Религия

Гипермаркет знаний>>Обществознание>>Обществознание 10 класс>> Социальные нормы и отклоняющееся поведение

МЫСЛИ МУДРЫХ
» Человек предназначен для жизни в обществе;
он не вполне человек и противоречит своей сущности,
если живет отшельником».
И.Г. Фихте (1762-1814), немецкий философ
16. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек мoжет стать преступником? Чем опасны алкоголь и нapкотики?
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально «руководящее начало, правило, образец». нopмы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в нeгo. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют eгo контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно. С помощью норм функционирование людей, групп, вceгo общества приобретает упорядоченный характер. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нopмально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.

В обществе существует множество норм. Это, прежде вceгo, обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они cтaнoвятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Далее, правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Затем моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Существуют еще и эстетические нормы. Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отpaжение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Наконец, религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нopмaми права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение peлигиозных норм поддерживается моральным сознанием вeрующих и религиозной верой в неизбежность кары за гpeхи — отступление от этих норм.

Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в eгo отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, тpeбующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.

Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, вo-первых, знание социальной нормы и ее осознание, вo-втoрых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальные нормы составляют один из элементов мeханизма регуляции отношений индивида и общества, кoтoрый называется социальным контролем. На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стaбильности обеспечивается социальным контролем. Как paботает механизм социального контроля?

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих eгo людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, eгo как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу… Во всех этих случаях может последовать peaкция других людей: замечания и иные проявления нeдoвольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражали установки общественногo сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выгoвopa, наложение штрафа, наказание, выносимое cyдoм,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо нeодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо нeгaтивные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются В эмоционально окрашенной реакции непосредственнoгo окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев ).

Общество (большие и малые группы, государство) oцeнивает индивида, но и индивид оценивает общество, гocyдарство, caмoгo себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале кypса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом caмооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со cтopoны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или caмoкoнтроль, в основе кOтopoгo лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процесс е самоконтроля большую роль играет coвесть, т. е. чувство и знание тoгo, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное coзнание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись coблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль — ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Caмoкoнтроль — одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социальногo контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование coциальной системы в целом.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся.

Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение — это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде вceгo в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых coциальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других болезненных явлениях.

Проявления отклоняющегося поведения столь же разнообразны, как многообразны и социальные нормы. Не мeнее разнообразны последствия этих отклонений. Их общая черта — вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.’

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление.

Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм — эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству. Их опасность можно рассмотреть на примере наркомании.

Наркомания является мощным фактором социальной дезорганизации, разрушительным социальным злом, исключительно серьезной угрозой функционированию общеcтвeннoгo организма. Под наркоманией пони мается потребление наркотиков без рекомендации врача. Медицина рассматривает наркоманию как болезнь, которая xapaктeризуется неодолимым влечением к наркотическим cpeдcтвам, потребностью в увеличении принимаемых доз, а тaкже мучительным состоянием в случае лишения наркотиков. Следствием наркомании является разрушение физического и психического здоровья, деградация личности. Социология рассматривает наркоманию как вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристрастием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми. Ее последствиями являются разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, yтpaта профессиональных качеств, незанятость, паразитизм, выпадение за рамки общепринятых норм. Опасность нapкомании очевидна и признается во всем мире, в том числе и в России.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим их.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологические объяснения oтклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное — общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нaрушающего установленные нормы, лежит иная система цeнностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Нaпример, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены и оправданны: «Всегда лучше показать свою силу», «Вей своих, чтобы чужие боялись!», «Вери от жизни все, что можешь!».

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильnого развития. Например, жестокость может быть следствием холоднoгo, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью кOтopoгo удается привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины кoтopoгo известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает cooтвeтcтвoвать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественнoгo общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. (Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонений поведения от социальных норм.)

По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные caнкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман,грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми — участниками взаимодействия (замечание, внушение, юмор, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.), В зависимости от их последствий, влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных opгaнoв.
ПРЕСТУПНОСТЬ
Преступность — самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» — производное от слова «преступление», что в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние,). Преступление — это посягающее на право порядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность — это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности cвoeгo существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как кopeнится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и eгo членов как ни одно из других негативных явлений общественного развития.

Уголовный кодекс Российской Федерации указывает следующие виды преступлений: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественноро порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности. Преступность не только социальное, но и правовое явление, так как преступно лишь то, что закреплено в Уголовном кoдeксе РФ. Преступность включает в себя действия, посягающие на личность, на собственность, права и свободы граждан, на общественные отношения. Эти действия причиняют объекту посягательства реальный и весьма существенный вред.

Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц — преступников, для части которых преступная деятельность стала профессиональной.

Наибольшую опасность представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности, общества, росударства.

Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и мaтeриального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегическоро сырья, драроценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным кaпиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, ее романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создает условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для гocyдapства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур. незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких государственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции политических деятелей и государственных должностных лиц;
стремлении ослабить федеральную власть. чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально регулирующая деятельность, которая осуществляется для тoгo, чтобы граждане не совершали поступков, запрещенных Уголовным кодексом РФ. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического. социального, социально-психологического, управленческого, культурного xapaктeра, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; вo-втopыx, развитие правосознания граждан; в-третьих, специальную профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение yгoловного законодательства по отношению к лицам, coвepшившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой нaциональной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.

2. Поскольку окружающие люди ожидают от вас поведения, отвечающего общепринятым социальным нормам, постарайтесь вести себя в соответствии с ними. Это будет одной из предпосылок комфортного самочувствия в обществе.

3 Оказавшись в другой стране, познакомьтесь с существующими там законами, обычаями, этикетом, другими нормами и учитывайте их, если хотите избежать негативнoгo отношения со стороны людей, среди которых вы нaходитесь.

4 Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует cдeлать самостоятельный выбор и впоследствии нести отвeтственность за нeгo.

5 Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, мoгут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.
Документ
Из работы российского социолога О. С. Осиповой «Девиантное поведение: благо или зло?».

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от тoгo, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

— Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более peшительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность — естественные права человека.

— Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).

— Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.

— Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на eгo действия.

— Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутpeнний личностный самоконтроль.

Вопросы и задания к документу
1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
2. К кaкому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
4. Почему в случае нарушения норм более выcoкoгo уровня необходимы наиболее решительные действия государства?
5. Как проявляется coциальный контроль в случае нарушения более низкогo уровня социальных норм? Почему?
6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.
2. Что такое социальный контроль?
3. В чем состоит значение caмоконтроля?
4. Каковы причины отклоняющегося поведения?
5. В чем социальная опасность преступности?
6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?
ЗАДАНИЯ
1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821-1862): «Общество готовит преступление,
преступник совершает eгo»? Разъясните eгo на каком-либо примере, взятом из газет.

2. Согласны ли вы с высказыванием французского дpaмaтypгa Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям вceгда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками — высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты eгo не применял,- тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже дaвно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. главное — нeотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ apгумeнтируйте.

4. В 1989 г. был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтехучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вpeдное влияние на здоровье человека, 70,1% — что они приводят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9% опрошенных, больным — 44%, морально опустившимся — 46,5%, преступником — 19,9%. Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по обществознанию, задания по обществознанию 10 класса

Данная статья основана на результатах исследований академика УАН Олега Викторовича Мальцева

Сегодня мы поговорим о таком направлении как «Прикладная история». Ученый, руководитель НИИ «Памяти» Мальцев Олег Викторович проводит исследования в данной области уже на протяжении 20 лет. Научная деятельность, направленная на изучение истории человечества, является очень важной на сегодняшний момент. Ведь современный человек не имеет понимания о том, как обстоят дела в мире, об устройстве мироздания, причинах возникновения уклада жизни, который сейчас существует, и о многих других фундаментальных вопросах. Если человек хочет чему-то научиться, то вероятно для этого стоит обратиться к мудрости наших предков, тех людей, которые обладали истинными знаниями.

Многие ученые пытаются изучать историю, проводят исследования, подсчеты, опираясь на данные разных наук, и предлагают свои выводы. Но ни одна из существующих гипотез, связанная с историей человечества, не является доказанной и правдоподобной. Безусловно, некоторым ученым все же удается найти некоторые факты близкие к истине, но целостной картины и ответов на все вопросы об истории человечества никто до сих пор предоставить так и не смог.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на исследование мировых религий, причину их возникновения и проявления для человека. Человек ищет знания, истину, мудрость предков, смысл жизни. И в истории существовали люди, которые несли человечеству эти знания. Их называли пророками, великими учителями. Кто же были эти люди, и что за учения они принесли в этот мир? На эти вопросы никто из ученых не может дать исчерпывающий ответ.

Нам же на помощь приходит Прикладная наука — мудрость и знания наших предков, которая дает инструменты и методики, позволяющие исчерпывающе ответить на столь глобальные вопросы человечества.

Религии как уровни построения энергоградиента.

Рассмотрим основные религии, которые сейчас существуют в мире, и пророков, принесших людям эти учения: Буддизм (Будда Шакьямуни Сиддхартха Гаутама), Христианство (Иисус Христос), Индуизм (Кришна), Иудаизм (Моисей), Ислам (Мухаммад), Даосизм (Лао Цзы), Конфуцианство (Конфуций), Синтоизм и шаманизм (шаманы). Мы видим число «8»: восемь пророков, восемь основных мировых религий. Все религии говорят о Боге (богах), то есть «Всевышнем», «Высшем разуме» – самом верхнем уровне естественной иерархии творения, в мире восприятия. И если существует «Высший разум» в не проявленном мире, то вероятно есть его проявление на физическом плане, то есть мировой разум. Диапазон мирового разума, в свою очередь, имеет восемь уровней. То есть «Высший разум», проходя естественную иерархию творения (через мир восприятия и мир проявленный), распаковывается на восемь элементов диапазона в физическом мире. Вспомним устройство разума человека и естественную иерархию творения Господнего (Рисунок 1).

Рисунок 1. Естественная иерархия творения Господнего. Диапазон разума человека.

Рассмотрим уровни на энергетическом градиенте, начиная с верхнего: желание (отсутствие вариантов), интерес (надежда, что вариант появится), действие (копирование других), контрусилие (противодействие друг другу), согласие (смирение, что не может), подмена понятий (подмена одних понятий на другие), автоматизмы (действия по алгоритмам, робот), материя. А теперь попробуем сопоставить мировые религии и эти уровни, используя как инструмент естественную иерархию творения. Изобразим выше описанное на рисунке 2.

Рисунок 2. Естественная иерархия творения. Мировые религии.

Рассмотрим устройство разума человека на рисунке.

Рисунок 3. Устройство разума человека.

Составные части разума человека: «Дух», «Ролевой барабан» — восемь эстафетных ролей, «РЭХ» — реактивно – эстафетное хранилище, оценочная и оправдательная функции и биомеханика (тело). Одна из составляющих разума человека – реактивно-эстафетное хранилище (РЭХ), где хранятся все инциденты (события) прошлого опыта. При выполнении задач человек обращается к своему опыту в поисках решения, похожих инцидентов, то есть использует это хранилище. При нахождении соответствующего инцидента, он применяет свой прошлый опыт, включается оценочно-оправдательная функция, и человек совершает дальнейшее действие. Если же не находит такой инцидент, то ищет объект для копирования, то есть использует чужой опыт. Инцидент из прошлого, в свою очередь, формирует определенную роль (созданную опытом), и наоборот.

Существует определенный набор эстафетных ролей, которые может использовать человек, «ролевой барабан». Таких ролей восемь, и они соответствуют определенному уровню восприятия на энергетическом градиенте. Роль обеспечивающая существование – «желание», роль перекладывающая ответственность – «интерес», роль горизонтальной устойчивости – «действие», роль защищать – «контрусилие», роль жертвы – «согласие», роль завоевания территории – «подмена понятий», роль прятать – «автоматизмы», роль ждать – «материя». Исходя из этой классификации, можно сделать определенный вывод о том, как выглядит и мировой разум в проявленном мире: восемь плоскостей восприятия (религии) и восемь эстафетных ролей (пророки). Подобно устройству человеческого разума, в нижнем диапазоне мирового разума совокупность религий образует реактивно-эстафетное хранилище (РЭХ), созданный опыт, а роли (пророки), в свою очередь, формируют «ролевой барабан».

Так как разум человека выстроен аналогично мировому, выстраиваются целые двигательные цепочки (масса людей) в соответствии с уровнем восприятия, которые следуют за определенными эталонами. А святые писания – это и есть те самые эталоны. Человек, исповедуя одну из религий, становится ограниченным определенной плоскостью и ролью, например, Христианство и Христос. Что значит христианизация? Это означает, что человеку сказали соответствовать только одной плоскости и одной роли, а остальные «стереть».

Единая Вера, которая существовала до раскола на религии, находится по уровню намного выше всех религий, в мире восприятия, как и Веды (мудрость, знание). И Вера, как собирательный образ, с верхнего уровня раскладывается в диапазон проявленного мира как барабан эстафетных ролей, а истинное знание на совокупность восьми религий, РЭХ.

Рисунок 4. Вера и Веды.

Разложим разум человека по уровням на энергоградиенте (мир проявленный). Каждому из уровней будет соответствовать одна из религий, как это было показано на рисунке 4. Буддизм будет располагаться на верхнем уровне, то есть «желание» — желание стать Буддой; Христианство соответствует плоскости «интерес» — интерес, надежда на спасение; Индуизм – «действие», каждый получает по делам его; Иудаизм – «контрусилие», «война» со всеми; Ислам – «согласие», покорность, абсолютное подчинение; Даосизм – «подмена понятий», дао или «путь вещей»; Конфуцианство – «автоматизмы», религия без Бога, правила; Синтоизм (шаманизм) – «материя», силы природы. Это наглядно демонстрирует, как формировалась система автоматизмов (энергоградиент) в мире, и последовательность появления религий (сверху вниз), что из чего проистекало. И то, что у нас есть сейчас в мире, это определенные степени познания определенных людей. Обратим внимание на степени познания мира человеком и изобразим это на следующем рисунке.

Рисунок 5. Стадии познания мира.

Дадим краткое описание каждой из стадии познания. Физическое познание мира – ребенок познает мир, спорит; «пуся» — интересуется информацией, ищет объяснения; «хулиган» — поиск модели поведения для копирования, авторитета, атакует и защищается одновременно; «энтузиаст» — стадия обучения, поиск субъекта для перекладывания ответственности, использование свойств других людей; «разочарование» — стадия обороны, обманутые ожидания, разочарование, возврат в прошлый опыт. Человек находится в постоянном цикле (неосознанного познания), переходя с одного уровня на другой, до тех пор, пока не сможет выйти за пределы энергоградиента. Стадии верхнего диапазона, резонансный градиент: «система» — переход в другую систему, изучение принципов и устройства; «скорость» — справляется со скоростью, временем; «сила» — постижение силы, власть; «абсолютное знание» — постижение тайного знания, бесспорные преимущества перед другими.

Человек рождается в мире с наличием у него только двух уровней: материи и автоматизмов, а затем начинает постигать мир. То есть, изначально он находится на уровне шаманизма, физического познания, и конфуцианства, закона, правил, алгоритмов. В процессе познания окружающего мира человек может быть и христианином, и буддистом, и индуистом, и шаманом, так как это все является уровнями его восприятия. А религия – это попытка замкнуть человека только в одной определенной плоскости и не дать ему возможности пользоваться всем нижним диапазоном разума, а тем более выйти за его пределы. Поэтому те, кто исповедует одну из мировых религий, практически не имеет шансов подняться выше энергоградиента, горизонтальной плоскости решения задач.

Давайте посмотрим, есть ли среди религий в мире те, которые все же позволяют человеку постичь уровни более высокого диапазона, резонансного? Одной таких религий является буддизм. Это вероучение дает возможность человеку продвинуться дальше по вертикали. Здесь существует определенная методика, так называемый «ремонтный путь», которая позволяет подняться выше, в мир восприятия, и выстроить диапазон до уровня постижения скорости (Калачакра-тантра, Круг Времени). В буддистской практике речь идет о «ремонте» ума (мир восприятия) и о карме (мир проявленный), избавлении от использования системы автоматизмов и зависимости от скорости (времени, дистанции). Это та система, которая взяла смерть под контроль, управляемая реинкарнация.

Рисунок 6. Калачакра-тантра, Круг Времени.

Высшая практика, которая существует в Православии (учении святых отцов, Григорий Палама), «Исихазм», позволяла поднять человека до уровня Веры, постижения силы («гора», на которую ходил Иисус). Того же уровня позволяет человеку достичь и практика Дзен-Буддизма и учение Падма Самбхавы. Но и эти знания, и методика постижения недоступны для большинства людей и сокрыты как тайные. И нет на земле других путей наверх посредством религий, никто более не предлагает методик постижения и выхода за пределы нижнего диапазона разума…

Рисунок 7. Исихазм. Уровень силы.

Как же вероучение славянского народа опустили до уровня интереса, то есть ожидания, надежды на спасение? После расколы единой Веры наших предков Православие было разделено на три направления: Православная церковь (вера), Святоотеческое учение (знание) и Прикладная наука (методика). Общественные деятели, то есть священники, встали во главе православной церкви. Святые отцы ушли в аскетическое православие, а прикладная наука исчезла. И людям оставили только веру в надежду на спасение. Но не будет человеку спасения и освобождения, и ждет его перерождение вновь и вновь, пока он не выйдет за пределы нижнего диапазона разума.

Обратим внимание на вопрос существования религии в государстве. В конституции написано, что каждый человек свободен в вероисповедании, то есть он свободен, чтобы двигаться вверх к Вере. Но он несвободен в выборе принадлежности к религиям. Так как, говоря, что одна религия хуже или лучше другой, он не понимает, что просто отрицает один или несколько уровней восприятия диапазона разума, то есть роли в своей системе автоматизмов. А отсюда возникают все распри и религиозные воины, эгоизм одной системы автоматизмов против эгоизма другой. На самом же деле, не может быть один элемент плохим, а другой хорошим – это просто составляющие части одной системы, одного целого механизма. Опять вернемся к буддизму, хочется упомянуть о том, что это единственное вероучение, которое находится на самом верху диапазона энергоградиента и не отрицает всех составляющих его элементов, то есть других религий. Ведь все нижние уровни являются частью верхнего уровня.

Религиозное воззрение любого человека на земле, не более чем просто его заявление вслух, что он, например, буддист. На самом же деле он является и буддистом, и христианином, и кришнаитом, и тд. одновременно. Это можно проверить на простом примере: человек заявляет, что он христианин, то есть говорит о надежде, но разве он не может подменить понятия, становясь тем самым приверженцем даосизма, или кричать, что «всем тут покажет», превращаясь в иудея, соглашаться после «ударов судьбы», уподобляясь мусульманину, и тд. Это все один и тот же человек, и действует он по-разному, находясь в разных ситуациях.

Человек, живет в неведении и находится в вечном поиске, замкнутом цикле системы автоматизмов, используя как инструмент постижения религии. Он не понимает, что на самом деле происходит. Ведь та единая Вера и знания были раздроблены на части много веков назад. Точкой отсчета чего можно считать казнь Иисуса Христа в двенадцатом веке. Это преднамеренное убийство было осуществлено для мирового переворота с целью обретения власти. И чтобы ее обрести, необходимо было также изменить мышление людей и отнять у них способности. Ведь человек, не обладающий способностями, не знающий как обрести силу и знания, становится зависимым и им легко управлять. После казни Христа проводилась «чистка» людей в течение нескольких веков: крестовые походы, святая инквизиция и тп.

Знания отнимали у человечества, а тех, кто их нес, подвергали изгнаниям, преследованиям или просто уничтожению. И самое главное то, что была изъята методика тренировки постижения. Сама же история, чтобы скрыть следы преступлений, была переделана и искажена, изменены временные диапазоны. И отсюда напрашивается вывод о том, что религии, которые считаются древними, возникли сравнительно недавно, то есть после двенадцатого века. А до этого существовала только единая Вера, и была методика, позволяющая нашим предкам становиться богами при жизни. Современный же человек замкнут в рамки религий, и находится в ограниченных плоскостях без возможности из них выйти. И пока он не осознает и не изменит это, так и будет обречен на вечный поиск истины.

Прикладная наука – это фундаментальные знания наших предков. Она дает возможность человеку пройти полный диапазон естественной иерархии творения, постичь все уровни духовного развития. Наши предки обладали абсолютными знаниями и методиками, которые позволяли достичь состояния богоподобия в течение одной человеческой жизни. В основе науки лежит та единая Вера, которая была намерено разбита на осколки, чтобы разрушить целостную систему знаний для человека. Но изучая и применяя Славянскую науку, человек может не только постигать уровни восприятия, развиваться и двигаться вверх, но и выбирать наиболее ему подходящий и быстрый способ постижения. Зачем же искать истину в религиях, частях системы автоматизмов, если есть фундаментальные знания наших предков и Прикладная наука. Каждый человек, стремящийся к истине, вправе ее постичь.

религия

Религия Рели́гия ( — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

религия

ж.
1.Одна из форм общественного сознания — мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в существование высших сил и существ ( Бога и богов ) , которые являются предметом поклонения.
2.Каждая из исторических форм развития такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание ( христианство, буддизм, ислам и т.п. ) .
3. перен.То, что основано на вере.

религия

( лат. religio) одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях; главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного; в настоящее время р. представляет собой сложное социальное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации; р. — исторически преходящая форма общественного сознания.

религия

ж.
1) Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения.
2) Каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и т.п.).
3) перен. То, что основано на вере.

религия

жен. , лат. вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, или основные духовные убежденья. Религиозный обряд, обряд веры. Религиозный человек, верующий, твердый в вере. Религиозность жен. свойство, состояние по прилаг.

религия

одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях; главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного; в настоящее время р. представляет собой сложное социальное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации; р. — исторически преходящая форма общественного сознания.

религия

рел`игия, -и

религия

одно из направлений такого общественного сознания Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). религия одна из форм общественного сознания — совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, д-хов), которые являются предметом поклонения

религия

(от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

религия

религия ж.
1) Одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения.
2) Каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и т.п.).
3) перен. То, что основано на вере.

религия

религии, ж. (латин. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Ленин. Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Ленин.

религия

— см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ .

религия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ- см ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ .

религия

ОФИЦИАЛЬНАЯ- см ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ .

религия

— см. государственная религия .

религия

(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия ( культ ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, ‘священного’, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Р. — вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. ‘… Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных’ (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с.
328). В Р. человека порабощают продукты его собственного воображения. Р. представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения. Согласно современным научным данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании — о ‘мире мёртвых’ и ‘душе’, которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени. Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни Р.): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое ‘существо’, так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни Р.). Р. есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром на первоначальных стадиях человеческой истории. В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её ‘таинственными’ силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями Р. были магия , тотемизм , ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздние формы доклассовой Р. — тайные союзы, культ вождей и др. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, — фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа — ‘духов’; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу ‘душу’ ( анимизм ), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р. пришли Р. классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире ‘духов’. С развитием земледелия всё более важную роль стали играть ‘духи’ растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Получили развитие эсотерические (тайные) верования и культы, были закреплены мифы (см. Мифология ) — сначала в устной традиции, затем появились письменные памятники Р. — священные книги. С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические (см. Политеизм ) Р. раннего классового общества: ведическая религия Древней Индии, японский синтоизм , Р. Древнего Египта, Ирана ( маздеизм ), Р. греков, римлян и др. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов (см. Жречество ) и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной Р. были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы. Развилась система жертвоприношений, усложнился и приобрёл большую социальную значимость культ, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования . Р. стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть эксплуататорской верхушки. С появлением профессионального жречества Р. всё чаще стала использоваться в целях сознательного обмана масс. В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как олицетворение сил природы, а также моральных предписаний. В Р. рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. ‘Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога… Так возник монотеизм…’ (там же, с.
329). В Р. раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это — племенные, а в дальнейшем национально-государственные Р., в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство ,синтоизм, индуизм , иудаизм ). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, Р. — буддизм (6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм . Характерный для христианского монотеизма своего рода культ ‘абстрактного человека’ (см. там же) обусловлен отношениями товарного производства и связан с таким пониманием человека, в котором реальные социальные характеристики человека, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия отбрасываются и ‘преодолеваются’ как несущественные с точки зрения главного отношения, определяющего сущность человека, — отношения к богу. Вера в бога здесь связана с принижением ‘мирского’, она ориентирует человека не на социальные преобразования, а на ‘спасение’ от мирских уз, на уход от мирской суеты как идеал достойной человека жизни. Складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений — церковь , духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология . Одной из форм распространения мировых Р. является миссионерство . Специфические особенности различных мировых Р. обусловлены различиями материальной жизни, политических и культурных форм той общественной среды, в которой они возникли и получили распространение. Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, который продолжил и развил традиции критики Р. прогрессивной общественной мыслью, подняв эту критику на качественно новый уровень, органически связав её с борьбой за революционное преобразование тех социальных отношений, которые создают потребность в религиозных иллюзиях. Не боги создают человека, но человек создаёт богов по своему образу и подобию — основной тезис атеистической критики Р. со времён античности и вплоть до Л. Фейербах ; согласно последнему, человек, поклоняясь богу, поклоняется своей собственной сущности, которую он отчуждает от себя самого. Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, но при этом остаётся открытым вопрос о том, почему происходит это удвоение, самоотчуждение человека, почему ‘…земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство…’ (Маркс К., там же, т. 3, с.
2). Марксизм, опираясь на материалистическое понимание истории, показывает, что это ‘…может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы’ (там же). Марксизм объясняет существование Р. реальными общественно-историческими отношениями; с появлением классового общества это — отношения, построенные на эксплуатации человека человеком. Превратный мир торжествующего зла и несправедливости рождает превратное сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы ‘этого’ мира, Р. примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью. Именно эту социальную функцию Р. имел в виду К. Маркс, характеризуя её как ‘опиум народа’ (см. там же, т. 1, с.
415). Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию Р., марксизм подчёркивает, что в основе религиозного отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в котором ‘…человеческая сущность не обладает истинной действительностью’ и потому получает иллюзорное осуществление в боге. ‘Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир’. Р. есть ‘…самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял’ (там же, с.
414). Преодоление религии Маркс связывал с революционным переустройством общества на коммунистических началах. ‘Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса… сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем’ (там же, т. 23, с,
90). Земные истоки Р. всё более раскрывались по мере того, как она становилась предметом научного исследования. Многочисленные этнологические исследования (Э. Тай-ор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт, К. Прёйс и др.) показали, что первоначально существование Р. было связано с низким уровнем развития производства и духовной культуры. Характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, этнология помогла тем самым реконструировать историю возникновения религиозных верований. Изучение древнейших закрепленных в памятниках письменности религиозных текстов дало обширный сравнительный материал для объяснения сходства мифов, верований и культов у народов в разных частях света, которое вытекает из сходства форм производственной деятельности, экономического быта на ранних ступенях общественного развития. Была показана связь религиозного сознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира (например, связь иудаизма с культурным миром Древнего Востока, зарождающегося христианства — с восточно-эллинистическим синкретизмом). В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет обусловленные этим социальные функции, является одним из инструментов, при помощи которых идеи господствующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опора ‘превратного мира’, построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи включенной в борьбу классов, Р. в определённых обстоятельствах может выражать и выражала интересы и стремления эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму борьбы одной религиозной идеи против другой. Революционные крестьянские движения во многих странах формулировали свои (антифеодальные) программы на основе раннехристианских требований равенства и братства. Однако тот факт, что на определённых этапах истории идеи прогрессивных социальных движений выступают в религиозной оболочке, свидетельствует лишь о незрелости этих движений. Понятие бога, сверхъестественного может иметь различный социальный смысл именно потому, что суждение о боге есть всегда суждение о мире. Вера в существование бога может формировать различное отношение к действительности, обнаруживать себя в различном социальном поведении, которое колеблется в достаточно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и квиетизмом ,примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация современной религиозной идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс верующих трудящихся, которые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого мира. С каждым великим историческим переворотом в общественных порядках происходил переворот и в религиозных представлениях людей. Так, средневековый католицизм олицетворял собой феодальную разновидность христианства, в противовес которой с развитием капитализма возник протестантизм как буржуазная разновидность христианства. В свою очередь и католицизм со 2-й половине 19 в. становится на путь приспособления к условиям буржуазного общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации — постепенного падения влияния Р., высвобождения из-под её контроля различных сторон общественной и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в современную историческую эпоху, в условиях глубоких социальных преобразований и научно-технического прогресса человечества, когда Р. переживает глубокий и необратимый кризис. Всё меньше остаётся стран, где Р. признаётся государственной идеологией; в результате отделения церкви от государства, школы от церкви сужается сфера контроля Р. над духовной жизнью общества. Р. перестаёт быть господствующей формой идеологии, её престиж и число приверженцев заметно уменьшаются, сохраняющаяся религиозность приобретает всё более поверхностный характер. Научно-техническая революция нанесла новый удар по религиозной картине мира и упрочила уверенность человека в способности своими силами решить стоящие перед ним проблемы. В эпоху перехода от капитализма к социализму всё более очевидным становится то, что Р. как форма общественного сознания исторически изжила себя. Состояние современного религиозного сознания характеризуется конфликтом между традиционными формами веры и её обновленными вариантами. Попытки снять конфликт между наукой и Р., примирить их, освободив Р. от архаических элементов, мифологии, наивного антропоморфизма и т. п., лишь подчёркивают противоположность Р. научному мировоззрению. Наряду с факторами, подрывающими Р., продолжают действовать и факторы, которые питают, поддерживают её. Государственно-монополистический капитализм несёт с собой обострение социальных противоречий, усиление эксплуатации, подавление и опустошение личности. Он олицетворяет собой тот ‘превратный мир’, духовным порождением которого является Р. Научно-технические достижения сами по себе не ведут автоматически к отмиранию Р., поскольку причины её существования коренятся в общественных отношениях. Научно-техническая революция в условиях капиталистического общества сопряжена с рядом отрицательных социальных последствий, ответственность за которые религиозные идеологи возлагают на науку, на познающий разум. Кризис запутавшегося в противоречиях капитализма интерпретируется как кризис человека, забывшего о боге; Р. предлагается вместо политики. Хотя в целях приспособления Р. к изменившемуся миру (модернизация Р.) делаются попытки интерпретировать Р. в духе ‘теологии революции’ как духовную силу, стимулирующую социальную активность, это не изменяет коренным образом её социальной природы; поскольку вера в бога остаётся оборотной стороной неверия человека в собственные силы, она в конечном счёте гасит социальный протест иллюзорным утешением. В той мере, в какой капитализм исторически себя изживает, у господствующих классов растет потребность в религиозном оправдании его существования. В эпоху империализма Р. активно насаждается всеми средствами буржуазной пропаганды как одно из главных средств противодействия распространению научно-материалистического мировоззрения, коммунистической идеологии. Будучи глубоко научным, материалистическим в основе своей, марксистско-ленинское мировоззрение противостоит Р. как иллюзорному, превратному сознанию. Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную реальность, противостоит Р. как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешительной лжи или самообмана: ‘упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья’ (Маркс К., там же, т. 1, с.
415). С возникновением социализма на земле сложился общественный строй, принципиально противоположный тому ‘бессердечному миру’, тем ‘бездушным порядкам’, иллюзорным восполнением которых является Р. Чувство религиозной общности, связи с богом выступает как иллюзорная компенсация слабости социальных связей между людьми, которая присуща антагонистическим общественно-экономическим формациям и ликвидируется в ходе социалистических преобразований. До тех пор, пока Р. сохраняется ещё в социалистическом обществе, верующим предоставляется возможность свободного отправления культа, гарантированная конституцией. Церковь отделена от государства, и оно не вмешивается в отношения граждан к Р. и религиозным верованиям — в этом воплощён лозунг свободы совести, отстаивавшийся марксизмом-ленинизмом на всех этапах его истории. Вместе с тем в социалистическом обществе осуществляется деятельность, направленная на создание условий для освобождения сознания граждан от религиозных воззрений, ведётся научно-атеистическая пропаганда. Если свободомыслие и атеизм в его исторически ограниченных формах проявления в антагонистических формациях не были ещё достоянием широких масс, то в социалистическом обществе Р. противостоит массовый атеизм (см. также Атеистическое воспитание ). Марксистский атеизм порывает с ограниченностью просветительской критики Р., которая не преодолевает идеалистической иллюзии, будто достаточно изменить сознание людей, чтобы изменился мир. В. И. Ленин, предостерегая против заигрывания с Р., в то же время выступал против всякого рода авантюр ‘…политической войны с религией’, считая необходимым ‘…подчинение борьбы с религией борьбе за социализм’ (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 417,
425). Создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений, рост культуры трудящихся масс обусловливают закономерное движение к обществу, свободному от Р. Историческая практика подтверждает мысль Маркса о том, что ‘…религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию’ (Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви, 1971, с.
470).Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. , М., 1971; Ленин В. И., Об атеизме, религии и церкви. , М., 1969; Мюллер М., Религия как предмет сравнительного изучения, Хар., 1902; Кант И., Религия в пределах только разума, пер. с нем., СПБ, 1908; Джемс У., Многообразие религиозного опыта, пер. с англ., М., 1910; Фрейзер Д. Д., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1-4, М., 1928; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Тейлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Лафарг П., Религия и капитал, пер. с франц., М., 1937; Крывелев И. А., Ленин о религии, М., 1960; Токарев С. А., Религия в истории народов мира, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Общество и религия, М., 1967; Яковлев Е. Г., Эстетическое сознание, искусство и религия, М., 1969; Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970; Попова М. А., Критика психологической апологии религии, М., 1972; Сухов А. Д., Религия как общественный феномен, М., 1972; Атеизм, религия, нравственность, М., 1972; Угринович Д. М., Введение в теоретическое религиоведение, М., 1973; Наука о неорганической природе и религия, М., 1973; Никольский Н. М., Избранные произведения по истории религии, М., 1974; Гараджа В. И., Актуальность ленинских принципов критики религии в современной идеологической борьбе, в кн.: Теоретическое наследие В. И. Ленина и современная философская наука, М., 1974; Вопросы истории религии и атеизма. Сб. ст., т. 1-12, М., 1950-64; Вопросы научного атеизма, в. 1- 17-, М., 1966-74-; Hegel G. W. F., Vorlesungen uber die Philosophic der Religion, Bd 1-2, Stuttg., 1928; Marett R. R., The threshold of religion, L., 1909; Durckheim Е., Lesformes elementaires de la vie religieuse, Р., 1912; Weber M., Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1-3, Tubingen, 1921-22; Jung К. G., Psychologie und Religion, Z., 1940; Hellpach W., Grundriß der Religionspsychologie, Stuttg., 1951; Handbuch der Religionswissenschaft, Hrsg. von G. Mensching, B., 1948; Mensching G., Die Religion. Erscheinungs formen, Strukturtypen und Lebensgesetze, Stuttg., 1959; Vach J., Religionssoziologie, Tubingen, 1951; Eliade M., Traite d’histoire des religions, P., 1959; International bibliography of the history of religions, Leiden, 1954; G I asenapp Н. von, Die funf großen Religionen, 3 Aufl., Bd 1-2, Dusseldorf, 1952-57; Otto R., Das Heilige, 30 Aufl., Munch,, 1958; Heiler F., Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart, Stuttg., 1959; его же, Erscheinungsformen und Wesen der Religionen, Stuttg., 1961; Leeuw G. van der, Einfuhrung in die Phanomenologie der Religion, Munch., 1925; Wells D. H., God, man and the thinker: philosophies of religion, N. Y., 1962; Religion und Atheismus heute, B., 1966; Trillhaas W., Religionsphilosophie, B. — N. Y., 1972; Steigerwaid R., Marxismus — Religion — Gegenwart, B.,
1973. см. также лит. при ст. Атеизм . В. И. Гараджа.

религия

религия, -и

религия

одна из форм общественного сознаниясовокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание то, чему поклоняются, во что слепо верят

Евгений Соколов 358 2 года назад студент, администратор паблика «Типичный Историк» — vk.com/typical_historian Пользователю можно задать вопрос

Атеист. Вообще у меня долгие отношения с православием. Раз вам интересно, то расскажу.
С детства я был верующим, считал, что Бог и правда есть наверху, и он все видит, видит каждый наш грех. Я прекрасно понимал, что надо хотя бы два-три раза в год ходить в церковь, чтобы помолится и искупить свои грехи.
Я не считал себя чисто верующим, потому что понимал, что я не выполняю те законы, которые прописаны в Библии, но все же верил в Бога и дальше.
Перейдя в седьмой — восьмой класс во мне угасла вера, скорее всего угасла, что мне нечем было ее поддерживать, да и в дальнейшем я увлекся политикой и узнал, как хорошо жить нашим попам и священникам. Это возмутило меня. По идеи я должен был возненавидеть церковь и стать деистом (может я путаю понятия с итсизмом), но я не полюбил и Бога, и церковь. С этого момента начался мой путь, как атеиста.
Был момент, когда я хотел стать католиком, правда, не знал как 😀
Да, я атеист и не признаю существования Бога, но порой люблю пообсуждать с людьми на эту тему: есть кто наверху иль нет.

Но даже если человек и считает себя атеистом, то он должен понимать одну суть. Нельзя осуждать человека за его религиозные взгляды. Человек может, и если надо, опираться на Бога, молится на него и прочее.

Уважайте любые религиозные взгляды вне зависимости какой вы веры. Не вам решать, кто будет верить в Бога, а кто нет.

Евгений Соколовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 2 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *