Религиозные обряды и ритуалы

РЕЛИГИЯ

Религия — это явление общественной жизни, присущее чело­веческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всею в мире существова­ло и существует более пяти тысяч религий.

Общеобязательные элементы религииследующие:

1) признание духовного надмирового Начала — Бога — при­чиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

2) признание за человеком способности к общению, едине­нию с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — это не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и запо­ведям исповедуемой религии;

3) признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.

Таким образом, религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состо­яние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, рели­гиозных специфических действии.Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взгля­дов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, от­ражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организа­ции, или объединения.В традиционных религиях выделяют две ос­новные организации — церковь и секту. Церковьв переводе с гре­ческого — Дом Господа. Церковь также означает собрание — широ­кое объединение людей, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. От­сюда признание права каждого индивида стать членом церкви. В большинстве церквей существует строгое отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправления культа и осуществ­ляющих управление церковной деятельностью, от основной мас­сы прихожан, верующих.

Сектавозникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а не­редко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два проти­воположных подхода: богословско-теологический и научно-мате­риалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек был со­творен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению еди­нения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теорияследующим образом объясняет воз­никновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века па относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития произво­дительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, непод­властных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы, у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким обра­зом, религиозные первобытные верования возникли в связи с прак­тическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между челове­ческими группами (родами), животным и растительным миром, яв­лениями природы и неодушевленными предметами.Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от кото­рого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или че­ловека.Исполнителями магических обрядов обычно становятся зна­хари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписываются сверхъестественные свойства.Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы есте­ственного или искусственного происхождения.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — вера в духовные сущно­сти, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, расте­ния, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество,представлявшее собой обожествление сил природы.Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог счи­тался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности чело­века. На смену язычеству пришли монотеистические мировые ре­лигии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианствуи исламу. Они появились в пери­оды формирования «мировых империй», когда возникла потреб­ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен­ный прозелитизм, т. е. стремление обратить в свою веру лиц друго­го вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства лю­дей, что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм,возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать же­лания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведе­ния и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианствовозникло в I в. н.э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести. Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о троице. Егосуть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Вес три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог — Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через ‘ коего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизми протестантизм.

Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положе­ний вероучения, которые были утверждены первыми семью Все­ленскими Соборами (в IV —VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное испо­ведование веры принципиально новое положение о Святой Трои­це, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточ­ные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско-католической (или просто католической) церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу пра­вославия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, вос­кресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, призна­ние святости единой апостольской церкви, необходимости кре­щения и упование на грядущее общее воскресение мертвых.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

Православие отличается от западного христианства (католи­цизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Цар­ствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, полу­чит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконеч­ного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очи­щенной от всякого зла.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал разви­вать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постанов­ления 21 собора, а также официальные документы главы католи­ческой церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в пробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сфор­мулировала догмат о чистилище, в которое попадают души греш­ников, не получившие прошения в земной жизни, но и не отя­гощенные смертными грехами. Они горят там, в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение, о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот за­пас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь рас­поряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждою верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма — положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может за­служить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественною вмешательства. В протестан­тизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сво­дится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протес­тантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ран­ней Реформации западной церкви стало лютеранство.Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосно­вывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лю­теранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий по­лучил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его ос­нователем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направлен­ность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избран­ных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным те­зисом кальвинизма стало провозглашение необходимости пови­новения парода законной власти.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает ан­гликанство.Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католичес­кой церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спа­сении личной верой.

Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, -языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Му­хаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабскою — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что су шествует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­вившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри­туалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­ния до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечело­веческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип мо­нотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­ший, всемогущий, мудрый верховный судья.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христи­анстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все под­чинено воле Аллаха

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «стол­пах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — со­блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была доб­ровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превра­тилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религи­озной и общественной практики суннитов кроме Корана состав­ляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избирае­мым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наслед­ственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по ли­нии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужите­ли, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функ­ция сводится лишь к толкованию священных текстов.

Шиизмне представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положе­ниями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухам­меда в качестве духовного и светского главы мусульманской об­щины (имама).

В настоящее время во многих странах, где распространен ис­лам, действуют мусульманские политические партии и обществен­ные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государствен­ной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредо­точили свою деятельность о религиозно-культурной сфере, дру­гие — в политике, третьи — в сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­шей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодномногие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.

Вопросы и задания

1. Что такое религия? Каковы ее элементы?

2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и научно-материалистическим подходами к происхождению религии?

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от миро­вых религий?

4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?

5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?

6. Каковы основные положения христианского учения?

7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и про­тестантизмом?

8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные поло­жения?

9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?

10. Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят раз­личия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия?

Л.Н.Толстой: «Религия — это упрошенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия». К.Маркс: «Религия — это опиум для народа».

Функции и значение ритуала

Ритуалы имеют психологическое значение: бытовое (норматив­ное, успокаивающее, обнадёживающее воздействие) и жертвенное (снятие чувства вины и агрессии). В обряде происходит закрепление адаптивных механизмов культуры.

Психологическое и социальное значение обрядовых форм пове­дения проявляется как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Безусловно, они оказывают успокоительное воздействие, так как заставляют верить в ожидаемый результат, направлены на то, чтобы не допустить в стабильное течение жизни ничего непредска­зуемого. Кроме того, обряды, предлагая образец для нормативного поведения, способствуют усвоению правил и укреплению связей в обществе.

Обрядовые формы поведения неустранимы и в жизни индивида, они необходимы, чтобы придать значимость каким-либо действиям, чтобы подчеркнуть их отличие от повседневных событий, обыденного существования.

Правовая функция

Освященность ритуалов придает им особый ста­тус закона. Они выполняли функции неписаных правил управления обществом, регулируя взаимоотношения между его членами. Ритуа­лы предлагали методы обнаружения виновного и способы наказания за всевозможные нарушения, заменяя юридическое право. Так, у бушменов Африки, когда необходимо было выяснить, кто совершит кражу, вождь собирал всех на главной площади селения. Всем со­племенниками предлагалось перешагнуть через ритуальный жезл властителя. Считалось, что невиновный легко переступит шест, но виноватый не сумеет этого сделать физически. Обычай приобрел силу закона, вера в который была столь сильна, что правонаруши­тели, действительно, подходя к жезлу, приходили в оцепенение и выдавали себя.

Психологическая убежденность в магическом воздействии ри­туала заставляла людей соблюдать табу и запреты. Таким образом, обряды служат для стабилизации жизни, поддерживают порядок.

Сплочение общества

Ритуалы спо­собствуют консолидации общества, так как в обрядовом действе люди ощущают свое единство, сплоченность. Каждый мыслит себя частичкой большого организма, растворяется во всеобщем «Мы».

Так, по сообщению этнографов, индейцы киче, наслед­ники культуры майя, свято соблюдали обычай встречать ежедневно восход солнца, торжественно обращаясь в сторону востока с высоко воздетыми руками. Они полагали, что если однажды пропустят свой ритуал, солнце перестанет двигаться и мир рухнет. Конечно, осо­знание того, что ты наряду со всеми участвуешь в таком важном мероприятии, сближало людей и превращало в крепкий сплоченный коллектив.

Подчинение общества

По мнению Юнга, в толпе индивид легко становится жертвой собствен­ной внушаемости, кроме того не чувствует своей личной ответствен­ности, перекладывая ее на всех. Поэтому в древности, как впрочем и в современности, привлекая массы к участию в коллективных об­рядах, властители могли эффективно управлять и подчинять народ своей воле.

Кембриджский этнолог А. Э. Рэдклифф-Браун выдвинул идею, что обряды призваны порождать тревогу и чувство опасности, чтобы затем с помощью санкций держать поведение индивидов под контро­лем. Простейшая форма ритуальной санкции — вера в то, что если правила ритуала не соблюдены, то, вероятно, произойдет какое-то несчастье. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Эмоциональная разрядка

Большинство антропологов считает, что обряды оказывают успокоительное психологическое воздействие. Культовые дей­ствия снимают эмоциональное напряжение, осуществляют разрядку возбуждения и преобразование отрицательных эмо­ций в положительные. В психоаналитической версии обряды способствуют снятию напряжения агрессивных или сексуаль­ных побуждений. Ритуалы создают условия и возможности для символической реализации влечений, обеспечивают иллюзорное исполнение желаний.

По Фрейду, если нет возможности реального удовлетворения инстинктивных влечений, их иллюзорная реализация возможна в фантазии и воображении, которые находят выход в обрядовых действах. Действительно, многие обряды, связан­ные с половозрастными посвящениями, направлены на усмирение инстинктов. Этого не скажешь об обрядах плодородия, практикую­щих ритуальный секс, использующих гипертрофированную эротиче­скую символику. Однако в любом случае достигается эффект эмо­циональной разрядки.

Урок на тему «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

  • Касьян Наира Рафаэловна, учитель начальных классов

Разделы: ОРКСЭ

Учебный предмет: модуль Основы мировых религиозных культур.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий.

Задачи урока:

  • предметные — формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные — формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные — формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

Оборудование:

  • Учебник “Основы мировых религиозных культур” для 4-5 классов, автор А.Л. Беглов, Е.В. Саплина.
  • Электронная презентация к уроку.
  • Карточки для работы на доске с названиями предметов из разных
  • мировых религий.
  • Аудиозапись молитв разных религиозных направлений.
  • Компьютеры (3 шт. для работы в группах).

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок).

2. Актуализация знаний:

— Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

— Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство?

— При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (Киевский князь Владимир.)

— Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии? (Князь посылал своих гонцов в разные страны. Больше всех им понравилось богослужение в византийском храме Святой Софии. В результате выбор был сделан в пользу христианства.)

— От какой страны Русь приняла христианство? (Византия.)

— В каком году это произошло? (988 г.)

— Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (Создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи.)

— Вспомните, в каком веке и на какие церкви разделилось христианство? (В XI веке на православную и католическую церкви.)

— Мы знаем, что на территории современной России издавна жили и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие ислам, иудаизм и буддизм. (Они развивали торговые связи России с разными странами, занимались развитием ремёсел, самоотверженно помогали защищать нашу страну от врагов.)

— Какие народы России исповедовали буддизм? (Буряты, калмыки, тувинцы.)

3. Введение в тему урока

— В этом году мы с вами начали изучать новый предмет. Что мы изучаем? (Мировые религиозные культуры.)

— А почему эти религии называются мировыми? (Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам.)

— Давайте заполним таблицу на доске. Распределите, пожалуйста, названия, которые вы видите на доске по колонкам. (На доске на карточках написаны слова “Библия”, “Типитака”, “Коран”, “храм”, “мечеть”, “пагода”, “священник”, “имам”, “лама”. Карточки со словами “ритуалы”, “обычаи” и “обряды” закрыты.)

Библия Коран Типитака
Храм Мечеть Пагода
Священник Имам Лама

— Какие названия мы видим в первой строке таблицы? (Священных книг.)

— А во второй? (Священных сооружений.)

— Какие названия мы видим в третьей строке таблицы? (Хранители мировых религий.)

— А теперь откроем спрятанные слова. Как распределить эти слова по столбикам?

Проблема! (ученики решают проблемную ситуацию)

Вывод учеников: слова “ритуалы”, “обряды” и “обычаи” можно поместить во все столбики.

4. Сообщение темы урока.

— А теперь я предлагаю вам снова обратить ваше внимание на нашу таблицу. Что вы заметили? (В каждой колонке по одному слову выделены цветом.)

— Почему? Что объединяет эти слова? (Храм, мечеть и пагода – это сооружения или здания, построенные для совместных молитв.)

— Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите, туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может проходить? (Крестины, венчание, праздники…)

— Запишите в тетради тему урока: “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.

— Обсуждение названия темы:

  • с какими понятиями вы уже знакомы?
  • какие понятия новые для вас?

— Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке?

  • познакомиться с понятиями “обряд”, “ритуал”, “обычаи”.
  • выяснить, какие ритуалы и обряды существуют в мировых религиозных культурах.

— Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (Выслушиваются варианты ответов.)

— Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

Физминутка.

5. Работа над новым материалом. Работа с текстом учебника.

Учебник, с. 52

Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение учебного задания путём выставления пометок простым карандашом на полях учебника.

  • ! – я этого не знал;
  • + — это мне известно;
  • ? – об этом хочется узнать подробней.

— До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (Ответы учащихся.)

Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство — все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

— Как древний человек добывал себе пропитание? (Занимался охотой.)

Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.

Запись в тетради:

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии. Обряды могут быть коллективными или индивидуальными. Они связаны с основными событиями в жизни человека.

— Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (Колдуны, маги, жрецы.) Прочитаем о них в учебнике (3 абзац, стр. 52)

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

— А теперь обратим свое внимание на стр. 53 на рубрику “Это интересно” в правом верхнем углу. Прочитайте это сообщение, пожалуйста. (Ученики знакомятся самостоятельно.)

— Как выглядел шаман, назовите его важнейшие атрибуты? (На голове убор из орлиных перьев, в руках бубен и колотушка.)

Шаманизм — разновидность язычества, был первой религией коренного населения Сибири и Дальнего Востока задолго до христианства.

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.

Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

— А можете ли вы сказать, что такое молитва?

Запись в тетради:

Молитва – это обращение верующего к Богу.

— Послушайте небольшие отрывки молитв из разных религий и попробуйте догадаться, к какой из них может относиться тот или иной отрывок. (Прослушивание отрывков молитв из разных религий.)

6. Применение новых знаний

Групповая работа. Класс делится на 3 группы

  • 1 группа — христианство
  • 2 группа – ислам
  • 3 группа – буддизм

Задание учителя: каждая группа должна прочитать в учебнике, найти в Интернете и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в одной из мировых религиозных культур. Время выполнения: 5 минут.

Повторение правил работы в группах.

Выступления групп

Христианство:

Молитва — главный ежедневный обряд. Молитва – это обращение верующего к Богу. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

Воскресение — в христианстве — праздничное богослужение было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день считается в христианских странах праздником, днем, посвященным не обычным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.

Таинство — в христианстве семь таинств или священнодействия. существует семь таинств Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причастия (евхаристия), покаяние(исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них “под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать .

Венчание — таинство венчания совершается над юношей и девушкой, которые вступают в брак, создавая тем самым семью. На головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы.

Евхаристия или благодарение, – центральное таинство православной церкви, установленное самим Христом перед его распятием. В этом таинстве, по вере церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы превращаются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения.

Причащение — таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.

Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми.

Погребение — у православных христиан особо почитаемы дни, посвященные памяти усопших. Поминальными днями являются: 3,9, 40-й дни и годовщина после смерти.

Ислам:

Молитва — ежедневная молитва “намаз”. Мусульманин обязан молиться пять раз в день. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к ней – совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.

Пятница — является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью. Пятницу называют “соборным днем”. Все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную молитву, которая призвана их всех сплотить. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву.

Милостыня — закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях.

Паломничество — хадж — паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

Пост — соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Продукты, допустимые для мусульман известны как халяльная пища.

Свадьба — мусульманский свадебный обряд предусматривает, непосредственно перед свадебной церемонией, приглашение муллы, совершающих обряд никах, который состоит в чтении сур Корана. Затем мулла задаёт молодожёнам вопрос о том, согласны ли они принять на себя брачные обязанности. Женщина в этом случае может молчать, мусульманский свадебный обряд это допускает, поскольку её молчание будет воспринято, как положительный ответ. При совершении никаха обычно прочитывается четвёртая сура Корана, посвященная женщинам. В этой суре говорится о том, что мужчина может иметь несколько жён, а также имеет полное право на то, чтобы расторгнуть брачный союз, применить наказание по отношению к своей супруге, но при этом он не должен проявлять жесткость.

Запрет — в Коране содержится запрет на употребление свинины и вина. Запрет на вино, как правило, означать общий запрет на алкоголь. Курение так же запрещено.

Курбан-Байрам — наиболее почитаемый праздник мусульман. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.

Ураза-Байрам в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он также торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В Ураза-Байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках.

Погребение — мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую систему правил по переселению мусульманина в загробный мир. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву “Калимат — шахадат” (“Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк”).

Буддизм:

Молитва — ежедневные молитвы – мантры. Чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Свадьба — для того, чтобы определить дату, необходимо поговорить с монахами и астрологами, которые вычисляют наиболее благоприятный момент для заключения брака.

Свадьба начинается с утра молитвами монахов. После чего происходит торжественное шествие по улице. Под бой барабанов молодожёны отправляются в местный храм, где монахи до обеда для них читают мантры. Потом молодожёны садятся в особом молитвенном жесте, руки обвязывают лентой и каждый гость поливает их водой, попутно желая молодым долгой и счастливой жизни.

Дзул-хурал (светильный обряд). Множеством свечей, освещаются храмы снаружи и внутри, а верующие перед ликами богов раскаиваются в плохом обращении с домашними животными. Этот обряд совершается поздней осенью.

Обо — обряд, заключается в произношении перед кучей камней молитвы, прося помощи у духов. А на камнях оставляются подарки “хозяевам местности”. Обряд совершается перед сенокосом, в период засухи.

Ритуал очищения — Дугжууба – это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Обряд Дугжууба — это также своеобразный обряд “уборки”, очищения -специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Погребение — к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. В течении семи недель после смерти, буддисты совершают обряды, которые должны подготовить души к ее новому перерождению.

Обряд посвящения — те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения. Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю. Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.

7. Оценка работ групп.

8. Рефлексия.

— Ну, вот и закончилось наше путешествие по изучению обычаев и обрядов, существующих в разных мировых религиях, познакомились с основными религиозными традициями людей разных вероисповеданий.

Мы с вами живём в большом государстве, где вместе проживают люди разных национальностей и разных религиозных взглядов. Скажите, как нужно относиться к людям разных вероисповеданий, чтобы сохранить мир и покой в нашем общем доме? Какой вывод каждый из вас может сделать из урока? (Высказывания учащихся. Мы должны уважать, понимать и ценить религиозные традиции разных народов, быть терпимыми друг к другу).

9. Домашнее задание.

Прочитать учебник на с. 52-57, подготовить ответы на вопросы с. 57 из рубрики “Вопросы и задания”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *