Религия и конфессия

«Религиозные конфессии в России. Влияние христианства на культуру и обычаи населения».

Введение

Конфе́ссия (лат. confessio — ‘испове́дание’) или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия» используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания всем конфессиям даны равные права «перед законом». В то же время в Законе о свободе совести РФ зафиксирована особая роль Православия и ряда традиционных для России конфессий, что, по мнению критиков фактически ставит эти конфессии в привилегированное положение. Этим же Федеральным законом (статья 13, часть 2) иностранным религиозным организациям запрещено «заниматься культовой и иной религиозной деятельностью» в России, хотя им и разрешено открывать свои представительства.

В России мирно уживаются между собой самые разные религиозные конфессии (мусульмане, буддисты, иудеи, приверженцы традиционных верований). Ни одна из них не представляет собой господствующей религии, не пользуется особым покровительством государства, хотя большинство верующих России придерживаются православия.

Помимо православных и последователей, ответвившихся от православия сект, в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России есть католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: латинского и византийского обрядов (так называемые греконсатолики). К католикам латинского обряда относятся большинство живущих в России поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х годов 8 католицизм перешло небольшое число русских. В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму.

В своей работе я исследую возникновение христианства на Руси, конфессиональное деление в христианстве, численность христиан в мире и в России, христианское вероучение, а также соблюдение православными церковных обрядов в России.

Задачи исследования:

  1. Изучить основные догматы христианства;
  2. Оценить влияние христианства на культуру и обычаи населения России;
  3. Изучить основные черты христианской религии.

Методы исследования:

  1. Статистический (данные о численности христиан );
  2. Математический (процент россиян, посещающих церковные службы);
  3. Эмпирический и др.
  1. Христианство

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Основной догмат православия — святая Троица. Православного отличает от других христиан то, что он упоминает в своих молитвах и другой речи не просто «Бога», а «Отца, Сына и Святого духа». Божественная сущность постигается в православии не разумом, но, прежде всего человеческими чувствами, ведь недаром часто говорят, что Россия — это вера.

Православие — большая семья, как в прямом, так и в переносном смысле. Православному священнику пристало жениться и иметь много детей, разводы церковь осуждает. При этом даже смерть одного из супругов не освобождает другого от его обета верности. Принято говорить, что «браки совершаются на небесах».

Помимо православных и последователей, ответвившихся от православия сект, в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России есть католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных.

  1. Конфессиональное деление в христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако, широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — Православие, Католицизм и Протестантизм. С таким упрощенным делением, в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

К протестантизму помимо лютеран, англикан и кальвинистов, относят баптистов, пятидесятников и других. К протестантизму не относят некоторые из религиозных течений, возникших в XIX веке, например, Свидетели Иеговы (и не относят сами себя), Мормоны, а также в XX веке, например, Мунисты.

Не менее сложна ситуация и с Ортодоксальными церквями. Так, относящие себя к Католицизму Старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак Католицизма в признании папы Римского главою церкви. К Православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными — дохалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания, до обвинений в ересях.

Кроме того, в такую трехчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь, исповедующая Несторианство, а стало быть в своем лице являющая отдельную христианскую конфессию.

  1. Возникновение христианства

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Согласно церковному преданию, Иисус принял обрезание, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. I век обычно называют апостольским. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век. Время первохристианства II—III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г). Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

  1. Христианство в пределах России до начала Русского государства

Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено еще во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он доходил будто бы до Днепровских гор, где после возник Киев, благословил их и предрек, что на них «воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути». Но после этого еще долго мы не видим никаких признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных ее пределов, где находились старинные колонии греков и где находим очень древние его следы, может быть, действительно относящиеся ко временам святого апостола Андрея.
Более благоприятные условия для успехов здесь евангельской проповеди настали с неопределенного времени поселения в пределах России оседлого народонаселения племен славянских. Славяне были издавна близко знакомы с Грецией, куда они ездили для грабежа, для торговли и для службы в войсках императорских.

В первой половине IX века Болгария, Моравия и Паннония услышали евангельскую проповедь первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянские письмена и переложили на славянскую речь Священное Писание и богослужебные книги. Около того же времени призванием князя Рюрика в Новгороде было положено начало Русского государства, которому Провидением суждено было воспользоваться трудами Кирилла и Мефодия более всех других славянских стран; княжеская власть стала соединять разрозненные славяно-русские племена в один народ и таким образом пролагать путь к будущему всенародному крещению Руси.

  1. Численность христиан.

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке — 180—250 млн (США — 160—225 млн, Канада — 25 млн, в Азии — около 300 млн, в Африке — 300—400 млн, в Австралии — 14 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — около 1,15 млрд, в том числе около 17 млн католиков восточных обрядов. Протестантов — около 400 млн (в том числе 105 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, 16 млн Адвентистов седьмого дня, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), около 70 млн англикан. Приверженцев автокефальных православных церквей от 240 до 300 млн, приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70-80 млн, в том числе последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн. (см. Приложение рис 1)

Православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, но его исповедует также основная часть карел, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган и многих других народов. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, от 70 до 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относится к Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах. В советский период, и особенно в годы сталинских репрессий, когда государственной политикой был атеизм, православная церковь преследовалась, уничтожались храмы и монастыри. Яркий пример — Храм Христа Спасителя в Москве, лишь недавно полностью восстановленный на месте старого. К концу XX века православие стало приходить в упадок, но за последнее десятилетие обнаружило мощную тенденцию к выживанию и возрождению в новом поколении россиян.

  1. Вероучения

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе. Христология — это учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф.5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

  1. Основные черты христианской религии
  1. Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)
  2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)
  3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
  4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
  6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»). Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.
  7. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

  1. Соблюдение православными церковных обрядов в России.

Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков. Согласно опросу, проведённому Фондом Общественное Мнение в январе-феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещают храм и причащаются (см. табл.1)

По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992—1994), то есть около половины одного процента фактического населения города. В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 миллионов россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 миллионов человек. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян.

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил свое несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих». Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.

По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчетам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть.

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов».

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей. Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.

Заключение.

Работая над рефератом, я пришла к выводу, христианство сильно повлияло на культуру и обычаи населения России. Глубокие традиции христианства, питавшие своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка.

Русская культура формировалась под давлением именно христианской традиции, потому первые русские произведения носят черты христианских поучений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственные традиции.

Православие стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры — философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.

Христианство продолжало существовать в странах с коммунистическим режимом. В России, после периода, когда воинствующая антихристианская политика коммунистов привела к значительному сокращению численности членов церкви, христианство возродилось вновь и число верующих существенно увеличилось.

Но стали возникать новые течения в христианстве – наряду со старыми, которые также значительно укрепились. Это старообрядчество, пятидесятники, свидетели Иеговы и другие.

Но православная культура играет в России наиглавнейшую роль.

Список использованной литературы

1)http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/HRISTIANSTVO.html?page=0,7

Конфессиональное деление в Христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако, широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — Православие, Католицизм и Протестантизм. С таким упрощенным делением, в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

Так к Протестантизму, помимо действительно Протестантских церквей (Лютеранство, Англиканство, Кальвинизм), отделившихся от Римской католической церкви во времена Реформации и сохраняющих основные признаки традиционной церковности, относят и течения отделившиеся от самого Протестантизма, как то Баптизм, Адвентизм, Пятидесятничество и другие течения, радикально поменявшие протестантское вероисповедание и которые было бы уместнее назвать неопротестантскими. Еще менее подходят под определение протестантских, многочисленные маргинальные течения, наиболее известные среди которых Свидетели Иеговы, Мормоны и Мунисты.

Не менее сложна ситуация и с Ортодоксальными церквями. Так относящие себя к Католицизму Старокатолики и другие группы называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак Католицизма в признании папы Римского главою церкви. К Православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными — дохалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания, до обвинений в ересях.

Кроме того, в такую трехчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь исповедующая Несторианство, а стало быть в своем лице являющая отдельную христианскую конфессию. В связи с этим, более наглядной схемой конфессионального деления, представляется распределение разных групп церквей по хронологии формирования их исповедания.

Христианские конфессии согласно хронологии их возникновения

  • Ассирийская церковь Востока
  • Древневосточное Православие
  • Византийское Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Неопротестантизм
  • Маргинальное сектантство

Религия в Европе (стр. 1 из 5)

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ее ограничивалось районом Средиземноморья. В центральноевропейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы — лишь в VIII-XII вв.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-Восток — за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., еще более осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились еще протестанты. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всем Севере.

С той поры география различных религиозных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия), а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия, Германская Демократическая Республика). В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Федеративная Республика Германии, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия) большинство верующих — католики. Католики образуют приблизительно половину верующего населения также в Федеративной Республике Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди верующих Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция). В Югославии помимо православных много католиков и мусульман.

Ислам распространен в Европе сравнительно узко. Лишь в Албании и в европейской части Турции к этой религии относится большая часть верующих.

Уже давно Европа является одним из мировых центров свободомыслия и атеизма. Особенно широко атеистические идеи стали распространяться со времени Великой французской революции. После коренных социальных преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в этом регионе были сильно поколеблены устои религии. В социалистических странах непрерывно растет число лиц, порывающих с религией. Рост атеизма можно наблюдать также в буржуазных странах Европы. Особенно выделяются в этом отношении страны с давними традициями свободомыслия — Франция, Нидерланды, Великобритания.

Какова же конкретная картина распространения религиозных верований в зарубежной Европе?

Финляндия

Христианство проникло в Финляндию в XII в. В эпоху Реформации в этой стране распространилось лютеранство, которое исповедуют 90% населения. Большинство лютеран — члены Финской евангелическо-лютеранской церкви. Имеются также последователи Лютеранской конгрегации Швеции (2 тыс.) и Свободной ассоциации евангелическо-лютеранских конгрегации в Финляндии (около 1 тыс.). В качестве самостоятельной организации выступает Финская свободная церковь (11 тыс.). Небольшие группы образуют пятидесятники (40 тыс.), последователи Армии спасения, свидетели Иеговы (12 тыс. полноправных членов), адвентисты седьмого дня (5 тыс.), баптисты (2 тыс ), методисты (2 тыс.). Имеется также группа мормонов (4 тыс.).

Второй по числу последователей церковной организацией в стране является Финская православная церковь (54 тыс.), которая, однако, намного уступает лютеранской церкви. Католиков в Финляндии 3 тыс. Есть также иудаисты (1 тыс.), мусульмане (около 1 тыс.), бехаисты.

Швеция

В Швеции христианство было введено в IX в. Со времени Реформации в стране всецело господствует лютеранство (лютеране составляют примерно 95% населения). Несмотря на провозглашение свободы вероисповеданий, лютеранской церкви в Швеции придан государственный характер. Из других протестантских организаций и сект следует назвать пятидесятников (101 тыс.), Армию спасения (33 тыс.), Шведскую армию спасения (2 тыс.), баптистов (22 тыс.), методистов (5 тыс.), адвентистов седьмого дня (3 тыс.), Шведский миссионерский союз (80 тыс.), Евангелическое национальное миссионерское общество (24 тыс.), Миссионерское общество Эребру (22 тыс.), Миссионерское общество шведского альянса (14 тыс.), Миссию святости (6 тыс.). Католицизм исповедуют только 116 тыс. человек, иудаизм — 17 тыс. Имеется небольшое число бехаистов.

Социологи отмечают падение религиозности населения в последние годы. Так, протестантский социолог Густавсон сообщает, что в 1960 г. государственные лютеранские церкви регулярно посещало всего 3% населения Швеции.

Норвегия

Норвегия была обращена в христианство в IX в. С XVI в. в стране безраздельно господствует лютеранская Норвежская церковь, которая считается государственной (по официальным данным, к этой церкви принадлежит 94% населения). В 1877 г. от государственной церкви ответвилась Евангели-ческо-лютеранская свободная церковь в Норвегии, но число ее последователей невелико (20 тыс.). Еще малочис-леннее независимая Евангелическо-лютеранская церковная конгрегация (4 тыс.). Сравнительно небольшое число членов имеют и другие протестантские церковные организации и секты: пятидесятники (44 тыс.), методисты (16 тыс.), баптисты (13 тыс.), адвентисты седьмого дня (7 тыс.), Норвежский миссионерский союз (6 тыс.), Конгрегация бога (1,5 тыс.), англика-не (1,4 тыс.), Конгрегация Иисуса Христа (0,6 тыс.), Армия спасения. Католиков всего 17 тыс., иудаистов — 0,9 тыс.

Дания

Довольно рано, в самом начале VIII в., христианство утвердилось в Дании, После Реформации официальным вероисповеданием страны стало лютеранство. К государственной Евангелическо-лютеранской народной церкви Дании относится 94% населения страны (интересно, что регулярно посещает церковь лишь 3% населения). Имеются в стране последователи пяти-десятнической Апостолической церкви (9 тыс.), адвентисты седьмого дня (8 тыс.), баптисты (6 тыс.), приверженцы Датского миссионерского союза (4 тыс.), методисты (2 тыс.), реформаты, моравские братья, последователи Армии спасения, квакеры, анг-ликане, члены секты „Христианская наука», унитарии, мормоны и др. Католицизм исповедуют 27 тыс. человек, иудаизм — 7,5 тыс. Имеется также небольшое число православных и мусульман (среди иммигрантов), а также бехаистов.

Фарерские острова

Подавляющая часть населения автономной области Дании Фарерские острова — лютеране. Есть небольшие группы плимутских братьев и католиков.

Исландия

Христианизация населения в этой стране произошла в начале XI в. После Реформации большинство верующих стали лютеранами Евангелическая лютеранская церковь находится в стране на положении государственной. К ней относится 93% населения Исландии. Большинство остальных верующих -последователи двух независимых протестантских группировок: Свободной церкви (7 тыс.) и Независимой конгрегации Свободной церкви (2 тыс.). Имеется также незначительное число сектантов. Это последователи Шведской свободной миссии, члены Исландского библейского общества, адвентисты седьмого дня, приверженцы Армии спасения. Сторонников католицизма — 2 тыс.

Великобритания

Уже в III в., т. е. еще до вторжения англосаксов, Британия была христианской страной. В первой половине XVI в. церковь Англии объявила себя независимой от Рима. Тем не менее часть верующих сохранила верность католицизму. В разное время от англиканской церкви отделилось много различных церковных группировок и сект. В Шотландии в эпоху Реформации утвердился кальвинизм (в форме пресвитерианства), который и стал основной религией страны.

В настоящее время в Великобритании действуют две государственные церкви: Церковь Англии (англиканская) и Церковь Шотландии (пресвитерианская). Англикане в настоящее время образуют примерно 55% населения страны. Церковь Англии насчитывает в настоящее время 27 млн. последователей (в это число не входят англикане в Уэльсе, где англиканская церковь не является государственной). 3% населения страны — пресвитериане. Самая крупная пресвитерианская церковная организация — государственная Церковь Шотландии — имеет 903 тыс. взрослых членов. Кроме государственных в Великобритании есть еще так называемые свободные церкви. Наибольшее число последователей имеют методистские церковные организации (10% населения). Крупнейшая из них -Методистская церковь (488 тыс. активных членов), кроме нее существуют независимые методисты (5 тыс.) и Веслеянский реформистский союз (4 тыс.). Всего же методистов вместе с детьми 1,4 млн. Наиболее влиятельны методисты в северо-восточных районах страны, в западной части Мидленда и Корнуолле. Далее следуют различные кальвинистские церкви. Среди них нужно отметить Объединенную реформатскую церковь, образовавшуюся путем слияния конгрегацио-налистов Англии и Уэльса и пресвитериан Англии (140 тыс.), Пресвитерианскую (кальвинистскую методистскую) церковь Уэльса (85 тыс.), Союз уэльских индепендентов, Свободную церковь Шотландии, Объединенную свободную церковь Шотландии (10 тыс.), Свободную пресвитерианскую церковь Шотландии, Реформированную пресвитерианскую церковь Шотландии, а также Конгрегациональ-ную федерацию, созданную конгрега-ционалистами, не вошедшими в Объединенную реформатскую церковь. Немало также и баптистов. Большинство из них объединено в Баптистский союз Великобритании и Ирландии (153 тыс. полноправных членов в Великобритании и Ирландии; всего же баптистов вместе с детьми 337 тыс.).

Шотландские англикане объединены в Епископальную церковь в Шотландии (69 тыс.).

В Великобритании существуют и другие протестантские течения, однако численность их последователей сравнительно невелика. Это приверженцы Армии спасения (100 тыс. активных членов), различные группы пятидесятников (98 тыс., в том числе: Ассамблеи бога — 60 тыс., Элимская церковь — 25 тыс., Апостолическая церковь — 8 тыс., Пятидесятнические элимские церкви — 2 тыс., Пятиде-сятническая церковь святости — 2 тыс. и др.; среди пятидесятников много выходцев из Вест-Индии), „братья» (80 тыс.), свидетели Иеговы (51 тыс.), лютеране (33 тыс.), квакеры (19 тыс.), члены Унитарианских и свободных христианских церквей (8 тыс. совершеннолетних), адвентисты седьмого дня (14,5 тыс.), последователи Церквей Христа в Великобритании и Ирландии (12 тыс.), приверженцы Свободной церкви Англии, или Реформированной епископальной церкви (8 тыс.), назаряне (8 тыс.), сторонники Новой церкви (8 тыс.), моравские братья (5 тыс.), приверженцы Объединения графини Хантингдон (4 тыс.), реформаты и т. д. Имеют приверженцев также секта „Христианская наука» и мормоны (72 тыс.).

Деноминация (религия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Деноминация. Эта статья о религиоведческом термине; об объединениях верующих, придерживающихся одного вероисповедания в пределах определённой религиозной традиции см. конфессия.

Деномина́ция (от лат. denominátio — «переименова́ние»; англ. de-nominalist church; нем. Denominierung) — в религиоведении тип религиозной организации в христианстве. Специфической характеристикой деноминации является её промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром (1929 г.) в книге «Социальные истоки деноминационализма» (англ. The social sources of denominationalism).

От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу, признаёт возможность духовного возрождения для любого верующего человека. С сектой её сближает относительно небольшой период существования, преимущественный упор на религиозную деятельность, в вероучении наличие качественных отличий от традиционных церквей и противопоставление себя им, претензии на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

Деноминация имеет чёткую организацию как «по вертикали» (подчинение различных звеньев управления), так и «по горизонтали» (направление деятельности членов общины). Несмотря на то, что в деноминации провозглашается равенство всех её членов и наличие выборности руководства, в действительности имеет место элита, состоящая из постоянных людей, которые наделены широкими полномочиями. Также при формальном отрицании разделения верующих на священников и мирян, существуют профессиональные священнослужители, которые провозглашаются наделёнными „даром“ понимания и способностью толковать „слово“ божье, как и выступать с пророчествами и проповедями.

Кроме того, термин деноминация используется в обыденном словоупотреблении в качестве синонима слова конфессия..

> См. также

  • Деноминационализм
  1. Васильева2, 2008.
  2. 1 2 3 Яблоков, 1979, с. 114.
  3. 1 2 Митрохин, 1990, с. 92.
  4. Деноминация // Философский словарь
  5. Деноминация // Социологический словарь
  6. Гараджа, 1995.
  7. Волков, Добреньков, Нечипуренко, Попов, 2003.
  8. Яблоков, 1979, с. 57.
  9. Niebuhr, 1929.
  10. 1 2 Яблоков, 1994.
  11. 1 2 Степаненко, 2005.
  12. 1 2 Гидденс, 1999.
  13. Пучков, Казьмина, 1997.

Литература

На русском языке

  • Васильева Е. Н. Типология «церковь-секта» Вебера-Трёльча и её развитие в западном и отечественном религиоведении. — автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.13. — М.: Институт философии РАН, 2008. — 32 с.
  • Васильева Е. Н. Идеальный и конструктивный типы: грани различия // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: «Грамота», 2008. — № 4 (11): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. В 2 ч. Ч. 2. — С. 48-50.
  • Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с.
  • Гараджа В. И. Глава III.Религия, как социальный феномен 3. Типы «человека религиозного» и типология религиозных организаций // Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преподавателей ср. шк. — 2-е изд., доп. — М.: Аспект-Пресс, 1995. — ISBN 5-7567-0007-2.
  • Гидденс Э. Глава 14. Религия. Типы религиозных организаций. Вебер и Трельч: церкви и секты и Беккер: деноминации и культы // Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с. — ISBN 5-354-01093-4, ISBN 0-7456-2311-5.
  • Деноминация // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 512. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. — М.: Политиздат, 1990. — С. 92. — ISBN 5-250-00373-7.
  • Пучков П. И., Казьмина О. Е. Религии современного мира. — М., 1997. — 286 с. (недоступная ссылка)
  • Степаненко В. И. 10.4. Структура религиозной организации, церковь, секта // Социология (краткий курс лекций). — М.: МАНПО, 2005. — 531 с. Архивировано 14 февраля 2008 года. Архивная копия от 14 февраля 2008 на Wayback Machine
  • Яблоков И. Н. Социология религии. — М.: Мысль, 1979. — 182 с.
  • Яблоков И. Н. Раздел первый. «Основы теории религии» Гл. III. Элементы и структура религии // Основы религиоведения: Учеб / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 1994. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6.

На других языках

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *