Религиоведение как наука

  • 1. Сравнительно-исторические исследования
  • 2. Вклад антропологии и этнологии
  • 3. Социологический подход
  • 4. Психологический анализ

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одно из направлений развития религиеведения было связано с тем, что открытие новых континентов и народов, не только живущих ныне, но и существовавших в прошлом, обнаружило многообразие форм и типов религии, в том числе и многих таких, которые ранее практически не были известны. Со временем накопился материал, значительно обогативший знания о религиях Востока — исламе, индуизме, буддизме. Появились достаточно объективные и обстоятельные описания так называемых примитивных религий, а вместе со всем этим — попытки систематизировать накопившийся материал, выработать типологию религий, попытки найди такую элементарную форму религии, из которой впоследствии развились другие формы, представить по возможности полный обзор религиозных феноменов и общей истории религии.

Были открыты древние тексты, сначала — египетские и индийские. Так, в 1830 г. Ж. Ф. Шампольон издал работу, в которой использовал расшифрованные им древнеегипетские тексты для описания основных направлений египетской религии. Специалистами по санскриту были открыты сходства между индийскими мифами, с одной стороны, и греческими, римскими и библейскими — с другой. Так начало развиваться сравнительное религиеведение и утвердилась мысль о том, что религия есть историческое явление и не может изучаться отдельно от истории.

История мифологии. На первых порах главное внимание уделялось сравнительному изучению мифологии, так что история религии в значительной степени совпадала с историей мифологии. В мифологии обнаружили особый, исторически ранний способ выражения человеческого переживания и объяснения реальности, когда природные явления и исторические события понимались как факты божественного вмешательства. Обнаружилось, что боги развитых мифологий возникли из народных верований. Исследователи фольклора, в их числе знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, в еще сохранившихся народных традициях, сказках, сагах выявили остатки древних мифов, представлений о языческих богах. Оказалось, таким образом, что определенные элементы древней религии дожили до нашего времени в том, что можно назвать народной религией.

Продолжая исследования в области мифологии и сравнительной лингвистики, Ф. М. Мюллер (1823-1900) сыграл решающую роль в становлении религиеведения как самостоятельной научной дисциплины. Он считается основоположником научного религиеведения. Мюллер поставил задачу понять, что такое религия, какое основание она имеет в душе человека, каким законам она следует в своем историческом развитии. Для решения этой задачи он предложил сравнительный метод и утверждал, что «тот, кто знает одну религию, не знает ни одной”. Чтобы понять и оценить значение той или иной религии, нужно выявить ее древнейшую форму, сравнить с другими типами религии. Не составляет в этом отношении исключения и христианство, оно является одной из многих религий, а потому его можно сравнивать с другими религиями мира. Ко всем формам религии должно быть объективное, непредвзятое отношение со стороны науки о религии.

История религий. Каждая конкретная религия должна рассматриваться исторически, в контексте мировой истории, определение же сущности религии должно быть философским, вычленяющим элементы, присущие всем религиозным формам.

Так было положено начало объективному изучению религии, утвердилось в качестве автономной науки религиеведение, а в его рамках к концу XIX — началу XX в. получила развитие в первую очередь история религии.

Исследование религии как исторического феномена шло в нескольких направлениях. И. Я. Бахофен (1815-1887) попытался описать развитие человечества (от промискуитета к матриархату и от него к патриархату) как историю форм его самовыражения в религиозных символах; он открыл древнейшую культуру матриархата и описал ее религиозный аспект. В то же время Бахофен утверждал важность всех исторически существовавших форм проявления религии.

Научному исследованию было подвергнуто также само христианство: Библия, жизнь Христа, история церкви и христианской догматики. В Германии много было сделано в этой области Ф.Х. Бауром (1792 — 1860), во Франции — Э. Ренаном (1823- 1892), который пытался осмыслить евангельские легенды, исключая из них все сверхъестественное, и с позиции исторического рассмотрения критически оценить традиционное религиозное истолкование христианства. Будучи христианином, разделяя и принимая христианские доктрины, Ренан полагал, что изучение религии требует свободы ученого в поисках истины и что ученый должен руководствоваться единственно лишь стремлением к ее установлению.

Изучая историю религии в различных цивилизациях, ученые приходят к важному выводу, что корни религиозных представлений и обычаев следует искать в том обществе, в котором они существуют, что важно определить функции обрядов, обычаев, представлений в данной социальной структуре. Исторические исследования приводили, таким образом, к пониманию религии и как элемента социальной среды, к необходимости дополнения исторических методов изучения религии социологическими.

Эти исследования привели к пониманию того, что религиозную историю человечества можно сравнить с геологической историей земной коры: в процессе ее не происходит полного разрушения того, что было прежде, но на одни, более древние пласты налагаются другие. Поэтому возможно и весьма важно в исторических исследованиях выявлять сходства между религиозными феноменами, существовавшими в разное время и на разных территориях, определяя заимствования, влияния ранее существовавших религий на более поздние. Например, интенсивные исследования месопотамской религии и цивилизации, развернувшиеся в конце прошлого века, показали, что целый ряд библейских мифов и ритуалов зародился в древнем Вавилоне, а потом распространился в античном мире и древнем Израиле. Эти исследования убедительно доказали, что Ветхий завет нельзя считать уникальным, единственным в своем роде литературным памятником, что многое в не м заимствовано из более древних вавилонских текстов, например история сотворения мира, грехопадения, миф о потопе, институт субботы и т. д. Оказалось, что возникновение религии единобожия в древнем Израиле имеет предысторию. Эти открытия делали проблематичной традиционную доктрину о Ветхом завете как «откровенном слове Божьем”. Многие религиеведы историко-критической школы претерпели гонения со стороны церковных властей, в том числе и католик Э. Ренан, и протестант В. Робертсон Смит.

История христианства. Наряду с Ветхим заветом был критически проанализирован по литературным и историческим источникам и Новый завет. История раннего христианства рассматривалась в историческом контексте культуры эллинистического мира, в котором возникли и существовали первые христианские общины, создавалась христианская литература, испытывая влияния сочинений «языческих” писателей, что-то заимствуя из них. Так же, как изучение Ветхого завета, анализ новозаветных текстов к концу XIX — началу XX в. очень остро поставил вопрос: кто создал «священные тексты” — Бог или человек? Полемика по этому вопросу отмечена в работах любых историков религии этого и последующего периода. Но во всяком случае с тех пор богословы предприняли немало, в том числе достаточно удачных, маневров, чтобы снять это противоречие, сохранив учение о богодухновенности Священного Писания. Благодаря историческим исследованиям пробудился интерес и появился целый ряд работ (из которых особенную известность приобрели книги Д. Штрауса, Э. Ренана, А. Швейцера) об историческом Христе, о его земной жизни.

Таким образом, во второй половине XIX в. сложилась история религии как одна из религиеведческих дисциплин, определились ее проблематика, методы исследования, были получены результаты, послужившие основой последующего ее изучения как исторического феномена. Эти исследования вносили существенный вклад в решение вопроса о том, что такое религия, как она может быть определена.

Предисловие

Часть 1.Введение в общее религиоведение Глава 1. Религиоведение как наука 1.1. Религия: значение термина и объем понятия 1.2. Религиозные тексты и их особенности 1.3. Религиоведение как наука 1.4. Религиоведение, мифология и теология 1.5. Классификация религий и типология религиозных организаций 1.6. Социальные аспекты религии, функции религии в обществе. Религиозная ситуация Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 2. Компоненты религии и явления, системно связанные с ней 2.1. Религия и мистика 2.2. Религия и ритуал 2.3 Религия и культ 2.4 Религиозный опыт 2.5 Религия и вера 2.6 Религия и богословие 2.7. Религия и эзотерика 2.8. Магия и религия Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Часть 2. Ранние формы религии и религии политеизма Глава 3. Ранние формы религии. Средиземноморские и европейские религии политеизма 3.1. Ранние формы религии. Мифология и религия 3.2. Религия Месопотамии 3.3. Религия Древнего Египта 3.4. Древнегреческая религия 3.5. Религия Древнего Рима 3.6. Религия древних кельтов. Друиды 3.7. Религиозные традиции германо–скандинавских племён 3.8. Восточнославянское язычество Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Религии Востока 4.1. Зороастризм 4.2. Манихейство 4.3. Индуизм 4.4. Джайнизм 4.5. Сикхизм 4.6. Религии Древнего Китая 4.6.1. Даосизм 4.6.2. Конфуцианство 4.7. Синтоизм Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Часть 3. Мировые религии. Религии монотеизма Глава 5. Буддизм 5.1. Происхождение буддизма 5.2. Вероучение буддизма 5.3. Направления буддизма 5.4. Ритуальная жизнь буддизма 5.5. Буддизм в современном мире Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 6. Иудаизм: первый в ряду авраамических религий 6.1. История и происхождение 6.2. Сионизм 6.3. Священные книги, герменевтика и экзегетика 6.4. Вероучение 6.5. Богослужение и ритуалы иудаизма 6.6. Бытовой уклад и символика иудаизма Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 7. Христианство: происхождение, становление, основные исторические вехи 7.1. Происхождение христианства. Основные этапы становления 7.1.1. Гностицизм 7.2. Священные тексты в христианстве. 7.2.1. Экзегетика и герменевтика 7.3. Вероучение христианства 7.3.1. Эсхатология христианства 7.4. Организация и управление христианскими церквями 7.5. Христианское богословие 7.6. Богослужение и Таинства в христианстве Несторианство и монофизитство Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 8. Ислам 8.1. Возникновение и история ислама 8.2. Вероучение и ритуалы ислама 8.3. Направления и течения в исламе 8.4. Бахаизм Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Часть 4. Религия в новое и новейшее время. Религия и культура современности Глава 9. Христианство в новое время 9.1. Реформация 9.2. Консервативный протестантизм 9.2.1. Лютеранство 9.2.2. Кальвинизм 9.2.3. Англиканство 9.2.4. Янсенизм и старокатолики 9.3. Радикальный протестантизм и пограничные общности 9.3.1 Радикальный протестантизм 9.3.2. Пограничные религиозные общины 9.4. Православие в Новое время 9.4.1. Начало патриаршего периода. Русские еретические движения 9.4.2. Реформы патриарха Никона и старообрядцы 9.4.3. Православие после реформ Петра I 9.5. Католицизм в XVII–XVIII вв. Секуляризация Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Глава 10. Религия в современном мире 10.1. Современные тенденции развития религии 10.2. Религиозный модернизм. Модернизм в католицизме 10.3. Традиционализм 10.4. Модернизм в православии 10.5 Модернизм и консервативные направления в протестантизме 10.6. Неоязычество 10.7. Новые религиозные движения 10.7. Экуменизм и глобализм Вопросы и задания для самопроверки Список литературы Примерные темы и вопросы семинарских занятий по курсу «Религиоведение» Примерный перечень вопросов к зачёту/экзамену по курсу «Религиоведение»

Авторы:

Лебедев Владимир Юрьевич – доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры;

Прилуцкий Александр Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

Викторов Вячеслав Юрьевич – кандидат философских наук, доцент кафедры общих гуманитарных дисциплин Российского государственного социального университета (г. Клин).

Рецензенты:

Смирнов М. Ю. – доктор социологических наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения Санкт–Петербургского государственного университета;

Малыгина И. В. – доктор философских наук, директор института культурологии и музееведения, заведующая кафедрой теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств.

Настоящий учебник по дисциплине «Религиоведение» охватывает материал, относящийся к общему (теория религии) и частному (история религий и рассмотрение отдельных религиозных систем) религиоведению. Он затрагивает все разделы соответствующего учебного курса, включая рассмотрение самого статуса религиоведения как науки, его современного положения, актуальных проблем, возможных путей их решения и научных перспектив. Его материал соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

В учебнике учтены новейшие направления в религиоведении, особое внимание уделено состоянию религии в современном мире, своеобразным процессам, происходящим в этой сфере, которые могут затронуть каждого человека. Представлено краткое изложение взглядов на ключевые проблемы религиоведения, принадлежащих крупным представителям наиболее авторитетных школ и направлений. Даны определения необходимых религиоведческих терминов. Текст дополняют схемы, дающие наглядное представление о материале.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, а также всех читателей, заинтересованных изучением религии.

Предисловие

Настоящий учебник предназначен для студентов вузов, изучающих учебный курс «Религиоведение». Знакомство с ним позволит студентам:

– знать: предмет и структуру научного религиоведения; специфику религиозного мировосприятия; отличия религиозной и светской культуры; структуру религиозного дискурса; особенности мифологической религиозности; мифологию и пантеон древних религий германских и славянских племён; основные положения концепции двоеверия в религиозной истории Руси; композицию христианской теологии; основные положения религиоведческой семиотики; специфику ранних форм религий; основные сюжеты древних мифологий; историю и основы вероучения и обрядовых практик христианства, ислама, иудаизма; основные течения в современном исламе; направления современного иудаизма, его богослужебный уклад и религиозные традиции; основные исторические религии народов Востока, их связь с национальными и языковыми культурами; религиоведческую специфику религиозного либерализма и консерватизма; конфессиональную структуру христианства; основные течения в других мировых религиях; тенденции изменения в современных религиях;

– уметь: критически анализировать религиоведческую литературу; пользоваться религиоведческими понятиями при сравнении обрядовых и вероучительных практик; обосновывать необходимость учёта религиозного фактора при анализе специфики национальных культур; правильно интерпретировать специфику народной религиозности; разграничивать религиоведческий и теологический подходы к изучению религиозных феноменов; различать предмет теологии и философии религии; анализировать отдельные компоненты религиозного дискурса; с религиоведческих позиций анализировать мифологические сюжеты в искусстве; обнаруживать сюжетные и тематические параллели в религиозных представлениях различных народов; использовать элементы семиотического анализа при работе с религиозными представлениями; разграничивать понятия теологема и мифологема при анализе ранних и современных религий; классифицировать мифы на основании их содержания и сюжета; корректно и терминологически правильно излагать историю и специфику вероучения мировых религий; анализировать монотеистичекие и политеистические тенденции в эволюции религиозных представлений, элементы магизма в народной религиозности, явление религиозного синкретизма, понимать его источники; видеть вероучительную общность и различия аврамических религий; правильно объяснять проблему отношений между оригинальными текстами священных книг и их переводов на современные языки; ценить уникальный духовный опыт мировых религий, многообразие религиозных традиций и культур; использовать религиоведческие знания в преподавательской деятельности; обосновывать ценность религиозной толерантности;

– владеть: базовой религиоведческой терминологией; основными понятиями и проблематикой, смежной для религиоведения и теологии, религиоведения и философии религии; сформированным представлением о историческом и методологическом развитии научного религиоведения; способностями к аналитической интерпретации содержания ранних и современных религий; религиоведческой компетентностью, достаточной для анализа религиозных процессов, происходящих в современном обществе; различными подходами к определению понятия «религия»; основами исторического метода анализа религиозных явлений; основами сравнительного метода анализа религиозных явлений; теоретической базой, необходимой для анализа религиозной ситуации; теоретической базой, на основании которой классифицируются различные религии; критериями выявления новых религиозных движений.

Авторы старались объективно изложить основные проблемы религиоведения, сохраняя баланс религиоведческой традиции в сочетании с относительно новыми подходами и направлениями (семиотический подход), избегая, однако, резких суждений и оценок. При рассмотрении вопросов, не имеющих однозначной трактовки, приводились различные подходы к их осмыслению для создания максимальной объективности. Это касалось и понятийно–терминологического аппарата в тех случаях, когда в понимании слов появлялась многозначность, требующая разъяснения. Читатель должен самостоятельно определить своё отношение к принципам религиозного мировоззрения.

Авторы ставят своей задачей сочетать доступность изложения с сугубо научным подходом к объекту исследования. Учитывая то, что обучение в вузе предполагает изучение курса философии, авторы не давали подробных характеристик личностей философов и учений, особенно известных и в обязательном порядке включаемых в курсы философских дисциплин, при их упоминании в тексте учебника. Также предполагалось, что понятия, общие для религиоведения и философии (например, «идеализм»), не требуют разъяснения или нуждаются только в минимальных пояснениях.

Ещё одной задачей авторов (отчасти определившей некоторые особенности подачи материала) было найти разумное соотношение материала относительно простого и материала сложного. При этом следует учесть, что как раз новейшие разработки в области изучения религии являются умеренно сложными, поскольку такова специфика науки в её современном состоянии. Нами был выбран следующий принцип: в ряде параграфов (особенно это относится к первой главе) представлен материал разных уровней сложности. Пользующийся учебником может остановить своё изучение на материале простом и относящемся ко всем минимальным требованиям к изучению религиоведения. Читатель, заинтересовавшийся некоторой темой, может прочитать и дальнейшее, углублённое изложение. Сказанное относится ко всему параграфу 1.2, а также к материалу главы 1, касающемуся мифологии и соотношения религиоведения и теологии. Авторы надеются, что такой способ подачи материала сделает учебник полезным для читательской публики с разным уровнем предварительной подготовки и с разными мотивациями для чтения предлагаемого учебника.

При распределении огромного материала происходил неизбежный отбор, в ходе которого авторы руководствовались следующими принципами:

– особое внимание уделялось менее известному материалу, более скупо или односторонне изложенному в предшествующей литературе, объяснению наиболее проблематичных и трудных для понимания моментов, а также устоявшихся некорректных мнений, подчас становящихся негативной традицией и наиболее часто встречающихся ошибочных мнений;

– принималось во внимание наличие и качественный уровень имеющейся литературы по тому или иному вопросу, к которой студент мог бы прибегнуть для более подробного выяснения интересующих его сведений;

– в ряде случаев использовался принцип формирования концептуальной основы, обеспечивающей общее правильное понимание вопроса и минимум ориентирующих знаний. Этот базис позволяет легче и плодотворнее изучить вопрос, привлекая иные информационные источники.

При упоминании имён собственных использованы стандартные способы их написания, с учётом того, что в пределах религиозной субкультуры может быть принята иная орфографическая норма, касающаяся в первую очередь порядка написания прописных и строчных букв. Титулатура, подразумевающая указание на состоявшуюся канонизацию или иное особое состояние, учитывалась как часть имени и подвергалась стандартным традиционным сокращениям (например, св. – святой, бл. – блаженный), но без некоторых тонкостей, принятых в конфессиональных рамках и требующих сложных комментариев. Имена духовных лиц воспроизводились с учётом существующей традиции их написания (притом, что она сильно варьирует порой в пределах одной конфессиональной группы). Еврейские и арабские имена давались в одной из существующих огласовок, иногда с произносительными вариантами и бытующими в обиходе эквивалентами (например, Мессия – Машиах).

Греческие, еврейские и подобные им морфемы приведены в упрощённой латинской транскрипции с учётом негуманитарной специализации адресатов учебника. Данные по словообразованию и этимологии также приводились в умеренном количестве, дабы не создать эффекта лингвистической перегрузки, учитывая негуманитарный профиль обучения студентов, для которых предназначен учебник.

В тех случаях, когда указание точных дат представлялось непринципиальным, указывался век в качестве более общей хронологии. Кроме того, тем самым преследовалась цель побудить самих студентов к самостоятельному уточнению деталей.

Для наглядности в учебнике приводятся фактические примеры, в том числе касающиеся ритуалов. В них отражена специфика вероучения и мировоззрения соответствующей религии, а, как показывает практика, знание этого раздела материала обычно малоудовлетворительно при наличии потребности восполнить дефицит знаний.

Вопросы, представленные в тексте учебника, предполагают проблемно–созидательный характер ответов: продуманы так, чтобы вводить студента в проблемные ситуации, побуждать обдумывать и сопоставлять прочитанное, рассматривать узнанное с нетривиальной стороны и стимулировать обращение к дополнительной литературе (разумеется, принималась во внимание её доступность).

В разделах и главах учебника некоторые сведения повторяются (в одном месте всегда полнее) для создания точек пересечения, скрепляющих материал и не позволяющих ему превратиться в механический набор глав и параграфов. Этой же цели служат отсылки, указывающие читающему, в каком разделе он может найти нужный ему при прочтении дополнительный материал. Такая структура облегчает использование учебника.

Приведенные схемы выполняют иллюстративную роль и помогают представить сведения с помощью иного кодирования информации.

Актуальность и важность этой темы в курсе религиоведения обусловлена тем, что в ней рассматриваются ключевые категории и основные параметры вивчаємого объекта — религии. Прежде всего, необходимо дать определение исследуемого феномена. При этом следует избегать как поверхностно-оценочных определений типа «религия — есть ложный мировоззрение”, так и определений, в которых упоминается лишь одна некая черта ли качество религии, например, «религия — это вера в Бога”.

Определение религии (как и каждое научное определение) должно исключать идеологическую оценку и, по возможности, полно отражать структуру данного явления, подчеркивать его суть.

Исходя из этого, можно дать такое определение религии: Религия — это система мировоззренческих представлений, основанных на вере в сверхъестественное, которая имеет регламентирован культ (обрядность) и организационную основу.

Суть религии — вера в сверхъестественное. Именно это предопределяет качество и структуру и функционирование, и все другие параметры религии. Следует подчеркнуть, что в религиозной веры есть ряд специфических особенностей. Это, прежде всего, уверенность в реальности существования объекта веры (Бог, боги и т.п.), затем эмоциональность и иррациональность (это вера сердца, а не разума. Как некогда говорили некоторые теологи: «верую, потому что абсурдно”). И, наконец, это уверенность в возможности двусторонних контактов субъекту и объекту веры.

Как уже отмечалось, важным моментом в изучении религии есть вопросы структуры этого явления. Как структурные компоненты религии можно назвать прежде всего систему определенных идей, то есть религиозное сознание, потом религиозный культ и, наконец, религиозные организации.

Религиозное сознание — форма общественного сознания, в которой объективная реальность отражается сквозь призму религиозной веры в виде различных теорий (теология, религиозная философия и т.д.), или бытовых взглядов. Другими словами, религиозное сознание возникает двумя уровнями: теоретическим и эмпирическим (бытовым). Особенностью религиозного сознания и мировосприятия является оценка всего сущего как результата деятельности сверхъестественных сил.

Религиозный культ — это прежде всего совокупность строго регламентированных символических (то есть таких, которые имеют некий религиозный смысл) действий, ритуалов, направленных на обеспечение взаимодействия субъекта и объекта веры, поддержку единства верующих и т.д. Следует подчеркнуть особое значение предметов культа, разного рода реликвий для проведения обрядов.

Религиозные организации — организационная основа каждой религии, они являются структурированными (інституціалізованими) объединениями верующих, которые должны удовлетворять их религиозные потребности, развивать вероучения, проводить обряды, а в некоторых случаях представлять и отстаивать интересы верующих.

Основные разновидности религиозных организаций — церковь и секта.

Церковь — автономный централизованный институт, который обслуживается профессиональными священнослужителями, отличительными особенностями которого является строгая иерархия и разделение на клир (священников) и мирян (прихожан).

Секта — вид религиозной организации, которая, как правило, возникает в результате раскола с церковью на основе абсолютизации какой стороны вероучения, измененного культа и организационных принципов, в секте отсутствуют формальная иерархия и разделение на клир и мирян.

Большое количество религий в современном мире и в истории человечества и их разнообразие делают актуальной проблему их типологизации, что обусловлено интересами научных исследований. Типы религий можно выделять по различным критериям. Например, за пониманием Бога (сверхъестественного начала) в той или иной религии можно выделить следующие типы религий: политеистические (в которых мыслятся несколько Богов, например, индуизм), генотеістичні (в которых мыслятся несколько Богов, но выделяется один главный, например, синтоизм), монотеистические (в которых мыслится один Бог, например, ислам).

Еще одна типологизация может быть проведена за объектом, на который направлена религия (к которой сообщества обращается вероучения и в какой среде она распространяется) : родоплемінні, национальные, мировые религии.

Можно применять и другие основы для типологизации, например, традиционные и нетрадиционные религии.

Во время изучения религии как общественного явления особый интерес вызывают различные концепции происхождения религии, которые по-своему объясняют ее появление в общественной жизни. Здесь называем такие концепции:

  • Теологическую концепцию, что объясняет происхождение религии вмешательством сверхъестественных сил, божьего провидения.
  • Объективно-идеалистическую концепцию, что объясняет появление религии, как результат деятельности какой духовной субстанции, которая, по их мнению, является основой всего сущего;
  • Субъективно-идеалистическую концепцию, что объясняет появление религии особенностями мировосприятия субъекта.
  • Біологізаторську концепцию, что объясняет появление религии актуализацией биологических основ в человеке (ее биологических начал);
  • Психологическую концепцию, что объясняет появление религии особенностями психологии;
  • Социальную (социологическая) концепцию, что объясняет появление религии социальными причинами;
  • Антропологическую концепцию, что связывает появление религии с особенностями развития человека и становлением человеческого сообщества, и др.

Можно также рассмотреть концепцию о так называемых «корни религии», характерную для советского религиоведения. Под термином «корни религии» имеются в виду факторы, способствующие появлению религии и воспроизводству религиозности в общественной жизни. Различают социальные корни — факторы общественной жизни, гносеологические корни — факторы, связанные с особенностями познавательного процесса, и психологические корни — факторы, обусловленные психологией человека, ее эмоциями.

При рассмотрении функций религии, реализация которых определяет ее роль в обществе, следует подчеркнуть, что они могут не совпадать с функциями некоего структурного компонента религии. Например, некая религиозная организация может заниматься благотворительностью, то есть выполнять социальную функцию, или даже участвовать в политической жизни, но это не является функцией религии как целостного образования.

К основным функциям религии следует отнести:

1. Мировоззренческую функцию: Религия дает ответы на основные мировоззренческие вопросы (происхождение мира, человека, характер взаимодействия человека с окружающим миром и т.д.), то есть религия формирует мировоззрение верующих.

2. Регулятивной-нормативную: Религия пытается регулировать с помощью разнообразных норм (заповедей, запретов, приказов) основные параметры жизнедеятельности субъектов (индивида, группы, нации и т.д.). При этом регулируется как поведение, так и правила взаимоотношений, а иногда даже пищевая диета, одежда, и т.д.

3. Аксиологическая: Религия формирует систему ценностей, ценностных ориентаций субъекта

4. Интегративную: Религия является объединяющей основой для индивидов, народов и даже государств. Некоторые ученые считают, что религия может быть основой «цивилизационного объединения” и, как следствие, различают «христианскую цивилизацию”, «исламскую цивилизацию” и т.п., например, американский философ и политолог С. Хантингтон. Кстати, некоторые ученые в противовес названной функции называют еще и функцию дезінтегруючу, считая, что различные религии могут и разъединять людей.

5. Иллюзорно-компенсаторный: Религия может иллюзорно (мысленно) компенсировать ограниченность возможностей субъекта, или компенсировать беды и неудачи людей прелестями загробной жизни или хорошего воплощение (инкарнации) в другой жизни согласно закону кармы.

6. Легитимизации: Религия может использоваться как основание для предоставления правомерности каком явлению общественной жизни или социальному институту. Например, религия, одобряя некую властную структуру, тем самым лигітимізує ее.

Следовательно, можно утверждать, что религия представляет собой сложное общественное образование, она играет важную роль в жизни общества, что обусловлено различными функциями, которые она выполняет, ее появление (происхождения) вызвана различными факторами, которые изучаются в рамках различных теорий.

Религиозная деятельность.

В религии развертывается соответствующая деятельность. Она представляет собой «движущий», «беспокойный» компонент. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономическая, производственная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам — это внерелигиозная деятельность.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т. д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.

Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состо яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов — все это может доставлять эстетическое наслаждение.

Социальные функции религии.

Религия есть звено социокультурных связей, функционирова­ние которого позволяет понять их структуру и возникновение: религия выступает как фактор возникновения и формирования социальных отношений, во-первых, и как фактор легитимизации тех или иных определенных форм социальных отношений, во-вторых; религия должна быть рассмотрена, следовательно, в качес­тве фактора, способствующего поддержанию стабильности общес­тва, и одновременно фактора, стимулирующего его изменение. В основе этих проявлений религиозной активности лежит функция, относящаяся к числу основных функций религии, — функция смыслополагания.

Структурно-функциональный анализ религии. Функция смысло­полагания, или «значения”, является основной функцией религии в понимании Вебера, Дюркгейма и многих современных социоло­гов религии. Религия — то, что делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее важнейшим компонентом «значе­нием”. Это происходит благодаря тому, что религия дает картину мира (космоса, универсума), в которой несправедливость, страда­ние, смерть, все то, что делает «мою жизнь” трагической неудачей, сокрушает надежды, «ломает мою судьбу, которая могла бы быть совсем другой”, все это оказывается обладающим значением и смыслом в той перспективе «последней или конечной реальности”, которую предлагает религия в своей картине мира. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чем оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живет. Слабым, беспомощным, пребывающим в растерянности, «потерянным” становится человек, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Равным образом, жизнь лишена смысла, если человек не чувствует, что он заслужил свой счастливый жребий, если ему просто случайно повезло. И в этом случае жизнь также лишена значения, ибо все дело слепого случая и ничто не надежно.

Если жизнь теряет значение, то это, может быть, самое страш­ное несчастье и нечто худшее, чем смерть. Особенность религиоз­ного взгляда на мир, которая дает возможность справиться с этой угрозой, в том, что каждое отдельное событие рассматривается как имеющее смысл в силу его связи с общей картиной мира в его предельном, конечном значении. Религиозное миропонимание, в отличие от философского или научного, выражается в ценностных понятиях, т.е. ориентировано на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни в свете понимания конеч­ных целей и устремления. С этой функцией религия может спра­виться в том случае, если она не только ориентирована на индиви­дуально-психологическое воздействие, но и способствует поддер­жанию коллективной идентичности.

Критика функционализма. Прежде всего, надо иметь в виду, что функционалистское понимание религии строится на недостаточно обоснованной предпосылке: функционализм исходит из того, что прочная общественная интеграция и стабильность могут быть обеспечены только с помощью духовно-культурных факторов — системы идей, ценностей, значений, символов. Религия в этой концепции функционирует как универсальный фактор потому, что заранее общество представляется как некое культурно-духовное целое, которое иначе функционировать и не может. Функциона­лизм оказывается пристрастно-односторонним. Он игнорирует, например, возможность прочной интеграции и стабильности об­щества на основе уважения присущих человеку от природы и исторически развившихся потребностей, удовлетворением опреде­ленных интересов и их согласованием, т. е. посредством механизма самой социокультурной системы. Остаются вне поля зрения такие факторы, как насилие и принуждение, которые в реальной истории действовали, по крайней мере, в той же мере, что и духовно-культурные факторы интеграции и обоснования общественного порядка, сохранения социальной системы. К этому следует еще добавить, что эмпирические данные свидетельствуют о том, что воздействие религии на моральное состояние общества, достаточно слабое сегодня, и в прошлом вряд ли могло обеспечить монопольно «моральную архитектуру” общества. Скорее всего, интеграцию общества обеспечивает (или способен обеспечить) целый ряд факторов. Это исторически изменчивая ситуация. Так, социологи отмечают, что в современном развитом демократическом обществе определенный уровень интеграции обеспечивает во все большей мере законодательство, что роль проводника всеобщих ценностей (прав человека) берут на себя во все большей мере правовые институты.

Еще одна проблема связана с тем обстоятельством, что религия выступает в качестве фактора не только общественной интеграции, но и дезинтеграции. В более общей форме можно сказать, что религия может быть совершенно дисфункциональна, например, в сфере экономики, препятствуя введению современных методов организации труда, техники, усиливая экономический застой об­щества. То есть функции, выполняемые одной и той же религией, могут иметь как позитивное, так и негативное значение для общества.

Религия в рамках теории конфликтов. Факты, свидетельствую­щие, что религия может действовать как фактор разрушительный, несущий конфликт, а не интеграцию и стабильность, рассматрива­ются в рамках теории конфликтов.

С точки зрения К. Маркса, религия играет негативную роль как раз в силу того, что она служит фактором социальной интеграции и помогает господствующим классам поддерживать стабильность общества, тогда как историческая необходимость требует его рево­люционного переустройства посредством классовой борьбы. Религия оправдывает существующий строй, примиряет с ним. Вместо того чтобы пробуждать критическое отношение, она вну­шает смирение. Так, христианская вера в посмертное воздаяние внушает смирение и терпение бедным и бесправным. В Индии поддержанию кастового строя служила вера в перевоплощение, вера в то, что после смерти душа человека переселяется в другое материальное тело. Если он соблюдает кастовые правила — это главное требование, — он воплотится в человека более высокой касты, если нет — может даже обратиться в животное.

Прямо противостоит функционализму взгляд, согласно которому общество состоит из групп с эгоистическими интересами и не существует ценностей верований, которые обеспечивали бы едине­ние и стабильность всего общества. Общество характеризуется конфликтами, насилием, борьбой между различными группами за власть. Стабильность возможна лишь как временное равновесие, Ключевым фактором формирования социальных отношений явля­ются эгоистические групповые интересы. Религиозные группы — одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интере­сы враждующих сил. Наличие общих верований рассматривается как относительно малозначащее обстоятельство для их социальной интеграции, а религиозные различия — как чисто внешнее офор­мление более глубоких конфликтов. Примером может служить преследование евреев в христианских странах, в основе которого лежал экономический фактор, конфликтные отношения между протестантами и католиками в Ирландии, борьба ортодоксии с «ересями” и т. д. Когда этнические и классовые различия перепле­таются с религиозными, конфликты приобретают особую остроту. По внешнему проявлению религиозные конфликты могут маскиро­вать столкновения на этнической или классовой основе. В тех случаях, если экономические интересы и этнические связи способ­ствуют единению общества, религиозные различия могут служить единственным символом дифференциации. Привычка видеть в пред­ставителях других религиозных групп врагов может усиливаться или ослабляться в зависимости от многих конкретных обстоятельств.

Конфликты существуют не только между религиозными груп­пами, но и внутри них. Социальное поведение внутри групп часто является результатом стремления индивидов к удовлетворению эгоистических интересов, и в ходе борьбы за власть, привилегии, престиж возникают конфликты. Например, в большинстве религи­озных групп (это относится к ортодоксальному иудаизму, так же обстоит дело в православии, в католической церкви, в большинстве протестантских конгрегации, в исламе) доминирующая роль при­надлежит мужчине, женщина не может быть священнослужителем. Другой типичный конфликт между клиром и мирянами. Он связан и с таким социальным обстоятельством, что духовенство в боль­шинстве обществ, принадлежит к привилегированным слоям.

Итак, если функциональная теория концентрирует внимание на роли религии в качестве фактора поддержания стабильности, то теория конфликтов — на ее роли в качестве источника перемен. Теория конфликтов имеет возможность обосновывать свое пони­мание роли религии весомыми историческими данными. Она вносит важные коррективы в понимание общества, ориентирую­щееся на социальную статику, склонную игнорировать конфликты, сосредоточиваясь лишь на выявлении функциональных связей. Религиозные конфликты могут способствовать социальным пере­менам, и в свою очередь социальные перемены и социальные конфликты могут вызывать и действительно вызывают изменения в религиозной сфере. И все же теория конфликтов, концентрируя внимание на противоречии и борьбе, испытывает серьезное затруднение в объяснении солидарности и кооперации, без которых общество нежизнеспособно. Теория социальной жизни должна учитывать оба момента — гармонию и диссонанс, — хотя их соотношение, их баланс варьируются в достаточно широких пределах, позволяя в анализе конкретного материала делать акцент то на одном, то на другом.

Религия и социальное неравенство. В ряде случаев действительно существует религиозная лиегитимация социального расслоения. Как пример этого чаще всего приводят кастовую систему в Индии. Известно также, что религия использовалась для прямого оправдания рабства, расизма и др. Однако можно привести примеры, когда религия осуждала различ­ные проявления социального неравенства. Очевидно, что религи­озная вера может оправдывать различие социальные состояния и отношения, может служить выражением и действительного убо­жества (говоря словами Маркса) и протеста против него.

Важный аспект рассматриваемого соотношения — связь между определенными социальными слоями и определенными системами веры. Проблема «сословия, классы, религия” блестяще рассмотре­на Вебером в работе «Хозяйственная этика мировых религий”. Он стремился показать, что жизненное поведение тех или иных слоев оказало сильное влияние на практическую этику соответствующих религий и придало им специфические черты, отличающие их друг от друга. Так, конфуцианство было сословной этикой литературно образованной светской рационалистической бюрократии. Носите­лями раннего индуизма были литературно образованные предста­вители наследственной касты; напротив, не занимавшие никаких должностей, только обладавшие ведической образованностью брах­маны были в качестве носителей религиозной традиции подлин­ным религиозным сословием. Буддизм же распространялся стран­ствующими, нищенствующими монахами, предававшимися со­зерцанию и отвергавшими мир. Ислам был вначале религией воинов-завоевателей, рыцарского ордена, состоящего из борцов за веру. Иудаизм после вавилонского пленения — религия «народа-пария”; а христианство вначале было учением странствующих ремесленников, специфически городской религией по своему характеру.

Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп способом их «идентификации”, например старообрядцев в официально-православной среде, приверженцев иудаизма в хрис­тианском окружении и т. д., т. е. в ситуации меньшинств.

Религия и политика. Отношение «религия и политика” изучается в разных аспектах. Рассматривается вопрос о религиозном проис­хождении государства на ранних его стадиях. Однако если обра­титься к документированной истории, то здесь уже со времен архаической культуры религия и политика представляются двумя самостоятельными сферами. При этом возникает потребность в легитимации политической власти, эта функция сосредоточивается в руках особого слоя религиозных профессионалов — духовенства, которое в определенных отношениях может конкурировать с поли­тической элитой. Однако в большинстве государственно-организо­ванных обществ, крайне редко доходило до реальной угрозы поли­тической элите со стороны религиозной, скажем, в античной Греции или Риме — со стороны жречества. Тем не менее, полити­ческие амбиции духовенства в определенных условиях могут уси­ливаться, в особенности в так называемых «религиях спасения” с их ориентацией на лежащие за пределами сферы действия реальных исторических сил внемирские цели — «царство божье”. На этой основе может складываться альтернатива «земному граду” и светским властям, питающая политические притязания церкви, теокра­тический идеал, ставящий духовную власть над светской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *