Реформация в религии

Появление основных течений протестантизма связано с немецкой реформацией XVI в. Направленное в целом против феодализма и освящавшего его католицизма, ре-формационное движение было неоднородным. В нем ясно различались умеренное направление (бюргерская реформация), боявшееся народа и готовое идти на компромисс с феодалами, и радикальное (народная, крестьянско-плебейская реформация).

Вождь бюргерской реформации Мартин Лютер (1483—1546 гг.) был одним из вдохновителей кровавого подавления крестьянского движения, сторонником сохранения крепостничества.

Народная реформация получила свое выражение в анабаптистских ересях. «Совершенно иной характер,— пишет Энгельс,— носила та ересь, которая являлась прямым выражением потребностей крестьян и плебеев и почти всегда сочеталась с восстанием. Разделяя все требования бюргерской ереси относительно попов, папства и восстановления раннехристианского церковного строя, она в то же время шла неизмеримо дальше. Она требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для светского мира. Из «равенства сынов божьих» она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ»1. В ереси анабаптистов отразились стремления и интересы угнетенных масс немецкого народа. Во главе анабаптистов стоял Томас Мюн-цер (1490—1525 гг.), религиозная философия которого приближалась к атеизму, а политические идеалы — к утопическому коммунизму. Пророчества о близости страшного суда и тысячелетнего царства они использовали для обоснования своих идеалов утопического социализма.

Анабаптисты (перекрещенцы) требовали принятия крещения сознательно, а крещение в младенчестве считали противоречащим евангелию и практике ранней церкви.

Разгром восставших и казнь Мюнцера не положили конец народной реформации. В 1533 г. в расположенном близ Нидерландов городе Мюнстере анабаптисты захватили власть. Глава восставших Ян Матис связывал второе пришествие Христа с социальным переворотом, который должен быть подготовлен революционным вы* ступлением самих анабаптистов. В течение 14 месяцев анабаптисты обороняли свою общину, но она была уничтожена, и ее руководители после долгих пыток казнены.

Анабаптисты в Германии были разгромлены. Затем они появляются в Швейцарии, в Нидерландах, в Англии. Но здесь они отказались от революционной борьбы и перешли к проповеди мирного переворота и непротивления злу насилием.

Протестантизм формировался, таким образом, в ожесточенной классовой борьбе. Будучи духовным детищем буржуазии, очень разнородной по своим интересам и уровню развития различных групп, он с самого начала возникает в виде ряда течений. Со временем реформированию подверглись сами протестантские религии, в результате чего от первоначальных форм протестантизма отпочковались вторичные формы, от вторичных — третичные. Этот процесс образования в протестантизме все новых и новых групп и течений продолжается и в наше время.

Главными протестантскими течениями, возникшими в XVI в., были лютеранство, кальвинизм и англиканство.

Лютеранство существует в 68 странах мира. Это самая многочисленная ветвь протестантизма. Главными лютеранскими странами являются Германия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия. В США лютеран по численности превосходят только католики, баптисты и методисты.

Название течения происходит от имени религиозного реформатора Мартина Лютера. Именно его выступление против римского папы и послужило сигналом для общего восстания в Германии против Рима. Германия в XVI в. находилась в состоянии феодальной раздробленности, затруднявшей ее политическое и экономическое развитие. Вследствие этой раздробленности она более других стран страдала от поборов католической церкви. Ни в одной другой стране папские агенты не получали таких доходов, не вели такой бесстыдной торговли индульгенциями. Крестьяне и ремесленники находились здесь под двойным гнетом: собственных феодалов и римских первосвященников. И борьба против этого гнета происходила в силу самих исторических условий в форме борьбы одной религиозной идеи против другой, поскольку господствующей формой общественного сознания была религия. За борьбой религиозных идей скрывалась борьба классовая, борьба политическая. Вот почему, когда в 1517 г. Лютер бросил вызов римскому папе, прибив к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, обличавших злоупотребления католицизма, этот простой монах был поддержан не только немецким бюргерством, но и князьями, тяготившимися своей зависимостью от Рима и от императора Священной Римской империи. Выступление Лютера быстро переросло в мощное общегерманское социально-политическое движение. По Аугсбургскому религиозному миру (1555 г.) лютеранство в Германии стало таким же полноправным культом, как и католичество, по принципу: чья страна, того и вера. Князья могли каждый в своем княжестве делать выбор между лютеранством и католичеством для своих подданных.

После революции 1918 г. церковь в Германии была отделена от государства, во главе церквей в землях вместо князей оказались синоды, возглавляемые епископами, избираемыми на восемь лет и пользующимися большой властью. С 1922 г. лютеранство в Германии существует в виде федерации с кальвинизмом.

В 1933 г. возникла инспирированная нацистами Германская евангелическая церковь; против нее выступали конфессиональные церкви, объединившие лютеран, не желавших подчинения церкви нацистскому государству. Эти лютеране подвергались преследованиям и жестоким репрессиям со стороны нацистов.

После второй мировой войны лютеранско-кальвини-ческие церкви в Германии организованы в основном по землям. Возникшая в 1948 г. Единая евангелическая лютеранская церковь Германии имеет два центра: один — в ГДР, другой — в ФРГ.

В скандинавских странах лютеранство является официальной религией, получающей прямую поддержку от государства. Епископы в этих странах назначаются государственной властью, ею же созываются и церковные ассамблеи. В США существует около двадцати самостоятельных лютеранских церквей. Эмигрировавшие в США датчане, финны, исландцы, норвежцы, шведы, немцы, латыши, эстонцы и др. создавали свои национальные церкви.

Основу лютеранской церкви составляет община, или конгрегация, автономная только в своих местных делах. Она управляется выборным церковным советом во глазе с пастором, который приглашается и избирается общиной на неопределенный срок, но ею не смещается. Таким образом, демократизм в лютеранстве весьма ограничен. Лютеранство не централизовано в международном масштабе, как католицизм, хотя всемирное объединение лютеран— Всемирная лютеранская федерация — и существует. Входящие в федерацию церкви полностью сохраняют свою самостоятельность. Это не авторитарный орган, каким, например, является Ватикан, а лишь координационный центр.

По своему вероучению лютеранство остается почти неизменным со времени Лютера. Основной источник вероучения — «священное писание», главным образом евангелия. Но есть у них и свое «священное предание», свои богословские традиции и авторитеты. Принципы лютеранства изложены в «Аугсбургском вероисповедании», «Большом» и «Малом» катехизисах Лютера и в других символических книгах, сборник которых называется «Книгой согласия» (1580 г.).

Лютер считал, что разум не может познать сверхъестественное, что только одна вера может проникнуть в тайны религии, ее мистерии, чудеса и догмы, но не постигнуть их. Современные лютеране придерживаются той же точки зрения.

Человек, утверждал Лютер, по самой своей природе лишен всякой способности к добродетели и постоянно стремится к злу, что все хорошее в человеке от бога. Современное лютеранство особенно широко использует в своей религиозной пропаганде этот миф о всеобщей греховности людей. Человек, по лютеранскому вероучению, не может добиться прощения своих грехов перед богом собственными силами, заслугами, делами, но «оправдывается» исключительно милосердием Христа через дар веры, то есть люди могут быть хорошими только в той мере, в какой они верят в Христа и благодаря Христу. Не считая духовенство наделенным «сверхъестественными силами», лютеранство, как и протестантизм вообще, отвергает таинство священства и таинство отпущения грехов. Церковь и обряды в лютеранстве сохраняются, но здесь их роль значительно меньше, чем в католицизме и православии. Лютеранство не было последовательным не только в устройстве церкви, но и в осуществлении требования дешевой церкви. Иконы, мощи, культ святых, богородицы им упразднены, но сохранены скромные облачения, алтарь, крест. Большое место в лютеранском богослужении занимают проповеди, религиозные гимны и органная музыка.

От прежнего, воинствующего антикатолицизма в лютеранстве теперь не осталось и следа. Ныне многие лютеранские руководители выступают за объединение всех христиан против коммунизма.

В Россию лютеранство проникает сразу же после своего возникновения. Обычно оно было связано с немецким влиянием и распространено среди иностранных подданных. В настоящее время в СССР лютеранство существует в Прибалтике; эстонская и латвийская евангелическо-лютеранские церкви объединяют, как и в Германии, не только лютеран, но и кальвинистов.

Лютеранская церковь была важным оплотом фео* дально-помещичьего строя в Прибалтике. Будучи владельцами церковных имений, пасторы сами участвовали в жесточайшей эксплуатации крестьянства. Это тесное единение эксплуататоров и служителей культа находило свое яркое выражение в том, что порядок барщины — указания, куда и когда являться на работу,— объявлялся обычно по окончании богослужения с церковной кафедры.

Понятно, что от использования лютеранства не могла отказаться и эстонская националистическая буржуазия. С приходом к власти она превратила его в оплот своей кровавой диктатуры и передала лютеранской церкви руководство всем народным образованием. Лютеранские пасторы в Эстонии одинаково усердно служили и немецким баронам, и русскому царизму, и националистической буржуазной диктатуре, и немецкому фашизму.

Другим направлением в протестантизме является кальвинизм, в котором особенно ярко проявилась буржуазная сущность этой религии, ее антифеодальная и антинародная направленность.

Кальвинизм сложился немного позже лютеранства, в городе-государстве Женеве, международном торговом и ремесленном центре того времени. Там протекала деятельность выходца из Франции Жана Ковена (1509— 1564 гг.), или в латинизированном варианте — Кальвина, который стал после смерти реформатора Ульриха Цвин-гли главным продолжателем его вероучения. Как и Лютер, Кальвин боролся на два фронта: против католицизма и против народной реформации. В своем первом теологическом произведении «Сон души», а также в написанном уже во время деятельности в Женеве «Кратком наставлении против заблуждений анабаптистов» он резко критиковал их за пантеизм и рационализм. И эта критика не была только книжной. Захватив власть в Женеве, Кальвин установил там режим жестокого религиозного террора. В каждом районе выделялись особые лица, которые следили за религиозным и деловым рвением жителей. Всех инакомыслящих жгли на кострах. Только в первые четыре года своего правления Кальвин из 15 тысяч жителей Женевы упрятал в тюрьму 900, казнил 60, изгнал более 70. Многие женщины были сожжены как «ведьмы». Женевец Грюе после ужасных пыток был умерщвлен: во время обыска у него были найдены записки, в которых высказывалось сомнение в бессмертии души и боговдохновенности Библии.

В своей борьбе против католичества Кальвин шел дальше Лютера. Из некогда веселой и жизнерадостной Женевы он создал мрачное теократическое государство, где правили святоши. Любое проявление жизнерадостности, в том числе музыка, пение, танцы, запрещалось. За смех штрафовали. Были запрещены светлые костюмы и модные прически, создана своего рода полиция нравов, упразднены почти все религиозные праздники. В воскресенье совершенно не разрешались какие-либо увеселения и развлечения. Женевцы должны были проводить этот день за чтением Библии. Непосещение церкви каралось самым жестоким образом.

Этот крайне суровый образ жизни, мирской аскетизм как нельзя лучше выражал дух эпохи первоначального накопления: вся жизнь была подчинена одной цели— обогащению, накоплению капитала, скопидомству.

Кальвинизм дальше, чем лютеранство, пошел в вопросах устройства церкви, ее взаимоотношений с государством, в удешевлении культа.

Руководство церкви избирается членами общины, но главным авторитетом в делах веры и всей жизни верующих является все же не община, а пресвитерия, состоящая из выборных лиц из мирян — пресвитеров, которые руководят несколькими общинами. Через пресвитерию буржуа осуществляют свою диктатуру над массой рядовых верующих. Кальвинизм идет дальше, чем лютеранство, в упрощении и удешевлении культа. Он отбросил сохранившиеся в лютеранстве религиозные картины, хоры, облачения. В кальвинистских церквах нет живописи, амвона; вместо него стоит стол, накрытый простой скатертью.

Как и лютеранство, кальвинизм считает религиозные догмы и разум несовместимыми. В своей главной работе—»Наставление в христианской вере» Кальвин заявляет: бог всемогущ; доказать, что он существует, нельзя. Это, по его мнению, дело веры, а не разума; существование бога для избранных очевидно.

Центральное место в кальвинизме занимает догмат о божественном предопределении, согласно которому судьба человека, его жизненный путь, все успехи и неудачи зависят не от происхождения или способностей, а исключительно от предопределения, от вынесенного богом решения: кого он предназначает для вечного блаженства, того отмечает своими милостями и при жизни. Вслед за Августином Кальвин говорит: люди настолько «греховны», что даже самые прилежные из них в делах веры не могут спастись своими усилиями. Спасение поэтому совершенно не зависит от воли и желания людей. Бог с самого начала предопределил одним гибель, а другим спасение. Поэтому, согласно кальвинизму, человек «спасается» вовсе не потому, что он верит в бога. Он, напротив, имеет дар веры потому, что избран богом.

Казалось бы, что это фаталистическое учение должно было вызвать у протестантов волну апатии. Но на самом деле кальвинисты были особенно ревностны в обогащении. И это также нашло свое обоснование в вероучении кальвинизма. Согласно учению Кальвина, никто не может знать, избран ли он богом или нет. Вероятным свидетельством избранности может быть успех в делах. Таким образом капиталистическое накопление освящалось как богоугодное дело.

Классики марксизма вскрыли глубокие социальные корни этого догмата. Учение Кальвина, отмечал Ф. Энгельс, «было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих»1. Деление всех людей на немногих избранных и массу обойденных самим богом давало вместе с тем божественную санкцию растущей поляризации общества на кучку богачей и обездоленную, экспроприированную массу.

Кальвинизм выступил с религиозным оправданием новых форм классового гнета и методов самой жестокой эксплуатации. Видя в любой деловой удаче проявление божьей милости, он признавал допустимым любой ростовщический процент, в то время как католической моралью ростовщичество вообще осуждалось. Кальвинизм оправдывал и любые торговые, биржевые спекуляции, колонизацию и ограбление туземных народов, беззащитных перед европейским оружием.

Еще при жизни Кальвина кальвинизм стал международным движением. В Женеве готовились проповедники для других стран. Кальвин («женевский папа») руководил протестантами Франции (гугенотами), Шотландии, Англии, Венгрии, Польши. С голландским кальвинизмом было связано возникновение особой его разновидности — арминианства. Арминий отбросил кальвиновское учение о предопределении и стал учить, что Христос умер не только за избранных, но за всех и что все люди способны достичь «небесного блаженства». Борьба между ортодоксами и арминианами проходит через всю последующую историю кальвинизма и продолжается по сей день.

Во второй половине XVI в. кальвинизм проник в Англию из Европы и Шотландии в форме пуританства (от лат. «purus» — «чистый»), движения за дальнейшее очищение от следов католицизма и освобождение англиканской церкви от королевской опеки.

Пуританский образ жизни стал нарицательным. Пуритане осуждали всякие развлечения, даже спорт. Для них была характерна суровая религиозность и трезвый практицизм. Пуритане отвергали все, что прямо не способствовало успеху в делах, обогащению. Карл Маркс писал о буржуазии той эпохи: «…созидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фетишу. Он берет всерьез евангелие отречения… Чем больше он производит, тем больше он может продать. Трудолюбие, бережливость и скупость — вот, следовательно, его основные добродетели; много продавать, мало покупать — в этом вся его политическая экономия»1.

Пуритане не были однородны: существовали два

крыла — умеренное и радикальное,— выражавшие интересы различных прослоек буржуазии. Радикальные пуритане требовали совершенно независимых общин (конгрегаций), поэтому они назывались конгрегациона-листами или индепендентами (от англ, «independent» —■ «независимый»). Они выражали интересы средних слоев буржуазии. Им противостояли пресвитериане, требовавшие пресвитерианского устройства церкви, когда во главе общин ставились пресвитеры. Обе разновидности выступали против официальной англиканской церкви, за что сурово преследовались. Многие из них бежали в Голландию, где к тому времени победил кальвинизм; другие переселялись в Северную Америку, которая только что стала колонизироваться.

Современный кальвинизм существует в трех формах: конгрегационализма, пресвитерианства и реформатства. Современные конгрегационалисты постепенно отступают от своего принципа полной автономии религиозных общин. В конце XIX в. был учрежден Международный союз конгрегационалистских церквей. Конгрегационалисты активно выступают за всемирное объединение христианства.

Во многом противоположна кальвинизму государственная религия Англии — англиканство. Оно было введено в Англии после разрыва с Римом парламентским «Актом о верховенстве» (1534 г.), в соответствии с которым главой церкви был провозглашен король.

Англиканство из всех протестантских религий сохранило в наибольшей степени черты католицизма. Разделяя протестантское отрицание чистилища и индульгенций, икон и мощей, авторитета папы, англиканство сохраняет церковную иерархию, авторитаризм, не допускает никакой демократии в церковном устройстве, сохраняет противопоставление мирян и духовенства, институт епископов, которые назначаются не папой, а королем. В своем вероучении англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением об оправдании одной верой.

Англиканская церковь продолжает оставаться государственной церковью Англии. Большинство епископов состоят членами палаты лордов. Они не избираются, как в лютеранстве, а назначаются.

Самостоятельные англиканские церкви имеются в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Корее, Японии, Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Южной Африке, Вест-Индии, Западной Африке. С 1867 г. приблизительно раз в десять лет в Англии в Ламбетском дворце главы церкви — архиепископа кентерберийского собираются ламбетские конференции, на которых присутствуют епископы от всех англиканских церквей. В 1948 г. таких епископов насчитывалось 328, из них 43 — в Англии. На конференциях обсуждаются вопросы вероучения, церковного устройства, но постановления конференций не имеют обязательной силы.

Имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

  • · кризис феодализма;
  • · укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;
  • · ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • · незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго- сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • · кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;
  • · распространение в Европе идей гуманизма;
  • · рост самосознания личности, индивидуализм;
  • · рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

Мартин Лютер выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.

Жан Кальвин (1509 — 1564) считал, что ключевая идея протестантизма — идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле — профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу — путь к спасению, успех в работе — признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным. Идеи протестантизма Кальвин воплотил на практике, возглавив реформационное движение в Женеве. Он добился признания реформированной Церкви в качестве официальной, упразднил католическую Церковь и власть Папы Римского, провел реформы как внутри Церкви, так и в городе. Благодаря Кальвину. Реформация превратилась в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 — 1525) возглавил народное направление Реформации. Он считал, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на Земле. Главная причина всех зол, по мнению мыслителя, — неравенство, классовое разделение (частная собственность и частный интерес), которые необходимо уничтожить, все должно быть общим. Богу угодно, чтобы жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность, по мнению реформатора, должны принадлежать простому народу — «ремесленникам и пахарям». В 1524 — 1525 гг. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную Крестьянскую войну и погиб.

Эразм Роттердамский (1469-1536) -Среди произведений выделяется знаменитая «Похвала Глупости», где Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами — священнослужителями, кардиналами и даже папами.

Стоит отметить так называемый «Энхиридион, или Оружие христианского воина» и «Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли». Первая работа посвящена философии Христа.

Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось — распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности — догматом об индульгенциях, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.

Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни — именно этой теме посвящено основное произведение Эразма «Оружие христианского воина» (1501).

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

Новые религиозные движения Запрос «НРД» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Новое религиозное движение, или НРД — это религиозная или духовная группа, зародившаяся недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии.

Термин НРД охватывает собой широкий спектр движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Использование этого термина не принято всеми группами, к которым он применяется. Термин «НРД» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, который ввели в научный обиход во второй половине ХХ века в противопоставление терминам «секта» или «культ». Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) лёг в основу современного российского законодательства, хотя сам термин «новое религиозное движение» не имеет законодательного определения.

Описание

Современные социологи, стремящиеся к объективно-беспристрастному подходу в изучении религиозных движений, предпочитают не употреблять термины «ересь», «секта» и «культ» как перегруженные эмоциональными и богословскими коннотациями. Среди альтернативных терминов, предлагавшихся в конце XX века (напр., «альтернативные религии», «маргинальные религиозные группы» и т. п.), широкое распространение получил один термин «новое религиозное движение» (НРД), популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Айлин Баркер.

Смысл, вкладываемый в слово «новое», меняется в зависимости от конкретного исследователя и его страны. В частности, в Японии НРД обычно называют группы, возникшие после конца XIX века. С другой стороны, Эйлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после Второй мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект. В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

Например, Международное общество сознания Кришны на Западе многие считают новым религиозным движением, поскольку оно относительно ново для западной культуры. Однако в Индии тех же кришнаитов сочтут вполне традиционной религией, поскольку бенгальский вайшнавизм (течение в индуизме, к которому относится Общество сознания Кришны) известен там с начала XVI века.

По мнению исследователя профессора Массимо Интровинье (Massimo Introvigne),

Учёные с одобрением восприняли эти термины и почти единодушно начали использовать их, чтобы уйти от унижающих слов «культы» и «секты», однако реального согласия относительно содержания и границ этих терминов никогда не существовало. Одни включали в это число только группы, возникшие в XX веке, другие — и некоторые группы, возникшие в XIX веке. Одни использовали только хронологические критерии, другие (включая автора настоящей статьи) отдавали предпочтение доктринальной парадигме, говоря о «новых религиях» или «новых религиозных движениях» лишь в тех случаях, когда в богословии обнаруживалось радикальное расхождение с традиционным христианством или с — не столь легко поддающим определению — традиционным иудаизмом, исламом, индуизмом или буддизмом… Возникли трудноразрешимые проблемы: причислять ли пятидесятников к новым религиозным движениям? А как быть с самобытными пятидесятническими движениями, возникшими в Латинской Америке, Африке и Азии? Чему отдать предпочтение — богословию или бихевиористике? …Некоторые движения, о которых шла речь, возражали, что термин «новое религиозное движение» или «новая религия» — всего лишь вежливый синоним слов «культ» и «секта», обозначающий нечто во всех отношениях отличающееся от «уважаемых» религий. В XXI веке некоторые участники разгоравшегося спора, по-прежнему возражая против все более криминологического использования терминов «секта» и «культ» в ходе акций по борьбе с культами, предпринятых правительствами Франции, России и Китая, предложили попросту отказаться от терминов «новое религиозное движение» и «новая религия» и говорить о «семействах» религиозных и духовных групп.

Оригинальный текст (англ.)

Классификация новых религиозных движений

Маргарет Тэлер Сингер (Margaret Thaler Singer) (психолог)

  1. Неохристианские религиозные группы
  2. Индуистские и восточные религиозные группы
  3. Оккультные, колдовские и сатанистские группы
  4. Спиритические группы
  5. Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией
  6. Расовые группы
  7. Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов
  8. Психологические или психотерапевтические группы
  9. Политические группы
  10. Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития

Роналд Энрот (Ronald Enroth) (социолог)

  1. Восточные мистические группы
  2. Псевдохристианские группы
  3. Духовно-психологические группы и группы самоусовершенствования
  4. Эклектичные и синкретические группы
  5. Парапсихологические, оккультные и астральные группы

Майкл Лангуни (Michael D. Langone) (психолог)

  1. Восточная медитация
  2. Движения, основанные на Библии и христианстве
  3. Оккультизм, сатанизм, колдовство, черная магия
  4. Политический терроризм
  5. Психотерапия / самореализация
  6. Группы по избавлению от наркотической зависимости
  7. Коммерческие

Неохристианство — религиозные течения, которые возникают в рамках христианской традиции.К неохристианским течениям с определенными замечаниями можно отнести Церковь Исуса Христа святых последних дней, известную как церковь мормонов. Наиболее динамично в мире развиваются харизматические церкви. Харизматическое (от греч. χαρισμα — Божья благодать) движение возникло в 1906 году в Лос-Анджелесе, США.

К ориенталистским (от лат. — восточный) направлениям принадлежат новые индуистские и буддистские движения, которые возникли в рамках религиозных систем Востока. Для этих течений характерно заимствование положений из разных религий. Буддистское или индуистское учение объединяется с элементами даосизма, конфуцианства, синтоизма, и т. п.

В основе синкретических движений лежат эклектично объединённые элементы западных и восточных религиозных систем. Приверженцы некоторых из этих течений признают основные религии мира лишь как разные пути до одного Бога, но только свою религию считают наиболее истиной, способной преодолеть конфессиональные расхождения и объединить все религиозные традиции. К синкретическим движениям принадлежат Вера Бахаи, Церковь унификации, Белое братство, Аум Синрикё, Церковь «Последнего завещания».

Неоязычество объединяет разные группы новейших религиозных движений, которые, как правило, возникают в следствие попыток возродить первоначальные верования дохристианского периода и сакрализировать с их помощью национальную идею. Новое языческое движение возникло как реакция на современные общественные процессы, разрушение этнической культуры.

Новые религиозные движения на Украине

После начала перестройки на Украине сложился благоприятный климат для распространения новых религиозных движений. Среди главных причин этого процесса нужно назвать социально-экономическую и политическую нестабильность; значительную оторванность людей от церковных традиций; ослабленность исторических церквей и их миссионерских структур; финансовое давление заграничных религиозных миссий. Кроме того, НРД возникают на волне протеста против традиционных ценностей и связаны с молодёжной субкультурой. Часто к новейшим религиозным движениям приобщается юношество, которое разочаровалось в других формах бунта (употребление наркотиков, секс-революция, контркультура и т. п.). Привлекательной чертой НРД для некоторых богоискателей является их экзотичность.

В частности, на рубеже 1990-х годов на Украине появилось харизматическое движение. Оно тесно связано с другими протестантскими направлениями, преимущественно с пятидесятничеством. К 2003 году на Украине насчитывалось свыше одной тысячи общин харизматических течений. Подавляющее большинство харизматов составляет молодежь в возрасте до 30 лет.

С конца 1980-х годов начали активнее проникать и ориенталистские движения. На население страны они не оказали значительного влияния и составляют незначительную часть общего количества религиозных общин. Среди всех восточных течений на Украине наиболее заметным является Международное общество сознания Кришны, известное также под названием «Движение Харе Кришна». Неоязычники Украины представлены несколькими религиозными организациями, в частности общинами Родной украинской национальной веры (РУН-вера), славянско-ведического движения «Хара-Хорс» и другими. На Украине по состоянию на январь 2003 года было представлено свыше одной тысячи нетрадиционных и новых религиозных движений. Хотя количество НРД постоянно возрастает, численность их приверженцев остаётся незначительной.

Общее количество религиозных организаций на Украине, которые можно отнести к НРД, на 1 января 2006 года, по данным Государственного департамента по делам религий составляла 2141 единицу, что составляло 7 % общего количества зарегистрированных религиозных общин. Существует региональная специфика в распространении НРД на востоке и западе Украины. В частности на Закарпатье в цыганской среде распространилась харизматическая Церковь Живого Бога. Очень активно распространяются НРД на востоке Украины (особенно в Донецкой области), а также в Киеве, что может объясняться определённой оторванностью местного населения от традиций своих предков, постоянным стрессом, неуверенностью в завтрашнем дне, разочарованием в традиционных религиозных ценностях.

См. также

  • Религия
  • Секта

Примечания

  1. Центр Апологетических Исследований. Д. Розет «Определения и признаки культа»
  2. Coney, J. (1998) «A response to Religious Liberty in Western Europe by Massimo Introvigne» ISKON Communications Journal, 5(2)
  3. Михаил Жеребятьев, Всеволод Феррони. Феномен новых религиозных движений
  4. Massimo Introvigne. The Future of Religion and the Future of New Religions, 2001.
  5. Центр апологетических исследований
  6. Иваненко, С. И. «Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность», Москва, Философская книга, 2008
  7. Massimo Introvigne. The Future of Religion and the Future of New Religions, 2001..
  8. Margaret Thaler Singer with Janja Lalich. Cults in Our Midst. San-Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1995. P. 14.
  9. Ronald Enroth. The Lure of the Cults and New Religions. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1987. Pp. 21-22.
  10. Joan Carol Ross, Michael D. Langone. Cults: What Parents Should Know. AFF, 1988. Pp. 22-23.
  11. 1 2 3 4 Форостюк О. Д. Новітні релігійні рухи // Релігієзнавство: Навчальний посібник / За загальною редакцією О. М. Єременка. — Луганськ: РВВ ЛАВС, 2005.
  12. Релігієзнавство:§ 3. Неорелігії в Україні
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Филипович Л. О. Новітні релігійні течії: український контекст (огляд, документи, переклади). — К.: Наук. Думка,2000.
  14. 1 2 3 Новітні релігійні рухи: міфологеми та реальність

Литература

  1. Реформация в культуре Европы.

Реформация: дефиниция понятия. Генезис Реформации: религиозные, философские, социальные, культурные истоки. Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и, так или иначе поддержавших его идеологию народных масс, нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того чтобы строить величавые соборы и проводить пышные церковные службы, а для того, чтобы вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Реформация и Ренессанс. Сущность Реформации как религиозного и социально-политического движения преобразования христианства. Основные этапы, национальные версии и течения Реформации. История Р. Дата рождения Р. — 1517, когда М. Лютер прибил свои «Тезисы» к дверям дворцовой церкви в Виттенберге. В них осуждалась продажа индульгенций, опровергалась теория сверхдолжных заслуг церкви. Под влиянием чтения Августина Лютер поставил под вопрос средневековую теологию «добрых дел». В тезисах еще не было представлено развернутое учение Р., которое после Вормского рейхстага (1521), осудившего богословие Лютера как ересь, было сформулировано в Аугсбурге в 1530 (т.н. Аугсбургское вероисповедание, подготовленное последователем Лютера Ф. Меланхтоном). После ряда религиозных и политических столкновений, включая Крестьянскую войну в Германии, в Священной Римской империи была установлена свобода вероисповедания — по принципу «Чья земля, того и вера». В Швейцарии во главе Р. были У. Цвингли и Ж. Кальвин. Цвингли, радикализировав многие положения Лютера, провел в Цюрихе антипапскую, антииерархическую и антимонашескую реформу. Цвингли погиб, сражаясь с войсками швейцарских католиков. Деятельность Кальвина была направлена на построение своеобразной реформаторской теократии в Женеве, где с 1541 по 1564 он создавал новый Израиль. Характерной чертой учения Цвингли и Кальвина была концепция предопределения. В дальнейшем богословие Лютера стало основой вероучения лютеранской (евангелической) церкви, доктрина Кальвина, изложенная в работе «Учреждение христианской церкви», заложило принципы кальвинистской (реформаторской) церкви. Теология Р. Основу учения Р. составляют два принципа — sola fide (только верой) и sola Scriptura (только Писанием). Для Лютера революционным открытием было радикальное оправдание человека верой. Средневековые мыслители учили, что человек может «заслужить» прощение грехов и достичь спасения, совершая добрые дела и участвуя в церковном богослужении. Но, согласно Лютеру, человеческая воля настолько парализована вследствие первородного греха, что грешник не может сделать последний шаг на пути к Богу. Интерпретируя апостола Павла, Лютер приходит к выводу, что только через веру в Иисуса, которая сама по себе есть дар Бога, грешнику даруется свобода и полное прощение. Меняется отношение к морали, ее роль не уменьшается, но мораль теперь — результат оправдания верой, а не ее причина. Все деятели Р. признают авторитет Священного Писания. Для Лютера Писание — слово Божие. Его авторы писали под непосредственным воздействием Святого Духа, что определяет его абсолютную точность, не только в основном учении, но и в словесных деталях. Это не исключает возможности критических подходов. Знание евр. и греч. обязательно для передачи аутентичного текста. Библия принадлежит всему «народу Божьему», поэтому необходимы переводы на различные национальные языки. Применение этих базовых принципов привело к критической модификации средневековой веры и практики. Традиционное аллегорическое истолкование Библии было заменено филос. и историческим изучением текста. Была отвергнута вера в чистилище, как не имеющая оснований в Писании. Культ святых и Девы Марии рушился в свете учения о Христе как о единственном посреднике между Богом и человеком. Католическая дистанция между священником и мирянином преодолевалась в принципе «священства всех верующих». Из семи таинств остались только два — крещение и евхаристия (в определенном понимании). В представлениях о Боге неортодоксальность теологии Р. проявилась в лютеровской «теологии креста», где проясняется парадокс «прославленного Бога», который открывается и скрывается в тайне унижения и страдания. Кальвин сходным образом понимает Бога не как отдаленное и статическое божество, но как Того, Кто революционно вторгается в человеческую историю. Т.о., в теологии Р. динамически воплощались принципы «только вера», «только Писание», «только Христос», «только благодать». Контрреформация. В последнее время большинство исследователей связывают понятия «контрреформация» и «католическая реформа», рассматривая их как параллельное протестантской Р. движение внутреннего обновления католической церкви. К католической Р. можно отнести прежде всего решения Тридентского собора и деятельность ордена иезуитов, основанного Игнатием Лойолой. На соборе были даны доктринальные оценки протестантизма и обновлен устав церкви. Основной целью деятельности церкви было объявлено «спасение душ» и миссионерство. Решения собора не только дали импульс для обновления церковной жизни, но и положили начало новому этапу схоластической мысли («вторая схоластика» — кардинал Каэтано, Ф. Суарес).

Основные представители (Мартин Лютер, Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther ; 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония — 18 февраля 1546, там же) — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Ульрих Цвингли, У́льрих Цви́нгли (нем. Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильдхаус, кантон Санкт-Галлен — 11 октября 1531, Каппель-на-Альбисе, кантон Цюрих) — швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ.

Погиб в битве при Каппеле.

Находился под влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Согласно его мировоззрению, Бог — «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он всё же является связующим звеном между землёй и небом.

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Ян Гус, Ян Гус (чеш. Jan Hus ; 1369, Гусинец, Богемия — 6 июля 1415, Констанц, Баден) — национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434).

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в 1915. Кроме того, в 1918 г. возникла Чехословацкая гуситская церковь, имеющая в настоящий момент около 100 000 сторонников и поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью.

Ян Гус оставил обширное литературное наследие, внёс большой вклад в разработку литературного средневекового чешского языка и кодификацию чешской орфографии.

Ганс Таусен (дат. Hans Tausen; ок. 1494, Биркенде, о. Фюн — 11 ноября 1561, Рибе) — один из главных поборников реформации в Дании.В 1536 году дело реформации, энергично поддержанное королём Кристианом III, окончательно восторжествовало в Дании и Таусен получил полную свободу действия. В 1538 году он был назначен лектором богословия, а в 1542 году — епископом Рибской епархии. В Виборге ему воздвигнут памятник.

Роль протестантизма в становлении философского сознания Нового времени. Основные протестантские конфессии Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви, с одной стороны, и более радикальных протестантских движений — с другой (анабаптизм, кальвинизм, цвинглианство и т. д.).Лютеране признают два таинства: крещение и причастие (в то же время Апология Аугсбургского исповедания относит к таинствам исповедь и рукоположение, арт. XIII). Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Это преемство понимается не обязательно непосредственно, как, например, в православии, а скорее в духовном смысле. В строгом смысле не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например, мормонов.

Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):

  • Толкование Библии на основе только Библии. Любое место Библии толкуется кальвинистами не с позиций какого-либо человеческого авторитета (будь то Папа Римский, православный священник, пастор, руководитель какой-то религиозной организации и т. п.), а исключительно с помощью авторитета Божьего — других мест Библии,

Англика́нство — одно из направлений христианства, появившееся в ходе английской Реформации. Англиканские церкви либо имеют особую историческую связь с Церковью Англии, либо объединены с ней общими богословием, богослужением и церковной структурой. Термин «англиканство» восходит к латинской фразе «ecclesia anglicana», первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами. Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество, которое носит международный характер.

Англиканское вероучение основывается на Писаниях, традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви. Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства, окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма, однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер, Джон Нокс, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли или Джон Уэсли. Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве. В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

секты (баптисты Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение) — одно из направлений протестантского христианства.

Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни.

, евангелисты, Ева́нгельские христиа́не (еванге́лические христиане) — группа родственных протестантских деноминаций, таких как меннониты, баптисты (в России — евангельские христиане-баптисты), пятидесятники и евангельские христиане (прохановцы). Иногда в группу евангеликов относят методистов, пресвитериан и «умеренных» харизматов.

Основные характерные черты евангельских протестантских церквей: акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская активность и строгая этическая позиция.

Принципиальным отличием евангельских христиан является их особое отношение к Библии (и, в первую очередь, Новому Завету) как к единственному абсолютно авторитетному источнику для веры и жизни, они считают, что Церковное Предание только отдаляет христиан от законченного Божьего откровения, данного в Священном Писании.

Адвентисты -– это учение теологии о скором пришествии Иисуса Христа, который явится к нам для того, чтобы установить свое царство и уничтожить сегодняшние мировые беспорядки. Это является главным догматом разных адвентистских деноминаций, которые приняли и многие другие церкви. Среди адвентистов существуют 2 направления: премилленаристы и постмилленаристы. Последние считают, что Божье Царство воплощается в постепенном процессе, и пришествие Иисуса ожидают только после того, как пройдет тысячелетие, о котором описано в Книге Откровения (20:1-6). Другие очень мало надеются на социальный прогресс и пришествие Христа они ждут до начала названного тысячелетия. Наступление Божьего Царства ознаменуется космической катастрофой. Многие адвентисты принадлежат премилленаристскому течению, при этом они с адвентистами очень часто отожествляются.

Методи́зм (англ. Methodism; официально Методистская церковь) — протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Основателем методизма считается Джон Уэсли. Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви

Квакеры Квакеры (англ. quackers, quakers, т. е. «дрыгуны») — секта, возникшая в Англии в XVII ст. Название это было дано им в насмешку, ввиду судорожных движений и припадков, в которые они впадали, когда «нисходил на них Дух Божий». Сами последователи этой секты называли себя «христианским обществом друзей» (на основании слов, употребленных апост. Иоанном, Послан. III, 15). Основателем ее был Георг Фокс,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *