Религия и наука

Религия и наука дополняют друг друга, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное.

Назначение религии — помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Религия, главным нервом которой является вера, с самого начала истории человечества и до нынешнего дня отвечает самым глубоким запросам человеческой души, а именно потребности найти опору в абсолютном Существе. Попытка обрести смысл жизни в мире конечном, изменчивом, текущем и непостоянном — иллюзия. Только абсолютное и вечное начало, каким является Бог, может придать смысл и непреходящую ценность человеческой жизни.

Наука же удовлетворяет естественные потребности человека. Ее цель — объективное познание специальными методами природы, человека и общества. Выдающийся физик Роберт Гук (1635–1703) дает классически точное определение: «Задача науки состоит в изыскании совершенного знания природы, а также свойств тел и причин; эти знания приобретаются не просто ради самих себя, а для того, чтобы дать возможность человеку вызывать и совершать такие эффекты, которые могут наиболее способствовать его благополучию в мире».

Вера, религия, целью которой является высшее духовное благо, не только не отрицает право на благополучие человека в мире, но и духовно освещает земную деятельность, дает нравственные ориентиры. Только при свете истинной религии, которая делает для человека ясными цели бытия в этом мире, земная деятельность может приносить ему благо.

Религия и наука дополняют друг друга не только в области социальной, но и в области познания. Как религия, так и наука дают человеку знания. Однако познавательные сферы у религии и науки различны: наука имеет дело с естественными реалиями, а религия — со сверхъестественными.

Разум требуется не только в науке и практической деятельности, но и в религии. Он нужен, чтобы познать Бога и строить духовную жизнь. Священное Писание говорит о мудрости и разуме как о ценном даре, который подает людям Бог: И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря (3 Цар 4, 29). Слово разум и производные от него (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются триста шестьдесят раз. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем (2 Тим 2, 7). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена святых: Василий Великий, блаженный Августин, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Игнатий (Брянчанинов) и другие. «Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души», — писал великий богослов, святой Иоанн Дамаскин (выделено нами. — Авт.).

Святитель Григорий Палама

Утверждение о том, что религия и наука находятся в противоречии, логически произвольно и не имеет под собой никаких оснований. Иммануил Кант показал, что теоретический разум, который реализуется в науке, имеет строгие границы и не может ни доказать, ни опровергнуть то, что находится за пределами чувственного опыта. Несоблюдение этого принципиального логического требования уводит ученого из сферы науки в область идеологии, что и произошло, когда в конце XVIII века, в «эпоху Просвещения», стал зарождаться эволюционизм. Скептицизм и неверие — болезнь европейской культуры последних трех столетий. Нарастающее обмирщение жизни приводит к бездуховности. Именно на этой почве получил широкое распространение дарвинизм, который был направлен против библейского учения о Боге как Творце. Нетрудно проследить генетическую связь дарвиновского учения с основными философско-идеологическими идеями конца XVIII — первой половины XIX столетия. Дарвинизм полностью опровергается данными палеонтологии: летопись земли не содержит промежуточных звеньев, которые бы подтверждали эволюционный процесс. С появлением генетики эволюционизму был нанесен смертельный удар. В 1866 году вышел классический труд монаха августинского монастыря святого Томаша в Брюнне (ныне город Брно) Грегора Менделя «Опыты над растительными гибридами». В 1900 году Х. Де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак на собственных опытах убедились в справедливости выводов Г. Менделя и сформулировали закон наследственности. Именно законы, открытые генетикой, выбили из фундамента эволюционной концепции один из краеугольных камней — тезис о передаче по наследству благоприобретенных признаков. Генетика показала, что вид обладает надежным внутренним механизмом, дающим ему удивительную устойчивость. Говорить об эволюции вида стало научно некорректно. Однако дарвинизм, как и всякая идеология, оказался живучим. Он не только оказал разрушительное влияние на религиозное сознание многих, но и нанес серьезный вред биологической науке. Академик РАН Ю. П. Алтухов (1936–2006), открывший явление генетического мономорфизма видов и оптимального генетического разнообразия популяций, пишет: «Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлеющему материализму положения гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий” естественный отбор. Ответственность за эту подмену в значительной степени лежит и на ученых. Тщательное исследование Священного Писания дает все необходимые предпосылки для твердой веры. Таким образом, вера и объективное научное знание не противоречат друг другу — они говорят об одном и дополняют друг друга. Мы надеемся, что после длительного отступления от веры в жизни общества вновь возобладает мировоззрение, основанное на христианстве, определявшем формирование европейской культуры на протяжении двух тысячелетий».

Попытки атеистов в наше время взять в союзники науку лишены всякого основания. Против этого выступают сами ученые. Так, нобелевский лауреат по физике, изобретатель лазера Чарльз Таунс (род. 1915) говорит: «Наука и религия часто рассматриваются как отдельные аспекты наших убеждений и представлений о мире. Однако религия представляет собой попытку понять цель Вселенной, а наука — попытку понять ее природу и характеристики, поэтому наука и религия тесно связаны». Столь же решительно об этом говорит великий физик XX столетия Макс Планк (1858–1947): «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обусловливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц».

Знания о мире нужны человеку не только для жизнедеятельности. Природа с ее красотой, гармонией и разнообразием безмолвно свидетельствует о Творце. «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которого я называю Господь Бог», — писал Исаак Ньютон.

— два полярных по своей сути способа отношения человека к миру: если наука обращена к исследованию естественных объектов, то религия — к сверхъестественному.

Формы и способы взаимоотношения науки и религии весьма разнообразны. Взаимодействие науки и религии имеет долгую историю. Длительное время они развивались в рамках мифологии и не выделялись в качестве самостоятельных форм. Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения природы. Наука вырабатывает свои методы и критерии, свою модель рациональности и картину мира.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и на их основе выстраивает законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Наука имеет практическую направленность (критерий практики в науке появляется в эпоху Возрождения). Наука тесно связана с техникой, поскольку техника — это одно из практических воплощений науки.

По сути дела, религия и наука являются двумя различными способами объяснения одной и той же реальности. Они объясняют

сущность, происхождение мира, жизни и человека.

Религия в известном смысле является более сложным явлением, чем наука, ведь она соединяет в себе церковь как социальный институт, веру человека и моральные основы человеческого бытия. Религия рассматривает взаимоотношения человека с Абсолютом. Религия охватывает сотни миллионов людей, тогда как лиц, занимающихся наукой, значительно меньше.

В Античности религия и наука развиваются вместе, в то время еще не возникает острых столкновений между ними. В Средние века религия становится определяющим фактором развития мировоззрения, наука же рассматривается только как дополнение к религии. Фома Аквинский разработал концепцию естественной теологии, в которой обосновал возможность последовательного перехода от научных истин к философским и религиозным.

Начиная с эпохи Возрождения соотношение науки и религии резко меняется. Решающим столкновением между наукой и религией становятся споры вокруг системы мира Н. Коперника. Ортодоксальной считалась система мира К. Птолемея, согласий которой Земля покоится в центре Вселенной, в то время как Солнце, Луна, планеты и система неподвижных звезд вращаются вокруг нее — каждая по своей сфере. Согласно коперни- канскому учению Земля вовсе не покоится, а движется вокруг Солнца и вокруг своей оси. Позднее научные взгляды о мире были развиты Галилеем.

Г. Галилей указывает на существенные различия между суждениями науки и веры. У науки и веры, по его мнению, разные основы и задачи. Наука не должна зависеть от традиции и догм, а научное знание должно быть автономным, поскольку в основе науки лежит эксперимент.

В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVII-XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира, которая на основе законов механики претендует постичь все, исходя из самой природы. Законы сохранения энергии и движения, закон сохранения вещества, открытие клеточного строения живой природы, теория эволюции легли в основу научной картины мира, тем самым лишая религиозные представления объяснения с точки зрения природы. В это время была достигнута практически полная независимость науки от религии, появляется и атеизм, первыми наиболее последовательными представителями которого были французские просветители. Атеизм нашел свое практическое воплощение в лозунгах Великой французской революции.

В XIX в. последовала реакция на указанные процессы, но авторитет науки, поддержанный к тому же промышленным переворотом, уже настолько упрочился, что ей оказались не опасны наступления религии. Вера в науку значительно заместила веру в религию. Наиболее серьезная попытка клерикалов взять реванш — дискуссия вокруг дарвиновской теории происхождения видов, особенно вокруг тезиса о происхождении человека. Но и она была отбита без особого труда и с большим почетом для ученых.

В итоге к н. XX в., по крайней мере в просвещенной части общества, атеизм, основанный на вере во всемогущество науки, победил безоговорочно. «Бог умер» — провозгласили философы (Ф. Ницше). В этом, однако, таилась одна из двух главных опасностей для чисто атеистического научного мировоззрения: подобная позиция была убедительной только для интеллектуально развитой части общества, для просвещенного меньшинства жителей планеты.

Другая опасность для атеистического мировоззрения неожиданно выросла из самой его основы и гордости — фундаментальной науки, главным образом физики. Развитие квантовой физики и теории релятивистской гравитации привело к открытию принципиальных внутренних ограничений в изучении микро- и макромира. Оказалось, что наука вовсе не всемогуща. Этим не преминули воспользоваться теологи. Так, католический

теолог Ж. Маритен утверждал, что наука и теология достигли линии водораздела. Начиная с 20-х гг. XX в. в науке совершаются открытия и возникают теории, которые не вписываются в механистическую модель мира, требуя ее серьезного пересмотра. К ним относятся теория относительности, изменившая представление о связи пространства и времени, квантовая физика, открывающая законы микромира и др. На основе этих открытий пока не выработана современная научная картина мира столь же целостная, как и созданная на основе механики.

В конце XX в. «идеологический диктат» атеизма исчезает, он уже не столь популярен, его сменяет не убежденная религиозность, а скептицизм и абстрактная религиозность, большим потоком в сознание людей вливаются всевозможные явления — оккультизм, мистика, теософия, магия, спиритизм и др. Несмотря на это, религия и наука по-прежнему имеют разные основания: наука опирается на знание, полученное научными методами, а религия — на веру.

Можно выделить несколько подходов при рассмотрении науки и религии:

  1. Подходы, утверждающие, что главную роль играет наука. Они проявились в XVII- XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира.

Натурализм и материализм — это мировоззренческие позиции, в которых не только утверждается главенствующая роль науки, но и полностью отрицается потребность в религии.

  1. Подходы, отдающие главную роль религии. Эта точка зрения была главной в эпоху Средневековья. В настоящее время этого взгляда придерживаются религиозные мыслители, теологи; существует ряд философских течений, в которых приоритет отдается религии.
  2. Есть концепции, считающие, что наука и религия должны развиваться параллельно. Их сторонники исходят из того, что науку и религию можно примирить, найти их общие основания (см., напр.: Чичерин Б. Наука и религия. М., 1999). Ведь именно разум определяет содержание религии, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв между наукой и религией происходит от недостаточного развития науки или от несовершенства религии. Окончательная цель развития — высшее объединение обеих областей, синтез всего духовного мира. Религия и наука не противоречат и не могут противоречить друг другу по той простой причине, что они говорят о разном; противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете: наука изучает действительный мир, религия познает Бога, поэтому истины одной не должны противоречить истинам другой (Франк С. Религия и наука. М., 1992).

В ответ на это надо признать, что религия и наука имеют и общие вопросы, причем важные.

Таким вопросом, напр., является вопрос о сущности мира. С точки зрения классической науки Вселенная представляет собой замкнутую, саморегулирующуюся систему, в которой все происходящие процессы идут «сами по себе», без всякого внешнего вмешательства, и могут быть описаны динамическими и статистическими законами. Такой мир, говорили творцы науки, не нуждается в гипотезе Бога. Другими словами, Вселенная — это мир, детерминированный динамическими и статистическими законами и только ими, принципиально лишенный чего бы то ни было внешнего по отношению к нему; это мир, частицей которого являемся и мы сами, мир, в принципе познаваемый нами. Этот мир в силу каких-то еще неясных законов творит себя сам, и никто не вмешивается в него извне и не наблюдает за ним ни сострадающе, ни равнодушно. И человек, являясь «органом самопознания мира», в силу того только, что он частица этого мира, осознает свою роль творца и ставит перед собой цель его переделки и совершенствования. Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной.

С точки зрения религии Бог создал мир, он управляет им. Человек является творени-

ем Бога. Мир создан Богом разумно, т. е. он имеет свой порядок.

Происхождение мира и жизни. Учение о постепенной эволюции растений и животных, которое перешло в биологию в основном из геологии, можно разделить на три части. Во-первых, фактом — достоверным, насколько это возможно в отношении далеких эпох, — является то, что более простые формы жизни суть и более древние, а формы, обладающие сложной структурой, появляются на поздней ступени развития. Во-вторых, имеется теория, что более поздние и организованные формы возникли не спонтанно, но развились из ранних форм, претерпев ряд модификаций; именно это, собственно говоря, и имеется в виду под «эволюцией» в биологии. В-третьих, существуют исследования механизма эволюции. Главная историческая заслуга Ч. Дарвина с точки зрения науки состоит в том, что он предложил в качестве механизма естественный отбор, благодаря чему идея эволюции стала казаться более правдоподобной. Впрочем, это предположение, удовлетворявшее последователей Ч. Дарвина, не может считаться бесспорным.

Согласно религиозной точке зрения мир возникает в результате творения Бога. Он создает не только «неживую» природу, но и жизнь на Земле. Жизнь на Земле появляется сразу во всем многообразии, т. е. нет постепенной эволюции, одни виды не происходят из других.

Происхождение человека. Как религиозное, так и научное учение о происхождении человека говорят не об одном и том же, а о разном: наука — об относительном «происхождении» человека, т. е. биологической преемственности его с иными, низшими организмами более ранних стадий органической жизни, религия же — об абсолютном происхождении человека, т. е. о его происхождении из самого первоначала бытия и об отношении его к этому первоначалу — Богу. Религия утверждает, что человек есть высшее, особое существо, отличное от всего животного мира, что он сотворен Богом как «образ и подобие Божие»; и та же религия в своем учении о грехопадении добавляет, что позднее человек (по тем или иным причинам) «пал», т. е. потерял чистоту своего божественного образа и смешался с миром низшей природы, подчинился ему. Религия раскрывает иную, более раннюю эпоху бытия человека, предшествовавшую всей той органической эволюции, которую изучает наука.

Дарвинизм, так же как и учение Н. Коперника, вступил в серьезное противоречие с религиозными идеями. Пришлось отказаться от представлений о постоянстве видов и множестве отдельных актов творения, содержавшихся в книге Бытия, а также признать, что после возникновения жизни прошел огромный период времени, прежде чем появился человек. Отказались и от множества аргументов в пользу благодати провидения, якобы даровавшего животным тончайшую приспособленность к среде, — теперь это объясняется механизмом естественного отбора. Помимо этого утверждается, что человек произошел от низших животных.

Объяснение чудес. Это основной камень преткновения между религией и наукой. Вера в чудеса считается несовместимой с научной истиной о строгой закономерности всех явлений природы. Религиозный человек верует, что он находится под постоянным водительством Бога; и если он усматривает волю Божию в сцеплении явлений, обусловленных естественными причинами, то он не может отказаться от мысли, что если Бог захочет, то Он всегда может и изменить естественный ход событий, т. е. сотворить чудо. Под чудом понимается непосредственное вмешательство высших, Божественных сил в ходе явлений — вмешательство, приводящее к такому результату, который невозможен при действии только естественных, природных сил. Наука и научность не опровергают и не могут опровергать возможность чудес. Наука изучает закономерности только естественных, внутренних сил природы и поэтому ничего не говорит о возможности или невозможности чуда.

Таким образом, можно сказать, что наука и религия, несмотря на принципиальные и существенные различия, имеют и точки пересечения. А в таких явлениях культуры, как алхимия, астрология, наука и религия соединяются в одно целое. Язык науки и язык религии также обладают сходством. Оба они опираются на естественный язык, добавляя некоторые особенные термины и доказательства; в науке и религии рассуждения строятся с привлечением аргументов и логических доказательств. Эти сходства объясняются тем, что наука и религия развивались, взаимно влияя друг на друга.

К. ИЗаболотских

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных)., воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.

Мораль как форма регуляции поведения человека

Мораль (лат.moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Мораль – сложное системное образование. Ее основные структурные элементы :

моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);

моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т. д.);

моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);

морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

Мораль обусловлена социально-исторически, ее структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т. д. К основным социальным функциям морали относятся:

§ оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);

§ императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);

§ воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);

§ коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);

§ гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);

§ познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).

Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство – особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности (греч.аеsteticos – чувствующий, чувственный).

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука – эстетика. Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства – эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия(лат. religio – благочестие, набожность, святыня).

Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры.

Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом : магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации , возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений.

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

В основе любого религиозного течения — вера. И в то время пока истинно верующие люди не ставят под сомнение чудеса, описанные в священных книгах, ученые пытаются дать им объяснение с точки зрения современной науки.
1. Джинны

В исламской теологии принято считать, что люди были созданы из воды и глины, ангелы были созданы из света, а джинны — из бездымного огня. Хотя многие считают, что джинны являются простыми духами, появилась теория, что слово «джинн» на самом деле означает «чужеземец». Это якобы указывает на их внеземное происхождение. Некоторые исследователи предполагают, что джинны могут быть формой существующей на солнце плазменной жизни, что прекрасно подходит под понятие «бездымного огня».

Другая теория гласит, что это форма жизни, базирующаяся на взаимодействии магнитных полей, где положительные и отрицательные ионы взаимодействуют подобно белкам и нуклеиновым кислотам на Земле, а поддерживает их существование энергия Солнца.
Уфолог Крис Лайн выдвинул и вовсе необычную гипотезу. Он предполагает, что джинны существуют в инфракрасном спектре, а ангелы существуют в ультрафиолетовом спектре. Эта теория также якобы объясняет, почему НЛО стали появляться на небе после 1940-х годов. Судя по всему, бурное развитие технологий привело к тому, что атмосфера Земли стала буквально переполнена микроволновым излучением, что стало «раздражать джиннов, существующих в инфракрасном спектре».
2. Реинкарнация
Буддисты, как правило, очень уважительно относятся к науке. Поэтому вовсе не удивительно, что многие буддийские мыслители пытались дать объяснение концепции реинкарнации с научной точки зрения. Психиатр из Университета Вирджинии Джим Такер провел годы, собирая данные о детях, которые утверждают, что имели воспоминания о прошлых жизнях.
На удивление, его исследования практически не критиковали, поскольку Такеру удалось выявить некоторые любопытные закономерности. Возраст большинства детей, которые утверждают, что помнят прошлые жизни составляет 2-6 лет, а также якобы в среднем они умирали в 28 лет во время предыдущей жизни. Около 70 процентов детей утверждали, что умерли насильственной или неестественной смертью, а 90 процентов утверждали, что имели тот же самый пол в своей предыдущей жизни.
Некоторые квантовые физики считают, что материальный мир является производным от сознания, а не наоборот. Если это правда, то сознанию не нужно физическое тело для существования.
3. Непорочное зачатие
Чудо о непорочном зачатии Иисуса является одной из важнейших вех христианской веры. Большинство людей предполагают, что оно произошло с помощью Бога. Но есть и те, кто пытается разработать научное объяснение этому факту.
С одной стороны, существует такое явление как партеногенез — одна из форм полового размножения организмов, при которой женские половые клетки (яйцеклетки) развиваются во взрослом организме без оплодотворения. Но тогда встает вопрос, откуда Иисус получил Y-хромосому, благодаря которой родился мужчиной.
Согласно одной из теорий, Х-хромосома Марии несла в себе мутацию, которая сделала ее организм устойчивым к тестостерону. Следственно, хотя она и развивалась, как женщина, но по генам была практически мужчиной. Согласно другой теории, у Марии были разные гены, поскольку до ее рождения эмбрионы-близнецы в утробе ее матери слились в одно целое (при этом один из них имел Y- хромосому).
4. Святая троица
Еще одной из основных тайн христианства являются три аспекта Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Некоторые современные ученые считают, что ответ может быть найден в квантовой механике. Они предполагают, что Бог создал физический мир с научными законами по образцу своей божественной природы, поэтому взаимосвязи субатомных частиц можно рассматривать как взаимодействие Отца, Сына и Святого Духа.
5. Рай и ад
В 1972 году ученые попытались применить принципы термодинамики к концепции рая и ада. В итоге они получили довольно интересный результат. В Книге пророка Исаия было сказано «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней». Это якобы говорит о том, что рай будет получать в 49 раз больше тепла от Солнца, чем Земля.
Согласно законов термодинамики, при этом рай должен нагреться до 525 градусов по Цельсию. При этом в Откровении Иоанна Богослова сказано, что «боязливых, неверных, скверных, убийц, прелюбодеев, чародеев, идолослужителей и всех лжецов ожидает участь в озере, горящем огнем и серою». Чтобы сера была расплавленной и не испарялась, в озере должна поддерживаться температура на уровне 444,6 градусов по Цельсию. Таким образом, в раю должно быть жарче, чем в аду.
Однако, если принять во внимание то, что в Аду в 2000 году содержалось около 29 миллиардов душ (по крайней мере, так утверждал некий математик еще в 19 веке), а площадь адского огненного озера составляет всего 7 квадратных километров (это также было подсчитано им), то при таком давлении сера сможет оставаться в жидкой форме при температурах, значительно превышающих 525 градусов по Цельсию.
6. Дар языков
В 2006 году исследователи Университета штата Пенсильвания проявили интерес к «глоссолалии» (речи, состоящей из бессмысленных слов, но имеющей все признаки осмысленной речи), которая практикуется в некоторых сектах пятидесятников по всему миру. Просканировав мозг пяти женщин, которые говорили в состоянии транса на непонятном языке, исследователи обнаружили, что лобные доли (которые управляют осознанным действием), а также языковые центры в мозгу были неактивны.
В отличие от этого, в участках мозга, ответственных за поддержание самосознания, наблюдалась активность. Эти результаты подтвердили то, о чем давно утверждали пятидесятники: глоссолалия является уникальным сознательным опытом, который происходит без участия сознания. Верующие же интерпретировали результаты так: люди получают возможность глоссолалии извне, из-за пределов своего разума.
7. Коран

Некоторые мусульмане считают, что основы для современной науки можно найти в Коране. Доктор Джо Ли Симпсон — эксперт в гинекологии, акушерстве и генетике — заявил, что в двух хадисах о Пророке Мухаммеде описывается процесс эмбриогенеза. В одном из них Пророк сказал: «У каждого из вас все составляющие его творения собираются вместе в утробе матери в течение сорока дней».
В другом хадисе он сказал: «Если после зачатия прошло сорок две ночи, Аллах посылает к эмбриону ангела, который придаёт ему форму человека и дарует ему слух, зрение, кожу, плоть и кости». Также в Коране якобы упоминается об орбитах планет, защитных свойствах атмосферы, магнитном поле Земли, относительности времени и т.д.
8. Бытие

В 1994 году ученые технологического колледжа Иерусалима и Еврейского университета проанализировали книгу Бытия на предмет равноудаленных последовательностей букв. (Например, «HXOXUXSXE» может быть расшифровано как «дом»). Используя этот метод, исследователи надеялись найти особые слова и фразы, оставленные человечеству Богом.
В своем исследовании они базировались на предыдущей работе раввина Вайссманделя, который нашел аналогичные закономерности в Еврейском Пятикнижии (пять книг Моисея). В результате статистического анализа якобы были обнаружены имена 32 еврейских деятелей из 9 по 19 века с датами их рождения и смерти.
9. Звезды
Креационисты верят, что возраст Вселенной, в том числе и Земли, составляет всего 6000 лет. Тем не менее, самые дальние объекты (квазары), обнаруженные астрономами, находятся на расстоянии 13 миллиардов световых лет. Как же мы видим эти объекты? Австралийские ученые Тревор Норман и Барри Сеттерфилд, проанализировав 163 экспериментальных значений для определения скорости света с середины 18-го века до наших дней, пришли к выводу, что скорость света постоянно уменьшается примерно на 40 километров в секунду каждый год. Соответственно, с момента сотворения Вселенной свет преодолел намного большее расстояние, нежели при нынешней его скорости.
10. Одержимость
В 2005 году д-р Стаффорд Бетти, профессор религиоведения в Университете штата Калифорния, опубликовал статью, в которой доказал возможность «одержимости демонами». Он утверждал, что существует множество доказательств во всех мировых культурах от древней до современной истории относительно того, что демоны могли овладевать людьми, а также что экзорцизм является эффективным методом лечения.
При этом Бетти уточнил: подобная одержимость не обязательно означает, что людьми овладевали классические иудейско-христианские демоны с рогами и вилами, а это были «более или менее разумные существа, незаметные для людей, которые обладают собственной волей и которых можно подчинить различнми способами». Он также считает, что экзорцизм должен быть принят в качестве альтернативной формы лечения психических заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *