Религиозные экстремисты

Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное (террористическое) изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти В настоящее время этот термин приобрел более широкое значение: под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный, прежде всего, для таких религий как иудаизм, христианство и ислам, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве.

Фото Реферат на тему «Религиозный экстремизм»-

Причины: В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские течения, которые имеют связь с религиозными воззрениями. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. События в мире показывают, что на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, используя при этом религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу.

Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление экстремистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном экстремизме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов. Это связано с такими явлениями, как рост христианского экстремизма в протестантских церквях США и Латинской Америки, с типологически схожими католическими движениями, с «исламским фундаментализмом» и др. Религиозный экстремизм, как правило, обращается к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священных текстах (Тора, христианская Библия, Коран, Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата).

Иными словами, религиозный экстремизм предлагает «веру без интерпретации», что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию (толкование) его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный экстремизм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил.

Мировая история последних столетий сторонникам религиозного экстремизма представляется победой сил зла и «концом света», под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа анти-семитской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман).

Причины религиозного экстремизма: Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению нерелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного экстремизма заключается в том, что, призывая вернуться к традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является современным проектом построения «нового мирового порядка», основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации.

Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного, и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком, как в духовном, так и в политическом отношении. Так же, как и национально-этнический экстремизм, религиозный экстремизм является разновидностью политического экстремизма.

Причинами такого рода экстремизма в обществе являются:

  • социально-экономические кризисы,
  • деформация политических структур,
  • падение жизненного уровня значительной части населения,
  • подавление властями инакомыслия и оппозиции,
  • национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д. Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести — важная и ценная свобода человека в современном правовом государстве. Ее толкование как вседозволенность религиозных объединений, позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

? Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «свобода совести и вероисповедания». В любой религии (не только в исламе) заложено положение об ее исключительности, которое потенциально может быть использовано в целях экстремизма. Все основные религии, однако, также проповедуют не убивать, не воровать, и т.д. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей.

Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Ввиду этих положений, отдельные люди или группы людей злоупотребляют религией, интерпретируя ее постулаты однобоко, насаждая чувства нетерпимости и человеконенавистничества. Поэтому в разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в недрах разных вероисповеданий и в разных странах. В современном глобализирующемся мире, однако, такие процессы особенно опасны, поскольку естественному процессу общения, взаимодействия и обогащения людей разных культур и вероисповеданий, религиозный экстремизм противопоставляет теории замкнутости и взаимной ненависти.

Современный исламский экстремизм (например, в форме ваххабизма) поставил цель – создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами. В мусульманских странах ваххабизм получил в настоящее время значительное распространение. Это военизированное религиозно-политическое движение возникло в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и стало впоследствии идеологией первого государства Саудидов. Термин «ваххабиты», образованный от имени основателя движения, никогда не применялся самими его последователями. Более того, они отвергают правомерность его употребления, называя себя муваххидун – «последователи единобожия», или салафийун – «приверженцы первоначального Ислама».

Термины «ваххабизм», «ваххабиты» впервые встречаются у мусульманских авторов, полемизировавших с Ибн Абд аль-Ваххабом. Отсюда, собственно, он и был заимствован западными исламоведами.

Обращает на себя внимание специфика интерпретации Ибн Абд аль-Ваххабом первоисточников ислама и его понимание самого процесса очищения веры. В его богословских рассуждениях явно доминирует стремление к упрощенному, буквалистскому пониманию Корана и Сунны, нередко приводящее к тенденциозным выводам. В свою очередь, в социальной практике это приводило и приводит к крайнему фанатизму и экстремизму, как в религиозных делах, так и в вопросах общественной жизни и борьбы с оппонентами.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ?1

RELIGIOUS EXTREMISM: INTERPRETATION OF THE CONCEPT

УДК 291.7:343.326

м.м. старосельцева,

кандидат юридических наук;

Е.и. ПЕЛюХ,

кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, раскрывающие сущность и понятие религиозного экстремизма, анализируются законодательство Российской Федерации, мнения ведущих ученых по рассматриваемой проблематике.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, религия, экстремизм, религиозные движения.

E.I. Pelyukh, candidate of philosophical sciences (the Belgorod Police Training Institute of Russia’s MIA)

Keywords: religious extremism, religion, extremism, religious motions.

Экстремизм в любых формах своего Анализируя законодательство России,

проявления превратился в одну из мы можем наблюдать определенную связь

опаснейших по масштабам, непредсказуе- религии и экстремизма. Так, в Федеральном

мости и последствиям общественно-поли- законе «О противодействии экстремистской

тических и моральных проблем, с которой деятельности» от 25 июля 2002 года термин

человечество столкнулось в современном «религиозные объединения» употребляется

мире. Участившиеся факты проявления достаточно часто, но строгого определения

религиозного экстремизма в современном нет. Чаще всего, говоря о религиозных объ-

российском обществе, стремление отде- единениях, общество оперирует термином

льных организаций, общественных движений «секта», «деструктивный культ» и т.д., кото-

и др. с помощью религиозных призывов рые в обыденном сознании вызывают только

решать свои политические и иные задачи, негативные ассоциации, что способствует

ставят перед российским государством разжиганию религиозного фанатизма и аг-

необходимость создания определенных ме- рессивности, насаждению и отстаиванию

ханизмов и повышения эффективности уже своих верований между различными религи-

имеющихся, направленных на выявление и ями, тем самым нарушая базовые принципы

устранение причин и условий религиозного Конституции РФ.

экстремизма. Проблема заключается, в пер- Однако это не означает, что отдельные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вую очередь, в том, что правового понятия религиозные движения не являются потен-

«религиозный экстремизм» в российском циально опасными и не ведут экстремист-

законодательстве не существует. Поэтому ской деятельности в России. К сожалению,

считаем необходимым подробнее остано- имеются на территории России преступные

виться на вопросахинтерпретации понятия организации, которые используют для сво-

религиозный экстремизм. их противоправных действий религиозные

1 Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-150.2012.6.

лозунги и они по-прежнему активны. В настоящее время именно религиозные организации представляют реальную, хоть и неярко выраженную, угрозу для целостности государства и национальной безопасности страны.

Вместе с тем, и в иных государственных актах присутствует термин «религиозный экстремизм». Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации,дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране .

В последнее десятилетие термин «религиозный экстремизм» употребляется все шире и подразумевает следование в религии крайним взглядам и действиям. Главное в проявлении такого рода экстремизма составляют агрессивность, деспотизм, бесчеловечность, что приводит к отсутствию безопасности в жизни отдельной личности, семьи и общества.

Религия, по сути, не может нести агрессию, однако некоторые религии ставят основной целью не внутреннее преображение личности (это считается вторичным), а внешнее преображение мира, установление господствующих позиций в обществе. Это своего рода религиозный фундаментализм. А религиозный фундаментализм практически всегда конфликтен, так как выдвигает в качестве приоритетных ценностей не национальные, государственные и др., а религиозные. И следуя этим ценностям, в своих крайних формах религиозный фундаментализм рождает религиозный экстремизм. Таким образом, религиозный экстремизм можно определить как приверженность к крайним убеждениям и мерам в стремлении изменить внешний мир в соответствии с определенными религиозными взглядами.

Причины религиозного экстремизма в обществе могут быть различны: социальные, экономические, политические, религиозные, психологические и др. Но явной причиной религиозного экстремизма является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий или полное отсутствие знаний о религии.

В настоящее время на территории России открыто действует достаточно большое количество новых религиозных движений. Основным источником информации о доктринах тех или иных религиозных направлений являются СМИ, которые преимущественно ориентируются на требования рынка, а не на объективность. Как отмечает И.Н. Панарин, общее количество негативной информации в России составляет 80% от общего объема информационного потока, который охватывается СМИ. По экспертным подсчетам только на канале НТВ в год выпускается 670 передач, которые пропагандируют насилие и жестокость. Более того, в последние годы на российском телевидении количество аналитических передач уменьшилось в 4 раза, а число образовательных программ снизилось в 4,5 раза . Таким образом, уровень «религиозного образования» большинства населения (даже среди тех, кто считает себя приверженцем определенной конфессии) был и остается чрезвычайно низким, а психологическая атмосфера в обществе ухудшается. Это создает благоприятные условия для распространения экстремистских учений, основывающихся на религии.

Наиболее подвержены влиянию религиозных организаций немощные, больные, одинокие, психически неуравновешенные и др. люди, которые испытали какое-либо разочарование в жизни и готовы воспринимать новые религиозные учения. Чем больше нормы и принципы нового учения способны удовлетворить духовные потребности человека, тем менее значимым становится для него прежнее мировоззрение.

Основным отличием религиозного экстремизма является фанатизм, благодаря которому человек слепо следует всем правилам, нормам и догматам определенного религиозного движения, активно отстаивает правоту своих религиозных убеждений; жестокость. Именно такими ярыми последователями могут быть совершены различные преступления. Они становятся опасными не только для себя, но и для семьи, окружающего их общества и государства в целом (жестокое обращение с детьми, склонение к самоубийству, неоказание помощи больному и т.д.).

Сложившаяся религиозная ситуация в многоконфессиональной России, а именно активное проявление религиозного экстремизма, требует пристального внимания со стороны законодателя и правоохранительных органов. Необходимо исследовать

религиозный экстремизм, разрабатывать наиболее эффективные меры по профилактике и борьбе с данным явлением. Но отсутствие в действующем законодательстве РФ правового понятия «религиозный экстремизм» создает трудности в разработке общей теоретической основы для борьбы с религиозным экстремизмом, способствует формированию различных научных взглядов на данное понятие, а соответственно и разрозненности мнений при разработке мер по выявлению и предотвращению экстремизма.

М.А. Яворский, например, определяет религиозный экстремизм как крайнюю форму реализации радикальной религиозной идеологии, выражающуюся в осуществляемых по мотивам религиозной нетерпимости противоправных деяниях лиц и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также в публичных призывах к совершению таковых деяний по отношению к лицам и социальным группам, не разделяющим взгляды и убеждения экстремистов .

Е.Г. Балагушкин считает, что религиозный экстремизм — это непринятие системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им . Во многих религиозных учениях проявляется желание и стремление последователей распространить свои религиозные представления, правила, нормы и догматы на все общество. На наш взгляд, данное определение религиозного экстремизма не совсем корректно, т.к. «непринятие системы традиционных для общества религиозных ценностей» не есть экстремистская деятельность. В России на сегодняшний день отношение граждан к религии, к традиционным религиозным ценностям не подпадает под однозначное объяснение. Интерес к религии в обществе достаточно высок, но вот тех, кто реально следует канонам православной церкви, гораздо меньше. В области морали россияне также не особо следуют традиционным христианским догматам, не всегда принимают их. Распространенность разводов, абортов, проституции и терпимость к ним достаточно велики. Основной целью религиозного экстремизма является абсолютное признание своей религии ведущей, вплоть до фанатизма. При этом установка идет на буквальное следование правилам и догматам определенной религии, которые зачастую предполагают готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее.

Е.Н. Плужников полагает, что религиозный экстремизм тесно связан с политикой и национализмом, и предлагает объединить понятием «экстремизм в религии» следующие видовые понятия: «религиозный экстремизм», «этноконфессиональный экстремизм», «религиозно-политический экстремизм», «религиозный криминальный экстремизм» . На наш взгляд, религиозный экстремизм и религиозно-политический экстремизм имеют существенные различия. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, но происходящий в политической сфере социума. Такие экстремистские явления не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм». Полагаем, что это является одной из форм политического экстремизма и может именоваться как «религиозно-политический экстремизм». Религиозно-политический экстремизм зачастую имеет цель изменить существующий государственный строй, нарушить суверенитет и территориальную целостность государства, навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение, утвердить власть представителей одной конфессии на территории всей страны или ее части с применением противозаконных методов и средств. Лидеры, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений как важного фактора привлечения людей и убеждения их вести бескомпромиссную борьбу.

В свою очередь религиозный экстремизм не преследует политических целей и главным образом проявляется в религии. Основная цель религиозного экстремизма — признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий с помощью принуждения к своему вероучению. Религиозный экстремизм проявляется в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, в умышленном создании конфликтов в отношениях между верующими внутри конфессий. Например, обвинение и призыв к насилию своих единоверцев при контактах с людьми других вероисповеданий, причинении вреда здоровью различной степени тяжести, оказании морального давления на намеревающихся уйти из одной религиозной организации в другую, склонении к самоубийству и др.

Выявить экстремистские направленности в религиозных движениях достаточно сложно. Деятельность религиозных движений (групп)

на сегодняшний день слабо контролируема. ветствии с определенными религиозными

Наиболее распространенные религиозные взглядами. Данное определение в большей

движения зародились не на территории степени разграничит религиозный экстре-

России, часть из них ставят перед собой мизм и другие виды и формы экстремизма,

цель не следование своему вероучению, не что будет способствовать разработке эф-

ее распространение, а осуществление иной фективных мероприятий для преодоления

деятельности (коммерческой, радикальной, такого рода экстремизма.

экстремистской и др.). В программу мер по противодействию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для создания эффектив- религиозному экстремизму, наряду с мероп-

ной политики целесообразным представ- риятиями законодательного и правоприме-

ляется сформулировать единое понятие нительного характера, необходимо включать

«религиозный экстремизм», не допускающее информирование в области образования,

разночтений и возможности вариативного разработки научных исследований, происполнения. светительские мероприятия, деятельность

Под «религиозным экстремизмом» пред- средств массовой информации, чтобы дать

лагаем понимать приверженность к край- гражданам возможность получать религиоз-

ним убеждениям и мерам в стремлении ное образование в духе верности принципам

радикально изменить внешний мир в соот- различных религий.

Литература

Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. п. 37 . — Реж. доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

Итоги пятой экспертной встречи «терроризм и СМИ» . — Реж. доступа: www. ifpc.ru

Яворский, М. А Причины и условия религиозного экстремизма в современной России / М. А. Яворский // Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал 2008. №11 (143).

Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1 / Е. Г. Балагушкин. — М.: ЦОП ИФРАН, 1999.

Плужников, Е. Н. Понятие экстремизма в религии и его проявления в современной России / Е. Н. Плужников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. №1.

1. Strategy of national safety of Russia 2020 to p. 37 . — Rezh. access: http://www. scrf.gov.ru/documents/99.html

2. Results of the fifth expert meeting are «terrorism and MASS-MEDIA» . — Rezh. access: www.ifpc.ru

Петрянин А. В. Особенности современного религиозного экстремизма: законодательство и доктрина

А.В. Петрянин

Петрянин Алексей Владимирович — докторант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: petryanin@mail.ru

Особенности современного религиозного экстремизма: законодательство и доктрина

В статье подвергаются анализу особенности и проблемы оценки активно развивающегося религиозного экстремизма и влияние изучаемого явления на экономическую безопасность России с учетом сформировавшихся подходов на законодательном и доктринальном уровнях.

Рассматривая религиозный экстремизм как разновидность изучаемого явления, хотелось бы отметить, что и на доктринальном, и на законодательном уровнях не существует единого подхода к понятию вышеуказанной разновидности. Хотя, например, Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»1 закрепляет, что «на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать… националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма».

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2 также указывает на существование данной разновидности экстремизма. В частности, статья 1 Закона закрепляет, что к экстремистской деятельности относится деятельность, направленная на возбуждение «религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его. религиозной. принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его. религиозной. принадлежности или отношения к религии и т. д.».

Обеспокоенность государства опасностью и развитием религиозного экстремизма указывает на необходимость изучения и выработки критериеобразующих признаков рассматриваемой разновидности экстремистских проявлений.

О необходимости изучения религиозного экстремизма также свидетельствует ежегодный рост конфликтов, основанных на межэтнической и меж-конфессиональной почве, а также проявления национальной, расовой и религиозной неприязни. По мнению С.В. Иванеева, всякая религиозная система как результат антагонистических социальных

условий в своем содержании имеет (и сохраняет) недружелюбное, а то и откровенно враждебное отношение к другим религиям. Это отношение, получая гипертрофированные формы, может экстраполироваться на целые сообщества, находящиеся вне данного религиозного культа3.

С нашей точки зрения, основной причиной и соответственно проблемой религиозного экстремизма является исключительность и абсолютность соответствующей религии, порождающей нетерпимость к оппонентам, являющимся представителями иных религий.

В многоконфессиональных обществах массовая религиозность граждан является потенциальным источником конфликта4. Учитывая многокон-фессиональность российского общества, стабильность межрелигиозных отношений имеет особое значение для безопасности России.

Осознавая вышеуказанное обстоятельство, государство на законодательном уровне взяло на себя право регулирования религиозных отношений через призму специально принятых для этого нормативно-правовых актов.

Во-первых, необходимо отметить Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»5. В соответствии с ним религиозные объединения могут создаваться только в целях совместного исповедания и распространения веры. Однако деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом6. Вышеуказанная норма носит ссылочный характер и направляет нас к Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», устанавливающему возможные кри-

терии религиозного экстремизма. В частности, данным законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, их организаций, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности7. Это указывает на озабоченность государства существованием и угрозой религиозного экстремизма.

На законодательном уровне была предпринята попытка выработки самостоятельного закона «О противодействии пропаганде религиозного экстремизма в Российской Федерации»8. Автор данного проекта — депутат Государственной Думы РФ В.И. Зоркальцев.

Под экстремизмом в настоящем проекте понимается деятельность граждан, а также политических, общественных, религиозных и иных объединений и их членов, включая пропаганду, призывы идействия, направленные:

— на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— изменение светского характера государства, системы общегосударственного светского образования и замену норм законодательства Российской Федерации нормами религиозного права;

— создание вооруженных формирований;

— пропаганду войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и нетерпимости, человеконенавистничества;

— пропаганду неравноправия и дискриминации граждан по признаку их расовой, национальной, религиозной или половой принадлежности;

— принуждение к разрушению семьи, ущемление прав семьи и ее членов;

— посягательство на личность, права и свободы граждан;

— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их деятельностью возбуждающих, наркотических и психотропных средств, техник гипнотического воздействия, нелегальным использованием медицинских и фармакологических препаратов, совершением развратных и иных противоправных действий;

— использование насилия, шантажа, подкупа, ложных доносов, психологического давления, злонамеренных телефонных звонков, угрозы причинения вреда жизни, физическому и психическому здоровью, имуществу и иных противоправных действий;

— дачу заведомо ложных сведений в целях привлечения в данное объединение новых членов или удержание лиц, желающих выйти из данного объединения;

— склонение к развратным действиям, членовредительству, самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— воспрепятствование получению обязательного светского образования;

— воспрепятствование законной деятельности государственных органов и должностных лиц, а также признанных государством политических, общественных, религиозных и иных объединений, а равно призывы к незаконной ликвидации указанных объединений;

— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действии9.

Определяя несостоятельность предлагаемой дефиниции, хотелось бы согласиться с мнением Р.М. Узденова, который отметил, что приведенное определение наталкивает на мысль о том, что авторы законопроекта решили подвести под понятие экстремизма вообще все противоправные деяния, запрещенные КоАП РФ и УК РФ. Так как в соответствии с указанной формулировкой к экстремистам совершенно обоснованно можно отнести: супруга, требующего развод у жены, и наоборот («принуждение к разрушению семьи»); независимо от мотивации любое лицо, совершившее любое из преступлений против личности («посягательство на личность, права и свободы граждан»); лиц, занимающихся проституцией («нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан») и т. д.10

Особого внимания на нормативном уровне заслуживает региональная нормативная база, направленная на борьбу с проявлениями религиозного экстремизма, распространенная в республиках Северного Кавказа. В частности, в Кабардино-Балкарской Республике принят Закон КБР «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности»11, в Республике Дагестан — Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагес-тан»12. Вышеуказанные нормативно-правовые акты фиксируют на нормативном уровне правовые инструменты противодействия религиозному экстремизму на территории республик, закрепляют понятия экстремистской религиозной деятельности, а также ряд составов правонарушений, на основании которых религиозное объединение может быть ликвидировано или запрещено.

Ряд ученых в рамках религиозного экстремизма выделяют некоторые его разновидности, при этом придавая ему исключительно исламский оттенок. Необходимость обсуждения настоящей проблемы вытекает в первую очередь из того, что ислам как мировая религия занимает в настоящее время второе место в мире (после христианства) по числу своих приверженцев.

Одной из разновидностей религиозного экстремизма является ваххабитско-религиозный экстремизм. Специфической особенностью ваххабитско-религиозного экстремизма является вовлечение возможно большего числа верующих в образуе-

Петрянин А.В. Особенности современного религиозного экстремизма: законодательство и доктрина

Петрянин А.В. Особенности современного религиозного экстремизма: законодательство и доктрина

мую религиозную группу для дальнейшей ее идеологической эксплуатации и достижения искомого социокультурного кризиса. Ваххабизм, являясь логически завершенным вероучением, формирует так называемый суррогат ислама, внешне его воспроизводящий, но в принципе являющийся его концептуально противоположным аналогом. Этот суррогат возникает параллельно исламу и, конкурируя с ним, выдает себя за его единственно правильное направление, монопольно претендуя на религиозную истину13.

Одно из важных образующих положений в идеологии ваххабитов — понятие джихада. Джихад, во-первых, трактуется как вооруженная борьба, война за веру; во-вторых, ведение джихада вменяется в обязанность каждому мусульманину; в-третьих, объектом джихада определяются кафиры (неверные). Поскольку кафирами объявляются все, кто не согласен с ваххабитами, то этот джихад ведется против всех неваххабитов, но в первую очередь против мусульман, не разделяющих мировоззренческие установки приверженцев «чистого ислама». Убеждение ваххабитов в том, что их противники — кафиры, даже если формально они мусульмане, оправдывало нетерпимость и жесткость по отношению к ним. Одновременно такой фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическое оправдание вполне антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому учение аль-Ваххаба с самого начала стало идеологией военной экспансии и грабительского набега14.

К субъектам России, где существует потенциальная угроза его распространения, относятся зоны компактного проживания исламского населения: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Татария, Башкирия, Чувашия, Удмуртия, Марий-Эл, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Екатеринбургская, Пензенская и Омская области. Небольшие общины мусульман проживают в Москве, Санкт-Петербурге, в Ростовской области, на территории Краснодарского и Ставропольского краев15.

Исходя из вышеизложенного целесообразно констатировать, что в современных условиях религиозный экстремизм воспринимается исключительно как экстремизм, основанный на мусульманской вере. Однако традиционный ислам понимается как отправление религиозного культа мусульман, передаваемого от предшествующего поколения и наследуемого последующим с соблюдением специальных правил передачи, учитывающих накопившийся опыт социально-экономических и политических отношений, существовавших на протяжении многовековой истории ислама с момента его появления и до действующего времени, что обеспечивает современность религии, ее развитие сообразно существующим обстоятельствам, месту и времени. Религия «ислам» в целях обеспечения своей приемлемости для различных народностей предполагает возможность учета мест-

ных традиций и обычаев, но лишь в той степени, в которой такая ее особенность не противоречит ве-роубеждению и регламентированным шариатом правилам. В противном случае национальный обычай отвергается сутью самой религии и не получает абсолютно никакой возможности инкорпорации в нее. Исходя из того, что «традиционный ислам» по своей сути не рассматривает насилие как основной инструмент достижения поставленных целей, хотелось бы согласиться с мнением М.А. Алиева о том, что понятия «ваххабизм» и «традиционный ислам» определяются как диаметрально противо-положные16.

Учитывая озабоченность власти проблемой борьбы с религиозным экстремизмом, считаем целесообразным провести анализ ряда предлагаемых дефиниций религиозного экстремизма в целях выявления его ключевых признаков. Например, Е.Л. Забарчук определяет религиозный экстремизм как «деятельность в сфере межрелигиоз-ных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности»17. Судя по вышеуказанному определению, автор вложил в предлагаемую дефиницию три признака:

— сферой реализации религиозного экстремизма являются исключительно межрелигиозные отношения;

— применение или угроза применения насилия;

— цель — навязывание обществу определенной системы религиозных воззрений.

Анализ данного определения указывает на то, что ключевым признаком, порождающим возникновение и развитие религиозного экстремизма, является цель.

Вышеуказанные признаки в целом отражают сущность религиозного экстремизма, однако, с нашей точки зрения, частичной критике может быть подвержен первый признак. Мы считаем нецелесообразным придавать рассматриваемой разновидности исключительной межрелигиозности, предполагающей столкновение как минимум двух религий. Современный религиозный экстремизм может находить свое выражение и в рамках одной религии, содержащей в себе ряд радикальных направлений, порождающих насильственное противостояние внутри одной религии.

По мнению В.А. Бурковской, под религиозным экстремизмом следует понимать социальное явление, существующее в четырех следующих взаимосвязанных формах:

1) религиозное сознание (общественное и индивидуальное), которому свойственны признаки тота-литаризации и преувеличения ценности определенной совокупности религиозных идей в ущерб всем иным религиозным и светским идеям; нигилизма — отрицания всех иных идей, в том числе религиозных, кроме одной; религиозного фанатизма — безусловного верования в истинность единственной религи-

озной идеи (совокупности идей) и готовности следовать ей при любых обстоятельствах;

2) религиозная идеология (религиозная доктрина), характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблем существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов их разрешения; безусловным разделением всех социальных явлений на «добро» и «зло»; приданием исключительного доминирующего положения одному из аспектов бытия в ущерб всем остальным; отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей; игнорированием или принижением регулятивной значимости любых социальных, в том числе правовых, норм, не соответствующих объявленной истинной религиозной доктрине;

3) деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной;

4) организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности, религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты)18.

Рассматривая религиозный экстремизм как разновидность изучаемого явления, хотелось бы согласиться с В.В. Лапаевой, которая отмечает, что собственно религиозный экстремизм, специфика и различные проявления его не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в законодательстве19, что, с нашей точки зрения, является существенным недостатком национального законодательства, направленного на борьбу с экстремизмом. Полагаем, религия в рамках современного религиозного экстремизма — это лишь средство политической борьбы. Данную позицию также разделяет и С.Н. Фридинский, который отмечает, что современный исламский экстремизм является одновременно и религиозным, и политическим, точнее, религиозно-политически ориентированным экстремизмом20.

Межрелигиозные конфликты, в которых находят наиболее яркое выражение экстремистские проявления, практически никогда не выступают в своем «чистом» виде. Как правило, религиозный фактор используется в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных интересов различных сил и субъектов политического действия. Использование религиозных лозунгов зачастую способно привлечь значительные массы верующих и представителей духовенства, что придает конфликтам особенно ожесточенный и деструктивный характер. Как правило, религиозный экстремизм используют в своих интересах деятели радикальных националистических и конфессиональных движений21.

Кроме того, религиозный экстремизм также выступает как средство борьбы за экономическое превосходство и перераспределение экономически выгодных ресурсов.

С учетом современных концептуальных особенностей российского религиозного экстремизма ряд авторов предлагает следующую его дефиницию — «северокавказский ваххабизм»22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, предлагаемая дефиниция является дискуссионной, так как доминирование религиозного экстремизма в республиках Северного Кавказа, с нашей точки зрения, не может свидетельствовать о его исключительности.

Самостоятельным направлением в рамках религиозного экстремизма можно выделить деятельность религиозных сект. В частности, переход России на демократические рельсы повлек за собой появление и широкое распространение новых «конфессиональных» образований тоталитарного типа. Например, всем известная религиозная секта «Аум Сенрике», а также «Белое братство», «Сознание Кришны» и т. п.

Изучение «первоисточников» новых псевдоре-лигиозных учений, во-первых, показывает, что они являются самостоятельным явлением, не имеющим духовной связи с основными религиями, во-вторых, вызывает сомнение сама возможность называть их собственно религиозным движением, а не каким-то мафиозным образованием, преследующим корыстные цели под ширмой религиозности23.

С нашей точки зрения, появление новых религиозных направлений, содержащих в себе признаки нетерпимости, основанных на религиозных противоречиях, принципиально отличных от ваххабизма, при этом поддерживающих насильственные способы достижения поставленных целей, еще раз подтверждает ошибочность придания религиозному экстремизму исключительно исламского оттенка.

Религия не может выступать первопричиной возникновения каких-либо конфликтов. В периоды политических катаклизмов религия иногда становится орудием, которое оппозиция вручает доведенному до отчаяния населению страны24.

Полагаем, что религиозный экстремизм в чистом его виде в современном мире отсутствует, так как обязательно содержит в себе политическую и экономическую мотивацию.

Хотелось бы подчеркнуть и особую угрозу религиозного экстремизма для экономической безопасности государства. Она определяется следующими факторами:

— налогонеоблагаемые отчисления членами религиозных экстремистских организаций в созданные фонды;

— использование бесплатного труда членов данных организаций;

— получение прибыли в результате реализации имущества, ранее принадлежащего участникам религиозных экстремистских организаций.

Об экономической стабильности религиозных экстремистских организаций свидетельствуют проводимые ими широкомасштабные акции, выражающиеся, в том числе, в виде распространения высококачественной идеологической литературы.

Примечания

1. СЗ РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.

2. СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.

Петрянин А.В. Особенности современного религиозного экстремизма: законодательство и доктрина

Петрянин A.B. Особенности современного религиозного экстремизма: законодательство и доктрина

3. См.: Иванеев С.В. Экстремизм, фундаментализм и терроризм под флагом ислама // Военно-юридический журнал. — 2010. — № 12. — С. 18—22.

4. См. там же.

5. СЗ РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.

6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года

№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 30 ноября 2010 г.) // Российская газета. — 2010. — 3 декабря.

7. См. статьи 7 и 9 Федерального закона от 25 июля

2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.

9. См. там же.

11. См.: Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях (постатейный)» // СПС «КонсультантПлюс».

12. См. там же.

13. См.: Алиев M.A. Характер общественной опасности ваххабитско-религиозного экстремизма и его уголовно-правовое определение // Российский следователь. — 2008. — № 5. — С. 17—18.

14. См.: Фридинский С.Н. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. — 2008. — № 12. — С. 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. См.: Иванеев С.В. Указ. соч. — С. 18—22.

16. См.: Алиев М.А. Указ. соч. — С. 17—18.

17. Забарчук Е.Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. — 2008. — №6. — С. 3 — 10.

20. См.: Фридинский С.Н. Указ. соч. — С. 23—25.

21. См.: Забарчук Е.Л. Указ. соч. — С. 3—10.

23. См.: Кобец П.Н. Основные факторы, способствующие совершению преступлений экстремистской направленности со стороны религиозных тоталитарных сект, действующих в России // Российский следователь. — 2007. — № 22. — С. 18—21.

24. См.: Религиозный экстремизм в современном мире: Учебное пособие. — М., 2011.

A.B. Тимченко

Тимченко Андрей Валентинович — доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской

академии МВД России, кандидат экономических наук, доцент

E-mail: Yar-avt@mail.ru

Оптимальная структура государственных расходов как элемент экономической безопасности государства

Настоящая статья посвящена анализу структуры расходной части бюджета Российской Федерации на 2012 год, ее сбалансированности и целесообразности. Актуальность проблем, которых касается автор, обусловлена тем, что данная задача в период набирающего обороты мирового финансового кризиса остро стоит перед всеми государствами мира. Автором рассматриваются возможные пути оптимизации государственных расходов.

Закончился 2011 год с его, уже можно сказать, состоявшимися итогами, и мы вправе задаться вопросом: «А как же все будет в эпохальном 2012-м?». Нам отовсюду, с обеих сторон тамо-

женных границ, специалисты финансового анализа высокого уровня два года внушали, что кризис преодолен, экономические механизмы заработали в полную мощь, светлое будущее за близким

Яворский М.А., преподаватель кафедры криминалистики Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России.

События, происходящие в мире в последние десятилетия, свидетельствуют о том, что многие политические, экономические, межнациональные и другие противоречия все чаще принимают религиозную окраску.

Тем не менее в настоящее время приходится констатировать, что в научных кругах по-прежнему оспаривается существование феномена религиозного экстремизма, ставится под сомнение правомерность употребления данного термина и отсутствует единый методологический подход к вопросу о сущности, характере и причинах его возникновения.

Так, например, А.А. Хоровинников, давая классификацию экстремистской деятельности, вовсе не выделяет «религиозный экстремизм», так как он, по мнению автора, представляет собой всего лишь разновидность политического экстремизма <1>. Аналогичной точки зрения придерживается и М. Краснов, который отмечает, что «вводить в праве понятие «религиозный экстремизм» не нужно… эта разновидность экстремизма не может подпадать под юрисдикцию государства» <2>.

<1> См.: Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): Автореф. дис. … канд. философ. наук. Саратов, 2007. С. 20 — 21.
<2> См.: Верховский А.М. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М., 2002. С. 29.

С.Н. Поминов же, напротив, придерживается мнения о том, что в последнее время проявления религиозного экстремизма носят самостоятельный, стабильный и организованный характер <3>.

<3> Поминов С.Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.

В отличие от нормативно-правовых актов некоторых зарубежных государств <4> отечественное законодательство не содержит четкого определения религиозного экстремизма, хотя и закрепляет ответственность за экстремистскую деятельность религиозных объединений.

<4> Так, например, в ст. 1 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2005 г. N 31-III ЗРК «О противодействии экстремизму» под религиозным экстремизмом понимается «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».

Не ставя перед собой задачу проведения более глубокого изучения процессов формирования понятия религиозного экстремизма, мы вместе с тем считаем целесообразным отметить ряд очевидных моментов. Прежде всего разнообразие теоретических научных взглядов, различие подходов в понимании и оценке религиозного экстремизма порождают разночтения при разработке антиэкстремистских нормативных актов и отнюдь не способствуют эффективному противодействию этому явлению.

В этой связи не вызывает сомнений необходимость правильного и единого толкования религиозного экстремизма.

В определении «религиозный экстремизм», по нашему мнению, основным сущностным признаком выступает религия, представляющая собой одну из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные высшие силы или Бога и преклонении перед ними.

Очевидно, что религия была и остается влиятельной и активной составляющей международной и внутриполитической жизни, причем ее воздействие на общественные и государственные институты не однозначно.

В.А. Пономаренков справедливо отмечает, что многие религиозные нормы, с одной стороны, являются сильными сдерживающими факторами для верующих, запрещая, например, совершать некоторые виды преступлений, и в то же время отдельные религиозные нормы порождают религиозный фанатизм, углубляют расовую нетерпимость и национальную рознь <5>. Таким образом, имея мощный идейный потенциал, религия вполне может способствовать возникновению некоторых социальных конфликтов.

<5> См.: Пономаренков В.А. Введение в судебную (правовую) этнологию: Монография. Саратов, 2004. С. 48.

Как показывает мировая практика, конфликты, в основе которых лежат религиозные мотивы и убеждения, характеризуются особой активностью протекания и острым неприятием противоборствующей стороны. Следовательно, проявления религиозного экстремизма возникают там, где сталкиваются интересы субъектов, противостоящих друг другу в идеологическом и мировоззренческом плане.

Основными признаками религиозного экстремизма ученые называют:

  • наличие религиозной идеологии, основой которой является нетерпимость к сторонникам иных религиозных взглядов;
  • идеологическое обоснование применения насильственных средств и методов;
  • доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды религиозных экстремистских идей;
  • создание «непогрешимого» образа лидера религиозного экстремистского культа;
  • наличие деформации сознания у членов экстремистского религиозного объединения, заключающейся в негативном отношении к общепринятым социальным нормам, и др. <6>.

<6> См.: Поминов С.Н. Указ. соч. С. 10 — 11.

В связи с разночтениями, имеющими место в современной науке относительно понятия религиозного экстремизма, и как следствие этого — необходимостью его четкой дефиниции, основываясь на нормах действующего законодательства, позволим себе сформулировать следующее определение этого явления:

религиозный экстремизм — крайняя форма реализации радикальной религиозной идеологии, выражающаяся в осуществляемых по мотивам религиозной нетерпимости противоправных деяниях лиц и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также в публичных призывах к совершению таковых деяний по отношению к лицам и социальным группам, не разделяющим взгляды и убеждения экстремистов.

Причины развития и распространения в обществе экстремизма многоаспектны, так же как оценки и подходы к его пониманию, однако главными детерминантами экстремизма, как и большинства противоправных деяний, были и остаются социально-экономические причины, выраженные в социальной несправедливости, на которую наслаиваются многие другие обстоятельства.

К причинам, так или иначе порождающим в обществе экстремизм, относятся:

  • социально-экономические кризисы;
  • деформации политических структур;
  • падение жизненного уровня значительной части населения;
  • подавление властями оппозиции и инакомыслия;
  • национальный гнет;
  • амбициозность лидеров политических партий и групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач, и т.п. <7>.

<7> См.: Политология: Словарь. Екатеринбург, 1998. С. 197.

Заместитель Генерального прокурора России С.Н. Фридинский особо подчеркивает, что обострение социальной напряженности в стране, криминализация многих сфер жизнедеятельности, снижение уровня занятости населения и другие криминализирующие общество факторы оказывают влияние на рост преступлений экстремистской направленности <8>.

<8> См.: Фридинский С.Н. Некоторые проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Право и безопасность. 2006. N 1-2. С. 70.

Тенденции роста и распространения религиозного экстремизма, кроме всего прочего, обусловливаются наличием и возникновением целого ряда дополнительных факторов исторического, этнического и религиозного характера.

Определение этих факторов имеет большое практическое значение, так как может способствовать улучшению работы по организации противодействия проявлениям рассматриваемого негативного явления.

Анализ антиэкстремистского законодательства и научной литературы, касающейся экстремистских проявлений религиозного характера в странах СНГ, показал, что причины и условия распространения этого антисоциального явления как в России, так и в республиках бывшего СССР во многом схожи.

Например, Э.Т. Жээнбеков к факторам, обусловливающим распространение религиозного экстремизма в Кыргызской Республике, относит:

  • устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах;
  • деформацию политических структур;
  • слабую деятельность традиционных религиозных организаций;
  • недостаточное внимание к данной проблеме правоохранительных и других государственных органов;
  • бесконтрольную экспансию религиозно-экстремистской идеологии;
  • несовершенство законодательства <9>.

<9> См.: Жээнбеков Э.Т. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия религиозному экстремизму (по материалам Кыргызской Республики): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.

Среди причин, являющихся в определенном смысле катализатором религиозных экстремистских проявлений в России, на наш взгляд, можно выделить внешние и внутренние детерминанты.

К внешним факторам проявления религиозного экстремизма в современном российском обществе следует отнести:

  • социально-экономический кризис;
  • ослабление государственной власти и отсутствие опыта цивилизованной политической борьбы;
  • террористическую активность отдельных групп и организаций;
  • религиозную неграмотность населения;
  • обострение национальных проблем;
  • неоднородность конфессиональной структуры населения Российской Федерации;
  • несовершенство антиэкстремистского законодательства;
  • нарушения прав религиозных и этнических меньшинств;
  • рост псевдорелигиозных культов;
  • отсутствие контроля со стороны государственных структур за деятельностью неорелигиозных течений и неопределенность места и роли правоохранительных органов в системе мер по противодействию религиозному экстремизму.

В свою очередь, внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение религиозного экстремизма в России, по нашему мнению, являются:

  • конфессиональные противоречия;
  • политическая амбициозность отдельных религиозных лидеров;
  • отсутствие межрелигиозного (межконфессионального) диалога.

Сложившаяся религиозная ситуация в многоконфессиональной России, и в частности усиление проявлений религиозного экстремизма, требует пристального внимания со стороны как законодателя, так и правоохранительных органов. Имеющиеся правовые пробелы затрудняют задачу противодействия религиозной экстремистской деятельности. Отсутствие в законе единого унифицированного определения понятия «религиозный экстремизм» не способствует созданию универсальной теоретической основы борьбы с этим явлением.

Особо значимыми для практики являются поиск, разработка и совершенствование оптимальных форм взаимодействия с представителями самых различных религиозных конфессий, представленных в современном российском обществе. Важная роль в противодействии религиозному экстремизму и конфессиональным конфликтам должна отводиться в первую очередь органам внутренних дел, традиционно имеющим более тесную связь с населением, нежели любая другая правоохранительная структура, и, конечно же, при активном участии всех других государственных и общественных институтов страны.

Последствия взрыва возле посольства США в Найроби

Исламистский терроризм — тактика насильственных расправ с оппонентами, находящая себе идеологическое обоснование и оправдание в трактовках мусульманского вероучения как направленная на защиту исламского мира против влияния или агрессии немусульманских стран и идеологий, в особенности западного мира.

В настоящее время — наиболее распространённая по числу проявлений форма терроризма. Обычно используется радикальными, экстремистскими исламскими организациями, членов таких организаций и называют исламистами или боевиками-исламистами. Нередко сочетается с этнонационалистическим терроризмом.

Для оправдания этой тактики обычно используются расплывчатые ссылки на предписанную правоверным обязанность вести джихад, хотя многими мусульманскими богословами и религиоведами ставится под сомнение трактовка этой обязанности как надобности в физических расправах.

Терминология

Часто употребляемый термин исламский терроризм считается неполиткорректным, так как подразумевает связь терроризма и всего ислама в целом, что большинством мусульман воспринимается отрицательно.

Мы говорим об исламизме как о политической практике и разделяем ислам как религию и радикальный ислам как политическую идеологию, которая апеллирует к религии, базируется на каких-то религиозных догматах, но является политической идеологией, а не религией.

— Владимир Каинский. Кавказ: «перезагрузка терроризма». Историк Сергей Маркедонов

По мнению некоторых политиков, термин исламский терроризм не является научным, так, например, Александр Торшин — вице-спикер Совета Федерации России, считает, что исламского терроризма не существует.

Также ряд исламских философов и богословов высказываются о невозможности существования «исламистского терроризма», так это противоречит самому исламу, а следовательно сам термин является ложным и неправильным. Известный турецкий писатель Аднан Октар (Харун Яхья) написал книгу «Ислам проклинает терроризм».

История

Ряд политологов полагает, что исламский терроризм зародился на Ближнем и Среднем Востоке после окончания Первой мировой войны.

Доктор философских наук Игорь Добаев и кандидат социологических наук Вера Немчина в книге «Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия» считают важнейшими предпосылками возникновения исламского терроризма:

  • Возникновение организаций, оппозиционных колониальным властям, прибегавших к методам террора.
  • Изменение в ходе колонизации параметров исторически сложившихся границ между странами региона.
  • Возникновение и последующая неразрешенность т. н. «армянского вопроса».

Причина возникновения — стремление спасти традиционное мусульманское общественное устройство от быстрого распада при близком социокультурном контакте с ценностями западной цивилизации.

Особенно остро реагировал мусульманский мир на новую волну культуртрегерства по мере углубления научно-технической революции, не без оснований опасаясь, что внедрение на национальной почве европейского образа жизни неизбежно приведет к распаду традиционного общества, разрушению его морально-нравственной основы, к потере национальной самобытности.

— А. Вирабов. Активизация исламистского движения

Организация «Братья-мусульмане», созданная в 1928—1929 гг. в Египте, организовывала теракты против британских колониальных властей в зоне Суэцкого канала.

Особенности

Исламистский терроризм является одним из вариантов религиозного терроризма. Его характерной чертой является оправдание убийства мирных жителей, включая женщин и детей, поскольку они рассматриваются как составная часть вражеской системы — финансируют армию налогами и «своим молчанием и одобрением», являются потенциальными солдатами.

Профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм полагает, что исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах», а терроризм является неотъемлемой чертой исламизма — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий даже для самого ислама.

Французский политолог Тьерри Вольтон отмечает, что исламистский терроризм не представляет собой единой структуры с общим управлением. Отдельные группы существуют автономно и не связаны друг с другом. Он считает, что сокращению террористической угрозы может способствовать демократизация арабо-мусульманского региона.

Современный исламистский терроризм

Красным выделены страны, подвергавшиеся атакам исламистских террористов начиная с 11 сентября 2001 г. включительно

Центральное разведывательное управление США полагает, что абсолютное большинство террористических организаций в мире имеют отношение к исламизму. Так, по данным ЦРУ в 2004 году из 80 международных террористических организаций 72 представляли воинствующий ислам. В том году они совершили 651 теракт, в которых погибло 1907 человек.

Вместе с тем, статистика террористических атак показывает, что наиболее часто жертвами исламистов становятся мусульмане в традиционно исламских странах., в то время как в Европе лишь мизерная часть терактов совершается исламистами (в 2010 году — 3 теракта из 249), а большая часть — различными радикальными группировками левого толка и сепаратистами.

Использование женщин в качестве террористок-самоубийц

Организаторы современного исламистского терроризма начали активно использовать женщин в качестве террористок-смертниц, так как те легче поддаются манипулированию в силу своей большей по сравнению с мужчинами уязвимости. К тому же женщины вызывают меньше подозрения, чем мужчины, и поэтому им легче проникать в запланированные для осуществления терактов места.

Обычной практикой является принуждение женщин-мусульманок, обвинённых во внебрачных связях, к совершению терактов-самоубийств как единственного способа избежать жестокого наказания (обычно — убийства от рук своего отца, брата или мужа) и не допустить публичного позора для всей её семьи. В подобных случаях в мусульманских общинах считается, что женщина предпочла «почётную» смерть «позорной». С этой целью также используется и намеренное изнасилование намеченных кандидаток с целью исключить для них возможность отказа от задания под угрозой обнародования факта «обесчещения».

Некоторые из женщин, живущих в мусульманских семьях, соглашаются на теракт-самоубийство, чтобы освободиться от невыносимых условий жизни в семье, поскольку возможность развода для них практически исключена. Нередким стало также явление, когда девушка, продаваемая отцом пожилому и противному ей мужчине, предпочитает совершить любого вида теракт, лишь бы попасть в тюрьму. В этом случае, став на долгий срок недосягаемой для жениха, она обычно перестаёт вызывать у него интерес.

Исламистские организации

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Организации, признанные рядом стран террористическими:

  • Абу Сайяф (Филиппины)
  • Аль-Гамаа аль-Ислами (Египет)
  • Аль-Джихад (Египет)
  • Аль-Каида
  • Аль-Харамейн (Саудовская Аравия)
  • Армия освобождения Аден-Абийя (Йемен)
  • Асбат аль-Ансар
  • Боевая исламская группа (Ливия)
  • Бригады мучеников Аль-Аксы (объявлена террористической организацией Израилем, США, Канадой, Европейским союзом, Японией)
  • Вооруженная Исламская Группа
  • Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов Кавказа
  • Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи
  • Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами
  • Джемаа исламийя (Индонезия)
  • Уйгуро-Булгарский джамаат
  • Джамаат Булгар (Афганистан) (Татарстан )
  • Джамаат Шариат (Северный Кавказ)
  • Египетский исламский джихад (Египет)
  • Исламский джихад
  • Исламская армия Ирака
  • Исламское движение Узбекистана, оно же Исламская партия Туркестана
  • Кавказский эмират
  • Конгресс народов Ичкерии и Дагестана
  • Лашкар-и-Тайба (Пакистан)
  • Лашкар Джихад (Индонезия)
  • Марокканская исламская группа борьбы (Марокко)
  • Риядус-Салихин
  • Салафистская группа проповеди и джихада (Алжир)
  • Такфир вал Хиджра (Египет)
  • Талибан (Афганистан)
  • ХАМАС (объявлена террористической организацией Канадой, Европейским союзом, Израилем, Японией, США)
  • Хезболла (объявлена террористической организацией в 6 странах, Австралии, Великобритании, Канаде, Израиле и США)
  • Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (признана террористической организацией в ряде государств Средней Азии и в России)

Некоторые теракты, связанные с исламистской идеологией

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Руины Всемирного торгового центра после атаки Аль-Каиды

  • 1994 — взрыв в израильском культурном центре в Аргентине. Осуществлён организацией «Исламский Джихад».
  • 1995, 14-20 июня — рейд Басаева на Будённовск (Россия), массовый захват заложников в здании больницы. Погибло более 200 человек.
  • 1995, 25 июля — взрыв газового баллона на станции Saint Michel (Франция), 8 человек было убито, 200 получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1995 6 октября — взрыв газового баллона на станции парижского метро Maison Blanche, 30 человек получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1995, 24 декабря — захват французского аэробуса А-300 алжирскими террористами.
  • 1995, 17 октября — взрыв газового баллона на станции Orsay (RER B), 30 человек получили ранения. Вооружённая Исламская Группа.
  • 1996, 9-15 января — рейд Радуева на Кизляр (Россия). Захват больницы.
  • 1997, 28 июля — двое террористов-смертников подорвали себя на рынке Иерусалима. 15 человек погибло. Ответственность на себя взяла организация Хамас.
  • 2001, 11 сентября — атака самоубийц на здания Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и на Пентагон (США). Аль-Каида.
  • 2002, Норд-Ост — захват театра в Москве. Риядус-Салихин.
  • 2003, 13 мая — атака террористов-смертников на квартал, где проживают иностранцы в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). 50 убитых.
  • 2004, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибло 39 человек, ранено 120. В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты.
  • 2004, 11 марта — серия взрывов в поездах на железнодорожных вокзалах «Аточа», «Эль-Посо» и «Санта Эухения» в Мадриде (Испания), 191 человек погиб, около 1500 ранено. Организатор — Аль-Каида.
  • 2004, 29-30 мая — драма с захватом и освобождением заложников в Хобаре (Саудовская Аравия).
  • 2004, 24 августа — взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами. 87 убитых. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2004, 31 августа — примерно в 20:15 рядом со станцией метро «Рижская» террористка-смертница привела в действие взрывное устройство мощностью до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Судя по всему, бомба была начинена осколочными компонентами, потому что жертв оказалось много — 10 человек погибли, более 50-и получили ранения. (Взрыв у метро «Рижская» в Москве (Lenta.ru)). Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2004 — Террористический акт в Беслане — захват школы в России. Организатор — Риядус-Салихин.
  • 2005, 13 мая — Массовые беспорядки в Андижане — погибло 170 человек, более 500 ранено.
  • 2005, 7 июля — серия взрывов в лондонском метро и городских автобусах, около 50 человек погибло, более 1000 ранено.
  • 2009, 24 апреля — две террористки-смертницы подорвали себя возле шиитской мечети в квартале Казимия (Багдад). 66—71 погибший, не менее 127 раненых.
  • 2010, 3 сентября в Кветте (Пакистан) смертник-самоубийца подорвал себя в толпе мусульман-шиитов. Погибло 73 человека, ещё 160 были доставлены в больницу. Ответственность за теракт взяла на себя суннитская группировка Лашкар-и-Джангави (англ.)русск..
  • 2010, 8 ноября — в городе Дарра-Адам-Хель (Пакистан) смертник взорвал себя в шиитской мечети, погибло более 70 человек.
  • 2011, апрель — в Индонезии смертник взорвал себя в мечети во время пятничной молитвы с криком «Аллах акбар».

В культуре

Песня In the Name of God из альбома Attero Dominatus группы Sabaton направлена против исламистского терроризма.

Примечания

  • Чеченские террористки
  • Исламофашизм
  • Список терактов Бригад мучеников Аль- Аксы
  • Список терактов НФОП
  • Список терактов Хамаса

Ссылки

  • Игорь Хохлов. «Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи международная террористическая сеть Аль-Каида»
  • Марк Васильев Социалистическая революция и мусульманский Восток
  • Александр Тарасов Революция и джихад, или Должны ли левые объединиться с исламскими радикалами?
  • Баунов А. Г. Взорвать к праведникам
  • Степанова Е. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни

Терроризм

По видам

Международный • Ядерный • Компьютерный • Биотерроризм • Экотерроризм

По носителям

Исламистский • Левый • Правый • Баскский терроризм • Армянских националистов • Ирландский терроризм • Еврейский

По странам

Россия (Революционный терроризм в Российской империи) • США • Великобритания

Террористические
организации

Высший военный маджлисуль шура объединённых сил моджахедов Кавказа • Конгресс народов Ичкерии и Дагестана • Аль-Каида • Асбат аль-Ансар • Египетский исламский джихад • Аль-Гамаа аль-Исламия • Братья-мусульмане • Хизб ут-Тахрир аль-Ислами • Лашкаре-Тайба • Джамаат-и-Ислами • Талибан • Исламское движение Узбекистана • Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи • Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами • Аль-Харамейн • Джунд аш-Шам • Исламский джихад — Джамаат моджахедов • Кавказский эмират • Исламский полк особого назначения • Исламская международная миротворческая бригада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *