Религиозная ситуация в аравии накануне зарождения ислама

контрольная работа  Мировые религии и религиозные течения

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Религия и мифология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 11.10.2016
Размер файла 37,0 K

Подобные документы

  • Религиозная система представления мира. Основы религиозных представлений мировых религий. Понятия религий христианства и ислама. Представления о Боге и о человеке. Различия христианства и ислама. Общие черты двух религий. Священная книга ислама.
    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

  • Исследование истории зарождения Ислама, жизненного пути пророка Мухаммеда. Описания основных течений в Исламе: хариджитов, суннитов и шиитов. Характеристика направлений в движении за реформацию данной религии, правовых школ и мистических течений суфизма.
    презентация , добавлен 16.10.2012

  • Причины появления и развития новой религии. Происхождение ислама. Религиозные представления древних арабов. Коран. Мусульманское вероучение. Идеал человеческого совершенства. Культ. Обряды. Различные течения в исламе. Семейная мораль. Завоевание мира.
    контрольная работа , добавлен 14.01.2009

  • Ислам как мировая религия. Священная книга ислама – Коран, его важнейшие постулаты и лейтмотивы, социальные и экономические вопросы, повествование о древних пророках. История жизни пророка Мухаммада. Мусульманские страны. Различные течения в исламе.
    презентация , добавлен 24.05.2012

  • Зарождение буддизма, его основные положения и постулаты. Основные вероисповедальные формы христианства. Религиозная литература мусульман. Общая характеристика мусульманской веры. Догматика, обрядность, этика ислама. Его сравнение с другими религиями.
    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

  • Этапы становления и развития Аравии до возникновения ислама на ее землях. Становление государственности в данной среде, основные религиозные верования и традиции арабов. Легенда возникновения Ислама. Шариат как мусульманское право. Халифат Абу Бекрa.
    реферат , добавлен 11.11.2010

  • Теоретические основы религии, ее структура и функции. Письменные религиозные памятники: священные книги христианства, ислама, буддизма. Методические указания к использованию тестов по курсу «Религиоведение». Библейские темы в «крылатых» выражениях.
    учебное пособие , добавлен 15.01.2010

  • Понятие и история развития ислама как монотеистической мировой религии, факторы ее зарождения и распространенность в современном обществе. Течения внутри ислама, их отличительные особенности. Внутреннее убранство мечетей, их роль в исламской традиции.
    презентация , добавлен 18.12.2014

  • Родина ислама: история зарождения мировой религии. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов вероучения. Основные черты ислама. Раскол ислама — шииты, сунниты, ваххабиты. Северо-Кавказский ваххабизм как разновидность исламского радикализма.
    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

  • Религиозная ситуация в Золотой Орде до принятия ислама. Становление ислама в качестве государственной религии. Исламизация Золотой Орды. Культурное развитие по всем городам Орды. Правление хана Узбека. Возведение ислама в ранг официальной религии.
    реферат , добавлен 11.01.2011

контрольная работа на тему «Мировые религии и религиозные течения» — посмотреть текст

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источники и история изучения Древней Аравии. Географическое положение и природная среда

Страна и население.

Глава 21. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Древняя история арабов — одна из малоисследованных страниц истории человечества. Изоляция племен Аравии, хотя и неполная, от таких центров цивилизации, как Египет, Месопотамия и другие, обусловила оригинальность и специфичность исторического развития древнеаравийских обществ.

Аравийский полуостров — крупнейший в Азии, нередко называемый субконтинентом,— занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке — водами Персидского и Оманского заливов, а с юга — Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль- Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. («Пустынная Аравия»). Северная часть полуострова, так называемая «Каменистая Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустынную Сирийско-Месопотамскую степь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой порой безымянные «вали» — сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западной и южной частях полуострова, представлявших собой возвышенные плато, прорезанные долинами «вади». Этот район уже в древности называли «Счастливой Аравией».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на

Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран — вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе — в Греции и Риме.

В окружающих Аравию морях добывался жемчуг, красные, белые и редкие черные кораллы. На территории полуострова встречались металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидности алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и др. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Главный назывался «путем благовоний». Он начинался на юго-западе Аравии и шел вдоль берега Красного моря на север, к побережью Средиземного моря, разветвляясь севернее залива Акаба: одна дорога шла к прибрежным городам Газа и Ашдод, а другая направлялась на Тир и Дамаск. Еще одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта. Помимо сухопутных имелись и морские пути. По Красному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю Аравия поддерживала контакты со странами Восточной Африки и Индией, откуда для транзитной торговли поступали многочисленные, пользующиеся активным спросом на Древнем Востоке товары: красное, эбеновое (черное) и сандаловое дерево, благовония и пряности, слоновая кость, золото, камни-самоцветы. На Красноморском побережье и побережье Персидского залива находились важные для мореплавателей гавани.

>Джон Гилкрист. «Мухаммад — пророк ислама»

Иудейское и христианское влияние

Иудейские поселения и иудаизм в Аравии

Несмотря на доминирующее положение идолопоклонства на территории Аравии, две основные монотеистические религии — иудаизм и христианство — проникли на полуостров и оказали существенное влияние на развитие ислама.

В самом Коране иудаизму уделяется больше внимания, нежели христианству. На севере от Мекки были разбросаны многочисленные иудейские племена. Вокруг города Йасриб находились три иудейских поселения племен бану кайнука, бану надир и бану курайза. После того как Мухаммад стал лидером мусульман Мекки, он вступил в конфликт со всеми тремя племенами. Хотя арабы, жители Мекки, вероятнее всего, контактировали с иудеями, до нас не дошло ни одного источника, подтверждающего, что иудеи селились в самом городе. Совершенно очевидно, что большинство из них проживало в поселениях к северу от Мекки, и поскольку через их земли проходило огромное количество торговых караванов из города, видимо, знакомство арабов с иудеями совершалось прежде всего посредством этих контактов.

Достоверно неизвестно, являлись ли эти иудеи прямыми потомками поселенцев, рассеянных по всему региону во времена диаспоры, или они были преимущественно арабами, обращенными в иудаизм, но мнения историков, как правило, склоняются к последнему. Из исторических документов явствует, что в Южной Аравии незадолго до появления Мухаммада иудаизм превалировал над христианством.

Йеменский правитель принял иудаизм и подверг христиан этого региона жестоким преследованиям. Зу Нувас (Тот, кто с локонами) атаковал христианское поселение в Наджране и, убедившись, что покорить силой его невозможно, пообещал жителям пощадить их и предоставить им возможность свободно исповедовать свою религию, если те сдадутся без сопротивления. Однако, достигнув желаемого, армия разграбила поселение, и на его территории были выкопаны огромные ямы, которые заполнили горючим веществом. Все, кто отказывался принять иудаизм, приговаривались к сожжению в этих ямах. Арабские историки констатировали печальный факт гибели многих тысяч людей. Лишь спустя некоторое время после описываемых событий Зу Нувас был свергнут войском под предводительством Арьята из христианской Абиссинии. Описанный инцидент является уникальным примером агрессивности господствующего на Аравийском полуострове иудаизма.

Христианство в доисламской Аравии

В Египте и Сирии христианство существовало на протяжении многих веков, и несмотря на то, что оно никогда не имело особого успеха в Аравии, за исключением христианского поселения на севере Наджрана, его присутствие существенно повлияло на развитие ислама, и две его сектантские формы в течение многих поколений ожесточенно противостояли друг другу.

Христианский лидер Несторий несколькими столетиями ранее учил, что Христос имел две различные природы — человеческую и божественную. Человек-Христос был обычным человеческим существом, на которое было возложено божество-Христос во время его крещения. На Голгофе умер только человек-Христос, а божество-Христос оставило его бренную оболочку и вернулось на небеса. На Вселенском Соборе в городе Эфесе в 431 году от Р. Х. Несторий был объявлен еретиком, но его учение все же пустило корни среди христиан, поселившихся на территории персов, и во времена Мухаммада там была утверждена несторианская церковь.

Некоему Фамийуну, несторианскому христианину из Сирии, доверили основать поселение в Наджране. Во время своего кратковременного пребывания там он успел обратить местных жителей в христианство и, как гласит предание, предал проклятию пальмовое дерево, которому прежде поклонялись эти люди. Они устраивали ежегодные празднества: украшали пальму драгоценностями и предметами праздничной одежды, и целый день был посвящен поклонению дереву. По повелению Фамийуна, произнесенному во имя христианского Бога, дерево неожиданно с корнем вырвалось из земли. Зрелище произвело такое впечатление на зрителей, что они немедленно приняли христианство (Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 13).

Другому восточному христианину, архимандриту Евтихию, приписывается еще одно сектантское утверждение, которое также было воспринято в этом регионе. В 488 году от Р. Х. он смело напал на приверженцев несторианства, заявив, что Христос имел только одну природу — божественную. Христос, говорил он, был Богом, рожденным в человеческом облике на земле, но при этом Он не был из плоти и крови, как все люди. На основании этой доктрины возникла секта монофизитов. Постепенно она стала господствующей в христианской Аравии. Это учение получило широкое распространение в Египте и к моменту рождения Мухаммада укоренилось в Хире, а затем с территории Сирии перекинулось на север Аравийского полуострова. Несмотря на несторианское происхождение, христианское поселение в Наджране решительно приняло монофизитскую идеологию к тому времени, когда Мухаммад начал проповедовать в Мекке. В этот период Абиссиния тоже была одной из цитаделей христианского вероисповедания, но и здесь мы находим доминирующее положение монофизитской доктрины.

Христианство, с которым сталкивался Мухаммад, не имело ничего общего с кафолической (вселенской) верой, оно представляло собой огромную группу сект, последователи которых зачастую жестоко враждовали между собой. Рассеянные по всему региону, они поддерживали преемственность различных верований о природе Бога и святой Троицы и в конечном итоге оказали влияние на развитие ислама. Интересно отметить, что христианство, упоминаемое в Коране, не было чистой верой Нового Завета, оно, скорее, представляло собой искаженный вариант вероучения, бытовавшего в церквах на территории Аравии.

Влияние христианства на ранний ислам

Мухаммад претендовал на то, что Коран является откровением, ниспосланным ему с небес, но многие его учения обнаруживают определенную зависимость от христианства, исповедуемого в доисламской Аравии. И действительно, в Коране нет ничего, что можно было бы назвать поистине оригинальным. Более того, в нем нет ничего, что не составляло бы параллели с различными религиозными убеждениями, распространенными по всему аравийскому региону. Мухаммад встречался с толпами паломников, стекающихся на ежегодные празднества в Мекку. Этот город был вместилищем передающихся из уст в уста познаний. Он поглощал и хранил в памяти огромное количество информации. Исследования учений Корана показывают, что пророк ислама был в большей степени знаком с еврейскими талмудическими работами и апокрифическими христианскими писаниями, нежели с содержанием Ветхого и Нового Заветов.

История о том, как младенец Иисус заговорил еще в люльке, изложенная в малоизвестной книге, рукописи которой находятся в Аравии, — «Арабском Евангелии детства», феноменальным образом повторена в Коране (сура 19:29); Евангелие от Фомы, еще одно апокрифическое произведение, сирийская версия которого, как известно, существовала до рождения Мухаммада, описывает другие чудотворные деяния Иисуса, также повторенные Кораном, например, эпизод создания глиняных птиц, оживших по Его повелению (сура 3:49).

И хотя имя, которым арабские христиане всегда называли Иисуса, было Ясу (происходит от древнееврейского Яшуа), в Коране используется имя Иса, которое, по всей вероятности, берет свое начало от несторианского Исхо. Нигде в христианской истории не встречается сколь-нибудь исчерпывающего объяснения странного имени Иисуса, используемого в Коране. Поскольку арабский язык относится к семитской группе, тесно связанной с древнееврейским языком, то вполне закономерно было бы ожидать использования имени Ясу. На самом деле полное имя Иисуса, используемое сирийскими несторианцами, было Исхо Мшиха, т. е. Иисус Мессия, и наиболее распространенное имя, используемое в Коране, очень на него похоже — ал-Масиху Иса (сура 3:45).

Мухаммад был очень хорошо знаком с христианами Наджрана. Предание гласит, что однажды из этого поселения навстречу ему вышла целая делегация, чтобы узнать о некоторых моментах его учения о христианской вере, которые сбивали их с толку. До нас дошли сведения, что до начала своей пророческой миссии Мухаммад присоединился к христианам, которые шли в Окадх — место для собраний, располагавшееся между городами Меккой и ат-Таифом, и слушал епископа Наджрана ал-Касса ибн Саида, чьи красноречивые проповеди, направленные против богатства и записанные в поэтической форме, очень похожи на отрывки из Корана на ту же тему. Позже Мухаммад часто напоминал Касса, читающего проповеди. Он не раз просил Абу Бакра, своего близкого спутника, продекламировать некоторые из своих произведений вслух.

За несколько столетий до рождения Мухаммада некий Мани объявил, что на него ниспослано божественное наитие и что он является Святым Духом, предсказанным Иисусом (Ин. 14:16); это заявление почти в точности соответствует описанному в Коране случаю, который произошел с Мухаммадом (суры 7:157, 61:6) и его последователями. Мани утверждал, что Иисус не был распят, на кресте находилось только Его подобие, которое на самом деле было Антихристом, — еще одно учение, которое имеет параллель в Коране (сура 4:157).

Одним из ранних контактов Мухаммада с христианами были встречи с человеком по имени Варака, который был христианином и родственником его первой жены Хадиджи. В документах, дошедших до нас, говорится, что Варака перевел часть одного из Евангелий на сирийский язык. Кроме того, он познакомил Мухаммада со многими местными представителями христианства.

Несмотря на то, что доисламская Аравия в основном исповедовала язычество и влияние христианства было здесь очень ограниченным, существует множество доказательств того, что это влияние росло по мере развития миссии Мухаммада. Вероятно, христианство оказывало очень небольшое влияние на Мухаммада в первые годы его миссии, поскольку в начальных главах Корана христианской вере не уделяется особого внимания, но изучение более поздних сур показывает, что по мере роста его контактов с христианами, а особенно с христианами из Южной Сирии, зависимость Корана от местных особенностей христианства существенно возрастает.

К началу страницы

Верхний палеолит

См. также: Доисторический Ближний Восток

В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало победное шествие по планете. В эпоху верхнего палеолита/мезолита территорию Аравии населяли племена носителей гаплогруппы С. Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тыс. лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya). Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через «Врата Скорби» на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условий. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тыс. лет назад, в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

Древняя Аравия

Основные статьи: Маин, Сабейское царство Сабейское царство (Sheba) в V в. до н. э.

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского, сабейского. Племена управлялись вождями — кабирами, во главе союзов племен со временем стали мукаррибы, совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь). На основе союза племен начали формироваться царства. В XIV в. до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний. На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину. Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство, известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской, современнице Соломона. Южноаравийская письменность, принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX в. до н. э., развилась на основе хананейского письма, что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама. Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).

Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. В VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской, то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами, обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази — древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык — как геэз.

Античная Аравия

Основные статьи: Набатейцы, Химьяр

Во II в. до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.

Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр, пришедший на смену Сабейскому царству в 115 до н. э.. Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нём сильные позиции занял иудаизм. В IV и VI веке эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане, которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда ещё языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).

Аравия в VI веке

Литература

  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
Доисторическая Азия
По периодам Азия каменного века (Палеолит Азии | Мезолит Азии | Неолит Азии) | Азия медного века | Азия бронзового века | Азия железного века
По регионам Анатолия (Западноанатолийская цивилизация) | Ближний Восток (Аравия | Ирак | Иран | Йемен | Кипр | Оман | Палестина и Левант | Сирия) | Кавказ (Азербайджан | Армения | Грузия | Северный Кавказ) | Центральная Азия (Монголия | Ордос) | Южная Азия (Каменный век | Шри-Ланка | Бирма) | Восточная Азия (Дальний Восток) | Китай (Неолит Китая | Синьцзян | Тайвань | Тибет) | Корея | Япония (Японский палеолит | Дзёмон | Яёи | Ямато) | Юго-Восточная Азия (Вьетнам | Индонезия | Камбоджа | Лаос | Малайзия | Таиланд | Филиппины) | Россия (азиатские регионы: Северный Кавказ | Поволжье | Урал | Сибирь и Дальний Восток)
Антропология Генетическая история Азии | Пекинский человек | Флоресский человек | Человек грузинский
Разное Дольмены Северного Кавказа | Теории прибрежных миграций
Прим. Курсивом обозначены перенаправления на разделы в более крупных статьях, обычным шрифтом — самостоятельные статьи.

домусульманская аравия косметика, домусульманская аравия петрейская, домусульманская аравия продукция, домусульманская аравия шугаринг

Луцкий В.Б. Арабы

АРАБЫ (самоназвание — аль-араб) — группа народов, населяющая арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Кроме того, арабы живут в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительные группы арабов-эмигрантов живут в Северной и Южной Америке, Западной Африке, Франции. По данным ООН, население арабских стран в 1958 году составляло (в тысячах человек): Алжира — 10 265, Туниса — 3 852, Марокко — 10 330, Ливии — 1 153, Египетского района ОАР — 24 781, Сирийского района ОАР — 4 283, Судана — 11 037, Ливана — 1 550, Ирака — 6 590, Иордании — 1 580, Газы — 345, Саудовской Аравии — 6 036 (1956), Йемена — 4 500 (1949), Маската, Омана и Договорного Омана — 636, Кувейта — 210, Бахрейна — 139, Катара — 40, Адена — 148, Аденского протектората — 650, а всего — 88 125 тысяч человек, в том числе около 75 млн. арабы. Общая численность арабов, вместе с живущими вне арабских стран, составляет около 80 млн. человек. В Израиле, выделенном из состава Палестины, живет 210 тысяч арабов.

Арабы говорят на арабском языке, который принадлежит к семито-хамитской семье языков и имеет ряд разговорных территориальных диалектов. Во всех арабских странах применяется общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). По религии большинство арабов — мусульмане-сунниты. Наряду с этим часть арабов принадлежит к другим направлениям ислама (шииты — в Ираке, Йемене, Сирии и Ливане; друзы — в Сирии и Ливане; ибадиты — в Северной Африке), а также к различным христианским исповеданиям (копты — в Египте, марониты, православные, униаты и другие — в Сирии, Ливане, Иордании).

Современные арабские народы возникли после арабских завоеваний в результате арабизации древних народов Передней Азии и Северной Африки — арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и др. Решение проблемы этногенеза древних арабов затрудняется тем, что археологическое и антропологическое изучение Аравийского полуострова только начинается, а известия, сохраненные словесными памятниками, очень скудны и недостоверны. Предполагается, что семитские племена, из которых впоследствии сложился древне-арабский народ, являлись коренным автохтонным населением Аравийского полуострова, но с 3-го тысячелетия до н. э. семиты Аравии начали расселяться также в Двуречье и Сирии. В 3-2-м тысячелетиях до н. э. наиболее распространенным семитским языком Двуречья был аккадский, названный по имени столицы государства, основанного около 2300 года до н. э. Аккадцы поглотили и ассимилировали все аравийские племена, поселившиеся в Двуречье в этот период. С 13 века до н. э. в Передней Азии началось расселение семитских арамейских племен, очевидно, тоже аравийского происхождения, а в 7-6 веках до н. э. арамейский язык вытеснил аккадский и как разговорный язык Сирии и Двуречья, и как официальный язык государств этого района. Почти все древние народы Сирии и Двуречья были ассимилированы арамеями. В этот же период образовались первые собственно арабские государства: по мнению одних ученых, в 12 веке до н. э., по мнению других, — в 6-5 веках до н. э. в Южной Аравии (Минейское, Сабейское и затем Химьяритское царства); с 6 веке до н. э. — на северной границе Аравии (Набатейское царство, а впоследствии Пальмирское и Лихианское). С конце 1-го тысячелетия до н. э. и особенно в 1-е века н. э. арабские племена расселялись в Передней Азии, в результате чего уже к 5-6 векам н. э., т. е. до арабских завоеваний, арабы составляли основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии, ряда районов Двуречья. Здесь были расселены арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, ряд племен группы кудаа; часть этих арабов приняла христианство. В 5 веке были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате), находившиеся в зависимости — первое от Византии, второе — от сасанидского Ирана. В 4-6 века н. э. на территории Аравии происходил процесс складывания единой арабской народности, завершившийся к 630-м годам. Арабское кочевое общество еще сохраняло родоплеменную структуру и даже в городах и сельских общинах жили группы, принадлежавшие к тем или иным племенам, но наряду с ними росло число оседлых, утративших родоплеменные связи — так называемых бану-хадир. Племенной строй находился на стадии разложения, внутри племен шел процесс классообразования. Племена возглавлялись наследственной феодально-патриархальной знатью (по мнению других ученых — раннерабовладельческой) — царями, эмирами, шейхами. Пастбищные территории — хима — находились в коллективной собственности племен, но распоряжалась ими знать. В частной собственности знати находились рабы, стада, плантации и обрабатываемые земли в оазисах, на которых работали многочисленные зависимые люди — мавля. Развитие торговли как между кочевыми племенами и земледельческими оазисами, так и с соседними странами — Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном — способствовало росту городов. Между племенами еще происходили войны из-за пастбищных территорий, угона стад и т. п. (абс-зубйан, бакр-таглиб и др.), но уже складывались большие политические союзы племен, например, Кинда (5-6 века), представлявшие собой зачаточную форму государства. Еще сильна была племенная асабийя — племенное самосознание, чувство племенного достоинства, племенной патриотизм, но уже зарождалась общеарабская асабийя — сознание принадлежности всех племен к единой арабской народности, арабский патриотизм. Каждый поэт еще воспевал свое племя и разил сатирой его врагов, но поэты Северной Аравии уже сходились на общие состязания в Мекку, и здесь отбирались лучшие поэмы — муаллаки, образовавшие сокровищницу общеарабской поэзии. Еще сохранялись культы племенных богов, но все фетиши племен Северной Аравии уже помещались в общеарабской храме — каабе (Мекка). Еще сохранялись племенные диалекты, но уже сложились 2 основных общеарабских языка — северо- и южноарабский. Так складывались предпосылки для объединения арабских племен в арабскую народность, для образования арабского раннефеодального (по другому мнению — ранне-рабовладельческого) государства и его религии — ислама, для превращения северного арабского диалекта, на котором был составлен Коран, в общеарабский язык. Именно тем, что эти процессы издавна назревали в рамках древнеарабского общества, объясняются быстрые темпы распространения ислама по всей Аравии, ликвидации племенных восстаний, охвативших Аравию после смерти Мухаммеда, а также последовавших за ними арабских завоеваний. Наличие значительных групп арабского населения в Сирии и Двуречье способствовало арабо-мусульманскому завоеванию этих стран и постепенной арабизации их населения. В дальнейшем арабизации подверглось также коренное население Египта, Северного Судана и стран Магриба.

Образование арабского народа, а затем арабизация других народов Западной Азии и Северной Африки, создание Арабского халифата и после его распада — ряда других арабских феодальных государств — все это не изменило «… общее соотношение между оседлостью одной части их и продолжающимся кочевничеством другой части» арабов, что было отмечено К. Марксом в письме к Ф. Энгельсу («Избр. письма», 1953, с. 73). Как в Аравии, так и в Сирии, Палестине, Иордании, Ираке, Египте, Судане, Барке, странах Магриба значительные массы продолжавшего кочевать населения (и незначительная часть оседлого) сохранили на протяжении 13 веков, вплоть до нашего времени, родоплеменную структуру и пережитки разлагающегося племенного строя. В основе племени лежала индивидуальная семья — аила. Несколько семей формировали большесемейную группу, объединяющую родственников до 5-го колена — ахл, бейт, аал, фахз, хамула и т. д. Несколько большесемейных групп составляли род — батн, фирка, ашира; несколько родов составляли племя — кабила, ашира, хайй; неск. племен образовывали союз — хилф, хайй, кабила. Неопределенность этой терминологии (одни и те же термины применяются к различным звеньям; меняется последовательность звеньев — то хайй или ашира делятся на кабилы; то кабила делится на хаййи или аширы; одна и та же реальная группировка считается то союзом племен, то племенем, то фракцией племени, то родом и т. д.) свидетельствует о крайней непрочности этой структуры и о частых ее изменениях. Кроме того, взаимоотношения внутри племен и между ними часто не ограничиваются указанными звеньями. Возникает ряд промежуточных звеньев как на низших, так и особенно на высших ступенях. В ряде случаев группы племен являлись политическими союзами, которые возглавлялись знатью сильнейшего племени; в других случаях речь идет о родстве, об этнических связях, но сама по себе группа не является политическим целым и распадается на автономные племена.

К концу 8 века арабские историки выработали ту генеалогию племен, к-рая до наших дней лежит в основе генеалогических представлений арабов. Достоверность этих представлений оспаривается современной наукой. Теоретически эта система соответствует генеалогии племенных эпонимов, причем для названия группы племен, племени или его части к слову «бану» — сыновья (в дальнейшем пишется сокращенно: «б.») — добавляется имя одного из мифических или реальных предков, или же названия животных (пережиток тотемизма). Согласно этой генеалогии, все арабские племена делятся на две основные группы: 1) южно-арабские, или йеменские, племена (б.-Кахтан); 2) северо-арабские племена (б.-Исмаил, или б.-Аднан, или б.-Маад, или б.-Низар). Это деление имеет этнический, а не географический характер, поскольку южные племена расселились задолго до ислама в Северной и Центральной Аравии, а также в Сирии и Двуречье. Южно-арабская группа делится на 2 группы племен: б.-Кахлан и б.-Химьяр; северо-арабская — на б.-Мудар и б.-Рабиа. К кахланитам относят племена: б.-Таи (существуют до наших дней; крупная фракция этого племени — б.-Шаммар кочует на Севере Ирака и Сирии); б.-Хамдан и б.-Мазхидж, сыгравшие большую роль в араб. завоевании Ирака; б.-Амиля, б.-Джузам, б.-Лахм, б.-Гассан, поселившиеся в Сирии до арабского завоевания; б.-Кинда, основавшие в 5 веке государство в Неджде; б.-Азд, состоящие из б.-Авс и б.-Хазрадж — племен, живших в 7 веке в Медине и сыгравших значительную роль в истории халифата как «ансары»(помощники) «пророка».

Химьяриты сыграли решающую роль в создании древней южно-арабской цивилизации и государственности. К этой же группе относят кудаитов (б.-Кудаа): племена б.-Бахра, б.-Танух, б.-Кельб, поселившиеся до ислама в Сирии, Палестине и Иордании, а также б.-Узра, б.-Джухейна и б.-Бали, поселившиеся в Северном Хиджазе. Вопрос о происхождении кудаитов спорен: иногда их относят к северным арабам, но сами кудаиты, заключившие в 7-8 веках союз с южными племенами, относят себя к потомкам Химьяра.

Мудариты, расселенные преимущественно в Западной и Центральной Аравии, делятся на 2 группы: б.-Кайс и б.-Хиндиф. К кайситам относят племена б.-Кайс, б.-Сулайм (последние переселились в 10-11 веках из округа Мекки в Египет, а затем в Нубию и Магриб), б.-Гатафан (состоявшие из абситов и зубьянов, ведших в 6 веке длительную междоусобную войну), а также федерацию племен б.-Амир ибн Сасаа, в которую входили: б.-Хилаль (совершившие вместе с сулаймами весь путь из Мекки в Северную Африку), б.-Килаб, б.-Кушайр, б.-Джада, б.-Укайль, б.-Аджлан, б.-Мурра и т. д. К хиндифитам относятся б.-Хузейль, б.-Тамим, б.-Кинана (к этому племени принадлежал род б.-Курейш, господствовавший в Арабском халифате).

Из наиболее крупных рабиитских племен известны б.-Асад, б.-Аназа, б.-Абд-аль-Кайс, б.-Бакр, б.-Таглиб и другие, расселенные преимущественно в Центральной и Восточной Аравии.

Героический эпос арабов — «Айям аль-араб», сложившийся еще в доисламскую эпоху, содержит известия о межплеменных войнах, но не является надежным источником по истории племен. Не является историческим памятником и более поздняя фантастическая «Повесть о бану-хилалях», хотя в основе ее лежит исторический факт вторжения б.-хилалей и б.-сулаймов в Северную Африку (11 век). Все арабские племена современного Магриба происходят либо от этих двух племен, либо от арабизированных берберских племен, возводящих свою генеалогию также к хилалям или сулаймам. Хадисы, а также устные сообщения, на основе которых была построена история арабских завоеваний 7 века, дают картину расселения арабских племен в эту эпоху и их участия в войнах ислама. В дальнейшем арабские племена почти исчезают из исторических хроник. Известия о них содержатся в трудах генеалогиста Ибн аль-Кальби (9 век), энциклопедиста ан-Нувейри (14 век), историка Ибн Хальдуна (14 — начало 15 веков), арабских географов. В основном племена упоминались в исторических трудах в связи с их участием в антиомейядских народных движениях 7-8 веков, в зинджей восстании (9 век), в движении карматов (конец 9 — начало 11 веков), а в более позднюю эпоху (17-19 века) — в связи с участием в антитурецких восстаниях и в движении ваххабитов. В хрониках отмечались также постоянные раздоры между феод. группами северно- и южноаравийского происхождения (кайси и келби) почти во всех странах, завоеванных арабами, вплоть до Пиренейского полуострова, на протяжении всех эпох, вплоть до 18 века.

В настоящее время основными арабскими племенами являются: в Северной и Центральной Аравии — харб, бали, атийа, джухайна, хувайтат, шарарат, аназа, шаммар, атайба, мутайр, аджман, халид, сухул, субаи, давасир, мурра, кахтан, дахран, йам; в Южной Аравии — зараник, хашид, бакил, захид, авамир, руашид, джанаба, харасис, карра, махра, йас, хаджир; в Ираке — шаммар, аназа, дафир, каб, мунтафик, хазаил, тайи, дулайм, лам, зубайд, абумухаммад; в Сирии — аназа, мували, хадидийин, фадл, акайдат; в Иордании — сахр, хувайтат; в Египте — тарабин, тайаха, джухайна, бали, мутайр, алайкат, маази, хараби; в Судане — кабабиш, кавахла, баккара; в странах Северной Африки — рийах, арад, атийа, амур, хувавида, талаба, макил. Как видно из этого перечня, изменились не только названия многих племен, но и карта их расселения. В то же время в результате распада племен и оседания кочевников многие арабы утратили прежние родоплеменные связи; и напротив, образование новых племенных союзов и включение пришлых элементов в состав племен вели к образованию новых племенных связей; таким образом, генеалогии племен еще дальше отошли от действительности. Развитие капитализма в арабских странах, оседание кочевников, превращение основных их массы в сельскохозяйственных и городских рабочих — все это наносит сокрушительный удар по пережиткам родоплеменного строя. На протяжении многих веков арабские народы были объединены общностью языка, культуры, психологии, общностью заселенного ими ареала, представляющего собой сплошной территориальный массив. Однако их сплочению в единый народ, как это было на территории Аравии в 7 веке (см. выше), препятствовали отсутствие политического и экономического единства, феодальная и племенная раздробленность, а с 19 века также колониальный раздел и порабощение. Вместе с развитием капитализма и национально-освободительной борьбы возникли общественные предпосылки для национальной консолидации арабов.

В. Б. Луцкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

Происхождение ислама. Хрестоматия, сост. E Беляев, ч. 1, М.-Л., 1931; Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн.: Переднеазиатский этнографич. сб., I, М., 1958; Крачковский И. Ю., Историч. роман в современной арабской лит-ре, Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956; Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, «СЭ», 1957, Nol; Медников Н. A., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам, (т. 1-4), СПБ, 1897-1903; Народы Передней Азии, М., 1957; Першиц А. И., Патриархально-феод. отношения у кочевников Сев. Аравии, в кн.: Переднеазиатский этнографич. сб., I, M., 1958; его же, Пережитки дуальной организации в родоплеменной структуре арабов, «СЭ», 1958, No 3; Закария, Васфи, Ашаир аш-Шам (Племена Сирии), Дамаск, (б. г.); Каххала, Умар, Муджам кабаиль аль-араб (Словарь араб. племен), Дамаск, 1949; Тахир Абд-аль-Джалиль, Аль-Баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в араб. странах), Каир, 1955; DeGoejeM. J., (Arabien). Völkerkunde, в кн.: Enzyklopaedie des Islam, Bd 1, Leiden — Lpz., 1913, S. 390-94; Smith W. R., Kinship and marriage in early Arabia, new ed., L., 1903.

Ислам и арабы

И, в общем-то, это неудивительно. Ведь примерно в начале седьмого века нашей эры человек, которого впоследствии все мусульмане будут называть пророком Мухаммедом, начал проповедовать религию ислам. На этой основе было создано государство Халифат.

Через 100 лет с момента основания оно уже раскинуло свои границы от берегов Испании до Юго-Западной Азии. Титульной, если выражаться современной терминологией, нацией этого государства была арабская. Арабский язык был государственным, а ислам был преимущественной религией.

Именно в результате таких политических и религиозных преобразований в Азии появились арабы. Но что интересно: именно арабская нация составляет большинство населения таких азиатских стран, где живут арабы, как:

  • Бахрейн.
  • Иордания и Ирак.
  • Йемен.
  • Катар и Объединённые Арабские Эмираты.
  • Сирия.
  • Ливан.
  • Йемен.

По-прежнему основная религия арабов — мусульманство. В Сирии, Египте и Ливии есть немалое количество сторонников христианской религии. Но ислам не единая религия. Её последователи делятся как минимум на два направления: на последователей исламской религии суннитского и шиитского толка.

Культура этой группы народов тоже довольно интересна для изучения. Можно сказать, что арабская культура — чуть ли не одна из самых древних в мире. Когда в Европе начали собирать Крестовые походы, первым делом пошли туда, где живут арабские народы. Они уже тогда были одними из развитых стран.

Но мир не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то микропереселения небольших народов и народностей. К тому же, по мнению многих авторитетных учёных, сейчас человечество переживает чуть ли не очередное Великое переселение народов. Так что, кто знает, возможно, через пару веков основным местом проживания арабов будет не Ближний Восток и Северная Африка, как это есть сейчас, а Австралия, Европа или Северная Америка. Кто знает, всё может произойти.

Где живут берберы

Говорят берберы как на своём национальном, берберском языке, так и на арабском, и на французском. Возникает вопрос: откуда берберы знают французский? Ответ прост: Алжир и часть Марокко до недавнего времени были колониальными владениями Франции, и в самой стране проживает более 1,2 млн представителей берберского народа. А сам берберский язык делится на множество диалектов, на которых говорят в разных частях света.

Немалое количество берберов живёт на Канарских островах (900 тыс.) и в Ливии (260 тыс.). Что самое удивительное, представители этого народа живут даже в Канаде. Около 10 тыс. берберов живёт на территории Соединённого Королевства.

Несмотря на родственность с арабами, берберы придерживаются другой культуры, которая в некоторых аспектах коренным образом отличается от арабской. Но есть и ряд сходств. Вообще, у берберов в почёте гостеприимство. А закон гостеприимства, как известно, главный закон Востока.

У этого народа другие представления о материальных ценностях, нежели у европейцев. Золото берберы считают дьявольским металлом, в отличие от серебра. Куда выше, чем золото, оцениваются верблюды. Да-да, верблюды. Они считаются признаком богатства и достатка в роду.

§ 1. Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности

Географические условия и население. В начале VII века, накануне появления ислама, Аравия представляла собой достаточно замкнутый и обособленный уголок мира. Если взглянуть на карту, то мы увидим, что Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: Красным морем с запада, Индийским океаном с юга и Персидским заливом с востока. И только к северу за безграничными песками пустынь Нефуд простирался Шам (современные Иордания, Сирия и Палестина), а рядом, между реками Тигр и Евфрат, лежала Месопотамия (современный Ирак). Климатические и географические условия жизни на этом полуострове достаточно суровы. Летом достигающая 50 градусов жара и яркий свет солнца выжигают все живое, но и зимой, когда жара спадает, резкий перепад дневных и ночных температур (от нуля до 30 градусов) не даёт развиваться растительности. Песчаные пустыни и каменистые плоскогорья создают суровый ландшафт, отсутствие дождей делает эти пространства засушливыми и неплодородными. Малочисленные оазисы, сформировавшиеся вокруг колодцев и источников на расстоянии сотен километров друг от друга, лишь изредка скрашивают эту безжизненную пустыню. Животный мир Аравии тоже беден. Звери нечасто появляются среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых нападают лисы, волки и гиены.

Для жителей Аравии верным спутником и надёжным другом был и остаётся верблюд — «корабль пустыни». Он является незаменимым средством передвижения в условиях жары, безводья и скудного подножного корма, поскольку может обходиться без питья до пяти суток и нести на своём горбу четверть тонны грузов, пробегая до 130 километров за сутки. Ни одно другое верховое животное не способно конкурировать в этом отношении с верблюдом. А ведь верблюда ранее использовали ещё и во время пахоты, и для подъёма воды из глубоких колодцев, он обеспечивал хозяев молоком, шерстью, кожей и мясом. Поскольку не каждый мог позволить себе зарезать ради мяса такого важного для жизни помощника, аравийские кочевники содержали большое поголовье овец и коз.

Несмотря на суровый климат и бедную растительность пустыни, на Аравийском полуострове издревле проживали арабы — гордый и гостеприимный народ. Арабы относятся к семитской семье и являются прямыми потомками Ибрахима (библ. Авраам). После того как стареющая жена патриарха Сара (библ. Сарра) родила ему мальчика Исхака (библ. Исаак), она потребовала отправить в Аравию его первенца — сына Исмаила, родившегося от Хаджар (библ. Агарь). Потомки Исмаила стали называться арабами. Словом «арабы» в древнесемитском языке обозначались народы, кочевавшие за реками на широких просторах пустыни. В течение многих веков арабы постепенно распространились по всей Аравии. Большинство из них стали кочевниками (по-арабски это звучит бадави, отсюда слово бедуин), но некоторые остались оседлыми и жили в оазисах и городах. Оседлые арабы создали крупную древнейеменскую цивилизацию на юге Аравийского полуострова. Государства Саба, Маин, Катабан и Хадрамаут, возникшие в конце II тысячелетия до н. э., обладали высокоразвитой культурой, сопоставимой с культурой древних египтян и ассирийцев, иудеев и персов. Древние йеменцы построили крупные города в руслах пересыхающих рек (вади), соорудили высокие плотины и огромные водохранилища, создали свой собственный пантеон богов, поклоняясь солнцу, луне и звёздам. Они научились вырезать надписи на больших известняковых плитах, используя древнее квадратное письмо, которое послужило прототипом эфиопского и армянского алфавитов. На севере Аравийского полуострова еще в первые века нашей эры были основаны арабские города-государства Пальмира и Набатея.

Однако подавляющее большинство арабов оставались бедуинами-кочевниками и занимались скотоводством и земледелием, перемещаясь по бескрайним просторам Аравийского полуострова. Лишь несколько десятков оазисов в центре полуострова превратились в небольшие поселения, где арабы жили оседло. Такими поселениями были Мекка, Ясриб, Таиф.

Социальная жизнь. Для араба главным жизненным окружением является племя. Арабы величают своё племя словом бану, что переводится как «сыновья»: основным принципом социальной организации в доисламской Аравии были кровнородственные отношения по мужской линии при коллективной собственности на землю и пастбища. Старейший и наиболее известный мужчина формировал начальное генеалогическое звено — эпоним, к которому относили себя все последующие поколения детей мужского пола, называя себя сыновьями такого-то. Например, Пророк Мухаммад происходил из племени бону хашим, то есть «сыновья Хашима». Постепенно племя разрасталось, в него входили не только родственники, но и те, кто по древней арабской традиции гостеприимства и вольнолюбия оказывались под защитой племени: приёмные дети, примкнувшие чужаки, отпущенные на свободу рабы и другие.

Во главе племени стояли вожди, которые занимали главенствующее положение не столько по происхождению, сколько благодаря личному авторитету, храбрости и богатству. Вокруг вождя собирались главы родов, которые составляли совет племени. Именно совет племени принимал наиболее важные решения: избирал вождя, начинал войну с соседями, распределял добычу и землю. Члены племени жили большими семьями и родами, во главе которых стояли старшие по возрасту. Они были гарантами безопасности и благополучия семьи. Никто не мог покуситься на жизнь или имущество семьи, не опасаясь мщения, ибо действовал принцип «все за одного». Если кого-нибудь из семьи убивали или ранили, то за пострадавшими было право выкупа: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, но иногда выкуп выплачивался скотиной, деньгами или продуктами при согласии пострадавших. Коллективная ответственность за каждого члена семьи была гарантией социального спокойствия внутри племени, поскольку наказание было неотвратимым. Самым страшным последствием проступка было изгнание из семьи и племени, ибо тогда человек оказывался беззащитным и любой мог его убить, ограбить и оскорбить. Основу семьи составляли мужчины, которые воевали, работали, торговали. Положение женщин было второстепенным, они обеспечивали продолжение рода, но не образовывали генеалогической линии. Женщины не имели прав на наследство, а в случае кончины мужа лишались возможности самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Обычно старший сын наследовал вдов своего отца вместе с его имуществом и брал их в жёны. В условиях суровой пустыни женщины становились обузой для рода. Именно по этой причине у некоторых племён даже существовал обычай закапывать в землю новорождённых девочек, чтобы они не были лишними ртами в голодное время года. Поскольку мужчины чаще погибали или умирали, существовало неограниченное многоженство.

Верования. Верования арабов были связаны с именами пророков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их монотеистической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, отвергая различные проявления язычества, были единицы, и они называли себя ханифами. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Главным местом скопления идолов была Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трёхсот идолов.

Согласно традиции, первым, кто распространил идолопоклонство среди потомков Исмаила, был вождь хузаитов по имени Амр бин Лухайй. Он был известен своей щедростью и набожностью, что помогло ему завоевать любовь и уважение соплеменников. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал приезжим десять тысяч одежд. Во время поездки в Шам он впервые познакомился с идолопоклонством и принял его за истину, потому что эта область была родиной многих пророков и местом ниспослания откровений. Вернувшись в Мекку, Амр привёз с собой идола, которого называли Хубал. Он установил его внутри Каабы и призвал своих соплеменников поклоняться ему. Жители города подчинились ему. Поскольку мекканцы считались хранителями Каабы и пользовались уважением среди остальных арабов, вскоре большинство арабских племён последовало их примеру.

Язычество настолько глубоко укоренилось в сознании арабов, что идолы были не только в каждом поселении, но и в каждом доме. Отправляясь в поездку, язычники брали с собой четыре камня, три из которых клали под котёл, а четвёртому поклонялись, кружась вокруг него. Для того чтобы ублажить своих богов, они выделяли им часть урожая и приносили им в жертву домашний скот. Язычники не считали своих идолов всемогущими, но верили, что идолы доводят их молитвы до верховного бога — Аллаха, который единолично правит миром.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Арабы верили, что духи способны вредить и помогать людям, открывать им тайное и сокровенное. Обычно духов вызывали прорицатели и колдуны, которые занимались магией и предсказаниями, помогали лечить больных и отыскивать потерянных животных. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.

Аравитяне имели определённые представления и о религиях соседних народов. Этому способствовали торговые связи, которые они налаживали с Сирией, Пальмирой, Хадрамаутом и другими областями. Некоторые арабские племена исповедовали христианство, большая община христиан проживала в Наджране. В Хиджазе было несколько иудейских поселений, а иудейские учёные пользовались доверием и уважением среди жителей Мекки и других городов. Несмотря на это, иудаизм и христианство не получили распространения среди арабов, а с приходом ислама подавляющее большинство арабских христиан и иудеев стали последователями пророка Мухаммада.

Соседи арабов. Аравия была объектом интереса многих соседних государств. Ещё древние египтяне открыли путь через Синайский полуостров в Южную Аравию и возили оттуда благовония и драгоценности. Легенды о богатой и счастливой Аравии передались римлянам и византийцам, которые мечтали покорить арабов. Но бедуины, бесстрашные воины и кочевники, надёжно охраняли границы пустыни, которая сама по себе была негостеприимна к чужакам: отсутствие воды и пищи, жара и пески не давали врагам возможности проникнуть вглубь. Походы римского полководца Элия Галла в I веке до н. э. и эфиопского правителя Абрахи в 570 г. показали тщетность попыток завоевать Аравию.

Так и жили арабы-кочевники изолированно от всего мира до середины VII века.

С севера с ними граничила Византийская империя, столица которой Константинополь (современный Стамбул) находилась далеко от Аравии. В византийской провинции Шам под властью греческих метрополий жили совместно семитские народы арамеи, евреи и северные арабы. Они занимались земледелием и скотоводством и платили огромные налоги городским правителям. Мощным орудием воздействия на византийских подданных служила христианская церковь, но христианство было лишь официальной религией, а представители семитских народов придерживались своих традиционных верований: иудаизма или язычества.

Население наиболее близкой к Аравии Месопотамии тоже было в основном семитским: потомки древних вавилонян смешались с арамеями и иудеями и тесно контактировали с северными арабами.

К востоку от Византии располагалось равное ему по площади Сасанидское государство, которое простиралось на территории современного Ирака и Ирана. Наследный правитель сасанидского государства шаханшах пользовался огромной поддержкой огнепоклонников — магов и жрецов зороастризма — официальной религии сасанидского Ирана.

За Красным морем существовала ещё одна сильная держава — христианская Эфиопия, которая в конце VI века завоевала Южную Аравию, но под давлением пришедших сюда иранцев эфиопы вернулись на африканский континент и перестали влиять на жизнь Аравии.

Византия и Иран сильно враждовали между собой, вели постоянные войны, которые приводили к упадку их экономической жизни, социальным неурядицам и кризисным ситуациям. Поэтому на рубеже VI–VII веков обе державы сильно ослабели и переживали кризис власти — первый предвестник поражения, одновременно погружаясь в пучину безнравственности и бездуховности. Господствовавшие в тот период религиозные учения не давали ответов на насущные вопросы и не были способны вдохновить их последователей на коренное изменение общественного порядка. Иудеи же, которым удалось сохранить значительную часть своего религиозного наследия, как правило, находились в зависимости от других народов. Они подвергались гонениям и притеснениям, не имея возможности существенным образом повлиять на ход истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

История Саудовской Аравии

Домусульманская Аравия

Арабский халифат (VII—XIII века)

Праведный халифат (632—661)

Омейядский халифат (661—750)

Аббасидский халифат (750—1258)

Османская Аравия (1517—1928)

Дирийский эмират (1744—1818)

Эмират Неджд (1818—1891)

Джебель-Шаммар (1830—1921)

Эмират Неджд и Хаса (1902—1921)

Объединение Саудовской Аравии

Королевство Хиджаз (1916—1921)

Эмират Асир (1910—1934)

Султанат Неджд (1921—1926)

Королевство Неджд и Хиджаз (1927—1932)

Королевство Саудовская Аравия (с 1932)

Короли Саудовской Аравии Портал «Саудовская Аравия»

Домусульманская Аравия — это период, охватывающий историю Аравийского полуострова до появления ислама и создания Арабского халифата в VII веке. В исламской теологии культура доисламского периода обозначается термином «джахилия».

Палеолит

См. также: Доисторический Ближний Восток

Доашельская индустрия Хадрамаута многослойной пещерной стоянки Аль-Гуза в Йемене, характеризуется инвентарём, характерным для олдувайских памятников. На основании геоморфологических, стратиграфических палеомагнитных данных из нижнего культуросодержащего горизонта Н можно сделать вывод, что заселение Южной Аравии человеком произошло ок. 1,65—1,35 млн лет назад. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало шествие по планете. На стоянке Homo erectus Саффаках, находящейся в центре Саудовской Аравии, археологи нашли ок. 8 тыс. артефактов, в том числе огромное число орудий труда, изготовленных из андезита. В Саудовской Аравии в пустыне Нефуд рядом с высохшими ложами палеоозёр найдены 46 нижнепалеолитических археологических объектов, содержащих каменные орудия и кости животных.

В среднем палеолите Аравийского полуострова ключевую роль играли индустрии афро-аравийского нубийского технокомплекса с характерными для нубийской леваллуазской технологии признаками. Её создателями были люди современного физического типа, мигрировавшие из Африки.

Данные люминесцентной хронологии указывают, что ранее Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya). Ранние мигранты перешли на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность.

Вторая фаланга среднего пальца руки человека возрастом 90 тыс. лет была обнаружена в местонахождении Таас-эль-Гадха (Taas al-Ghadha) недалеко от оазиса Тайма или Тема на северо-западе Саудовской Аравии. Трёхмерным сканирование подтвердило анатомическое соответствие пальца из пустыни Нефуд современному человеку, а не какому-либо другому гоминину.

С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

Примечания

  1. Амирханов Х. А. Каменный век Южной Аравии // РАН. Ин-т археологии. — М.: Наука, 2006. — 693 с. — Библиогр.: с. 589—597.
  2. Амирханов Х. А., Деревянко А. П. Разведки памятников каменного века в Дагестане в 2003 г. // Древности Кавказа и Ближнего Востока. — Махачкала: Эпоха, 2005. — С. 33-40.
  3. Цивилизации Древней Южной Аравии
  4. Аравийский полуостров признали первым плацдармом человеческой миграции
  5. Первые люди вымерли из-за лени, заявляют ученые
  6. 46 Prehistoric Sites with Paleolakes Discovered in «Green Arabia», August 1, 2017
  7. В Саудовской Аравии обнаружены палеолитические стоянки, 3 августа 2017
  8. Деревянко А. П. Средний палеолит Аравии // Археология, этнография и антропология Евразии. Том 44, № 4 (2016)
  9. Найдено новое подтверждение раннего выхода сапиенсов из Африки «южным путём» — Элементы — новости науки
  10. From the Trenches — New Evidence for Mankind’s Earliest Migrations — Archaeology Magazine Archive
  11. Does this finger prove our ancestors left Africa earlier than believed? 90,000-year-old human bone discovered in Saudi Arabia, 2016
  12. Исход человека из Африки опять отодвинули, 2018
  13. Егер О. Всемирная история (том первый. Древний мир)
  14. Восточное Средиземноморье и Аравия
  15. Южноаравийские государства в древности
  16. Аравия в III—I веках до н. э.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *