Религиозная истина

Из книги Ивана Андреева «Православная апологетика», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Спас. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Первое место среди основных религиозных истин принадлежит истине бытия Божия.

Возражения против необходимости и полезности рациональных доказательств в пользу религиозных истин сводятся к следующим. Во-первых, эти доказательства считаются невозможными. Во-вторых, если и возможны, то нужными или излишними. В-третьих, не столько полезными, сколько вредными.

Мнение о невозможности теоретических и строго научных доказательств истины бытия Божия и других основных религиозных истин было впервые высказано со всей полнотой критической аргументации немецким философом Иммануилом Кантом в его труде «Критика чистого разума». Особенно же энергично подчеркивали недоказуемость религиозных истин последователи позитивизма.

В основание отрицания возможности доказательств истины бытия Божия иногда вкладывалось неправильное понятие о Боге или неправильное понятие о доказательстве.

По определению Канта, Бог есть олицетворенный умопредставляемый идеал всех возможных совершенств. То есть, иными словами, у Канта нет понятия о живой личности Бога, а есть понятие об идее Бога. Субъективная и отвлеченная идея Бога делает наперед невозможным доказательство его объективно-реального бытия. Но эта невозможность тотчас падает, как только мы на место понятия об отвлеченной идее Бога поставим понятие о Боге как о действительном, реальном Существе.

Иногда в основание отрицания возможности доказательства бытия Божия вкладывается не вполне правильное понятие о сущности самого доказательства. Так, например, некоторые исследователи определили доказательство как вывод из высшего к низшему. Так как выше Бога ничего нет, то и доказательство бытия Божия невозможно. Но здесь дано неправильное определение доказательства. Доказательство бытия Божия является основным не для Самого Бога, а лишь для нас, для нашей веры в бытие Божие. Иногда значение доказательств бытия Божия отрицается на том основании, что они не имеют характера математической очевидности и точности. Но математически точных доказательств вообще очень мало. Кроме них и в философии, и в науке, и в практической жизни употребляются и другие виды доказательств. Да и в самой математике существуют так называемые постулаты, т. е. истины самоочевидные, которые, однако, невозможно точно математически доказать, а следовательно, в них можно и усомниться. Сомнение в пятом постулате Эвклида («через одну точку можно провести только одну прямую, параллельную данной прямой») привело гениального русского математика Лобачевского к открытию новой пангеометрии.

Самая точная и доказательная наука – математика – основывается на аксиомах и постулатах, которые, как и все так называемые самоочевидные истины, не могут быть доказаны и которые принимаются на веру. Глубоко прав святитель Василий Великий, утверждающий, что в науке «вера предваряет знание». Все самое основное и исходное в научном знании недоказуемо и является актом веры. Обычно науки гордятся своей точностью и доказательностью. Но, во-первых, надо не забывать, что наука состоит не только из фактов и «эмпирических данных» (которые еще не дают нам научного знания), но и из спекулятивных построений ума, о которых всегда можно спорить, ибо в них невозможно обойтись без элементов умозрения философского. А во-вторых, кроме точности знания надо различать еще и ценность или значение его. Знание о химическом составе кирпича и о смысле жизни мира и человека, как мы уже указывали выше, имеют для меня различную ценность. Если точные науки не могут математически точно доказать основных религиозных истин и вообще не могут ответить на самые насущные вопросы человеческого духа (например, о цели и смысле жизни), то это показывает только ограниченность научного метода познания, а следовательно, и ограниченность значения науки для человека.

Где бессильно знание – законна вера.

Вера в то, что не может быть доказано, но в то же время и не может быть опровергнуто знанием, совершенно законна.

Отсутствие возможности точного математического доказательства религиозных истин, открывающее законную возможнсть веры, делает религиозные истины (и прежде всего главнейшую из них – истину бытия Божия) предметом свободной воли человека.

Бог мог бы доказать Свое существование непосредственным явлением в силе и славе Своей, но Он не хочет насиловать свободную волю человека и ждет свободного произволения, свободной веры в Него и Ему. Ничто не мешает человеку подвигом веры придти к Богу, если человек хочет придти к Нему.

С христианской точки зрения невозможность научного математически-точного доказательства бытия Божия и других религиозных истин создал Сам Бог.

Как в науке и в философии имеются различные способы доказательств, более или менее убедительных, которые иногда, не будучи абсолютно точными в математическом смысле, тем не менее являются весьма убедительными соображениями в пользу той или иной теории или гипотезы, так и в религии имеются такие соображения, чрезвычайно убедительные.

Часто высказывается мнение, что после кантовской критики доказательства истины бытия Божия уже не следует больше касаться этой невозможной задачи. На это следует ответить следующее. Во-первых, сам Кант, после критики существующих доказательств, пытался обосновать новый вид так называемого нравственного доказательства. В истории философии известны чрезвычайно многозначительные случаи, когда гениальные философы вновь начинали защищать уже рассмотренные прежде и оставленные положения. Так, например, и онтологическое доказательство бытия Божия, высказанное Ансельмом Кентерберийским, вызывало временами новый подъем к нему интереса и новую аргументацию в его защиту. Такие попытки делали Декарт, Лейбниц – до Канта, и Гегель – после Канта.

Сама критика Канта вызвала не столько потерю интереса, сколько, наоборот, повышение интереса к доказательствам бытия Божия. Известна и веская антикритика Канта и его опровержений (в сочинениях, например, Ульрици «Бог и природа» и «Бог и человек», в курсе профессора Н.П.Рождественского «Христианская апологетика» и других).

Собственно говоря, критика Канта вовсе не целиком опровергает доказательства бытия Божия, а только указывает, что эти доказательства не имеют характера математически точных научных доказательств.

Относительно убедительности доказательств вообще следует вспомнить замечания Паскаля («Мысли о религии») о том, что если бы геометрия затрагивала человеческие страсти, то нашлись бы люди, которые бы стали возражать против самых очевидных геометрических положений. Противоречия и возражения против самых ясных и убедительных доказательств встречаются в практической жизни очень часто там, где затрагиваются человеческие страсти.

В политической, религиозной, философской и даже научной полемике очень часто мы встречаемся с этим явлением.

Очень часто весьма убедительные доказательства, не убеждающие упрямого оппонента, убеждают стороннего слушателя, присутствующего при споре и объективно взвешивающего аргументы спорящих.

Иногда можно услышать возражения против доказательств бытия Божия в такой форме: верующему доказательства не нужны, а атеиста они все равно не убедят. Если перед нами атеист, у которого в основе его убеждений лежит нежелание верить в Бога, то такого атеиста убедить нельзя.

Если же перед нами будет атеист, который по недоразумению, по недостатку образования считает свой атеизм научно доказанным, то такого можно переубедить.

Не всякий верующий человек не интересуется и рациональными доказательствами религиозных истин, в которые он верит. Ярким примером является та молитва, которую глубоко верующий ученый и философ епископ Ансельм Кентерберийский предпослал своему так называемому онтологическому доказательству истины бытия Божия: «Господи! Да даруешь вере премудрость; дай и мне мудрость познать, что Ты существуешь, как я этому верю, и что Ты то само, что говорит о Тебе моя вера».

Любовь не только созерцает, но хочет и знать свой предмет. Любящий Бога законно хочет Его познать всеми силами своего духа, силами, вложенными в нас Самим Богом; в числе этих сил, дарованных нам Богом, имеется и честный разум.

Некоторые исследователи считают, что отсутствие одного основательного и убедительного доказательства бытия Божия и замена такового несколькими доказательствами свидетельствует о слабости этих последних. Это глубоко неверно!

Как купол здания зиждется не на одном основании, но одновременно на многих, так и доказательство истины бытия Божия зиждется на совокупности нескольких отдельных частных доказательств.

Священное Писание мало и редко говорит о том, что называется доказательством бытия Божия, считая эту основную религиозную истину настолько самоочевидной, что отрицающего его квалифицирует как безумного («Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» – Пс. 13, 1). К сожалению, авторитет Священного Писания имеет свое полное значение только для верующих, для скептиков же оно не имеет никакого значения.

После этих предварительных замечаний перейдем к рассмотрению так называемых доказательств бытия Божия.

Купить эту книгу можно

Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.

Добро пожаловать!!!

ВЫ НА САЙТЕ АПОЛОГИИ ХРИСТИАНСТВА.

Нашими основными приоритетами является желание преподнести людям верное представление о Христианстве, его учении и жизни. Мы не преследуем коммерческих целей, а свидетельствуем о Христе. Мы не всегда и во всем разделяем высказывания и выводы авторов статей, но даем возможность с разных позиций оценить взгляды и мнения.
Задачами этого проекта являются привлечение к сотрудничеству всех традиционных христианских религиозных конфессий Российской Федерации для объединения совместных усилий и акций, целью которых будет распространение правдивой информации об их учении и деятельности.
На страницах сайта возможна братская полемика между христианскими конфессиями, поэтому мы будем рады критическим материалам, но только в том случае, если они не будут нести в себе информации, способной привести к разжиганию религиозной розни.
Для авторов проекта важным фактором является бесценный дар Божий — свобода воли, право человека на выбор. Свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — одно из важных достижений человеческого сообщества. Поэтому мы не собираемся призывать никого мыслить также как и мы, мы всего лишь хотим засвидетельствовать о вечных истинах Христианства, о которых многие люди в силу разных причин стали забывать.
Для многих Православие связывается с Россией, часто можно услышать: «Я русский — значит православный». С другой стороны эти же люди при встрече с мыслящими по-другому не могут к ним относится спокойно, присваивают разные клейма: — «сектанты», и совершенно забывают о том, что на протяжении многих сотен лет в России свободно уживались люди различных вероисповеданий. Христианство всегда находило контакт и проявляло уважение к носителям других религиозных убеждений, согласно словам апостола Петра: «Поистине я убеждаюсь, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и делающий правду приятен Ему». (Деян. 10:34 -35 сравните с Рим. 2:11). Наиболее ярким примером этого может быть следующий факт, когда сарацины прогнали крестоносцев из Святой земли, указом халифа православным верующим возвращались святыни захваченные у них крестоносцами.
Плохо, когда живую религию одевают в вуаль традиции, и вместо живых взаимоотношений с Богом ее меняют на ярлык: «Я русский, следовательно я — православный, ты чех, значит, ты — католик, а ты немец — значит лютеранин». Когда забывают, что Богу не важны эти ярлыки, для Него главное сокровище находится в сердце человека, поэтому Ему приятней грешный мытарь, осознающий свою греховность и приносящий покаяние в ней, чем сотня кичащихся своей «праведностью и правильностью веры» фарисеев. Когда якобы ради служения Богу начинают разжигать инквизиционные костры. Хотя обычно за этим скрываются чьи-то эгоцентрические мотивы. У апостола «любви» есть замечательные слова: «Если кто скажет: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, он лжец, ибо не любящий брата своего, которого он видел, не может любить Бога, Которого не видел» (1 Ин. 4:20 сравните 1 Кор. 13:1-7).
Именно в силу этих свидетельств основателей Христианской Церкви, мы должны научиться жить в мире с представителями разных религиозных идей и относится к ним по-христиански. Для псевдохристианских культов нет лучшей рекламы чем, когда о них плохо говорят, когда их гонят. Их руководители используют эти обстоятельства в своих целях. Они облачаются в амплуа гонимых и сравнивают себя с первыми христианами, которые претерпевали ужасную клевету и страдания за свою веру. Тем более что информация, которую зачастую предлагает пресса, некоторые православные, католические и протестантские книги, как правило, далеки от объективности и от настоящего положения дел. Представители этих движений, как правило, указывают на это и говорят: «Вот, видите, это явная клевета на нас» и уже не хотят слышать объективных аргументов.
Поэтому, прежде всего, необходимо не нападать на представителей нетрадиционных конфессий (хотя кто может определить традиционность?), а начать с самих себя, найти Христа в своем сердце. Как говорил преподобный старец Серафим Саровский: «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ничего не может быть лучше живой веры и жизни во Христе. Именно она является наиболее сильной проповедью.
Основная сила культов в неосведомленности. Цитируя отрывки из Библии, часто вырванные из контекста, людям, которые в руках ни разу не держали Писания, можно доказать, что угодно. Изучение Писания, истории Церкви, трудов ранних и поздних свидетелей христианства позволит понять природу истинной Церкви. Именно к этому мы и призываем вместе с Христом и апостолом Павлом: «исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную… стойте и держите предания, которыми вы были научены или чрез слово, или чрез послание наше» (Ин. 5:39, 2 Фес. 2:15).
К сожалению, многие священники, журналисты продолжают пользоваться инквизиционными методами. Часто борьбу с псевдохристианскими организациями видят в том, чтобы просто запретить их деятельность, но разве это может помочь? Как показывает практика нет. Часто слышишь, что в том или ином кинотеатре запрещали собираться представителям не только псевдохристианских организаций, но и баптистам, пятидесятникам по навету местного батюшки. Трудно признать, но совесть не может относить данные акции в разряд нормальных и носить наименование христианских.
Мы слышим недовольство: «Распустили этих сектантов, проходу от них нет. Ходят, проповедуют». Это еще ничего, когда подобные заявления слышишь от неверующих людей, плохо слышать эти заявления от людей верующих. Что мешает тому же батюшке заниматься тем, к чему относится непосредственное призвание, проповедь и забота о пастве (под паствой здесь имеются в виду не только члены прихода, но и люди находящиеся вне Церкви)? Как часто алчность нашего современного духовенства душит и портит молодых людей, приходящих к порогу Церкви. Мы не раз слышали от многих представителей «Свидетелей Иеговы», «Церкви Христа», «Церкви Объединения» и т. п. их истории о том, как они попытались в свое время прийти в Церковь, но их не приняли, оттолкнули от врат Церкви. У многих из них души были опалены Церковью, и вина в том, что они оказались вне пределов Церкви лежит не на них, а тех священниках, прихожанах, не нашедших к ним должного подхода.
Стоит также упомянуть, что само положение дел в Церкви не дает многим искренним людям заниматься проповедью и миссионерством. Часто молодых и хороших священников епископы вынуждают заниматься не пастырской работой, а восстановлением храмов, иногда там, где и паствы не осталось. И эти священнослужители вместо своих прямых обязанностей: «молите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою» (Мф. 9:38), вынуждены восстанавливать не живые души, а мертвые никому не нужные камни. Какой смысл в храмах, если они пусты? Если их рассматривают никак место встречи с Богом и братьями соверующими, а просто как памятник архитектуры?
Приход к патриаршему престолу одного из образованных митрополитов Церкви Кирилла, надеемся, улучшит положение миссии в Церкви.
Мы приветствуем всех тех, кто трудится на данной ниве и готов сотрудничать с нами по данной тематике.

Добро пожаловать!!!

Последнее добавленное

  • Архимандрит Алипий, Архимандрит Исаия — Догматическое богословие
  • Георгий Флоровский — Догмат и история
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины (Часть 3)
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины (Часть 2)
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины (Часть 1)
  • Епископ Каллист (Уэр). Православная церковь
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православное богослужение, I: Небо на земле.
  • Толкование Библии
  • Генри Геллей. Как у нас появилась Библия?
  • Василий Великий — Обличительная речь против Евномия
  • Откуда пошло христианство
  • Про христианство
  • Христианство — факты об истории возникновения
  • Идеи христианской веры
  • История Иисуса Христа
  • Апология Христианства
  • Религия христианство
  • Христианство — история появления
  • Христианская религия
  • Этапы христианства
  • История христианской религии. Продолжение
  • Официальное античное христианство
  • Античное христианство
  • Как появилось Христианство
  • Иисус Христос — основоположник Христианства
  • Жизнь Иисуса Христа
  • Карта сайта
  • Гонения на христиан
  • О том, как произошло разделение церквей
  • Священное Писание
  • Христианская церковь в 4 веке
  • Встреча с Богом в душе человека
  • Германия и вера
  • Идеология или религия?
  • Религия — выбор каждого человека
  • Религия и нормы
  • Основы христианской веры
  • Христианство и языческие корни.
  • Эсхатология в христианстве
  • Встретить Бога..
  • Атеизм и Бог
  • Безбожие
  • Карта сайта
  • Жертвенная смерть как основа христианской веры
  • Христианство и его постулаты
  • Как православная церковь относится к иудаизму
  • Что такое христианство
  • Ученые о сотворении мира(Часть 3)
  • Ученые о сотворении мира(Часть 2)
  • Ученые о сотворении мира(Часть 1)
  • Диакон Димитрий Зворыкин — Творение и тварный мир с позиции Православия и Протестантизма .
  • Мартин Лютер — О крещении
  • Мартин Лютер — О евхаристии
  • Марк Минуций Феликс — «Октавий»
  • Феофил Антиохийский — Три книги к Автолику
  • Священномученик Ириней Лионский
  • Послание Варнавы
  • Дидахэ — учение 12-ти апостолов
  • Св. Иустин Философ и Мученик
  • Символы веры раннего Христианства.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Питер Гиллквист. Знак для всех христиан
  • Протоиерей Владимир Рожков. Теология Фомы Аквинского. Возражения против Филиокве и ответы на эти возражения
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Об исхождении Святого Духа
  • Алексей Рассказов. О воплощении Бога Слова и нашем спасении
  • Олег Стеняев — Диспут со свидетелями Иеговы.
  • О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии
  • Все, наверное, знают и помнят, что предшествием
  • Кто они
  • Карта сайта
  • Нас обманывают все мировые общественные
  • «Тем, кто полагается на истину авторитета, сейчас
  • Все земные цивилизации понимали, что жизни без
  • Таким образом, 12 созвездий, которые Солнце
  • У него было 12 учеников(апостолов), с которыми он
  • Это был языческий символ
  • В Евангелие от Луки ученики спросили у Иисуса
  • Из многих сражений выходил победителем князь
  • При познании функциональных особенностей узлов
  • Кроме того, есть миры духов, что тоже является
  • Дейтерий же, имеет свойство взрываться при
  • Это два изначальных и великих чуда
  • Чаще всего данные сказки всего лишь коммерческий
  • Согласитесь, что ответ в этом случае мы получим
  • К слову: индейцы майа регулярно приносили людей в
  • Господи, помоги
  • Но важно то, что Он нас учит любить себя, и таким
  • Конечно, намного проще сказать, что Бог помог
  • Кто-то считает, что у религии
  • Но как не грустно об этом говорить, во всем мире
  • Должен ли человек выполнять христианские
  • Библейские мифы и сказания изучались во всех
  • Археологив свою очередь установили, что примерно
  • Спустя годы мощи святого Трифона были перенесены
  • Библия была и остаётся до настоящего времени
  • Но если уровень производства низок, то и влияние
  • Эта стадия характеризуется крайне низким уровнем
  • Характерным для феодального общества является
  • Однако, несмотря на значительный прогресс науки и
  • Отсюда и пошел церковный обычай причащаться вином
  • Ведь лишь его сок, который перебредал, может
  • Карта сайта
  • Аминь
  • Функционально клетка обособлена от окружающего ее
  • Вы знаете, несколько моих знакомых и
  • Тех, кто дал тебе жизнь и отдал свою жизнь на то
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Апология Христианства
  • Болотов В.В. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена. — Св. Иустин Философ
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Перевод Ветхого Завета в переводе архимандрита Макария (Глухарева)
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иустин Мученик
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иустин мученик
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • В.И. Гоманьков — Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной.
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Ранне христианские апологеты
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — Сретение Господне
  • Греческая и Латинская традиции об исхождении Святого Духа
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Свидетели Иеговы. Коммерческий характер Общества Сторожевая Башня
  • Игумен Иларион (Алфеев) — Человеческий лик Бога
  • Апология Христианства — Античное христианство — понятие загробной жизни
  • Афанасий Великий
  • Иустин мученик
  • Апология Христианства — Толкование Библии
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Феофил Антиохийский — Три книги к Автолику
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Сидоров А.И. — Св. Феофил Антиохийский
  • Карташев А.В. Вселенские соборы
  • Апология Христианства — Понятие церкви
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • А. И. Солодков. Диспут с протестантом о предании
  • Священник Георгий Флоровский. Святитель Афанасий Великий
  • Толкование на символ веры
  • РИМСКИЙ СОБОР (382 г.) «ДЕКРЕТ ДАМАСА»
  • Карташев А.В. 2-й Вселенский собор в Константинополе 381 г.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Апология Христианства — Появление христианства
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • О.В. Петренко — размышление физика о тайне творения
  • Борьба с гностицизмом. Ириней Лионский
  • Игнатий Антиохийский
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Церковь под властью ислама
  • Алексей Рассказов. О священных изображениях в Библии
  • Карташев А.В. VII Вселенский собор 787 г.
  • А.С. Хомяков — Церковь одна.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Лосский В.Н. — Догматика
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Символ веры Афанасия Александрийского.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Карташев А.В. 3-й Вселенский собор в Ефесе в 431 г.
  • Перевод с греческого подлинника под редакцией Кассиана Безобразова
  • Григорий Богослов
  • Киприан Карфагенский. Книга О единстве Церкви
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Толкование на символ веры
  • Диакон Димитрий Зворыкин — Творение и тварный мир с позиции Православия и Протестантизма .
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины
  • Юрий Кондратьев — Святые последних дней или просто мормоны.
  • Феофил Антиохийский — Три книги к Автолику
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — Христианство как оно есть
  • Питер Гиллквист. Никого не называйте отцом
  • Толкование на символ веры
  • Иустин мученик — Разговор с Трифоном иудеем. Главы с 1 по 15
  • Джейм Вернстрейн. Что появилось раньше: Церковь или Новый Завет?
  • Апология Христианства — Воздвижение Креста Господня
  • Как отличить религию от культа.
  • Алексей Рассказов. О Церкви Христа
  • Иустин мученик
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православное богослужение, II: Таинства.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Лосский В.Н. — Догматика
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Символы веры Тертуллиана
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Иустин мученик
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Двадцатый век, III: Диаспора и миссия
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Епископ Александр Милеант. Соблазн оккультизма
  • Татиан Ассирианин — Речь против Эллинов
  • Квинт Септимий Флорент Тертуллиан
  • Карташев А.В. 1-й Вселенский собор в Никее 325 г.
  • Б. П. Вышеславцев — Бессмертие, перевоплощение и воскресение
  • Алексей Рассказов. О почитании святых
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Афинагор Афинянин
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Священное предание
  • Ириней Лионский — 2 книга Против ересей
  • Марк Минуций Феликс — «Октавий»
  • Алексей Рассказов. Советы тем, чьи близкие оказались в культе
  • Свидетели Иеговы. Воспоминание бывшего вефильца
  • Иоанн Златоуст — Апология Христианства
  • Астрология и Христианство
  • Мужи Апостольские
  • Толкование на символ веры
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Начало
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.И. Гоманьков — Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • В.В. Болотов. Церковный строй в первые три века Христианства
  • С.Л. Франк — Учение о переселении душ (религиозно-исторический очерк)
  • Апология Христианства — Общие черты христианства и ислама
  • Алексей Рассказов. О посте
  • Апология Христианства — Учение о Рае
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Церкви. Православие и Католичество: возможен ли диалог?
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православное богослужение, III: Праздники, посты и личная молитва.
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Обращение славян
  • Свт. Григорий Чудотворец. К Феопомпу, о возможности и невозможности страданий для Бога
  • Болотов В.В. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена. — Тертуллиан
  • Символы веры Дионисия, папы Римского
  • Патриарх Сергий — Православное учение о спасении
  • Астрология и Христианство
  • Толкование на символ веры
  • Символ веры Григория Неокесарийского
  • Карташев А.В. Император Юстиниан I (527-565 гг.) и 5-й Вселенский собор 553 г.
  • Александр Шмеман — Исторический путь Православия
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — О плащанице Христовой.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.И. Гоманьков — Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной.
  • Апология Христианства — Свидетели Иеговы.
  • Игнатий Антиохийский
  • Примечания — Апология Христианства
  • Иоанн Мейендорф. Тертуллиан.
  • Апология Церкви — Новые поступления
  • Болотов В.В. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена. — Св. Ириней Лионский
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Двадцатый век: греки и арабы
  • Апология Христианства — И как любая сказка, детская или религиозная, она
  • Апология Христианства — Атеизм и христианство
  • На днях в Интернете появился новый апологетический сайт «Православный апологет» (www.apologet.spb.ru), созданный усилиями Интернет-содружества преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений.

    «Наш коллектив существует уже много лет в форме дружеского общения людей имеющих непосредственно отношение к духовному образованию в России, а теперь уже и братских Греции и Сербии. Они приезжают и учатся у нас, а мы посещаем их университеты, духовные школы и монастыри. Естественно накопилось много материала: интересные и редкие статьи и источники, а также наши мысли, дискуссии, которые вылились в свою очередь в разнообразном виде в печать, некоторые ещё не опубликованы и читатели этого сайта будут иметь возможность познакомиться с ними впервые», — говорится в сообщении главного редактора нового сайта кандидата богословия иеромонаха Сергия (Троицкого).

    По словам главного редактора сайта, авторы нового интернет-проекта, стремятся «в первую очередь следовать Священному Преданию Церкви Христовой». «Мы исповедуем необходимость принадлежности к Русской Православной Церкви Московской Патриархии как к канонической Поместной Церкви, без чего невозможно иметь правильного богословского видения, понимания Священного Писания и Священного Предания. При этом мы не отрицаем возможности появления, особенно в наше время, таких ситуаций, когда внутри Церкви появляются взгляды, несоответствующие учению Церкви. Но такие ситуации были в истории Церкви всегда, и они могут быть исправлены, как мы убеждены, только терпеливым стоянием в истине и осознанием необходимости находясь в Церкви разделять Её скорби и радости, а не уходить из Неё».

    «Мы посвящаем этот апологетический проект памяти великого отца нашей Церкви, столпа Православия — святителя Марка митрополита Эфесского. Он единственный из всех православных епископов не подписал позорную Унию с римо-католиками во Флоренции в 1337 г. Римский папа, увидев, что в документе Унии не было подписи свт. Марка на вероопределении, как тогда его называли, «Вселенского собора», с горечью и досадой воскликнул: «Мы ничего не сделали!». В 2007 г., 19 января (1 февраля по гражданскому календарю), исполнилось 550 лет со дня его блаженной кончины. Надеемся, что этот проект будет способствовать продолжению борьбы за сохранение чистоты Православия, которую вёл святитель Марк Эфесский», — отмечает иеромонах Сергий.

    «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью», — именно эти слова свт. Марка Эфесского, открывают новый православный интернет-проект.

    Русская линия/Патриархия.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *