Религия древней месопотамии

Презентация «Национально-государственные религии Месопотамии и Египта»

Национально-государственные религии Месопотамии и Египта.

Национально-государственные религии – это религии, ограниченные рамками одного народа или государства. Они характеризуются политеизмом, развитым учением о загробном мире и загробном воздаянии, установлением религиозного ритуала, появлением жречества.

С изменением характера жизнедеятельности людей, возникновением частной собственности и формированием государственного института происходят неизбежные изменения в религиозных верованиях и обрядах. Новые религиозные системы предполагали выделение вождей в осо­бую социальную группу. Власть правителей этих государств провозглашалась божественной, а сами обладатели считались богами на земле согласно концепции о „дважды рожденных” (один раз, конечно, от земной женщины-матери, а второй раз — после обряда освящения Богом, что символизировало новое рождение). Появляются новые верования и обряды при возведении этих вождей в статус правителей. Вож­ди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Всё, что окружало вождя, становится священным и недоступным для соплеменников. Организаторы этих верований выделяются в отдельную группу, фор­мируя религиозные организации: касты священнослужителей — жрецов, которым принадлежало исключительное право в совершении обрядов и ритуалов. Жрецы выступают хранителями веры, культа, мифов, гимнов и фактически осуществляют посредническую функцию между богами и людьми. Вся государственная жизнь строго регламентировалась религиозными нормами и правилами. Религия освящала все сферы жизни, каждый шаг человека и социума, предопределяла тотальную сакрализацию общества. Таким образом, религия способствовала укреплению авторитарных деспотических режимов. Этому способствовало освящение самого государственного строя, когда священным признается разделение общества на отдельные касты и сословия. Духовная власть окончательно отделяется от светской и получает небывалую силу в обществе.

Возникает и социальная иерархия, свойственная государству. Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определя­лась принадлежностью к данному государству.

Истори­ческие, бытовые и культурные условия развития той или иной народ­ности определяют особенности национальных религий. Верования и культовая система национальных религий отражали и закрепляли спе­цифику культуры и быта определенной этнической общности. Поэто­му национальные религии, как правило, не выходили за рамки той или иной народности.

К ранним национальным религиям зачисляют религии, которые функционировали в древнейших цивилизациях: шумеро-вавилонской, древнеегипетской, древнеиранской, древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой, древнеримской и др. Большинство этих религий не сохранились до нашего времени, но хорошо изучены на основе археологических и письменных источников. Они перестали существовать вместе с упадком древних государств, но основные вероисповедные идеи, моральные принципы, устоявшаяся культовая обрядность в несколько видоизмененном виде перешла к более поздним религиозным системам или ощутимо повлияла на них.

Одно из первых госу­дарственных образований, возникших в долине реки Нил во II тыся­челетии до Новой эры, — Древний Египет. (Презентация. Слайд №2)

Религия древних египтян носила политеистический характер. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из ста­тей международного договора между египетским царем Рамзесом II (слайд №3) и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподоб­ными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в ре­лигии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе, и богов общеегипетских, почитаемых во всей стране.

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядо­чения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культо­вых действий — жрецы (слайд №4) — стремились провести эту работу. На осно­ве этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра (слайд №5), странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах (слайд №6), создавший мир бо­гов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис (слайд №7), олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида (слайд №8) — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фарао­на (слайд №9). Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением бо­жества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божествен­ного повеления.

Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огром­ные материальные и денежные средства.

Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись раз­ливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он яв­лялся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фара­она — его способность воздействовать на богов, быть среди них пред­ставителем своих подданных.

Египтяне представляли своих богов могущественными и гроз­ными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их слу­жить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе бла­говоление богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы (слайд №10), создавались статуи богов (слайд №11), содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде­лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране, потому что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царст­во. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюде­ния, писали законы и т. д.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физичес­кого тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали боль­шое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельмо­жей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отда­вали большие средства на строительство гробниц, заупокойных хра­мов, статуй, рельефных изображений и т. д.

Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являются жертвоприношения. Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязан­ностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом, в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала цент­ральная роль.

Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопота­мии (слайд №12), в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумер­ское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеи­стической (слайд №13). Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану (слайд №14), бог земли — Энлиль (слайд №15), бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.

По представлениям шумеров, жизнь во Вселенной управлялась боже­ственными законами. Известно более ста таких законов («Мэ»). Они определяют единственную реальность — Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с человеком и общественными институтами. Все ус­тановлено законами, непреложно и неизменно. Мироощущение древ­них шумеров определяется представлением о неизменяющейся при­роде мира. Вселенная для них — совокупность земли и неба: над круглой и плоской землей возвышалось небо — купол огромных раз­меров. Законы «Мэ» определяли принципы ремесел и искусств, пове­дение человека, его жизнь и смерть, управление обществом, бытие бо­жественных существ. Опыт восприятия божественного был связан со звездным небом и космическим порядком, неизменным ходом небес­ных светил. Эта религия видела в небесных телах первоначало и пер­вообраз земных событий и полагала, что с помощью возникшей тогда астрологии по звездам можно угадывать судьбы людей.

Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизован­ных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Ак­кад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс ви­доизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большин­ство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообраз­ный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифо­логии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представле­ние о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным уста­новлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих госу­дарств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небес­ными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах виде­ли первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помо­щью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

С мифологическими представлениями месопотамской циви­лизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятель­ности был храм (слайд №17). Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответ­ствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храма­ми, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности го­сударства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продук­ции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль послед­ней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

Таким образом, между древнеегипетской и шумерской религиозными системами существовали как сходства, так и различия. Сходство:

— политеистическая форма религии;

— жрецы – отправители культов;

— храм – центр культовой деятельности

Различия:

— в Египте правитель – фараон – воплощение божества; у шумеров правитель – царь;

— в Египте культ загробной жизни; шумеры не сильно беспокоились о загробной жизни.

Используемая литература:

1. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000

Презентация

Религия Месопотамии

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Древний Шумер

2. Религия Древней Месопотамии

3. Месопотамские божества и мифологические существа

Заключение

Список литературы

Введение

Каждая из цивилизаций древности была в определённой степени основана на религии. Это проявлялась в самых разных формах: в обожествлении царской власти и самой фигуры царя, в присутствии сильных магических «бытовых» верований, когда едва ли не каждое повседневное событие связывалось с божественным миром, в идентификации того или иного города или этноса с конкретным божеством-покровителем и так далее. Эти и другие черты были характерны и для религии шумеров, одной из немногих древних религиозных систем, которые можно довольно подробно реконструировать.

1. Древний Шумер

На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.

Шумеры — первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. мифологический божество этнос власть

Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров.

Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства — нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1970 С. 450-453

2. Религия Древней Месопотамии

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.

Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ним правом на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами). Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.

Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии.

Мифология Двуречья включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им. Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов. В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе — Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат — женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.

Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения — разливы рек Тигра и Ефрата — иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже — в библейские сюжеты.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею — олицетворение женского началаВасильев Л.С. История религий Востока. — М., 1988. C 110

Белицкий М. Забытый мир шумеров. — М., 1980. C 82

3. Месопотамские божества и мифологические существа

Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, — царь небес, верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он — «отец богов», его владение — небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.

Энки или Эа, один из трех великих шумерских богов (два других — Ану и Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считался также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. В молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность и справедливость. В «Энума элиш» он — создатель человека. Как бог мудрости он упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Энки получил от своего отца Ана божественные законы — «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современные исследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественными законами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись чем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей, предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной, так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх, усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом и т.п.

Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он — бог бурь (шумерское «ен» — «господин»; «лиль» — «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь» он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом. В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части — небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, — соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль («нин» — «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре. Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» и которому особенно восторженно поклонялись.

Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук — главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли»). «Великая гора» — один из эпитетов бога Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.

Мардук — главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала II тыс. до н.э., Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения: существует только один бог Мардук, все другие боги — это лишь его разные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

Даган по происхождению — немесопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию около 2000 до н.э. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом») свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон.

Эрешкигаль, жестокая и мстительная богиня подземного царства мертвых. Усмирить ее мог только бог войны Нергал, ставший ее супругом.

Страну умерших шумеры называли Кур. Это приют теней умерших, блуждающих без всякой надежды.Ад — не бездна, куда ввергаются одни лишь грешники, там встречаются хорошие и дурные люди, великие и ничтожные, благочестивые и нечестивцы. Покорность и пессимизм, которыми проникнуты картины ада, являются естественным итогом представлений о роли и месте человека в окружающем мире.Люди после смерти находили вечное пристанище в сумрачном царстве Эрешкигаль. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям). В «стране, откуда нет возврата», действуют непреложные законы, обязательные как для людей, так и для богов. Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых — эти начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья.В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Шумерский рай не был предназначен для людей. Это было место, где могли пребывать только боги.

Страх смерти, боязнь неизбежного перехода в страну Эрешкигаль, — все это рождало не только смирение и покорность, но и протест, тоску об иной, лучшей и более достойной человека участи. Шумеры понимали, что вечная жизнь, являющаяся уделом одних только богов, недостижима для простых смертных, и все же мечтали о бессмертии.Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые из них, к сожалению, полностью не сохранились.

Красавица Иштар, богиня любви и плодородия, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Позднее ей также были присвоены функции богини войны. Наиболее интересная фигура в сонме шумерских богинь. Ее шумерское имя — Инанна («госпожа небес»), у аккадцев ее называли Эштар, у ассирийцев — Истар. Она — сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ — звезда в круге. Как и другие аналогичные женские божества плодородия, Иштар обнаруживала и черты эротической богини. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был город Урук. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве.

Бог Дамузи (также известный под именем Таммуз) был мужским дополнением богини Иштар. Это шумеро-аккадский бог растительности. Его имя означает «истинный сын Апсу». Культ Дамузи был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также «Пастухом». Дамузи — земледельческое божество, смерть и воскресение его — олицетворение земледельческого процесса. Посвященные Дамузи обряды, несомненно, носят отпечаток очень древних церемоний, связанных с оплакиванием всего умирающего в осеннее-зимний период и возрождающегося к жизни весной.

Громовержец Ишкур — бог грозы и сильных ветров — первоначально представлял те же силы, что и Нингирсу, Нинурта или Забаба. Все они олицетворяли могущественные силы природы (гром, грозу, дождь) и вместе с тем покровительствовали животноводству, охоте, земледелию, военным походам — в зависимости от того, чем занимались их почитатели. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Ишкур, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии.

Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль» — тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-наид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.

Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога — Уту. Ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». Шамаш — источник света и жизни, а также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар.

Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители». Нергал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль.

Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов — те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он бог, не терпящий несправедливости. Его супруга — богиня Баба (или Бау).

Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именем Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана; от этой божественной четы родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.

Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема — скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга — богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.

Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ — полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша — бога солнца и Иштар — богини любви. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина был город Ур.

Функции шумерских богинь были схожи еще больше, чем богов. Называясь по-разному, богини, по сути дела, представляли одну идею — идею матери-земли. Каждая из них была матерью богов, богиней урожая и плодородия, советчицей своего мужа, соправительницей и покровительницей города, принадлежавшего богу-супругу. Все они олицетворяли женское начало, мифологическим символом которого являлась Ки или Нинхурсаг. Нинлиль, Нинту, Баба, Нинсун, Гештинанна, по существу, не особенно отличались от матери богов Ки. В некоторых городах культ богини-покровительницы был старше культа бога-покровителя.

Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «намтар»; так же звучало имя демона смерти — Намтар. Возможно, это он выносил решение о смерти человека, которого не могли отменить даже боги.

За все, что происходило на земле, надо было благодарить богов. Над каждым городом храмы «воздевали руки» к небесам, откуда боги следили за своими слугами. Богов нужно было постоянно молить о помощи и содействии. Обращение к богам принимало самую различную форму: строительство храмов и сети каналов, жертвоприношения и накопления храмовых богатств — «имущества бога», молитвы, заклинания, паломничества, участие в мистериях и многое другое.

Но даже самые могучие боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог выступить ни один из его членовВасильев Л.С. История религий Востока. — М., 1988. С 200-205

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М., 1987. С 132-134

Заключение

Необходимо отметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древней Месопотамии обуславливались религиозными представлениями. В богатой вавилонской литературе можно найти некоторые проблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философском тексте — о «невинном страдальце» — автор его ставит вопрос о несправедливости порядка, при котором божество наказывает человека без всякой его вины, и никакие религиозные ритуалы ему не помогают. Также тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т.е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Не исключено, что это сыграло определенную роль в появлении свободомыслия в античности.

Список литературы

3.2. Религии в Месопотамии

Религии Месопотамии (др. – шумеро-аккадская, вавилонская религия) – собирательное название политеистических верований, существовавших в IV–I тыс. до н.э. в древних обществах и государствах долины рек Тигр и Евфрат – в Шумере, Аккаде, Вавилонии, Ассирии. На протяжении тысячелетий в культурных и политических границах месопотамских народов происходил процесс смены, взаимовлияния и синкретизации культов и мифологических сюжетов. Письменными источниками этих религий выступают стихотворные тексты мифов, молитв, гимнов богам, псалмы, наиболее значительные из которых – «Энки и мироздание», «Миф о потопе», «Когда вверху», «Поэма семи таблиц», «Поэма о Гильгамеше».

Уже в начальный шумерский период (IV – рубеж III–II тыс. до н.э.) сформировались многочисленные территориальные культы городов-государств. Их божества-покровители, имевшие преимущественно антропоморфный облик, олицетворяли главным образом творящие и производящие силы природы. В дальнейшем культы покровителей крупнейших городов приобрели общешумерский характер. Так, Энлиль («владыка ветра»), бог города Ниппура, почитался как божество плодородия и жизненных сил, необузданной стихии. Энки («владыка земли»), бог города Эреду, считался владыкой пресных вод и мирового океана, богом мудрости и заклинаний, создателем и покровителем людей, хранителем цивилизации. Ан («небо») – бог неба и покровитель города Урука. Как «отец богов» он открывал список божеств, но чаще выступал символом высшей власти. Другие покровители Урука – богиня распри и плотской любви Инанна («владычица небес») и Уту («сияющий») – бог солнца, всевидящего света, хранитель справедливости и истины. В городе Уре возникло почитание лунного бога Нанна. Эти божества в древнейшем списке богов середины III тыс. до н.э. названы верховными богами шумер. Был также распространен связанный с земледельческими культами образ богини-матери. Она почиталась под разными именами – Мама, Мами, Нинмах, Нинхурсат, Дамгальнуна и др.

В аккадский период (или царства Шумера и Аккада, позже – Вавилонии), с рубежа III– II тыс. до н.э. происходит синкретизация шумерского и аккадского пантеона. Так, аккадский бог солнца Шамаш был отождествлен с шумерским Уту, Иштар – с Инанной, Эйя – с Энки, Адад – с Им, Эллиль – с Энлилем и т.п. В начале II тыс. до н.э., при возникновении Вавилонского царства, его правители ввели культ общегосударственного бога, «царя над всеми богами» – Мардука. В созданных в его честь мифах Мардук обрел образ всепобеждающего бога-творца, воплотив в себе черты многих прежних божеств. Подчиненный ему пантеон насчитывал более 100 богов. Созданная жрецами Мардука мифология включала в себя в переработанном виде и некоторые шумерские предания. Характерно, что централизация власти в руках вавилонских царей сопровождалась тенденцией к монотеизму – другие боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. Во время возвышения Ассирии в конце II – начале I тыс. до н.э., вавилонская религия пополнилась ассирийскими богами, а Мардука замещает Ашшур – центральное божество их пантеона.

Месопотамские религии не ограничивались культами богов. Широкое распространение имела магическая практика. Были развиты гадания – по облакам, по поведению животных и птиц. Сохранились сборники толкований снов – сонники. Для противодействия «дурному глазу» и «дурному слову» использовались амулеты и талисманы. Сохранились и восходившие к первобытности фетишистские и анимистические верования и обряды. Распространенным было поклонение священным деревьям, особо почитался олицетворяющий бессмертие вечнозеленый кедр. Почитались и священные животные, нередко символизировавшие богов. Чтились и фантастические зооморфные фигуры. Так, символом Мардука был дракон, известны колоссальные каменные изваяния крылатых львов в Ассирии. Со стихиями и явлениями природы связывались представления о добрых и злых духах. Особо почитались духи рек и каналов, духи-хранители дома, духи умерших, которым приносились жертвы. Для умилостивления богов прибегали к посредничеству жрецов, которые проводили обряды с использованием молитв и заклинаний, священного елея и воды.

В месопотамских религиях смерть – великое, но неизбежное зло, которого нельзя избежать. Но физической смерти противостоит духовное бессмертие. С этим связано представление о подземном царстве Кур («страна без возврата»), где правит Эрешкигаль. Туда спускаются или проваливаются, его границей служит подземная река, через которую переправляет перевозчик Ур-Шанаби. Участь мертвых тяжела, сносной жизни удостаиваются только те души, по которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также павшие в бою и многодетные.

Космогонические мифы шумер в целостном виде не сохранились. По одному из фрагментов, праматерь всего сущего Намму произвела небо и землю, которые порождают Энлиля. Другой фрагмент сообщает, что под влиянием какого-то события небеса отделились от земли, Ан забрал себе небо, Энлиль – землю, а Эрешкигаль – Кур. По шумерскому мифу о творении людей, боги Энки и Нинмах лепят человека из глины подземного океана Абзу, а богиня Намму вдувает в него жизненную силу. Целью созданного человечества объявляется труд на благо богов: обработка земли и выпас скота, кормление богов своими жертвами. По аккадской космогонической поэме «Энума элиш», Мардук, победив воплощение мирового хаоса чудовище Тиамат и ее супруга Кингу, создает из рассеченного пополам тела Тиамат небо и землю, определяет владения богов. По его совету бог Эйя лепит людей из глины, замешанной на крови чудовища Кингу.

Эсхатология отражена в мифах о потопе, о гневе богов. От полного истребления во время потопа, длившегося семь дней и семь ночей, человечество уберег Зиусудра (аккад. Атрахасис) – «спаситель семени человечества». Затопление мира он пережил со своей супругой, имуществом, зерном и избранными животными на построенном по совету Энки (аккад. Эйя) ковчеге. За обиду, нанесенную ей смертным, Инанна мстит всему человечеству тем, что насылает на землю опустошительные вихри и бури, превращает в кровь всю воду в источниках и т.п. Причиной людских бедствий чаще всего рассматривается злоба богов, их стремление уменьшить не в меру расплодившееся и надоедающее богам своим шумом человечество. Наказание людей – это, как правило, злой каприз богов. Но бытовало и представление о грехе как одной из причин бедствий человека. Грехом считалось оскорбление богов, нарушение ритуалов в их честь. Примером может служить аккадский миф о боге войны и чумы Эрре. Подстрекаемый другими богами, он мстит за пренебрежительное отношение людей к богопочитанию тем, что насылает на землю чуму, хаос и разруху.

Важную роль в месопотамских религиях играли храмы, при которых существовал обширный штат жрецов. Классической формой храмов была многоступенчатая башня – зиккурат. Самый известный в истории зиккурат – Этеменанки (Дом основания небес и земли) в городе Вавилоне, соотносимый с ветхозаветной «Вавилонской башней». Храмы являлись не только религиозными, но и культурными, хозяйственными и политическими центрами.

Культура и религия Месопотамии оказали большое влияние на все сопредельные страны Ближнего Востока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *