Религиозная война в Германии

Религия и государство, роль религии в политике

Германия / Религия и государство, роль религии в политике

По данным опросов 2005 годов, в Германии численность католиков составляет 26,9 миллиона человек (около 33 % населения), которые проживают преимущественно в южных областях страны. 5 северных областях в основном живут лютеране, прихожане Новой Евангелической церкви Германии. Действуют также автономные протестантские церкви — Объединённая евангелически-лютеранская церковь Германии и Союз евангелических церквей. Численность протестантов всех церквей составляет 27 миллионов человек (около 33 % населения). В послевоенное время численность прихожан в протестантских общинах падает, в то время как численность католиков немного увеличилась.

Миграционные потоки и переселение в Германию политических беженцев превратили мусульманскую общину в третью по численности религиозную группу в стране (насчитывает 3,3 миллионов человек, или около 4 % населения). Более 90 % мусульман — турки, которые придерживаются суннитского толка ислама (также есть алавиты, шииты-двенадцатеричники, представители ахмадийя). В землях Германии действует около 2,5 тысячи мечетей.

Часть еврейского населения Германии, численность которого составляет 200 тысяч человек, исповедует иудаизм. Действуют синагоги, культурные центры, система религиозного образования.

Из восточных религий распространён буддизм. По данным Союза немецких буддистов, в Германии проживает около четверти миллиона активных приверженцев этого учения (иммигранты из стран Юго-Восточной Азии составляют около 50 %).

Дискриминация по религиозному признаку в Германии законодательно запрещается. Государство и признанные религиозные общины сотрудничают в социальной сфере. Среди признанных религиозных меньшинств можно отметить мормонов, адвентистов седьмого дня, методистов и баптистов. Различные секты (свидетели Иеговы, муниты, сайентологи) во многих землях не являются официально признанными в качестве религиозных сообществ (корпораций), однако активно борются за предоставление им такого статуса (в частности, свидетели Иеговы добились этого в Берлине).

ФРГ является светским государством, в котором реализуется принцип разделения религиозной и политической жизни общества. В целом для Германии не характерно серьёзное влияние религии на политический процесс: так, около 20 % населения называют себя атеистами. Вместе с тем одна из наиболее популярных партий страны — Христианско-демократический союз — не отказывается в своём названии от указания на религию, как сделали аналогичные партии в некоторых других странах Европы, например, в Австрии, где христианские социалисты в 1945 году изменили своё название («Австрийская народная партия»). Вступая в должность, канцлер Ангела Меркель подчеркнула необходимость учитывать христианские религиозные традиции страны.

← | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →

Христианство

Основная статья: Христианство в Германии

Германия была обращена в христианство во времена франков. Крестителем Германии считается святой Бонифаций, бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших её (главной из которых была Тридцатилетняя война 1618—1648 гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Вестфальском мирном договоре 1648 г., стал принцип cujus regio, ejus religio, то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.

Большинство немцев — христиане, составляющие 64 % населения страны.

Показатель 2007 2008 2009
Число католиков (млн) 25,461 ▼ 25,17 ▼ 24,9
Число протестантов (млн) 24,832 ▼ 24,42 ▼ 24,1
Число православных (млн) 1,49 ▼ 1,3

Католицизм

  • Римско-католическая церковь в Германии насчитывает 25 461 000 прихожан, или 30,97 % населения страны (2007 год). Существуют 27 епархий (Лимбург, Трир, Шпайер, Гамбург, Эссен, Мюнстер), объединёнными в Конференцию католических епископов Германии (Deutsche Bischofskonferenz), самым влиятельным считается Кельнское архиепископство.
    • Апостольский экзархат Германии и Скандинавии византийского обряда
  • Действует также Старокатолическая церковь Германии (Alt-Katholische Kirche in Deutschland) образующая одну епархию.

Протестантизм

  • Лютеранство и кальвинизм представлены:
    • Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland) насчитывает 24 832 000 прихожан, или 30,2 % населения страны (2007 год). Объединяет 22 лютеранские и реформатские региональные церкви Германии.
    • Независимая евангелическая лютеранская церковь (Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche) объединяет около 36 000 прихожан.
    • Союз евангелическо-реформатских церквей Германии (Bund Evangelisch-reformierter Kirchen Deutschlands) объединяет 3 кальвинистские общины, ассоциированный член ЕЦГ
    • Евангелическо-старореформатская церковь Нижней Саксонии (Evangelisch-altreformierte Kirche in Niedersachsen) объединяет 14 кальвинистских общин
    • Евангелическо-лютеранская свободная церковь (Evangelisch-Lutherische Freikirche) объединяет 16 общин
  • Гернгутеры представлены Континентально-европейской провинцией (Europäisch-Festländische Provinz der Brüderunität), приходы которой являются ассоциированным членом ЕЦГ, общины в Берлине, Гамбурге, Саксонии-Анхальт (Барби), Саксонии (Дрездене, Баутцене, Ниски, Цвиккау и Гернгуте), Тюрингии (Эберсдорфе и Нессе-Апфельштедте), Нижней Саксонии (Ринге) Билефельде, Дюссельдорфе, Гессене (Франкфурте-на-Майне), Рейнланд-Пфальце (Нойвиде), Баден-Вюртемберге (Бадд-Болле и Кёнигсфельде)
  • Меннониты представлены Рабочим содружество меннонитских общин Германии (Arbeitsgemeinschaft Mennonitischer Gemeinden in Deutschland), состоит из Объединения немецких меннонитских общин (Vereinigung der Deutschen Mennonitengemeinden) (общины в Берлине, Билефельде, Бремене, Эмдене, Гёттингене, Фридрихсштадте (Шлезвиг-Гольштейн), Гёттингене, Гамбурге, Любеке, Нойвиде, Нордене, Леере, Крефельде, Ганновере, Гронау), Рабочего содружества Юго-западно-немецких меннонитских общин (Arbeitsgemeinschaft Südwestdeutscher Mennonitengemeinden) (общины в Франкфурте, Кайзерслаутерне, Людвигсхафене, Вормсе, Цвайбрюккене, Энкенбахе, Эпштайне, Летвайлере, Лимбургерхофе, Монсхайме, Оберзюльцен, Зембахе, Фридельсхайме, Вайерхофе (все в Рейнланд-Пфальце)) и Федерации немецких меннонитских общин (Verband deutscher Mennonitengemeinden) (общины в Карлсруе, Штутгарте, Гейдельберге, Бакнанге, Бад-Фридрихсхалле, Дусслингене, Месскирхе, Мёкмуле, Овингене, Зинсхайме (Баден-Вюртемберг), Аугсбурге, Ингольштадте, Вюрцбурге, Регенсбурге, Нюрнберге, Мюнхене, Ландау, Бад-Кёнигсхофене, Дойчхофе, Швандорфе (Бавария), Бранхвайлерхофе (Рейнланд-Пфальц))
  • Методисты представлены Евангелическо-методистской церковью (Evangelisch-methodistische Kirche)
  • Баптизм представлен:
    • Союз евангелическо-свободноцерковных общин (Bund Evangelisch-Freikirchlicher Gemeinden), создан в 1942 году, кроме баптистов включает в себя часть пятидесятников и плимутских братьев.
    • Союз общин евангельских христиан-баптистов Германии (Vereinigung der Evangeliums-Christen-Baptisten-Gemeinden in Deutschland), объединяет преимущественно евангельских христиан и баптистов-репатриантов из постсоветского пространства
    • Международная баптистская конвенция (International Baptist Convention) выросла в 1950-х гг. из приходов созданных для американских солдат
  • Адвентисты представлены Северно-Германской (основана в 1909 году, конференции: Берлинско-Бранденбургская (основана в 1909), Центрально-немецкая (основана в 1919 году), Ганзейская (основана в 1900 году), Нижне-Саксонская (основана в 1902 году), Северно-Рейн-Вестфальская (основана в 1989 году)) и Южно-Германской униями (основана в 1912, конференции: Баденско-Вюртембергская (основана в 1912 году), Центрально-Рейнская (основана в 1920 году), Северно-Баваская (основана в 1934 году) и Южно-Баварская (основана в 1902 году)) Интер-европейского дивизиона Церкви Адвентистов седьмого дня
  • Пятидесятники представлены Союзом свободно-церковных пятидесятнических общин (Bund Freikirchlicher Pfingstgemeinden), входящим в Ассамблеи Бога, основанным в 1954 году как Рабочее сообщество христианских общин Германии (Arbeitsgemeinschaft der Christengemeinden in Deutschland) (первые пятидесятнические общины в Германии возникли в 1906—1908 гг.), современное название носит с 1982 года, и Общиной Бога Германии (Gemeinde Gottes in Deutschland), основанной в 1936 году

Православие

Основная статья: Православие в Германии

Православные составляют в стране 1,14 % населения. В 2009 году численность православных составляла 1,3 млн человек (по сравнению с 2008 годом их число сократилось на 190 тыс. человек).

  • Германская митрополия Константинопольской православной церкви (Griechisch-orthodoxe Metropolie von Deutschland, Ιερά Μητρόπολη Γερμανίας)
  • Архиепархия Германии и Центральной Европы Антиохийской православной церкви
  • Румынская православная митрополия Германии, Центральной и Северной Европы (Rumänische Orthodoxe Metropolie für Deutschland, Zentral- und Nordeuropa, Mitropolia Ortodoxă Română a Germaniei, Europei Centrale şi de Nord)
  • Берлинская и Германская епархия РПЦЗ (Russische Orthodoxe Diözese des orthodoxen Bischofs von Berlin und Deutschland), приходы в Баварии (Амберге, Аугсбурге, Бад-Киссингене, Гаутинге, Эрлангене, Эттрингене, Ингольштадте, Ландсхуте, Мюнхене, Нюрнберге, Регенсбурге, Штраубинге), Баден-Вюртемберге (Баден-Бадене, Манхейме, Штутгарте), Саарланде (Саарбрюккене) Рейнланд-Пфальце (Бад-Эмсе), Гессене (Бад-Хомбурге, Бад-Наухейме, Дармштадте, Франкфурте-на-Майне, Касселе, Висбадене), Северном Рейне-Вестфалии (Билефельде, Бохуме, Дюссельдорфе, Кёльне, Мюнстере), Бремене, Нижней Саксонии (Ганновере, Клоппенбурге, Ольденбурге, Зальцгиттере), Берлине, Гамбурге, Шлезвиг-Гольштейне (Любеке)
  • Германское благочиние Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе Константинопольской православной церкви (Exarchat der orthodoxen Gemeinden russischer Tradition in Westeuropa), в 2018 году упразднена, большей частью приходов данное решение фактически не признано, приходы в Штутгарте, Альбштадте, Балингене (Баден-Вюртемберг), Крумбахе (Бавария), богослужение в первом ведётся на немецком и церковно-славянском языках, в остальных — на немецком.
  • Берлинская и Германская епархия Русской православной церкви (Berliner Diözese der Russischen Orthodoxen Kirche)
  • Западно- и Среднеевропейская епархия Болгарской православной церкви (Bulgarisch-orthodoxe Diözese von West- und Mitteleuropa, Българска източноправославна епархия в Западна и Средна Европа)
  • Европейская митрополия Македонской православной церкви
  • Австрийская и германская епархия Грузинской православной церкви (ავსტრიისა და გერმანიის ეპარქია)
  • Франкфуртская и всей Германии епархия (Eparchie von Frankfurt und ganz Deutschland, Епархија франкфуртска и све Њемачке)

Центральная мечеть Кёльна

Монофизитство

  • Германская епархия ААЦ (Diözese der Armenischen Kirche in Deutschland, Գերմանիայի հայոց թեմ)
  • Патриарший викариат Германии Сиро-Яковитской православной церкви

Прочие направление христианства

  • Свидетели Иеговы составляют в Германии около 164 тыс. человек (0,2 % населения).
  • Мормоны представлены «колами» (аналогами благочиний) Берлина (самый первый кол, основан в 1961 году), Бремена, Дортмунда, Дрездена, Дюссельдорфа, Франкфурта-на-Майне, Гамбурга (основан в 1961 году), Ганновера, Хайдельберга, Лейпцига, Мюнхена, Ноймюнстера, Нюрнберга, Штутгарта (основан в 1861 году), дистриктами Нойбранденбург, Эрфурт и Ольденбург региона Европа.

> Ислам Основная статья: Ислам в Германии

Часть верующих составляют мусульмане — около 3,5 млн, или 4 % населения страны (2010 год, Reutlinger general Anzeiger).

Религиозная война в Германии

Поиск Лекций

⇐ Предыдущая12

В 1530 г. Карл V, после девятилетнего отсутствия, приехал в Германию, назначив собрание имперского сейма в Аугсбурге. На этом сейме требование покорности встретило отказ, мотивированный тем, что в делах совести не имеет силы никакое императорское поведение. Вследствие желания императора иметь письменное изложение мнений членов сейма по религиозному вопросу, составлена была «апология», главной целью которой было оправдать евангелическое учение от обвинения в ереси. Документ этот, получивший название аугсбургского исповедания, был подписан всеми лютеранскими князьями и представителями двух имперских городов. В конце концов, Карл V предложил сейму отсрочить дело до весны следующего года, с тем, что к назначенному сроку князья должны воссоединиться с католической церковью, под страхом насильственного подавления ереси. Правда, при этом был обещан вселенский собор, который и должен был окончательно разрешить все споры.

Протестантские чины (в том числе лютеранские и цвинглианские города) протестовали против такого решения, и ответом их на угрозы императора и католиков было заключение ими в самом конце 1530 и начале 1531 г. шмалькальденского союза. До междоусобия, однако, дело не дошло; в 1532г. в Нюрнберге состоялось соглашение, в силу которого князья и города, принявшие уже аугсбургское (отнюдь не цвинглианское) исповедание, оставались при нем, но отказывались от защиты его последователей в других землях; такое положение дел должно было продолжаться до решения религиозных споров собором или, по крайней мере, имперским сеймом. Карл V опять был отвлечен от внутренних дел Германии своей сложной международной политикой.

Огражденная нюрнбергским трактатом, реформация могла спокойно утверждаться и даже распространяться на новые земли, хотя по смыслу соглашения 1532 г. должен был поддерживаться status quo ante. В 1534 г. введена была реформация в Вюртемберге, куда возвратился изгнанный оттуда раньше герцог Ульрих.

В 1538 г. главные католические князья, с королем Фердинандом во главе, заключили между собой союз в Нюрнберге.

В 1539 г. реформация сделала новые важные приобретения. Когда умер саксонский герцог Георг, его преемник Генрих, поддерживаемый шмалькальденским союзом, ввел реформацию и в альбертинской Саксонии, при содействии светских сословий ландтага. Иоахим II, курфюрст бранденбургский, уступая народному желанию, также ввел у себя лютеранство, хотя и с некоторыми особенностями.

В 1542 г. шмалькальденский союз напал на герцога брауншвейгского и заставил его бежать из его владений, в которых курфюрст саксонский и Филипп Гессенский ввели протестантизм. Лютеранская пропаганда действовала успешно и в католических землях, приобретая множество последователей.

Все это тревожило Карла V, занятого тогда войной с Францией и турками. Особенно сильно на него подействовало то, что один из духовных курфюрстов, Герман фон-Вид, архиепископ кельнский, также задумал ввести в своих владениях реформацию. Три курфюршества из семи (Саксония, Бранденбург и Пфальц) были уже протестантскими: присоединение к реформации четвертого курфюршества дало бы протестантам большинство в курфюршеской коллегии. Это грозило интересам Габсбургской династии, за которой Карл V стремился укрепить Германию. Он поспешил заключить мир с Франциском I (1544), на весьма умеренных условиях, несмотря на военные успехи, и оба государя решили общими силами противиться дальнейшему распространению ереси. В 1545 г., при посредстве Франции, был заключен Карлом мир и с турками.

Первым результатом нового мира было подавление кельнской реформации.

В 1545 г., по настоянию Карла V, папа Павел III созвал собор в Триенте, но протестанты отказались в нем участвовать.

В 1546 г., в год смерти Лютера, началась война между императором и шмалькальденским союзом (Шмалькальденская война), окончившаяся поражением и пленом курфюрста саксонского и ландграфа гессенского. Это была победа иностранного государя, завоевание Германии иноземным войском. Хотя в начале войны Карл V и объявлял, что ведет ее только против политических мятежников, он задумал потребовать от Германии подчинения его воле и в религиозном вопросе. Таков был смысл «аугсбургского интерима» 1548 г. На севере интерим встретил отпор, особенно в Магдебурге; из протестантских князей его обнародовали лишь очень немногие, да и те не встретили повиновения со стороны подданных. У князей нашлись и союзники.

Папа боялся усиления императорской власти, утверждения Карла V в Италии и его планов насчет собора. Франция была также в числе врагов Карла V: новый французский король Генрих II продолжал политику своего отца. Изменивший шмалькальденцам герцог саксонский Мориц был недоволен Карлом V за неисполнение обещаний и чувствовал себя крайне неловко, так как все называли его изменником. В чувстве негодования на императора нация была солидарна с князьями. К союзу немецких протестантов примкнули Франция, давшая денежные субсидии за право занять, хоть и в ленной зависимости от империи, города, где говорили не по-немецки — Камбрэ, Мец, Туль и Верден (1551).

В 1552 г. князья обнародовали манифест, объявляя, что они берутся за оружие для освобождения Германии от скотского рабства. Быстрое движение Морица на Тироль, где находился не ожидавший нападения император, заставило его искать спасение в бегстве. Пассаусским соглашением было постановлено (1552), что имперские чины, держащиеся аугсбургского исповедания, будут пользоваться свободой до восстановления религиозного единства Германии вселенским или национальным собором, совещанием богословов или сеймом.

В 1555 г. был заключен аугсбургский религиозный мир, прекративший религиозную борьбу в Германии и санкционировавший все главные приобретения князей за реформационный период. Наиболее существенные постановления этого мира были следующие. Князья и вольные города, державшиеся аугсбургского исповедания, ограждались от притеснения за веру, но цвинглианцы и кальвинисты (сильно уже распространившиеся в то время) исключались из этого правила. Далее провозглашался принцип «cujus regio, ejus religio», в силу которого подданные должны были следовать вере своего правительства; в пользу протестантских подданных в духовных княжествах сделана была, впрочем, оговорка. Другой оговоркой (reservatio ecclesiastica) постановлялось, что если бы епископ задумал перейти в протестантизм, то ему нельзя было секуляризировать свой лен. Обе эти оговорки не были, однако, утверждены формально.

В идеологической подготовке общественного подъема эпохи Реформации важное место принадлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития новой идеологии. Уже около середины XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких университетов, к которым примыкали литераторы, проповедники, странствующие поэты и другие образованные люди из разнообразных слоев населения, возникали кружки для изучения произведений античных авторов по примеру итальянских гуманистов эти кружки вступали в борьбу с церковно-богословским и схоластическим направлением, господствовавшим в университетском преподавании. Новое направление мысли отстаивало самОстоятельный характер опытных наук по отношению к богословию. В своих литературных произведениях более радикальные немецкие «гуманисты, пропагандируя научное обозрение и борьбу со схоластикой, затрагивали не только абстрактные вопросы религии, философии и морали, но и вопросы, волновавшие широкие оппозиционные круги, а именно: о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии и др. В произведениях гуманистической литературы конца XV и начала XVI в. немало—обличительных страниц, насыщенных яркими примерами, почерпнутыми из образцов народного творчества, из фольклора, получившего в этих произведениях особое звучание. . Пропаганду научных знаний, высоких моральных качеств и положительного отношения к радостям земной жизни, проникнутых национальными мотивами обличения невежества и грубости богословов, монахов и церковников, мы находим уже у немецких гуманистов второй половины XV в.-у Рудольфа А—рколы (1444-1485), у Якова Вимпфелинт (1450-1526), у поэта—гуманиста Конрада Цельтиса лирические стихи которого проникнуты жизнерадостным мироощущением, прославлением человеческой природы, свободы человеческого духа и достижений культуры. Замечательным произведением гуманистической литературы конца XV в. явился изданный в 1494 г . на немецком языке «Корабль дураков» («Das Narrenschiff»). Эта сатира, написанная и иллюстрированная профессором Базельского университета Себастьяном Брантом (1457-1521), построена в виде повествования о шумной толпе дураков, устремляющихся на корабль с целью отправиться в страну глупости Наррагонию. В этой толпе собраны представители разных слоев германского общества – глупцы, создающие таким образом общую картину глупой жизни и порочного быта того времени. Сатира Бранта содержала также нападки на рыцарей и знатных господ, которые кичатся «благородством» своего происхождения, не обладая ни доблестью, ни подлинным благородством души.

Вскоре после «Корабля дураков» Бранта появилась сатирическая поэма «Рейнеке-Лис», отражающая распространенные в народе протест и возмущение актами феодального произвола, политическими неурядицами и господством грубой силы, характерными для политической обстановки в Германии. Замечательный гуманист, профессор поэзии Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472-1518), избрал жанр «фацетий» – коротких новелл, насыщенных фольклорным материалом и остро обличительных по своему содержанию, в которых высмеивал нравы духовенства, схоластику и самую церковную догматику. Среди фацетий Бебеля имеются и такие, которые навеяны мотивами антифеодальной борьбы. В одной из них волк уверяет крестьян, которые его преследуют за хищение овец из их стад, что его преступления ничто по сравнению с хищническими действиями феодалов и князей, отнимающих у крестьян не только плоды их полей и стад, не только их добро, нажитое тяжелым трудом, но и их жен и дочерей и даже жизнь.

В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн назван– Рейхлин, ные «двумя очами Германии».

Эразм Роттердамский (1466-1536) – выходец из Голландии, свои юные годы провел в монастыре, который ему удалось покинуть лишь в 1493 г . Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и разных городах Германии, Эразм с большим увлечением изучал произведения итальянских гуманистов и античную литературу. Эразм Роттердамский сам себя называл «гражданином Вселенной». Однако в своей литературной деятельности он был теснейшим образом связан с немецкими гуманистами. В его творчестве нашли выражение характерные особенности немецкого гуманизма, идеологии прогрессивных слоев немецких городов.

Уже в ранних произведениях Эразма, в данной им трактовке идеи свободы воли, в стимулировании волевой активности человека во всех сферах жизни, получила свое особое выражение направленность гуманистической мысли против теологического фатализма, подчеркивалась роль человека, его разума и целенаправленной воли в формировании собственного характера его индивидуальности в процессе движения к высшему нравственному совершенству. Принципы которого противопоставлялись порабощающей человеческий дух идеологии средневекового католицизма. В сатирической литературе XVI в. выдающееся место занимает произведение Эразма «Похвальное слово Глупости», опубликованное в 1509 г . В этой и в другой сатире «Домашние беседы», законченной в 1518 г ., Эразм тонкой иронией и остроумной, не всегда сразу уловимой насмешкой вскрывал недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость, пустой формализм, бессмысленную догматику и прежде всего глупость – отсутствие всякого разумного начала.

В сатире Эразма больше всего достается схоластической «науке», богословам и монахам. В несколько более сдержанном тоне он говорит о пороках высшего католического клира – епископов, кардиналов и пап. В разных произведениях Эразма, написанных до выступления Лютера, указывается и на пороки социальных и политических порядков современного ему общества, на бедственное и беспомощное положение широких слоев народа, на политический произвол и тиранию королей, князей и феодалов. Резкой критике Эразма подвергались войны его времени, которые велись в интересах правителей и военных клик, а народам приносили только огромные бедствия. Но Эразм видел причины всех общественных пороков лишь в отсутствии правителей, способных организовать государство на разумной и справедливой основе.

Высмеивая внешнюю обрядовую сторону католической церкви, феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений, Эразм объективно отстаивал основы зародившихся буржуазных отношений, но вместе с тем он отражал и характерную для его времени незрелость оппозиционной мысли. При всем радикализме своей сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию рационалистической основы и решительно высказывался против всякого реформационного переворота.

Другой крупный деятель гуманистической культуры в Германии Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанавливает связь божественного с человеческим и тем самым признает положительное значение земной жизни и находит божественное в самом человеке. У Рейхлина «христианская идея» расплывалась в широкое понятие человеческой культуры у разных народов и в разное время. Такое широкое понимание христианства не имело, по существу, ничего общего с католической догматикой. В соответствии с этим Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церковной догматической традиции.

Подобно Эразму Роттердамскому, Рейхлин старался избежать конфликтов с католической церковью. До конца своих дней он оставался противником реформации. Однако его борьба с обскурантами – с реакционными католическими богословами – не ограничивалась областью абстрактной полемики. Уже на исходе первого десятилетия XVI в. Рейхлину «пришлось вступить в открытую борьбу с самым реакционным воинственным отрядом «обскурантов» – с кельнскими теологами. На сторону Рейхлина стали все передовые умственные силы тогдашней Германии и прежде всего радикальные кружки молодых гуманистов, объявивших себя «рейхлинистами». Самый предмет борьбы был назван «делом Рейхлина». Начало «дела Рейхлина» относится к 1509 г ., когда кельнские теологи стали добиваться уничтожения еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враждебными христианству. Запрошенный по этому делу в качестве эксперта Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврейских книг, часть которых он считал ценными источниками по изучению христианства. Этот спор вылился в страстную принципиальную борьбу по вопросу о возможности или невозможности критической трактовки религиозных догматов.

Наиболее решительную позицию в «деле Рейхлина» занял кружок радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый Муцианом Руфом из Готы. Членами этого кружка были такие видные гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан и Эобан Гесс. В 1515 г . кружок выпустил остроумно и талантливо составленную сатиру «Письма темных людей», разоблачавшую невежество и нравственное разложение кельнских теологов и их собратьев, высмеивавшую их бесконечные схоластические споры по пустякам, их «кухонную» латынь и т. д. Одним из авторов анонимно выпущенных «Писем» был самый выдающийся член эрфуртского кружка Ульрих фон Гуттен (1488-1523).

Гуттен родился в семье рыцаря. Отданный в монастырь, Гуттен шестнадцати лет от роду бежал оттуда и, отвергнутый отцом, избрал себе полную лишений жизнь странствующего поэта. Уже ранние произведения отражают его глубокую преданность гуманистическим идеалам и резко отрицательное отношение к господствующим слоям тогдашней Германии.

В 1513 г ., после посещения Италии, Гуттен начал литературную борьбу против Рима, публикуя эпиграммы на папу Юлия II, в которых изобличал безнравственный образ жизни папы и высмеивал индульгенции. Гуттен привез из Италии и опубликовал в Германии сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы «О ложном и вымышленном дарении Константина» – разоблачение фальшивки, якобы выданной папе римским императором IV в. Константином, на которую опирались папы в своих притязаниях на подчинение им светской власти. Это произведение итальянского гуманиста рассматривалось Гуттеном как важное орудие в политической борьбе против папского Рима.

В действительности политическая программа Гуттена не могла стать популярной среди более или менее широких слоев немецкого народа. В отличие от большинства гуманистов, выражавших настроения отдельных прослоек городской оппозиции, Гуттен был связан с низшим, разоренным дворянством, с той его частью, которая, по словам Энгельса, быстрыми шагами шла к своей гибели и видела свое спасение в восстановлении старой империи— Идеологи рыцарства— становление империи приведет также и восстановлению былой политической роли этого социального слоя. Этот политический идеал рыцарства несомненно был реакционным. Однако Гуттен, поддерживая военные планы рыцарства, связывал их с победой патриотического движения в Германии над папским Римом и его агентурой и видел залог этой победы в том, что успехи пропаганды гуманистических

риальному освобождению внутренних сил страны от римского влияния.

Ульрих фон Гуттен представляется нам, таким образом, глубоко противоречивой натурой. Мы наблюдаем у него сочетание реакционных политических планов с энергичной поддержкой умственного движения Германии. Впоследствии Гуттен стал яркой фигурой среди борцов за Реформацию. Говоря о Гуттене и Зиккингене как о «дворянских представителях революции», Маркс писал, что «они в своем воображении были революционерами».

В 1530 г. Карл V, после девятилетнего отсутствия, приехал в Германию, назначив собрание имперского сейма в Аугсбурге. На этом сейме требование покорности встретило отказ, мотивированный тем, что в делах совести не имеет силы никакое императорское поведение. Вследствие желания императора иметь письменное изложение мнений членов сейма по религиозному вопросу, составлена была «апология», главной целью которой было оправдать евангелическое учение от обвинения в ереси. Документ этот, получивший название аугсбургского исповедания, был подписан всеми лютеранскими князьями и представителями двух имперских городов. В конце концов, Карл V предложил сейму отсрочить дело до весны следующего года, с тем, что к назначенному сроку князья должны воссоединиться с католической церковью, под страхом насильственного подавления ереси. Правда, при этом был обещан вселенский собор, который и должен был окончательно разрешить все споры.

Протестантские чины (в том числе лютеранские и цвинглианские города) протестовали против такого решения, и ответом их на угрозы императора и католиков было заключение ими в самом конце 1530 и начале 1531 г. шмалькальденского союза. До междоусобия, однако, дело не дошло; в 1532 г. в Нюрнберге состоялось соглашение, в силу которого князья и города, принявшие уже аугсбургское (отнюдь не цвинглианское) исповедание, оставались при нем, но отказывались от защиты его последователей в других землях; такое положение дел должно было продолжаться до решения религиозных споров собором или, по крайней мере, имперским сеймом. Карл V опять был отвлечен от внутренних дел Германии своей сложной международной политикой.

Огражденная нюрнбергским трактатом, реформация могла спокойно утверждаться и даже распространяться на новые земли, хотя по смыслу соглашения 1532 г. должен был поддерживаться status quo ante. В 1534 г. введена была реформация в Вюртемберге, куда возвратился изгнанный оттуда раньше герцог Ульрих.

В 1538 г. главные католические князья, с королем Фердинандом во главе, заключили между собой союз в Нюрнберге.

В 1539 г. реформация сделала новые важные приобретения. Когда умер саксонский герцог Георг, его преемник Генрих, поддерживаемый шмалькальденским союзом, ввел реформацию и в альбертинской Саксонии, при содействии светских сословий ландтага. Иоахим II, курфюрст бранденбургский, уступая народному желанию, также ввел у себя лютеранство, хотя и с некоторыми особенностями.

В 1542 г. шмалькальденский союз напал на герцога брауншвейгского и заставил его бежать из его владений, в которых курфюрст саксонский и Филипп Гессенский ввели протестантизм. Лютеранская пропаганда действовала успешно и в католических землях, приобретая множество последователей.

Все это тревожило Карла V, занятого тогда войной с Францией и турками. Особенно сильно на него подействовало то, что один из духовных курфюрстов, Герман фон-Вид, архиепископ кельнский, также задумал ввести в своих владениях реформацию. Три курфюршества из семи (Саксония, Бранденбург и Пфальц) были уже протестантскими: присоединение к реформации четвертого курфюршества дало бы протестантам большинство в курфюршеской коллегии. Это грозило интересам Габсбургской династии, за которой Карл V стремился укрепить Германию. Он поспешил заключить мир с Франциском I (1544), на весьма умеренных условиях, несмотря на военные успехи, и оба государя решили общими силами противиться дальнейшему распространению ереси. В 1545 г., при посредстве Франции, был заключен Карлом мир и с турками.

Первым результатом нового мира было подавление кельнской реформации.

В 1545 г., по настоянию Карла V, папа Павел III созвал собор в Триенте, но протестанты отказались в нем участвовать.

В 1546 г., в год смерти Лютера, началась война между императором и шмалькальденским союзом (Шмалькальденская война), окончившаяся поражением и пленом курфюрста саксонского и ландграфа гессенского. Это была победа иностранного государя, завоевание Германии иноземным войском. Хотя в начале войны Карл V и объявлял, что ведет ее только против политических мятежников, он задумал потребовать от Германии подчинения его воле и в религиозном вопросе. Таков был смысл «аугсбургского интерима» 1548 г. На севере интерим встретил отпор, особенно в Магдебурге; из протестантских князей его обнародовали лишь очень немногие, да и те не встретили повиновения со стороны подданных. У князей нашлись и союзники.

Папа боялся усиления императорской власти, утверждения Карла V в Италии и его планов насчет собора. Франция была также в числе врагов Карла V: новый французский король Генрих II продолжал политику своего отца. Изменивший шмалькальденцам герцог саксонский Мориц был недоволен Карлом V за неисполнение обещаний и чувствовал себя крайне неловко, так как все называли его изменником. В чувстве негодования на императора нация была солидарна с князьями. К союзу немецких протестантов примкнули Франция, давшая денежные субсидии за право занять, хоть и в ленной зависимости от империи, города, где говорили не по-немецки — Камбрэ, Мец, Туль и Верден (1551).

В 1552 г. князья обнародовали манифест, объявляя, что они берутся за оружие для освобождения Германии от скотского рабства. Быстрое движение Морица на Тироль, где находился не ожидавший нападения император, заставило его искать спасение в бегстве. Пассаусским соглашением было постановлено (1552), что имперские чины, держащиеся аугсбургского исповедания, будут пользоваться свободой до восстановления религиозного единства Германии вселенским или национальным собором, совещанием богословов или сеймом.

В 1555 г. был заключен аугсбургский религиозный мир, прекративший религиозную борьбу в Германии и санкционировавший все главные приобретения князей за реформационный период. Наиболее существенные постановления этого мира были следующие. Князья и вольные города, державшиеся аугсбургского исповедания, ограждались от притеснения за веру, но цвинглианцы и кальвинисты (сильно уже распространившиеся в то время) исключались из этого правила. Далее провозглашался принцип «cujus regio, ejus religio», в силу которого подданные должны были следовать вере своего правительства; в пользу протестантских подданных в духовных княжествах сделана была, впрочем, оговорка. Другой оговоркой (reservatio ecclesiastica) постановлялось, что если бы епископ задумал перейти в протестантизм, то ему нельзя было секуляризировать свой лен. Обе эти оговорки не были, однако, утверждены формально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *