Регент в хоре

Среди множества профессий есть одна, которая требует от человека смеси таких качеств, как музыкальный слух, знание церковного устава и умение руководить коллективом. Эта профессия — дирижер церковного хора, которая имеет свое особое название — регент. О том, кто же такой регент в церкви, и чем он отличается от простого руководителя хора, читайте в этой статье.

Кто такой регент

Поскольку в православных храмах церковные службы сопровождаются пением, нужен человек, который будет управлять хором, чтобы тот звучал слаженно и правильно. Таким человеком и является регент. Во время службы он задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору достичь гармоничности.

Слово «регент» происходит от латинского regens

— правитель, властелин, или
regere
— управлять, направлять, исправлять.

У понятия «регент» имеется два значения:

  1. Руководитель хора при церкви;
  2. Опекун при недееспособном государе, фактический правитель государства.

Почему я не головщик?

Почему я не головщик? Потому, что в современной Церкви царит, к сожалению, другая система пения.

Головщики были в Православной Церкви в те времена, когда:

  • богослужебное пение представляло собой весьма стройную систему и включало в себя не только слышимое пение, но и знание точных законов соединения движения сердца с движением голоса;
  • когда богослужебное пение объявлялось особой дисциплиной тела, души, духа;
  • когда правильная духовная жизнь провозглашалась причиной и условием правильно построенной мелодии, а певчий должен был стать неким инструментом Святаго Духа, а пение – богословием в звуках;
  • когда богослужебные песнопения не сочинялись композиторами, а являлись плодами молитвенного подвига монашествующих (к примеру, многим известен нерукотворный гимн Пресвятой Богородице «Агни парфене», который пропели ангелы во сне святому Нектарию Эгинскому, записавшему мелодию и все 24 стиха этого гимна).

В результате обрыва традиций сегодня многое утеряно, а система богослужебного пения оказалась вытесненной музыкой, большей частью композиторской, что наблюдается даже во многих монастырях; да и на клирос, в церковный хор приходят люди зачастую невоцерковленные, что сказывается на качестве служб.

Историческая справка

Первые упоминания об этой профессии появились в 1850-х годах в Придворной певческой капелле Санкт-Петербурга, где регентами называли певчих с большим опытом, которым временно поручали управлять хором в церквях придворного ведомства.

Регентами также считались выпускники преобразованных в 1884 году музыкальных школ при капелле, которые стали называться регентскими классами. В них изучалась элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония и контрапункт, а также история церковного пения и игра на фортепиано или скрипке.

Выпускники могли получить аттестат регента трех разрядов, которые давали право обучать «ненотному пению», партесному пению или «сочинению композиций».

В 1970-х в Ленинградской духовной академии появился первый специальный «регентский класс» для православных девушек. После этого такие классы стали появляться практически при всех Духовных семинариях.

Обязанности регента в церкви

У дирижера в церкви довольно широкий круг обязанностей, связанный не только с прямым назначением, но и с организационными вопросами вверенного ему клироса — хора при церкви.

Среди них:

  • подготовка к богослужениям;
  • выбор репертуара;
  • проведение репетиций (не реже 1-3 раз в неделю);
  • составление нотного архива;
  • распределение партий;
  • дирижирование во время богослужения;
  • подготовка к концертным выступлениям;
  • обучение начинающих певцов.


/ Программа» data-image_id=»18545″>

«Десять заповедей для идеальных певчих»

  1. По дороге в храм твори молитвы (в том числе молитву идущего в церковь «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…»).
  2. Во время богослужения внимай словам молитв и Священного Писания, не допускай посторонних разговоров (кроме тех замечаний и указаний, которые необходимы по ходу службы); ум возводи на Небо.
  3. Помни о великой ответственности певчих перед Богом и людьми – нашими устами прихожане возносят к Богу молитвы.
  4. В основу ангелоподобного пения в храме положи для себя принцип: «Бога должно воспевать не голосом, но сердцем». Прилагай все свои силы так, будто это твоя последняя служба.
  5. Не приступай к пению в гневе, раздражении или не простив ближнего.
  6. Соблюдай по возможности все посты, в том числе среду и пятницу.
  7. Приступай ко Святому Причащению не реже 4-х раз в год, т. е. в каждый из постов (а лучше раз в месяц), чтобы иметь духовное подкрепление и не стать врагом Христу.
  8. Внешним видом соответствуй облику православного человека. Женщинам: юбка до щиколоток или ниже колен без глубоких разрезов, рукава не выше локтя, ноги прикрыты гольфами или носками.
  9. Помни заповедь «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Признавай достоинства других и будь снисходительным к недостаткам и немощам других.
  10. Следуй во всех обстоятельствах совету прп. Амвросия Оптинского: никого не осуждай, никому не досаждай и всем свое почтение выражай.

С любовью ваш регент»

А вообще клирос у нас очень дружный.

Одна из певчих Анастасия Пронькина (это моя дочь) написала стихотворение «Любимому клиросу посвящается…». Вот это стихотворение:

Плюсы и минусы профессии

В связи с постоянным ростом количества храмов спрос на музыкантов, которые способны организовать или же возглавить уже созданный хор, весьма высок. Некоторым храмам даже требуются несколько регентов, если службы идут постоянно.

К другим преимуществам работы руководителем клироса относятся:

  • высокое положение в иерархии церковной службы — после священнослужителей;
  • данная профессия очень уважаема;
  • эмоциональная составляющая: служение Богу и надлежащее выполнение своих обязанностей приносит радость и удовлетворение.

Однако у этой профессии имеются и свои жизненно важные минусы.

Среди них:

  • ненормированный рабочий день;
  • невысокая заработная плата.

Как стать дирижером церковного хора

Православные службы могут идти от нескольких минут до 8 часов, и главная задача регента — все это время быть предельно сконцентрированным на действиях священнослужителей.

Поэтому, для того чтобы стать руководителем клироса, нужно обладать тремя очень важными качествами:

  • крепкой нервной системой;
  • уверенностью в себе;
  • умением быстро реагировать на внешние раздражители.

Также потребуется пройти еще несколько немаловажных этапов.

Благословение священника

Прежде всего, необходимо попасть в клирос. Сделать это можно только по благословению приходского священника либо владыки, возглавляющего епархию.

Несмотря на то, что в штате любого крупного хора при церкви всегда есть профессиональные музыканты, специфика пения на клиросе подразумевает, что светский музыкант не может руководить таким хором. Для этого необходимы соответствующая подготовка и опыт пребывания в хоре не менее 2-5 лет.

Получение образования

Специальность «Регент церковного хора» возможно получить после прохождения обучения в регентских школах, отделениях или курсах.

Из дирижеров в регенты

– Как же Вы пришли к такой редкой в наше время музыкальной «специализации»? Неужели этому учили в советской консерватории?

– Сама по себе специальность дирижера-хоровика после революции стала чем-то вроде массовика-затейника, организующего коллективное пение гимнов и песен. Поэтому образование у нас было основано, главным образом, на музыке европейской школы с преобладанием советской песни и русской классики. Однако, к счастью, встречались педагоги, сохранившие традиции старого дореволюционного поколения. Вот и мой педагог, Мария Афанасьевна Бондарь, заслуженная артистка России, доцент, хормейстер хора радио и телевидения, которым руководил Клавдий Борисович Птица, была ученицей последнего регента синодального хора, Николая Михайловича Данилина. Мне повезло, что я отучился у нее пять лет.

Мария Афанасьевна уже со второго курса начала давать нам некоторые духовные произведения. Одновременно я работал в любительском камерном хоре «Виват», который с 1979 года пел практически только духовную музыку. Руководитель хора Игорь Андреевич Журавленко – настоящий художник, который постоянно «откапывает» забытые или никогда прежде не исполнявшиеся произведения. Он сидит в библиотеках, находит какие-то интересные новые партитуры. Мы много пели кантов, духовных стихов. И получалось, что, с одной стороны, я пел духовную музыку, а с другой – дирижировал западную и русскую классику и советскую песню.

В результате я первым из студентов на третьем курсе Гнесинки на экзамене дирижировал третий концерт Сергея Рахманинова. Это был 1987 год, и комиссия спросила Марию Афанасьевну: «А почему «В молитвах Неусыпающая Богородица», это ведь духовное произведение?» Тогда еще не открыли идеологические шлюзы, да я и сам боялся – а как к этому отнесется кафедра? Но Мария Афанасьевна сказала: «Это не твое дело. Твое дело точно, правильно и с душой провести это произведение, чтобы это было убедительно».

– А Ваши учителя никогда не говорили, что они верующие?

– Нет, мне они ничего не говорили. Не знаю, какими словами тогда Мария Афанасьевна убедила кафедру. Был долгий спор. Зато после этого случая и другие студенты стали брать духовные произведения – и правильно делали. Потому что обширнее и богаче этого кладезя подлинного искусства ничего нет, по крайней мере, в хоровой музыке. И дирижеров-хормейстеров надо воспитывать именно на ней.

Темой моего диплома был знаменный распев – с момента его возникновения у нас на Руси и вплоть до ХХ века. В том числе, в творчестве советских композиторов: Свиридова, Щедрина, Хренникова, Сидельникова, Гаврилина, Ларина, – все они частично его использовали. В особенности Свиридов. А параллельно я работал над курсом лекций по хоровой литературе (с музыкальным оформлением): начиная со знаменных распевов и заканчивая современными композиторами. Туда было включено очень много духовной музыки разных веков. Ведь обычно хоровую музыку начинают изучать с Бортнянского, да и то с его светских произведений, а чаще вообще с Глинки. А все огромное богатство церковной музыки до Глинки, по сути, вообще не учитывается. Так мои занятия музыкой все больше и больше обращали меня к духовным реалиям.

– Профессиональные вокалисты говорят, что службу в церкви спеть гораздо сложнее, чем концерт на сцене. Они правы?

– Правы. Сложность в том, что богослужебная музыка в первую очередь основывается на текстах – стихир, тропарей, кондаков, ирмосов, – причем церковнославянских. И их нужно уметь петь на определенный напев. На каждый текст приходится по восемь гласов, а всего получается тридцать два напева – это тот минимум, который должен знать певец, поющий в храме.

Кроме того, церковнославянский текст нужно понимать, потому что без понимания петь его намного сложнее. Если он написан адаптированно (русскими буквами без сокращений), задача упрощается, но зачастую текст написан по-церковнославянски – с сокращениями некоторых слов, условными обозначениями каких-то букв, – и певцы в таком тексте очень часто «спотыкаются».

Они привыкли петь на концерте хорошо подготовленный и отрепетированный материал. Кроме того, там есть возможность передохнуть, например, когда раздаются аплодисменты. В церкви же этого нет, напряжение сохраняется от начала до конца службы, и певцы не очень подготовленные, приходящие к нам «попробовать», доходят иногда до полного изнеможения и говорят: «Я не могу у вас петь, у вас очень сложно».

Но церковные хоры разные. Скажем, монастырский хор должен знать все от «А» до «Я». А на обычном приходском клиросе он может быть менее подготовлен. То есть в идеале приходской хор должен знать примерно столько же, сколько и монастырский, ну, может, не в таких многочисленных вариантах. Но в реальной жизни многие певцы-вокалисты предпочитают петь на приходских клиросах, потому что там не нужно напрягаться, там все расписано по партитурам – регент заранее все готовит, и певец поет по нотам, причем, каждый раз практически одно и то же. А в монастыре мы чередуем до пяти-шести вариантов только нотных текстов. Чередуются и напевы. Мы поем и подобны, и гласы в гармонизации различных авторов. В результате, количество напевов в три-четыре раза больше.

Более того, нам говорят: обиход мы и так услышим – на буднях, а от вас требуется праздничное пение.

И ошибаться невозможно. Некоторые думают, что на службе можно не спеть то или иное слово, что-то пропустить, и никто не заметит. Но на самом деле это влечет за собой некоторое замешательство в молитве в алтаре, а из алтаря это замешательство передается прихожанам. А когда служба проходит на одном дыхании, когда хор поет вдохновенно, служащие в алтаре тоже вдохновляются, и молитва у них идет по-другому, и прихожане из храма выходят просветленные и одухотворенные.

Обучение руководителей церковного хора

Для управления церковным хором мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Важно понимание православия, знание Священного Писания и активная вовлеченность в церковную жизнь.

Требования для поступления

Важно наличие музыкального образования, умения читать ноты и петь с листа. В некоторых учебных заведениях это условие необязательно, но весьма желательно. В любом случае, стоит подготовиться к прослушиванию, определяющему музыкальные способности будущего ученика.

Также необходимо выполнить следующие требования:

  • получить рекомендацию приходского священника;
  • пройти собеседование,
  • подтвердить знание основных православных молитв и Священного Писания;
  • научиться читать на церковнославянском языке, так как на нем составлена подавляющая часть книг для богослужения;
  • предоставить аттестат или диплом об образовании (минимум — полное среднее).

Преимущество при поступлении будет у певчих или псаломщиков с опытом клиросного послушания от 1 года.

Процесс обучения

Обучение будущих регентов состоит из духовной и музыкальной частей и длится от 2 до 4 лет. За это время необходимо овладеть знаниями в области церковных канонов, литургики, церковного обихода, богослужебного устава и церковнославянского языка.

Программа регентского обучения включает в себя как общие предметы, связанные с теорией музыки, так и церковные дисциплины:

  • богослужебное пение;
  • обиход церковного пения Русской Православной Церкви;
  • история русской духовной музыки;
  • литургика;
  • катехизис;
  • богослужебный устав;
  • сравнительное богословие;
  • основы церковнославянской грамоты;
  • основы православного вероучения;
  • Библейская история;
  • Священное Писание;
  • сольфеджио;
  • гармония;
  • дирижирование;
  • теория музыки;
  • чтение хоровых партитур;
  • хороведение;
  • фортепиано;
  • аранжировка.

Во время учебы необходимо пройти обязательную практику на клиросе в храме.

Ахилла

Просмотры: 1 592

Пользуясь тем, что сейчас больше свободного времени, излагаю некоторые свои мысли относительно литургической музыки.

В приведенных примерах прошу не видеть ничего личного, я рассматриваю ситуации, а не конкретных людей. Да и будучи несколько лет активным участником богослужения, будучи, как говорится, «причастной», очень тяжело стоять отстраненно и свысока на все это взирать. Именно поэтому для меня и оказалось невозможным оставаться безразличной.

Споры о литургической музыке ведутся очень давно. Одним из основных является вопрос об активном участии верных в богослужении.

Собственно, крайностей две:

1) следует полностью исключить общенародное пение за службами (пусть все поет специальный хор);

2) все богослужебное пение следует сделать общенародным.

С примерами первой крайности сталкивалась как в православной церкви, так и в католической.

Пример из православной церкви. Праздничная служба, поет два хора, из которых правый усердно изображает, что для них это только работа, а левый не менее усердно изображает, что для них это служение, «что они с молитвой поют, не то что эти музыканты с нотами». Или может быть один хор: типичный «левый» со «служением», или типичный правый, «наемники». А основная масса народа стоит как будто ни при чем.

Пример из католической церкви. Служба — диалог алтаря и органиста. Ответы на возгласы — все или молчат, или что-то под нос себе бормочут, отвечает по сути только органист, и в данном случае не знаешь как быть. Вроде надо отвечать, участвуешь же в Мессе, а с другой стороны, думаешь, может, тут так не принято, может, лучше помолчать.

В обоих случаях служба — радость для музыкантов, да и просто для людей со слухом. Но при этом верные (те, кто не хор и не органист) до какой-то степени исключаются из богослужения.

Берем другую крайность: все поет народ. Прекрасно, верные ни в коем случае не исключаются из богослужения, все активно участвуют. И подобные примеры мне доводилось так же видеть и в православной, и в католической церкви. В православной — на сельских приходах, где люди участвуют в жизни своего храма сообща, в том числе и все поют. К сожалению, заезженный обиход, и, к сожалению, довольно грязненько, хоть и искренне, и от души.

В католической — такая картина практически в любом малом приходе. Но разве мы тем самым приносим Господу лучшее? Если при этом есть возможность исполнить что-то красивое и торжественное не общенародно. Не выглядит ли так, как будто люди собрались на праздник, большинство может принести только черный хлеб на общий стол и не дает тем, кто может принести что-то другое, это сделать? По простой причине: тем, кто ничего, кроме черного хлеба, принести не может, будет обидно. Простите, то же самое тщеславие, как и в случае первой крайности, когда пение — только для избранных.

II Ватиканский Собор пытался решить вопрос об активном участии верных в богослужении. Вот как о результатах отзывается известный литургист и священник Михаэль Кунцлер. Приведу несколько цитат.

«Григорианский хорал может стать музейной экзотикой».

Да, потому что мало кто исполняет его, и, к горькому сожалению, доводилось слышать о григорианике, что она «звучит православненько».

«Создаваемые сейчас … духовные песни — это, несомненно, не решение проблемы… поделки невысокого музыкального и текстового уровня».

А здесь спорно.

Безусловно, не пойдет, если исполняться будут только эти самые духовные песни, неважно когда созданные, под гитару или а-капелла, да и еще исключительно общенародно.

Но, во-первых, это тоже чье-то проявление искренней веры и тоже должно быть включено в общую церковную молитву.

Во-вторых, многое зависит от конкретной песни, и не только от оригинала, но и от качества перевода и уровня исполнения. А также от гармонизации. В скобках: не могу не восхититься теми, кто сделал гармонизации песнопений из «красного сборника», низкий всем поклон, я и не думала, что многие из этих произведений могут быть такими красивыми.

И, на мой взгляд, «трудная задача терпеливого приобщения паствы к высоким формам литургической музыки» состоит в сбалансированном сочетании общенародного пения (безусловно, ответы на возгласы, иногда духовные песни) и исполнения хором или органистом более сложных полифонических произведений.

К сожалению, успешно решать эту задачу могут только крупные приходы, где бывает несколько хоров. Один из хоров исполняет роль «сколы», которая необходима для успешного участия верных в богослужении, потому что она поет ответы на возгласы, духовные песни, еще какие-то неизменные части Мессы и ведет за собой народ. Другой хор может заниматься исключительно той же григорианикой. Третий — быть праздничным хором, который поет несколько раз в году сложные произведения за Мессой.

Хорошо бы брать за основу эти примеры и воплощать их по мере сил и возможностей на обычных малых приходах.

Тогда мир высокой литургической музыки откроется и для нас, и для будущих поколений.

Кого называют регентом?

Регент является лицом, назначенным для управления страной в том случае, если монарх несовершеннолетний, отсутствует или недееспособен. Может быть сформирован совет регента или регентства в соответствии с конституционными правилами. Регент иногда является официальным титулом.

В монархии регент обычно становится главой государства по одной из ряда основных причин, но также регента могут избрать на правление во время междуцарствия, если нет кровных представителей династии.

Варианты регентства в стране:

  1. Если регент удерживает свою позицию из-за своего положения по линии наследования, то используется понятие принц-регент.
  2. Если регентом несовершеннолетнего монарха является его мать, ее часто называют «королевой-регентшей».
  3. Если официально назначенный регент недоступен или не может служить на временной основе, тогда на месте главы государства стоит так называемый промежуточный регент.

Подобная ситуация в свое время сложилась в Королевстве Финляндия и Королевстве Венгрии, где династия королей считалась вымершей после Первой мировой войны. В Исландии регентом являлся правитель Дании, который считался сувереном Исландии, пока страна не стала республикой в 1944 году.

В Речи Посполитой (1569-1795), короли были факультативными, что часто становилось причиной довольно длительных периодов междуцарствия, когда официального правителя по крове не существовало.

В маленькой республике Сан-Марино существует два Капитана Регента, которые избираются раз в полгода. Во время шестимесячного срока в качестве совместных глав государств и правительств они управляют государственными делами.

В Соединенном Королевстве была целая эпоха, во время которой главой государства считался регент. Эта ситуация сложилась во время детства короля Георга IV. Причиной прихода регента стало безумие монарха Джорджа III. Это единственный случай в истории, когда будущий монарх стал регентом.

Филипп II Орлеанский занимал пост регента после смерти Людовика XIV в 1715 году и до совершеннолетия Людовика XV в 1723 году. Таким образом, регент пробыл у власти 8 лет. По состоянию на 2018 год, Лихтенштейн – единственная страна с активным регентством.

Термин «регент» относится к положениям ниже, чем к правителю страны. Этот термин может использоваться в управлении организациями, как правило, в качестве эквивалента «директора» и в таком случае регентом может стать любой работник.

Некоторые Университеты в Северной Америке называют менеджеров регентами, и их работа на колледж соответственно часто называется «Правлением регентов».

В штате Нью-Йорк, все мероприятия, связанные с государственным и частным образованием, имеют профессиональное лицензирование Совета регентов Университета штата Нью-Йорк, назначенные члены которого называются регентами.

Термин «регент» также используется для членов руководящих органов таких учреждений, как национальные банки во Франции и Бельгии.

В голландской республике члены правительственного класса довольно длительное время назывались регентами среди простого населения. Причиной этому был факт существования должности регента Городского совета.

Известные регенты

В истории многих стран регенты вставали во главе государства. К примеру, в Киевской Руси регентом при малолетнем Игоре Рюриковиче был Вещий Олег. Жена Игоря княгиня Ольга также возглавила государство после смерти своего мужа, поскольку их сын Святослав к тому времени еще был слишком юным.

В Испании наибольшее количество регентов припало на 19 столетие, когда царский трон занимали Мария Кристина Старшая и Мария Кристина Младшая. Обе они были регентшами при своих сыновьях.

Во Франции было достаточно много регентов на протяжении всего королевского правления. Первый случай регентства имел место во время малолетства Филиппа. Тогда главой страны была дочь Киевского князя Анна.

Также королевский трон занимали Бланка Кастильская, Анна де Валуа, Екатерина Медичи, Мария Медичи, Анна Австрийская, а также Филипп Орлеанский.

В Англии должности регента соответствовала должность лорда-протектора, который только помогал юному монарху вести государственные дела. Титул лорда-протектора в свое время носили Хамфри Ланкастерский, герцог Глостер, Эдуард Сеймур, Джон Далли. Уникальным случаем стало регентство Георга IV, который был Лордом протектором собственного отца.

Институт регентства существовал даже в Османской империи. Следует отметить, что там существовало даже отдельно явление, известное под именем женский султанат. Самой известной регентшей стала Кесем-султан.

Роль регента

Находясь за богослужением, на чём чаще всего мы останавливаем своё внимание? На убранстве храма, на священнослужителях, на бабушке за свечным ящиком, новых прихожанах или на церковном хоре… Где только не блуждают наши мысли, если мы не сосредоточены на молитве…

Однако церковный хор, действительно, трудно не заметить за богослужением, во многом от него и зависит молитва прихожан. Еще труднее не заметить самого главного человека в хоре – его руководителя, т.е регента.

Регент (от лат. regens, «правящий») – церковнослужитель, руководящий церковным хором.

Руководитель церковного хора подбирает голоса для хора, обучает хор, руководит им при богослужении. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали её опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.

Регентская деятельность имеет определённый духовный статус, в монастырях он определяется достаточно конкретно – послушание. В приходских храмах регент выступает как церковнослужитель. Безусловно, такой человек несёт непосредственную ответственность за проведение богослужения, равно как и священник. Какими же качествами должен обладать регент?

Во-первых, он должен обладать всеми профессиональными музыкальными навыками, присущими любому хоровому дирижёру;

Во-вторых, необходимо знать церковный устав, быть достаточно просвещённым в различных богословских вопросах;

В – третьих, быть руководителем, воспитателем для своих певцов и миссионером для прихожан, ведь, в конечном итоге, хор с помощью пения несёт слово Божие для каждого из присутствующих за богослужением.

Кроме того, регент, т.е. руководитель церковного хора, должен и сам «быть с церковью», должен быть христианином. Это тоже очень важно. Ни качество музыкального образования, ни даже серьёзность познания в церковном уставе не донесут слова молитвы до сердца прихожан, если сам руководитель не написал их раньше в своём сердце и не научил певчих правильно их понимать.

Не правда ли, как оказалось, профессия-то непростая! А со стороны – машет человек руками, а люди поют себе по ноткам заранее выученный текст.

До революции к церковному пению относились очень серьёзно, отмечая его высокое воспитательное значение. Регентов готовило два крупных специализированных заведения: Придворная певческая капелла Петербурга и Московское синодальное училище церковного пения. Деятельность этих заведений курировалась на высочайшем уровне.

Проводились всероссийские съезды регентов, на которых обсуждали состояние церковного пения в России и дальнейшие пути его развития. Целая плеяда регентов-композиторов, таких как Архангельский, Кастальский, Чесноков и др. заложили прочный фундамент не только русской духовной музыки, но и, как оказалось в дальнейшем, вообще русского хорового творчества.

После многолетнего перерыва лишь в конце ХХ века вернулось понимание этого слова и его значения. Сейчас эту профессию можно получить в различных духовных школах, а нередко регентами становятся и светские дирижёры непосредственно на практике, овладевая всеми премудростями этого дела. Постепенно намечаются положительные тенденции, несмотря на то, что преемственность поколений была нарушена. Большой вклад в возрождение регентского дела, безусловно, внесла и продолжает вносить Троице-Сергиева Лавра. Здесь почти 50 лет руководил хором Архимандрит Матфей (Мормыль) – великий регент современности. Его вклад в дело возрождения русских церковно-певческих традиций трудно переоценить.

Грамотный молодой регент, несомненно, не раз обратится к опыту отца Матфея и других заслуженных регентов современности. Ведь сейчас к обычным задачам регентства прибавилось немало иных. Например, возникло много новых духовно-музыкальных течений. Одни – в духе древних распевов, другие – совершенно современные, третьи – совсем уж авторские. Как подобрать репертуар среди такого разнообразия?

Не менее разнообразен и контингент певцов в сегодняшних хорах. Это грамотные профессиональные певцы, никогда не посещавшие храма, и уже воспитанные в храмовой среде, но нередко не имеющие музыкального образования молодые и не очень кадры.

Кого взять в хор в первую очередь, а кому отказать, какие приоритеты расставить в хоре, как сплотить в коллективе воцерковлённых и ещё чуждых церкви людей – всё это также задачи регента.

А при этом хотелось бы и своего молитвенного духа не утратить, ведь, по мнению многих регентов, самое трудное в этой профессии – это не забывать молиться за молитвой.

Быть регентом – это особое служение Богу, но такое же серьезное и вдумчивое, как у монаха или священника, а значит – такое же ответственное.

Варвара МИХАЙЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *