Религии до христианства

Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.

Предпосылки возникновения

В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.

Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.

Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.

Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.

Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.

Этапы формирования христианского вероучения

Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.

Вот они:

  1. Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
  2. Период приспособления.
  3. Период борьбы за господство.
  4. Период Вселенских соборов.
  5. Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
  6. Дальнейшее развитие и распространение по миру.

Стадия актуальной эсхатологии

Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.

В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.

В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.

Период приспособления

Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.

Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:

  • Антиохии;
  • Риме;
  • Иерусалиме.

Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:

  • вместо обрезания вводят крещение;
  • вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
  • праздничные субботы заменяют воскресенья.

Христианство начинает укреплять свои позиции.

Период борьбы за господство

С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.

Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.

Период Вселенских соборов

С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).

Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.

В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.

В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.

Разделение церкви: католицизм и православие

Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).

Развитие христианства и распространение по миру

Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.

На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.

За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.

«Ветвь» христианства

Католицизм

Православие

Протестантизм

Отличительные черты

Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.

Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие

Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.

Сфера распространения

Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба

Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония

Великобритания, Болгария, Бразилия

Значение христианства

Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).

Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.

Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.

В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.

ТЕМА УРОКА: РЕЛИГИЯ. АТЕИЗМ. СВОБОДА СОВЕСТИ.

Определение понятия, признаки религии

Религия (от латинского «благочестие, святыня») — особый тип духовно-практической деятельности, веры в сверхъестественное

Состав (структура) религии:

1) догматика (учение)

2) религиозно-нравственные нормы

3) культ (систему ритуальных действий)

4) вера (комплекс религиозных переживаний)

5) организационное объединение верующих (церковь и секты).

Признаки религии (особенности религиозного сознания):

1. вера в сверхъестественное;

2. организованное поклонение высшим силам;

3. стремление согласовать жизнь с требованиями, которые предъявляет божество;

4. убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры.

Уровни религиозного сознания:

1) массовое религиозное сознание, религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих);

2) рационально оформленное сознание;

3) религиозная идеология (богословие, теология) – систематизированное изложение принципов религиозной веры.

Причины возникновения религии

Возникновение религии обусловлено:

1) социальным фактором – в первобытном обществе – чувством бессилия человека в борьбе с природой, в классовых обществах – чувством бессилия перед социальным гнетом;

2) гносеологическим фактором — человек не мог дать рациональное, научное объяснение явлениям природы;

3) психологический фактор — потребность человека в чувстве защищённости.

Этапы развития религии

Этапы развития религии:

1. вера в духов

2. многобожие (политеизм)

3. переход от политеизма к монотеизму

4. выход религиозного культа за пределы одного народа, т.е. возникновение мировых религий.

Ранние формы религии

Ранние формы религии:

1. тотемизм — вера в сверхъестественное родство между человеческими группами и определёнными животными, растениями, неодушевлёнными предметами;

2. фетишизм — почитание природных объектов, неодушевлённых предметов, которым приписываются сверхъестественные свойств;

3. анимизм — вера в существование души и духов;

4. магия — вера в то, что определёнными действиями (молитвы, обряды и т.д.) можно воздействовать на окружающий мир.

Классификация религий

Классификация религий

1. По степени, масштабам влияния:

1) родоплеменные примитивные верования;

2) национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм);

3) мировые религии — религии, которые может исповедовать любой человек, независимо от национальной принадлежности, социального происхождения(христианство, буддизм, ислам).

Признаки мировых религий:

  • громадное число последователей;
  • космополитический характер: эти религии выходят за рамки отдельных национальностей и государств;
  • проповедь национального и социального равенства;
  • пропагандистская активность, стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания.

2. В зависимости от количества богов, которым поклоняются верующие:

1) Политеизм (от греч. polys – много и theos – Бог) – многобожие, вера во многих богов (индуизм, религия древних греков, религия древних египтян и др.).

2) Монотеизм (от греч. monos – один и theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.

Функции религии

Функции религии:

1) Интегративная (религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплочённости, обеспечивают устойчивость социальной группы, общества) и дезинтегративная (религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы)

2) Регулятивная — религия поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль.

3) Психотерапевтическая (компенсаторная, утешительная) — богослужения, молитвы, ритуалы, обряды имеют успокоительное, утешительное воздействие на психику человека, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одного вероисповедания, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

5) Мировоззренческая — способствует формированию определенного типа взглядов на человека, общество, природу.

6) Культуротранслирующая — религия способствует развитию определённых основ культуры, обеспечивает сохранение и развитие ценностей культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

7) Легитимирующая — узаконивает некоторые общественные порядки,институты, отношения и нормы. Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

8) Воспитательная функция — религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Атеизм. Основные положения принципа свободы совести

Атеизм — система взглядов, отвергающих религиозные представления, религию в целом.

В демократических странах у человека есть свобода совести и свобода вероисповедания, т.е. каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Основные положения принципа свободы совести

1) Принцип отделения религиозных организаций от государства, предусматривающий невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций.

2) Светский характер государственного образования, который предполагает:

  • равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;
  • запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях;
  • воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.

3) Возможность свободно отправлять свой культ.

План по теме «Религия как социальный институт»

План по теме «Религия как социальный институт»

1. Понятие религии как социального института.

2. Структура религии:

а) религиозное сознание;

б) религиозный культ;

в) религиозные организации.

3. Функции религии:

а) мировоззренческая;

б) воспитательная;

в) психологическая и др.

4. Типы религий:

а) национальные религии (иудаизм, индуизм);

б) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

5. Характерные черты мировых религий:

а) большое число верующих;

б) эгалитаризм (идея о том, что перед богом все равны независимо от социального положения);

в) наднациональный уровень.

* Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

В других религиях основатель являлся не кем иным, как
проповедником учения нового или старого и давно забытого. Поэтому во всех других
религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь
Иисус Христос в христианстве. Там основатель – учитель, провозвестник Бога,
возвещающий путь спасения. И не более. Учитель – только труба Бога, главное же –
то учение, которое он передает от Бога. Поэтому основатель в других религиях
всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению,
основываемой им религии. Существо религии от него не зависит, он, так сказать,
заменим. Религия нисколько не пострадала бы, если бы ее возвестил другой учитель
или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы было
доказано, что Будды никогда не было, а был другой его основатель. Ислам спокойно
мог бы существовать, если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Это
касается всех религий, потому что функции основателей этих религий заключались в
их учении, которое они предлагали людям. Учение составляло существо их служения.

А христианство мог бы основать, например, святой Иоанн Креститель? Он мог бы
сказать о нравственном учении, о некоторых истинах веры, но не было бы самого
главного – Жертвы! Без Крестной Жертвы Богочеловека Иисуса Христа нет
христианства! Можно понять теперь, почему весь огонь отрицательной критики был
направлен на упразднение Христа как реально существовавшей личности! Если Его не
было, если не было Того, Кто пострадал за нас. Кто принял смерть крестную –
христианство рассыпается тут же. Идеологи атеизма это прекрасно
понимали.

Итак, если мы хотим выразить существо христианства не просто одним словом –
Христос, то скажем так: оно состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через
которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность
возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы
являемся. Поскольку по так называемой естественной природе мы не способны к
единению с Богом, ибо ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для
единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее
воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал
возможность сделать подобное каждому из людей.

Другой важнейший аспект, составляющий существо христианства, – это правильное
духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что
принципиально отличает его от учения всех других религий. Во первых, учение о
Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее –
учение о Воскресении и многое другое.

Итак, первое, что присуще только христианству, а не другим религиям, – это
утверждение, что Бог есть любовь. В других религиях то высшее, чего достигло
религиозное сознание в естественном порядке, есть представление о Боге как о
праведном, милостивом судии, справедливом, но не более. Христианство утверждает
нечто особенное: что Бог есть любовь и только любовь. К сожалению, это
христианское понимание Бога с трудом находит себе путь к сознанию и сердцу
человека. Бог-любовь никак не воспринимается «ветхим» человеческим сознанием.
Тем более что образ Бога-судии встречается и в Евангелии, и в посланиях
апостольских, и в святоотеческих творениях. Но какова специфика употребления
этого образа? Он имеет исключительно назидательно-пастырский характер и
относится, по слову святителя Иоанна Златоуста, «к разумению людей более
грубых». Как только же вопрос касается изложения существа понимания Бога, мы
видим совершенно другую картину. Утверждается с полной определенностью: Бог есть
любовь и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию,
наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви. Вот хотя
бы три авторитетных высказывания. Преподобный Антоний Великий: «Бог благ и
бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что
Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется,
злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив
к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и
гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел
человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит,
пребывая всегда одинаковым.

А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а
когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя
добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от
Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не
попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом
молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то
значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и
обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы
способными вкушать Божию благость. Так что сказать: «Бог отвращается от злых»
есть то же, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения».

Святитель Григорий Нисский: «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие
подверженным какой-либо страсти удовольствия, или милости, или гнева, этого
никто не будет отрицать, даже из мало внимательных в познании истины Сущего. Но
хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший
народ, потому что Он милует (см.: Исх. 33, 19), но в каждом, думаю, из таковых
изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших
свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко
греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не
отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на Его милость».

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в
отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова
снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы
приблизить предмет к разумению людей более грубых».

Таких цитат можно привести сколько угодно. Все они говорят о том же, что и
апостол Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог
не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и
обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14).

Это – совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога.
Поистине, только Откровение Божие могло дать такое учение о Боге, ибо нигде в
естественных религиях мы не находим такого. В естественных религиях это было
немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан
это малоприемлемо. Ветхий, страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет
земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее
откровение Божие о том, что Бог есть любовь и только любовь, никак не
принимается человеческим сознанием. По любви и только по любви, а не для
«удовлетворения» так называемой Правде Божией, не для «выкупа» Бог послал и Сына
Своего Единородного.

Вторая особенность христианства (в настоящее время
правильнее говорить – Православия) касается существа духовной жизни человека.
Христианство всецело устремлено на исцеление души, а не на заработок блаженства
и рая. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение
заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи».
Обратим внимание, что подчеркивается преподобным Симеоном: исполнение заповедей
делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград,
даров, сверхъестественных сил – что является главнейшим следствием «исполнения»
заповедей во всех религиях и даже целью. Нет. Христианский путь ведет человека
совсем к иному – к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность
человеческого существа, ради исцеления которой воплотился Бог Слово и без
познания которой человек в принципе неспособен ни к правильной духовной жизни,
ни к принятию Христа Спасителя.

Насколько несходно христианство с другими религиями! До чего близоруки те,
которые говорят об общем религиозном сознании, о том, что все религии ведут к
одной и той же цели, что все они имеют единую сущность. Как наивно звучит все
это! Только человек, совершенно не понимающий христианства, может говорить об
этом.

В христианстве «дела» открывают человеку его истинное состояние – состояние
глубочайшего повреждения и падения: с какой стороны ни прикоснись ко мне – я
весь болен. Только в сознании этой немощи у человека возникает правильная
духовная сила. Тогда становится человек силен, когда Бог входит в него. Апостол
Петр каким сильным себя чувствовал? И что? Апостол Павел что о себе пишет?
«Трикраты молил Бога». Результат: «Сила моя в немощи совершается». Оказывается,
только через познание себя, какой я есть на самом деле, в человека входит
Господь, и тогда действительно человек приобретает силу: «Если и небо упадет на
меня, не содрогнется душа моя», – говорил авва Агафон. А что же обетовано
человеку? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог обещает ввести нас не в рай, а
в самое небо, и не Царство райское возвещает, а Царство Небесное». Преподобный
Макарий Египетский пишет: «Венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть
создания». Не что-то тварное получает обновленный человек, он получает Самого
Бога! Обожение – так именуется наш идеал. Оно есть теснейшее единение человека с
Богом, есть полнота раскрытия человеческой личности, есть то состояние человека,
когда он становится поистине сыном Божиим, Богом по благодати. Какая
колоссальная разница между христианством и другими религиями!

Может быть, самым важным, о чем говорит христианство и что отличает его от
других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший
догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике, Пасхе, – догмат
Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа
соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно
утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо,
и обожение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все
изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело.

Христианство говорит о воскресении как факте, который последует вследствие
Воскресения Христова. Каждый Христов не может не воскреснуть! Вспомните,
насколько вызывающе прозвучала проповедь апостола Павла в ареопаге о
Воскресении. Мудрецы восприняли ее как сказку, фантазию. Но христианство
утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов. Весть о
Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет.
Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со
всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного
сознания человечества.

Христианство есть религия, которая не вне нас и которую мы можем созерцать
как некий умозрительный объект, рассматривая сходство и различия между ним и
другими объектами. Христианство по природе присуще человеку. Но христианином
человек становится только тогда, когда увидит, что не может избавиться от
мучающих его страстей, грехов. Помните, у Данте в «Аде»: «Так завистью пылала
кровь моя, что, если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я». Вот оно,
мученье. Любая страсть приносит человеку страдания. И лишь когда он приступает к
христианской жизни, тогда начинает видеть, что такое грех, что такое страсть,
какой это ужас, начинает видеть необходимость Бога Спасителя.

В человеческом сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком.
Какого Бога выберет человек: Бога Христа или бога антихриста? Один Бог спасет и
исцелит меня, даст возможность стать истинным сыном Божиим в единении с Сыном
Словом воплощенным. Другой лживо обещает мне все блага земные на миг времени.
Что изберешь, человек?

Но в любом случае помни, что не розовые очки и не «мудрость» страуса,
зарывающего голову в песок при неизбежной опасности, спасет тебя от мира
страстей (т.е. страданий), живущих в душе, но лишь мужественный и честный взгляд
на самого себя, на свои так называемые силы и осознание своей глубокой духовной
нищеты откроет тебе истинное спасение и истинного Спасителя – Христа, в котором
заключено все твое благо вечной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *