арминианского движения и прошедший в 1618—1619 годах в городе Дордрехте.

В работе синода принимали участие английские, немецкие и швейцарские теологи. Председателем синода был избран пастор Ян Богерман. Абсолютное большинство делегатов были настроены против арминиан, так что их участь уже была предрешена. Синод подтвердил Гейдельбергский катехизис, отверг выдвинутые Якобом Арминием и его сторонниками критические замечания к церковному учению и сформулировал краткое изложение богословия кальвинизма («Каноны Дордрехтского синода») в виде пяти тезисов, используемых многими церквями реформатского направления до настоящего времени.

Иконоборческое восстание

Иконоборческое восстание (нидерл. Beeldenstorm) — массовые антикатолические беспорядки, прокатившиеся по ряду районов Фландрии в августе 1566 года. Послужили прологом Восьмидесятилетней войны. Зачинщиком беспорядков, начавшихся 11 августа, был Амбруаз Вилье. 22 августа беспорядки и волнения охватили Антверпен. Однако в Люксембурге и Артуа были сформированы отряды ополченцев, которые выступили против погромов. В ходе восстания ущерб был нанесен 5500 церквям и монастырям. После того как штатгальтер Маргарита Пармская заявила 25 августа о приостановлении действия инквизиции и легализации кальвинизма, восстание пошло на убыль. Однако последовавшая в следующем году карательная экспедиция герцога Альбы вновь всколыхнула страну.

Кальвинизм

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.

Лютеранство

Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.).

Марбургский диспут

Ма́рбургский ди́спут (нем. Marburger Religionsgespräche) — первое значимое событие в ряду сложных взаимоотношений между лютеранами и реформатами; был устроен стараниями Филиппа, ландграфа Гессенского, между Лютером и Цвингли в городе Марбург в ландграфстве Гессен.

Пресвитерианство

Пресвитериа́нство (от греч. πρεσβύτερoς — «старший») — одно из направлений в протестантизме и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и, таким образом, рассматривается как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви.

Религия в Нидерландах

Нидерланды — светское государство, не имеющее государственной религии. Однако в стране существует свобода вероисповедания.

Исторически в стране преобладает христианство. К христианам себя относит 7414 тыс. жителей (43,4 %), из них католики составляют 4359 тыс. (26,6 %), протестанты, в основном кальвинисты и лютеране — 3033 тыс. (16,8 %). За счёт иммиграции количество мусульман составляет 944 тыс. (5,8 %).Протестанты преобладают в северной части страны и на побережье, католики — в центре, на юге и вдоль границы с Бельгией. Мусульмане-иммигранты проживают в основном в крупных городах. Еврейская община в стране существует издавна, в настоящее время насчитывает приблизительно 30-35 тыс. человек.Количество людей, относящих себя к какой-либо религии, снижается. 7230 тыс. жителей (42,7 %) считают себя агностиками или атеистами. Это один из самых высоких уровней в Европе. Это одна из причин того, что в стране сравнительно терпимо относятся к тому, что осуждается или даже запрещено в других европейских странах: аборты, эвтаназия, проституция, однополые браки, употребление лёгких наркотиков и т. д.

В то же время, замечен рост мусульманского экстремизма.

Реформатство

Реформа́тство (от лат. reformo — преобразовываю, исправляю) — группа возникших в результате Реформации XVI века кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения, преимущественно французских, нидерландских и швейцарских. Во Франции приверженцы реформатства назвались гугенотами. В Великобритании к реформатам наиболее близки пресвитериане, которых от реформатских церквей отличает лишь отсутствие литургии.

Пытаясь ответить на вопрос «Почему при всеобщей любви Божией к людям одни получают от Него дар веры, а другие нет?», Кальвин в своем вероучении заимствовал у Августина Блаженного понятие «двойного предопределения», причём отрицал возможность благодаря свободе воли человека прийти к Спасению, и понимал двойное предопределение как предвечное избрание Богом одних людей ко спасению, а других — к погибели, независимо от чего бы то ни было в самом человеке, его воли и его деяний. Противоречия идеологии реформатов и католической церкви привели к длительным религиозным войнам. Наибольшее распространение реформатская церковь получила в Швейцарии, Нидерландах, Венгрии, США и некоторых других странах.

Реформация

Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

Реформация в Англии

Англия — страна, известная своими реформаторскими тенденциями. Ещё в XIV веке Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом, а его последователи — лолларды — скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь.

В 1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии.

Однако решающую роль в Реформации в Англии предстояло сыграть другому человеку. Реформацию в Англии можно в полном смысле назвать «Реформацией сверху», так как во главе её стал английский король Генрих VIII.

Реформация в Германии

Реформация в Германии началась 31 октября 1517 года с публикации 95 тезисов Мартина Лютера в Виттенберге.

Реформация в Швейцарии

Реформация в Швейцарии (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Швейцарии в XVI веке.

Реформация во Франции

Реформа́ция во Франции

(от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями.

Приверженцев кальвинизма во Франции называли гугенотами. В отличие от многих других стран Европы, они не занимали строго определённой географически территории; очаги кальвинизма были рассеяны по всей территории страны. Это обусловливало особенно ожесточённый, братоубийственный характер Религиозных войн во Франции.

Шпайерская протестация

я и имперские города:

Иоганн Твёрдый, курфюрст Саксонии;

Георг, маркграф Бранденбург-Ансбах;

Эрнст, герцог Брауншвейг-Люнебург;

Франц, герцог Брауншвейг-Люнебург;

Филипп, ландграф Гессена;

Вольфганг, князь Ангальта;

Страсбург;

Аугсбург;

Ульм;

Констанц;

Линдау;

Мемминген;

Кемптен;

Нёрдлинген;

Хайльбронн;

Ройтлинген;

Исни;

Санкт-Галлен;

Вайсенбург;

Виндсхайм.

На других языках

  • English
  • 日本語
  • Українська

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *