Религии в Индии в процентах

Религия в Индии

Основная часть населения (около 80 процентов) исповедуют индуизм. Однако это далеко не единственная религия в Индии. Второе религиозное течение по величине приверженцев является Ислам. Также в Индии есть те, кто исповедуют христианство, буддизм, джайниз и сикхизм. Конституция в Индии разрешает исповедовать любую веру.

Главные Боги в индуизме

      • Брахма

      • Вишну

      • Шива

      • Индра

      • Сурья

      • Яма

      • Агни

      • Варуна

      • Ваю

      • Кубера

      • Сома

      • Айяппа

      • Ганеша

      • Дурга

      • Кали

      • Кама

      • Лакшми

      • Парвати

      • Сарасвати

      • Сканда

      • Хануман

Специфика религий в Индии построенная таким образом, что там мирно живут по соседству представители различных религиозных течений. Во втором тысячелетии до н. э. в Индии появились учения древних ариев. Они обожествляли животных, растения, а также различные природные явления. Они совершали жертвоприношения, порой жертвами становились люди.

Система каст в Индии зародилась благодаря становлению брахманизма и истории о Пурушу. Пурушу — это первочеловек, он положил начало жизни на земле.

Главная религия в Индии индуизм, ее основой является Тримурти (три главных божества) — это Брахма, Шива и Вишну. Брахма тот Бог, который сотворил мир, Вишну — хранитель мира, а Шива уничтожает мир в конце определенного жиненного этапа.

Шиваизм предполагает поклонение Богу Шиве. Это течение более популярно на юге и востоке Индии. Шива является образцовым мужем, его сын Бог Ганеша (покровитель писателей и Бог, которые помогает справляться с препятствиями) и жена Парвати, она же Дурга и Кали. Авторитет Брахманов и священников в Индии нереально большой. В селах и маленьких городках встречаются шаманы. Среди индусов в повседневной жизни распространенным считается распевание мантр, которые имеют сверхъестественную силу.

Религия в Индии имеет многочисленные праздники, в них принимают участие много приверженцев различных течений. Например, Новый год там празднуют не один раз в году и абсолютно все считают это нормальным. Они зажигают костры, поют мантры и вместе с дымом от костра рассеиваются все тревоги и печали, все радуются царящему умиротворению.

Маха Шиваратри – это основной праздник главной религии в Индии (Великая ночь Бога Шивы). В эту бессонную ночь миллионы людей прославляют Бога-разрушителя. Празднования проходят по всей Индии.

10 самых интересных храмов Индии

  1. Пещерные храмы Эллоры
  2. Кандарья-Махадева, храмовый комплекс Кхаджурахо
  3. Храм Сомнатх
  4. Храм Каши Вишванатх (Варанаси)
  5. Храм Джаганнатхи в Пури
  6. Храм Тирумалы Венкатешвары
  7. Храм Минакши
  8. Храм Кедарнатха
  9. Хармандир-Сахиб (Амритсар, Золотой храм)
  10. Храм Лотоса

Вопрос: Я – индуист, почему мне следует рассматривать возможность обращения в христианство?
Ответ: Сравнивать индуизм и христианство довольно непросто, отчасти потому что индуизм является сложным для понимания людей с западным мышлением. Он представляет богатую историю и сложную теологию. Возможно, в мире нет другой религии, которая была бы столь пестрой или многогранной. Сравнение индуизма и христианства может с легкостью обескуражить новичка в религиоведении. Таким образом, предлагаемый вопрос должен быть рассмотрен тщательно и со смирением. Данный ответ не претендует на полноту и не дает глубокого понимания индуизма. Мы лишь сравниваем несколько моментов между этими двумя религиями в стремлении показать, что христианство заслуживает особого внимания.
Во-первых, христианство следует рассматривать с точки зрения его исторической надежности. Оно содержит исторические персонажи и события, подтверждаемые такими областями науки, как например, археология и текстология. Индуизм, безусловно, имеет свою историю, но границы между его теологией, мифологией и историей настолько размыты, что иногда довольно трудно определить, где заканчивается одно и начинается другое. Индуизм открыто признает наличие мифологии в своих верованиях, где сложные мифы используются для объяснения личности и природы богов. Благодаря своей исторической двусмысленности индуизм обладает определенной гибкостью. Но то, что не имеет исторических корней в религии, намного сложнее проверить. Такое невозможно опровергнуть, но и нельзя подтвердить. Именно буквальная история еврейской, а затем и христианской традиции, подтверждает богословие христианства. Если бы Адам и Ева не существовали, если бы Израиль не осуществил массовый исход из Египта, если бы Иона был просто аллегорией или если бы Иисус не ходил по земле, то вся христианская религия в этих пунктах потенциально рушится. А неточная история для христианства будет означать ненадежное богословие. Такая зависимость от истории может быть слабым местом христианства; но, если исторически проверяемые части христианской традиции подтверждены, тогда эта слабость становится силой.
Во-вторых, хотя и в христианстве, и в индуизме есть ключевые исторические фигуры, только Иисус показал, что воскрес телесно из мертвых. Многие люди в истории были мудрыми учителями или предводителями религиозных движений. Индуизм имеет свою долю мудрых учителей и земных лидеров. Но Иисус выделяется. Его духовное учение подтверждено тестом, который может пройти только божественная сила через смерть и телесное воскресение – факт, о котором Он пророчествовал и выполнил (Матфея 16:21; 20:18-19; Марка 8:31; Луки 9:22; Иоанна 20-21; 1 Коринфянам 15).
Христианское учение о воскресении отличается от индуистского учения о реинкарнации. Эти две идеи не являются одним и тем же. И только воскресение можно подтвердить из убедительных исследований истории и личных свидетельств. Воскресение Иисуса Христа, в частности, имеет значительную поддержку светской и религиозной науки. Но это подтверждение не добавляет надежности индуистской доктрине. Рассмотрим следующие отличия:
Воскресение включает в себя одну смерть, одну жизнь, одно смертное тело и одно новое и бессмертное прославленное тело. Воскресение происходит благодаря божественному вмешательству, является монотеистическим, несет избавление от греха и, в конечном итоге, происходит только в последнее время. Реинкарнация, напротив, включает в себя многочисленные смерти, многочисленные жизни, многочисленные смертные тела и ни одного бессмертного тела. Кроме того, реинкарнация происходит естественным образом, обычно является пантеистической (Бог во всем), основывается на карме и действует постоянно. Конечно, перечисление различий не доказывает истинность любого из этих учений. Но если воскресение исторически доказуемо, то отличия между этими двумя вариантами потусторонней жизни отделяют истину от вымысла.
В-третьих, христианские Писания являются исторически выдающимися и заслуживающими серьезного внимания. Библия по некоторым пунктам превосходит индуистские Веды и все другие античные произведения. Можно даже сказать, что история Библии настолько убедительна, что сомневаться в ней означало бы сомневаться в самой истории – она является книгой, которая поддается наиболее полной исторической проверке. Единственной книгой, которая имеет еще больше исторических подтверждений, чем Ветхий Завет (еврейская Библия), является Новый Завет. Примите во внимание следующее:
1) Новый Завет имеет больше манускриптов, чем любая другая книга античности – 5000 древних рукописей на греческом языке, 24000 всего (включая другие языки). Такое число рукописей представляет обширную исследовательскую базу, с помощью которой мы можем сравнивать тексты друг с другом и определять, что было сказано в оригинале.
2) Доступные нам рукописи Нового Завета ближе по возрасту к оригиналу, чем у любого другого документа древности. Все оригиналы были написаны при жизни очевидцев, в первом веке нашей эры, а в настоящее время мы имеем части рукописей, датируемые 125 г. н.э. Полные копии книг датируются 200 г. н.э., а полный Новый Завет, доступный сегодня, датируется 250 годом. Тот факт, что все книги Нового Завета были изначально написаны при жизни очевидцев, означает, что у них не было времени превратиться в миф или фольклор. Их содержимое могли проверить члены Церкви, которые были свидетелями описываемых фактов и событий.
3) Документы Нового Завета являются более точными, чем любое другое произведение древности. Джон Р. Робинсон в книге «Быть честным перед Богом” утверждает, что новозаветные документы являются точными на 99,9% (более точными, чем любая другая полная античная книга). Брюс Мецгер, эксперт в области греческого Нового Завета, предлагает более скромные 99,5%.
В-четвертых, христианский монотеизм имеет преимущества над пантеизмом и многобожием. Конечно, было бы несправедливо характеризовать индуизм только как пантеистическую («Бог во всем”) или политеистическую (имеющую многих богов) религию. В зависимости от направления индуизм может быть пантеистическим, политеистическим, монистическим («все – это одно”), монотеистическим и т.д. Тем не менее, два наиболее распространенных направления в индуизме – это политеизм и пантеизм. Христианский монотеизм имеет преимущества над ними обоими. По соображениям объема этой статьи, мы сравним здесь данные три мировоззрения только в одном моменте – этике.
И политеизм, и пантеизм предлагают сомнительное основание для своей этики. С позиции политеизма – если есть много богов, то какой из них является окончательным этическим стандартом, которому должны следовать люди? При наличии нескольких богов, их этические системы либо не противоречат друг другу, либо конфликтуют, либо не существуют. Если они не существуют, то этика является вымышленной и безосновательной. Несостоятельность этой позиции очевидна. Если этические системы не противоречат, то по каким принципам они сходятся? Каким бы ни был этот общий принцип, он будет более авторитетным, чем сами боги. Боги не владеют наивысшим авторитетом, поскольку принимают другой авторитет. Таким образом, существует высшая реальность, которой необходимо следовать. Этот факт делает многобожие мелким, если не пустым. По поводу третьего варианта, если боги конфликтуют в своих стандартах того, что правильно, а что нет, то подчинение одному богу сулит риском неповиновения другому, что повлечет наказание. Этика будет относительной. Что хорошо для одного бога, не обязательно будет хорошим в объективном и универсальном смысле. Например, принесение ребенка в жертву Кали будет похвальным в одном направлении индуизма, но недопустимым во многих других. Но, конечно же, принесение ребенка в жертву само по себе является недопустимым. Некоторые вещи являются правильными или неправильными из соображений здравого смысла и внешних признаков, независимо от всего остального.
Пантеизм не многим лучше многобожия, поскольку утверждает, что в конечном счете, есть только одна божественная реальность, таким образом, не допуская конкретных различий между добром и злом. Если бы добро и зло на самом деле различались, то тогда не было бы единой неделимой реальности. И даже если такие различия, как добро и зло, существуют, то карма аннулирует нравственный контекст этих различий. Карма является безличностным принципом, как, например, законы природы – сила притяжения, инерции и пр. Когда карма влияет на определенную грешную душу, то осуждение приносит не Божья кара. Это, скорее, безличная реакция природы. Но мораль требует личности, чего карма не предусматривает. Например, мы не виним палку за то, что ее использовали в избиении. Палка – это объект без какого-либо морального потенциала и обязательств. Скорее мы будем винить человека, использовавшего эту палку в превратных целях. Этот человек имеет моральный потенциал и обязательства. Таким образом, если карма – это лишь безличная сила, то она аморальна (не имеющая морали) и не является достаточным основанием для этики.
В то же время, христианский монотеизм в своей этике основывается на личности Бога. Бог – добрый по своему характеру, и, следовательно, то, что соответствует Ему и Его воле, является добром. То, что не отвечает Богу и Его воле, является злом. Таким образом, единый Бог является основанием для абсолютной этики, личностным фундаментом для нравственности и источником объективного знания о добре и зле.
В-пятых, открытым остается вопрос «Что делать со своим грехом?” Христианство предоставляет самый убедительный ответ на эту проблему. Индуизм, как и буддизм, имеет по крайней мере две позиции относительно греха. Иногда грех воспринимается как невежество. Грешно, если человек не видит или не понимает реальности так, как их определяет индуизм. Но остается момент нравственной ошибки, определяемой «грехом”. Причинить зло умышленно, нарушить духовный или земной закон или иметь неправильные желания является грехом. Но такое моральное определение греха указывает на некоторого рода моральную ошибку, которая требует реального искупления. Откуда может прийти это искупление? Может ли искупление прийти за счет следования кармическим принципам? Карма является безличностной и аморальной. Человек может творить добрые дела, чтобы «уравнять баланс”, но никогда не сможет избавиться от греха. Карма не обеспечивает даже контекста, в котором моральная ошибка может быть моральной. Кого мы оскорбляем, если наш грех, например, не касается других людей? Карме нет до этого дела, так как она безличностна. Например, предположим, один человек убивает сына другого человека. Он может предложить деньги, имущество или своего собственного сына потерпевшей стороне. Но он не сможет обратить убийство вспять. Никакая компенсация не сможет искупить этот грех. Может ли искупление прийти посредством молитвы или преданности Шиве или Вишну? Даже если они предлагают прощение, то очевидно, что грех будет оставаться неоплаченным долгом. Они простят грех, как будто бы он не являлся ничем серьезным, а затем проведут людей через врата блаженства.
Христианство, тем не менее, рассматривает грех как моральную ошибку против единого, наивысшего и личностного Бога. Со времен Адама люди были грешными существами. Грех реален, и он устанавливает непреодолимый барьер между человеком и блаженством. Грех требует справедливости. Тем не менее, он не может быть «сбалансирован” равным или большим количеством добрых дел. Даже если человек делает в десять раз больше добрых дел, чем плохих, зло все равно остается на его совести. Что происходит с этими оставшимися плохими делами? Прощаются ли они, как будто бы они никогда не были важными? Позволено ли будет войти с ними в блаженство? Являются ли они просто иллюзией, не представляющей никаких проблем? Ни один из этих вариантов не подходит. Насчет иллюзии, то грех слишком реален для нас, чтобы объяснять его как иллюзию. Что касается греховности, если мы будем честны сами с собой, то признаем, что все мы согрешили. По поводу прощения, просто простить грех без какой-либо платы будет означать, что грех не имеет никакого значения. Мы знаем, что это не так. Что касается блаженства, то в нем не будет ничего хорошего, если грех проникнет туда. По-видимому, карма оставляет нас с грехом в наших сердцах и с подозрением, что мы нарушили какой-то абсолютный личностный стандарт добра и зла. И блаженство либо не будет терпеть нас, либо должно перестать быть совершенным, чтобы мы могли войти в него.
В христианстве всякий грех наказывается, хотя это наказание уже было уплачено личной жертвой Христа на кресте. Бог стал человеком, провел совершенную жизнь и умер смертью, которая предназначалась для нас. Он был распят за нас и покрыл наши грехи. И Он воскрес, доказав, что даже не смерть не может победить Его. Кроме того, Он обещает то же самое воскресение к вечной жизни всем, кто верит в Него как единственного Господа и Спасителя (Римлянам 3:10, 23; 6:23; 8:12; 10:9-10; Ефесянам 2:8-9; Филиппийцам 3:21).
В завершение, в христианстве мы можем знать, что спасены. Мы не должны полагаться на какой-то мимолетный опыт, и мы не возлагаем надежды на свои собственные добрые дела или ревностную медитацию, как и не полагаемся на ложных богов, существование которых мы пытаемся материализовать своей верой. У нас есть Бог живой и истинный, исторически подтвержденная вера, неизменное и проверяемое откровение Бога (Священное Писание), теологически удовлетворительное основание для этической жизни и гарантированный дом на небесах с Богом.
Итак, что это значит для вас? Иисус является абсолютной реальностью! Он был совершенной жертвой за наши грехи. Бог предлагает всем нам прощение и спасение, если мы просто примем Его дар (Иоанна 1:12), веря, что Иисус – это Спаситель, Который отдал Свою жизнь за нас, Его друзей. Если вы поверите в Иисуса как своего Спасителя, то будете иметь абсолютную гарантию вечного блаженства на небесах. Бог простит ваши грехи, очистит вашу душу, обновит дух, даст вам жизнь с избытком в этом мире и вечное блаженство в мире грядущем. Как мы можем отвергнуть такой драгоценный дар? Как мы можем отвернуться от Бога, Который возлюбил нас настолько, что принес Себя в жертву за нас?
Если вы не уверены в том, во что верите, приглашаем вас произнести следующую молитву Господу: «Боже, помоги мне узнать истину. Помоги мне различить ложь. Помоги мне узнать, каков правильный путь к спасению”. Бог всегда будет внимать такой молитве.
Если вы хотите принять Иисуса как своего Спасителя, просто обратитесь к Богу, вслух или про себя, и скажите Ему, что принимаете дар спасения через Иисуса. Если вы хотите произнести молитву, вот пример: «Боже, благодарю за Твою любовь ко мне! Благодарю Тебя за то, что принес Себя в жертву за меня. Благодарю Тебя за предоставление мне прощения и спасения! Я принимаю дар спасения через Иисуса. Я принимаю Его как своего Спасителя. Аминь!”
Вы приняли Христа благодаря тому, что прочли здесь? Если да, то нажмите, пожалуйста, на кнопку «Я принял(-а) Христа сегодня»

Религии Индии в наше время

Какая религия была в Древней Индии

География индийских религий

Индуизм

Индия — очень религиозная страна. Согласно последней переписи населения, менее 0,1% населения назвали себя атеистами или не определившимися. Остальные жители уважают, чтут и соблюдают законы самых разных религий в Индии.

Большинство населения Индии верующие и принадлежат к какой-то религии

Религия в Индии в наше время

В Индии на данное время исповедуют такие религии:

  • Индуизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Сикхизм;
  • Буддизм;
  • Джайнизм.

Четыре из этих религий возникли в самой Индии: индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм.

В этой таблице видим процентное соотношение по количеству верующих в каждой из религий Индии

Основной религией в Индии является индуизм. Его исповедуют 80% населения страны, это более 800 миллионов человек. На втором месте находится ислам — 13% или более 130 миллионов человек. Далее, христианство — 2%, 24 миллиона индийцев. Представителей религии сикхизма в Индии — 1,9%, буддизма — 0,8%, джайнизма — 0,4%.

На этой карте видно преобладание религий в зависимости от штата Индии

Конституция Индии лояльно относится к религиозным чувствам индийцев и официально в Индии признаются все религии. Этот мудрый политический шаг позволяет избежать межрелигиозных распрей. Как результат, индийцы в своем большинстве уважают веру других людей, и нечасто навязывают собственные убеждения.

В Индии лояльны к любой религии, поэтому у них очень много самых разных красивейших храмов

Это касается и буддизма. В постулатах этой религии Индии сказано не пропагандировать и не навязывать веру. Так и происходит: вы можете увидеть изображение или статую Будды, но вряд ли встретите шествие буддистов по центральной улице города. В индуизме иначе: индийцы регулярно соблюдают религиозные праздники и выполняют ритуалы с большим усердием и удовольствием. Часто эти мероприятия превращаются в грандиозные празднества.

Кумбха Мела — один из самых массовых религиозных фестивалей в Индии

В легендарном фестивале Маха Кумбха Мела, который прошел в 2013 году в Аллахабаде, приняли участие 70 миллионов человек. Совершить религиозное омовение в священных водах Ганги на этом празднике равноценно воссоединению с абсолютным духом, Брахманом.

Какая религия была в Древней Индии

Религией, которая предшествовала индуизму и главенствовала в Древней Индии, считается ведизм. Это первая форма индуизма, некоторые ритуалы и законы которой переняла современная религия Индии. Ведизм — это система вероисповедания, а точнее сборник практик, которые пришли из Вед, древних священных писаний. Несмотря на отсутствие сформированной иерархии богов, их пантеон сохранился и был перенят индуизмом. Здесь он структурировался, и ведизм трансформировался в брахманизм. Так он стал прародителем ныне существующей религии Индии.

В религии Древней Индии был большой пантеон богов, он сохранился и по сей день

Индуизм имеет множество течений, основные из которых это — вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Великая троица богов, Брахма, Вишну и Шива считаются главенствующими богами, создателями мира. Однако, хранителю мира Вишну и разрушителю Шиве поклоняются, а создателю Брахме — нет. Древняя легенда гласит, что однажды Брахма решил найти начало и конец священного Лингама, за что был проклят Шивой. С тех пор никто не поклоняется ему, и на всей территории Индии не найти больше нескольких храмов, посвященных Брахме.

География религий Индии

Во времена арабских завоеваний ислам проник на территорию Индии и прочно здесь укрепился. Больше всего мусульман проживает в штате Кашмир, Ассам, в Западной Бенгалии, в Керале, Бихаре и Уттар-Прадеше.

Ислам, как религия, очень широко распространен в Индии

Христианство распространено в Южной Индии. Штат Гоа усеян католическими церквями, распятиями и иконами Божьей Матери. Эта религия в Индии закрепилась благодаря двум событиям: приходу Апостола Фомы в 1 веке н.э. и португальской колонизации в 15 веке. Штат Гоа напоминает португальские курортные городки. Среди христиан-индийцев большая часть — католики, остальные — протестанты.

Религия христианства распространена в основном на юге страны

Религия Индии сикхизм популярна в Пенджабе, Харьяне и северо-западной части страны. Сикхи верят в Единого Бога, в Любовь, как цель и причину творения всего сущего. Для них не существует понятий о рае, аде, о карме или грехах. Эта религия Индии призывает любить всё, относится с добром ко всем живым существам и видеть Бога в самых обыденных вещах. Тогда наступает счастье и уходит волнение.

Сикхизм — религия любви, несмотря на то, что сихки — каста воинов

Сиддхартха Гаутама родился в Индии. В Бодхгайе (Индия) он обрел просветление и стал Буддой. В нынешнем городе Варанаси он прочел свою первую лекцию, после чего отправился проповедовать вдоль реки Ганги.

Буддизм, как религия, тоже зародился в Индии

Следовательно, буддизм зародился в Индии, но последователей этой религии в рамках страны не так много, как за ее пределами. Бутан, Бирма, Камбоджа, Шри Ланка и Таиланд — лидеры по количеству буддистов.

Индуизм — сложная загадка или простая сказка?

У религии Индии нет общего символа веры. Нет никаких данных о ее основателе. То, что наши учителя называли странным и предосудительным словом «язычество”, то есть политеизм, является основой религии Индии. Тогда нам никто не говорил, что на земле этих самых язычников — больше миллиарда человек.

Индуизм — яркая политеистическая религия с целой сонмой богов и богинь

На первый взгляд, индийская религия может показаться мистической, экзотической и даже варварской. Но никто не поспорит, что более разнообразной, необычной, красочной, богатой историей и легендами, чем религия Индии, в мире нет. Воспроизведение обликов божеств, понятным и простым способом для индийцев, стало культурным достоянием всего мира. А философию реинкарнаций стали все чаще и чаще перенимать новые религиозные и эзотерические школы. Если еще 30-50 лет назад фраза «в прошлой жизни” произносилась с сарказмом, то сегодня над ней уже никто не смеется.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7

Индуизм-Индия

Индуи́зм — религия, возникшая на индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Индуизм является одной из древнейших религий мира, которая уходит своими корнями в ведическую цивилизацию. В отличие от других мировых религий, в истории индуизма не было какого-то одного основателя. В индуизме также отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, самсара, мокша и йога.

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и излагаемые в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. Среди всех текстов индуизма, Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной.

Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

Во второй половине XX века индуизм распространился за пределы Индии, перешагнул национальные границы и приобрёл много последователей по всему миру. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство.

Направления

В индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех индуистских традиций, а многие индуисты вообще не считают, что принадлежат к какой-либо определённой традиции. Учёные, однако, выделяют в современном индуизме четыре основных направления:

Главный гопурам храма Вишну в Шрирангам — самого большого вайшнавского храма в мире.

Вайшнавизм

Шиваизм

Шактизм

Смартизм

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователи монотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как Богу в различных Его ипостасях. Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты поклоняются Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Деви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведические огненные жертвоприношения. Также как и последователи других религий, некоторые индуисты считают свою традицию более значимой, чем остальные. Многие индуисты, однако, рассматривают другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Ереси, как таковой, в индуизме не существует.

Верования

Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:

Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.

Самсара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.

Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.

Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти самсары.

Йога в различных её направлениях.

Индуизм — это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных ипостасях. Человек может поклоняться той из ипостасей Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения

Китайская религия

Традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно существуют, причем зачастую — в пределах одного храма. Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчиненности индивида обществу и его ответственности перед ним. Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределенности социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности. Буддизм, привнесенный в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала выступает альтернативой китайскому прагматизму. В годы культурной революции религия в Китае была запрещена.

Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трех мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств все ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожия

Китай — страна с различными религиозными культами. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, таи и югуров — ламаизм, являющаяся одной из ветвей буддизма, у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство, а у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм. Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.

Даоси́зм (кит. 道教, пиньинь dàojiào) — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.

Даосизм следует отличать от Учения о Дао (道学) — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.

Формирование даосизма

Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит. 道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.

Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

В начале 2 тысячелетия н. э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира — Пань-гу.

Первые даосские школы

Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и стал её первым патриархом. Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.

Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао.

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как ее следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. Здесь мы видим основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию заменяет стремление к хорошей загробной жизни.

Формирование канона

К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.

Развитие даосизма

Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Видные фигуры в даосизме

Хуан-ди — легендарный правитель Китая и мифический персонаж, считается основателем даосизма

Лао-цзы — древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один из основателей даосизма

Чжан Даолин — основатель первой устойчивой даосской организации (Пять Ковшей Риса) в Ханьскую эпоху

Гэ Сюань — легендарный даос, на сочинения которого опирается традиция Линбао

Гэ Хун — китайский даосский учёный и алхимик, внучатый племянник Гэ Сюаня, написавший энциклопедический труд Баопу-цзы по внешней алхимии

Гэ Чаофу — внучатый племянник Гэ Хуна, основатель школы Линбао

Коу Цяньчжи — реформатор Школы Небесных Наставников, впервые добившийся провозглашения даосизма государственной религий

Ян Си — даос, основатель школы Шанцин

Тао Хунцин — даосский энциклопедист, укрепивший школу Шанцин

Люй Дунбинь — легендарный патриарх, входит в Восемь Бессмертных

Чэнь Туань — знаменитый даос с горы Уданшань, повлиявший на общественныю мысль в Китае

Ван Чунъян — основатель школы Цюаньчжэнь

Чжан Санфэн — даос с горы Уданшань, которого считают основателем нескольких систем гимнастики, в том числе Тайцзицюань.

Япония

Буддисты и синтоисты составляют по некоторым оценкам до 84—96 % населения, представляя большое количество верующих в синкретизме обеих религий. Однако эти оценки основаны на ассоциации японцев с тем или иным храмом, а не на количестве действительно верующих. Профессор Роберт Кисала предполагает, что всего 30 % населения идентифицируют себя как верующие.

Синтои́зм, синто (яп. 神道, синто:, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

Синтоизм и буддизм

Уже первоначальное объединение синтоизма в единую общегосударственную религию происходило под сильным влиянием буддизма, проникшего в Японию в VI—VII веке. Поскольку буддизм был весьма популярен у японской аристократии, было сделано всё для того, чтобы не допустить межрелигиозных конфликтов. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.

На территории храмовых комплексов синто стали размещать буддийские храмы, где проводились соответствующие обряды, буддийские сутры читались и непосредственно в синтоистских святилищах. Особенно влияние буддизма стало проявляться начиная с IX века, когда буддизм стал государственной религией Японии. В это время в синтоизм было перенесено множество элементов культа из буддизма. В святилищах синто стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались детали ритуалов, ритуальные предметы, архитектурные особенности храмов. Появились смешанные синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления буддийского Вайрочаны — «будды, пронизывающего всю Вселенную».

В идейном отношении влияние буддизма проявилось в том, что в синто появилась концепция достижения гармонии с ками через очищение, под которым понималось устранение всего лишнего, наносного, всего того, что мешает человеку воспринимать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Сердце человека, который очистился, подобно зеркалу, оно отражает мир во всех его проявлениях и становится сердцем ками. Человек, обладающий божественным сердцем, живёт в гармонии с миром и богами, а страна, где люди стремятся к очищению, благоденствует. При этом, с традиционным для синто отношением к ритуалам, на первое место ставилось реальное действие, а не показное религиозное рвение и молитвы.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *